12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Каплина Елена Владимировна59
3

Проект по валеологическому воспитанию в старшей группе «Здоровый ребёнок-успешный ребёнок»

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов дошкольного образования на лучшее календарно-тематическое планирование дополнительного образования


Проект по валеологическому воспитанию в старшей группе «Здоровый ребёнок-успешный ребёнок»

(расчитан на 2недели)

                                                                           Выполнил воспитатель: Каплина Е.В.



Цель проекта: обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитанникам группы « Солнышко» и воспитать валеологическую культуру как совокупность осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Задачи:

Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься спортом и физической культурой.

Заложить основы физического, психического, нравственного здоровья детей.

Развивать потребность к познанию и совершенствованию себя и окружающего мира.

Воспитать самоуважение, чувство социальной значимости, самоутверждение в своей индивидуальности в глазах сверстников и взрослых.

Актуальность проблемы.

Многие философы – учёные отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Версаев , известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять всё…»

Искусство долго жить состоит прежде всего в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

На протяжении дошкольного детства у ребёнка формируется система «Я» как система представлений о самом себе, складывающаяся на основе его взаимодействий со взрослыми и окружающим миром и включающая в себя единство следующих образов:

Образ физического «Я» - тело и его функции;

Образ социального «я» - взаимодействие и восприятие ребёнка окружающими;

Образ реального «я» - познание себя в сравнении с другими;

Образ идеального «Я» - способности, качества личности, отвечающие её стремлениям.

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

На основании мониторинга по образовательной области «ЗОЖ» и ОО «Физическое развитие» и увидев заинтересованность детей своей группы в этой теме, я поставила перед собой задачу – воспитать потребность в здоровом образе жизни у детей своей группы, углубить знания о здоровом образе жизни и охране своего здоровья, разработав двухнедельный проект «Здоровый ребёнок- успешный ребёнок

Комплексно – тематическое планирование.

1-я неделя

Формирование целостной картины мира : "Здоровьенадо беречь" Сформировать понятия «Здоровье», «Болезнь». Раскрыть значение помощников здоровья (питание, отдых,  физкультура)

Коммуникация: Закреплять навыки составления повествовательного рассказа,

Составление закреплять представление о здоровом образе жизни.

Рассказа на тему:

«Как я буду заботиться

о своём здоровье

ФЭМП : "опасные прогулки"Упражнять в ориентировке на листе бумаги, закрепить

правила общения с опасными для здоровья предметами.

Чтение художественной литературы: "Чистота " Крупская     Уточнить знания о режиме дня, правильном питании. Уточнить представления о правилах безопасного поведения

 для сохранения здоровья

Рисование6 "дети делают зарядку" Учить представлять фигуру человека, соблюдая пропорции.Учить отображать в рисунке здоровый образ жизни.

Аппликация6 "Витаминный салат"         Закреплять знания о пользе овощей для здоровья. Учить детей использовать знакомые приёмы вырезания и сгибания.

Конструирование: Конструктор "zoob"- "Мы-спортсмны"; магнитный конструктор "Моя внутренняя кухня".Стимулировать познавательно-творческую активность  ребёнка. Развивать потребность познания своего организма и  умение заботиться о нём.

Познавательно- исследовательская деятельность: опыты "узнай по запаху". Помочь освоить основные приёмы сбережения здоровья, органов дыхания – дыхательная гимнастика по методу  Стрельниковой.

2 -я неделя

Познание (ЗОЖ): "Правила навсю жизнь" Закрепить знания о пользе здоровьесберегающих условий  Развивать умение объяснять пользу различных

гимнастик, самомассажей.

Лепка: "Мой любимый вид спорта" Закреплять знание различных видов спорта. Упражнять в  лепке человека в движении, соблюдая пропорции.

Формирование элементарных математических представлений: "Здоровье в пордке- спасибо зарядке" Закрепить счёт в пределах 7, знание дней недели.  Совершенствовать умение упорядочивать предметы по

 высоте.

Конструирование6 "Стадион" Побуждать самостоятельно придумывать план постройки,

 использовать взаимозаменяемость деталей.

Чтение художественной литературы : М.Яснов "Мирная считалка" (заучивание); Ю.Тувим "Письмо ко всем детям по одному очень важному делу" (чтение)Закреплять представления о соблюдении культурно-гигиенических правил и навыков. Воспитание дружеских  взаимоотношений.




Физическое развитие.

« Интересная дорожка» ( тематическая НОД).

Упражнять детей в беге с увёртыванием и с препятствиями. Развивать ловкость, глазомер, силу, выносливость, быстроту реакции. Воспитывать чувство взаимопомощи, внимание к сверстникам.

