12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Володина Татьяна Васильевна1014
Россия, Рязанская обл., город Новомичуринск
Материал размещён в группе «Все для воспитателя»

Володина Татьяна Васильевна,

воспитатель,

МДОУ «Новомичуринский детский сад №2»,

г. Новомичуринск.


Проект «Моя семья и мой родной дом».

Средняя группа.


Где бы ни были мы, но по-прежнему

Неизменно уверены в том,

Что нас примет с любовью и нежностью

Наша пристань - родительский дом.

Актуальность:

Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким и дорогим людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Семья - это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём. И сегодня, когда родители проводят очень много времени на работе, тяжело вкладывать в ребенка ценность семейных отношений. В проекте «Моя семья и мой родной дом» представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.


Тип проекта: информационно-творческий, поисковый.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители,

Сроки реализации проекта: краткосрочный (две недели).

Цель проекта:

формирование у детей нравственно – патриотических чувств, воспитание у дошкольников любви к малой Родине – своей семье, родному дому.

Задачи проекта:

Образовательные:

- дать представление о понятиях: «родители», «родные», «семья», «традиции»

- формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к

семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить

разбираться в родственных связях.

- продолжать знакомить детей с профессиями.



Развивающие:

- развивать творческие способности детей;

- развивать коммуникативные навыки детей;

- развивать интерес к семейным традициям, праздникам.


Воспитательные:

- воспитывать уважение к традициям, обычаям старшего поколения;

- воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи, показать ценность семьи и родного дома для каждого человека.

- побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий.

- воспитывать уважение к труду взрослых.

- упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к близким, к тем, кто о них заботится.


Задачи по работе с родителями:

- повысить компетентность родителей в вопросах сохранения и развития

семейных традиций;

- привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе

педагогического сотрудничества;

- Повысить авторитет родительства в семье;

- Создать доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами и родителями;

- формирование партнёрских отношений «родители – дети – детский сад».

Предполагаемый результат:

1. Дети получают информацию о своей семье.

2. Понимают значимость семьи и родного дома в жизни каждого человека.

3. Умеют организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье, родном доме.

4. Проявляют уважение, заботу, внимание ко всем членам семьи.

5. Родители активно участвуют в реализации проекта.

6. Педагоги:

- будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что

будет способствовать тесному сотрудничеству.


Этапы реализации проекта.


I. Подготовительный.

1. Подбор и анализ методической, научно-популярной и художественной

литературы по теме, наглядных пособий, иллюстрационного материала по теме

проекта.

2. Анкетирование родителей.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию

проекта.

4. Подбор игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности; дидактических игр.

5. Подготовить консультации для родителей по теме проекта “Моя семья и мой родной дом».

II. Основной.

НОД:

Художественно эстетическое развитие:

1.Рисование: «Моя семья на моей ладошке».

2. Аппликация «подарок для мамы», «подарок папе,

3.Лепка «Красивая чашечка для бабушки».

Беседы с детьми: «Моя семья», «Я и мои обязанности в семье». «Выходной в нашей семье», «Традиции в нашей семье». «У нас гости», «Мои бабушки и дедушки», «Дом в котором я живу».

Речевое развитие - заучивание пословиц и чтение стихотворений о семье, отгадывание загадок, чтение художественных произведений о семье: «Синяя чашка» М. Матвеева, «Теплый хлеб» К. Паустовский, «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Мамина работа» Е. Пермяк, «Чем пахнут ремесла» Д. Родари, «Косточка» Л. Толстой, «Посидим в тишине» Е. Благинина, чтение сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Гуси-лебеди».

Составление рассказов на тему: «Моё любимое домашнее животное», «Если вдруг мама заболела», «Как я помогаю дома», «Лучший День рождения», «Как я провёл выходные дни».

Социально – коммуникативное развитие.

Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Магазин», «В семье заболел ребёнок», «Дочки — матери», «День рожденья», «А у нас гости».

Игра – драматизация: «Красная шапочка».

Дидактические игры: «Назови ласково», «Закончи предложение», «Кто старше в семье?», «Кто младше?», «Чудесный мешочек», «Назови по имени», «Найди и назови», «Как зовут членов семьи», «Моя семья», «Собери картинку», «Магазин вежливых слов», «Мой адрес», «Скажи какая, какой», «Что стоит у нас в квартире», «Перечисли вещи в названной комнате».

Настольно - печатная игра - «Важные профессии», «Мой дом», «Я хороший», «Кому что».

Пальчиковые игры: «Семья могучая», «Большая стирка», «Как мы маме помогали». «Мой дом», «Наша бабушка».

Познавательное развитие

Рассматривание фотоальбомов «Моя семья»,

«Мы на даче», «Наши поездки и путешествия».

Конструирование: «Мой дом – моя крепость».

Взаимодействие с родителями

Консультации для родителей: «Роль семейных традиций в воспитании детей дошкольного возраста»,

«Что такое генеалогическое древо семьи», «Роль отца в семье и в воспитании детей», «Играем всей семьёй».

Анкетирование «Семейные традиции».

Обмен опытом «Традиционное блюдо моей семьи».


III. Заключительный.

Изготовление генеалогического древа семьи.

Презентация фото «Традиции моей семьи».

Выставка творческих работ на тему: «Моя семья и мой родной дом».

Список литературы:

Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Средняя группа. 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России: Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» М Сфера 2003.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Родительские собрания в детском саду. Средняя группа. АВТОР: С.В. Чиркова.

Ушакова О.С. «Знакомство с литературой детей 3 -5 лет» - Москва: Сфера, 2009.

Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии - М.: Карапуз-дидактика, 2008.


Приложение.


Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию

в средней группе «Семья на моей ладошке».


Цель: Формировать у детей представление о семье, обучая приемам рисования.

Задачи:

продолжать формировать умения детей обводить предметы по контуру;

продолжать формировать умение детей рассматривать и обследовать ладонь;

учить использовать детей карандаш, как средство выразительности в рисовании координируя движение руки и глаза;

развивать мелкую моторику;

воспитывать любовь к рисованию, аккуратность эстетический вкус;

вызвать положительный, эмоциональный комфорт.


Материал и оборудование: альбомные листы формата А 5, цветные карандаши, телевизор для показа слайдов, ноутбук, музыкальный центр, аудиозапись.

