Проект по укреплению духовно-нравственных традиций «Надежда России»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №5 г.Волгодонска
Надежда России
(Из опыта работы по укреплению духовно-нравственных традиций в условиях социокультурного пространства образовательного учреждения)
Возраст детей: 7 - 11 лет
Срок реализации: 4 года
2019г.
Духовно-нравственное воспитание направлено на возвышение сердца ребенка как центра духовной жизни.
(И. - Г. Песталоцци)
- Паспорт проекта
Основная цель: выстраивание стратегии организации работы для духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе образовательной и внеурочной деятельности.
Задачи проекта:
-создание системы духовно-нравственного воспитания и условий для её успешной реализации;
-осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания;
-координация действий социокультурного окружения школы при проведении мероприятий.
Этапы проекта:
I этап (предпроектный, диагностический) август 2015 – октябрь 2015
Подготовка документации по проекту, работа с родителями по ознакомлению с предстоящей работой; разработка, проведение диагностики изучения затруднений школьников, анализ её итогов с целью разработки комплекса мероприятий по проекту.
II этап (практический) ноябрь 2015 – май 2018
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе технологий, приёмов, методов воспитания, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей, организация взаимодействия участников проекта; реализация основных мероприятий.
III этап (итоговый) сентябрь 2018 – январь 2019
Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами, определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.
IV этап (заключительный, аналитический) февраль 2019 - март 2019
Обработка и интерпретация данных, подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации проекта; обобщение опыта инновационной деятельности педагогов, родителей, принявших участие в разработке проекта; разработка перспектив развития коллектива, трансляция и распространение педагогического опыта.
Ожидаемые результаты:
-снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников;
-приобщение к патриотическому и культурному наследию;
-возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитании.
Возможные риски и способы их преодоления:
Риски при реализации проекта | Способы их преодоления |
Отсутствие системы стимулирования творческого саморазвития педагогов, готовности к инновационной деятельности. | Выйти с предложением к администрации образовательного учреждения по стимулированию педагогов, участвующих в проекте. |
Увеличение временных затрат педагогов на разработку дидактических заданий, согласование учебных планов и рабочих программ. | Продумать способы мотивации и поощрения педагогических работников. |
Слабое владение педагогами современными методиками, способствующими личностному развитию и духовно-нравственному становлению воспитанников. | Повышение квалификации, совместное коллективное обсуждение своего практического опыта, методическая поддержка. |
Отсутствие диагностического инструментария для замеров личностных результатов у воспитанников. | Участие в семинарах, изучение опыта работы коллег, курсовая переподготовка, разработка контрольно-оценочных методик. |
Низкая активность родителей в реализации задач проекта. | Индивидуальное собеседование с родителями, привлечение их к участию в проекте. |
Недостаточная мотивация учащихся в личностном самосовершенствовании. | Индивидуальная работа с каждым воспитанником, создание ситуации успеха. |
Обоснование целесообразности осуществления проекта
В области духовной культуры современного российского общества наблюдается целый ряд тревожных тенденций, которые представляют собою серьезную угрозу для обеспечения национальной безопасности России, социальной стабильности российского общества, дальнейшего культурного и социально-экономического развития страны. Среди наиболее опасных тенденций отмечаются такие:
-существенное снижение у значительной части населения значимости важных и характерных для российской культуры общественных ценностей, таких как патриотизм, гражданская ответственность за судьбу страны, чувства долга и обязанности служения своей Родине;
-практическое доминирование в общественном сознании таких прагматических ценностей, как материальное благополучие и личное богатство;
-снижение значимости у молодого поколения граждан семейных ценностей, уважения к родителям, желания создать прочную семью, помогать престарелым родственникам;
-утрата многими людьми цели и смысла жизни, веры в будущее, традиционных представлений о совести и личном достоинстве;
-снижение общего уровня нравственности, морали и этических норм поведения человека в обществе, его отношения к другим людям и окружающей природе.
Основными результатами вышеуказанных негативных тенденций в сфере духовной культуры России сегодня являются:
-общественная апатия, копирование стиля, образа жизни, норм поведения и общения, не характерных для отечественной культуры;
-утрата многими гражданами России чувства гордости за свою страну и её героическое прошлое, забвение многих важных событий в истории страны, её национальных героев и культурных традиций;
-снижение за рубежом престижа России как страны высокой культуры, образованности и социальной справедливости;
-неудовлетворительное состояние физического здоровья граждан России;
-развитие в молодежной среде эгоизма, инфантильности, неуважительного отношения к труду и своему гражданскому долгу, к старшему поколению.
Дальнейшее сохранение такого состояния духовной культуры России противоречит ее национальным интересам и потому является недопустимым.
Но в последние годы в области духовной культуры России наблюдаются положительные изменения. К их числу следует отнести повышение внимания со стороны государственных лидеров, представителей интеллигенции к проблемам национального единства России, состояния ее духовной культуры и воспитания молодого поколения. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года проблемы культуры выделены в качестве самостоятельного раздела, в котором рассматриваются наиболее важные угрозы и меры противодействия им. На уровне Российской Федерации разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». В большинстве субъектов Российской Федерации, в том числе в Ростовской области, образованы региональные координационные советы и центры патриотического воспитания.
Несомненный прогресс наблюдается в вопросах взаимодействия органов государственной власти России с Русской православной церковью и другими основными конфессиями. Это взаимодействие осуществляется в интересах достижения национального согласия внутри страны, повышения уровня нравственной культуры российского общества, при решении задач воспитания молодого поколения российских граждан.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации президент обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: справедливость, свобода, жизнь человека, мир, семейные традиции, патриотизм, вера в Россию, единство российской нации.
Проблема духовной культуры молодого поколения приоритетна в школьном образовании. Ключевой представляется проблема совершенствования патриотического воспитания как воспитательного процесса. Это могут быть разные формы устного изложения и обсуждения событий патриотического характера, практические упражнения, беседа, рассказ, групповая дискуссия, ролевая игра. Все эти формы будут способствовать решению проблем патриотического воспитания через содержание учебного материала. Согласитесь, можно учить грамматике на тексте о природе, а можно подобрать текст, например, о городах-героях.
