Проект по математике в начальной школе «Мой город Горловка в задачах»
Проект "Мой город Горловка в задачах".
Цель:
- составить сборник текстовых задач о городе Горловка;
- закрепить знания о достопримечательностях города;
- развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать;
- повышать уровень развития математических способностей детей;
- воспитывать любовь к родному городу.
Задачи:
- разработать план действий, определить направления работы над проектом;
- организовать работу по сбору и анализу информации;
- создать готовый продукт; презентовать получившийся результат.
Рабочая гипотеза:
- предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей в соответствии с современными требованиями и воспитание патриотических качеств будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей и воспитывать любовь к родному краю.
Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Формы обучения: групповая и индивидуальная.
Этапы работы:
I этап. Организация деятельности.
Знакомство учащихся с проектной деятельностью.
Знакомство учащихся с памяткой "Как составить текстовые задачи?"
II этап. Осуществление деятельности.
Сбор фактических данных о Горловке для составления задач.
Процесс составления задач.
Оформление задач в печатном (рукописном) виде с иллюстрациями.
III этап. Представление результатов и их оценка.
Проверка и оценка авторских задач.
Создание сборника "Мой город Горловка в задачах"
Реализация проекта "Мой город Горловка в задачах"
I. Организация деятельности.
Погружение в проект.
В классе был проведен опрос среди учащихся на знание города, его истории, природе, достопримечательностей. Поставлены цели и задачи создания проекта. Ученики познакомились с памяткой "Как составить текстовые задачи?"
II этап. Осуществление деятельности.
1. Сбор фактических данных о Горловке для составления задачи.
В ходе поиска информации ребята посетили школьную библиотеку, где им предоставили материал об истории города . Также дети изучили электронные справочники, периодическую печать (газеты, журналы) и другие источники информации.
Следующий этап состоял в уточнении, количественном анализе собранной информации.
2. Процесс составления задач.
Ученики выбрали тему, по которой будут составлять задачи:
- Наш город в цифрах и фактах.
- Памятники и знаменитые места нашего города.
- Достопримечательности нашего города.
- Знаменитые люди нашего города.
- Природа нашего города.
Из исторической справки выбрали математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики и относиться к одной из следующих тем:
- Действия с натуральными числами.
- Единицы измерения длины, площади.
3. Оформление задач в печатном (рукописном) виде с иллюстрациями. Ученики оформили задачи, их решение, подготовили материалы для защиты проекта и его презентации.
III этап. Представление результатов и их оценка.
1. Проверка и оценка авторских задач.
Открытый отчет участников проекта о проделанной работе. Каждый участник проекта индивидуально защитил свою задачу.
Общий анализ работы.
2. Создание сборника "Мой город Горловка в задачах"
- Наш город в цифрах и фактах.
- Памятники и знаменитые места нашего города.
- Достопримечательности нашего города.
- Знаменитые люди нашего города
- Природа нашего города.
3. Вывод.
Включение задач о родном городе в урок делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные задачи с краеведческим содержание поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, помогают узнать новое о своем родном крае. Использование таких задач на уроках позволяет учащимся овладеть прочными знаниями по математике и родном городе.
Сборник "Мой город Горловка в задачах"
Я в Горловке. И всё мне здесь знакомо…
Иду на зов приятелей, друзей:
Где б ни был я, а в Горловке – я дома,
И сердце вечно с Горловкой моей.
Павел Беспощадный
Наш город в цифрах и фактах
Задача 1
Год основания г. Горловки - 1779, год основания г. Донецка - 1869. Какой город был основан раньше и на сколько?
Решение
1) 1869-1779=90 (лет)
Ответ: город Горловка был основан раньше, чем город Донецк на 90 лет.
Задача 2
Площадь г. Горловки - 422 км² , а площадь г. Донецка - 385 км². На сколько площадь г. Горловки больше, чем площадь г. Донецка?
Решение
1) 422-385=37 (км²)
Ответ: площадь г. Горловки больше, чем площадь г. Донецка на 37 км².
Задача 3
Расстояние от Донецка до Горловки по автодорогам - 37 км, а от Донецка до Енакиево - 50 км. На сколько километров расстояние от Донецка до Горловки ближе, чем расстояние от Донецка до Енакиево?
Решение
1) 50-37=13 (км)
Ответ: расстояние от Донецка до Горловки ближе, чем расстояние от Донецка до Енакиево на 13 км.
Задача 4
Численность населения в Горловке в 1795 году составила 6514 человек. К 2000 году численность населения увеличилась на 292486 человек. В 2015 году численность населения стала на 48009 человек меньше, чем в 2000 году. Какова численность населения города в 2015 году?
Решение
1) 6514+292486=299000 (ч.)
2) 299000-48009=250991 (ч.)
Ответ: численность населения города в 2015 году составила 250991 человек.
Задача 5
В городе Горловка имеется 3 административных района: Калининский, Никитовский, Центрально-Городской. В 2001 году численность населения Горловки составила 304394 человек. В Калининском и Никитовском районах проживало 184045 человек, а в Никитовском и Центрально-Городском районах - 202829 человек. Какова численность населения в каждом районе?
Решение
1) 304394-184045=120 349 (ч.)
2) 304394-202829=101565 (ч.)
3) 202829-120 349=82 480(ч.)
Ответ: численность населения в 2001 году в Калининском районе составила 101 565 человек, в Никитовском районе - 82 480 человек, в Центрально-Городском районе - 120 349 человек.
