Проект по музыке «Русские народные инструменты. Прошлое и настоящее» (4 класс)

3
1
Материал опубликован 1 February 2016 в группе

Тема проекта:

«Русские народные инструменты.

Прошлое и настоящее»

Выполнил

ученик 4 а класса

МБОУ «Куровская СОШ №1»

Гребнев Игорь

Руководитель

Учитель музыки

Дружинина Татьяна Владимировна

г.Куровское

2015-2016 учебный год

План:

Введение

Основная часть

    С чего начался мой интерес к данной проблеме?

    История русских народных инструментов.

      Появление простейших музыкальных инструментов.

      Скоморохи и музыкальные инструменты.

      Русские народные инструменты

        Группа УДАРНЫЕ инструменты.

        Группа ДУХОВЫЕ музыкальные инструменты.

        Группа СТРУННЫЕ музыкальные инструменты.

    Русские народные инструменты сегодня.

3.1.Классификация народных инструментов.

3.2. Русские народные инструменты в настоящее время.

Заключение

Литература

Введение.

Цель:

Расширить знания школьников начальных классов о русских народных инструментах.

Задачи:

    Поиск информации и ее обработка.

    Изучение методической литературы об истории возникновения и использовании русских народных музыкальных инструментов.

    Получение индивидуальных консультаций у руководителя проекта.

    Поиск информации в интернете о музыкальных коллективах играющих на русских народных инструментах на сегодняшний день.

    Выполнение заданий, данных руководителем проекта:

    Составить кроссворд «Русские народные инструменты»

    Сделать презентацию «Русские народные инструменты. Прошлое и настоящее»

    Разработать и провести познавательное мероприятие «Музыкальная конференция» для учащихся начальных классов (отчет о проекте).

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современным детям всё меньше интересны обычаи и традиции русского народа, что люди забывают о своём культурном наследии, о своей музыке и об инструментах, без которых когда-то невозможно было представить жизнь русских людей.

Считаю нужным познакомить ребят своего класса и школы с этой историей с помощью своего исследования.

Гипотеза имеет свои особенности. Я сделал предположение, что если я узнаю и расскажу об музыкальных инструментах и истории их развития ребятам из своего класса и школы, то у них расширится кругозор в области музыкального искусства, и повысится интерес к предмету «музыка» в школе, а так же они захотят научиться игре на русских народных инструментах, как я.

Проблемы. Я нашел очень много информации по теме проекта. А вот обрабатывать и выделять главное я еще не умею. Мне не хватало необходимых знаний и навыков работы на компьютере для работы над презентацией, и поэтому приходилось обращаться за помощью к руководителю проекта и к родителям.

1. С чего начался мой интерес к данной проблеме?

Меня зовут Гребнев Игорь, я учусь в Куровской средней общеобразовательной школе № 1 в 4а классе.

В нашей семье все проявляют интерес к музыке: мама училась играть на фортепиано, папа играет на гитаре, бабушки и дедушки любят петь народные песни.

Мама привела меня в Давыдовскую школу искусств имени А.П.Бородина для обучения на общеэстетическом отделении для детей от 3 до 6 лет.

В общеобразовательной школе на уроках музыки мы поем песни и аккомпанируем на шумовых инструментах, часто выступаем в концертах.

Однажды к нам в школу пришел руководитель фольклорного ансамбля «Полянка» Карпушин Вячеслав Владимирович и пригласил в свой коллектив. Теперь я после школы с удовольствием хожу на занятия ансамбля.

Чем ближе я общаюсь с музыкальными инструментами, тем больше меня интересует, как и когда появились эти замечательные предметы, издающие звуки.

Во время проведения праздничных концертов в нашей школе, я обратил внимание на то, что почти все ребята интересуются современной музыкой и хореографией. И мало кто интересуется музыкальным народным творчеством.

Почему же русские народные инструменты не пользуются большой популярностью? А ведь когда-то давно народные инструменты появились в жизни простых людей и сопровождали их на протяжении многих веков: веселили, помогали пережить горе и даже защищали.

Мне захотелось самому больше узнать о музыкальных инструментах, на которых играли русские люди, а также рассказать об этом своим одноклассникам.

2. История русских народных инструментов

Первые народные музыкальные инструменты возникли давным-давно, еще в незапамятные времена. У многих народов происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками ГРОЗ, ВЬЮГ и ВЕТРОВ. Если обратиться к устному народному творчеству, то можно обнаружить в русских сказках, что:

    на звуки рога и дудки являются ратники, против которых не устоит никакая сила;

    чудодейственные гусли-самогуды сами играют, сами песни поют, заставляют плясать без отдыха.

Что же такое музыкальные инструменты? В музыкальном словаре дается такое определение:

«Музыкальные инструментыэто инструменты, предназначенные для извлечения ритмически организованных и фиксированных по высоте звуков или чётко регулируемого ритма, а также шумов».

2.1. Появление простейших музыкальных инструментов.

Природа всегда была для человека учителем. Познавая природу, изучая её законы, он учился использовать их. Так возникли музыкальные инструменты. Первый музыкальный инструмент появился на белом свете одновременно с самим человеком. И этим инструментом был сам человек. У человека есть голос, который может издавать певучие звуки разной высоты. А для того чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то размеренно притопывал. Хлопки в ладоши, притопывания — чем не ударные звуки? Поэтому древнейшими музыкальными инструментами стали трещотки и барабаны, с помощью которых очень четко можно передать ритм танца.

Из книги «Рассказы о русских народных музыкальных инструментах» я узнал, что раньше всех появились ударные инструменты – конечно, самые простые. Затем – духовые: дудки, свистки, а потом флейты из тростника и кости. Позднее люди научились делать флейты, потом появились струнные инструменты, а позже всего – смычковые.

