Проект по ОО «Социально – коммуникативное развитие» по теме «Дом добра - детский сад» со старшими дошкольниками
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Проект по ОО
« Социально – коммуникативное развитие» по теме « Дом добра - детский сад »
с детьми группы «Ласточка» №15
Участники проекта:
воспитанники группы №15
родители, специалисты ДОУ.
Вид проекта: долгосрочный (1 год).
Срок реализации: 2019-2020 учебный год.
2019
Цель проекта.
Оптимизация развития социально-коммуникативных навыков старших дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи.
Проект поможет сформировать у детей дошкольного возраста чувства к дому, детскому саду, к любимым людям.
Расширить знания детей о жизни детского сада, развить коммуникативные навыки детей.
Сформировать чувства взаимопомощи, дружелюбия у детей.
Проект поможет изучить, проанализировать и обобщить теоретические, методологические, практические основы и подходы к социально-коммуникативному воспитанию дошкольников;
определить эффективные формы взаимодействия детей и родителей, детей и воспитателей, воспитателей – родителей в рамках данного проекта;
проанализировать результаты работы, составить заключение;
обеспечить постпроектное сопровождение социально-коммуникативного воспитания дошкольников.
Актуальность проблемы.
Современная политика образовательной системы направлена на укрепления физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, на сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в подготовке детей к следующему возрастному периоду. Общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрения новейших технических средств информирования. Постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают интеллектуальное развитие ребенка наиболее важным, недооценивая социально-коммуникативное. И это факт нас настораживает.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому необходимо помочь детям адаптироваться в окружающем мире, который характеризуется сложными, динамичными переживаниями и проявлениями. На что и будет направлен наш проект.
Так же актуальна проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа по вопросам патриотического воспитания детей.
Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину, свой дом. Детский сад? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Предполагаемый результат:
должна выработаться система совместной работы детского сада с семьей по социально-коммуникативному развитию личности ребенка.
увеличение количество родителей участвующих в мероприятиях, проводимых в детском саду, что свидетельствует о повышении интереса родителей к воспитанию своих детей, эффективности форм проводимых мероприятий для семей воспитанников.
Мониторинг педагогической диагностики показывает значительную динамику роста компетентности социального и коммуникативного развития детей (возможно на 40%), они стали комфортнее чувствовать себя дома и в детском саду, а потом и школе.
Дети, в результате постепенной и грамотной активизации социального познания, проявляют интерес к познанию себя, окружающего мира и активно взаимодействуют с ним. Снижение процента тревожных детей.
Дети должны знать и называть:
Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
С уважением относиться к сотрудникам детского сада и своим сверстникам, испытывать гордость и уважение к труду взрослых.
Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение
Этапы реализации проекта:
Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому наша цель – помочь детям адаптироваться в сложном современном мире. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит общение. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, не уделяя должного внимания играм со сверстниками. Умение общаться друг с другом - одно из необходимых условий нормального личностного и социально-коммуникативного развития ребенка.
Организационно-подготовительный блок включает следующие задачи:
изучить научно-теоретические, методологические, практические основы и подходы социально-коммуникативного развития дошкольников;
проанализировать и подобрать методическую литературу,
собрать и проанализировать сведения о родителях и детях, изучить семьи, их трудности и запросы, выявить процент тревожных детей путем педагогического наблюдения, опроса родителей и педагогов;
определить, какие условия необходимы для полноценного социального сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса (обработка собранных данных);
создать условия для развития инновационной инфраструктуры.
Задачи проективного блока:
отработать схемы организации последовательных действий воспитательного процесса «дети – родители», «дети – педагоги», «воспитатели – родители»;
оценить начальный уровень сформированности социально-коммуникативных навыков дошкольников при помощи педагогической диагностики;
создать благоприятный психологический климат в группе, комфортность детей в процессе реализации проекта, соответствующую развивающую среду;
обеспечить организацию активной деятельности родителей;
Воспитательно-развивающий блок:
подготовка необходимого материала, оборудования для проведения мероприятий с детьми в рамках проекта;
реализация открытого мероприятия: «Теремок на новый лад»;
обогащение социально-коммуникативного опыта дошкольников, родителей и педагогов;
Аналитический блок:
проанализировать результаты работы с детьми, мониторинг развития социально-коммуникативных умений и навыков, сравнительный анализ результатов педагогического обследования на начало работы и ее окончание;
обобщить наработанный опыт взаимодействия с родителями, организовать выставку совместных творческих работ;
Оценка созданных условий для развития инновационной инфраструктуры, ее оценка.
Построектное сопровождение:
отследить уровень социально-коммуникативного общения детей ;
мониторинг роста родительской компетентности и активности
1 этап. Подготовительный (сентябрь)
Мероприятия:
Анкетирование родителей, диагностика детей и определение перспектив;
Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства;
Подбор методической, художественной литературы;
Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий, подбор и изготовление дидактических пособий.