Недостатки развития и воспитания в начале жизни трудно восполнить в последующие годы. Поэтому в Федеральных государственных стандартах второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Актуальность проблем духовно-нравственного развития начинает всё больше осознаваться российским обществом, которое пытается найти пути их решения. Это учитывается в школьном образовании: методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
В этом документе определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность представленного Проекта определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.
Результативность духовно-нравственного воспитания найдёт отражение в показателях положительной динамики межличностных отношений в группе детей, эмоционально-психологического климата детского коллектива, психологического комфорта каждого ребенка.
Нормативно-правовой и документальной основой Проекта являются:
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 №751)
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. №2227-р)
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. №1662-р)
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2015 г. №537)
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2015 г. №1101-р)
Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2015 г. №492 «О Федеральной целевой программе «Русский язык» на 2011-2015 годы)
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2015 г. №61)
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2015 года №602 «Об обеспечении межнационального согласия»
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2015 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
Конституция Российской федерации: Ст.1, 10, 17, 15, 19, 32, 43, 50, 51, 52 (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)
Конвенция ООН о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года)
Семейный кодекс Российской Федерации. По состоянию на 14.10.2011. Раздел 4 «Права и обязанности родителей и детей» (принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)
Образовательная программа МБОУ СШ №5 г.Волгодонска
Программа развития МБОУ СШ №5 г.Волгодонска
Устав МБОУ СШ № 5 г.Волгодонска
Научная новизна Проекта
Научная новизна Проекта состоит в том, что:
-на основе анализа нормативно-правовой базы организации духовно-нравственного воспитания учащихся школы во внеурочной деятельности и обобщения опыта данной работы представлена современная организационно-методическая модель воспитания;
-предложены критерии оценки результатов и эффективности воспитания в системе работы общеобразовательной школы, позволяющие целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания в зависимости от его целей.
Значимость Проекта
Теоретическая значимость Проекта заключается в том, что обоснованные в нём основные тенденции развития духовно-нравственного воспитания учащихся стали важным ориентиром для создания проектов другими образовательными учреждениями; сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов работы в рамках духовно-нравственного воспитания выполняют функцию необходимого теоретического основания для прикладных и методических разработок.
Практическая значимость Проекта: авторский подход к формированию информационной составляющей духовно-нравственного и патриотического воспитания демонстрирует новые возможности при формировании патриотического мировоззрения у учащихся; предложенные критерии оценки эффективности и результатов духовно-нравственного воспитания используются педагогами образовательного учреждения с целью повышения качества образования и воспитания
Критерии оценки результатов реализации проекта
-наличие фото- и видеоматериалов о реализации данного Проекта;
-трансляция опыта работы по духовно-нравственному воспитанию;
-количество мероприятий по духовно-нравственной направленности.
Формулировка целей и задач проекта
Основная педагогическая цель: формирование нравственного, коммуникативного и эстетического потенциала личности младшего школьникаОбщие задачи духовно-нравственного развития и воспитания:
-воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству;
-раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства;
-формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;
-формирование проектно-исследовательской, коммуникативной, информационной компетенции у школьников;
-способствование реализации индивидуальных, творческих, личностных и научных возможностей воспитанников;
-физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
Целевая аудитория: учащиеся 1-4 классов МБОУ СШ № 5 г.Волгодонска.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и патриотического воспитания
Планируется достижение следующих результатов:
1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
-ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
-элементарные представления о государственном устройстве российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
-представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
2) воспитание нравственных чувств и этического сознания:
-представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-уважительное отношение к традиционным религиям;
-неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-уважительное отношение к родителям, заботливое отношение к младшим;
-знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
-ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества в целом
-творческое отношение к учебному труду
-элементарные представления о различных профессиях
-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности
-мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно-полезной деятельности.
4) формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
-первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека;
-знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на физическое и психическое здоровье человека.
5) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах:
-первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
-элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
-первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
-первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Проект опирается на традиционные источники нравственности, каждый из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:
Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающиеся в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты природы, её гармонии и совершенства.
Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.
Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему.
Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов гражданского общества.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Основные принципы, определяющие концепцию проекта
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смысл воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в культурных традициях народов мира, культурах народов России, в том числе религиозных, и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений школьника с другими людьми и самим собой, образец ценностного выбора, совершённого «значимым другим». Особое значение для духовно-нравственного развития имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, напротив, предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога.
Принцип идентификации. Устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него – это и есть идентификация. В младшем школьном возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности.
Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные ценности и мировоззренческие установки. При этом деятельность педагогического коллектива образовательного учреждения в организации социально-педагогического партнёрства является ведущей.
Принцип системно–деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами обращаются к содержанию общеобразовательных дисциплин; произведений искусства; периодической печати, публикаций радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта своих родителей.
Управление проектом
Управление воспитательным проектом определяется системным подходом. Система имеет определённую организационную структуру, разделена на части (структурные подразделения), за которыми закреплены полномочия и ответственность, определены их отношения и правила взаимодействия.
Стратегическое руководство и контроль осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
Тактическое руководство осуществляет классный руководитель. Он же осуществляет методическую помощь и является консультантом в проектной деятельности школьников.
Социальный педагог определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы.
Учащиеся осуществляют самоуправление в проектной деятельности.
Родители являются соучастниками образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, диагностирование учащихся и родителей выполняет психолог.
В течение каждого этапа реализации Проекта осуществляется мониторинг качества решения каждого раздела Проекта, публичная презентация промежуточных результатов. Итоги реализации Проекта обсуждаются на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах, делается анализ работы коллектива и составляется планирование следующего этапа.
Управление процессом воспитания строится по следующим направлениям:
Совместная работа с методическим советом образовательного учреждения.