Вполне может быть, что древний человек, затаившийся на болоте в зарослях камыша, услыхал звук, который не был похож ни какие другие. Может быть, этот звук удивил охотника, и он задумался о его происхождении. А через много веков древние сделали открытие – появился свисток.

Если мы заблудимся в лесу или в горах, а друзья где-то поблизости, мы прикладываем ладони ко рту и кричим «Ау!». И если нас слышат, то тоже прикладывают руки ко рту и кричат «Ау!». Руки прикладывают ко рту, чтобы было далеко слышно, ладони направляют звук. Древние охотники, пастухи и воины, словом, все те, кому надо было общаться на расстоянии, заметили эту особенность. Но голосовые связки – довольно хрупкий инструмент. В туман, в мороз и ветер они могут просто отказать. А нельзя ли заменить голосовые связки губами? Или какой-нибудь пластинкой или тросточкой? Оказалось что можно. Если на дне раструба поместить мундштук – то это горн или рожок. А если колебание создает тростинка или пластинка, то это брёлка, жалейка, зурна. А название у них общее – духовые инструменты.

И так к группе духовых музыкальных инструментов относятся все те музыкальные инструменты, звук в которых образуется при помощи воздуха. Как управлять этими звуками, подсказала сама природа: ветер свистел, заставлял дрожать и колебаться различные предметы, усиливал и разносил звуки, издаваемые другими. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе или в большом дупле, издает низкие, басовые звуки, а из узеньких стволов камыша раздаются звуки высокие, свистящие. Так постепенно появились разновидности духовых инструментов.

Струнные музыкальные инструменты можно сравнить с охотничьим луком. В самом деле, если отпустить тетиву лука, она запоёт. А если натянуть на лук несколько струн, - получится арфа. Видимо древний охотник заметил, что разные луки поют по-разному. Одни выше, другие ниже. Можно было сделать несколько луков разной величины и исполнять на них мелодию из трёх-четырёх звуков. Но тогда удобнее струны натянуть на деревянной раме. Так возникает музыкальный инструмент.

2.2. Скоморохи и музыкальные инструменты

О том, на чем играли наши предки, можно узнать из картин, рукописных брошюр и лубков.


Русский инструментальный квартет XVII в.

Древне-русские народные инструменты на рисунке "Давид-псалмопевец". Годуновская псалтирь. 1594

А так же в летописях и преданиях и во многих трудах иностранных писателей средних веков находится множество указаний о страстной преданности славян к музыке.

Карамзин в «Истории государства Российского» пишет: «Северные венеды в VI веке сказывали греческому императору, что главное услаждение жизни их есть музыка, и что они берут обыкновенно в путь с собою не оружие, а кифары или гусли ими выдуманные».

Некоторое количество инструментов было найдено во время раскопок, и теперь уже ни у кого не может быть сомнений, что они действительно были распространены на Руси. Наши предки жить не могли без музыки. Очень многие из них умели самостоятельно изготавливать простейшие инструменты, которые затем передавались по наследству.

При раскопках на Украине ученым удалось обнаружить две костяные колотушки и шумящий наборный браслет из пяти костяных пластин, которые представлялись, как музыкальные инструменты того времени.

При археологических раскопках, проводившихся в Новгороде (1951-1962 гг.), в культурном слое XI века среди предметов из кожи, кости, тканей и дерева были обнаружены и музыкальные инструменты. В числе находок были детали и самых древних гуслей.

Одними из первых в Древней Руси были следующие музыкальные инструменты: деревянные трубы и рога, колокольчики, глиняные свистульки, флейта, гусли, сопель и свирель, било.

Почти все эти инструменты использовались скоморохами – первыми профессиональными актерами на Руси. Они выступали и как певцы,  музыканты, сказители, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты ещё в XI. 

Часто во время своих выступлений скоморохи высмеивали бояр, а иногда и самого царя. Однажды у скоморохов появились необычные инструменты. Были они сделаны из высушенной тыквы, к которой привязывалась палка, а вместо двух струн был натянут конский волос.

На палке, выполнявшей роль грифа, были сделаны порожки из жил животных. Инструмент настраивался с помощью передвижения этих порожков – так выглядели древние домра и балалайка.

Раньше игра на музыкальных инструментах, как и всякое ремесло, — было преимущественно мужским делом. Многие инструменты считались мужскими, игра на которых женщиной осуждалась обществом. Обучение игре на музыкальных инструментах часто считалось магическим актом и связывалось с продажей души чёрту.

Представители духовенства и власти всячески изгоняли скоморохов, так  в 1648 году, в год свадьбы царя Алексея Михайловича,  выходит запретительная грамота, о том, чтобы скоморохов с домрами, с гуслями и с волынками в дом к себе не призывали.

Вот один из древне-русских указов, направленных на искоренение скоморошества: «...где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды, и тебе бъ то все велеть выимать, и изломавъ те бесовскія игры велеть жечь...».

А в 1649 году вышел  указ Алексея Михайловича верхотурскому воеводе, в котором предписывалось подвергать скоморохов наказанию, а их инструменты уничтожать. Так с лица земли исчезли древние домра и балалайка.

В Древней Руси, есть упоминания не только о скоморохах, но и о музыкальных инструментах, таких  как труба и гусли. Во время многочисленных войн труба и бубны использовались русскими войсками как сигнальные инструменты. 

2.3. Русские народные инструменты

Я расскажу подробнее о некоторых, наиболее распространённых музыкальных инструментах, существовавших в Древней Руси.

Считается, что первобытные люди изобрели все разновидности музыкальных инструментов, которые можно разделить на группы:

    ударные делали из дерева или кости, которые потом обтягивали кожей,

    струнные инструменты – из натянутой тетивы лука,

    духовые инструменты - из полого дерева, трубчатой кости и даже из толстых птичьих перьев.

