12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Столика Светлана Евгеньевна1864
стаж работы 16 лет в МДОО
Украина, Донецкая Народная Республика, Г.Харцызск
Материал размещён в группе «Дошкольники»


 


 


 


 

Предметное направление «Живая природа»

Тема: «Птицы Зуевского ландшафтного парка»


 


 


 

Автор: Татарчук Артем Алексеевич, 7 лет

подготовительная группа №5

Дошкольного образовательного учреждения №5 «Красная шапочка» г.Харцызска

Донецкой Народной Республики

Руководитель: Столика Светлана Евгеньевна, воспитатель

Дошкольного образовательного учреждения №5 «Красная шапочка» г.Харцызска

Донецкой Народной Республики


 


 


 


 

2017 год

ВВЕДЕНИЕ

Краеведение — одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

У каждого человека Малая родина своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.

Не земля вообще, а край, где человек родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

Детский сад – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Он дает ребенку систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает дошкольника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

В толковом словаре В.И. Даля: «Краеведение — это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности — природы, хозяйства, истории, быта людей — преимущественно местными школами».

Без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.

Актуальность экологической грамотности дошкольников рассматривается в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, Типовой образовательной программе «От рождения до школы», в программе «Донбасс- мой край родной» (Макросфера 3. «Донбасс- моя Родина»,микросфера «Природа Донбасса»). Согласно требованиям этих документов целью деятельности ребёнка в дошкольном возрасте должно стать развитие свободной личности в процессе формирования у детей дошкольного возраста интереса к экологической культуры и духовно-целостного отношения к родному краю.

В проектной деятельности отображены образовательные направления: ознакомление с художественной литературой, природой, художественно - эстетическое воспитание, исследовательская деятельность.

Ян Каменский считал, что одним из самых главных мест в нравственном воспитании отводиться семье. Поэтому неотъемлемой частью в нашей работе мы отводим сотрудничеству с семьёй. Считаем одной из важнейших задач сотрудничества с родителями – повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с природой родного края.

Цель проекта : формирование опытно-исследовательских способностей ребёнка в процессе изучения живой природы . Развитие познавательных способностей. Воспитание бережного отношения к птицам, желание заботиться о них, больше узнавать о них из энциклопедий и других источников.

Объект: живая природа Зуевского ландшафтного парка

Предмет: птицы Зуевского ландшафтного парка

Задачи: ознакомление с основами орнитологии, умение анализировать ,классифицировать, делать выводы, развивать наблюдательность ,память, мышление. Расширять и уточнять знания об особенностях строения тела, покрова, способа питания и поведения .Учить ребёнка наблюдать за птицами предвидеть позитивные и негативные последствия проникновения человека в природу, узнавать птиц по описанию ,по цвету перьев и звукопроизношению. Обобщать знания о пользе диких птиц, о взаимосвязях птиц , растений и людей. Учить применять приобретённые знания ,навыки, умения в реальной жизни.

Гипотеза: использование целенаправленной системы наблюдений, опытов в природе, экологически игр в соединении с художественным словом, народной мудростью помогает формированию экологически-бережного поведения , любви к природе.

Педагогический прогноз: формирование у ребёнка самостоятельности при нахождении простейших связей в природе, повышение познавательной активности, сформированность экологических знаний, правил поведения в природе.

Длительность проекта: 15.12.2016-15.01 2017

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

План реализации проекта

I этап

Подготовительный

1.Создание «Дерева целей»(фото 1)

2.Определение цели и задач проекта.

3.Сбор энциклопедических материалов (фото 2)

II этап

Проектная деятельность

«Экология-это…» (беседа с ребёнком) (Приложение 1)

Знакомство с историей возникновения Зуевского ландшафтного парка (чтение энциклопедий, экскурсия в городской музей) (Приложение 2)

Наблюдение за птицами, которых встретили в парке (фото 3)

Экологические игры (Приложение 3)

Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц».

Д/и «Хорошо - плохо» Цель: учить знать о многообразии обитателей природы, различать их по характерным признакам, классифицировать в группы; знать птиц, называть их детенышей в единственном и множественном числе. Закреплять знания о правилах поведения в лесу, на природе.

Рассматривание картин по теме «Птицы» Цель: Обогащать  знания детей о птицах, формировать представления о повадках, привычках, особенностях внешнего вида, способах приспосабливаться к окружающей среде.

