12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жаркова Оксана Александровна942
Имею педагогический стаж - 24 года, высшее образование. Являюсь председателем аттестационной комиссии в ДОУ, руководителем рабочей группы детского сада, членом методического совета педагогического сообщества "Единый Урок. РФ".
Россия, Пензенская обл., Нижний Ломов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №11 г. Нижний Ломов


ПРОЕКТ

"Первые шаги к своему Я"

для детей 3-6 лет



Педагог-психолог МБДОУ детского сада №11 г. Нижний Ломов

Жаркова Оксана Александровна


I. Пояснительная записка

Важная роль в современном образовательном обществе отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В.А.Ананьев, А. Н. Леонтьев, А.М. Степанов, А.Б.Холмогорова и др.). Проблеме психологического здоровья детей посвящены труды И.В.Дубровиной, В.В.Давыдова, О.В.Хухлаевой, Г.С.Никифорова, и др.).

Быстро меняется социальная ситуация, увеличивается информационный поток, в котором находятся дети, семьи в основном однодетные, распались дворовые сообщества, снизилась ценность ролевой игры. Всё чаще можно встретить ребёнка с признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Внедрение раннего обучения тоже играет свою роль. Это приводит к ухудшению здоровья детей: физическому, психическому, социальному. Не вызывает сомнений, что практически всем им требуется та или иная психологическая поддержка.

Психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, обеспечивает возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Психологически здоровый человек – это, прежде всего человек творческий, жизнерадостный, весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир, адекватно приспосабливающийся как к благоприятным, так и неблагоприятным условиям, воздействиям.

Широко распространено понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров). В данном подходе здоровый человек - это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими. По мнению О.В.Хухлаевой, понимая психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его  критерием гармонию между ребенком и социумом.

Проект  «Первые шаги к своему Я» разработан и реализуется для детей дошкольного возраста с 3 лет до 6 на основе программы Хухлаевой О.В., Хухлаевой О.Е., Первушиной И.М. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников».

Проект направлен на создание условий для сохранения и формирования психологического здоровья дошкольников, обеспечения эмоционального благополучия, развития адекватного социального поведения, формирования положительного самоотношения и отношения к другим людям, раскрытия внутреннего потенциала в разных видах детской деятельности,  умения делать выбор и нести за него ответственность, готовности к школьному обучению на начальном этапе образования.

 

Актуальность

Проект позволяет решать проблему психопрофилактики психологического состояния здоровых детей-дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях, снизить риск отрицательно влияющих факторов (социально-психологических, социально-культурных  и социально-экономических)  на психологическое здоровье ребенка.

 

Новизна

          Проект позволяет дополнить ООП ДО диагностическими и мониторинговыми исследованиями, которые в свою очередь позволяют отследить психическое здоровье детей на трех возрастных уровнях и определить направления дальнейшего психологического сопровождения. Тем самым создаются оптимальные условия для сохранения психологического благополучия детей, их всестороннего, полноценного развития, формирования основных новообразований, успешной адаптации к меняющимся условиям.   

         Дошкольное детство (примерно от 3 до 6 лет) самый интересный и замечательный период в развитии ребёнка, когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребёнка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление, речь и память ребенка.

         К трем годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, уменьшается чувство зависимости от родителей, появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Это позволяет перейти к новым типам деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому следует, как можно раньше формировать у ребенка установку на позитивное мировосприятие, учить находить разные источники положительных эмоций. К шести годам у дошкольников помимо основных возрастных личностных новообразований должно быть сформировано и психологическое здоровье: саморегулируемость, приятие себя и окружающих, потребность в саморазвитии, рефлексия. Эти качества помогут ребёнку быстро адаптироваться к условиям школьного обучения.

         Исходя из вышесказанного, педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что позволяет через групповую работу, учитывающую специфику дошкольного возраста обучить детей социально приемлемым способам самоутверждения и самовыражения,  полноценному общению, положительному восприятию себя, адекватному поведению  в соответствии с окружающими  условиями и событиями, поддержанию положительного эмоционального фона, оптимистического настроя, воспитать доброжелательное отношение к окружающим, развить способность к эмоциональному сопереживанию.

 

Цель – создание условий для сохранения и поддержания              психологического здоровья дошкольников.

 

Задачи:

- обучение положительному самоотношению и принятию других людей

- обучение рефлексивным умениям

- формирование потребности в саморазвитии

- содействие росту, развитию детей.

