Проект по валеологическому воспитанию в старшей группе «Здоровый ребёнок-успешный ребёнок»
Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов дошкольного образования на лучшее календарно-тематическое планирование дополнительного образования
Проект по валеологическому воспитанию в старшей группе «Здоровый ребёнок-успешный ребёнок»
(расчитан на 2недели)
Выполнил воспитатель: Каплина Е.В.
Цель проекта: обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитанникам группы « Солнышко» и воспитать валеологическую культуру как совокупность осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Задачи:
Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься спортом и физической культурой.
Заложить основы физического, психического, нравственного здоровья детей.
Развивать потребность к познанию и совершенствованию себя и окружающего мира.
Воспитать самоуважение, чувство социальной значимости, самоутверждение в своей индивидуальности в глазах сверстников и взрослых.
Актуальность проблемы.
Многие философы – учёные отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Версаев , известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять всё…»
Искусство долго жить состоит прежде всего в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
На протяжении дошкольного детства у ребёнка формируется система «Я» как система представлений о самом себе, складывающаяся на основе его взаимодействий со взрослыми и окружающим миром и включающая в себя единство следующих образов:
Образ физического «Я» - тело и его функции;
Образ социального «я» - взаимодействие и восприятие ребёнка окружающими;
Образ реального «я» - познание себя в сравнении с другими;
Образ идеального «Я» - способности, качества личности, отвечающие её стремлениям.
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
На основании мониторинга по образовательной области «ЗОЖ» и ОО «Физическое развитие» и увидев заинтересованность детей своей группы в этой теме, я поставила перед собой задачу – воспитать потребность в здоровом образе жизни у детей своей группы, углубить знания о здоровом образе жизни и охране своего здоровья, разработав двухнедельный проект «Здоровый ребёнок- успешный ребёнок
Комплексно – тематическое планирование.
1-я неделя Формирование целостной картины мира : "Здоровьенадо беречь" Сформировать понятия «Здоровье», «Болезнь». Раскрыть значение помощников здоровья (питание, отдых, физкультура) Коммуникация: Закреплять навыки составления повествовательного рассказа, Составление закреплять представление о здоровом образе жизни. Рассказа на тему: «Как я буду заботиться о своём здоровье ФЭМП : "опасные прогулки"Упражнять в ориентировке на листе бумаги, закрепить правила общения с опасными для здоровья предметами. Чтение художественной литературы: "Чистота " Крупская Уточнить знания о режиме дня, правильном питании. Уточнить представления о правилах безопасного поведения для сохранения здоровья Рисование6 "дети делают зарядку" Учить представлять фигуру человека, соблюдая пропорции.Учить отображать в рисунке здоровый образ жизни. Аппликация6 "Витаминный салат" Закреплять знания о пользе овощей для здоровья. Учить детей использовать знакомые приёмы вырезания и сгибания. Конструирование: Конструктор "zoob"- "Мы-спортсмны"; магнитный конструктор "Моя внутренняя кухня".Стимулировать познавательно-творческую активность ребёнка. Развивать потребность познания своего организма и умение заботиться о нём. Познавательно- исследовательская деятельность: опыты "узнай по запаху". Помочь освоить основные приёмы сбережения здоровья, органов дыхания – дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой. 2 -я неделя Познание (ЗОЖ): "Правила навсю жизнь" Закрепить знания о пользе здоровьесберегающих условий Развивать умение объяснять пользу различных гимнастик, самомассажей. Лепка: "Мой любимый вид спорта" Закреплять знание различных видов спорта. Упражнять в лепке человека в движении, соблюдая пропорции. Формирование элементарных математических представлений: "Здоровье в пордке- спасибо зарядке" Закрепить счёт в пределах 7, знание дней недели. Совершенствовать умение упорядочивать предметы по высоте. Конструирование6 "Стадион" Побуждать самостоятельно придумывать план постройки, использовать взаимозаменяемость деталей. Чтение художественной литературы : М.Яснов "Мирная считалка" (заучивание); Ю.Тувим "Письмо ко всем детям по одному очень важному делу" (чтение)Закреплять представления о соблюдении культурно-гигиенических правил и навыков. Воспитание дружеских взаимоотношений. |
Физическое развитие.
« Интересная дорожка» ( тематическая НОД).
Упражнять детей в беге с увёртыванием и с препятствиями. Развивать ловкость, глазомер, силу, выносливость, быстроту реакции. Воспитывать чувство взаимопомощи, внимание к сверстникам.