Ходьба в колонне по одному на носках (кружась, с продвижением вперёд), руки на поясе (8 – 10 сек). Ходьба гимнастическим шагом (1, мин). Ходьба на внешней стороне стопы, руки на поясе. По команде: « Кругом!» - движение в противоположную сторону. ( 10-15 сек). Бег в среднем темпе, перепрыгивая через набивные мячи(2-2,5 мин).Ходьба со сменой положения рук (вверх, к плечам, в стороны, вперёд, на пояс).

Общеразвивающие упражнения: Разучивание ритмической гимнастики « В гости к гномам» под музыку « Дождя не боимся» (комплекс см. в приложении).

Основные виды движений:

1) Прыжки на двух ногах, скамейка между ногами, руки на поясе.

« Крокодил» - ползание под дугами с опорой на руки.

2) Перешагивание через скамейку, стоя лицом к ней, поочерёдно то одной, то другой ногой, высоко поднимая согнутую в колене ногу, руки за головой в замок.

3) П/ игра « Ловишка – парой» - выбирается двое « ловишек», которые становятся в пару. После слов: « Раз, два, три – лови!» - игроки убегают, а «ловишки» стараются поймать, коснуться рукой, при этом ловить можно только в паре.

3. Точечный массаж – пальчиковая гимнастика:

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом ты утри – раз, два, три;

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять;

Вытри пот теперь со лба – раз, два;

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три;

Сзади пуговку найди и застегни,

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку,

А сюда браслетики, красивые манжетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики –

Вот как славно потрудились и красиво нарядились,

Осталось пальцы растереть и не будем мы болеть.

« Самые сильные» ( тематическая НОД).

Формировать умения прокатывать набивные мячи руками, стопами ног в паре. Развивать у детей координацию движений, силу мышц и точность толчка ногами, быстроту движений, чувство ритма, ориентировку в пространстве. Воспитывать силу воли, организованность, взаимопомощь.

Игра на эмпатию « Приветствие» - воспитать уверенность в себе, своей значимости в детском коллективе, упражнять в лёгкой ходьбе – дети под музыку ходят свободно по залу в любых направлениях, спинка ровная. Как только музыка заканчивается, каждый находит себе пару. Здороваются правой рукой, пожимая друг другу руку, называют своё имя. С началом музыки начинают спокойно ходить и мысленно искать себе « нового друга». Правило: каждый раз дети должны находить себе нового товарища. Бег «змейкой» между мячами.

Общеразвивающие упражнения – ритмическая гимнастика « В гости к гномам».

Основные виды движений:

«Покатай мяч» - стоя, ноги на ширине плеч, мяч у правой ноги. Прокатывать мяч внутренней стороной стоп левой и правой ногой, стоя на месте. (4-5 раз).

Игра – танец «Раз, два, три – пару себе найди!». Дети встают парами по кругу, повернувшись лицом друг к другу, держась за руки, выполняют следующие движения : «1-2-3 – на носочки», делают три шага вправо и становятся на носочки, «1-2-3 – на носочки», делают три шага влево и становятся на носочки. «Раз» - шаг вправо, «два» - шаг влево , «три» - кружатся вокруг себя и хлопают в ладоши, затем подходят к товарищу справа. Правило: внимательно считаем шаги и обязательно в конце игры каждый должен вернуться к тому, с кем начали упражнение.

Подвижная игра « Салки с мячом». Выбираем одного водящего – «салку». Он начинает игру после слов: «Раз, два, три – лови!». Игроки и «салка» передвигаются прыжками на одной ноге, другой ногой катят мяч, касаясь стопой. «Салка» ловит игроков, касаясь их рукой. Пойманный игрок становится «салкой». Громко кричит: «Я – салка», и начинает ловить игроков.(2,5 мин).

Упражнение – релаксация.

Закроем дети глазки – представим мы, что в сказке.

Мы словно цветы на полянке лесной,

Согретые солнцем, умыты весной.

Мы тянемся вверх, лепестки раскрывая,

И ласковый ветер нас тихо качает.

И нежные песни нам птицы поют,

И соки земные нам силу дают.



Совместная и самостоятельная деятельность.

Организация прогулок.

« Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» - закреплять знания о пользе сберегающих условий для жизни.

« Здоровье – наше богатство» - познакомить детей с опасными местами на участке детского сада, предостеречь от травм и неприятностей на прогулке.

Исследование территории детского сада – оценить, достаточно ли деревьев и в каком они состоянии, познакомить детей с тем, как деревья заботятся о нашем здоровье – очищают воздух от пыли, снижают уровень шума, защищают от ветра и солнца.

Наблюдение за специальным транспортом – скорой помощью .

« Лекарственные растения» - познакомить со свойствами лекарственных растений, растущих на участке.

« Дым опасен для здоровья» - расширять представления детей о влиянии загрязненного воздуха на состояние окружающей среды. Подвести детей к пониманию прямой зависимости здоровья от чистоты окружающей среды.

