12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Андриянова Елена Борисовна42
Россия, Владимирская обл., Гусь-Хрустальный

Технологическая карта урока

Разработала Андриянова Е.Б., учитель музыки высшей квалификационной категории МКОУ Демидовской СОШ

на основе программы по музыке для 4 класса, авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской в соответствии с ФГОС 2 поколения.

Тема: «Оркестр русских народных инструментов».

Место урока в системе уроков: шестой урок 2 четверти, 4 класс 2 урок в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: организовать деятельность учащихся, направленную на расширение музыкальных интересов путём знакомства с оркестром русских народных инструментов.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

способствовать развитию музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в заинтересованном отношении к русским народным инструментам;

расширить знания в области истории становления в России оркестра русских народных инструментов;

воспитывать чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

создать условия для развития умений устанавливать связь между русскими народными инструментами и устным народным творчеством;

способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, делать необходимые выводы об особенностях оркестра русских народных инструментов;

формировать активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

продолжить формирование вокально-хоровых навыков и навыков слушателя;

актуализировать знания о группах русских народных инструментов;

создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению разновидностей русских народных инструментов.

Музыкальные материалы: русский народный наигрыш «Полянка», хороводная, звучание русских народных инструментов, песня «Моя Россия» слова Н. Соловьева, музыка Г. Струве, презентация.

Основные понятия темы: русские народные инструменты: домра, балалайка, гусли, рожок, жалейка, свирель, трещотки, бубен, ложки, баян, гармонь; оркестр, скоморохи, инструменты: струнные, духовые, клавишно-духовые, ударные.

Оборудование:

компьютер

мультимедийный проектор

экран

фортепиано

интерактивный комплекс (презентация по теме https://cloud.mail.ru/public/MJGh/Hu1hq8YtP ;

игра-закрепление «Музыкальные инструменты русского народного оркестра» и музыкальная игра «Третий лишний», созданные на сайте LearningApps.org )

раздаточный материал: карточки с изображением русских народных инструментов, схема-эталон размещения народных инструментов, листы самооценки.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационно-мотивационный этап

Вход в класс под русский народный наигрыш «Полянка». (Слайд 1) Учащимся предлагается сесть по группам при помощи выбора матрёшек разного цвета (2 группы).

Музыкальное приветствие.

В школе прозвенел звонок,

Он зовет нас на урок!

Много нового узнать,

В путешествие позвать!

У.: Сегодня, ребята, я приглашаю вас вместе со мной и нашими гостями в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?

Получив целевую установку, ребята слушают учителя, приветствуют и отвечают на вопросы учителя.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Личностные:

понимание значения и функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни;

Коммуникативные:

уметь совместно соблюдать правила поведения и общения на уроке, в группе и следовать им.

Этап целеполагания.

У.: А чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам отгадать загадку:

Бубен есть. Трещотка, дудка,

Балалайка, гусли, домра,

Есть баян и вот гармошка,

Даже расписные ложки,

Все играют звонко, дружно,

Слушать их не надоест,

Отгадать, ребята, нужно

Что же это … наш ОРКЕСТР.

У.: Ребята, как вы думаете, о каком оркестре пойдет сегодня речь на нашем уроке? Что такое оркестр? Какие виды оркестра вы знаете?

Ответы детей ( об оркестре и русских народных инструментах, входящих в его состав, их звучании)

- называют тему урока;

- указывают цель урока.

Личностные:

привлечение жизненно-музыкального опыта;

Познавательные:

умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание;

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Этап планирования.

Закрепление.

Чтобы достичь своей цели, что необходимо сделать? (ответы учащихся).

У.: Верно, ребята, сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны звучания народных инструментов, и узнаем когда и кем был создан первый оркестр русских народных инструментов. Итак, тема нашего урока, «Народные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов» (Слайд 2)

У.: С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. Как они появились? Откройте учебник на странице 62 и найдите ответ.

У.: К сожалению, история не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты, но первыми исполнителями на народных инструментах были странствующие, бродячие актеры, потешавшие народ пением и плясками. Как их называли? (Слайд 3), ответ детей – скоморохи.

И только в конце 19 века возник первый Оркестр русских народных инструментов под руководством балалаечника Василия Васильевича Андреева, который после успешных концертов в России и за рубежом получил название «Великорусского оркестра». Важно запомнить, что благодаря В.В. Андрееву народные инструменты сохранились и приобрели популярность. (Слайд 4).

У. - Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.

У. - Я загадаю вам загадки про инструменты русского народного оркестра, и мы услышим, как они звучат.

Слушайте внимательно загадки

и дружно называйте отгадки!