Группа УДАРНЫЕ инструменты.

Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. Человек ударял по нему то, ускоряя то, замедляя темп: бум-бум-бум! Бум-бум-бум! Так можно подать сигнал! Правда, для этого приходилось каждый раз идти к своему дереву. И первобытный человек сделал инструмент поменьше, чтобы брать с собой. Взял кусок древесины и выдолбил его. К этому времени древний музыкант уже понял, что полые предметы, если по ним ударять, издают звук. Так, например, звучит пустой, твердый высохший плод, высохший череп животного. Так появились первые ударные инструменты, прапрадедушки современных барабанов.

Известно, что были широко распространены различные ударные инструменты – колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками или камешками внутри, барабан. 

Барабан.

Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд.

Мембрана этого инструмента натягивается на деревянное или металлическое кольцо. Чтобы звук был упругий, чистый, натягивать мембрану нужно хорошенько. Раньше это делали с помощью веревки и гвоздей. Сейчас для натяжения кожи используют специальные металлические винты. Играют на барабане деревянными палочками. С их помощью можно вызвать самые разные эффекты от слабого шороха до раскатов грома.

С древности барабан входил в число военных инструментов. В русском войске были полковые походные барабаны. Их носили барабанщики на широком ремне или тесьме через правое плечо. А хранили в специальных суконных чехлах – нагалицах.


Бубен

Раньше он имел форму чаши, позже стал похож на барабан, но с одной мембраной. Кожа у бубна телячья или ослиная – натянута на обод лишь с одной стороны.

По окружности обода прикрепляют бубенчики или маленькие металлические тарелочки. Бьют в бубен и пальцами, и ладонью, и кулаком.

Иногда ударяют инструментом себя по локтю, колену, даже по голове. Бубен можно встретить и в руках скоморохов, и при государевом дворе, и в хороводных плясках. В старину для увеселения публики водили по деревням и городам ученых пляшущих с бубном медведей. Посмотреть на представление медвежьей комедии сбегались и старый, и малый. Это была одна из самых любимых забав.

Ложки.

Ложки – это самый простой и распространённый инструмент русского народа. Деревянные ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и народных традиций.


Деревянные ложки хороши ещё тем, что их можно использовать по прямому назначению. Пища станет вкуснее и ароматнее, если её есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время еды, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Это прекрасный обычай, который не стоит забывать.

Деревянные ложки использовали как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что когда мы ударяем ложками друг о друга, они издают удивительно гармоничный чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий сразу оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек. Есть народные мастера, которые делают только музыкальные ложки. Их ложки отличаются несколько большей толщиной, а значит большей прочностью и звучностью. Самые музыкальные ложки получаются из клена. Такие ложки называются «звончатые».

Обычно в игре одного исполнителя используют три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берётся в правую. Этот уникальный инструмент выдержал испытание временем, и в наши дни существуют целые ансамбли ложкарей. Ловкий ложечник напоминает фокусника или жонглера, только жонглирует он не предметами, а звуком. Иногда к ложкам приделывали бубенчики. Веселое цоканье ложек, звяканье бубенчиков сопровождали лихой русский перепляс.

Трещотки

Трещотки — ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента, письменных свидетельств нет.

При археологических раскопках в Новгороде в 1992 г. были найдены 2 дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в XII веке.

Состоят трещотки из набора 18 — 20 тонких дощечек длиной 16 — 18 см., сделанных обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек.

Для того, чтобы дощечки вплотную не прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см.

Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, забавные щелкающие звуки, если резкими или плавными движениями растянуть ее, как веер. Она сопровождает русские песни, танцы, частушки.

Группа ДУХОВЫЕ музыкальные инструменты.

Название этой группы произошло от старинного русского слова дух, что значит, воздух и от глаголав дуть, а может от слова душа. Ведь для того, чтобы звучание стало по-настоящему музыкальным, надо вкладывать в игру душу.

А есть еще одна версия происхождения данной группы.

Однажды за ужином человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Просто хотел высосать из кости мозг и ничего больше. Звук походил на птичий свист, пронзительный и громкий, куда громче, чем глухое бормотание выдолбленной деревяшки. Человек не выбросил кость в сторону, а как только пришел в себя от испуга, превратил ее в духовой инструмент. Неужели и полую кость можно считать музыкальным инструментом? Оказывается, можно. Если дуть в длинную кость, звук получится низкий. А если в короткую – высокий. Так получилась мелодия. Кость дала жизнь группе духовых инструментов.

Духовые музыкальные инструменты использовали извлечение звуков путем вдувания воздуха. Первые духовые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных – в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. Позднее изготовлялись из полого дерева, трубчатой кости и даже из толстых птичьих перьев.

Рожок

Первые упоминания игры на рожках относятся к XVII веку. Рожок имеет разные названия: пастушеский, русский, песенный.

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу.

На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем - вклеенный мундштук. Общая длина рожка колеблется от 320 до 830 мм. Мундштук вырезают в форме мелкой чашечки, а нижний конец ствола — в виде конического раструба.

Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой; в настоящее время их вытачивают на токарном станке.

Звук у рожка сильный, но мягкий. Извлечение звука на инструменте довольно трудно. Диапазон рожка немного больше октавы. Существуют 2 типа рожка: для сольной и ансамблевой игры.

Жалейка

Первое упоминание о жалейке относится к концу XVIII века. Жалейка бывает двух разновидностей — одинарная и двойная.

Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.

Делали ее из ивы или бузины с несколькими игровыми отверстиями. В верхний конец жалейки вставлена специальная пластинка – язычек (пищик) На нижний конец ее ствола надевали раструб, сделанный из коровьего рога или свитый из бересты, который направляет, а значит и усиливает звук. Жалейки бывают разных размеров.