2 этап. Содержательный (октябрь-май)
Этот этап включает организацию работы с дошкольниками. В целях создания условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности планируем решить следующие задачи:
- воспитание у детей норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- воспитание у дошкольников самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных ценностей;
- формирование коммуникативных навыков;
- развитие социальной и коммуникативной сфер деятельности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;
- формирование позитивных установок к различным видам совместного труда и творчества;
- пополнение словарного запаса детей, так как бедная речь ведет к агрессии, потому что ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать.
методы и приемы:
дидактические и подвижные игры, цель которых – обучить чувству эмоциональной чуткости при общении с другими людьми, пониманию психологического состояние партнера, адекватному реагированию на это, продемонстрируют важность коммуникативных взаимоотношений в социуме через проигрывание примерных ситуаций.
создание в детском коллективе проблемных ситуаций для того, чтобы научить детей выделить главное, выразить свое отношение, дать эмоциональную оценку происходящему, проиграть желаемое поведение, что в совокупности дает стимул для формирования эмоционально-волевого развития дошкольников.
ролевые игры, в которых они проигрывают социальные роли взрослых, взаимоотношения детей и взрослых, так они расширяют уже знакомые им социальные рамки, давая возможность примерить бытовые или профессиональные роли, вследствие чего развивается воображение, модулируется будущее ребенка.
интерактивные игры, которые способствуют снятию мышечного напряжения, формированию у детей чувства доверия к окружающим. Эти игры базируются на принципах партнерства, раскрепощенности и открытости. Дети учатся делать комплименты, сопереживать товарищам, оказывать посильную помощь, бесконфликтно взаимодействовать в группе сверстников.
Развитие социально-коммуникативных способности детей, используя режиссерскую игру, которая положительно влияет на творческую активность дошкольников, формирует адекватную самооценку, воспитывает доброжелательное отношение к окружающим, способствует формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности.
Реализация открытого мероприятия - постановка сказки «Теремок на новый лад».
Продуктивные виды деятельности развивают творческие способности, воображение, фантазию: ручной труд, лепка, аппликация, рисование. Выставки продуктов детской деятельности способствуют умению объективно оценивать свои возможности.
Для успешной социализации дошкольников важно обеспечить социально-психологический комфорт в группе через внедрение новых традиции в жизни группы, общие дела, творческие занятия, общение детей с более широким социальным окружением, например, «День добрых дел» заключается в оказании помощи малышам при одевании их на прогулку.
Деловая игра «Общительные сказки» способствует активизации здоровой конкуренции, дети учатся стойко переносить свои неудачи и радоваться успеху товарищей, позволяет самоутвердиться
Сказкотерапия, музыкотерапия другие виды арт-терапии также направлены на развитие социально-коммуникативных навыков детей и улучшение внутреннего состояния дошколят.
По этому направлению используются такие формы, как совместное творческое дело: утренники, эстафеты, театрализованные представления, беседы и занятия.
Так же второй этап содержит работу с родителями. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности, в рамках проекта, является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители».
Данный блок направлен на формирование активной позиции родителей по отношению процессу воспитания ребенка, в единстве с требованиями педагогов и с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Необходимо обучение родителей эффективному взаимодействию со своими детьми, поддерживающему, развивающему, продуктивному. Изучение семьи следующими методами: опрос воспитателей, анкетирование родителей, индивидуальные беседы с детьми и родителями, интервьюирование, наблюдения за ребенком, за его взаимоотношениями. Здесь необходимо тесное сотрудничество воспитателей и родителей.
Взаимодействие родителей с детьми необходимо для накопления ими важного опыта познания, совместной продуктивной деятельности, творчества, постижение своих возможностей и самопознания. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Отсюда главная задача проекта: создать условия для эффективного общения с семьями воспитанников детского сада педагогов и внутрисемейного общения. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения.
В рамках работы по этому направлению используются следующие формы работы с родителями:
наглядная агитация, информационные листы на стенде «Для вас родители»;
ознакомление родителей со значимостью периода дошкольного детства, ранимостью детской психики, возможных последствиях жестокого и грубого обращения с ребенком (родители группы риска не выделяются, приглашаются на общие мероприятия с родителями), например, презентация родителям видео и фотоматериалов «Дружба – это здорово»;
ситуативные индивидуальные консультации и беседы;
групповые консультации «Тревожные дети»
памятки;
«День открытых дверей»;
родительские собрания по темам: «Социально-личностное развитие дошкольников», «Генеалогическое древо»;
конкурс – выставка совместных работ детей и родителей, просмотр видеосъемок и слайд – шоу;
организация родителей для участия детей в городских, областных и всероссийских конкурсах
Таким образом, в проекте проводится работа с родителями, детьми, но особое внимание уделяется взаимодействию с неблагополучными семьями и семьями, относящимися к группе «риска»: многодетными, неполными, малообеспеченными. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями, используются методы, которые применяются сразу после проведения того или иного мероприятия — это: опрос, оценочные листы, экспресс-диагностика. Повторную диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используем для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Дошкольный возраст - начальный период социализации ребенка, приобщение его к культурным и общечеловеческим ценностям, данный проект направлен на личностные и межличностные отношения в рамках социально-коммуникативного развития дошкольников.
