Программа экологической экспедиции «Юный исследователь» (7–11 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ"
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНДАЛАКШСКИЙ РАЙОН
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный исследователь»
естественнонаучной направленности
Срок реализации - краткосрочная
Возраст - 12 -18 лет
Составитель:
Немцева Марина Викторовна
педагог дополнительного
образования
г. Кандалакша, 2019 г.
Пояснительная записка
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности детского объединения «Юный исследователь»
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
устава МАУДО «Детская эколого-биологическая станция».
Направленность общеобразовательной программы естественнонаучная, она опирается на знания полученные в быту или в природе.
Уровень программы базовый
Вид программы - по уровню усвоения дополнительная общеобразовательная общеразвивающая краткосрочная программа, направленная на удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в области естествознания.
Важным звеном современного образования в большей степени являются экологическое образование и воспитание. Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности, организации ее сообразно экологическим законам. Эти цели нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества.
Экологические знания школьников, остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности
Задача экологической экспедиции сформировать определенный объем знаний по экологии, способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмысления взаимодействия общества с природой, осознанию значимости своей практической помощи природе. Формирование таких качеств особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность – один из методов проблемного обучения.
Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем края. Ученическое исследование по экологии сочетает в себе: использование теоретических знаний и эксперимента, требует умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм.
Экологическая экспедиция способствует формированию знаний обучающихся по общим, региональным и локальным проблемам, углубляет и закрепляет знания по общетеоретическим, гуманитарным и естественнонаучным предметам.
Актуальность программы – реализует потребности общества в решении проблем выживания, охраны природной среды, а также ориентирует на создание ключевых нравственных и других ценностей цивилизации.
Педагогическая целесообразность – программа формирует определённую эколого-этическую позицию, ответственность за свою жизнь, осмысленное отношение ко всему живому, развивает творческую деятельность и креативное мышление.
Сущностью программы является проведение с подростками экологических практикумов, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы.
Цель и задачи программы.
Цель: практическое обучение участников основным методам полевых исследований, формирование экологически компетентной личности подрастающего поколения и популяризация экологических знаний.
Задачи:
Обучающие:
формировать навыки и умения учебно-исследовательской деятельности;
формировать навыки безопасного и грамотного поведения в природе;
овладевать методами научного познания для объяснения природных явлений;
применять полученные знания для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде;
формировать важнейшие логические операции мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы живой природы;
овладевать ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными);
изучить разнообразие растений и животных в естественной среде обитания;
освоить методы натуралистической работы, методы полевых исследований, постановки экспериментов;
знакомство с эколого-фаунистическими комплексами животных района;
изучение основных особенностей региональной флоры, изучение эколого-фитоценотической приуроченности важнейших видов;
ознакомить обучающихся с населением животных основных типов биотопов, биологическими чертами главнейших видов и их ролью в природе и хозяйственной жизни человека;
изучить структуру и динамику важнейших фитоценозов в районе кордона Лувеньга, их экологическую приуроченность;
познакомить с правилами поведения в природе и мерами охраны растений и животных, применительно к местным условиям.
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
развивать конструктивное мышление и сообразительность;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности обучающихся в процессе изучения объектов живой природы;
Развивать коммуникативные навыки работы в коллективе в полевых условиях.
Воспитательные:
Воспитывать нравственнее и духовное здоровье;
Воспитывать активную гражданскую позицию, используя активные формы отдыха, привлекательность экологического туризма и участие в общественно-полезной деятельности.
Учебная программа в лагере сочетается с полноценным отдыхом, что позволяет не только расширить экологический кругозор, приобрести определенные навыки в проведении научных исследований и решении практических природоохранных задач, а также создает условия для воспитания любви и уважения к природе.
Досуговая программа лагеря включает в себя викторины, беседы, игры, мастер-классы, лесные и спортивные эстафеты, экскурсии.
Место проведения экспедиции.
Кордон Лувеньга Кандалакшского государственного природного заповедника н
Условия реализации.
Экспедиция организуется на основе заключения договора с Кандалакшским государственным природным заповедником.
Возраст учащихся:
Программа рассчитана на обучающихся Детской эколого-биологической станции. Программа ориентирована на подростков от 12 до 18 лет.
Прогнозируемые результаты
личностные:
сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;
понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную этическую сферы деятельности человека;
способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию, работе в коллективе;
обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской
экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
метапредметные:
повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций в ходе работы с различными источниками информации;
способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения задач;
сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать
видовое разнообразие животных и растений района проведения экспедиции;
виды животных и растений, занесенных в Красную книгу;
русские и латинские названия видов растений и животных района практики;
основные методы полевых флористических и геоботанических исследований;
основные жизненные формы и экологические группы животных и растений района проведения экспедиции;
основные вопросы рационального использования и охраны животных и растений
основные характеристики жизнедеятельности, внешнего строения животных, их
онтогенетических и сезонных изменений, способы размножения и расселения, зависимость от условий обитания.