Звукоряд инструмента диатонический, диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Сейчас её можно увидеть, пожалуй, только в оркестрах русских народных инструментов.

Свистульки

Ярко раскрашенные глиняные и деревянные птички с несколькими отверстиями на боку. Вдувать воздух в хвост свистульки можно с разной силой, звук может меняться от нежного до пронзительно резкого. На свистульке можно здорово подражать птичьим трелям.

Свирель.

Свирель — русский инструмент рода двуствольной продольной флейты. Летописцы употребляют три названия инструментов такого типа:

свирель, сопель и цевница. Упоминание о  свирели датируется концом XI века. Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.

На протяжении многих веков конструкция флейты подвергалась изменениям. Каждая народность вносила в этот инструмент свои национальные особенности, поэтому у разных народов он имеет свое название.

На Руси инструмент изготавливали либо из куска пустотелого тростника, либо из цилиндрического куска дерева. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа — свирель, сопель и цевница.

Сопель – впервые упоминается в литературе XI-XII веков, как древнейший инструмент восточных славян. Этот музыкальный инструмент имеет деревянный ствол с пятью – шестью отверстиями. Использовали сопель в ратных походах и на празднествах. Это – главным образом пастуший инструмент, имеющий сипловатый звук.

Кувиклы.

Кувиклы (кугиклы, кувички) — русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием «флейта Пана».

В русских кувиклах каждая дудочка имеет своё название: гудень, подгудень, средняя, и самая маленькая — пятушка.

Кувиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним.

Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т. д., дном служил узел ствола.

В наше время используются пластмассовые, эбонитовые и даже металлические кувиклы. Комплект из пяти дудочек в руках одного исполнителя называется «парой». Играют на кувиклах женщины, и преимущественно ансамблем. Одиночная игра, по мнению самих исполнительниц, не представляет ценности, хотя и практикуется.

Группа СТРУННЫЕ музыкальные инструменты.

Давным-давно охотник, проверяя прочность тетивы своего лука, услышал вдруг, что тетива не только красиво звенит, когда ее тронешь, но и звенит по-разному:

    сильнее натянешь – звук получается высокий, долго тянущийся,

    слабее натянешь – звук глуховатый, низкий.

А если попробовать на один лук натянуть не одну, а две, три тетивы? Все они разной длины и звучат выше и ниже. Вот вам и струнный инструмент – прародитель арфы, лиры и гуслей!

Гусли.

Еще одно знакомое слово из забытых сказок и почти стёршиеся из памяти картинки в детских книжках – это гусли. Такому струнному инструменту, как гусли приписывали волшебную силу.

Славяне называли свой инструмент гуслями, потому что для их изготовления первоначально использовалась тетива, которую натягивали на лук. Эта тетива называлась «гусла». Отсюда и название инструмента – гусли.

По другой версии название их происходит от древнеславянского слова «густы» - гудеть, а так как гудела струна, то она получила наименование «гусла». Значит гусли – это гудящие струны. Изображения этого старинного музыкального инструмента и упоминания о гуслярах есть в Служебнике XVI в. и Макарьевской Четье-Минее XVI в.

Гусли представляют собой небольшой корпус в форме крыла с натянутыми струнами. Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивают с лежачей арфой.


Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они «яворчатые» или чаще «яровчатые». Нет основания предполагать, что число струн на древних славянских гуслях было постоянно.

Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI — XIV векам.

Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см.

Эпитет гуслей «яровчатые» преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли «звончатые» вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий.

Судя по старинным преданиям на струнах играли исключительно пальцами. «Боярин же вещий, если хотел кому песнь воспеть... свои вещие персты на живые струны воскладал, а они уже сами славу князьям рокотали» («Слове о полку Игореве»).

В то время гусли звучали и в повседневном быту, и на торжественных церемониях. Ни один княжеский пир не обходился без гусляра. На гуслях играют богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, боярин Ставр Годионович и новгородский гость Садко.

Следующую стадию развития гуслей представляют гусли — псалтырь, которые тесно связаны с музыкальной культурой русского духовенства.


Их изображения в руках царя Давида имеются на миниатюре в славянской псалтыри, относящейся к XIII — XIV вв. Это, так называемые «шлемовидные» гусли. Гусли шлемовидные, или «псалтирь», имели шлемовидный клееный корпус из тонких дощечек, обычно еловых Размеры инструмента — длина 900 мм, ширина 475 мм, высота ПО мм. Количество струн от 11 до 36. Большой популярностью в народе пользовались 20-25-струиные гусли. Звукоряд диатонический. Струны на инструменте устанавливали жильные, поэтому звучание было тихое и мягкое.

На протяжении многих веков подобная разновидность гуслей была в обращении не только у духовенства, но и у скоморохов. После гонения на скоморохов в XVII в. гусли — псалтырь из народной среды почти исчезают и сохраняются вплоть до рубежа XIX — XX вв. в виде усовершенствованных столовидных гуслей лишь в среде духовенства и светских музыкантов.


Гусли трапециевидные были сконструированы в XVI-XVII веках на основе гуслей звончатых и шлемовидных. По размерам они намного больше — длина 1500 мм, ширина 500 мм, высота 200 мм.

Дека сделана из ели и имеет резонаторное круглое отверстие. С наружной стороны деки укреплены две дугообразные планки. В одной закреплены металлические штифты для крепления струн, в другую ввинчиваются металлические колки. Количество струн от 55 до 66. Строй вначале был диатонический. Позднее хроматический. Широкого распространения в народном музицировании не получили.

Гусли крыловидные (или звончатые) состоят из долбленого или клееного плоского корпуса крыловидной формы, на деке которого натянуты от 4 до 9 металлических струн. Размеры — длина 600 мм, ширина 250 мм, высота обечайки (боковой части) 45 мм.