3 этап. Заключительный (конец мая)
Повторное анкетирование и диагностика детей в динамике
Презентация о проделанной работе
Приложение к проекту: Проект по ОО « Социально – коммуникативное развитие» по теме « Дом добра - детский сад » с детьми группы «Ласточка» №15 -18 листов
1 Перспективный план работы на год
2 Вариант «системной паутинки» и возможных методов «исследования» к проекту «Дом добра - детский сад»
3 Вариант схем «Строим детский сад!»
4 Формы взаимодействия с семьями воспитанников:
5 Дорожная карта совместной деятельности в социально коммуникативном проекте «Дом добра - детский сад»
коллектива дошкольного учреждения,
родителей и воспитанников:
Вариант «системной паутинки» и возможных методов «исследования» к проекту «Дом добра - детский сад»
Какие бывают детские сады?(виды садов) экскурсия (виртуальная), (чтение познавательной энциклопедии, интервью взрослых, рассматривание иллюстраций). Строим детский сад* | Какие бывают детские учреждения? Что это такое? (ситуация «Бабушкин сундук») Рассматривание фотографий(сад прошлых лет), детский дом (понятия другого дома), дома искусств и др, (рассматривание рекламок, фотографий современных детских садов), | Какие профессии есть в детском саду? диалог о профессиях, экскурсии, игры –«проигрывание» («тренинги» ТРИЗ- я в детском саду», интервью) |
Самый любимые фотографии нашей семьи? сделанные в детском саду. (изучение семейного альбома, интервью). | ТЕМА «Дом добра-детский сад» | Кто и как видит сад будущего? экскурсия (виртуальная), (профессии в саду; способы общения и воспитания в детском саду. |
Самый первый детский сад в городе? А сколько их в нашем городе? Самый уникальный детский сад в мире? (рассматривание карты города, справочника; Интернет поиск (с родителями). | Кто придумал правила в детском саду? Какие и зачем нужные правила? (наблюдение, экскурсии, игры –«проигрывание» правил поведения, рисование символов-правил «Хорошего воспитанника». | Детский сад во время Великой Отечественной Войны. легенды и истории. (чтение литературы, рассматривание фотографий), посещения музея, рассказы родителей услышанные от старшего поколения. |
Варианты: «результата» - продукта проекта: книга- коллаж о детском саде (детские рисунки),путеводитель по детскому саду, фото выставка «Мой любимый детский сад» |
Формы взаимодействия с семьями воспитанников:
Содержание и оформление наглядной информации для родителей (уголки)
Планирование работы с семьей (календарные и перспективные планы работы с родителями)
Родительские собрания
Консультации
Беседы
Анкетирование
Тесты
Устный журнал «Моя семья»
Семейный или родительский клуб «Разговоры при свечах»
«Пятничные» игровые вечера
Вечера вопросов и ответов
Альбом-эстафета «Чем заняты дети в выходные дни»
Встречи со специалистами
Совместные досуги, развлечения, праздники
Поход, экскурсия
Озеленение ДОУ
Тематические дни и недели («Здоровья», «Экология» и т д)
Выставки
Конкурсы
Дорожная карта совместной деятельности в социально коммуникативном проекте «Дом добра-детский сад»
коллектива дошкольного учреждения,
родителей и воспитанников:
№ | Направление | Способы реализации | участники |
1 | Социально-личностное | - правовая гостиная; - проблемные группы; -клубное движение Семейный или родительский клуб «Разговоры при свечах» - тематические консультации; -выставка «Ребенок в мире социальных отношений»; - акция «Дни добрых дел»; -беседы, праздники, соревнования, выставки, совместные экскурсии; | Воспитатели, родители, дети. |
2 | Коррекционное | - доска желаний; -организация и проведение индивидуальных коррекционных консультаций; | Воспитатели, логопед, психолог, родители, дети. |
3 | Физкультурно-оздоровительное | - спортивный участок используется в вечернее время для игры детей с родителями в подвижные игры,городки,бадминтон; - досуги : снежный городок; « резервы», Спартакиада; велопробег; походы «Осиновая роща»; сезонные экскурсии; | Воспитатели, инструктор по физической культуре, родители, дети. |
4 | Экологическое | - фото-выставки, фото-коллажи; - консультации на стендах; -творческая гостиная «Школа добра»; - микроцентр по преемственности со школой; | Воспитатели, родители, дети. |
5 | Художественно-эстетическое | - недели открытых дверей; -участие в составлении сценариев, сочинении стихотворений, рассказов; - оформление авторских самодельных книг; - участие в конкурсах разных уровней; - совместные «пятничные» игровые вечера; - творческая мастерская, выставки совместных работ | Воспитатели, заведующий по воспитательной работе, родители, дети. |