Воспитатель: - Здравствуйте, дети!

«Собрались сегодня с Вами,

Чтобы всем нам стать друзьями.

Поиграть, повеселиться

И чему-то научиться!»

А про что у нас сегодня пойдет речь, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

Правильно, присаживайтесь за столы.

Воспитатель:

Семья – это мама, папа, и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед.

В семье еще братья и сестры бывают,

Семья – это я! И меня здесь все знают.

Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама)

Что делает по дому мама?

А что делает папа?

Чем занимаются бабушка и дедушка?

Какие заботы по дому есть у вас?

Посмотрите на экран. Воспитатель рассказывает детям, какие бывают семьи с показом иллюстраций: сначала без детей (как только семья родилась), затем с одним ребенком, двумя детьми, многодетные семьи, с бабушкой и дедушкой и т. д.


Физкультминутка.

«Семейная зарядка»

Любим раннею зимой

Выходить с семьей во двор (Шагаем на месте)

Встанем в круг и по порядку (Руки на поясе наклоны вправо, влево)

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает. (Руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает. (Приседания)

Я сама бегу трусцой (Бег на месте)

И качаю головой. (Наклоны головой в стороны)

Воспитанники садятся за столы.

Воспитатель. Ребята, пальцы - это самые главные помощники людей. Именно они помогают нам рисовать, держат карандаш. 5 пальцев всегда вместе, как члены одной семьи. Давайте вместе с вами превратим каждый пальчик в папу, маму, дедушку, бабушку и себя (пальчиковая гимнастика).

Этот пальчик - дедушка

Этот пальчик - бабушка

Этот пальчик - папочка

Этот пальчик - мамочка

Ну, а этот пальчик - я

Вместе дружная семья (2 раза)

Вот она ладонь, сейчас мы будем учиться ее рисовать.


Воспитатель. Садимся прямо, спина ровная, ножки подружились. Возьмите правильно в руки карандаш, тремя пальчиками как я. Нужно плотно прижать к листу свою левую ладонь, пальцы широко расставить. Правой рукой берем любой цветной карандаш и обводим свою ладошку - пальчик за пальчиком, нигде не останавливаясь и плотно прижимая карандаш к руке, обводим все пальчики. Вот и получилось изображение моей ладони. А сейчас каждый из вас нарисует свою ладонь и превратить ее в свою семью. Нарисуем глаза, нос, рот, уши, волосы. Дедушке можно нарисовать очки, бабушке – шляпу, маме – красивые бусы, папе – галстук, девочкам – бантики, мальчикам – шарфик.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Каждый из вас постарался красиво нарисовать свою семью (индивидуальное оценивание)

Что мы рисовали сегодня?

Воспитанники. Семью.

Воспитатель. Правильно дети мы рисовали семью – ладошку. Посмотрите, какая у нас большая семья получилась. Все молодцы.


Конспект ООД по аппликации в средней группе.


Тема «Сердечко для мамы».

Цель: изготовить открытку своими руками в подарок для мамы.

Образовательные задачи:

закреплять знания о празднике День семьи;

расширять представления о душевных качествах, характерных для мам;

закреплять умение создавать композицию, через изготовления аппликаций.


Развивающие:

развивать, обогащать и активизировать словарь детей;

развивать эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность, эстетический вкус.


Воспитательные: - воспитывать чувство любви к родному человеку.


Предварительная работа:

чтение художественной литературы; заучивание стихотворений и пословиц о маме; предварительная беседа в кругу семьи (ребёнка с мамой о её труде), рассматривание иллюстраций с изображением цветов, вырезание заготовок для аппликации.

Материалы и оборудование: аудиозапись с песней «Мама для мамонтенка», готовые заготовки сердечек, цветов, паетки.


Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворения «Простое слово».

На свете Добрых слов

Живёт немало,

Но всех добрее

И нежней одно –

Из двух слогов

Простое слово «ма-ма»,

И нету слов,

Роднее, чем оно

Автор: И. Мазнин




Основная часть.


Чтобы понять, кому сегодня мы посвятим наш день, отгадайте загадку:

Кто пришёл ко мне с утра?

Кто сказал: "Вставать пора? "

Кашу кто успел сварить?

Чаю в пиалу налить?

Кто косички мне заплёл?

Целый дом один подмёл?

Кто цветов в саду нарвал?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех? (Ответы детей)


Самое лучшее слово на свете «МАМА». Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. Мама учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится и оберегает нас.


Дидактическая игра «Назови ласково».

Цель: учить подбирать и называть прилагательные, обогащать словарный запас детей.

Воспитатель:

Как ласково можно назвать маму? (мамочка, мамуля, мамуся)

А сейчас я буду говорить начало предложения, а вы должны его продолжить.

Моя мама самая… (ответы детей: хорошая, ласковая, единственная, умная, добрая, красивая веселая, заботливая)

А сейчас мы послушаем песенку о маме. (звучит песенка «Мама для мамонтенка»

Давайте мы с вами, чтобы порадовать наших мам, сделаем им подарки.

У вас на столах лежат сердечки, и мы сегодня подарим свои сердечки нашим мамам. (дети вместе с воспитателем выполняют работу, наклеивают цветы на сердечки и украшают паеткам).

Итог занятия: Ребята посмотрите, какие красивые сердечки у нас получились.

Я думаю, что всем нашим мамам они очень понравятся, все сегодня были молодцы.


ООД по аппликации на тему «Рубашка с галстуком для папы» для детей средней группы.


Образовательная область (ОО): «Художественно – эстетическое развитие».

Вид продуктивной деятельности: Аппликация.

Интеграция образовательных областей (ИОО): «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Форма проведения: подгрупповая.

Тема ООД: «Рубашка с галстуком для папы».


Цель: изготовить рубашку своими руками в подарок для папы.

Задачи:

Развивать воображение, мышление, творческие способности.

Учить детей предварительно выкладывать (в определённой последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета и наклеивать их.

Формировать умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеёнке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Воспитывать чувство любви к родному человеку.


Материал: Ножницы, клей салфетка бумажная, полоска картона с заранее отмеченные места для разрезания, квадрат для галстука.

Ход занятия:

Мотивационно-поисковый этап.