Административная работа:
-знакомство и обмен опытом воспитательной работы;
-школьное методическое объединение педагогов, входящих в проектные группы по направлениям;
-повышение квалификации педагогов, занимающихся проектной деятельностью.
Сбор информации:
-педагогическое наблюдение;
-анкетирование, диагностика, социометрия, мониторинг;
-анализ собранной информации.
Планирование:
-разработка планов реализации учебно-воспитательных проектов;
-подбор форм и методов в соответствии с собранной и обработанной информацией.
Контроль и коррекция деятельности: анализ и оценка планов реализации учебно-воспитательных проектов (педагогические советы, МО проектных групп, совещание при директоре, завуче).
Планирование воспитательной деятельности в школе, в классных коллективах осуществляется в виде ключевых комплексных дел, школьных праздников. В общешкольных мероприятиях обязаны участвовать все проектные группы. Кроме того, в группах планируются собственные проекты.
Функциональное обеспечение проекта
1) Заместитель директора по воспитательной работе
Функции: организация мониторинга эффективности идеологической и воспитательной работы в школе; создание условий для обеспечения качества воспитательной и идеологической работы, проведения профилактической работы по преодолению асоциального поведения учащихся, организации изучения личностного и социального развития учащихся; находится во взаимодействии с родителями и общественностью в целях оптимизации процесса воспитания
2) Классный руководитель, педагог
Функции: создание через проектную деятельность системы духовно-нравственного воспитания с классом на весь период обучения; постоянный мониторинг эффективности воспитательной деятельности и динамики личностного развития учащихся; стимулирование саморазвития учащихся; формирование активной жизненной позиции, создание условий для социальной адаптации школьников, формирования гражданственности, патриотизма, коллективизма; обеспечение социального, профессионального, личностного становления учащихся; участие в семинарах, конференциях, повышение квалификации, овладение новыми формами и технологиями воспитательной и идеологической работы; оценивание в рамках установленных процедур качества реализуемых проектов; систематизация информации и подготовка аналитических материалов о промежуточных и итоговых результатах деятельности проектных групп.
3) Педагог-психолог
Функции: осуществляет психодиагностику, психокоррекцию, психопрофилактику и психопросветительную работу, тесно взаимосвязанную с личностным, социальным и профессиональным развитием учащихся, исходя из целей и задач гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания школы.
4) Социальный педагог
Функции: изучает медико-педагогические особенности личности обучающихся, условия жизни, выявляет отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку, выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, содействует созданию обстановки психологического комфорта обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
5) Библиотекарь
Функции: анализ содержания библиотечного фонда школы по вопросам духовно-нравственного воспитания, изучение интересов учащихся; организация выставок, посвященных наиболее важным событиям жизни государства, общества; разработка списков рекомендуемой литературы по проблемам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания; участие в организации воспитательных мероприятий.
Социальные партнеры
Партнеры уровня активного взаимодействия
-дошкольные учреждения в микрорайоне школы;
-Станция юных техников;
-плавательный бассейн «Нептун»;
-детская музыкальная школа №1 им. Шостаковича;
-шахматный клуб «Белая ладья»;
-ГИБДД;
-Детская городская поликлиника №1.
Партнеры уровня информационной поддержки
-городские газеты «Вечерний Волгодонск», «Блокнот»;
-телекомпании ВТВ, ТНТ, АНК;
Партнеры уровня ресурсного и нормативно-правового обеспечения
-директор школы.
Ресурсное обеспечение проекта
Техническое обеспечение: в школе созданы условия, достаточные для реализации задач, поставленных Проектом: имеется актовый зал, библиотека, читальный зал, спортивный зал, стадион, музей, медицинский кабинет, столовая. Кабинеты оснащены современным оборудованием, имеются технические средства обучения: аудио-видеотехника, ноутбуки, интерактивные доски, проекторы, экраны, средства наглядности. В достаточном количестве учебная, художественная и педагогическая литература. Материально-техническая база постоянно совершенствуется.
Методическое обеспечение: использование комплекса методик по организации и проведению духовно-нравственного воспитания, различных методик изучения личности, изучение среды и ее влияния на воспитание (анкетирование), применение многообразия педагогических форм и методов работы.
Информационное обеспечение: функционирование сайта школы, освещение работы учреждения по реализации Проекта в средствах массовой информации.
15. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания
Организация духовно-нравственного воспитания учащихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется мною в рамках проектной деятельности по следующим направлениям:
СИЛА РОССИИ – В ЕДИНСТВЕ НАРОДОВ!
ТРУД И ТВОРЧЕСТВО – НА БЛАГО РОССИИ!
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ – НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ!
Семья – опора россии!
Направление по духовно- нравственному воспитанию: Сила России – в единстве народов!
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; вовлечение школьников в общественно-полезную социальную деятельность, формирование у воспитанников активной гражданской позиции и получение опыта конструктивного решения социальных проблем.
Ценности: любовь к России, своему народу, служение Отечеству; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям.
Задачи:
-дать элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
-дать представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о символах субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
-познакомить с элементарными представлениями о правах и обязанностях гражданина России;
-воспитывать уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
-дать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
-формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, области, города;
-поддерживать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;
-формировать умение отвечать за свои поступки;
-формирование негативного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Основное содержание:
-получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой, гербом города;
-ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина;
-ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России и Ростовской области;
-знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников;
-знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина;
-участие в просмотре учебных и художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими;
-получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни.
Виды деятельности: рассматривание плакатов, картин; беседы, чтение книг; просмотр кинофильмов; экскурсии, путешествия по историческим и памятным местам; сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания; творческие конкурсы, фестивали, праздники, классные часы, посвященные государственным праздникам; посильное участие в социальных проектах и мероприятиях; народные игры, организация и проведение национально-культурных праздников.
Направление по духовно-нравственному воспитанию: Труд и творчество – на благо России!
Цель: воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.