Некоторые образцы XI-XIV веков имели по 9 струн, в XVIII веке уже от 5 до 14 струн, и диапазон от кварты до двух октав. Строй их был диатонический, обычно мажорного лада, а низкие звуки образовывали квинтовый бурдон по отношению к основному звукоряду.

Принципиальных различий в устройстве и способах игры на всех видах гуслей не было. Струны защипываются либо пальцами обеих рук, либо пальцами только правой руки; левая рука в этом случае лежит для приглушения струн. Позже звук начали извлекать плектром или медиатором.

Гудок.

Долго не могли найти такой старинный инструмент как гудок. Имелись лишь упоминания об этом инструменте в народных песнях, припевках, исторических хрониках и на старинных рисунках. Но совсем недавно во время археологических раскопок в Новгороде наконец – то были обнаружены подлинные экземпляры этого скоморошьего инструмента.

Гудок имел корпус грушевидной формы. Играли на нём с помощью лукообразного смычка. Струн было три. При игре инструмент держали вертикально, чаще всего опирая на колено.

Смычком водили сразу по трём струнам, что создавало постоянное гудение (отсюда и название инструмента). Скоморохи использовали его вместе с гуслями.

Домра.

Домра — древнерусский старинный музыкальный инструмент. Откуда она пришла, как и когда появилась, до сих пор остаётся загадкой. Первые упоминания относятся к XIII веку. Существуют разные версии. Одна из них – о восточном происхождении. Действительно, схожие по конструкции инструменты до сих пор существуют в странах Востока. Первым русским историческим письменным свидетельством о домре можно считать запись в старинной новгородской книге конца XV — начала XVI веков о Калинке — «домрачее».

В переписных документах этого периода профессии «домрачей» и «доморник» встречаются неоднократно. Неоднократны упоминания о домре в административной документации XVII века: в указах, грамотах, памятях, посланиях. В них домра фигурирует как атрибут скоморошьего ремесла, обычно в совокупности с другими инструментами: гуслями, волынками, сурнами, бубнами и т.д.

Несмотря на довольно частые упоминания о домре до нас не дошло изображения этого инструмента. Потому долгое время не знали к какому роду инструментов её отнести. Лишь в конце прошлого века в Вятской губернии был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса. Инструмент вскоре попал в руки Василия Васильевича Андреева как раз в ту пору занимавшегося поисками и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных русских инструментам.


Андреев, путем сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинках и гравюрах, а также по описанию, предположил в нем давно разыскиваемую домру. Именно по этому вятскому образцу в 1896 году и была воссоздана полузабытая русская домра, получившая квартовый строй и полный хроматический звукоряд.

В 1896-1900 гг. на основе этой домры В. В. Андреев создал целое семейство домр от пикколо до контрабаса.

Балалайка.

Позднее появился и другой струнный инструмент – балалайка. В разные времена её называли по – разному: «бала - бойка», и «балабайка», но первое название сохранилось до наших дней.


Первые балалайки имели овальный или круглый корпус и две струны. В дальнейшем корпус стал треугольным, добавилась ещё одна струна.

Чаще всего балалайка сопровождала русские плясовые песни. Она звучала не только в деревне, но и в городе. С появлением балалайки гудок и домра выходят из употребления, но свирель, рожок и гусли, ещё долгие годы звучали у пастухов.

Впервые название "балалайка" встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. В 1715г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки.

В течении XVIII в. балалайка широко распространилась в великорусском народе, сделавшись настолько популярной, что её признали за древнейший инструмент, и даже присвоили ей славянское происхождение.

3.Русские народные инструменты сегодня

Сегодня народные музыкальные инструменты представляют важнейшую часть национальной культуры. Состав музыкальных инструментов весьма велик и разнообразен. В каждом регионе России сложилась культура самобытных инструментов, особенности которых во многом определены спецификой развития фольклорной традиции и бытования фольклора. Каждый музыкальный инструмент обладает присущим ему тембром (характером, окраской) звучания, специфическими, динамическими возможностями и определённым диапазоном звуков.

Качество звучания музыкальных инструментов зависит от материалов, применяемых для изготовления инструмента, приданной им формы (т.е. всех размерных данных деталей, узлов) и может быть изменено с помощью дополнительных приспособлений, приёмов звукоизвлечения.

3.1. Классификация народных инструментов.

Сегодня существуют различные подходы к классификации народных инструментов. В современном инструментоведении в качестве основы получила признание классификационная система, в которой определяющими являются два признака:

    источник звука

    способ или механизм его извлечения.

Согласно данной системе, музыкальные народные инструменты систематизированы в четыре большие группы

    духовые,

    струнные,

    клавишно-духовые язычковые,

    ударные.

Первая группа духовых инструментов подразделяется

на три подгруппы:

Свирель

Кувиклы

1. Флейтовая, к которой относятся свирель, сопель, кувиклы или кувички.

2. Язычковая, включающая жалейку, брелку, волынку.

3. Мундштучные, в которую входят разновидности рога и рожка.

Брелка

Волынка

Жалейка

Вторая группа струнных народных инструментов включает

три подгруппы:

Бундурка

Гусли

Домра

Балалайка

1. Щипковая, которая включает гусли, домру, балалайку, бандурку и семиструнную гитару.

2. Смычковая, в которую входит гудок (в некоторых регионах скрипка).

3. Фрикционная, включающая лиру колесную.

Третья группу клавишно-духовых и язычковых инструментов

формируют три подгруппы:

Гармонь


Баян


Аккордеон

1. Гармонь с ее разновидностями.

2. Баян и его модификации.

3. Аккордеон.

Четвертая группа ударных инструментов состоит

из двух подгрупп:

1. Мембранная, к которой относятся бубен, барабан, набат, накры, тулумбас.