Беседа с детьми. Показать галстук:

- Ребята, а знаете ли вы что это такое? (ответы детей);

- А зачем мужчины носят галстуки (чтобы выглядеть красиво, нарядно, солидно и т. д.)

- В каких случаях мужчины одевают галстуки (на работу, на праздник, в театр и т. д.)

- Ребята, а какие бывают галстуки (красивые, разноцветные, с узорами).

Рассмотреть с детьми разнообразие видов галстуков (их цвет, форму и орнаменты с помощью видео презентации.)

Предложить нескольким мальчикам примерить галстук показаться детям.

- Красиво вы выглядите в галстуке? (ответы детей)

- Вам нравится? (ответы детей)

- А ваши папы носят галстуки? (ответы детей)

Давайте выйдем в середину группы, встанем в круг и вспомним игру про папу.

Физкультминутка «Самый лучший». (координация слова с движением):

Может он в футбол играть («Пинают» ногой мяч)

Может книжку мне читать, (Складывают руки, как книжку)

Может суп мне разогреть (Сжимают и разжимают пальцы)

Может мультик посмотреть. (Прыгают на месте)

Может поиграть он в шашки, (Делают повороты туловищем)

Даже может вымыть чашки (Делают движения, напоминающие мытьё посуды)

Может прокатить меня (Скачут по кругу, как лошадки)

Вместо быстрого коня.

Практический этап.

Изготовление открытки.

Для начала посмотрите, что находится на столе (клей, цветная бумага)

Возьмите белый лист

Теперь берем большой квадрат и делаем воротник, подгибаем, у вас нарисовано где нужно согнуть и приклеить, чтобы держался хорошо.

Следующие берем квадрат и клей и приклеиваем

Берём галстук и рядом с воротником приклеиваем.

Рефлексивно-оценочный этап.

Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что делали?

Давайте все вместе посмотрим, какие у всех получились красивые рубашки с галстуком.


ООД по пластилинографии в средней группе «Чашка для бабушки».

Цель: изготовление чашечки с помощью пластилинографии для бабушки.

Задачи:

упражнять детей в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии;

развивать у детей чувство композиции, цвета, учить располагать элементы узора на поверхности предмета

формировать эстетическое отношение детей к предметам быта.

Воспитывать любовь и уважение близкому человеку – бабушке.

Предварительная работа: прочтение Чуковский К.И. «Федорино горе», призентация «Посуда».

Раздаточный материал: тарелки с бобовыми, трафарет чашки, пластилин 5 цветов, салфетка для рук.

Ход занятия:

Доброе утро ребята.

Мне позвонили и сообщили, что у художников в мастерской закончились краски. И они не знают, чем еще можно разукрасить посуду. Ребята, чем кроме красок можно разукрасить ее?

Ответы детей.

Давайте попробуем разукрасить пластилином, а узор сделаем из фасоли, гороха и чечевицы. Чтобы попасть в мастерскую мы сейчас поиграем в игру.


Физкультминутка «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник (дети надули живот, одну руку поставили на пояс, руку изогнули).

Очень важный как начальник.

Вот фарфоровые чашки (присели одну руку поставили на поясе).

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг).

Только стукни разобьются.

Вот серебряные ложки (потянуть руки вверх над головой).

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос (лечь на пол, вытянуть руки вперед)

Он посуду нам принес.

Ребята мы с вами в мастерской. Подойдите, пожалуйста к столу, посмотрите лежат чашки разного размера. Выберите себе любую и садитесь на свои места. Перед вами тарелка на ней бобовые, ими мы будем делать узор. Пять цветов пластилина, им мы будем рисовать. Я вам сейчас расскажу, что и как мы будем делать, а вы послушайте и посмотрите. Выберите цвет своей чашки. Возьмем пластилин этого цвета и начнем его разогревать. Пластилин стал у нас мягкий, отщипываем маленький кусочек и размазываем его по форме. Аккуратно, стараемся тонким слоем наносить пластилин. Размазываем большим или указательным пальцем. Но перед началом нашей работы сделаем гимнастику для пальчиков «Посуда»:

Девочка Иринка порядок наводила (показывают большой палец)

Салфетки должны быть в салфетнице.

Масло должно быть в масленке.

Хлебушек должен быть в хлебнице.

А соль? Ну конечно в солонке.

(Соединяем большой палец со всеми по очереди).

Пальчики размяли можем приступать.

Самостоятельная работа детей.

Обратите, пожалуйста внимание на узор. Между горошинками или фосолью должен быть промежуток. Не нужно вашу чашку всю заполнять бобовыми.

Молодцы. У вас очень красивые чашки получились. Нам пора возвращаться в группу. Выходите на ковер.

Чтобы нам домой вернуться нужно дружно улыбнуться.

Вот ребята мы и в группе. Вам понравилось наше путешествие? Куда мы с вами ходили? Что делали? Что было очень сложно? Что было очень легко? Спасибо ребята.


ОД по речевому развитию в средней группе «Моя семья».

Цель: формирование у детей нравственно – патриотических чувств, воспитание у дошкольников любви к своей семье, родному дому.

Задачи:

1. Образовательные:

Расширить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

2. Развивающие:

Развивать диалогическую речь посредством подготовленной беседы.

Активизировать словарь по теме «Семья». Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Обогащать и активизировать словарный запас имен прилагательных. Совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики.

3. Воспитательные:

Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью.

Методы и приёмы:

Практические: сюрпризный момент – появление в гостях Незнайки.

Наглядные: рассматривание дидактических картинок «Семья».

Словесные: проведение дидактических игр, пальчиковой гимнастики, загадывание загадок.

Предварительная работа: беседы о семье, рассматривание сюжетных картинок из серии «Моя семья».

Средства обучения: игрушка Незнайка, шкатулка, вырезанные из картона сердечки.

Ход образовательной деятельности.

Приветствие, сюрпризный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня к нам в гости заглянул Незнайка. Посмотрите на его лицо, он немного загрустил и просит нас о помощи. Незнайке очень хотелось бы узнать, что такое семья, поможем ему? Расскажем о семье?

Давайте для начала покажем нашему гостю пальчиковую зарядку о семье. Вы её помните?