6 | Патриотическое | - дополнительная деятельность в старшей группе (ознакомление с малой Родиной, местом, где они живут, используя авторские сказки, стихотворения, легенды, рассказы педагогов, родителей о своём детском саде); - развитие взаимоотношений с социальными партнерами и их включенность в образовательный процесс (Совет ветеранов, библиотека , центральный Дом культуры) -совместные театрализованные постановки | Воспитатели, заведующий по воспитательной работе, музыкальный руководитель, родители, дети. |
Ожидаемые результаты
Завоевание доверия педагогов у родителей неравнодушным отношением к детям, великодушием и милосердием, грамотно выстроенной работой сотрудничества
Партнерство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей
Взаимопомощь в совместной работе
Изучение лучшего семейного опыта
Использование разнообразных форм сотрудничества
Индивидуальные и групповые формы взаимодействия
Перспективное планирование по работе с детьми.
№ п/п | Срок реализации | Дата | Вид деятельности | Тема | Содержание работы |
1. | октябрь | 01.10.2019 | Вводное занятие | Какие бывают детские сады? (виды садов) экскурсия (виртуальная) | Вовлекать детей в коллективный разговор, в игровое, речевое взаимодействие со сверстниками. Подводить к описать изображение на рисунке. ЛИТЕРАТУРА: Л.Л.Мосалова «Я и мир» с.25 |
| | 03.10.2019 | Дидактическая игра | “Собери дочку в детский сад” | Закрепление знаний детей – о том, как нужно одеваться в детский сад. (картотека д/и №13) |
| | 08.10.2019 | беседа | Какие бывают детские сады? (виды садов) (чтение познавательной литературы, энциклопедии, рассматривание иллюстраций). | Рассматривание книг, энциклопедий на заданную тему. Чтение произведений о детях и детском саде, формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в коллективе. ЛИТЕРАТУРА: Л.Л.Мосалова «Я и мир» с.25; Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста с.296; Моя первая энциклопедия с.56 |
| | 10.10.2019 | рисование | «Наша группа» | Научить детей рисовать простые сюжеты с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами. ЛИТЕРАТУРА: И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» с.128 |
| | 15.10.2019 | интерактивные игры | « Что лишнее» | Научить ребят находить предметы, которые не должны находиться в детском саду. Способствовать снятию мышечного напряжения, формированию у детей чувства доверия к окружающим. учить делать комплименты, сопереживать товарищам, оказывать посильную помощь, бесконфликтно взаимодействовать в группе сверстников. Картотека подвижных и малоподвижных игр №20: Т.А.Шорыгина «Безопасные сказки» |
| | 17.10.2019 | аппликация | «Деревья, которые украшают детский сад» | Вырезание по нарисованному контуру; составление композиции; Закрепление знаний о деревьях. ЛИТЕРАТУРА: И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» с.32 |
| | 22.10.2019 | беседа | «Строим детский сад» | Дать детям представление о том, как был построен детский сад. Беседа о работе строителей, рабочих, моляров, штукатуров и т.д. формировать уважительное отношение к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда. |
| | 24.10.2019 | экскурсия | Строим детский сад* Кто работает в детском саду (идём в гости) | Закрепить с детьми знания о профессиях работников детского сада и о содержании их работы. Формировать уважительное отношение труду взрослых, дать представления о разнообразии профессий. ЛИТЕРАТУРА: Л.Л.Мосалова «Я и мир» с.59 |
| | 29.10.2019 | чтение стихов о детском саде | «Наш детский сад» | Продолжать знакомить детей с песнями, стихами, поговорками |
| | 05.11.2019 | Совместная работа с родителями | Коллаж «Моя любимая игрушка» | Подготовка материала для создания альбома «Наши игрушки» |
2. | ноябрь | 07.11.2019 | беседа | Какие бывают детские учреждения? (ситуация «Бабушкин сундук») «Детский сад прошлых лет» | Расширение знаний детей о прошлом, на тему «Детский сад» с помощью наглядных форм ( фотографии, презентации, мультфильмы) ЛИТЕРАТУРА: Л.Л.Мосалова «Я и мир» с.25 |
| | 12.11.2019 | викторина | Викторина “Что? Где? Когда?” | Выявить знания детей о родном д/саде. Закрепить умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивать самостоятельность, речь ребенка. |
| | | Рассказ, беседа, презентация | Какие бывают детские учреждения? Что это такое? детский дом (понятия другого дома), дома искусств и др, (рассматривание рекламок, фотографий современных детских садов), | Расширение знаний детей, на тему «Детский сад» с помощью наглядных форм (фотографии, презентации, мультфильмы) формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества ЛИТЕРАТУРА: Л.Л.Мосалова «Я и мир» с.64 |
