Проект по историческому краеведению «Моя малая родина»

1
0
Материал опубликован 18 January в группе






Проект по историческому краеведению «Моя малая родина»


Материал подготовила

учитель истории ГБОУ ЛНР

«Перевальская гимназия № 1»

Забашта Ирина Владимировна

t1737200960aa.jpg












«Любовь к родному краю, знание его истории- основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества»

Д. С. Лихачев. 

В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках истории. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний учащимися на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания.

Традиционные формы уроков формируют у учащихся потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой.

Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал.

Поэтому большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности, так как работа историка – исследование различных источников информации: карт, исторических текстов, археологических находок, произведений искусства.

Но учебная работа в группе не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся по изучению своего края. На уроках истории, в силу ограниченного времени на изучение истории малой родины, ребята получают лишь основные знания. И удовлетворить познавательные интересы учащихся, углубляя и конкретизируя программные исторические знания наиболее любознательных учащихся, возможно лишь используя разнообразные формы краеведческой деятельности.

Историческое краеведение – одно из наиболее эффективных средств связи с жизнью. Оно играет большую роль в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и становлении гражданской позиции.

Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Родины, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи.

Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

Невозможно воспитать у обучающихся чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

И в нашем учебном заведении сложилась определенная система работы именно по историческому краеведению заложенная моими предшественниками- учителями истории

Краеведческая работа строится в комплексе и по нескольким взаимосвязанным направлениям.

Направления краеведческой работы:

1.Исторические (архитектурные) памятники, здания

2.Поселок: прошлое, настоящее, перспективы развития.

3.История района.

4.История нашего края.

Составляющей системы краеведения являются организационные формы.

К ним относятся:

- Изучение материалов краеведения на уроках основного курса истории Отечества.

Для меня, как для преподавателя истории, на первый план вышла задача формирования мотива у учащихся в изучении краеведческого материала. 

При изучении программного материала по истории Отечества (соответствующего периода), параллельно стараюсь углублять знания учащихся по истории родного края через исследовательские и реферативные работы. 

Введение краеведческого материала в программу предмета приобщает учащихся к историческому процессу, является опытом познания и методики мышления, направлением воспитания историей и культурой, опытом экологического образования.

- Внеурочная работа разнообразна.

классные часы на темы «Мои земляки», «Наш заповедный уголок», «Что я знаю о своем поселке?» и др.;

викторины «Люби и знай свой край», «Мое Отечество»;

акция «Я помню, я горжусь…», посвящённая окончанию Великой Отечественной войны;

знаменитые люди Перевальщины;

акция «Обелиск», посвящённая окончанию Великой Отечественной войны;

заочное путешествие «Поселки нашего района»;

оформление стендов «Перевальский район», «Моя малая родина Перевальщина»;

экологические субботники «Сделай город чище»;

экскурсии по памятным местам города, поселка;

составление родословных;

квест игра

Бескрайние, необычайные древней красотой Луганские просторы Величественные своей историей города и поселки раскинулись на наших землях, окутанные легендами и преданиями, молодой, но уже полон своих ярких событий и загадок Перевальский район в 2022 году отметил свое 55 летие.

В процессе краеведческой работы обучающиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

Историческое краеведение способствует решению задач социальной адаптации выпускников, формированию у них готовности жить и трудиться в своем поселке, районе, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

В соответствии со стандартами основными задачами воспитания являются:

-создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства

-формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями,

-получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии.

Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитие творческого потенциала через приобщение истории, литературе, искусству

Необходимо не только заинтересовать учащихся литературой, искусством и историей родного края вообще, но и привносить опыт собственного восприятия, чувств, переживаний. Необходимо развивать у обучающихся высокий художественный вкус, творческую самостоятельность.

Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Родины, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

Одно из направлений работа над проектом к 55 летию Перевальского района «Моя малая Родина – история и современность» способствует развитию у обучающихся интереса к истории родного края, исследованиям, к познавательной деятельности, развитию самоуправления, повышению уровня владения информационно-коммуникационными технологиями и использования социальных сервисов сети Интернет и заключается в создании необходимых условий для патриотического воспитания учащихся.

Заключение

Чувство любви к родной земле закладывается даже не в детстве оно дано нам от рождения, впитано с молоком матери. Если мы искренне любим свою малую родину, то она отвечает нам тем же: родные места вселяют радость и успокоение в наши души, придают уверенность, вдохновляют на великие дела.