Д/и «Кто последний назовёт птицу?» Цель: развивать умение по размеру ,телосложению, по форме клюва ,хвоста узнавать птицу.

Составление рассказа « Санитары леса» (приложение 4)

Изготовление кормушек с картонных коробок.

Д/и «Подбери гнездо» Цель: стимулировать речевую активность (вьёт, строит, плетёт… ) Воспитывать бережное отношение к птицам.

Экскурсия по Зуевскому ландшафтному парку (фото 4)

Д/и «Опиши птицу» Цель: учить описывать птицу и узнавать её по описанию.

Чтение Л.Полтава «Где живут добрые птицы?» Цель: формировать осмысленное отношение к общепринятым ценностям. Обогащать и пополнять словарный запас. Воспитывать веру в силу добра.

Загадки о птицах (Приложение 5)

Д/и «Чей голос?» Цель: учить ребёнка различать пение птиц.

Рисование «Дорисуй клюв птице». Цель: Совершенствовать умение подрисовывать к основной части мелкие детали. Уточнять и закреплять знания цветов. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Домашнее задание - собрать вместе с родителями и братом семена для птиц.(фото 5)

Д/и «Какой птицы не стало?» Цель: закреплять знания о птицах. Развивать зрительную память. Воспитывать любовь к птицам .

Чтение В.Сухомлинского «Как синичка будит меня». Цель: Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.Закрепить умение различать птиц по внешнему виду .Расширять и активизировать словарный запас. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Проблемная ситуация «Нашли в парке раненую птицу. Что делать?».Цель: Формирование умения осуществлять Элементарную поисковую деятельность ,использовать разные проверки предположений, самостоятельно применять знания при анализе ситуации, находить противоречия и решать их .Развивать у ребёнка способность самостоятельно и творчески мыслить.

Д/и «Собери птицу из геометрических фигур» Цель: Развивать умение с помощью геометрических фигур собирать из частей птицу, закрепить название частей тела. Формировать представление о внешнем виде зимующих птиц. Воспитывать чувство сострадания, желание помочь им.

Сбор пословиц и поговорок о птицах (Приложение 6).

Разгадывание кроссвордов о птицах (Приложение 7).

Строительная игра «Домик для птиц» Цель: рассматривание различных вариантов гнёзд птиц.

Составление примет с птицами. (Приложение 8).

Проблемная ситуация « Как воздух помогает птицам лететь?» (Приложение 9)

Просмотр видеофильмов о зимующих птицах.

Составление памятки для детей и родителей (Приложение10)

Чтение сказки Л.Н.Толстого « Галка и кувшин ». Цель: познакомить с зимующими птицами, с их особенностями. Обогащать словарь : зимующие, кормушка. Воспитывать экологическую культуру при развешивании кормушки для птиц. (Приложение 11)

Лото «Птицы» Цель: Развитие умения быстро и грамотно отвечать на вопросы. Развитие творческого, нестандартного мышления.

Словотворчество. Совместное участие семьи Татарчук в литературном досуге «Птичья викторина» (Приложение 12)

Рисование «Птицы зимой» (фото 6)

Наблюдение за следами под кормушкой в парке (фото 7)

Поэтическая страничка. Стихи о птицах. (Приложение 13)

Наблюдение за голубем. (фото8)

III этап

Заключительный

1. Изготовление коллажа «Птицы родного края» (фото 9)

2. Изготовление корректурной таблицы по развитию речи «Птицы Зуевского ландшафтного парка».(Фото 10)

3. Презентация проекта детям подготовительной группы №5 Дошкольного образовательного учреждения №5 «Красная шапочка» г.Харцызска Донецкой Народной Республики(Фото 11)

4. Изготовление книжки-раскраски «Птицы Зуевского ландшафтного парка»(Приложение 14).

5. Доклад «Охрана птиц».(Приложение 15)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проект позволил сформировать у ребенка умения систематически наблюдать за явлениями живой природы, создать более широкие социальные контакты, чем это возможно при традиционных формах непосредственно образовательной деятельности. В ходе реализации проекта у Артёма сформировалась самостоятельность при нахождении простейших связей в природе, повысилась познавательная активность, углубились экологические знания, правила поведения в природе .У ребёнка проявился интерес к объектам живой природы (зимующим птицам, умения выявлять пользу птиц, проявлять о них заботу зимой). Совместно с родителями он изготовил кормушки, провёл наблюдения за птицами , беседы с детьми группы, викторины, совместно с мамой изготовил альбом « Птицы нашего края».