           

Особенности и новизна проекта

             В проект  включены  полуфункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное влияние; охватывает все стороны формирования психологического здоровья дошкольников; учитывает гендерные различия. Проектом могут пользоваться не только педагоги-психологи, но и воспитатели, родители.

 

Возраст детей: от 3 до 6 лет

 

Cрок реализации проекта: 3 года, 25 занятий в год

Режим занятий:

 

1 раз в неделю

3 – 4 года – 15  минут

4 – 5 лет – 20 - 25 минут

5 – 6 лет 30 минут

 

Форма реализации: групповые развивающие занятия.

 

Ожидаемые результаты:

3-4 года

Для отслеживания результативности образовательного процесса используется  промежуточный  контроль (май) – диагностика по критериям психологического здоровья (Тест «Пиктограммы», наблюдение за эмоциональным состоянием детей в группе, методика «Изучение социальных эмоций» и др.,)

Ожидаемые результаты к концу первого года обучения:

Ø ребёнок будет знать своё имя, пол, возраст;

Ø ребёнок будет уметь показать заданную эмоцию;

Ø ребёнок будет иметь представление об основных эмоциональных состояниях (грусть, злость, обида, радость, забота);

Ø у ребёнка будет сформирована способность к эмоциональному сопереживанию, состраданию, стремлению помочь другим;

Ø у ребёнка будет сформировано положительное эмоциональное принятие других людей и уважительное к ним отношение;

Ø ребёнок будет адекватно себя вести  в соответствии с окружающими  условиями и событиями;

Ø ребёнок расширит представления о жизни животных, явлениях природы, взаимоотношениях между людьми;

Ø у ребёнка будет сформирована познавательная активность;

Ø ребёнок научится утешать, приласкать тех, кто плачет, кого обидели, мирить поссорившихся;

Ø ребёнок будет понимать своё эмоциональное состояние  и состояние других людей.

4-5 лет

Для отслеживания результативности образовательного процесса используется  промежуточный контроль (май) – диагностика по критериям психологического здоровья (методика «Древо желаний», методика изучения эмоционального самочувствия ребёнка в группе, тест «Лесенка» и др.)

Ожидаемые результаты к концу второго года обучения:

Ø ребёнок будет знать своё имя, пол, возраст;

Ø ребёнок будет иметь представления о своём прошлом, настоящем, уметь строить планы на будущее;

Ø ребёнок будет осознавать свои эмоции, чувства, уметь обсуждать их;

Ø ребёнок будет уметь избавляться от обид, находить выход из конфликтных ситуаций;

Ø у ребёнка будут формироваться морально-волевые и нравственные качества  (регуляция поведения адекватно обстановке, выдержка, самостоятельность, инициативность);

Ø значимые мотивы поведения начнут преобладать над личными;

Ø ребёнок научится передавать образы через мимику, пантомимику, художественно изобразительные средства;

Ø ребёнок будет уметь расслабляться;

Ø  у ребёнка сформируется уважительное отношение к сверстникам, взрослым;

Ø ребёнок получит навыки конструктивного, ненасильственного взаимодействия со сверстниками, саморегуляции;

Ø ребёнок расширит представления о социальных ролях в обществе;

Ø у ребёнка наблюдается устойчивый познавательный интерес, познавательная активность;

Ø ребёнок свободно и естественно будет проявляет свои чувства, эмоции, осознанно регулировать эмоциональные состояния;

Ø ребёнок будет оказывать помощь и поддержку сверстнику, если тот огорчён, опечален, расстроен, рассержен;

Ø ребёнок будет принимать на себя даже отрицательные роли.

5-6 лет

Для отслеживания результативности образовательного процесса используется  итоговый контроль (май) – диагностика по критериям психологического здоровья

(методика «Цветик-семицветик», методика «Какой я?», методика на исследование самосознания и др.,)

 

Ожидаемые результаты к концу третьего года обучения:

Ø ребёнок принимает своё имя, возраст, пол, своё прошлое, настоящее, будущее, себя и других людей, адекватно воспринимает свои и чужие достоинства и недостатки умеет строить планы на будущее;

Ø ребёнок осознаёт свои эмоции, чувства, уметь обсуждать их;

Ø ребёнок умеет избавляться от обид, находить выход из конфликтных ситуаций;