1, 2, 3,4 (Хлопаем в ладоши). Кто живет в моей квартире? (Шагаем на месте)

1, 2, 3, 4, 5 (Хлопаем в ладоши). Всех могу я сосчитать! (Шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестренка, (Хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища вправо – влево)

Мой щегол, щенок и я (Наклоны туловища вправо – влево)

Вместе дружная семья! (Хлопаем в ладоши)

Воспитатель: а теперь давайте поможем Незнайке разгадать загадки о семье.

1. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый ...(дед)


2.Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки, у любимой?

Правильно: бабушки.


3.Шкаф тяжелый кто подвинет?

Кто розетки нам починит,

Кто все полочки прибьет,

В ванной утром кто поет?

Кто в машине за рулем?

На футбол мы с кем пойдем? (папа)


4.Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша...(мама)

- Про кого это, вы, конечно же догадались, это – мама.

А кто для вас папа и мама? (родители)


5. Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка

Моя младшая…(сестрёнка)


Вот мы и разгадали все загадки, назвали маму, папу, бабушку, дедушку, сестренку, а как одним словом можно назвать этих людей? Итак, дети, что такое семья? (это папа, мама, дети, бабушки и дедушки). Семья может быть большой и маленькой.

Семья - это близкие люди, которые живут вместе, любят друг друга. Заботятся друг о друге.

А теперь давайте встанем в круг и покажем Незнайке, какие хорошие слова мы знаем о своих близких.



Игра «Скажите самые хорошие слова о папе и маме».

- Какой у вас папа? (хороший, большой, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый, красивый, умный).

- А мама какая? (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая, внимательная,

красивая, молодая).

Дети, а вы не забываете говорить эти хорошие слова своим близким?

Воспитатель:

- Дети, а как мы выражаем любовь к своим близким? (говорим ласковые слова, помогаем по дому, заботимся друг о друге).


Игра «Назови ласково».

Вы все очень любите своих родственников, так давайте расскажем Незнайке, как мы умеем называть их ласково. Дети, посмотрите у меня на руках сердечко, оно очень нежное, ласковое.

(Дети друг другу передают сердечко и называют ласково.)


Д/И «Радость и печаль».

А теперь давайте поможем Незнайке разобраться в хороших и плохих поступках.

Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.

- Нарисовали красивую картину;

- Подрались с другом;

- Съели манную кашу;

- Убрали игрушки на место;

- Порвали книгу;

- На прогулке замарали куртку;

- Разбили чашку;

- Уступили место в автобусе бабушке;

- Помогли маме с уборкой

- Отыскали потерянные бабушкой очки;

- Помогли маме вымыть посуду


Физкультминутка.

На опушке дом стоит

На столбе фонарь висит

В доме том живёт семья,

Очень – очень дружная.

Папа гвозди забивает,

Сынок папе помогает,

Мама гладью вышивает,

Дочка куколку качает

Чинит дедушка сапог

Вяжет бабушка носок

Вот семья какая

Дружная, большая.

Наша семья очень большая и у всех свои обязанности. Мы с вами поиграем в игру


«Давайте справедливо распределим обязанности».

Отец – зарабатывает деньги, готовит пищу, делает ремонт, убирает.

Мама - зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за цветами, гладит.

Бабушка – вяжет, стирает, помогает маме, печёт пироги, гуляет с внуками.

Дедушка – мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками.

Сын – убирает, выносит мусор, ходит в магазин, пылесосит.

Дочь – моет посуду, вытирает пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.


«Шкатулка».

Дети, у вас тоже есть семьи. Но они разные, не похожие друг на друга. Давайте о них расскажем. У меня есть необычная шкатулка. В неё мы будем складывать слова о семье, разные слова, не похожие друг на друга. (Воспитатель берёт поднос, на котором лежат шкатулка и сердечки, вырезанные из картона)

У меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой положить слово о своей семье. Послушайте и посмотрите, как я это сделаю. «Моя семья здоровая, потому что мы каждый день гуляем на свежем воздухе» (Берёт с разноса сердечко и кладёт его в шкатулку. Дети по очереди передают шкатулку, кладут в неё сердечко, называя слово о семье.)

Моя семья большая, потому что у меня есть папа, мама, я.

Моя семья дружная, потому что мы все работы делаем вместе.

Моя семья заботливая, потому что мы заботимся друг о друге.

Моя семья трудолюбивая, потому что мы любим трудиться.

Моя семья счастливая, потому что мы все счастливы.

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, как вы думаете, помогли мы Незнайке разобраться в том, что такое семья? Я думаю, ему понравилось у нас в гостях, посмотрите. Каким веселым он стал. И наверняка теперь тоже сможет рассказать о своей семье.


Анкета для родителей «Семейные традиции»

Уважаемые родители!

В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим ответить на следующие вопросы.

1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?

да, обязательно;

возможно, если они сами собой сложились;

нет, это пережитки прошлого.


2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?

дни рождения членов семьи;

коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.;

религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др.;

государственные праздники (новый год, 8 марта, 9 мая и др.;

день создания семьи;

профессиональные праздники;

оформление фотоальбомов;

воскресные семейные обеды (ужины);

проведение семейных советов;

другое


3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?

спорт;

рыбалка;

домашние животные;

шитье;

шахматы;

чтение;

компьютерные игры;

рукоделие;

музыка;

коллекционирование;

другое


4. К каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка?

спорт;

рыбалка;

домашние животные;

шитье;

шахматы;

чтение;

компьютерные игры;

рукоделие;

музыка;

коллекционирование;

другое


5. Какой труд объединяет вашу семью?

работа на даче, ремонт квартиры, уход за домашними животными;

индивидуальная трудовая деятельность;

общего труда нет, разные обязанности распределены между всеми членами семьи;

другое




6. Организуете ли вы специально деятельность ребенка?

совместное чтение;

прогулки на природе;

обучение рукоделию;

развивающие игры;

занятия спортом;

наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело

специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами;

другое


7. Ваши предложения педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения

Спасибо за сотрудничество!


Консультация для родителей: «Роль семейных традиций в воспитании детей дошкольного возраста».


"У каждой семьи есть своя "живая душа", в которой есть и цветущий райский сад, и родники "живой" воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями - глубоко в землю. Добрые традиции подобны этим родникам укрепляют, животворят семью".