ЛИТЕРАТУРА

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 г,, утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики вот 17.07.2015 года №_326

Горошко Н.А.Изобразительная деятельность в дошкольных заведениях(рисование, лепка, аппликация),-Х.: Издательство «Ранок»,2007.-224с.

Кравченко И.В, Долгова Т.А.Прогулка в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие/ Под ред.Г.М. Киселёвой, Л.И. Пономарёвой.- М.:ТИ Сфера,2009.-176с (Программа развития).

Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование. конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа.- Х.: Веста: ТОВ Издательство «Ранок»,2007.-208с.

Мир почемучек .Организация опытно-экспериментальной работы с дошкольника./ сост. Л.А.Шик.-Х.: Изд .группа «Основа»,2012.-111с.

Метод проектов деятельности дошкольного заведения /Л.А.Швайка.- Х.: Изд.группа « Основа»,2010.-203с.

Образовательная программа «Донбасс- мой край родной!»,Донецк,2015.

Планирование работы по сферам деятельности: Зима/ Сост. В.А.Сухар.-Х.: Изд-во «Ранок»,2011-208с.

Проектные технологии в дошкольном образовательном учреждении/ сост . Ю.Д.-/.:Изд.группа «Основа»,2009.-204с.

Сухар В.Л.Дидактические игры . Старший дошкольный возраст/А.-сост.В.Л.Сухар.-Х.:Изд-во «Ранок»,2012.-192с (Дошкольное образование).

Типовая образовательная программа дошкольного образования «Вот рождения к школы» (составители Арутюнян Л.Н., Сипачева Э.В., Губанова Н.В. и др.), рекомендованная Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 409 вот 18.08.2015г.), утверждена на заседании научно-методического совета Донецкого ИППО (протокол № 4 вот 08.06.2015г.).

Умные слова. Серия : «Через игру- к совершенству».М.: «Лист»,-1999г.-176с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Беседа «Экология – это…»

-Ты слышал слово «Экология»?

-Как ты думаешь, что такое экология?

(Экология-это наука, которая изучает взаимосвязь растений, животных, человека, и их связь с неживой природой: солнцем, водой, воздухом, как человек влияет на природу.)

-Приведи примеры, как человек помогает природе?

-Как вредит природе?

-Приведи примеры, как человек влияет на природу?

-Для чего человек сажает деревья?

-Для чего деревья в лесу?

-Где зимуют лягушки?

-Какие семена путешествуют по воде и воздуху?

-Где живут капли в детском саду?

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Региональный ландшафтный парк "Зуевский"

Координаты GPS: 48° 4' 14.87" N 38° 16' 2.17" E


 

Как гласит народная мудрость - ищи прекрасное вокруг себя. Подтверждение вековой истины мы находим, обратив свой взор на одно из уникальных мест Донецкой области, расположенных под городом Харцызском - Региональный ландшафтный парк "Зуевский". С этим местом связано много легенд, передаваемых из уст в уста через целые поколения.

Одна из них гласит о том, что на месте современного Зуевского ландшафтного парка и всех близлежащих поселений, много веков была голая степь, обитателями которой были только дикие звери да татарская орда, время от времени прокладывавшая свой путь через эти места во время своих набегов. В течение времени по этим стежкам купцами были проложены торговые пути, ведущие к Азовскому морю, что и стало магнитом для многих разбойников, одного из них звали Зуй, который и поселился со своей значительной шайкой на высоком холме, недалеко от реки. На соседнем холме, в 40 километрах от шайки Зуя, поселился его брат Саур со своей мощной шайкой. Братья были успешными разбойниками, потому которая заключалась в известных им простейших механизмах передачи информации - сигнальных кострах.

Столетия пронесли эту легенду, вот и называются, по сей день, среди местного населения высокий скалистый холм в поселке Зуевка Зуй-горой (Зуевой горой), а виднеющуюся с его вершины возвышенность - Саур-могилой (современное название).

Шайки двух братьев мешали торговцам, которые несли от разграбления огромные убытки. Жалобы московскому князю на бесчинствующих разбойников привели к тому, что царь направил войско на искоренение опасности для торговцев, однако хитрость братьев позволила бесславно разгромить княжеские отряды. Разозленный князь посулил большой земельный удел тому, кто одержит верх над разбойничьей братией.