Ø ребёнок контролирует своё поведение адекватно обстановке, проявляет выдержку, самостоятельность, инициативность;

Ø у ребёнка преобладают значимые мотивы поведения над личными;

Ø ребёнок умеет находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;

Ø  у ребёнка сформировано уважительное отношение к сверстникам, взрослым;

Ø ребёнок использует навыки конструктивного, ненасильственного взаимодействия со сверстниками, саморегуляции;

Ø у ребёнка сформирован устойчивый познавательный интерес, познавательная активность, потребность в самоизменении;

Ø ребёнок свободно и естественно проявляет свои чувства, эмоции, осознанно регулируeт и контролирует  эмоциональные состояния;

Ø ребёнок оказывает помощь и поддержку сверстнику, если тот огорчён, опечален, расстроен, рассержен;

Ø ребёнок принимает на себя роли, даже отрицательные;

Ø ребёнок принимает свои права и обязанности.

 

Формы подведения итогов работы по проекту:

Ø итоговые занятия,

Ø открытые занятия для педагогов, родителей,

Ø анализ диагностики психологического здоровья дошкольников, наблюдения за деятельностью, общением детей в повседневной жизни.

II. Перспективный план занятий с детьми

Перспективный план занятий с детьми 3 – 4 лет

 

Занятия с детьми 3-4 лет по проекту проводятся в форме практических занятий,  основываясь на особенностях развития детей данного возраста.

 

№ темы

Название темы

№ занятия

Практическое

Всего

I

Чувства. Введение в мир психологии

1

Знакомство

1

2

Весёлые - грустные

2

3

Весёлые – грустные

3

4

Весёлые – грустные

4

5

Весёлые – грустные

5

6

Страшный – весёлый

6

7

Радуется - боится

7

II

Чувства нужно уметь распознавать

8

Радость, страх, злость

8

9

Радость, страх, злость

9

10

Узнаю чувство по голосу

10

11

Узнаю чувство по лицу

11

12

Узнаю чувство по походке

12

III

Полезные чувства: радость, любовь, забота

13

Забота

13

14

Радость, любовь

14

IV

Вредное чувство - обида

15

Кто как обижается

15

16

Пожалей обиженного

16

V

Ссора. Какие чувства приводят к ссоре

17

Поссорились – помирились

17

18

Разозлился поссорился

18

19

Помирились все

19

VI

Какие чувства живут в природе

20

Природа умеет чувствовать

20

21

Природа умеет чувствовать

21

22

Может ли плакать природа?

22

23

Может ли плакать природа?

23

24

Радуюсь вместе с природой

24

25

Итоговое

25

Всего

25

 

Перспективный план занятий с детьми 4 – 5 лет

 

Занятия с детьми 4-5 лет по проекту проводятся в форме практических занятий,  основываясь на особенностях развития детей данного возраста.

№ темы

Название темы

№ занятия

Название занятия

Всего

I

Кто я?

1

Я расту, изменяюсь

1

2

Я расту, изменяюсь

2

3

Я мальчик, девочка

3

4

Какие девочки, какие мальчики

4

II

Я хозяин своих чувств

5

Кто такой хозяин своих чувств?

5

6

Я учусь не драться

6

7

Я учусь не обзывать других

7

8

Я учусь не обижаться

8

9

Можно ли обидеться на маму?

9

10

Ты обиду не держи поскорее расскажи

10

III

Мои чувства

11

Страх

11

12

Кто живёт в темноте?

12

13

Злость

13

14

Злость

14

15

Любовь. Я люблю маму – мама любит меня

15

16

Я люблю папу – папа любит меня

16

17

Я люблю мою семью – моя семья любит меня

17

18

Я люблю моих друзей – мои друзья любят меня

18

19

Я люблю всех людей

19

20

Герой и подвиг

20

21

Я люблю мою землю – Земля любит меня

21

IV

Что такое счастье

22

Страна «Хорошо»

22

23

Что значит быть счастливым?

23

 

 

24

Счастье – это «уметь летать»

24

25

Итоговое

25

Всего

25

 

Перспективный план занятий с детьми 5 – 6 лет

 

Занятия с детьми 5-6 лет по проекту проводятся в форме практических занятий,  основываясь на особенностях развития детей данного возраста.

 

№ темы

Название темы

№ занятия

Название занятия

Всего

I

Трудное чувство «дружба»

1

Что такое дружба?