Ценности: труд, творчество, созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость; наука, познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание; свобода выбора как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Задачи:
-сформировать готовность к общественно полезному,
производительному труду;
-формирование профессионального самоопределения школьников в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими желаниями, возможностями, индивидуальными способностями каждой личности и с учетом требований российского рынка труда и социокультурной, экономической ситуации в регионе.
Основное содержание:
-понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
-умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;
-начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов;
-умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
-знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
-начальный опыт участия в общественно значимых делах;
-навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;
-знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;
-общие представления о трудовом законодательстве.
Виды деятельности: экскурсии, беседы; составление каталога профессий
Направление по духовно-нравственному воспитанию: Культурное наследие – национальное достояние России!
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни; эстетическое развитие; жизнь, родная земля, заповедная природа.
Задачи:
-дать представления о душевной и физической красоте человека;
-развивать умение видеть красоту природы, труда и творчества;
-воспитывать интерес к чтению, произведениям искусства, концертам, выставкам;
-воспитывать интерес к занятиям художественным творчеством;
-формировать стремление к опрятному внешнему виду, отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Основное содержание:
-ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края и народными художественными промыслами;
-обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края;
-обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой;
-получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества;
-участие в проведении выставок художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, посещение объектов художественной культуры с последующим представлением своих впечатлений;
-участие в художественном оформлении помещений школы и классной комнаты.
Виды деятельности: конкурсы, фестивали, художественные и тематические выставки, театрализованные ярмарки, фестивали народного творчества, разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных, художественных фильмов, беседы о прочитанных книгах, телевизионных передачах.
Направление по духовно-нравственному воспитанию: Семья – опора России!
Цель: воспитание личности школьника, интегрированного в современное общество и обладающего определенным набором присвоенных семейных духовно-нравственных и семейных ценностей в православной культуре.
Ценности: семья как общность родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка; добро как проявление высшей человеческой способности - любви, сострадания и милосердия; традиционные российские религии.
Задачи:
-приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи;
-формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений;
-формирование половой идентификации; психологических основ здоровых отношений мужчины и женщины;
-формирование социокультурных семейных духовно-нравственных ценностей как ориентиров, отражающих в сознании школьников сущность, понимание праотеческих ценностей, принимаемых ими в качестве стратегических ценностно-целевых жизненных установок и поведенческих ориентиров.
Основное содержание:
-знакомство с произведениями выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов, кинорежиссеров, которые своими сочинениями способствуют эмоциональному и оценочному формированию у школьников совокупности знаний, представлений и убеждений относительно себя как будущего семьянина;
-формирование понятия о благополучной семье на примерах мирового искусства;
-получение и усвоение учащимися опыта продуктивного поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье;
-вовлекать представителей родительской общественности в мероприятия по духовно-нравственному воспитанию.
Виды деятельности: разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных, художественных фильмов, беседы о прочитанных книгах, телевизионных передачах.
Возможные мероприятия по реализуемым направлениям духовно-нравственного воспитания в рамках предложенного проекта
В результате реализации проекта духовно-нравственного развития и воспитания обеспечивается достижение обучающимися:
-воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получены вследствие участия в той или иной деятельности (приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность)
-эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие ученика как личности, формирование его компетентности, идентичности и пр.). При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (отвергать).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которой немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. Каждому уровню соответствует своя образовательная форма и методы. В выборе форм работы можно ориентироваться на продуктивное использование потенциала сложившейся системы воспитательной работы в школе, направленной на формирование потребности личности в высоконравственном поведении и воспитание социально активного, широко образованного гражданина. Логика проекта выстроена в соответствии с возрастными особенностями личностного роста школьников. На начальной ступени обучения приоритетно создание ситуации успеха, свободы и самостоятельности ребят. Для них привлекательны разнообразие и эмоциональность, дающие возможность самоутверждения. Главными задачами самовоспитания являются развитие самосознания и культуры общения, формирование чувства собственного достоинства. В дальнейшем образ «Я» у подростков будет складываться путем укрепления представлений о себе как о личности. Поэтому уже сейчас важно формировать у учащихся умение принимать другого таким, каков он есть (отношение к людям других культур, национальностей, религий).
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты. На первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях. Второй уровень воспитательных результатов достигается за счет более сложных форм. Для этого в содержание познавательной деятельности привнесена ценностная составляющая. В связи с этим инициируется и организовывается работа школьников с воспитывающей информацией, предлагается обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Здесь акцент делается на обсуждение ситуаций, диспуты, викторины, деловые игры, олимпиады и т.п. На третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Для получения школьниками результатов всех уровней в данном проекте предложено выполнение мероприятий по действующим направлениям, но разбитым на линии - «Моя школа», «Мой город», «Моя страна». Участие школьников в предлагаемых мероприятиях и выполнение ими соответствующих действий будет способствовать становлению и развитию их как личностей, обладающих качествами гражданина и патриота своей малой Родины. Любить и знать свой край, свой город, в котором живешь, свой дом, свою родную школу, свою улицу, свою семью – это и есть проявление патриотизма и гражданственности. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Краеведческие знания сегодня необходимы школьникам, и получить эти знания возможно через внеурочную деятельность в школе. Она дает возможность обратиться, прежде всего, к истории повседневности. Это значит – к близкой школьникам российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий города, так как любая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Это придает инновационный характер проекту по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Формы подведения итогов реализации проекта
При подведении итогов реализации Проекта в учебном году награждаются лучшие и самые активные учащиеся почетными грамотами, благодарственными письмами и призами.