« Как не заболеть, когда болеют другие» - формировать представления о причинах инфекционных заболеваний, понимание опасности инфекций. Познакомить со способами защиты от них. Воспитывать привычку к соблюдению правил личной гигиены.

Исследовательская деятельность : « В природе все взаимосвязано» - учить правилам поведения на улице, в природе, рассказывать об опасности контактов с животными и насекомыми, дать первоначальные представления о первой помощи .

Самостоятельная игровая деятельность детей, игры по выбору.

Утро/ вечер.

Зарядка: « Кто день начинает с зарядки – у того здоровье в порядке!» .( Комплекс утренней гимнастики см. в приложении).

Гимнастика пробуждения : « Объявляется подъём». (комплекс см. в приложении).

Беседа: «Витамины , полезные продукты и влияние их на организм» - способствовать пополнению знаний о пользе витаминов и влиянии их на работу организма, их значение для здоровья организма.

Дидактические игры: «Что полезно – угадай» - способствовать закреплению знаний детей о витаминах, как полезных продуктов для питания. «Большая стирка» - развивать внимание, учить находить 10 отличий, закрепить знания о предметах необходимых для создания чистоты. « Подбери пару» - закрепить знания о видах спорта. «Чудесный мешочек» - учить детей определять предмет тактильно, по вкусу и запаху. «Что перепутал художник» - закрепить представления о правильном режиме дня.

Игра по ТРИЗ «Что будет, если» - закрепить знания о ЗОЖ.

Теневой спектакль « Живые тени» - совершенствовать речевые пантономические средства выразительности детей, рассказывание стихов руками – развивать чувство ритма, мелкую моторику пальцев рук.

Чтение сказки «Мойдодыр» К.И.Чуковского – развивать умения анализировать поступки сверстников и соотносить их с общепринятыми нормами поведения.

Разучивание отрывка стихотворения « Что такое хорошо» В.В.Маяковского -закрепить образцы правильного поведения у детей.

Игры и упражнения, направленные на овладение вербальными и невербальными средствами общения: «Испорченный телефон», «Угадай-ка».

Сюжетно – ролевые игры: « Супермаркет» - упражнять детей в правильном подборе продуктов в магазине. Рассказать, что не следует брать продукты в испорченных упаковках. «Поликлиника» - создавать условия для ознакомления детей с многообразием врачей-специалистов в больнице.

Рисование на тему «В здоровом теле – здоровый дух» - формирование привычки здорового образа жизни; развитие воображения и творческих способностей детей.

Психогимнастика, этюды : «Кривляка», «Тень» - способствовать формированию психической регуляции жизненных функций организма путём развития творческого воображения. «Спасём доброту» - учить различать, называть эмоции и адекватно реагировать на них.

Дыхательная гимнастика: “Дышим по разному”.

Исходное положение – сидя на стуле прямо или стоя:

1. Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).

2. Вдох через нос, выдох через рот.

3. Вдох через рот, выдох через нос.

4. Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).

5. Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).

6. Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.

7. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.

8. Вдох через нос, выдох через нос толчками.

"Ладошки" - Исходное положение: станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.

"Насос" ("Накачивание шины") - И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.



Работа с родителями.

Папка – передвижка: «Простуда – уходи отсюда!» - познакомить родителей с некоторыми здоровьесберегающими технологиями.

« О здоровье всерьёз» (совместное рисование рисунков вместе с детьми) – привлечь родителей совместно с детьми прийти к решению проблемы укрепления и сохранения своего здоровья.

Беседа «Значение режима дня в жизни дошкольника» -обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.

Выход: выставка совместных работ «О здоровье всерьёз».



Использование современных методов.

Динамическая пауза во время занятий.

Музыкотерапия.

Кинезиологические упражнения.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой для снятия психо – эмоционального напряжения.

Традиционные виды упражнений.

Корригирующая гимнастика.

Танцевально – ритмическая гимнастика.

Гимнастика пробуждения.

Фитонциды: лук, выращенный в группе детьми режем в суп; «чесночные ванны».

Самомассаж для активации биологически – активных точек.

Психофизические игры – игры- перевоплощения.

Пальчиковая гимнастика.

Выражение чувств художественно – эмоциональным языком (с помощью рисунков, настольно-печатной игры «Моё настроение»)


Ожидаемые результаты.

Дети понимают значение здорового образа жизни для личного здоровья.

Осознают особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств и ухода за ними.

Устанавливают связь между отношением к своему организму и возможным заболеваниям.

Взаимодействуют с окружающей средой, понимают, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни.

Знают и перечисляют предметы, необходимые для поддержания жизни, профессии, обеспечивающие здоровье человека, услуги, которые могут оказать врачи.

Научились приёмам самомассажа, различным гимнастикам (пальчиковой, кинезиологической, дыхательной и др.).