Бубен

Барабан

2. Самозвучащая, включающая всевозможные виды ложек, трещоток, а также рубель, косточки, ухваты, коса, рогач, колокол, барабанка, пастуший барабан.

Трещотки

Ложки

Рубель

Некоторые из указанных инструментов не получили широкого распространения и практически не дошли до нашего времени.... 

3.2. Русские народные инструменты в настоящее время.

В настоящее время в нашей стране проходят различные фестивали и конкурсы исполнителей, ансамблей и оркестров русских народных инструментов.

Мне известны фестиваль «Баян и баянисты», Фестиваль Оркестров русских народных инструментов, который проходит в Москве под патронажем РАМ имени Гнесиных.

В современной музыкальной культуре функционирует множество оркестров и ансамблей русских народных инструментов, а так же фольклорные и эстрадные коллективы.

Ведущие из них - такие, как

    Русский концертный оркестр под управлением В. Попова

    Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н. П. Осипова

    Академический оркестр русских народных инструментов Всероссийской государственной телерадиокомпании

    Государственный академический концертный оркестр «Боян» под управлением Анатолия Полетаева

    Оркестр баянистов и аккордеонистов им. П. Смирнова Санкт-Петербургский ансамбль «Терем-квартет»

    Ансамбль «Скоморохи» художественный руководитель В. И. Акулович

    Государственный ансамбль русской музыки и танца «Садко»

    Оркестр народных инструментов «Русский стиль» 

    Оркестр «Русский стиль» под руководством Дмитрия Калинина

    Надежда Бабкина

    Надежда Кадышева и «Золотое кольцо»

    Ансамбль «Невесты»

Государственный Академический Оркестр Русских Народных Инструментов «Русские узоры»

Государственный ансамбль русской музыки и танца «Садко»

    Государственный Академический Оркестр Русских Народных Инструментов «Русские узоры»

    Дуэт «Баян –микс»

    Государственный оркестр «Гусляры России»

Государственный оркестр «Гусляры России»

    Ансамбль «Русская воля»

    Ансамбль «Русская душа»

    Ансамбль «Россы»

    Фольк-шоу «Ярмарка»

    Ансамбль «Иван-чай»

    Группа «Переправа»

Были перечислены всем известные коллективы. А я хочу рассказать о русских народных инструментах, которые звучат в нашем Куровском округе.

Мне известно, что недалеко от нашего города, в деревне Давыдово Орехово-Зуевского района в Школе искусств имени А.П.Бородина существуют ансамбль народных инструментов учеников школы и оркестр преподавателей.

Оркестр народных инструментов преподавателей Давыдовской ДШИ

им. А.П.Бородина

В городе Куровское в Детской музыкальной школе ребят обучают игре на народных инструментах, таких как балалайка и баян.

В Центре досуга и культуры нашего города много лет работает детский фольклорный ансамбль «Полянка» под руководством Карпушина В.В.

Фольклорный ансамбль «Полянка» создан в 1987 году. Занятия включают в себя музыкальный фольклор, игру на музыкальных и шумовых народных инструментах. Такое сочетание создаёт условия проявления способностей ребёнка в различных видах деятельности:

    исполнительство,

    творчество,

    слушание и музыкально-образовательная деятельность.

          Целью образовательной программы фольклорного ансамбля «Полянка» является изучение и пропаганда народного творчества, музыкально-эстетическое образование средствами народно-песенного искусства и воспитание творческой личности.


Мне очень нравиться заниматься в этом коллективе. Я освоил уже некоторые шумовые инструменты, такие как ложки, трещотки и бубен, и уже начал учиться игре на балалайке.

Фольклорный ансамбль «Полянка» — участник городских, районных, областных фестивалей, смотров, конкурсов. Наш коллектив награждён многочисленными грамотами и дипломами.

Заключение.

В заключение этой работы хочу сказать, что будущее русских народных инструментов целиком и полностью зависит от того, с каким рвением мы будем подходить к созданию и пропаганде народной музыки. Но я верю, что интерес к исконно русской музыке и русским народным инструментам не угаснет никогда.

В этой работе я сумел достичь поставленной цели и подтвердил свою гипотезу.

Я самостоятельно исследовал материал и рассказал ребятам об истории возникновения и развития некоторых музыкальных инструментов на Руси в познавательном мероприятии «Музыкальная конференция» (смотри Приложение 1) для учащихся начальных классов. На этом мероприятии я показал мультимедийную презентацию «Русские народные инструменты. Прошлое и настоящее» с демонстрацией иллюстраций русских народных музыкальных инструментов и звучанием русской народной музыки на исследуемых народных инструментах. Участники музыкальной конференции разгадывали кроссворд «Русские народные инструменты» (смотри Приложение 2), загадки о русских народных инструментах (смотри Приложение 3), и организовали выставку рисунков на тему «Мой любимый русский народный инструмент» (смотри Приложение 4).

После мероприятия ко мне подходили ребята и спрашивали про наш коллектив. А моя одноклассница теперь тоже ходит на занятия в фольклорный ансамбль «Полянка». Я очень советую каждому попробовать освоить игру на каком-нибудь музыкальном инструменте. Я уже играю на шумовых инструментах, делаю первые шаги в игре на балалайке, и у меня появилось желание самому освоить такой замечательный инструмент как баян.

Приложение 1.

Порядок проведения

Познавательное мероприятие «Музыкальная конференция»

для учащихся начальных классов.

    Часть первая – отчет о проекте «Русские народные инструменты. Прошлое и настоящее», иллюстрации и музыкальное оформление в мультимедийной презентации «Музыкальная конференция».



    Вторая часть – проверка знаний в игровой форме:

    Кроссворд «Русские народные инструменты»

    Определение названия музыкальных инструментов по их звучанию

    Игра на шумовых инструментах

    Загадки о русских народных инструментах

    Творческая работа и организация выставки рисунков «Мой любимый русский народный инструмент».