Ходьба в колонне по одному на носках (кружась, с продвижением вперёд), руки на поясе (8 – 10 сек). Ходьба гимнастическим шагом (1, мин). Ходьба на внешней стороне стопы, руки на поясе. По команде: « Кругом!» - движение в противоположную сторону. ( 10-15 сек). Бег в среднем темпе, перепрыгивая через набивные мячи(2-2,5 мин).Ходьба со сменой положения рук (вверх, к плечам, в стороны, вперёд, на пояс).
Общеразвивающие упражнения: Разучивание ритмической гимнастики « В гости к гномам» под музыку « Дождя не боимся» (комплекс см. в приложении).
Основные виды движений:
1) Прыжки на двух ногах, скамейка между ногами, руки на поясе.
« Крокодил» - ползание под дугами с опорой на руки.
2) Перешагивание через скамейку, стоя лицом к ней, поочерёдно то одной, то другой ногой, высоко поднимая согнутую в колене ногу, руки за головой в замок.
3) П/ игра « Ловишка – парой» - выбирается двое « ловишек», которые становятся в пару. После слов: « Раз, два, три – лови!» - игроки убегают, а «ловишки» стараются поймать, коснуться рукой, при этом ловить можно только в паре.
3. Точечный массаж – пальчиковая гимнастика:
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом ты утри – раз, два, три;
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять;
Вытри пот теперь со лба – раз, два;
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три;
Сзади пуговку найди и застегни,
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку,
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики –
Вот как славно потрудились и красиво нарядились,
Осталось пальцы растереть и не будем мы болеть.
« Самые сильные» ( тематическая НОД).
Формировать умения прокатывать набивные мячи руками, стопами ног в паре. Развивать у детей координацию движений, силу мышц и точность толчка ногами, быстроту движений, чувство ритма, ориентировку в пространстве. Воспитывать силу воли, организованность, взаимопомощь.
Игра на эмпатию « Приветствие» - воспитать уверенность в себе, своей значимости в детском коллективе, упражнять в лёгкой ходьбе – дети под музыку ходят свободно по залу в любых направлениях, спинка ровная. Как только музыка заканчивается, каждый находит себе пару. Здороваются правой рукой, пожимая друг другу руку, называют своё имя. С началом музыки начинают спокойно ходить и мысленно искать себе « нового друга». Правило: каждый раз дети должны находить себе нового товарища. Бег «змейкой» между мячами.
Общеразвивающие упражнения – ритмическая гимнастика « В гости к гномам».
Основные виды движений:
«Покатай мяч» - стоя, ноги на ширине плеч, мяч у правой ноги. Прокатывать мяч внутренней стороной стоп левой и правой ногой, стоя на месте. (4-5 раз).
Игра – танец «Раз, два, три – пару себе найди!». Дети встают парами по кругу, повернувшись лицом друг к другу, держась за руки, выполняют следующие движения : «1-2-3 – на носочки», делают три шага вправо и становятся на носочки, «1-2-3 – на носочки», делают три шага влево и становятся на носочки. «Раз» - шаг вправо, «два» - шаг влево , «три» - кружатся вокруг себя и хлопают в ладоши, затем подходят к товарищу справа. Правило: внимательно считаем шаги и обязательно в конце игры каждый должен вернуться к тому, с кем начали упражнение.
Подвижная игра « Салки с мячом». Выбираем одного водящего – «салку». Он начинает игру после слов: «Раз, два, три – лови!». Игроки и «салка» передвигаются прыжками на одной ноге, другой ногой катят мяч, касаясь стопой. «Салка» ловит игроков, касаясь их рукой. Пойманный игрок становится «салкой». Громко кричит: «Я – салка», и начинает ловить игроков.(2,5 мин).
Упражнение – релаксация.
Закроем дети глазки – представим мы, что в сказке.
Мы словно цветы на полянке лесной,
Согретые солнцем, умыты весной.
Мы тянемся вверх, лепестки раскрывая,
И ласковый ветер нас тихо качает.
И нежные песни нам птицы поют,
И соки земные нам силу дают.
Совместная и самостоятельная деятельность.
Организация прогулок.
« Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» - закреплять знания о пользе сберегающих условий для жизни.
« Здоровье – наше богатство» - познакомить детей с опасными местами на участке детского сада, предостеречь от травм и неприятностей на прогулке.
Исследование территории детского сада – оценить, достаточно ли деревьев и в каком они состоянии, познакомить детей с тем, как деревья заботятся о нашем здоровье – очищают воздух от пыли, снижают уровень шума, защищают от ветра и солнца.
Наблюдение за специальным транспортом – скорой помощью .
« Лекарственные растения» - познакомить со свойствами лекарственных растений, растущих на участке.