1

2

Дружба – это помощь

2

3

Кто такой настоящий друг?

3

4

С кем я хочу дружить

4

5

Какие чувства мешают дружить

5

6

Дружба

6

II

Как можно изменить чувства другого человека

7

Как помочь грустному человеку

7

8

Как помочь сердитому человеку

8

III

Герои русского фольклора – какие они?

9

Баба Яга

9

10

Баба Яга

10

11

Баба Яга

11

12

Змей Горыныч

12

13

Серый волк

13

14

Серый волк

14

15

Медведь

15

IV

Сильный человек – это человек с сильной волей

16

Сила человека – это сила его воли

16

17

Сила воли – уметь терпеть

17

V

Школа – это трудный и радостный путь к знаниям

18

Трудности дороги к знанию

18

19

Трудности дороги к знанию можно преодолеть

19

20

Я преодолею трудности

20

21

В стране знаний

21

22

В стране знаний

22

23

В стране знаний

23

24

Мне скоро в школу

24

 

 

25

Итоговое

25

Всего

25

 

III. Содержание проекта

         В процессе групповой работы используются приёмы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В основном это разработки авторов программы «Тропинка к своему Я». В программу включено много полифункциональных упражнений, с одной стороны, дающих возможность решать несколько задач, с другой – позволяющих оказывать на разных детей различное воздействие. Методические приёмы классифицированы по теоретическим основаниям, формам осуществления, решаемым задачам.

Ролевые игры построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Для обеспечения психологического здоровья необходимо адекватное ролевое развитие. К основным нарушениям ролевого развития у детей относят неумение переходить из роли в роль, неумение принимать любую роль, неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей. Соответственно ролевые методы проведения занятий предполагают принятие ребёнком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте. Ролевые методы в программе делятся на ролевую гимнастику (ролевые действия и ролевые образы) и психодрамму.
          Дошкольники начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить как кошечки, попрыгать как зайчики). Важным для дошкольников является включение в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котёнок, злой, радостный), а также пальчиковых игр (пальчиками походить как медведи, зайцы).
          Для старших дошкольников чаще используются ролевые образы животных (льва и зайца, волка и цыпленка), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабы Яги, Ивана-царевича), социальных и семейных ролей (учителя, директора, мамы, бабушке), неодушевлённых предметов (стола, шкафа, машины). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается.
          В основе психодрамы может быть разыгрывание расправы с пугающими объектами.  При этом либо используется смена ролей (ребёнок играет поочерёдно роли нападающего и жертвы), либо создаётся ситуация подвига и включается эмоциональное сопереживание объектам нападения. Кроме того, могут быть драматически разыграны или «оживлены» мысленные картинки, составленные детьми, или предложенные ведущим терапевтические сказки. Достаточно интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации, то есть разыгрывание этюдов или сказок только пальцами.

Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а могут – в состояниях и характеристиках отдельных участников. Однако изменения, предусматриваемые социально-психологическим тренингом, недостаточны для формирования психологического здоровья и не соответствуют возрастным особенностям детей. Поскольку важнейшие необходимые нам изменения – это формирование самопринятия и принятия других людей, для структурирования изменений была выбрана структура самосознания личности В.С. Мухиной, согласно которой в самосознании выделяется имя человека, притязание на социальное признание, психологическое время личности (её прошлое, настоящее, будущее), социальное пространство (её права и обязанности). Таким образом, в психогимнастических играх у детей формируются:
а) принятие своего имени;
б) принятие своих качеств характера;
в) принятие своего прошлого, настоящего, будущего;
г) принятие своих прав и обязанностей.

 

Коммуникативные игры, используемые в программе делятся на три группы:

1)    игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»;

2)    игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;

3)    игры, обучающие умению сотрудничать.

Особое внимание уделяется играм первой группы, так как обычно человек склонен фиксировать своё внимание прежде всего на недостатках другого. Многие люди имеют так называемые «запреты на поглаживания», суть которых является трудность, а иногда и невозможность продуцирования положительных оценок и принятия положительных оценок других людей.

 

Игры и задания, направленные на развитие произвольности. Для дошкольников особенно большое значение имеют игры, способствующие формированию произвольности. Однако, чтобы формирование осознанности осуществлялось достаточно осознанно, поэтому ещё дошкольникам вводятся понятия «хозяин своих чувств», «сила воли».