Понимают, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Знают, как правильно вести себя в обществе в случае заболевания.

Мониторинг.

Диагностика уровня развития детей на начало года.





t1581237680ab.gif



Диагностика уровня развития детей на середину года.



t1581237680ac.gif

Сравнительный мониторинг.





t1581237680ad.gif



                                 Используемая литература.

Голицина Н.С. « Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности в детском саду»(старшая группа).Москва.2011г.

Гладышева О.С. «Реализация направления образовательной деятельности «Здоровье» в ДОУ».Нижний Новгород2012г.

Запорожец И.Ю. « Психолого–педагогические гостиные в детском саду».Москва.2003г.

Казина И.Б «Лучшие спортивные занятия, праздники и развлечения в детском саду». Ярославль.2009г.

ПетроваТ.Н. «Коррекционно – оздоровительная работа в детском саду» - «дошкольная педагогика» №4-2007г.

Платонова Е.С. «Формирование речевого дыхания» - «Дошкольная педагогика» №8-2012г.

Прищепа С.С. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет».Москва.2009г.

Сигимова М.Н. «Формирование представлений о себе у старших дошкольников» Волгоград.2009г.

E-mail : b. boguslaw@wp. Pl –« Мудрое движение» - «Обруч»№6-2010г

Приложение.

Комплекс утренней гимнастики ( с палками)

Ходьба друг за другом на носках, на пятках, в полуприседе, мелким и широким шагом, с разным положением рук. Бег друг за другом, боковым галопом. Ходьба друг за другом. Построение в звенья.

«»Погладим глазки» (кинезиологическое упражнение).И.п. – о.с. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаза (6раз).

« Запястье»(кинезиологическое упражнение) И.п.- о.с. Поднять руку, массировать запястье правой и левой руки поочерёдно пальцами. (10 раз)

« Повороты». И.п. – ноги врозь, палка внизу. 1 – палку вперёд, поворот вправо;2 – и.п.; 3 – палку вперёд, поворот влево; 4 – и.п.(8 раз)

«Наклон».И.п. – палка внизу за спиной.1-2 наклон вперёд, палку назад – вверх; 3-4 – и.п.(8раз).

«Коснись носка».И.п. –сидя, ноги врозь, палка на коленях. 1-2 – палку вверх; 3-4 - наклон к правой ноге, коснуться палкой носка; 5-6 – и.п. То же к левой ноге (6раз).

« Дотянись до палки». И.п. – лёжа на спине, палка в руках на груди. 1-2 – поднять руки с палкой вперёд-вверх; 3-4 – поднять ноги, дотронуться ими до палки; 5-6 – и.п.(4раза).

«Палка назад». И.п. – ноги на ширине плеч; 1-3 – плавным движением отвести палку вверх до отказа; 4 – и.п.(4раза).

«Попрыгаем!». И.п. – стоя перед палкой, руки вдоль туловища. Прыжки вокруг палки вправо (влево) с поворотами в чередовании с ходьбой(3раза).

«Трубач» (дыхательное упражнение). «За собой трубач зовёт, он здоровье нам даёт». И.п. – ноги вместе, руки перед грудью, кулачки сжаты трубочкой. 1 – вдох; 2 – медленный выдох с громким произнесением звука «пФ» (6раз).

Речёвка: «Раз, два, три, четыре – жить хотим в здоровом мире; не страдать и не болеть, танцевать и песни петь!».

Гимнастика пробуждения:

« Объявляется подъём!»

Объявляется подъём!

Сон закончился – встаём!

Но не сразу.

Сначала ручки проснулись – потянулись. (дети лежат в кроватях на спине, движения прямыми руками вперёд вверх, согнутыми руками в стороны).

Выпрямляются ножки,

Поплясали немножко. (Движения стопами вправо – влево, вперёд – назад, переступание согнутыми ногами по кровати).

На живот перевернёмся и в колечко мы прогнёмся (упражнение «Колечко»).

А потом на спинку снова –

Вот и мостики готовы (упражнение «Мостик»).

А теперь поедем на велосипеде (Имитация движений велосипедиста).

Голову приподнимаем,

Лежать больше не желаем (садятся).

Теперь остановитесь

И вниз головку наклоните.

Выпрямляясь, глубоко вздохните,

И ещё раз повторите.


Развивающая среда.

t1581237680ae.pngt1581237680ae.png


t1581237680af.jpg

t1581237680ag.png

t1581237680ai.png

t1581237680aj.jpg

Гимнастика пробуждения.

t1581237680as.png

t1581237680at.png

t1581237680au.png

t1581237680av.png
Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

«Кулачки».

t1581237680aw.png
Совместные рисунки.

t1581237680ay.pngt1581237680az.png 

t1581237680ba.pngt1581237680bb.png ​​​​​​​

t1581237680bc.gif



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.