« Дым опасен для здоровья» - расширять представления детей о влиянии загрязненного воздуха на состояние окружающей среды. Подвести детей к пониманию прямой зависимости здоровья от чистоты окружающей среды.
« Как не заболеть, когда болеют другие» - формировать представления о причинах инфекционных заболеваний, понимание опасности инфекций. Познакомить со способами защиты от них. Воспитывать привычку к соблюдению правил личной гигиены.
Исследовательская деятельность : « В природе все взаимосвязано» - учить правилам поведения на улице, в природе, рассказывать об опасности контактов с животными и насекомыми, дать первоначальные представления о первой помощи .
Самостоятельная игровая деятельность детей, игры по выбору.
Утро/ вечер.
Зарядка: « Кто день начинает с зарядки – у того здоровье в порядке!» .( Комплекс утренней гимнастики см. в приложении).
Гимнастика пробуждения : « Объявляется подъём». (комплекс см. в приложении).
Беседа: «Витамины , полезные продукты и влияние их на организм» - способствовать пополнению знаний о пользе витаминов и влиянии их на работу организма, их значение для здоровья организма.
Дидактические игры: «Что полезно – угадай» - способствовать закреплению знаний детей о витаминах, как полезных продуктов для питания. «Большая стирка» - развивать внимание, учить находить 10 отличий, закрепить знания о предметах необходимых для создания чистоты. « Подбери пару» - закрепить знания о видах спорта. «Чудесный мешочек» - учить детей определять предмет тактильно, по вкусу и запаху. «Что перепутал художник» - закрепить представления о правильном режиме дня.
Игра по ТРИЗ «Что будет, если» - закрепить знания о ЗОЖ.
Теневой спектакль « Живые тени» - совершенствовать речевые пантономические средства выразительности детей, рассказывание стихов руками – развивать чувство ритма, мелкую моторику пальцев рук.
Чтение сказки «Мойдодыр» К.И.Чуковского – развивать умения анализировать поступки сверстников и соотносить их с общепринятыми нормами поведения.
Разучивание отрывка стихотворения « Что такое хорошо» В.В.Маяковского -закрепить образцы правильного поведения у детей.
Игры и упражнения, направленные на овладение вербальными и невербальными средствами общения: «Испорченный телефон», «Угадай-ка».
Сюжетно – ролевые игры: « Супермаркет» - упражнять детей в правильном подборе продуктов в магазине. Рассказать, что не следует брать продукты в испорченных упаковках. «Поликлиника» - создавать условия для ознакомления детей с многообразием врачей-специалистов в больнице.
Рисование на тему «В здоровом теле – здоровый дух» - формирование привычки здорового образа жизни; развитие воображения и творческих способностей детей.
Психогимнастика, этюды : «Кривляка», «Тень» - способствовать формированию психической регуляции жизненных функций организма путём развития творческого воображения. «Спасём доброту» - учить различать, называть эмоции и адекватно реагировать на них.
Дыхательная гимнастика: “Дышим по разному”.
Исходное положение – сидя на стуле прямо или стоя:
1. Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).
2. Вдох через нос, выдох через рот.
3. Вдох через рот, выдох через нос.
4. Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
5. Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
6. Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.
7. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
8. Вдох через нос, выдох через нос толчками.
"Ладошки" - Исходное положение: станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.
"Насос" ("Накачивание шины") - И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
Работа с родителями.
Папка – передвижка: «Простуда – уходи отсюда!» - познакомить родителей с некоторыми здоровьесберегающими технологиями.
« О здоровье всерьёз» (совместное рисование рисунков вместе с детьми) – привлечь родителей совместно с детьми прийти к решению проблемы укрепления и сохранения своего здоровья.
Беседа «Значение режима дня в жизни дошкольника» -обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.
Выход: выставка совместных работ «О здоровье всерьёз».
Использование современных методов.
Динамическая пауза во время занятий.
Музыкотерапия.
Кинезиологические упражнения.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой для снятия психо – эмоционального напряжения.
Традиционные виды упражнений.
Корригирующая гимнастика.
Танцевально – ритмическая гимнастика.
Гимнастика пробуждения.
Фитонциды: лук, выращенный в группе детьми режем в суп; «чесночные ванны».
Самомассаж для активации биологически – активных точек.
Психофизические игры – игры- перевоплощения.
Пальчиковая гимнастика.
Выражение чувств художественно – эмоциональным языком (с помощью рисунков, настольно-печатной игры «Моё настроение»)
Ожидаемые результаты.
Дети понимают значение здорового образа жизни для личного здоровья.
Осознают особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств и ухода за ними.
Устанавливают связь между отношением к своему организму и возможным заболеваниям.