уметь:
приобрести навыки:
основных методов полевых исследований;
коллекционирования, определения и описания животных и растений;
владения техникой сбора, приемами фиксации зоологических объектов, изготовления
владения методами морфологического описания и определения растений
животных по определителям
Формы фиксации результатов.
Наблюдения педагога, опрос устный и письменный, игра-викторина, тестирование на выявление уровня знаний, анкетирование, защиту проектов, опрос в игровой форме, отслеживание мастерства выступления на конференциях, при проведении экскурсий, участия в конкурсах и олимпиадах, семинарах и научно-практических конференциях.
Форма подведения итогов реализации программы.
Оформление полевого дневника;
Оформление списка видов, обнаруженных группой в ходе экспедиции;
Оформление геоботанических описаний;
Составление отчетов о проделанной работе и их результатах.
Собранный и оформленный гербарный материал.
Узнавание видов в естественных фитоценозах.
Устный зачет по теоретическим вопросам;
Устный доклад по теме самостоятельной работы на заключительной конференции.
Тематический план.
Тема |
Количество часов |
Формы контроля |
||
всего |
теория |
практика |
||
I.Общие методики работы в природе. |
2 |
2 |
|
|
1. Основные методы полевых исследований. |
|
1 |
|
опрос, знакомство с методиками |
2. Правила поведения в природе. |
|
1 |
|
беседа |
II. Лес – основной компонент окружающей среды. |
12 |
3 |
9 |
|
1. Роль зелёных растений в природе и жизни человека. |
|
1 |
|
конкурс рисунков «Лес наше богатство» |
2. Экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой. |
|
1 |
1 |
беседа |
3. Типы леса. Элементы леса. |
|
1 |
1 |
практ.работа |
4. Определение растительных элементов леса. |
|
|
2 |
практ.работа |
5.Экскурсии в лес. Знакомство с особенностями местного леса. |
|
|
5 |
экскурсия |
III. Ботаника. |
14 |
4 |
10 |
|
1. Морфология и определение растений, изучение флоры. |
|
2 |
4 |
практ.работа |
2.Экология растений. |
|
2 |
4 |
|
3. Экскурсия составление флористического списка участка леса. |
|
|
2 |
|
IV. Зоология. |
14 |
4 |
10 |
|
1. Видовой состав и численность беспозвоночных животных. |
|
2 |
5 |
практ.работа |
2. Видовой состав, численность и экология позвоночных животных. |
|
2 |
5 |
практ.работа |
V. Экологический мониторинг. |
8 |
2 |
6 |
|
1. Мониторинг наземных экосистем. |
|
1 |
3 |
практ.работа |
2.Методы биоиндикации. |
|
1 |
3 |
практ.работа |
VI. Общественно полезная работа. |
6 |
|
6 |
|
Очистка участка леса от антропогенного мусора. |
|
|
2 |
практ.работа |
Подведение итогов работы. |
|
|
4 |
конференция |
Итого: |
56 |
15 |
41 |
|
Содержание программы.
I.Общие методики работы в природе (2ч).
Основные методы полевых исследований. Правила оформления дневника наблюдения. Техника безопасности. Правила поведения в природе и на территории заповедника.
II. Лес – основной компонент окружающей среды (12ч).
Роль зелёных растений в природе и жизни человека. Экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой. Типы леса. Элементы леса. Определение растительных элементов леса. Экскурсия в лес. Знакомство с особенностями местного леса. Экскурсия в горелый лес, знакомство с растениями пирофитами.
III. Ботаника.
Морфология и определение растений, изучение флоры. Экология растений. Экскурсия составление флористического списка участка леса.
Проведение фенологических наблюдений за растениями. Изучение фитоценозов. Охраняемые растения. Ядовитые растения. Съедобные растения. Учёт урожайности дикорастущих ягод. Работа с определителями. Сбор гербария. Рекогносцировочное обследование.
IV. Зоология.
Видовой состав и численность беспозвоночных животных. Животные, занесённыё в «Красную книгу Мурманской области». Опасные животные Заполярья. Определение животных по следам жизнедеятельности.
Учёт птиц в искусственных гнездовьях. Наблюдения за муравьями и учёт муравейников. Работа по заданию заповедника. Участие в исследовательских программах. Птицы леса.