Мероприятия, направленные на получение результата первого уровня (приобретение школьником новых социальных знаний)
Направление: Сила России – в единстве народов! | ||||
Моя школа | Мой город | Моя страна | ||
Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | ||
«По каким правилам мы живём», беседа | «Школьник и законы в родном городе (области)», беседа | «Твои гражданские права и обязанности», беседа | ||
«Школа, которую мы любим», беседа | «Как помочь товарищу, если он попал в беду», тренинг | «Как действовать при угрозе терракта», беседа | ||
«От символики России к символике школы», мастер-класс | Экскурсия в лётную часть, г. Морозовск | «Защитники Отечества» смотр-конкурс строя и песни | ||
«Сыны Отечества», встреча с участниками боевых действий | «Вечная память…», возложение венков к мемориалу | «Слава Вам, солдаты!», создание компьютерных презентаций, выпуск газет http://multiurok.ru/dekabr2014/files/priezientatsiia-9-maia-k-70-lietiiu-vielikoi-pobiedy.html | ||
«Я и люди вокруг меня», беседа о сотрудниках образовательного учреждения | «Папа может всё», фотоконкурс | «Памяти павших», урок мужества http://multiurok.ru/dekabr2014/files/stsienarii-uroka-muzhiestva-pamiati-pavshikh.html | ||
«В каком народе живешь, того и обычая держись», беседа, экскурсия в музей | «С Днем Защитника Отечества!», мастер-класс | «Национальные особенности жизни людей», экскурсия в музей | ||
«Защита Родины – долг каждого», урок мужества | «Викторина Великой Победы», игра-конкурс http://infourok.ru/prezentaciya_viktorina_velikoy_pobedy-463008.htm | «Кросс наций», мини-футбол, «Белая ладья» | ||
«Школа будущих капитанов», игра | «Спасибо деду за Победу!», конкурс рисунков | «Защитники Отечества», интегрированный урок | ||
Направление: Труд и творчество – на благо России! | ||||
Моя школа | Мой город | Моя страна | ||
Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | ||
«Профессии моей семьи», беседа, фотопанорама | «Все работы хороши - выбирай на вкус!», беседа | «Угадай профессию», викторина | ||
Публикация статей о мире профессий в классной газете | «Мир профессий моего города», экскурсия | «Если ты попал в больницу» беседа | ||
«Лучший букет к празднику», выставка | «Профессиональная карта города», составление каталога профессий | «ЭКО-планета», выставка поделок из бросового материала | ||
«История моей школы: факты и события», экскурсия в школьном музее | «Ко Дню города», экскурсии, участие в выставке цветов, поделок | «Люблю тебя, мой край родной» Всероссийский конкурс рисунков | ||
«Посади дерево», экологическая акция | «Детство. Наука. Кино» городской кинофестиваль научно-популярных и учебных фильмов | «Неопалимая купина» экскурсия в Казанский Кафедральный собор (Элиста) | ||
Направление: Культурное наследие – национальное достояние России! | ||||
Моя школа | Мой город | Моя страна | ||
Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | ||
«Чем увлекаются учителя, школьники и родители?», выставка декоративно-прикладного творчества в музее школы | «От сердца к сердцу» детские выставки художественного творчества | «Красота в жизни человека», беседы, встречи, выставки | ||
«Школьный двор», игра | «Природа родного края», конкурс рисунков, фотовыставка | «Утилизация бытового мусора», беседа | ||
«Мой любимый праздник», конкурс поделок | «Моя малая Родина», «Культура моего народа», экскурсии | «В мире прекрасного». экскурсии в городской выставочный зал | ||
«Лента времени», выставка в школьном музее | «Объекты местного культурного наследия», беседа | «Образы России», виртуальные экскурсии | ||
«Самый культурный класс!», игра | «Как вести себя в храме», беседа | «Русь летописная», беседа | ||
«Культурное наследие школы», знакомство с разделами школьного сайта | «День славянской письменности и культуры», беседа | «Русский мир в православной культуре», Всероссийская олимпиада для школьников | ||
«Капельки», выставка литературных работ | «Новый год», конкурс рисунка | «Родное слово», конкурс | ||
«Сударыня Масленица», праздник | «Святая Русь», конкурс детского творчества | «Русский медвежонок – языкознание для всех», международная игра-конкурс | ||
«Светлый праздник Пасхи», мастер-класс | «Праздник Покрова», беседа | «Масленица», беседа | ||
Направление: Семья – опора России! | ||||
Моя школа | Мой город | Моя страна | ||
Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | ||
«Летопись моей семьи», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», беседы | «История города глазами родственников», встречи | «Защитники Родины –мои родственники», беседа | ||
«Если в семье радость», беседа | Экскурсия к аллее семейной славы, беседа о св. Петре и Февронии | «Папа, мама, я - здоровая семья!», беседа | ||
Выставка бутербродов | «Семейные места отдыха в городе», культпоходы | «Забота о родителях-дело совести каждого», беседа | ||
«Кашеладница», конкурс, http://infourok.ru/konspekt_igrovogo_zanyatiya_kasheladnica-362275.htm «Русская каша – матушка наша!», урок-игра, http://infourok.ru/konspekt_urokaigry_russkaya_kasha_-_matushka_nasha-362389.htm | «Поговорим о правильном питании», проект, http://multiurok.ru/dekabr2014/files/priezientatsiia-razghovor-o-pravil-nom-pitanii.html | «Разноцветные капли», конкурс рисунков на Информационном портале «Вода России», http://voda.org.ru/competitions/info/child_pictures_2015 | ||
«Мы с мамой – чемпионы!», спортивный праздник, | «Витамины – наши помощники», http://infourok.ru/prezentaciya_vitaminy_-_nashi_pomoschniki-362321.htm, «Вкусная и здоровая пища», http://infourok.ru/prezentaciya_vkusnaya_i_zdorovaya_pischa-362593.htm, конкурс электронных презентаций | «Золотые правила питания», буклет-памятка, http://infourok.ru/buklet__pamyatka_dlya_roditeley_zolotye_pravila_pitaniya-364908.htm, «Рациональное питание», лекция, http://infourok.ru/lekciya_dlya_roditeley_racionalnoe_pitanie-364868.htm | ||
«В мире русских пословиц», викторина о семье | «Наша история в семейном альбоме», выставка | «Мама милая моя», конкурс рисунков http://multiurok.ru/dekabr2014/files/priezientatsiia-nashi-mamy.html | ||