Взаимодействуют с окружающей средой, понимают, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни.
Знают и перечисляют предметы, необходимые для поддержания жизни, профессии, обеспечивающие здоровье человека, услуги, которые могут оказать врачи.
Научились приёмам самомассажа, различным гимнастикам (пальчиковой, кинезиологической, дыхательной и др.).
Понимают, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Знают, как правильно вести себя в обществе в случае заболевания.
Мониторинг.
Диагностика уровня развития детей на начало года.
Диагностика уровня развития детей на середину года.
Сравнительный мониторинг.
Используемая литература.
Голицина Н.С. « Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности в детском саду»(старшая группа).Москва.2011г.
Гладышева О.С. «Реализация направления образовательной деятельности «Здоровье» в ДОУ».Нижний Новгород2012г.
Запорожец И.Ю. « Психолого–педагогические гостиные в детском саду».Москва.2003г.
Казина И.Б «Лучшие спортивные занятия, праздники и развлечения в детском саду». Ярославль.2009г.
ПетроваТ.Н. «Коррекционно – оздоровительная работа в детском саду» - «дошкольная педагогика» №4-2007г.
Платонова Е.С. «Формирование речевого дыхания» - «Дошкольная педагогика» №8-2012г.
Прищепа С.С. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет».Москва.2009г.
Сигимова М.Н. «Формирование представлений о себе у старших дошкольников» Волгоград.2009г.
E-mail : b. boguslaw@wp. Pl –« Мудрое движение» - «Обруч»№6-2010г
Приложение.
Комплекс утренней гимнастики ( с палками)
Ходьба друг за другом на носках, на пятках, в полуприседе, мелким и широким шагом, с разным положением рук. Бег друг за другом, боковым галопом. Ходьба друг за другом. Построение в звенья.
«»Погладим глазки» (кинезиологическое упражнение).И.п. – о.с. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаза (6раз).
« Запястье»(кинезиологическое упражнение) И.п.- о.с. Поднять руку, массировать запястье правой и левой руки поочерёдно пальцами. (10 раз)
« Повороты». И.п. – ноги врозь, палка внизу. 1 – палку вперёд, поворот вправо;2 – и.п.; 3 – палку вперёд, поворот влево; 4 – и.п.(8 раз)
«Наклон».И.п. – палка внизу за спиной.1-2 наклон вперёд, палку назад – вверх; 3-4 – и.п.(8раз).
«Коснись носка».И.п. –сидя, ноги врозь, палка на коленях. 1-2 – палку вверх; 3-4 - наклон к правой ноге, коснуться палкой носка; 5-6 – и.п. То же к левой ноге (6раз).
« Дотянись до палки». И.п. – лёжа на спине, палка в руках на груди. 1-2 – поднять руки с палкой вперёд-вверх; 3-4 – поднять ноги, дотронуться ими до палки; 5-6 – и.п.(4раза).
«Палка назад». И.п. – ноги на ширине плеч; 1-3 – плавным движением отвести палку вверх до отказа; 4 – и.п.(4раза).
«Попрыгаем!». И.п. – стоя перед палкой, руки вдоль туловища. Прыжки вокруг палки вправо (влево) с поворотами в чередовании с ходьбой(3раза).
«Трубач» (дыхательное упражнение). «За собой трубач зовёт, он здоровье нам даёт». И.п. – ноги вместе, руки перед грудью, кулачки сжаты трубочкой. 1 – вдох; 2 – медленный выдох с громким произнесением звука «пФ» (6раз).
Речёвка: «Раз, два, три, четыре – жить хотим в здоровом мире; не страдать и не болеть, танцевать и песни петь!».
Гимнастика пробуждения:
« Объявляется подъём!»
Объявляется подъём!
Сон закончился – встаём!
Но не сразу.
Сначала ручки проснулись – потянулись. (дети лежат в кроватях на спине, движения прямыми руками вперёд вверх, согнутыми руками в стороны).
Выпрямляются ножки,
Поплясали немножко. (Движения стопами вправо – влево, вперёд – назад, переступание согнутыми ногами по кровати).
На живот перевернёмся и в колечко мы прогнёмся (упражнение «Колечко»).
А потом на спинку снова –
Вот и мостики готовы (упражнение «Мостик»).
А теперь поедем на велосипеде (Имитация движений велосипедиста).
Голову приподнимаем,
Лежать больше не желаем (садятся).
Теперь остановитесь
И вниз головку наклоните.
Выпрямляясь, глубоко вздохните,
И ещё раз повторите.
Развивающая среда.
Гимнастика пробуждения.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
«Кулачки».
Совместные рисунки.