Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Мой дом, моя семья, моя Родина»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Мой дом, моя семья, моя Родина».
Автор: Краснова Ольга Валерьевна
воспитатель МБДОУ детский сад № 18 «Ласточка» комбинированного вида ЕМР
Вид проекта: информационно-практический, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный. С 01.10.2021 по 31.05.2022г.
Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.
Детский сад - это маленькое государство, в котором всем должно быть интересно жить и трудиться. Где дети познают мир, творят и сотрудничают, а взрослые заботятся о безопасности и развитии детей. Поэтому на плечах педагогов детского сада лежит не малая ответственность за становление ребенка в обществе, ведь именно сдесь он начинает первые шаги по социализации.
Актуальность проекта.
Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением, а пример взрослых, особенно близких людей, имеет огромное значение в становлении личности ребенка.
Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России, и только потом- жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви родному дому и семье, к детскому саду,к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, т.к. мысли заложенные ребенку в еще не совсем осознанном возрасте на долго остануться в его осознании, несмотря на то, что ему еще не все понятно.
Цель проекта.
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и понимание значимости близких людей в жизни ребёнка, семьи.
Формирование у детей понятие «Семья», «Мой детский сад». Знакомство детей с двуязычной языковой средой, ощущением этнической принадлежности.
Задачи проекта:
1.Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, своему городу как основу нравственно-патриотического воспитания.
2.Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для дома, семьи, детского сада и города.
3.Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
4.Соблюдать права ребёнка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.
5. Способствовать активному сотворчеству детей и их родителей, делая упор на совместную деятельность дома, в детском саду.
Методы и формы работы с детьми:
- видео-экскурсии
- рассматривание с детьми предметных картинок по данной теме;
-беседы и наблюдения;
- чтение художественной литературы детям;
- игровые ситуации;
- подвижные игры.
Работа с родителями:
-Знакомство родителей с задачами проекта;
-Выставка поделок:
«Новогодние и Рождественские сюрпризы»;
«Есть такая профессия- Родину защищать»;
-Индивидуальные беседы.
Консультации:
-Роль отца в воспитании ребенка;
«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»;
«Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»;
«Роль детского сада в жизни ребёнка».
Ожидаемые результаты:
Для детей:
-Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях;
-Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях;
-Формировать у детей положительное отношение к детскому саду;
-Учить жить дружно, помогать друг другу;
-Развивать игровые, познавательные, речевые способности детей;
-Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.
Для родителей:
Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
-Постановка цели, задач проекта;
-Создание необходимых условий для реализации проекта;
-Подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;
-Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
2 этап — практическая часть (основной этап реализации проекта).
Основываясь на интересах и индивидуальных предпочтениях воспитанников во время основного этапа реализации проекта, организовывались все виды деятельности как совместная с воспитателем, так и самостоятельная деятельности.
3 этап-заключительный. Создание альбома ««Мой дом, моя семья, моя Родина»
Работа по нравственно - патриотическому воспитанию детей представлена следующими тематическими блоками:
- «Я и моя семья. Мой дом»-ROOM TOUR
- «Мой детский сад»;
- «Мой город»-видео-экскурсия.
1 блок «Я и моя семья. Мой дом». ROOM TOUR
В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме -эни. Проводятся беседа с детьми о маме-эни, папе-эти, братьях и сестрах, бабушках-эби и дедушке-бабай. Обсуждалась их роль в семье, их труд, прививает любовь и ценность к каждому члену семьи. Обращается внимание на то, что в семьях так же живут любимые питомцы,(кошка- песи,сабака- эт) побуждают к выражению любви и заботе о них. Развивают желание ухаживать за ними, кормить, играть. И таким образом постепенно подводит детей к пониманию того, что такое семья.
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольников.
В ходе ознакомления детей с семьёй были организованы сюжетно – ролевые игры:
«Семья» - дети учились заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу.
Играя в игру «Больница», ребята также учились проявлять доброту, учились культуре общения.
В игре «Строители» ребята учились трудиться в коллективе.
В заключительном этапе, с помощью деятельности родителей была организована фото-экскурсия «Любимые уголки в доме», на которой дети увидели не только свои любимые комнаты, игрушки(мяч-туп, кукла- курчак), но любимые места своих товарищей . Во время проведения фото-экскурсии дети эмоционально реагировали на знакомые им кадры. , пытаясь объяснить дорогие им моменты. С интересом рассматривали комнаты друг друга.
2 блок «Мой детский сад».
В начале учебного года мы знакомимся с детьми, знакомим их друг с другом; с помещениями группы и их назначением; с предметами, находящимися в группе; с участком, с территорией детского сада, с его зданием. Вся работа проходит вне занятий – это посещение помещений, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, целевые прогулки.
Воспитатель обращает внимание на то, что в группе всё сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо. О детях заботятся сотрудники детского сада - воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети посещают помещения других групп, их участки, знакомятся с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, с различным физкультурным оборудованием, с сюжетными постройками. Воспитатель рассказывает о том, что взрослые многое сделали для детей, они заботятся о детях и все, что их окружает, необходимо беречь.
Одна из ступеней воспитания «Маленького патриота» это развитие у малышей представлений о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т.д.)
Вся работа проходит в игровой форме – это экскурсии, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, прогулки, организация познавательной деятельности, продуктивная деятельность.
Активно используются русские народные сказки.
Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», «Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.
Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый.
3 блок «Мой город»
Улицы , дома (йорт), дворы, памятники , магазины(кибет), и прочую инфраструктур дети видят с первой минуты своей жизни. Не осознавая того они уже начинают саморазвитие своих патриотических чувств с любви к дому, к качелям, к любимой песочнице во дворе. Наша же задача помочь им сформировать это еще неосознанное чувство любви, в осознанное отношение к своей родине, своему городу. Поэтому основная задача этого блока: познакомить детей с красотами нашего города. Экскурсия была рассчитана на возрастные особенности детей, и состояла из нескольких «блоков», не носила серьезной информационной нагрузки.
Дети увидели кадры детского сада, уличного группового участка, кадры парков и скверов города, где они зачастую гуляют с родителями. Все это нашло отклик в их глазах, так как это знакомые им места. После видео-экскурсии проводились беседы, делался акцент на красоту природы, яркость красок, чистоту. При беседе совместно с детьми был сделан вывод о важности сохранения порядка в городе. деревья, постройки, разбрасывать мусор.
3 этап-заключительный этап:
-Создание и оформление альбома««Мой дом, моя семья, моя Родина»;
Оформление презентации «по страницам альбома ««Мой дом, моя семья, моя Родина».
Предположительными результатами проекта являются:
В рамках реализации проекта удасться вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками.
-Возрастет речевая активность детей, что положительно повлияет на самостоятельную игровую деятельность детей;
-Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, языках;
- У детей сформируется уважение к членам семьи, умение проявлять заботу о родных людях и домашних любимцах;
- У детей сформируется положительное отношение к детскому саду;
-Дети научатся жить дружно, помогать друг другу;
- Сформируется бережное отношение к природе, умение замечать красоту природы;
-Сформируется уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;
Родители станут активнее принимать участие в совместной деятельности над проектом.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, схематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.