(Л. Н. Толстой)


Семья и семейные традиции – это основа воспитания детей. Ведь именно в семье ребенок усваивает первый опыт взаимодействия с людьми, постигает многогранность человеческих отношений, развивается духовно, нравственно, умственно и физически. В каждом доме есть свой набор определенных правил и привычек, которые выполняются на автомате. Семейные традиции и обычаи помогают нормально взаимодействовать с обществом, делают сплоченной семью, укрепляют родственные связи, улучшают взаимопонимание и уменьшают количество ссор. В семье, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети прислушиваются к мнению родителей, а родители проявляют внимание к проблемам детей и помогают им справляться с ними. В основу традиции всегда закладываются ценность семьи, определяющая норму поведения. Дети, воспитываемые в традициях доброго отношения, проявляют уважение, сострадание, доброжелательность не только к членам своей семьи, но и к другим людям, животным, героям из сказок.


Роль семейных традиций в жизни малышей:

Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день - праздник".

Дети гордятся своей семьёй.

Ребёнок ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято.

Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение.


Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции.

Традиция повторяется всегда, ведь она – традиция.

Событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным.

Она может задействовать запахи, звуки, зрительные образы, что-то, влияющее на чувства и восприятие.


Для чего нужны семейные традиции и обычаи?

Традиция порождает соблюдение обычаев и помогает рождаться тем понятиям, которые принято называть семейными ценностями.

Традиции - неотъемлемая часть процесса воспитания детей. Они развивают чувство постоянства, единства, учат дружбе, взаимопониманию, показывают, насколько сильны семейные узы.

Если в вашей семье еще не успели родиться какие-то особенные, присущие только вашей ячейке общества традиции, это никогда не поздно исправить.

Соберите семейный совет и придумайте, что именно и как, должно превратиться в традицию. Пусть каждый выскажет свое пожелание, а дальше примите компромиссное решение.

Самым важным будет первое воплощение вновь утвержденной традиции. Нужно все сделать так, чтобы она обязательно доставила удовольствие всем членам семьи, и уже к следующему разу ее будут ждать с нетерпением.

Дальше дело только за временем и точностью соблюдения вновь рожденных правил.


Вот пример самых распространенных традиций, какими они бывают и зачем они нужны.

1. Традиция «Совместные приемы пищи».

Традиция вместе принимать пищу учит нас общаться, слушать и слышать друг друга не на лету, а на протяжении минимум 20 минут. Мелочь, казалось бы, но дорогого стоит. За столом ребёнок учится хорошему поведению, учится ухаживать за другими. Здорово, если есть возможность три раза в день собираться за вкусным столом, но редкие семьи могут себе это позволить. Стоит выбрать хотя бы один из приемов пищи, когда вся семья в сборе.

Традиция совместно накрывать стол к ужину и убирать после него тоже отличная идея.

2. Традиция "Совместное приготовление пищи «Семейное блюдо».

Полезно вместе готовить не только известные блюда, но и что-то новое. Старый рецепт помогает ощутить связь поколений, живую память о тех, кто много лет также готовил это блюдо. Новый - объединить всех в радостном ожидании: получится ли задуманное, будет ли вкусно.

3. Традиция «Совместный с детьми досуг»

Эта традиция воспитывает в детях доверие и интерес к родителям. Совместный отдых способствует и тому, что ребёнок познаёт мир живой природы, учится относиться к нему бережно, кроме того это возможность беседовать, рассуждать о важном наедине или всем вместе.

4. Традиция «Чтение вслух в кругу семьи».

Сегодня, пожалуй, осталось только чтение вслух детям, да и то не в каждой семье. Плюсы очевидны: формируется вкус к чтению и к хорошей литературе, в книгах поднимаются нравственные вопросы, которые можно обсудить. И, кроме того мы сами должны быть воспитаны и подкованы, чтобы идти на шаг впереди, и рекомендовать то, что будет соответствовать кругозору ребёнка и его интересам.

5. Традиция «Составление родословной, память о роде»

Генеалогия как наука появилась только в 17-18 веках, но знание своих корней всегда имело большое значение.

Зачем сегодня знать о своих предках дальше прадедушек и прабабушек?

Составление родового дерева - это способ осознать преемственность поколений, понять своё место в мире, почувствовать ответственность перед прошлыми и будущими поколениями.

С точки зрения психологии память о своём роде, знание о своих предках помогают человеку формировать себя как личность.

6. Традиция «Совместные игры взрослых с детьми».

Пусть это будут разнообразные игры (настольные, спортивные, интеллектуальные, карточные и т.п.), правилам которых вы обучите своих детей.

А когда игр наберется уже достаточное количество, можно устраивать турниры по особо полюбившимся развлечениям.

7. Традиция «Семейные праздники».

Обязательные празднования дней рождений (особенно детских), Нового года, 8 марта и т.д. с непременной подготовкой, сюрпризом для виновника, любимыми вкусностями и желанными гостями.

8. Традиция «Сказки на ночь».

Сказки на ночь, которые по мере взросления детей может переродиться в рассказы интересных познавательных историй.

9. Традиция «Слияние с природой».

Никак нельзя пропускать летний поход с палатками, удочками, бадминтоном, котелком для каши, ароматным шашлычком и всем остальным, что так любимо всеми малышами и взрослыми.

Поверьте, ваши дети будут целый год вспоминать августовский звездопад и утреннюю рыбалку.

10. Традиция «Культурно-познавательные мероприятия».

Посещать музеи, выставки, спектакли и хорошее кино вместе с домочадцами.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья.


Консультация для родителей «Что такое генеалогическое дерево семьи».


Немного истории.

В нашем современном мире мало кто из родителей и детей знает свою родословную. А ведь история семьи занимает значительное место в жизни человека. Ведь многие семейные праздники или традиции происходят из далекого прошлого, т.е. от предков.

С точки зрения психологии и педагогии, человек не знающую свою родословную, как чистый лист, он не имеет никаких представлений о семейных ценностях, традициях.

Семья для ребенка - это среда, с определенными условиями для его физического, психического и умственного развития. Для создания благополучной среды, для развития ребенка и укрепления семьи, можно использовать такую форму работу, как составления родословной (генеалогического дерева), где можно привлекать, как старшее поколение, так и младшее.