 

Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».

Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации (например: «Что произойдёт, если учительница припрыгает в класс на одной ножке?»), либо коллективное сочинение сказок или подбор различных ассоциаций к какому-либо слову.

Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее», по своему, того или иного живого существа или неживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.

Достаточно часто могут использоваться «мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря, утреннего леса) придумывают картинку, а затем рассказывают её группе. Задание может усложнятся тем, что детям даётся определённая тема для картинки (например тема дружбы или сто-то очень страшное). Мысленная картинка может «оживляться». Автор картинки выбирает детей на роли героев и предметов своей картинки, объясняет им, где стоять, как двигаться, что говорить. По команде «раз, два, три, картинка оживи» герои и предметы картинки начинают двигаться, затем все дети хлопают автору и актёрам картинки.

Задания с использованием терапевтических метафор. Главная особенность саморазвития – это то, что личность берёт на себя ответственность за своё развитие. Для этого необходимо, чтобы у человека присутствовало знание о своих ресурсах и был доступ к ним. Наиболее эффективным для этого знания является использование терапевтических метафор, поскольку уже в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам. Обычно выделяют следующие компоненты терапевтической метафоры

- метафорический конфликт, или появление ситуации, в которой герою становится плохо из-за имеющейся у него проблемы (непохожести на других, наличия страхов);

- метафорический кризис – наступление невыполняемой для героя ситуации, несущей символику смерти;

- поиск и нахождение ресурсов внутри себя – открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса;

- торжество и праздник – приход ситуации успеха, признание со стороны окружающих.

Чаще всего метафоры соответствуют тому или иному симптому и той или иной трудной для ребёнка ситуации. Помимо снятия симптомов и разрешения трудных ситуаций, систематическое предъявление детям метафор приведёт к усвоению ими основной идеи :в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведёт к успеху. Таким образом, у ребёнка формируется «механизм самопомощи»: ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдёшь и наверняка сможешь победить трудности.

 

Эмоционально-символичекие методы основываются на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личной интеграции. В программе используются две основные модификации эмоционально-символических методов, предложенные Дж. Алланом.

А) Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. Причём на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удаётся раскрыть в процессе вербального общения.

Б) Направленное рисование, то есть рисование на определённые темы. В программе используется рисование при прослушивании терапевтических метафор. Детям предлагается рисовать всё, что навевается метафорой.

 

Релаксационные методы построены как антипод стресса. В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные и визуально-кинестетические техники.

Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой. Визуально-кинестетические техники предполагают использование визуально-кинестетических образов.

IV. Методическое обеспечение Проекта

Материально-техническое обеспечение

1. Дидактический материал:

- плакаты, картины с изображениями животных и их детёнышами, разными видами транспорта, природы, цветов, различных ситуаций, героями сказок;

- фотографии с изображением различных эмоциональных состояний;

- подборка игр на эмоционально-волевое развитие, на развитие коммуникативных навыков, терапевтических сказок;

- карточки с изображением эмоций;

- разрезные картинки;

- аудиозаписи спокойной музыки, звуков природы.

2. Оборудование:


 - костюмы

 - маски, шапочки

 - коврики для релаксации

 - телефонные трубки

 - детские стульчики

 - платочки

 - игрушки

 - бумага

 - мячи разного цвета

- микрофон

- верёвка

- барабан

- краски, кисточки, карандаши

- лейка детская

- колокольчики

- магнитофон


 

3. Занятия проводятся в групповых комнатах с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм.

 

V. Список литературы

1. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья.- СПб., 1998

2. Дубровина И.В. «Психическое здоровье детей и подростков». -М.: Академия, 2000. - 256 с.

3. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.Н. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984.

4. Мухина В.С. Возрастная психологии :Учебник для студ. Вузов.-7-е изд. Стереотип.- М.:Издательский центр «Академия»,»2003.- 456с.

5.Обухова Л.Ф. Детская психология. -М.: Российское педагогическое агентство, 1999, -285 с.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.- 425 с.

7.Смирнова Е.О. Психология ребенка: от рождения до 7 лет. - М., 1994.- 264

8. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников: Автореф. дис. …докт. психол. наук. М., 2001.- 142с.

9.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1995

10. Юраш А.Г. Актуальность охраны психологического и психического здоровья детей на современном этапе развития общества// Психологическая газета, 1997, № 10(25)

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.