12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Десятова Юлия Викторовна1540
Россия, Ханты-Мансийский АО, Нефтеюганск
Материал размещён в группе «В мире музыки»

План- конспект урока музыки

«Русские народные инструменты»

ФИО педагога: Десятова Юлия Викторовна

Место работы: МБОУ СОШ № 7, г. Нефтеюганск, ХМАО

Должность: учитель

Предмет: музыка

Класс: 3 класс

Тема урока: «Русские народные инструменты»

Цель урока: знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

Задачи:

- Образовательные: обогатить представление о музыкальной культуре русского народа; тембровых возможностях русских народных инструментов.

- Развивающие: развивать творческие способности учащихся в различных видах музыкальной деятельности.

- Воспитательные: воспитывать чувство уважения к культуре русского народа.

Планируемые результаты

Предметные:

- Знать русские народные инструменты: название, их историю, сходства и различия.

- Научиться узнавать тембры русских народных инструментов.

- Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах.

Личностные:

- Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

- Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие), эмоциональной отзывчивости.

- Приобщение к русской народной культуре, фольклору, воспитание уважения к русским народным традициям.

Метапредметные:

- Инициативное сотрудничество и взаимодействие с учителем и сверстниками.

- Использование полученного опыта общения с фольклором в досуговой деятельности и личной жизни, передача в собственном исполнении различных музыкальных образов, владение умениями совместной деятельности.

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

Дидактическое обеспечение урока: презентация, карточки, конверты с паззлами.

Техническое обеспечение урока: баян, компьютер, экран и проектор, народные ударные музыкальные инструменты.

Методы, технологии: проблемно-поисковый, деятельностный подход, игровые и здоровьесберегающие технологии.

Виды деятельности учащихся:

- Слушание музыки

- Пение

- Музыкально –пластическое движение

- Инструментальное музицирование

Музыкальный материал:

- «Свети месяц» оркестр русских народных инструментов

- «Весенний оркестр» (игра на ударных шумовых инструментах)

- Песня «Свирель и рожок»

- Видео «История создания музыкального инструмента-рожок»

Оформление кабинета в народном стиле: на стенде рисунки детей с изображением русского народного костюма; на столе ударные народные инструменты, гармонь, балалайка, гусли.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие:

(Под музыку «Кадриль моя…»)

У. - Здравствуйте, ребята! - (показ руками)

Милые девчата, - (у девочек поклон)

Мальчишки озорные - (у мальчиков кивок головой)

И гости дорогие! обращение к гостям)

Тихонечко садитесь,

Друг другу улыбнитесь.

С хорошим настроеньем мы наш урок начнём!

Актуализация знаний

Без комментариев звучит оркестр русских народных инструментов «Светит месяц».

У. - Ребята, какую мы сейчас услышали музыку народную или композиторскую?

Д. – Народную.

У. - Музыка была вокальной или инструментальной?

Д. - Инструментальной, играли разные инструменты.

У. – Звучали музыкальные инструменты какого народа?

Д. – Русского.

Изучение нового материала. Формулировка темы, цели урока

У. – Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Д. - «Русские народные инструменты».

У. - Какая будет цель урока?

Д. – Познакомиться с русскими народными музыкальными инструментами: как они называются, как они звучат (тембр), приёмы игры, история создания.

Работа по теме

(На экране слайд картинки поляны с  русскими народными инструментами)

У. – Однажды народные музыкальные инструменты оказались на поляне и так разыгрались, так развеселились, что забыли дорогу к своим домикам, и наша с вами задача - помочь им разобраться.  Для этого вы должны выполнить некоторые задания.

(Слайд картинки с тремя тропинками)

- Вот по этим тропинкам мы должны проводить эти инструменты до дома.

И так, Задание 1 (работа в группах)

У каждой группы (3-и группы) на парте лежит конверт с паззлами одного музыкального инструмента: 1 гр.- домра, 2 гр.- балалайка, 3 гр. –гусли и карточка с описанием всех трёх инструментов (приложение 1). Учащиеся должны собрать из паззлов музыкальный инструмент, который у них в конверте и по описанию из карточки узнать, что за инструмент они собрали.

Затем учащийся из каждой группы представляет свой инструмент и зачитывает о нём информацию, пользуясь карточкой.

После каждого выступления ребята слушают звучание тембра каждого из представленных музыкальных инструментов в исполнении приглашённых гостей из музыкальной школы.

(На экране слайд с изображением этих инструментов)

У – Ребята, что общего у этих инструментов?

Д. – У этих инструментов есть струны.

У. – Верно. И эти музыкальные инструменты живут в одном домике, под названием «Струнные инструменты». Мы их провожаем домой по тропинке 1. А чтоб им было веселее идти, мы для них станцуем («спляшем», как говорили в старину). 

(Под весёлую музыку балалайки дети исполняют простые народные танцевальные движения, которые показывает учитель).

Задание 2

(На экране появляется загадка)

Прислонил к губам я трубку,

Понеслась по лесу трель.

