Урок по музыке в 4 классе «Оркестр русских народных инструментов»
Технологическая карта урока
Разработала Андриянова Е.Б., учитель музыки высшей квалификационной категории МКОУ Демидовской СОШ
на основе программы по музыке для 4 класса, авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской в соответствии с ФГОС 2 поколения.
Тема: «Оркестр русских народных инструментов».
Место урока в системе уроков: шестой урок 2 четверти, 4 класс 2 урок в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: организовать деятельность учащихся, направленную на расширение музыкальных интересов путём знакомства с оркестром русских народных инструментов.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
способствовать развитию музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в заинтересованном отношении к русским народным инструментам;
расширить знания в области истории становления в России оркестра русских народных инструментов;
воспитывать чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
создать условия для развития умений устанавливать связь между русскими народными инструментами и устным народным творчеством;
способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, делать необходимые выводы об особенностях оркестра русских народных инструментов;
формировать активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
продолжить формирование вокально-хоровых навыков и навыков слушателя;
актуализировать знания о группах русских народных инструментов;
создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению разновидностей русских народных инструментов.
Музыкальные материалы: русский народный наигрыш «Полянка», хороводная, звучание русских народных инструментов, песня «Моя Россия» слова Н. Соловьева, музыка Г. Струве, презентация.
Основные понятия темы: русские народные инструменты: домра, балалайка, гусли, рожок, жалейка, свирель, трещотки, бубен, ложки, баян, гармонь; оркестр, скоморохи, инструменты: струнные, духовые, клавишно-духовые, ударные.
Оборудование:
компьютер
мультимедийный проектор
экран
фортепиано
интерактивный комплекс (презентация по теме https://cloud.mail.ru/public/MJGh/Hu1hq8YtP ;
игра-закрепление «Музыкальные инструменты русского народного оркестра» и музыкальная игра «Третий лишний», созданные на сайте LearningApps.org)
раздаточный материал: карточки с изображением русских народных инструментов, схема-эталон размещения народных инструментов, листы самооценки.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Организационно-мотивационный этап |
Вход в класс под русский народный наигрыш «Полянка». (Слайд 1) Учащимся предлагается сесть по группам при помощи выбора матрёшек разного цвета (2 группы). Музыкальное приветствие. В школе прозвенел звонок, Он зовет нас на урок! Много нового узнать, В путешествие позвать! У.: Сегодня, ребята, я приглашаю вас вместе со мной и нашими гостями в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы? |
Получив целевую установку, ребята слушают учителя, приветствуют и отвечают на вопросы учителя. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Личностные: понимание значения и функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; Коммуникативные: уметь совместно соблюдать правила поведения и общения на уроке, в группе и следовать им. |
Этап целеполагания. |
У.: А чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам отгадать загадку: Бубен есть. Трещотка, дудка, Балалайка, гусли, домра, Есть баян и вот гармошка, Даже расписные ложки, Все играют звонко, дружно, Слушать их не надоест, Отгадать, ребята, нужно Что же это … наш ОРКЕСТР. У.: Ребята, как вы думаете, о каком оркестре пойдет сегодня речь на нашем уроке? Что такое оркестр? Какие виды оркестра вы знаете? |
Ответы детей ( об оркестре и русских народных инструментах, входящих в его состав, их звучании) - называют тему урока; - указывают цель урока. |
Личностные: привлечение жизненно-музыкального опыта; Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание; Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
Этап планирования. Закрепление. |
Чтобы достичь своей цели, что необходимо сделать? (ответы учащихся). У.: Верно, ребята, сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны звучания народных инструментов, и узнаем когда и кем был создан первый оркестр русских народных инструментов. Итак, тема нашего урока, «Народные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов» (Слайд 2) У.: С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. Как они появились? Откройте учебник на странице 62 и найдите ответ. У.: К сожалению, история не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты, но первыми исполнителями на народных инструментах были странствующие, бродячие актеры, потешавшие народ пением и плясками. Как их называли? (Слайд 3), ответ детей – скоморохи. И только в конце 19 века возник первый Оркестр русских народных инструментов под руководством балалаечника Василия Васильевича Андреева, который после успешных концертов в России и за рубежом получил название «Великорусского оркестра». Важно запомнить, что благодаря В.В. Андрееву народные инструменты сохранились и приобрели популярность. (Слайд 4). У. - Эх, оркестр народный, У. - Я загадаю вам загадки про инструменты русского народного оркестра, и мы услышим, как они звучат. Слушайте внимательно загадки и дружно называйте отгадки! (Слайды 5-15) У. - Вижу все вы музыканты, уникальные таланты, вот для вас, детвора, музыкальная игра. Звучит «Хоровод». У. предлагает назвать жанр музыки, какие инструменты солируют? (Слайд 16) У.: Молодцы, определили ведущие инструменты, именно они являются музыкальными символами России, ведь недаром говорят: балалайка и гармонь разжигают в нас огонь. Это очень важно – знать историю своей Родины. Помнить, любить и уважать традиции своего народа. Ведь от каждого из нас зависит, в какой стране мы будем жить: сильной или слабой, доброй или злой, красивой или нет. Сейчас каждый из вас может объясниться в любви к России. (Слайд 17). Исполнение песни «Моя Россия», авторы: Соловьева Н., Струве Г. (Приложение №1) У. - Все инструменты русского народного оркестра, как и симфонического можно разделить на четыре группы. У. - Струнные инструменты. Почему они так называются? У. –Духовые инструменты. А им дали такое название почему?