| | 14.11.2019 | сказкотерапия | «Кто помог Сереже? | Продолжать уделять внимание развитию социально-коммуникативных навыков детей. Сказкотерапия помогает определиться с объектами собственных чувств, сделать их общественно ценными. ЛИТЕРАТУРА: Т.А.Шорыгина «Добрые сказки» с.9 |
| | 19.11.2019 | Совместное рисование | коллаж о детском саде (детские рисунки) | Рисование на тему «Детский сад», затем совместное создание коллажа. (фантазийное рисование) |
| | 21.11.2019 | Разучивание песен | «Мой детский сад» | Продолжать знакомить детей с песнями, стихами, поговорками |
| | 26.11.2019 | беседа | «Моя любимая игрушка» | Развитие речи детей посредством составления небольших рассказов о любимой игрушке. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей. ЛИТЕРАТУРА: В.Драгунского «Друг детства». Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е. |
| | 28.11.2019 | Создание альбома | «Наши игрушки» | Создание альбом «Наши игрушки», которому предшествовала работа родителей с детьми – дома. |
| | 03.12.2019 | Художественное экспериментирование | «Разноцветные волчки» | Расширять и обогащать представление о традиционных народных игрушках. Вызвать интерес к моделированию и конструированию. Вызывать желание создавать игрушки своими руками. ЛИТЕРАТУРА: Н.А.Лыкова «Художественный труд» с.38 обеспечить социально-психологический комфорт в группе через внедрение новых традиции в жизни группы, общие дела, творческие занятия. |
3. | декабрь | 05.12.2019 | экскурсия | Мини-музей «Разноцветная Россия» | Беседа с детьми о декоративно-прикладном искусстве; рассматривание видов росписи; обеспечить социально-психологический комфорт в группе через внедрение новых традиции в жизни группы, общие дела, творческие занятия, общение детей с более широким социальным окружением, например, «Совместная роспись» (родители, сверстники других групп) ЛИТЕРАТУРА: Л.Л.Мосалова «Я и мир» с.32 |
| | 10.12.2019 | рисование | «Дымковская барышня» | Знакомство с дымковской игрушкой, как видом народно-прикладного искусства. Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора дымковской игрушки. Общение детей с более широким социальным окружением, «Совместная роспись» ЛИТЕРАТУРА: И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» с.60 |
| | 12.12.2019 | игра | («тренинги» ТРИЗ - я в детском саду», интервью) | Игровая ситуация «Ищем добрые слова» Этюд «Скажи доброе слово другу». (картотека д/и №14, 28) Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников». Интервьюирование детей на тему «Добрые дела» создать условия для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности |
| | 17.12.2019 | Знакомство с поговорками и пословицами | «Добрые» пословицы и поговорки | Продолжать знакомить детей с песнями, стихами, поговорками ЛИТЕРАТУРА: 100 загадок, пословиц и поговорок с.216-219 |
| | 19.12.2019 | беседа | «Почему нужно быть добрым и плохо быть злым?» | Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». Обсуждение и беседа. Мнения детей. создать условия для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности ЛИТЕРАТУРА: Учебно- методическое пособие «Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста» под редакцией Деркунской В.А. с.39»Радость доброты» |
| | 24.12.2019 | Акция Создание альбома | «Дни добрых дел» | Рассказы детей о добрых делах, которые они совершили. Рассматривание рисунков и фотографий. Чтение В. Катаев «Цветик-семицветик».Рисование «Цветик-семицветик».П/и «Круг пожеланий и благодарений» обеспечить социально-психологический комфорт в группе через внедрение новых традиции в жизни группы, общие дела, творческие занятия, общение детей с более широким социальным окружением, например, «День добрых дел» ЛИТЕРАТУРА:Чтение В. Катаев «Цветик-семицветик». |
| | 26.12.2019 | фотовыставка | «Наши добрые дела» | Создание фотовыставки «Наши добрые дела» обеспечить социально-психологический комфорт в группе через внедрение новых традиции в жизни группы, общие дела, творческие занятия, общение детей с более широким социальным окружением, например, «День добрых дел» |
4. | январь | 09.01.2020 | чтение | Сказка «Два жадных медвежонка» | Знакомство со сказкой. Донести до детей смысл сказки. Вопросы по содержанию. Мнение детей о поведении главных героев, создать условия для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе ЛИТЕРАТУРА: Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста под ред. В.И.Логиновой |
| | 14.01.2020 | Рассказ, беседа, презентация | Любимые фотографии нашей семьи? | Изучение семейных альбомов, интервью, беседа формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества ЛИТЕРАТУРА: Л.Л.Мосалова «Я и мир» с.25 |