«День Матери в нашем классе», конкурс, http://infourok.ru/prezentaciya_ko_dnyu_materi-124413.htm | «Права ребёнка – обязанности родителей», конференция | «Тема семьи в православной культуре», беседа |
Мероприятия, направленные на получение результата второго уровня
(развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям)
Направление: Сила России – в единстве народов! | ||
Моя школа | Мой город | Моя страна |
Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия |
«Я и школа: мои права и обязанности», беседа | «Мой город – город мира и дружбы!», конкурс рисунков | «Свобода убеждений, совести и религии в современной России», беседа |
«Этнические ветви в моей родословной», составление генеалогического древа | Посещение выступления Государственного Ансамбля песни и пляски Донских казаков им. А. Квасова | «Певец земли донской», проект: «Мы рисуем по Шолохову», «Мы смотрим Шолохова» http://infourok.ru/prezentaciya-k-proektu-chitat-detyam-sholohova-783347.html «Мы узнаём Шолохова», «Мы читаем и пишем по Шолохову» |
«Отчизне посвятим души прекрасные порывы», конкурс | «Моя малая родина», фоторассказ | «О России с любовью…», музыкально-литературная композиция |
«Всё дело в шляпе», конкурс, http://infourok.ru/prezentaciya_delo_-_v_shlyape_1_klass-179973.htm | «Если бы я был мэром города…», конкурс сочинений | «Я - Россиянин», диспут |
«Будем вместе мы дружить!», игра-конкурс | «С любовью к России мы добрыми делами едины», акция | «Память – это наша совесть», классный час |
«Классные спортивные рекорды: навстречу олимпийским медалям», конференция | «К спортивным рекордам России», экскурсии в школьном музее | «Минута славы», классный час с презентацией |
Вахта памяти воинам-интернационалистам, выпускникам школы, погибшим в Афганистане | «Знайка», краеведческий конкурс, http://infourok.ru/prezentaciya_k_konkursu_predstavlenie_komandy-124944.htm | «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!», выпуск классной газеты |
Направление: Труд и творчество – на благо России! | |||
Моя школа | Мой город | Моя страна | |
Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | |
«Учителя - гордость нашей школы!», беседа | «Ученики и выпускники школы № 5 – гордость моего города!», беседа | «Vivat, наука!», сбор и представление информации о российских учёных, их открытиях | |
«Родная школа в лицах», фотовыставка | Городская открытая научно-практическая конференция Академия юных исследователей | «Кириллица», участие в международном конкурсе русского языка | |
«Каким я хочу видеть учителя», «Моя школа в будущем», «Что мне нравится в школе?», конкурс сочинений | «Жизнь замечательных людей», устный альбом о достижениях известных людей города | «Плюсы и минусы виртуального мира», диспут | |
«Профессия твоих родителей», беседа, викторина, конкурс рисунков, http://infourok.ru/proekt__professiya_tvoih_roditeley_nachalnaya_shkola-127067.htm | «Познавай, выбирай, твори, действуй!», предметная неделя «Подари дерево городу», экоакция | «Российский след в мировой науке и технике», турнир эрудитов | |
Направление: Семья – опора России! | |||
Моя школа | Мой город | Моя страна | |
Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | |
«Здесь живет моя семья», заочное путешествие | «Семейные чтения: история города через историю моей семьи» | «Велика моя страна», (семейные традиции народов России), игра | |
«Национальные традиции в моей семье», круглый стол | «Душа моя, Масленица», театрализованное представление | «Сохраним мир птиц», экологическая акция | |
«Наши мамы – самые лучшие!», выставка рисунков, создание плаката | «Я люблю свою маму», «Об отце говорю с уважением», конкурс сочинений | «Торопись делать добро», создание презентаций | |
«Поговорим о правильном питании», беседа, http://multiurok.ru/dekabr2014/files/proiekt-poghovorim-o-pravil-nom-pitanii-priezientatsiia.html | | «Широкая масленица», Всероссийская дистанционная викторина | |
Направление: Культурное наследие – национальное достояние России! | |||
Моя школа | Мой город | Моя страна | |
Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | |
«Варвара – краса, длинная коса!», праздник | «Духовные святыни Волгодонска» конкурс рисунков, фотографий, сочинений | «Празднование Рождества на Руси», праздник народных игр | |
Выставка декоративно-прикладных работ учащихся и родителей. | «Будь славен, город, добрыми делами» конференция о волгодонцах, прославивших город своим ремеслом | «Культура – детям!», экскурсия в городской музей | |
«Что необходимо, чтобы стать художником, поэтом, музыкантом?», беседа | «Твои люди, Волгодонск», Открытый городской фотоконкурс «Моя малая Родина» | «С любовью к России мы добрыми делами едины», Всероссиийская детская экологическая акция | |
| «Искусство звучащего слова», детско-юношеский конкурс чтецов | «Россия – Родина моя!» Всероссийский конкурс «Я-Одарённость», номинация «Рисунок» |
Мероприятия, направленные на получение результата третьего уровня (накопление школьником опыта самостоятельного социального действия)
Направление: Сила России – в единстве народов! | |||
Моя школа | Мой город | Моя страна | |
Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | |
Социальная проба | Социальная практика | Социальный проект | |
«Школьный двор – моя забота», трудовая операция | Обращение в учреждение (войти в контакт с официальным лицом по социальной проблеме) | «Творчество против недуга», участие в совместном проекте Ростовской АЭС и телекомпании ТНТ-Волгодонск по оформлению детскими рисунками палат городской больницы №1 | |
«Посылка солдату», акция помощи | «Каким я вижу Волгодонск через 20 лет», конкурс сочинений в рамках акции «Капсула времени» | «Бессмертный полк», акция | |
«Спортивный класс -классный спорт!», акция, выставка медалей, грамот одноклассников | «Наш след на Земле», ЭКОмарафон | «В пылающий адрес войны…», конкурс сочинений, http://multiurok.ru/dekabr2014/files/priezientatsiia-v-pylaiushchii-adries-voiny.html | |