У. - А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их? У. - В русском народном оркестре также есть клавишные духовые инструменты. Почему назвали их именно так? По наличию времени проводится игра-закрепление «Музыкальные инструменты русского народного оркестра»http://LearningApps.org/watch?v=pbmopiyst16 Постановка проблемной ситуации через игру «Третий лишний». http://LearningApps.org/watch?v=p34dcghen16 У. - По какой характеристике, какому признаку определили «лишний» инструмент? |
Учащиеся составляют план действий по достижению поставленной ими цели; слушают учителя, анализируют информацию и отвечают на вопросы.
Работают с учебником. Ответы детей. Обучающиеся отгадывают загадки о народных инструментах. Определяют жанр музыки и солирующие инструменты (хороводная; балалайка и гармонь). Исполняют песню «Моя Россия». Д. – Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны. Д. – Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха. Д. – Это ударные инструменты. Д. – Воздух в них поступает благодаря мехам, звук извлекают путем нажатия на клавиши(кнопки). Участвуют в игре «Третий лишний». Д.- По способу извлечения звука. |
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Личностные: расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины. |
Этап самоконтроля, взаимоконтроля. |
Учитель организовывает деятельность по применению новых знаний. Работа в группах с дифференцированными заданиями. (Приложение №2) Оборудование: набор картинок с русскими народными инструментами; схема размещения народных инструментов; р.н.п. «Во поле берёза стояла», «А я по лугу». (Слайд 18) - самопроверка по эталону (на экране расположение групп инструментов русского народного оркестра), вторичное прослушивание мелодий. |
Учащиеся выбирают вариант задания для своей работы: коллаж музыкальных инструментов, р.н.песню; организуют выступление (защиту) своего коллажа, оформляют работу на доске и проверяют по эталону. (Приложение №4) |
Коммуникативные: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Познавательные: поиск и использование в практической деятельности информации о музыке; Регулятивные: планирование собственных действий в процессе решения задач. |
Этап рефлексии. |
Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. Учитель предлагает нарисовать матрёшкам глазки и ротик, которые соответствуют их настроению и заполнить «Лист самооценки». (Приложение №3) Домашнее задание. Учитель предлагает нарисовать дома один из музыкальных инструментов и устроить в классе выставку рисунков. Благодарит всех за урок. |
Учащиеся заполняют «Лист самооценки». Записывают домашнее задание. |
Личностные: понимают значение знаний для человека; Регулятивные: адекватно оценивают свою работу. |
Приложение №1
«Моя Россия»
слова Н. Соловьева, музыка Г. Струве
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Приложение №2
Работа в группах с дифференцированными заданиями:
Задание, вариант №1
1. Прослушать русскую народную песню «Во поле берёза стояла».
2. Выбрать из набора картинок инструменты, которые звучали в этой мелодии.
3. Создать оркестр, разместив русские народные инструменты на свои оркестровые места по эталону.
4. Защита работы: перечислить выбранные инструменты и определить, к каким группам они относятся.
5. Проверка работы. Самооценка.
Задание, вариант №2
1. Прослушать русскую народную песню «А я по лугу».
2. Выбрать из набора картинок инструменты, которые звучали в этой мелодии.
3. Создать оркестр, разместив русские народные инструменты на свои оркестровые места по эталону.
4. Защита работы: перечислить выбранные инструменты и определить, к каким группам они относятся.
5. Проверка работы. Самооценка.
Задание, вариант №3
1. Прослушать русскую плясовую «Кадриль».
2. Выбрать из набора картинок инструменты, которые звучали в этой мелодии.
3. Создать оркестр, разместив русские народные инструменты на свои оркестровые места по эталону.
4. Защита работы: перечислить выбранные инструменты и определить, к каким группам они относятся.
5. Проверка работы. Самооценка.
Приложение №3
Узнал что-то новое |
Я
|
Научился |
Расстроился |
Получил радость |
|
Удивился |
Ничего не понял |
Приложение №4
Приложение №5
Самоанализ урока музыки в 4 классе https://cloud.mail.ru/public/Jow6/4MDe8mSap
Медведева Евгения Геннадьевна
Адамова Нарема Семедовна
Сидорова Татьяна
Анна Ермилова
Пиотрович Наталья Алексеевна