| | 16.01.2020 | Дидактическая игра | Д/И «Семья. Кто какой?» | Закреплять умение детей составлять небольшие описательные рассказы на тему «Моя семья» формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в коллективе (картотека д/и №16) |
| | 21.01.2020 | Рассказ, беседа, презентация | «Наша дружная семья» | Просмотр презентации составленной из семейных фотографий группы. Беседа с детьми о членах их семей. Рассказы детей на заданную тему. формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье. ЛИТЕРАТУРА: Методическое пособие «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей» под редакцией Сертаковой Н.М. |
| | 23.01.2020 | рисование | «Моя семья» | Учить детей рисовать простые сюжеты с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами. формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье ЛИТЕРАТУРА: |
| | 28.01.2020 | беседа | О нашей семье? (интервью). | формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества ЛИТЕРАТУРА: Л.Л.Мосалова «Я и мир» с.17-19 |
| | 30.01.2020 | Знакомство с поговорками и пословицами | «Пословицы и поговорки о семье» | Продолжать знакомить детей с песнями, стихами, поговорками ЛИТЕРАТУРА: 100 загадок, пословиц и поговорок с.216-219 |
5. | февраль | 04.02.2020 | сюжетно – ролевые игры | семья («Дом», « Семья»); | формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества (картотека ср/и №8,2) |
| | 06.02.2020 | экскурсия | Кто и как видит сад будущего? экскурсия (по территории детского сада) | Экскурсия направлена на развитие воображения и коммуникативных способностей детей. Во время прогулки по территории детского сада дети представляют себе, как он будет выглядеть д через 50, 100 лет и описывают это. |
| | 11.02.2020 | рисование | о детском саде будущего (детские рисунки) | Дать возможность фантазии по средство рисунка, формировать уважительное отношение труду взрослых, развивать социальный и эмоциональный интеллект детей. ЛИТЕРАТУРА: И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» с.134 |
| | 13.02.2020 | беседа | Сад будущего? (профессии в саду; способы общения и воспитания в детском саду. | Дать возможность фантазии и представление о том, как бы они построили детский сад, формировать уважительное отношение труду взрослых, дать представления о разнообразии профессий. ЛИТЕРАТУРА: Учебно- методическое пособие «Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста» под редакцией Деркунской В.А. с.37 |
| | 18.02.2020 | беседа | «Наше общение» | развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками ЛИТЕРАТУРА: Л.Л.Мосалова «Я и мир» с.18 |
| | 20.02.2020 | Аппликация | «Сад будущего» | Дать возможность фантазии по средство аппликации, формировать уважительное отношение труду взрослых, развивать социальный и эмоциональный интеллект детей. ЛИТЕРАТУРА: Е.В.Саллинен «Занятия по изобразительной деятельности» с.44 |
| | 25.02.2020 | сюжетно – ролевые игры | «Мы - строители», «Строим дом будущего» | формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества (картотека ср/и №18) |
| | 27.02.2020 | Рассказ, беседа, презентация | Самый первый детский сад в городе? А сколько их в нашем городе? Самый уникальный детский сад в мире? | Расширение знаний детей, на тему «Детский сад» с помощью наглядных форм (фотографии, презентации, мультфильмы) (рассматривание карты города, справочника; Интернет поиск, создание презентации (с родителями). |
6. | март | 03.03.2020 | Аппликация | «Мамочке моей – цветок» | Предложить сделать подарочную открытку для мамы своими руками, научить чувству эмоциональной чуткости при общении с близкими. ЛИТЕРАТУРА: И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» с.148 |
| | 05.03.2020 | рисование | « Мой любимый воспитатель» | Предложить нарисовать педагога или понравившийся сюжет с его участием, научить чувству эмоциональной чуткости при общении со знакомыми людьми. ЛИТЕРАТУРА: И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» с.144 |
| | 10.03.2020 | Добрые сказки | «Родные вещи» | Продолжать уделять внимание развитию социально-комуникативных навыков детей. Сказкотерапия помогает определиться с объектами собственных чувств, сделать их общественно ценными. ЛИТЕРАТУРА: Т.А.Шорыгина «Добрые сказки» с.65 |
| | 12.03.2020 | фото выставка | «Наши любимые женщины» | формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества(совместная деятельность с родителями) |
| | 17.03.2020 | сюжетно – ролевые игры | «Семья путешествует» | Помочь развить сюжет выбранный детьми. Способствовать снятию мышечного напряжения, формированию у детей чувства доверия к окружающим. учить делать комплименты, сопереживать товарищам, оказывать посильную помощь, бесконфликтно взаимодействовать в группе сверстников. (картотека ср/и №19) |