Направление: Труд и творчество – на благо России! | |||
Моя школа | Мой город | Моя страна | |
Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | |
Социальная проба | Социальная практика | Социальный проект | |
Интервью с заместителем директора школы «Что нас ждёт в пятом классе?» | «Каждой пичужке - своя кормушка», «Птицы – наши друзья» акция | «ЭКОМИР», фестиваль-конкурс экологических проектов от Организации Молодых Атомщиков | |
«Книжкина больница» акция | «Чистая вода – живая планета», конкурс плакатов | «Творчество юных – мир на ладони», конкурс | |
«Интересно мы живем», подготовка информации для сайта школы | «Горит огнями ёлочка» ярмарка-гуляние в микрорайоне | «Инфоурок», «Вундеркинд», участие в международных дистанционных олимпиадах | |
Направление: Семья – опора России! | |||
Моя школа | Мой город | Моя страна | |
Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | |
Социальная проба | Социальная практика | Социальный проект | |
«Карта конфликтов нашего класса», беседа | «Познакомьтесь - мой учитель!», конкурс рисунков | «Моя замечательная мама», региональный конкурс от «АиФ» http://www.rostov.aif.ru/konkurs/konkurs_details/itogi_konkursa_moya_zamechatelnaya_mama | |
Концерт для жителей микрорайона ко Дню пожилого человека | «Экология. Творчество. Дети» городской фестиваль http://volgodonsk-center-raduga.ru/content/gorodskoy-festival-ekologiyatvorchestvodeti | «Мамино солнышко ясное», конкурс рисунков на асфальте | |
«КИНО» конкурс аббревиатур к Году Кино в России | «Я б в пожарные пошел!» конкурс рисунков к Году пожарной охраны | «Зеленая планета 2018» региональный этап Всероссийского экологического форума, номинация «Многообразие вековых традиций» | |
| Выпуск тематических газет к профессиональным праздникам | «Наши семейные традиции» конкурс от «АиФ» | |
Направление: Культурное наследие – национальное достояние России! | |||
Моя школа | Мой город | Моя страна | |
Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | Название, форма мероприятия | |
Социальная проба | Социальная практика | Социальный проект | |
«Книги, читаемые в семье», анкетирование | «Новый год на нашей улице», ярмарка | «Магия КИНО», проект | |
«Горит огнями ёлочка», конкурс поделок | «Что бы я сделал для родного Волгодонска, если бы был Дедом Морозом?», конкурс сочинений | «Сказка всем» Российский литературный конкурс сказок «По следам кота Апельсина», благотворительный проект, https://vk.com/skazka_vsem | |
Афиша к фильму «Понемногу обо всём», конкурс | «Лучшее стихотворение о ТРЦ» конкурс самостоятельно сочинённых стихотворений | «За что я люблю кино?» конкурс презентаций к Году кино в России | |
«Понемногу обо всём…», создание фильма о классе | Городская открытая научно-практическая конференция Академия юных исследователей vk.com/aui_2016 | «Лента памяти», акция |
Интеграция учебной и внеучебной деятельности как средство формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников
Перед школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности. Поэтому, важно отработать механизмы взаимодействия основного и дополнительного образования, направленные на реализацию приоритетных направлений ФГОС и запросов общества и государства.
Я полагаю, что создание организационно-педагогических основ взаимодействия основного и дополнительного образования создаёт условия для личностного развития учащихся, позволяет комплексно и более глубоко решать задачи духовно-нравственного воспитания и становления успешной личности.
Проект является практико-ориентированным, так как в ходе его реализации опытным путем в практической педагогической деятельности разработаны конкретные развивающие дидактические материалы, отработаны формы взаимодействия между коллегами, родителями.
А для воспитанников – прикладная направленность Проекта определяется тем, что задания выполняются детьми самостоятельно или совместно с родителями. Кроме того, задания личностно значимы для детей, так как заставляют задуматься о самом себе и выстроить программу собственного развития. Ребятам предлагаются задания для парной и групповой деятельности.
Акцент в ходе реализации Проекта делается на использование педагогических средств, которые не регламентируются классно-урочной системой, а представляют собой новое качественное образование, его сложно однозначно отнести к учебному процессу или внеклассной работе, это комплексное педагогическое средство, например, интегрированные классные часы, проблемно-ролевые игры, «Портфолио», «Проблемно-тематический день».
Инновацией в школе будет являться одно из интегративных средств – проблемно-тематический день. Весь день подчиняется определенной идее, которая реализуется с помощью: интеграции учебной и внеучебной деятельности; внутрипредметной интеграции, интеграции с социумом, разновозрастной интеграции. Главная цель дня – сформировать у детей целостный, системный взгляд на окружающий мир. Подготовка к Проблемно-тематическому дню объединяет в творческом поиске усилия педагога, учащихся, родителей и представителей социума. В этот день проводятся специальные занятия в рамках выбранной темы, в ходе которых обсуждаются конкретные вопросы. В процессе подготовки объявляются различные конкурсы, готовятся проекты, интегрированные уроки и классные часы, выставки, концерты. По итогам дня предполагается изготовление газеты-молнии с материалами. Опыт подтверждает, что это средство имеет высокую образовательную и воспитательную эффективность.
Таким образом, основными показателями эффективности реализации Проекта можно считать:
-усиление у школьников мотивации на успешную учебную деятельность;
-вовлечение учащихся в новую сферу творческой, научно-практической и проектной деятельности;
-развитие коммуникабельности, умения сотрудничать с разными людьми;
-повышение уверенности учащихся в собственных силах.
Система мониторинга в рамках Проекта
Цель мониторинга эффективности реализации Проекта - выяснить, являются ли воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.