Приложение 2.

Кроссворд «Русские народные инструменты»

1.Ударный инструмент, который представляет собой обруч со звенящими металлическими пластинками.

2.Под аккомпанемент этого инструмента в народе любили исполнять частушки и веселые песенки.

3.Звончатый щипковый струнный инструмент, на котором играют двумя руками. В старые времени под аккомпанемент этого инструмента напевались былины.

4.Этот инструмент состоит из поленницы.

5.Духовой инструмент, представляет собой трубочку с просверленными отверстиями. На нём любили играть пастухи и скоморохи.

6.Как и любая гармонь, этот инструмент звучит, когда растягиваешь меха. Кнопочки у него все круглые – есть и чёрные и белые.

7.Просто дудочка.

8.Такой инструмент больше к месту, когда пора кушать кашу. Ну а если нет аппетита, то можно и поиграть.

9.Инструмент струнно-щипковый, три струны, корпус округлый — напоминает половинку тыквы.

10. Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У неё лишь три струны,
Но она любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет: "трень" да "брень".

Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент
Самый русский инструмент.

Ой, звенит она, звенит, Всех игрою веселит,
А всего – то три струны Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка! Ну, конечно ... .





Приложение 3.

Загадки про русские народные музыкальные инструменты.

1.

Треугольная доска, а на ней три волоска.

Волосок – тонкий, голосок – звонкий. (Балалайка)

2.

Заливается трёхрядка, и народ идёт вприсядку!

А трёхрядка неплоха – есть и кнопки и меха.

И весёлые старушки под неё поют частушки. (Гармошка)

3.

Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт.
(Ложка)

4.

Приложил к губам я трубку — полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий, называется ... (Свирель)

5.

Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется
... (Свирель)

6.

Приложил к губам я трубку —

Полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется ... (Свирель)

7.

Одно горло,

А семь голосов. (Свирель)

8.

Расскажу тебе, дружок,
В древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент 
Музыкальный инструмент. (Дудочка, свирель)

9.

Расскажу тебе, дружок, - в древние века

Дунул тихий ветерок в трубку тростника.

Человек услышал вдруг

Нежный мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный инструмент. (Дудочка, флейта, свирель, духовой инструмент)

10.

Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять

И подуть в нее слегка – будет музыка слышна.

Подумайте минуточку… Что же это? (Дудочка)

11.

автор: Александр Измайлов Митрофанович

Дует в трубочку игрок,

Издаёт труба гудок.

Дуют губки в гудочку-

Гудит звонко … (Дудочка)

12.

автор: Александр Измайлов Митрофанович

В рот к себе её берут

Не глотают, не жуют,

Дуют в эту трубочку

И играет … (Дудочка)

 13.

автор: Александр Измайлов Митрофанович

С дырочками трубочка

Дуют воздух губочки.

Крякает, как уточка

Тоненькая….(Дудочка)

14.

Срезали ветку острыми ножами,

Запела ветка семью голосами. (Дудка )

15.

В лесу выросла,

Из лесу вынесли,

Ножом порезали.

В руках плачет,

А кто слушает — Скачет. (Дудка )

16.

Птица-свиристелка, звонкая поделка!

Ну-ка, ну-ка, говори, что там у тебя внутри?

Верь, не верь, же, мой хороший, и внутри-то ничего,

Кроме двух сухих горошин и дыханья твоего. (Свистулька)

17.

Мы собрали хоровод.

Пригласили весь народ,

Дополняет наш кружок пастуший…. (Рожок)

18.

Тараторит, словно тётка.

Называется…. (Трещотка)

19.

Он под шапочкой сидит, не тревожь его - молчит.

Стоит только в руки взять и немного раскачать,

Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон. » ( Колокольчик)

20.

А Садко на них играл и душевно напевал,

Перебрал он много струн, вышел из моря Нептун. (Гусли)

21.

Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.

С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий … (Бубен)

22.

На дуге висят спокойно, стоит лишь дугу встряхнуть -
Мелодично и привольно украшают долгий путь.
(Бубенцы)

23.

Бьют в него -  не барабан.

Солнце встретит с ним шаман,

И на празднике он будет-

Скрипкам подыграет.  (Бубен).
24.

автор: Александр Измайлов Митрофанович

Просто так меха сжимают-

Тяжело она вздыхает.

А на кнопочки нажать-

Будет тут она кричать.

То начнёт она реветь,

Громко- громко, как медведь,

То пищит она, как мошка-

Голосистая.. .(Гармошка)

25.

автор: Александр Измайлов Митрофанович

Растяни меха, да кнопку

Перламутровую тронь,

Заиграет звонко, громко:

Ноги- в пляс, играй….(Гармонь)

26.

автор: Наталья Губская

Это русский инструмент,

Догадаетесь в момент.

Он играет бойко, звонко,

В пляс пустились все девчонки.

Поскорее отгадай-ка:

Что я слышу? - (Балалайка)

27.

автор: Наталья Губская

Деревяшка, три струны,

Натянутых, тонких.

Вы узнать её должны!

Поёт очень звонко.

Поскорее угадай-ка.

Что же это? – ( Балалайка)

28.

автор: Александр Измайлов Митрофанович

Есть головка, шейка есть,

Три струны. Ни семь, ни шесть.

Балаболит, звуки стайкой

Вдаль летят из…. ( Балалайки)

29.

автор: Наталья Губская

Инструмент у музыканта –

Он у нас не без таланта!

Как на кнопки нажимает,

Громко музыка играет.

Кажется: звучит орган,

Хоть в руках простой – (Баян).
30.

Он по виду брат баяну,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану —

Всем знаком ... (Аккордеон)

31.

Он свой морщинистый живот

То выставит, то спрячет,

То вместе с нами он поёт,

То вместе с нами плачет. (Аккордеон)

32.