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется … (свирель)

У. - Этот инструмент спрятан у нас в классе, он находится в золотистой коробочке, и мы его сейчас будем искать. Чтобы его найти, мне нужен один человек (ведущий, который выходит за дверь). Учитель говорит детям, в каком месте находится эта коробочка, не показывая инструмент, учащийся (ведущий) заходит в класс и по звуку его находит: если класс поёт тихо, значит инструмент находится далеко от ведущего и наоборот (ребята в это время исполняют попевку «У Варвары куры стары»).

После того, как найден инструмент, учащейся, владеющий игрой на этом инструменте, рассказывает о нём и играет РНП «Как под горкой под горой».

У. - Ребята, давайте охарактеризуем звук свирели, какой он?

Д. - Нежный, красивый, душевный.

У. - Покажите, как на нём играть (дети имитируют игру на свирели)

(На экране 2-ая загадка)

Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

Дополняет наш кружок

Пастуший … (рожок)

(На экране видео «История создания рожка»)

У. - Ребята, охарактеризуйте звук (тембр) рожка, какой он?

Д. - (ответы детей)

У. - Покажите, как на нём играть (дети имитируют игру на рожке)

(Слайд с инструментами свирели и рожка)

У. - Что общего у этих инструментов?

Д. - Они духовые, звук извлекается с помощью воздуха.

У. –Правильно, ребята. И мы нашли второй домик для музыкальных инструментов под названием «Духовые инструменты».

У. – Давайте проводим эти музыкальные инструменты в свой дом по тропинке 2 (слайд второй тропинки), исполняя песню «Свирель и рожок» (слайд с текстом этой песни (1 куплет и припев)), (приложение 2).

У. – Ребята, у меня на столе лежат музыкальные инструменты (показывая инструмент, проговаривает, как они называются) и сейчас по одному представителю из группы подойдут, выберут понравившейся ему инструмент и извлекут на нём звук.

Учащийся из каждой группы подходит, выбирает инструмент и демонстрирует (как может) игру на данном инструменте.

У – Ребята, что общего у этих инструментов?

Д. – Чтобы появился звук, в них надо ударить.

У. - Правильно. И эти инструменты получили название «Ударные музыкальные инструменты». А об истории их создания вы мне расскажите на следующий урок, это и будет ваше домашнее задание. А мы их провожаем по тропинке 3 в домик под названием «Ударные инструменты». А чтобы им было весело идти, сыграем на этих инструментах.

(Детям раздаются ложки, трещётки, бубен, треугольник, на экране видео «Весенний оркестр» дети под музыку музицируют).

Закрепление материала. 

Проводится «Музыкальная викторина» (в аудиозаписи звучит тембр изученных русских народных инструментов, учащиеся, обсуждая в группах, поднимают карточку соответствующего музыкального инструмента.

У. - Ребята, какая была тема сегодняшнего урока?

Д. - «Русские народные инструменты»

У. - Назовите, с какими группами народных инструментов мы сегодня познакомились?

Д. - Струнные инструменты (балалайка, домра, гусли)

- Духовые инструменты (свирель, рожок)

- Ударные инструменты (ложки, трещётки, бубен, треугольник)

Рефлексия.

У. - Что  нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Если вы остались довольны уроком, своей работой на уроке, похлопайте в ладоши!

У. (исполняет под музыку «Кадриль моя…»)

– В добрый путь, ребята!

Милые девчата, - (у девочек поклон)

Мальчишки озорные - (у мальчиков кивок головой)

И гости дорогие!

(Дети, хлопая в ладоши, под музыку выходят из класса).

Д.З. 1. Познавательное: рассказать об истории создания ударных народных инструментов.

2. Творческое: сделать из подручного материала  народный музыкальный инструмент.

 

 

Приложение 1

Карточка

Балалайка — русский народный струнный инструмент. Слово «балалайка» произошло от слов «балакать» или «балаболить»,  что означает болтать или пустозвонить. Балалайка имеет треугольную форму и три струны.

 

Гусли – русский народный струнный инструмент. Под гусли исполняли былины, а также народные песни. Гусли отличаются по форме, количеству струн, размеру и настройке.  Самое малое количество струн на гуслях– 5, самое большое-66.


Домра - русский народный струнный инструмент. Имеет круглую форму, три (иногда четыре) струны, играют на ней с помощью медиатора (маленькая пластиночка). Домра –любимый инструмент музыкантов-скоморохов.

 

Приложение 2

Песня «Свирель и рожок»

(слова: Синявский П.

музыка: Чичков Ю.)

1. Жили - были пастух да пастушка,

Жили - были свирель да рожок.

На свирели играла подружка,

На рожке откликался дружок.

Припев:

От напевов рожка и свирели

Земляничкины щечки алели,

Были речки синей, а березки светлей,

Колокольчик звенел веселей.

Были речки синей, а березки светлей,

Колокольчик звенел веселей.

Опубликовано в группе «В мире музыки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.