Многие смельчаки, прельстившись щедрым вознаграждением, делали попытку расчистить путь купцам, однако никто так и не одержал победы над Зуем и Сауром. И вот, один молодец с необычной для здешних мест фамилией Иловайский, решил попробовать применить против шаек не силу, а хитрость. Юный пан пустил в качестве приманки небольшой торговый караван со сприртным меж разбойничьих холмов, который по понятным причинам был разбит и разграблен братскими шайками. Все разбойники по случаю удачного дня все напились и в хмельном угаре никто не заметил подоспевшее войско пана Иловайского и очень поздно разожгли сигнальный огонь, для подачи тайного сигнала на соседний холм. Разбив без особого труда одну шайку, Иловайский засел в засаде в ожидании второй шайки, что позволило ему расправиться и со вторым братцем-злодеем.

Как и было обещано, князь Московский одарил юного смельчака земельным наделом, на котором тот и основал поселение под Зуевой горой, которое и по сей день называется Зуевкой, в память о непобедимом разбойнике, наводившего страх на всю округу.

Однако эти места славятся не только интересными легендами. Как одно из лучших мест отдыха в Донецкой области, в качестве сохранения неповторимого ландшафта и богатой флоры и фауны региона, в 2002г. на территории Зуевского сельсовета и Макеевского лесничества, площадью 1214,2 Га, среди бескрайней степи, лесов и скалистых холмов, был создан Региональный ландшафтный парк "Зуевский".

В состав Зуевского регионального ландшафтного парка входят такие территории: Ольховское водохранилище и прилегающие к нему природоохранные зоны, Ханженсковское водохранилище и прилегающие к нему природоохранные зоны, урочище "Липовое", балка возле села Медвежье, долина реки Крынка, Зуй-гора, долина реки Ольховая, выходы скальных обнажений и лесные массивы Макеевского лесничества.

Между Ольховским и Ханжонковским водохранилищами, вдоль реки Ольховки расположены вертикальные стены скал, являющиеся излюбленным местом тренировок альпенистов всей Донецкой области.

На территории Зуевского ландшафтного парка находится крупнейший в Донбассе естественный скалодром "Зуевка". Скальная гряда высотой 20 и протяженностью более 300 метров утопает в уютной тени деревьев.

Растительность Зуевского регионального ландшафтного парка представлена традиционными степными травянистыми растениями, формирующими разнотравно-типчаково- ковылевые степи. На склонах Зуй-Горы и в Липовой балке раскинулись дубовые рощи, в которых можно встретить редкие охраняемые породы дубов. У подножья скал растительность представлена редкими видами папоротников. В прибрежных зонах водохранилищ и рек можно встретить очень редкие, нетипичные для региона, злаковые растения.

В целом, растительность Зуевского ландшафтного парка насчитывает 509 видов растений, среди которых мого реликтовых, эндемических, 36 видов которых подлежат особой охране.

Уникальные условия, созданные самой природой, привлекают туристов всей Донецкой области и соседних регионов на выходные и праздничные дни для приятного времяпровождения и воссоединения с природой в столь ярких ее проявлениях. Отличный отдых в Зуевском Региональном ландшафтном парке для себя могут найти как любители активного отдыха, так и просто дружные компании, приехавшие на шашлыки подальше от городской суеты.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ .

 

Игра «В зимней столовой».

Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.

Материал: Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель закрепляет силуэты птиц на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать её и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.

 

Игра  «Какая это птица».

Цель: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить чётко произносить звук «Р».

Материал: Красочные изображения птиц.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает, кто как кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют её на панно. Например:

- Кто кричит «Кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу.

- Все покричим, как ворона.

- Кто кричит «Чирик-чирик»?

- Покричим, как воробей

.

Игра «Птички».

Цель: Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель рассказывает стихотворение:

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились-

Все люди дивились.

Воспитатель предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки,  которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц.

Затем выбираются по желанию.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Рассказ «Птицы–санитары».


 

Птицы-санитары – это пернатые, уничтожающие вредных насекомых, гусениц, куколок.

Дятлы – настоящие лесные санитары. Количество насекомых, поедаемых дятлами, огромное. Дятел за день может уничтожить 750-900 короедов или более 50 крупных майских жуков.

Наши леса облюбовало несколько видов дятлов — белоспинный, трехпалый, большой, малый пестрый, седоголовый и другие. Все они – настоящие друзья и защитники леса.