Трёхголосая Аринка

Веселит всю вечеринку. (Балалайка )

33.

Треугольная доска,

А на ней — три волоска.

Волосок — тонкий,

Голосок — звонкий. (Балалайка )

34.

Деревянная сестрёнка

Петь умеет звонко-звонко!

А ну-ка, угадай-ка,

Кто это? — ... (Балалайка )

35.

Ящик на коленях пляшет —

То поёт, то горько плачет. (Гармонь )

36.

Морщинистый Тит всю деревню веселит. (Гармонь )

37.

Пуговки есть, а не рубашка,

Не индюшка, а надувается,

Не птичка, а поёт-заливается. (Гармонь )

38.

Заливается трехрядка,

И народ идет вприсядку!

А трехрядка неплоха -

Есть и кнопки, и меха.

И веселые старушки

Под нее поют частушки! (Гармонь, гармошка)

39.

Голова об шапку — бом!

И на всю округу — гром! (Колокол)

40.

Купи, денег не жалей —

Со мной ехать веселей. (Колокольчик )

41.

Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? (Ложка )

42.

Эти черные значки -

Не случайные крючки.

На линеечках стоят

И мелодию хранят.

Музыкальный алфавит

Непривычен нам на вид. (Ноты)

43.

В руки ты ее возьмешь, 
То растянешь, то сожмешь!
 
Звонкая, нарядная,
 
Русская, двухрядная.
 
Заиграет, только тронь,
 
Как зовут ее?
 (Гармонь)

44.

автор: Владислав Стручков

Кто обтянут толстой кожей.

Гладкий, славный и пригожий.

Грозным делом вечно занят.

Он в оркестре - барабанит.   (Барабан.)

45.

автор: Александр Измайлов Митрофанович

Он пустой, обтянут кожей,

На бочонок он похожий,

-Трам-там-там, тарам - там-там

Тарабанит …….(Барабан.)

46.

автор: Александр Измайлов Митрофанович

По макушке лысой дядю 

Лупят палками не глядя. 

Трам - там- там тара - ра-рам

Тарабам, тарабан, это точно…..(Барабан.)

47.

автор: Александр Измайлов Митрофанович

Он тугой и толстокожий.

Стукни палочкой.

 -Бам, бам!

Загремит. Смолчать не сможет

Этот громкий ….(Барабан.)

48.

Деревянные сестрички,

Две сестрички-невелички,

Застучали по бокам.

Я ответил: трам-там-там. (Барабан )

49.

Сверху — кожа,

Снизу — тоже,

А в середине пусто. (Барабан )

50.

В пути не смолкает,

Вдаль увлекает.

Сам не шагает —

Шагать помогает. (Барабан )

51.

Сам пустой,

Голос густой,

Дробь отбивает,

Ребят созывает. (Барабан )

52.

Ростом мал да пузат,

А заговорит —

Сто крикливых ребят

Сразу заглушит. (Барабан )

53.

Внутри пустой,

Голос густой.

Сам молчит,

Бьют — ворчит. (Барабан )

54.

Не гром, а гремит,

Но тем и знаменит,

В пути не смолкает,

Вдаль увлекает. (Барабан )

55.

Сверху кожа, снизу тоже,
В середине пусто.
Бьют его, а он гремит,
В ногу всем шагать велит.
(Барабан)

Приложение 4

Рисунки на тему:

«Мой любимый русский народный инструмент»



Литература

    Из истории развития народных музыкальных инструментов на Руси – М.: издательство «Пресс»,1998год.

    История мировой музыки : Жанры. Стили. Направления - М.:Эксмо, 2010

    История древнерусской литературы / Под ред. Д. С. Лихачева. Л., 1980. С. 14.

    История русской музыки: В 10 т. Т. 1. Древняя Русь XI—XVII веков / Ю. В. Келдыш. М., 1983. С. 66—67.

    История русской музыки: В 10 т. Т. 1. С. 72—77.

    Карамзин «История государства Российского»

    Колчин Б. А. Коллекция музыкальных инструментов древнего Новгорода // Новые памятники и открытия. М., 1974. С. 185—186.

    Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X—XVII веков. Л., 1979. С. 20.

    Левкиевская Е. Е. Музыкальные инструменты // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. ТолстогоИнститут славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 3. — С. 324—327. — ISBN 5-7133-1207-0.

    Сапунов Б. В. Книга в России в XI—XIII вв. Л., 1976. С. 14.

    Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. -М.: Российский раритет, 1992.

    Тихомиров М. Н. Русская культура X—XVIII веков. М., 1968. С. 187.

    Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Э68 Театр. Кино / Глав. ред. В. А. Володин. — М.: Аванта+, 2000. — 624 с.: ил. ISBN 5-8483-0031-3 (т. 7, ч. 3) ISBN 5-8483-0001-1

Ссылки:

    Ссылка      История русских народных инструментов   http://www.folkmusic.ru/instrument.php

    FB.ru: http://fb.ru/article/138234/narodnyie-instrumentyi-russkie-narodnyie-instrumentyi-russkie-narodnyie-muzyikalnyie-instrumentyi

    Русские народные инструменты  

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=14298

    сайт http://www.portal-slovo.ru/

    Источник: http://www.gusli.ru/articles.php?lng=ru&pg=234  

    Readmore: http://naseledushapoyot.ru/muzyikalnyie-instrumentyi#ixzz3IDTxyQ00

    Source: http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/1367-detyam-zagadki-pro-buben.html

    Source: http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/555-o-klavishnykh-muzykalnykh-instrumentakh.html

    Source: http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/1378-detyam-zagadki-dudochka.html

    Источник: http://www.ubilya.ru/node/379



47



Комментарии

Очень интересно! Молодцы!

19 March 2017

Похожие публикации