Сегодня проблема изучения истории своей малой родины, особенно актуальна, потому что без знания истории нельзя построить будущее.

Проводя исследования по теме «Моя малая Родина», мы сделали много открытий для себя:

-познакомились с историей возникновения поселка;

-узнать, ремесло, которым занимались жители;

-исследовали достопримечательности;

Обучающимся приятно что результат их работы оценивается в различных конкурсах, идеи, творчество исследования находят применение









Обоснование необходимости проекта.

Воспитание у подрастающего поколения любви к окружающей природе, Родине является одним из важнейших принципов. Знакомство обучающихся с родным краем, его историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей малой Родины. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Организация работы по патриотическому воспитанию обучающихся предполагает следующую воспитательную цепочку:

- любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям;

- воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение учащихся к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста);

- человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма).

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Важным критерием эффективности гражданско-патриотического воспитания является личностный рост каждого учащегося, подростка, его позитивное отношение к миру. Поэтому забота о патриотическом воспитании подростков приобретает для нас актуальное значение. Мне как преподавателю истории, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам, к своей малой Родине.

Малая Родина – место, где родился, где вырос и живешь. Место, о котором скучают, находясь вдали от дома и куда вновь хочется вернуться, с которым связаны добрые моменты жизни. Это тот уголок, который так дорог сердцу. И очень хочется, чтобы наша малая Родина цвела и развивалась, чтобы каждый житель мог гордиться своим селом. Понимание того, что Родина для человека начинается с семьи, друзей, места, где родился, придет к учащемуся только тогда, когда он будет включен в активную индивидуальную и совместную деятельность по изучению и преобразованию окружающей действительности. Мы мало знаем о тех местах, где живем. Таким образом, возникает необходимость воспитания в колледже Гражданина в самом высоком смысле этого слова.

Решение данной проблемы мы реализовали в проекте «Моя малая Родина».

Цель: создание условий для воспитания у учащихся интереса, любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции;

- способствовать расширению и углублению знаний учащихся об истории и традициях родного края через реализацию индивидуальных, творческих, личностных возможностей учащихся;

- формировать осознанное отношение к истории родного края, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических фактов;

- воспитать у учащихся чувства патриотизма, чувства долга к своей малой Родине;

Результат проекта:

- провести исследовательские работы, проекты, разработать мероприятия;

- создать альбом «Мой родной поселок, город»,

-разработать буклеты, презентации;

- обобщить распространить опыт работы по теме проекта.

Методы реализации проекта.

В основу проекта положены следующие методы:

вовлечение в деятельность;

- стимулирование;

-сотрудничество;

-доверие;

-личный пример.

Формы реализации проекта:

-анкетирование.

-тематические классные беседы;

-участие в исследовательских работах направленных на самостоятельный

поиск информации по истории района;

-проведение экскурсий, посещение музеев, памятных исторических мест;

-уход за памятными местами

-оформление работ

Участники проекта:

Обучающиеся колледжа, библиотекарь, преподаватель истории.

Проект рассчитан на среднюю ступень учебно-воспитательного процесса.

Срок реализации проекта: 2024-2025учебный год.

Заключение

Чувство любви к родной земле закладывается даже не в детстве оно дано нам от рождения, впитано с молоком матери. Если мы искренне любим свою малую родину, то она отвечает нам тем же: родные места вселяют радость и успокоение в наши души, придают уверенность, вдохновляют на великие дела.

Сегодня проблема изучения истории своей малой родины, особенно актуальна, потому что без знания истории нельзя построить будущее.

Проводя исследования по теме «Моя малая Родина», мы сделали много открытий для себя:

-познакомились с историей возникновения поселка;

-узнать, ремесло, которым занимались жители;

-исследовали достопримечательности;

Учащимся приятно что результат их работы оценивается в различных конкурсах, идеи, творчество исследования находят применение







Приложение

t1737200960ab.jpg












t1737200960ac.jpg



t1737200960ad.jpgt1737200960ae.jpg















t1737200960af.jpg

t1737200960ag.jpg














t1737200960ah.jpgt1737200960ai.jpg

t1737200960aj.jpgt1737200960ak.jpg















t1737200960al.jpgt1737200960am.jpg

t1737200960an.jpg

t1737200960ao.jpg














t1737200960ap.jpg

t1737200960aq.jpg







t1737200960ar.jpgt1737200960as.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.