V. Экологический мониторинг.
Мониторинг наземных экосистем. Методы биоиндикации. Лишайники как индикаторы состояния окружающей среды. Методы лихеноиндикационных исследований. Участие в исследовательских программах
VI. Общественно полезная работа по сохранению и улучшению природного окружения лагеря. Подведение итогов работы.
Очистка участка леса от антропогенного мусора. Оформление отчётов для заповедника. Проведение конференции.
Апробация программы.
Программа реализуется с 2006 года во время проведения летней экологической экспедиции на кордоне заповедника. После проведения экспедиции обучающиеся сдают отчёты о проделанной работе в Кандалакшский Государственный природный заповедник и выполняют учебно-исследовательские работы.
Методическое обеспечение.
Методические пособия по полевой практике. Определители. Справочная литература. Дидактические пособия.
Материально-техническое обеспечение.
– Гербарный пресс (1шт);
– Гербарная папка (1шт);
– Бинокулярная лупа (5шт);
–– Шпагат и колышки для маркировки пробных площадей геоботанического описания;
– Рулетка 15м для (1шт);
– Лопата штыковая (1 шт).
– бинокли (4 шт)
– сачки (1 шт).
– пинцеты,
– линейки штангенциркули,
– термометр (1 шт).
– упаковочные материалы: мешочки, картонные коробки, пакеты бумажные, полиэтиленовые
Оценка знаний обучающихся.
Проведение «тестовой олимпиады». Умение узнавать природные объекты. Умение оформлять и обрабатывать результаты наблюдений. Участие в учебно-исследовательских конференциях.
Список литературы
Для педагога
Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2010.-203 с.
Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2012, - 112 с.
Мансурова С.Е.., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: Школьный практикум.- М.: ВЛАДОС, 2010.-112с
Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. М.: АРКТИ,2010.-64с.
Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. Санкт-Петербург: 2012.
Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория // Волгоград: Учитель, 2010.-142 с.
Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии //Самара,1992.
БоеваА.И.,Переславцев А.А. « Влияние удобрений на почвенную микрофлору.» Научные труды. Воронежского сельскохозяйственного института-2010.
Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,2007. – 240с
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2013
Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 112с.
Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.:Просвещение, 2010. 239с.
Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 2009. – 106с.
Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2010
Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /Под ред. В . Н. Кардашенко. М.: Медицина, 2013. 264 с.
Для учащихся и родителей:
Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. Серия «Природоохранная пропаганда», № 22, 2010 г.
Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М.: АСТ, 2010 г.
Чернова Н.М. Основы экологии. Учебник для 9-11 класса ОУ. – М.: Просвещение, 2012 г.
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2013
Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2010
Приложение
Памятки.
Правила техники безопасности и поведения в лесу и на других объектах для учащихся во время прохождения экологической экспедиции.
Всем учащимся на экскурсиях в лесу и других объектах необходимо соблюдать требования о нормах поведения в лесах.
В лесу разрешается работать группами по 3—5 человек. Нельзя отставать от группы в свободное время с целью прогулок или сбора грибов и ягод.
Не делать остановок и не производить работ вблизи сухостойных деревьев, могущих упасть.
Не подходить и не прикасаться к вышкам линий электропередач, к провисшим и оборванным проводам, не влезать на деревянные вышки и сооружения.
Во время грозы не укрываться под высокими деревьями.
При выполнении самостоятельных заданий выполнять лишь работы, указанные руководителем.
Не переходить речек вброд.
Соблюдать в лесу правила пожарной безопасности.
Недопустимо разорять птичьи гнёзда и муравейники.
Бережно относится к растениям: не ломать молодые растения, не рвать цветов целыми охапками, не собирать редкие охраняемые растения для гербария, не засорять лес и другие места прохождения практики мусором.
Всем учащимся соблюдать правила техники безопасности при пользовании лесозаготовительными и землекопными инструментами.
Памятка.
Требования к проведению наблюдений.
Во время проведения наблюдений необходимо соблюдать следующие требования:
Работать строго по плану.
Быть аккуратным при сборе материалов и оформлении, вести чёткие и исчерпывающие записи на полевых бланках и в дневнике.
Растения собирать только в сухую погоду.
Не собирать для гербария редкие и охраняемые виды растений.
Во время экскурсий соблюдать технику безопасности, правила противопожарной охраны леса и полную дисциплину.
Памятка.
Перечень отчётных материалов.
По окончании летней полевой практики учащиеся сдают следующие отчётные материалы:
Дневник заполненный.
Гербарий, правильно оформленный и смонтированный, содержащий определённое количество видов различных лесных, луговых, болотных и других растений.
Отчёт самостоятельной работы по заданию.
План проведения экскурсии по указанному руководителем маршруту.
В конце отчёта должны быть указаны виды растений, которые подлежат охране в районе наблюдений, а также виды - имеющие лекарственное и хозяйственное значение
Елена Владимировна