Для успешной реализации любой деятельности необходимы своевременное планирование, контроль и корректировка, анализ достигнутых результатов. Контроль результативности и эффективности организации внеурочной деятельности в школе осуществляется путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Система мониторинговых исследований позволяет организовать сбор, обработку и распространение информации, отражающей результативность внеурочной деятельности по следующим показателям:
-включенность учащихся во внеурочную деятельность;
-результативность участия в мероприятиях различного уровня;
-рост мотивации к активной познавательной деятельности (результативность участия в мероприятиях различной направленности);
-уровень развития и сплочения ученического коллектива, характер межличностных отношений;
-качественное изменение в личностном развитии, усвоение гражданских и нравственных норм, духовной культуры (уровень воспитанности);
-удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы;
-сокращение количества малолетних правонарушителей.
Результативность внеурочной деятельности
Для осуществления анализа включенности учащихся в проект внеурочной деятельности необходимо обладать систематизированной информацией об участии школьников во внеурочное время. Для этого используется бланк, который заполняется классным руководителем раз в полугодие.
Участие учащихся во внеурочной деятельности
ФИ ученика | Посещение детских объединений | Классные дела | Внеклассные дела | ||||||||
Музыкальная школа | Станция юных техников | Бассейн «Нептун» | … | | | | | | | | |
Иванов | + | + | _ | | + | | | | | | |
Таблица позволяет педагогу систематизировать сведения о занятости учащихся, о наиболее популярных видах внеурочной деятельности, об активности детей.
Эффективность внеурочной деятельности
Важным показателем результативности деятельности является её эффективность. Диагностика направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Два основных критерия эффективности внеурочной деятельности:
-продуктивность деятельности;
-активизация родительской общественности.
Подбор методик для изучения продуктивности, организованной во внеурочное время деятельности учащихся, и наличия у ее участников чувства удовлетворенности организацией и результатами деятельности производитcя в соответствии с избранными критериями и показателями поэтапно.
Исходя из этого, выделяют три основных фактора диагностики: личность самого воспитанника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога. Важным аспектом мониторинга внеурочной деятельности является подбор критериев и показателей эффективности внеурочной деятельности
Это процесс является одним из важнейших, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности внеурочной деятельности работы педагога. Подбор методик производитcя в соответствии с избранными критериями и показателями.
21. Оценка духовно-нравственной воспитанности школьников
Масштаб диагностирования двухвариативен: либо проводится в одной возрастной группе – тогда организатор его классный руководитель; либо проводится широким фронтом одновременно в общешкольном масштабе – тогда руководителем является заместитель директора по воспитательному процессу.
Критерии предмета мониторинга | Показатели | Методики |
1. Личность воспитанника | ||
Личностный рост воспитанника | -формирование гуманистических ценностей человека | комплексная методика диагностики личностного роста школьника |
2. Детский коллектив | ||
Сформированность детского коллектива | -благоприятный психологический микроклимат; -уровень развития взаимоотношений; -развитость самоуправления; -наличие традиций. | социометрия |
Сформированность мотивации учащихся к участию в общественно-полезной деятельности | -включенность обучающихся во внеурочную деятельность; -результативность. | анализ содержания «портфолио достижений» |
Сформированность коммуникативной культуры | -коммуникабельность; -взаимодействие со сверстниками, педагогами. | методика выявления организаторских склонностей |
3. Профессиональная позиция педагога | ||
Продуктивность внеурочной деятельности. | -достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности; -рост мотивации к активной познавательной деятельности | анализ: -освоения учащимися программ внеурочной деятельности; -результатов участия детей в мероприятиях |
Интеграция учебной и внеучебной деятельности | -рост познавательной активности; -наличие высокой мотивации в учебе; -расширение кругозора; -самореализация в разных видах творчества. | анализ: -результативности участия во внеклассной работе; -интересов направленности школьников. |
Эффективность работы кружка, группы | -посещаемость, сохранность контингента; -проектная деятельность; -участие учащихся в мероприятиях вне школы. | анализ включенности школьников во внеурочную деятельность. |
Результативность в районных и областных мероприятиях | -наличие благодарностей, грамот | анализ наградного материала |
Оценка микроклимата в школе | -характер отношений между участниками учебно-воспитательного процесса; -единые требования взрослых к ребенку; -участие детей, родителей, учителей в мероприятиях. | анкета «Моя семья» |
Проектирование и прогнозирование образовательного и воспитательного процесса | -программы и ее соответствие предъявляемым требованиям; -ведение документации. | анализ документации |
Профессионализм педагога-воспитателя | -личностная и профессиональная позиция педагога | методика диагностики профессиональной позиции педагога- воспитателя |
Обработка и интерпретация результатов исследования
После проведения исследования создается рабочая группа из трех-четырех человек для обработки результатов изучения. В нее входят школьный психолог, социальный педагог, классный руководитель и заместитель директора школы. Результаты исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы.
Итоги обсуждаются на педагогических советах и методических объединениях классных руководителей. В особых случаях результат анализа может сообщаться школьникам – если педагоги считают, что такая информация способствует личностному развитию.
Ход мониторинга Проекта оценивают обе группы её участников: школьники и взрослые. Здесь формулируются оценочные суждения, которые можно фиксировать в виде персональных характеристик, в качестве личных достижений для пополнения портфолио, в виде благодарностей, вынесенных от имени всех участников Проекта.
23. Трансляция Проекта
По итогам реализации проекта подготовлены к изданию отдельные методические сборники дидактических материалов для педагогов школы.
Воспитанники со своими проектами принимают участие и являются победителями и призёрами в конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровня.
Материалы проектной деятельности опубликованы на страницах городской газеты, на сайте средней школы №5, на персональных сайтах:
http://infourok.ru/rabota-s-motivirovannimi-uchaschimisya-vo-vneurochnoe-vremya-920188.html
http://infourok.ru/doklad-rol-pedagoga-v-vospitanii-lichnosti-shkolnika-625099.html
http://infourok.ru/beseda-s-roditelyami-buduschih-pervoklassnikov-485513.html
http://multiurok.ru/dekabr2014/files/kak-ubit-intieries-k-chtieniiu-i-kak-iegho-vosstanovit.html
vk.com/aui_2016