Термин "родословие" использовался в России с 11 века и до начала 20 века, современная историческая наука оперирует его греческим прототипом "генеалогия". В народной культуре, в фольклоре связь поколений символизирует древо жизни. Его корни – наши далёкие предки; его ствол – старшие поколения; ветви, цветы, плоды – дети, внуки. Корни древа жизни находятся на небе, а ветви на земле. Такое описание образа древа жизни составил А.Н. Афанасьев.

Древо жизни растёт, если младшее поколение помнит и чтит предков, уважает старших, а старшие бережно, ласково относятся к детям.

Ведением родословных книг занималось государство ещё в 15 веке, что позволяло проследить все ли князья, бояре и дворяне служат царю или уклоняются от государственной службы. Родословные книги также содержат рисунки – схемы, которые впоследствии получили название родословных таблиц.

Правила составления родословной (генеалогического дерева).

В генеалогии существует специальная терминология, определённые правила, согласно которым составляется родословная.

Род – это лица, связанные общим происхождением, ведущие своё начало по мужской линии от одного общего предка – родоначальника, объединённые общностью крови, т.е. находящиеся в кровном родстве. Род состоит из поколений: родоначальник, его дети, внуки, правнуки. Членами рода являются как мужские потомки, так и женские. На сегодняшний день мы можем говорить о некотором сходстве понятий "род" и "фамилия".

Родословная это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает.

Существует два основных способа её ведения – по восходящей и нисходящей линии. Нисходящую родословную, которая интересует нас, начинают составлять с самого отдалённого из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Таблица нисходящего родства напоминает пирамиду, вершина которой – родоначальник, а основание – последнее поколение его потомков.

Вариантом таблицы нисходящего родства является родословное, или генеалогическое древо.

Родословное древоэто перевёрнутая таблица нисходящей родословной, чаще всего мужской. Она действительно напоминает разветвлённое дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева или в его корнях, имена потомков – на разветвлениях и стилизованных ветвях и веточках.

Так же существуют следующие термины:

родословнаяистория семьи, рассказ о своей семье, своём роде, своих предках;

род родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того общего предка;

предки люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения;

поколение люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста;

обычай привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции;

традиции обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Как создать яркий образ родословной.

Все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения.

Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу. Они любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали.

О своих родных, о семье можно рассказать словами, составить схему. А можно создать красивый образ семьи – дерево, цветок, дом, корабль.

Так как в творческом процессе будут участвовать дети, то их вряд ли заинтересуют скучные прямоугольники или овалы, необходим привлекательный образ.

В качестве одного из вариантов может подойти рисунок семейного или родословного древа.

У вас есть готовые шаблоны, но вы можете их видоизменять, дополнять или использовать свои.

Всё зависит от вашего творчества. Творите и получайте удовольствие от результата.

Как сделать генеалогическое древо семьи.

Каждый ребенок в определенном возрасте начинает интересоваться своими родственниками, своим родом. Он спрашивает, а кто были его прадедушка или прабабушка, а чем они занимались, где жили? И не всегда родители знают все ответы на подобные вопросы. Если вы и ваш ребенок еще не знакомы с историей вашей семьи, то можно вместе сделать генеалогическое дерево своего рода.

Составление генеалогического дерева расскажет ребенку историю его семьи, воспитает в нем гордость за то, что он принадлежит к этому роду, к этой фамилии. Изучая свой род и своих предков, ребенок захочет стать достойным продолжателем своего рода. Подключайте к своей работе всех родственников, ведь составление родословной сплачивает семью. Если родители в разводе – это тем более повод нарисовать с ребенком дерево вашего рода. Маленькому человеку важно знать, что у него есть корни: это придает чувство уверенности в себе.

Чтобы раздобытые вами сведения не забылись, лучше зафиксировать их на бумаге. Чтобы было наглядней и красивей нарисуйте большой красочное дерево вашей семьи. Ребенку обязательно понравится ваша затея и он будет вашим главным помощником.

Итак, для работы вам понадобится: ватман большого формата, цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей.

Вот примерная последовательность ваших шагов:

На ватмане нарисуйте большое дерево с разлогими ветвями.

Вырежьте из бумаги зеленого цвета листочки., их нужно столько, сколько членов вашей семьи.

На каждом листочке напишите фломастером ФИО члена семьи, и кем он приходится ребенку. Будет просто замечательно, если вы сможете узнать в каком городе жили члены вашей семьи, чем занимались, сколько у них было детей. Все это записывайте на листочках.

Теперь начинаем клеить листочки на ветки дерева в определенном порядке. Начинаем снизу. На самой нижней ветке нужно наклеить листочек с данными последнего родившегося члена вашей семьи, его родных братьев и сестер. На следующей по высоте ветке наклеить листочки с именами мамы и папы, а также с именными их братьев и сестер. Причем мамин листочек (и листочки родственников с ее стороны) клеится с одной стороны дерева, а папин (и листочки его родни) с другой. То есть по одну сторону дерева находится мамин род, а по другую – папин. На ветках следующего «этажа» дерева клеятся листочки с именами родителей мамы и папы ребенка, и так далее. Каждое поколение занимает свой «этаж».

Ваше генеалогическое дерево будет еще красивее и полнее, если рядом с листочками-данными вы приклеите фотографию члена вашей семьи.

Вот и все, генеалогическое дерево вашего рода готово!


Консультация для родителей.

«Роль отца в семье и в воспитании детей».


Нежно тебя обнимаю за шею:

Счастье твоей дочкой родиться

Я сделаю больше, чем даже умею,

Лишь бы ты мог мною гордиться.

Эти замечательные слова каждый ребёнок готов посвятить своему отцу. Сколькими интересными делами можно заниматься вместе с папой, как много нового можно узнать от него, в какие весёлые игры можно поиграть!

Дети с большой радостью и интересом рассказывают о том, кем работают их папы, в какие игры они чаще всего играют с папой по вечерам и чем занимаются с ним в выходные дни. Спорят на перебой, что их папа самый замечательный. А ещё дети абсолютно убеждены, что их папы знают всё на свете.

А ведь действительно, роль отца в семье переоценить очень сложно.

Важное воздействие на развитие ребёнка оказывает отец.