Долбит дятел, долбит, потом вдруг внезапно остановится и бежит на другую сторону дерева что-то проверять. Оказывается, от стука насекомые нередко вылезают наружу с противоположной стороны дерева и дятел их подбирает.

Большой чёрный дятел – желна может добывать крупные личинки златок и усачей из глубоких слоёв дерева. Ни синице (а это один из главных наших санитаров), ни пищухе, ни поползню, ни другим пернатым не достать из-под коры жучков или их личинок, а дятел уцепится за кору коготками, упрётся хвостиком в ствол и стучит себе, пробивая дырку в коре. А там — пропитание.

Соловей умеет не только великолепно петь, он ещё и «служит санитаром» леса. Соловей очищает наши леса, сады, луга от слизней, различных мелких жучков, личинок, куколок, тлей.

Рацион кукушки составляют волосатые лесные гусеницы, которые вредны. Но эти гусеницы не представляют интереса для других птиц. Не зная покоя, кукушка летает и истребляет огромное количество гусениц.

Птица грач приносит немалую помощь. Она легко расправляется с проволочными червями – вредителями особой масти.

Степные птицы дрофы истребляют хлебного жука, свекловичного долгоносика, саранчу.

Настоящие санитары леса — скворцы. Подсчитано, что одна пара скворцов приносит за день в скворечник 800 различных насекомых и их личинок.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Загадки о птицах

Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимет стрекот – крик! (сорока)

Днем молчит, 
Ночью кричит. 
(филин, сова)

Ты с модницей этой, 
Конечно, знаком: 
Вертушке на месте 
Никак не сидится — 
Все хвастает 
Синим своим сюртуком 
И шапочкой синей 
Гордится... 
(синица)

Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку,
Кто узнал ее? 
(синичка)

Непоседа пестрая, 
Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая! 
(сорока) 

Днем спит, 
Ночью летает, 
Прохожих в лесу пугает. (сова) 

На голом суку сидит, 
На весь двор кричит: 
"Кар-кар-кар!" 
(ворона) 

Странный доктор есть на свете, 
Он деревья лечит, дети. 
— Где болит? Тук-тук! 
А, нашел. Тут, тут. 
(дятел) 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Птицы в пословицах и поговорках

Видно птицу по полету.

Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

Старого воробья на мякине не проведешь.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Поменяли кукушку на ястреба.

Всякая ворона свой зобок набивает.

Воля птичке дороже золотой клетки.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Знает птица, что без Родины не годится.

Всякая птица своим пером гордится.

Всякая птица по-своему поет.

Всякая птица своим клювом сыта.

У каждой пташки — свои замашки.

Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

Вороне соколом не быть.

Вороненку гнездо — родимая хата.

Мала синичка, да коготок остер.

Немного синица ест, пьет, да весело живет.

Сорока без причины не стрекочет.

Сорока весть на хвосте принесла.

Пируют в ночи совы да сычи.

Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

Соловей берет пением, а человек — умением.

Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

Кукушка кукует, по дому горюет.

Лебедь по поднебесью, мотылек над землей — всякому свой путь.

Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.

Грудь лебединая, походка павлиная.

Журавль прилетел и тепло принес.

Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.

ПРИЛОЖЕНИЕ№ 7

КРОССВОРД О ПТИЦАХ


По горизонтали:
1. По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие пушинки.
2. Днем слепа она бывает, а ночью прозревает.
3. На шесте дворец,
Во дворце певец, 
А зовут его……
4. Раздается громкий стук
Среди веток - тук да тук.
-Чистишь дерево, приятель
-Тук-тук-тук, ответил…….
5.Вразвалку идет, как моряк.
Белый галстук, черный фрак.
В Антарктиде среди льдин
Проводит свои дни……
6. Мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крохи подбирает.
По вертикали:
1. Черный проворный,
Кричит «крак», червям враг.
2. Вещунья, белобока,
А зовут ее……
3.Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твое пенье,
Голосистый…..