Памятники и знаменитые места нашего города.
Задача 6
Петр Николаевич Горлов родился в 1839 году. Памятник основателю Горловки в нашем городе был установлен к 160-летию со дня рождения Горлова. В каком году установили памятник Петру Николаевичу Горлову?
Решение
1) 1839+160=1999 (год)
Ответ: памятник Петру Николаевичу Горлову установили в 1999 году.
Задача 7
В Горловке в 1968 году был установлен первый в мире (!) памятник знатному рабочему шахтёру Никите Изотову. Во время слёта шахтеров в 1982 году у подножия памятника была заложена капсула с текстом-обращением к молодым шахтерам будущего. Капсулу должны достать через 50 лет после закладки. В каком году достанут капсулу с текстом-обращением к молодым шахтерам будущего?
Решение
1) 1982+50=2032 (год)
Ответ: капсулу с текстом-обращением к молодым шахтерам будущего году у подножия памятника шахтёру Никите Изотову достанут в 2032 году.
Достопримечательности нашего города
Задача 8
Кинотеатр "Шахтёр" был построен в 1950 году. Сколько лет существует кинотеатр, если сейчас 2017 год?
Решение
1) 2017-1950=67 (лет)
Ответ: кинотеатр существует 67 лет, если сейчас 2017 год.
Задача 9
В 1927 году в нашем городе появился Дворец Труда. Горловчане строили его на субботниках и воскресниках бесплатно. Сегодня он называется ДК "Кочегарка". В каком году будет 100-летний юбилей ДК "Кочегарка"?
Решение
1) 1927+100=2027 (год)
Ответ: 100-летний юбилей ДК "Кочегарка" будет в 2027 году.
Задача 10
В Горловке есть музеи. Горловский художественный музей основан в 1959 году, годом основания Музея истории города Горловки считается 1957 год, Горловский Музей миниатюрных книг открыт в 2001 году. Сколько лет исполняется музеям в 2017 году?
Решение
1) 2017-1957=60 (лет)
2) 2017-1959= 58(лет)
3) 2017-2001=16(лет)
Ответ: Горловскиому художественному музею - 58 лет, Музею истории города Горловки - 60 лет, Горловскому Музею миниатюрных книг - 16 лет.
Задача 11
В Музее миниатюрных книг есть учебники по различным школьным предметам. Они выпущены в 1835-1837 годах и имеют размер 46 мм на 33 мм. Еще – несколько словарей, размером 30 мм на 40 мм. Какова площадь учебников и словарей? Выразите в квадратных сантиметрах.
Решение
1) 46∙33=1518 мм²=15 см² 18 мм²
2) 30∙40=1200 мм²=12 см²
Ответ: площадь учебников - 15 см² 18 мм², площадь словарей -12 см².
Знаменитые люди нашего города
Задача 12
Летчик-космонавт Александр Волков родился в Горловке в 1948 г. С 1985 по 1992 г. совершил три космических полета.
Длительность полета в 1985 г.: 64 суток 21 час 52 минут.
Длительность полета в 1988-1989 гг.: 151 сутки 11 часов 10 минут.
Длительность полета в 1991 г.: 175 суток 2 часа 52 минуты.
Какова общая продолжительность полётов космонавта Александра Волкова?
Решение
1) 64 суток 21 час 52 минут+151 сутки 11 часов 10 минут+175 суток 2 часа 52 минуты=391 сутки 11 часов 54 минуты
Ответ: общая продолжительность полётов космонавта Александра Волкова - 391 сутки 11 часов 54 минуты.
Задача 13
Сын космонавта Александра Волкова, первый в мире космонавт во втором поколении, Сергей Волков совершил три космических полета. На счету космонавта 547 суток 22 часа 20 минут пребывания в космосе. Продолжительность полётов космонавта Александра Волкова (отца) - 391 сутки 11 часов 54 минуты. Какова общая продолжительность полётов космонавтов Волковых?
Решение
1) 547 суток 22 часа 20 минут + 391 сутки 11 часов 54 минуты=939 суток 10 часов 14 минут.
Ответ: общая продолжительность полётов космонавтов Волковых - 939 суток 10 часов 14 минут.
Природа нашего города
Задача 14
По территории города протекают 29 малых рек и речушек. Из них 8, длина которых превышает 10 км, остальные менее 10 км. Сколько рек менее 10 км?
Решение
1) 29-8=21 (река)
Ответ: 21 река менее 10 км.
Задача 15
Река Лугань (приток Северского Донца) имеет длину 198 км, река Бахмут (приток Северского Донца) на 110 км меньше, чем река Лугань, а река Корсунь (приток Крынки) на 63 км меньше реки Бахмут. Какова длина рек Бахмут и Корсунь?
Решение
1) 198-110=88 (км)
2) 88-63=25 (км)
1) Ответ: длина реки Бахмут 88 км, длина реки Корсунь 25 км.
Список использованной литературы:
1. Горловка - любовь моя: Сборник стихов. - Донецк: ООО "Юго-Восток, Лтд", коллектив авторов, 2004. - 146 с.
2. Горловка: Путеводитель. - Донецк: Донбасс, Артемьев В.В., 1985. - 63 с.
3. Интернет-ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Горловки
4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
5. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
Кадырова Ольга Игоревна
Аникеенко Наталия Владимировна
Осина Светлана Николаевна
Дёмшина Ирина Петровна
Ильина Оксана Геннадьевна
Горбачёва Марина Юрьевна