Основная ролевая позиция мужчины как супруга состоит в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным для обеспечения себя, жены, детей и других членов семьи, если они есть.

Как муж мужчина сегодня в большей мере, чем раньше, несёт ответственность за супружеский комфорт. Духовное общение между супругами, творческое и разнообразное общение между супругами, способствует гармоничному развитию личности обоих партнёров.

Мужчина принимает самое активное участие в хозяйственно-бытовой деятельности семьи и наравне с женой, другими членами семьи выполняет весь объём домашней работы.

Как родитель он несёт ответственность за воспитание детей. Ему необходимыми владеть навыками психологического и педагогического воздействия, быть высоконравственным, компетентным, настойчивым и демократичным.

Все эти позиции тесно связаны между собой и оказывают влияние на развитие ребёнка (прямо и косвенно).

Таким образом, отец в семье даёт определённый образец поведения, является источником уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка.

Выделяются социальные и духовные потребности ребёнка, на удовлетворение которых отец оказывает серьёзное влияние: потребность в защите и любви, в авторитете, в образце мужского поведения.

Также существует взаимосвязь между формированием отдельных способностей детей (математических) и наличие в семье отца.

По мнению специалистов, отец представляет ребёнку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон и порядок, дисциплину, путешествия и приключения. Ребёнку всё время, на всех этапах развития, необходим отец, однако особенно он начинает нуждаться в отцовской любви, в его власти и руководстве после пяти лет.

В раннем возрасте глубже проявляется связь ребёнка с матерью, а затем, уже в дошкольном возрасте, всё большее значение приобретает отец. Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности и чаще наблюдается невротизация характера. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, им труднее даётся усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, они чаще других гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость.

Не меньшее влияние оказывает отец на развитие девочки. Учёные доказывают наличие у детей потребности в отце в течение всей жизни. Ребёнок, лишённый отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.


Консультация для родителей.

Игры всей семьёй.

Зима осталась далеко позади. Уже прошли первые дни эйфории, когда опять можно мчаться на велосипеде и роликах, кататься с горок, не боясь угодить в лужу внизу, уже цветными мелками изрисован весь асфальт под окнами. И вот постепенно перестали радовать мыльные пузыри и летающие тарелки. Все чаще посещает мысль, а чем бы еще занять ребенка. Тем более, что приближается пора отпусков, поездки на дачу, к морю, или долгие прогулки в соседнем парке и пора подумать, как провести это время с пользой для тела, ума и души.

Для ребенка очень важно, чтоб рядом были и мама, и папа, и чтобы он чувствовал, что они любят его и друг друга. Поэтому хорошо, если оба родителя могут поиграть с малышом. И взрослые, если они на время позабудут свои дела и заботы и включатся в игру, получат большое удовольствие. Играя вместе с ребенком, вы закладываете основу в свои будущие доверительные отношения.

Но сначала хотим напомнить вам основные правила:

- Любое занятие должно быть в радость. Если малыш устал - переключите его на другое занятие.

- Не называйте его, даже в шутку различными прозвищами (неумеха, дурашка), не обижайте его.

- Игра - дело творческое и пусть правила будут гибкими.

- Не сдерживайте его активность. Пусть пищит и скачет от избытка чувств.

- Не думайте, что если вам игра кажется легкой, то и ребенку легко играть в нее. Игра должна быть посильной для ребенка, чтоб он не разочаровывался, и ему хотелось играть. Дайте ему обыграть вас, ваш авторитет от этого не пострадает, а ребенок получит возможность почувствовать себя наравне с вами.

- Постарайтесь освободиться от установки, что игра - это только детское занятие. Не воспринимайте игру как свой тяжкий долг.

И самое главное - игра должна быть безопасной, и обязанность родителей — это обеспечить.

Во что играть? Все зависит от настроения, погоды и предпочтений ребенка.

Но даже обыкновенную прогулку можно превратить в увлекательную игру. На примере деревьев объясните малышу понятия тонкий и толстый, на камнях - тяжелый и легкий. Дайте пощупать кору разных деревьев, мох, посадите на ручку божью коровку, пусть потрогает червяка. Каждый листик, цветочек, шишку можно использовать в качестве учебного пособия. Вот дует ветер - какой он, теплый или прохладный? Дайте крошке на ощупь определить с закрытыми глазами, какой предмет у него в руках - камень, листик, ком земли, палочка? Учите ребенка выделять из общего уличного или лесного гама отдельные звуки: вот трамвай проехал, машина сигналит. Или дятел стучит в лесу, собака залаяла. Давайте названия звукам - стрекотание кузнечика, шорох листьев. Сами изобразите эти звуки, и пусть ребенок повторит его за вами. Сравнивайте различные листья деревьев, запахи цветов, рассматривайте на ветках гнезда, ищите дупла и норки, расскажите, кто где живет, чем питается. Понаблюдайте за облаками, на кого они похожи, пофантазируйте, откуда они прилетают и куда спешат.

Вспоминайте по ходу по теме стишки, загадки, скороговорки, сказки.

Вся жизнь малыша в этом возрасте наполнена именно познанием окружающего мира, и важно поддерживать и развивать его интерес к познанию.

Сходите всей семьей «в поход местного значения». Пусть малыш сам соберет рюкзак: компас, флягу, игрушечный нож, пистолет (а вдруг нападут разбойники, и тогда он с папой защитит от них маму!), лупу, свисток, бутерброды, коврики, что бы можно было посидеть - в общем, все, что еще может пригодиться и отправляйтесь в ближайший лесопарк. Ваш ребенок надолго запомнит такой совместный поход. А если вы не поленитесь предварительно тайно от ребенка закопать какой-нибудь «клад» ...

Если вокруг только асфальт можно придумать множество других игр - пройти по нарисованной мелом прямой или кривой линии, прыгать по квадратикам, начертить разные геометрические фигуры и в каждую заходить только определенным способом - на носочках, пятках, задом, или как-нибудь еще. Включайте фантазию, привлекайте к игре других детей во дворе, и вы не только поможете своему малышу весело и с пользой провести время, но и покажите, как взаимодействовать в коллективе.

Возьмите на прогулку емкость с водой и большую кисть. Дайте ребенку «порисовать» водой и пусть он понаблюдает, как высыхают мокрые следы.