| | 19.03.2020 | интерактивные игры | « Безопасность» | Научить ребят правильному выбору общения с незнакомыми людьми формированию у детей чувства осторожности к окружающим. При общении с незнакомцем, формированию у детей чувства доверия к близким окружающим, бесконфликтно взаимодействовать в группе сверстников. ЛИТЕРАТУРА: Л.Л.Мосалова «Я и мир» с.61, с.10: Т.А.Шорыгина «Безопасные сказки» |
| | 24.03.2020 | Рисование | « Я - в детском саду» | Самостоятельный поиск адекватных изобразительно-выразительных средств . Помочь развить сюжет выбранный детьми. Развитие творческого воображения и чувства цвета. Формировать навыки сотрудничества и сотворчества. ЛИТЕРАТУРА:Нетрадиционные пики, сценарии занятий, планирование Казакова Р.Г. |
| | 26.03.2020 | Деловая игра | «Общительные сказки» | научить чувству эмоциональной чуткости при общении с другими людьми, пониманию психологического состояние партнера, адекватному реагированию на это, продемонстрируют важность коммуникативных взаимоотношений в социуме через проигрывание примерных ситуаций ЛИТЕРАТУРА: Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова « Занятие для детей 6-7 лет по социально коммуникативному развитию. ФГОС ДО» ЛИТЕРАТУРА: Т.А.Шорыгина «Общительные сказки» |
| | 31.03.2020 | Сказкотерапия | «Общение с родными» | Учить проигрывать социальные роли взрослых, взаимоотношения детей и взрослых ЛИТЕРАТУРА: Т.А.Шорыгина «Общительные сказки» с52 |
7. | апрель | 02.04.2020 | Наблюдение, беседа | Кто придумал правила в детском саду? Какие и зачем нужные правила? (наблюдение, экскурсии, игры –«проигрывание» правил поведения. | Помочь ребёнку в приобретении им социального опыта , помочь учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. ЛИТЕРАТУРА: Т.А.Шорыгина «Общительные сказки» серия |
| | 07.04.2020 | Выставка фестиваль | «Фестиваль семейного творчества» поделки совместно с родителями. | Помочь развить сюжет выбранный детьми. Развитие творческого воображения и чувства цвета. Формировать навыки сотрудничества и сотворчества. |
| | 09.04.2020 | сюжетно – ролевые игры по выбору детей | семья («Дом», « Семья»); образование («Детский сад»); здоровье («Скорая помощь», « Больница», «Поликлиника»); торговля ( «Магазин»); строительство(«Мы - строители», | Самостоятельный выбор игры. Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников со сверстниками, правильной самооценки, воспитание доброжелательного отношения к окружающим в процессе игры (картотека ср/и №21) |
| | 14.04.2020 | Рассказ, беседа, презентация | Кто придумал правила в детском саду? Какие и зачем нужные правила? (наблюдение, экскурсии, игры –«проигрывание» правил поведения, рисование символов-правил «Хорошего воспитанника». | Помочь ребёнку в приобретении им социального опыта , помочь учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. ЛИТЕРАТУРА: Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова « Занятие для детей 6-7 лет по социально коммуникативному развитию. ФГОС ДО» |
| | 16.04.2020 | Сказкотерапия | «Земля наш общий дом» | Помочь ребёнку в приобретении им социального опыта , помочь учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. ЛИТЕРАТУРА: Т.А.Шорыгина «Познавательные сказки» с72 |
| | 21.04.2020 | Семейная акция | «Моё дерево растёт вместе со мной» | Совместная посадка растений и деревьев для облагораживания детского сада, готовность к совместной деятельности со сверстниками. Совместная деятельность детей с родителями готовность к совместной деятельности с родителями и со сверстниками. Учить детей предать эмоциональный окрас коллективному труду. |
| | 23.04.2020 | конструирование | Кормушки для птиц | Создание кормушки своими руками, формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе, готовность к совместной деятельности со сверстниками. |
| | 28.04.2020 | рисование | «Моё дерево растёт вместе со мной» « Мой участок» | Дать возможность фантазии по средство рисунка, формировать уважительное отношение труду взрослых, развивать социальный и эмоциональный интеллект детей.. Развивать способности к композиции. Формировать навыки сотрудничества и сотворчества. Воспитывать интерес к народной культуре, желание участвовать в оформлении интерьера. ЛИТЕРАТУРА: И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» с.52 |
| | 30.04.2020 | акция | Письма и рисунки детям войны. | Совместная деятельность детей с родителями. Учить детей, выразить свое отношение, дать эмоциональную оценку происходящему |
