12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кива Ирина Юрьевна2190
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
7

Технология применения коллажей в коррекционной работе с детьми с ЗПР

Технология применения коллажей в коррекционной работе с детьми с ЗПР

Актуальность применения коллажей

На сегодняшний день возрастает количество детей с нарушениями речи, усложняется структура речевого дефекта, снижается эмоциональная вовлеченность детей в занятие, отмечаются психологические нарушения у воспитанников.

Все это требует поиска новых форм работы для повышения эффективности коррекционного воздействия.

Пособие  «Логопедические коллажи» представляет собой набор плакатов с разнообразным наглядным материалом.

Ориентировано на дошкольников 5-8 лет и может использоваться как в самостоятельной деятельности детей, так и на логопедических занятиях по разным направлениям речевой деятельности. Многофункциональность коллажей предполагает возможность использования их практически в любой деятельности : на последующих занятиях, при повторении пройденного материала.

Может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений, учителями-логопедами, интересующимися родителями в работе с детьми.

Целью использования коллажа является развитие коммуникативных компетенций, повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса у дошкольников, доступным средством познания окружающего мира.

Использование в работе учителя – логопеда данного пособия позволяет решать одновременно несколько задач:

-обогащения словарного запаса, развитие навыка словообразования,

- обучение составлению рассказа и пересказа;

- развитие пространственных представлений и психических процессов

- автоматизация и дифференциация звуков.

Авторы коллажей - педагоги, подгруппа детей, семья, отдельные участники.

Составление коллажа может проходить на протяжении всего занятия, быть его частью, продолжиться в свободной деятельности детей, явиться итогом всей тематической недели. В предварительной работе принимают участие родители. Применение коллажей возможно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, а также в самостоятельной деятельности детей

Коллаж - это учебное пособие, лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Коллаж напоминает плакат или стенгазету. Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чем или о ком будет рассказ. При этом ребенок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками.

Этапы работы над коллажем по составлению рассказа:

Обогащение и систематизация знаний детей по теме;

Подбор иллюстрационного материалы ( картинки);

Размещение иллюстраций, создание коллажа;

Рассматривание и обсуждение иллюстрационного материала, установление ассоциативных связей;

Составление рассказа по коллажу.

Коллажи по словообразованию. Родственные слова.

Активизация и обогащение словарного запаса по изучаемым лексическим темам

Совместное с детьми рассматривание картинок, фотографий, рисунков иллюстрирующих какую-либо группу родственных слов.

Подбор родственных слов и объяснение их лексического значения;

Составление рассказов с опорой на группу подобранных родственных слов;

Выделение «лишнего слова» в линейке родственных слов;

Нахождение в коллаже родственных слов сложных слов, объяснение их значения.

Вариант заданий в пособии по развитию фонематического слуха

1) Игры со звуками:

-назови слова, в которых заданный звук стоит первым, последним, находится в середине слова.

-найди самое короткое слово.

-найди самое длинное слово.

2)Задания для развития грамматического строя речи:

-назови только живые (неживые) предметы.

-найди слова, к которым подходит слово ОН ( ОНА,ОНО).

- игра «Одни — много».

3)Задания для развития памяти и мышления:

-назови животных, растения, предметы, которые могут быть в лесу, в городе, дома и т.д.

Вариант заданий в пособии по работе над звукопроизношением

- Пройти звуковую дорожку по стрелкам, произнося слова с оппозиционными звуками правильно.

Выбрать и назвать слова со звуком ш - подарки для Нюши, с — подарки для Совуньи.

Назвать все картинки, а потом подобрать слова со звуком [Ш], подходящие по смыслу к глаголу ставит.

Инструкция: «Продолжи, «допиши» предложение «Соня ставит...», выбери слова со звуком [Ш]. Обрати внимание, что здесь не все слова подходят по смыслу.

- Назвать все картинки, а потом подобрать слова со звуком [С], подходящие к слову игрушечнЫЙ (существительные мужского рода, единственного числа).

Инструкция: «Продолжи, «допиши» предложение «У Миши игрушечный...», выбери слова со звуком [С]. Обрати внимание, что здесь не все слова подходят к слову игрушечный.

Электронные коллажи, при изготовлении которых используются взятые из сети интернет картинки, цветные фотографии на различные лексические темы. При создании электронных коллажей возможно использование графики, средств анимации, добавление звукового сопровождения.

Результат коллажирования

словарный запас у детей выходит на более высокий уровень;

развивается способность правильно образовывать грамматические категории;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать сказки, рассказы, интересные истории;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности ребенка, предполагает большую степень свободы, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества, развивает мелкую моторику и коммуникативные навыки. В логопедии этот приём можно считать одним из методов развития не только речевой, но и познавательной активности.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.