Проект по развитию речи детей средней группы в игровой деятельности « Вместе весело играть»
Актуальность: В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Цель проекта: Развитие речи детей и обогащение словарного запаса через игровую деятельность в среднем дошкольном возрасте. Задачи проекта:Создавать условия для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Формировать грамматический строй речи.
Расширять словарный запас.
Развивать связную речь. Руководитель проекта: Изюмова Светлана Александровна Участники проекта: -дети средней группы; -воспитатель; -родители. Тип проекта: Обучающий, игровой. Длительность проекта:1 год. Материально-технические ресурсы: -Методическая и художественная литература; -Атрибуты к играм; -Иллюстрационный материал; -ТСОМетоды проекта: Наглядные, словесные, практические, игровые
Планируемые результаты: Умеет оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы. Умеет согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки. Активно сопровождает речью игровые и бытовые действия.При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью
1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Создание проблемы:
Если реализовать план работы по проекту, то возможно ли развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности
Мотивация:
При проведении сюжетно-ролевых игр я обратила внимание, что детям не хватает словарного запаса, они не умеют активно сопровождать свою деятельность речью. Это послужило поводом для разработки и реализации данного проекта.
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
-подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- диагностика детей
2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ
Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- театрализованные игры,
- сюжетно – ролевые игры.
- чтение и заучивание стихотворений.
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены
театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм
План работы по реализации проекта
Месяцы | периоды | Мероприятия | Участники | |||
Подготовительный этап | ||||||
сентябрь | 1-2 неделя | Сбор и анализ методической педагогической литературы. Определение темы, цели, задачи, содержание проекта, прогнозирование результата. Диагностика знаний и умений по образовательным областям «Художественная литература», «Коммуникация». | Воспитатели старший воспитатель | |||
3-неделя | Обсуждение проекта с родителями. Выяснение необходимых для проекта возможностей. Средств необходимых для реализации проекта. Определение содержания, длительность проекта и участие в нём родителей. | Воспитатели родители Воспитатели Родители | ||||
4-неделя | Подготовка наглядного материала для родителе и детей. Анкета по развитию речи для родителей. | |||||
Основной | ||||||
октябрь | 1 неделя | Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика «Пальчиками играем речь развиваем» | Воспитатель Дети | |||
3 неделя | Игра «Что делает» Сюжетно- ролевая игра: «Магазин» | Воспитатель Дети | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Заучивание стихов к осенниму празднику. Пальчиковая гимнастика. Подвижная игра: «У медведя во бору» Сюжетно- ролевая игра: «Парикмахерская» Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: Повторение дома потешек. Папка передвижка «Как правильно говорить с ребёнком пальчиковые игры». Родительское собрание «Родителям о речи ребёнка». Осенний праздник «Путешествие в овощное царство – государство». | Воспитатели Дети Родители Младший воспитатель | ||||
ноябрь | 1 неделя | Биоэнергопластика (речь с движениями). | Воспитатели Дети | |||
3 неделя | Пальчиками играем речь развиваем (использование дидактических игр для развития мелкой моторики). Дидактическая игра: «Вчера, сегодня, завтра.» | Воспитатель Дети | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Дидактическая игра «Собери урожай» Чтение детям: « Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: Повторение дома потешек . Консультация « | Воспитатели Дети Родители Младший воспитатель | ||||
Декабрь | 1 неделя | Дидактическая игра: «Назови одним словом». Игра –драматизация: «Репка» | Воспитатель Дети | |||
3 неделя | Заучивание стихов к новогоднему празднику. Дидактическая игра: «Узнай по описанию» Подвижная игра: «Гуси лебеди» | Воспитатели Дети Младший воспитатель. | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Артикуляционная гимнастика Биоэнергопластика (речь с движениями). Пальчиками играем речь развиваем (использование дидактических игр для развития мелкой моторики. Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: Памятка для родителей по развитию речи Новогоднее представление
| Воспитатели Дети Родители Младший воспитатель | ||||
Январь | 1 неделя | Дидактическая игра: «Какое время года». Игра- драматизация: «Морозко» | Воспитатель Дети Младший воспитатель | |||
3 неделя | Игры – эксперименты с водой и песком. Сюжетно - ролевая игра: «Семья» | Воспитатель Дети Младший воспитатель | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Дидактическая игра: «Закончи предложение» Заучивание закличек ,песен, стихов. Рождествинские праздники. Работа с родителями: Папка передвижка «Знакомство с пальчиковыми играми». | Воспитатели Дети Родители Младший воспитатель | ||||
Февраль | 1 неделя | Словесная игра: Заучивание стихов, песен к празднику 23 февраля | Воспитатели Дети | |||
3 неделя | Пальчиковый театр «Теремок» Праздник посвещённый «Защитникам отечества»
| Воспитатели Дети | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Дидактические игры: «Кто что делает», «Что изменилось» Чтение: Работа с родителями: Папка передвижка «Значение пальчиковых игр в развитие речи детей». | Воспитатели Дети Родители Младший воспитатель | ||||
Март | 1 неделя | Дидактическая игра: «Магазин». Заучивание стихов к празднику 8 марта Праздник посвещённый Международному женскому дню 8 марта. | Воспитатели Дети | |||
3 неделя | Рассказывание русских народных сказок. | Воспитатели Дети | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Повторение стихов и потешек. Обыгрывание знакомых сказок через пальчиковый театр: «Репка», «Теремок».. Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: Выставка совместных работ родителей и детей «Золотые ручки моей мамы». | Воспитатели Дети Родители Младший воспитатель | ||||
Апрель | 1 неделя | Упражнение: «Чистоговорки». | Воспитатели Дети | |||
3 неделя | Рассматривание картинок: «Времена года». | Воспитатели Дети | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Настольные игры «Найди лишний предмет», «На кого похож», «Как называется». Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: Папка передвижка: «Чистоговорки». | Воспитатель Дети Родители Младший воспитатель | ||||
| 1 неделя | Повторение стихов, потешек , песен, заклички,чистоговорок. | Воспитатели Дети | |||
Май | 2 неделя | Игра- драматизация: «Кошкин дом» | Воспитатели Дети | |||
1-4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Обыгрывание пальчиковых театров «Теремок», «Колосок», «Репка». Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: Выстовка рисунков : «Мая любимая сказка» | Воспитатели Дети Младший воспитатель. Родители | ||||
Заключительный этап | ||||||
Июнь | неделя | .Праздник День Защиты детей (песни ,танцы, стихи,) | Воспитатели Дети Младший воспитатель. | |||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Диагностика знаний и умений по образовательным областям «Здоровье», «Художественная литература», «Коммуникация». Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: День общения «Результат совместной работы по проекту «Учимся говорить играя». | Воспитатели Дети Родители |
3 Этап. Заключительный.
Период осмысления собственных результатов.
Диагностика детей.
Презентация проекта.
Литература:
Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;
А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;
Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников»;
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи»;
Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»;
Е.А.Тимофеева «Подвижные игры»;
А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»;
М.Кольцова «Ребёнок учится говорить»;
А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
М.А.Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;
З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;
«Игра дошкольника» под ред. С.Л.Новосёловой;