8. | май | 05.05.2020 | Рассказ, беседа, презентация | Детский сад во время Великой Отечественной Войны. легенды и истории. (чтение литературы, рассматривание фотографий), | Научить детей выделить главное из услышанного, учить детей, выразить свое отношение, дать эмоциональную оценку происходящему ЛИТЕРАТУРА: подборка литературы, слайдов и конспектов. Интернет источники. |
| | 07.05.2020 | Рассказ, беседа, презентация | Детский сад во время Великой Отечественной Войны. легенды и истории. посещения музея, рассказы родителей услышанные от старшего поколения. | Научить детей выделить главное, находить выход из проблемные ситуации, учить детей, выразить свое отношение, дать эмоциональную оценку происходящему, проиграть желаемое поведение, что в совокупности дает стимул для формирования эмоционально-волевого развития дошкольников ЛИТЕРАТУРА: подборка литературы, слайдов и конспектов. Интернет источники. |
| | 12.05.2020 | Создание книги | книга- коллаж о детском саде (детские рисунки) | Помочь ребёнку в приобретении им социального опыта , помочь учится общению, приобретает первый социальный опыт, Формировать навыки сотрудничества и сотворчества. ЛИТЕРАТУРА: Т.А.Шорыгина «Добрые сказки» |
| | 14.05.2020 | фото выставка | «Я и мой дом добра» | Самостоятельный поиск адекватных изобразительно-выразительных средств . Развитие творческого воображения .Формировать навыки сотрудничества и сотворчества. |
| | 19.05.2020 | акция | оформление авторских самодельных книг | Воспитывать интерес к народной культуре, желание участвовать в оформлении интерьера. |
| | 21.05.2020 | Рисование | «Чей дом краше» по мотивам сказки «Три поросёнка в детском саду» | Создание интереса к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Рисование по содержанию литературного произведения. Передача в рисунке характера и настроении героев Формировать навыки сотрудничества и сотворчества. Воспитывать интерес к народной культуре, желание участвовать в оформлении интерьера. ЛИТЕРАТУРА: Нетрадиционные пики, сценарии занятий, планирование Казакова Р.Г. |
| | 26.05.2020 | Мероприятие | открытое мероприятие: «Теремок на новый лад» | Конспект педагогов |
Информационно-методическое обеспечение
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.; Волгоград, 2012 г.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.; Волгоград; 2012 г.
«Лесная школа», Сфера, Панфилова М.А. Москва, 2002
О.А.Романович «Я и моя семья ФГОС ДО» Творческий центр; 2018г.
Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова « Занятие для детей 6-7 лет по социально коммуникативному развитию. ФГОС ДО» Творческий центр;2018г.
Л.В.Коломийченко « Дорогою добра. Концепция и программа социально коммуникативного развития и социального воспитания дощкольника. ФГОС ДО» Творческий центр;2018г.
Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.
Пособие для дошкольных учреждений «Проектная деятельность дошкольника» под редакцией Вераксы Н.Е., Мозаика – Синтез, Москва, 2002 г
Учебно- методическое пособие «Проектная деятельность дошкольника» под редакцией Деркунской В.А., Центр педагогического образования Москва; 2013г.
Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мир» под редакцией Мосаловой Л.Л., Детсво – Пресс Санкт-Петербург; 2011г.
Методическое пособие «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей» под редакцией Сертаковой Н.М., Детство – Пресс Санкт-Петербург; 2011г.
Учебно- методическое пособие «Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста» под редакцией Деркунской В.А., Рындина А.Г., Центр педагогического образования Москва; 2012г.
И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» - ООО ИД «Цветочный мир», Москва 2011г.
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» - ООО ИД «Цветочный мир», Москва 2014г.
Т.А.Шорыгина «Добрые сказки» - ООО ТЦ «Сфера», Москва 2014г.
Т.А.Шорыгина «Позновательные сказки» - ООО ТЦ «Сфера», Москва 2014г.
Т.А.Шорыгина «Безопасные сказки» - ООО ТЦ «Сфера», Москва 2014г.
Т.А.Шорыгина «Общительные сказки» - ООО ТЦ «Сфера», Москва 2014г.
Е.В.Саллинен «Занятия по изобразительной деятельности» - ИД «Каро», Санкт-Петербург; 2010г.
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста под ред. В.И.Логиновой – М.:Просвещение, 1990г.
В.Н.Иванкова (составитель) «100 загадок, пословиц и поговорок», ООО «Аквариум-Принт», Москва
Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные пики, сценарии занятий, планирование Казакова Р.Г. и др.. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Система «Паутинки» курсы повышения квалификации ИМЦ педагог: Вербенец Ю.М.
Интернет источники.