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Птичий календарь

Птичка бьётся в окно – к хорошим вестям.
Птицы рано утром весело и звонко свистят – к теплу.
Птица хохлится – к непогоде.
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Невелика птичка – синичка, а и то свой праздник знает.
Синичка постучит в окно - будет известие
Первое массовое появление синиц у домов – признак наступления больших холодов.
Синица начинает пищать с утра – жди мороза, прячутся под крышу – на метель.
Летом воробьи купаются в пыли – к дождю.
Если воробьи стали оживленными и зачирикали во время продолжительного ненастья, можно ждать ясной погоды.
Если воробьи под вечер целыми стаями собираются в листве на деревьях – на следующий день будет хорошая погода, солнечная погода.
Если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо - будет снег без ветра. А дружно зачирикают – к потеплению.
Воробьи залезают в тайники, под крыши или груды хвороста – к морозу или перед пургой.
Воробьи, зимующие под крышами домов, в разных щелях, уже за два – три дня ощущают приближение морозов. Зима, холод, снег а воробьи собирают пух и перо возле курятников это перед усилением морозов они утепляют свои зимние квартиры,

ПРИЛОЖЕНИЕ №9
Проблемная ситуация «Как воздух помогает птицам лететь?»

Одним из основных отличий пернатых от других групп позвоночных, является способность летать. Умение передвигаться по воздуху определяет всю биологию этого класса животных, включая и особое строение организма. Движение в воздухе осуществляется при помощи передних конечностей, преобразованных в крылья, и хвоста. Крылья служат как аэродинамическими поверхностями, удерживающими птицу в воздухе, так и источниками тяги для движения вперёд. По их форме часто можно определить стиль полёта конкретного вида — например, длинные, широкие и закруглённые крылья характерны для парящих в восходящих потоках воздуха хищных птиц, тогда как длинные и узкие для морских обитателях. При полёте птица совершает крыльями синхронные ритмичные движения. Главное предназначение хвоста — руль, хотя он также выполняет многие другие, непосредственно не связанные с движением, функциями.
Тело птицы – хитроумно устроенный аппарат, и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму. Пух, находящийся под пером, согревает тело. Перья хвоста позволяют птице держать равновесие, делать повороты, остановки.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

Советы для детей и родителей

Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существования.

К. Паустовский

1. Не ломай ветки деревьев и кустарников!

2. Не рви в природе цветов!

3. Без нужды не топчите траву!

4. Собирая грибы, лекарственные растения не берите от природы лишнего, благодарите её за щедрость!

5. Не разоряй птичьи гнёзда!

6. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

7. Не лови диких животных и не уноси их домой!

8. Не убивай лягушек и жаб!

9. Нигде и никогда не сорите, не жгите костры!

10. Берегите зелёный наряд своей улицы и посёлка!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 11 Галка и кувшин

Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне.
Галке нельзя было достать.
Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

Л.Н.Толстой.

Приложение№12
Викторина "Все о птицах "

Почему дятла называют "помощником " других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи).

Какая лесная птица делает гнездо на земле? Пеночка.

Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? Филин, сова.

Какие птицы годами живут в открытом море, даже спят на волнах, качаясь, как поплавок? (Альбатросы, фрегаты, фаэтоны).

Почему ученые оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши-кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка - единственная птица, которая поедает мохнатых (ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами) гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам.)

Каких птиц еще Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния? (Голубей. Голубиная почта существует и в наше время).

Какая основная причина перелета птиц в теплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелета. Голодная птица замерзает, сытая - никогда.)

Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи.)

Почему весну "открывают " грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно, и ласточки прилетают позже других птиц.)

Почему перелетные птицы так спешат весной, а осенью не спешат? (Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)

Какие птицы совсем не летают? (Страусы, пингвины.)

У каких птиц яйца высиживает самец? (У страусов.)

Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки.)

Как называют большеголовую птицу чомгу, на голове которой перья стоят торчком? (Рогатой птицей.)

У каких птиц есть специальные ясли? (У пингвинов.)

Где зимой и осенью спят вороны? (На деревьях в садах и парках, собираясь небольшими стаями.)

Как называется самец вороны? (Ворона, а ворон - это совсем другая птица, хотя они и родственники.)

Кто отдыхает сидя на проводах? Если она летает низко к земле - быть дождю. (Ласточка.)

Как называется встреча двух петухов? (Петушиный бой.)

В каком часу просыпается воробей? (Позже всех птиц, но всегда в одно и то же время в 5-6 часов утра.)

Как называют крупную яркую птицу отряда куриных с длинным хвостом, которая частично одомашнена? (Фазан, павлин.)

Викторина "Чудо-птицы "

Кого называют царем птиц? (Орла.)

Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

Какая самая маленькая птица? (Колибри.)

Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)

Какая птица летает выше всех? (Орел.)

Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек.)

Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока.)

Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец.)

Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь.)

Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.)

Какая птица живет в гнезде-корзинке? (Иволга.)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 13

Поэтическая страничка


На дворе морозище 
Градусов под сорок. 
Плачутся воробышки, 
Что весна не скоро. 
^ В. Звягина 

Воробышки игривые, 
Как детки сиротливые, 
Прижались у окна. 
Озябли пташки малые, 
Голодные, усталые, 
И жмутся, поплотней. 
^ С. Есенин 

Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо – 
На березе яблоки поспели!
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится – 
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!

Вот ворона сидит на заборе. 
Все амбары давно на запоре. 
Все обозы прошли, все подводы, 
Наступила пора непогоды. 
Суетится она на заборе — 
Горе ей, настоящее горе! 
Ведь ни зернышка нет у вороны 
И от холода нет обороны. 
^ Н. Рубцов 

Скачет шустрая синица, 
Ей на месте не сидится. 
Прыг-скок, прыг-скок, 
Завертелась как волчок. 
А. Барто 

Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца –
Покормите молодца.
В.Мирясова


Трудно птицам зимовать, 
Надо птицам помогать! 
Распилить я попросил 
Досочку еловую, 
Вместе с папой смастерил 
Птичкину столовую. 
^ А. Чепуров 

Красные грудки, черные спинки –
Яркие птички, будто с картинки!
Что-то там ищут, клюют, посмотри!
Видишь? На белом снегу – снегири.
^ А. Берлова


 

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ 
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
^ Александр Яшин


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №14

Составление книжки-раскраски «Птицы Зуевского ландшафтного парка»


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 15

Доклад «Охрана птиц»

Птицы - первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Если мы будем беречь насекомоядных птиц, у нас всегда будет огромная армия неутомимых работников, которые не допустят поражения лесов и садов вредными насекомыми. Для того чтобы сохранить наших крылатых помощников, нужно прежде всего не губить их самих, а также не трогать их гнезда и яйца.

Закон об охране и использовании животного мира запрещает убивать певчих птиц и разорять их гнезда. Под охраной закона находятся и хищные птицы.

Редкие виды птиц охраняются в заповедниках.

Для разумного использования промысловых птиц, сохранения возможно большего их числа установлены строгие сроки охоты. В период размножения птиц охота на них запрещена.

Привлечение птиц поближе к полям, садам и огородам положительно сказывается на урожае.

Птицам часто не хватает удобных мест для гнездования. Поэтому следует уже осенью или зимой развешивать в лесу, на огородах и в садах скворечники и другие искусственные гнездовья, а также сажать кустарники — укрытия для гнезд.

Зима - трудное время, в особенности для мелких птиц. В сильные морозы или в метель не всегда можно найти пищу.

Птиц можно прикармливать не только в сельской местности, но и в городе, если вблизи дома есть кустарники или деревья. В поисках скудной зимней добычи синицы, а иногда и снегири и свиристели залетают на людные улицы города, обследуют каждое дерево и куст, очень быстро замечают выставленные для них кормушки на подоконниках или в палисадниках.

Птиц нужно любить и беречь не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы и одним своим бодрым видом и поведением украшают и оживляют природу. Кроме того, многие из них прекрасно поют и приводят человека в хорошее, радостное настроение.

Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей и помощников!


 


 


 

Создание дерева целей (фото 1)


 

Сбор энциклопедических материалов по теме «Птицы» (фото 2)

Наблюдение за зимующими птицами(фото3)

Н

Экскурсия по Зуевскому ландшафтному парку(фото 4)

Сбор семян для птиц (фото 5)

Рисование «Птицы зимой»(фото 6)


 

Рассматривание следов птиц на снегу (фото 7)


 

Наблюдение за голубем (фото8)

Изготовление коллажа «Птицы родного края» (фото 9)

Изготовление корректурной таблицы «Птицы Зуевского ландшафтного парка»(фото 10)

Презентация проекта детям подготовительной группы №5 Дошкольного образовательного учреждения №5 «Красная шапочка» г.Харцызска Донецкой Народной Республики(фото 11)

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (2)

Пластинина Галина Григорьевна, 04.03.17 в 19:56 1Ответить Пожаловаться
Очень хороший материал. Включено всё и практика и теория.Работа проделана большая. Молодцы! Спасибо за материал. Возьму для работы обязательно.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.