В Интернете на одном из форумов я прочитала о такой замечательной игре:

Предварительно размотайте по дачному участку или во дворе клубок ниток, на конец привяжите какой-нибудь приз: конфету или игрушку. Расскажите малышу, что его ждет сюрприз, но для этого ему надо пройти лабиринт, а поможет ему путеводная нить. Дайте малышу в ручки конец нитки и палку. Пусть он наматывает нитку на палку и продвигается вперед. Когда весь путь будет преодолен, а нитка смотана, маленький путешественник получит заслуженный подарок.

Даже обычная палка может стать незаменимым предметом на прогулке. Ее можно кидать, ею можно копать норки - будущие жилища для мышек. Палками можно отмечать пройденный путь и по этим вешкам возвращаться обратно, на нее можно опираться, если устал. К ней можно привязать веревку и сделать кнут. Только следите за безопасностью ребенка. По сути, любую мелочь можно превратить в объект изучения, игру. Единственное, что препятствует этому - леность и нежелание родителей. Мы слишком замотаны работой, хозяйством, своими взрослыми отношениями, да и что греха таить - устаем от своих же собственных детей и их активности. Но упущенные моменты близости с малышом сейчас будет очень трудно наверстать потом.

Если вас застала плохая погода, а вам не хочется, чтобы ребенок проводил это время за просмотром телевизора, то можно придумать множество способов, как интересно провести время. Организуйте дома театр. Сделайте кукол из свернутой в трубочку бумаги так, чтоб их можно было одеть на палец, разрисуйте, приклейте из пряжи волосы. Или сами станьте актерами, придумайте костюмы из подручного материала. Совсем не обаятельно мастерить настоящие костюмы, обозначьте персонаж парой выдающихся деталей. Разыграйте знакомую сказку.

Дети очень любят укромные местечки. Ставим несколько стульев, накрываем их одним или несколько пледами, старыми простынями, скатертями и вот вам шалаш, пещера, домик, ракета - все, что захочется крохе. Поставьте ему туда фруктов, печенья - готова космическая или первобытная еда, «подселите» его любимые мягкие игрушки», подскажите интригу и, может быть, вам даже удастся поваляться рядом на диване с книгой, пока малыш сам будет играть.

Если вы отдыхаете около моря, озера, реки, то вода и пляж, песочные или галечный, дарит совсем другие возможности поиграть всей семьей. Во-первых, если ребенок не боится воды, учите его плавать, задерживать дыхание под водой. Пусть он осваивает как можно больше видов деятельности, достает камушки со дна, играет в водяного, на мелководье ползает по дну с маской.

Можно утроить ногами фонтан из брызг, у кого он больше. Можно перепрыгивать через набегающие волны. Или бежать за волной, когда она откатывает и обратно, когда набегает на берег.

Накупались? Идем играть на песок. Здесь даже обычное копание в песке и делание куличиков можно превратить в конкурс фигур. Вот увидите - окружающие обязательно заразятся вашим занятием.

Очень весело проходит игра «закопать в песок маму или папу». Если детей двое, то можно играть в нее на скорость.

Выкопайте в песке лунки, определите, сколько очков дает попадание в каждую лунку, и кидайте мячик, стараясь попасть в них. Налепите песочных куличей, расположив их в виде змейки, и посоревнуйтесь, кто быстрее пробежит между ними.

Соберите подходящие по размеру камни и разрисуйте их красками. Нарисуйте рожицы или окрестные морские пейзажи, покройте лаком и у вас получатся неповторимые произведения искусства. Из мелкой гальки можно сделать мозаику, наклеив ее на плотный картон и раскрасив в разные цвета.

Очень хорошо, если к играм присоединяются папы и дедушки. Мой опыт показывает, что папы - это просто кладезь всяких игр, придумок и фантазий. Любая совместная игра сближает, помогает установить доверительные отношения, делает родителей доступней для детей. Как вы поняли, игр можно придумать бесконечное множество. Надо просто стать вровень со своими детьми. Какое вам дело до того, что о вас подумают окружающие. Забудьте, что вы - важный начальник или бухгалтер. Зато ваш ребенок будет точно знать вы - самые замечательные родители.


Пальчиковые игры.


«Семья могучая».

В одном лесу дремучем (Покачать руками над головой)

Жила семья могучая: (Сложить ладони в "замок")

У них был дом огромный (Соединить пальцы - "крыша")

И крыша с трубой темной. (Поднять средние пальцы – труба)

Из трубы в колечки дым - («Колечки» из пальцев)

Плим, плим, плим. (Пощелкать пальцами).


«Большая стирка».

Буду маме помогать,

Буду сам белье стирать

(трем пальчиками друг о друга имитируя стирку)

Мылом мылю я носки

(провести кулачком по ладошке)

Крепко трутся кулачки

(трем кулачками друг о друга)

Сполосну носки я ловко

(двигать кистями рук вправо-влево)

И повешу на веревку

(поднять руки вверх кисти согнуть имитация вывешивания носков)


«Дом».

Я хочу построить дом,

(Руки над головой «домиком».)

Чтоб окошко было в нём,

(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями. )

Рядом чтоб сосна росла

(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)

Чтоб вокруг забор стоял,

(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены).

Пёс ворота охранял.

(Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.)

Солнце было,

(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)

Дождик шёл,

(«Стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл

(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх)

«Как мы маме помогали»

Раз, два, три, четыре,

Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

Мы посуду маме мыли:

Потереть одной ладошкой о другую.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

Ребенок загибает пальчики, начиная с большого

И большую поварешку.

Мы посуду маме мыли,

Потереть одной ладошкой о другую.

Только чашку мы разбили,

Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.

Ковшик тоже развалился,

Носик чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Вот как маме помогали!


«Наша бабушка!».

Наша бабушка идёт (хлопать ладонями по коленям поочерёдно левой, правой руками.)

И корзиночку несёт (пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.)

Села тихо в уголочек, (положить руки на колени.)

Вяжет деточкам чулочек. (выполнять движение, имитирующее вязание на спицах.)

Вдруг котята прибежали (мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка».)

И клубочки подобрали.

Где же, где ж мои клубочки, (развести руки в стороны.)

Как же мне вязать чулочки. (выполнять движение «вязание на спицах».)

Опубликовано в группе «Все для воспитателя»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.