(Слайды 5-15)

У. - Вижу все вы музыканты, уникальные таланты, вот для вас, детвора, музыкальная игра.

Звучит «Хоровод». У. предлагает назвать жанр музыки, какие инструменты солируют? (Слайд 16)

У.: Молодцы, определили ведущие инструменты, именно они являются музыкальными символами России, ведь недаром говорят: балалайка и гармонь разжигают в нас огонь. Это очень важно – знать историю своей Родины. Помнить, любить и уважать традиции своего народа. Ведь от каждого из нас зависит, в какой стране мы будем жить: сильной или слабой, доброй или злой, красивой или нет. Сейчас каждый из вас может объясниться в любви к России. (Слайд 17). Исполнение песни «Моя Россия», авторы: Соловьева Н., Струве Г. (Приложение №1)

У. - Все инструменты русского народного оркестра, как и симфонического можно разделить на четыре группы.

У. - Струнные инструменты.  Почему они так называются?

У. –Духовые инструменты. А им дали такое название почему?

 

У. -  А какие  инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

У. - В русском народном оркестре также есть клавишные духовые инструменты. Почему назвали их именно так?

По наличию времени проводится игра-закрепление «Музыкальные инструменты русского народного оркестра»http://LearningApps.org/watch?v=pbmopiyst16

Постановка проблемной ситуации через игру «Третий лишний».

http://LearningApps.org/watch?v=p34dcghen16

У. - По какой характеристике, какому признаку определили «лишний» инструмент?

Учащиеся составляют план действий по достижению поставленной ими цели; слушают учителя, анализируют информацию и отвечают на вопросы.

 

Работают с учебником.

Ответы детей.

Обучающиеся отгадывают загадки о народных инструментах.

Определяют жанр музыки и солирующие инструменты (хороводная; балалайка и гармонь).

Исполняют песню «Моя Россия».

Д. – Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны.

Д. – Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

Д.Это ударные инструменты.

Д. – Воздух в них поступает благодаря мехам, звук извлекают путем нажатия на клавиши(кнопки).

Участвуют в игре «Третий лишний».

Д.- По способу извлечения звука.

Регулятивные:

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Личностные:

расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины.

Этап самоконтроля, взаимоконтроля.

Учитель организовывает деятельность по применению новых знаний. Работа в группах с дифференцированными заданиями. (Приложение №2)

Оборудование: набор картинок с русскими народными инструментами; схема размещения народных инструментов; р.н.п. «Во поле берёза стояла», «А я по лугу».

(Слайд 18) - самопроверка по эталону (на экране расположение групп инструментов русского народного оркестра), вторичное прослушивание мелодий.

Учащиеся выбирают вариант задания для своей работы: коллаж музыкальных инструментов, р.н.песню; организуют выступление (защиту) своего коллажа, оформляют работу на доске и проверяют по эталону.

(Приложение №4)

Коммуникативные:

формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Познавательные:

поиск и использование в практической деятельности информации о музыке;

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе решения задач.

Этап рефлексии.

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. Учитель предлагает нарисовать матрёшкам глазки и ротик, которые соответствуют их настроению и заполнить «Лист самооценки». (Приложение №3)

Домашнее задание.

Учитель предлагает нарисовать дома один из музыкальных инструментов и устроить в классе выставку рисунков.

Благодарит всех за урок.

Учащиеся заполняют «Лист самооценки».

Записывают домашнее задание.

Личностные:

понимают значение знаний для человека;

Регулятивные:

адекватно оценивают свою работу.

Приложение №1

«Моя Россия»

слова Н. Соловьева, музыка Г. Струве

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная -

Нет земли красивей.

Для меня Россия - белые берёзы,

Для меня Россия - утренние росы.

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная -

Нет земли красивей.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша - это я с друзьями.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная -

Нет земли красивей.

Приложение №2

Работа в группах с дифференцированными заданиями:

Задание, вариант №1

1. Прослушать русскую народную песню «Во поле берёза стояла».

2. Выбрать из набора картинок инструменты, которые звучали в этой мелодии.

3. Создать оркестр, разместив русские народные инструменты на свои оркестровые места по эталону.

4. Защита работы: перечислить выбранные инструменты и определить, к каким группам они относятся.

5. Проверка работы. Самооценка.

Задание, вариант №2

1. Прослушать русскую народную песню «А я по лугу».

2. Выбрать из набора картинок инструменты, которые звучали в этой мелодии.

3. Создать оркестр, разместив русские народные инструменты на свои оркестровые места по эталону.

4. Защита работы: перечислить выбранные инструменты и определить, к каким группам они относятся.

5. Проверка работы. Самооценка.

 

Задание, вариант №3

1. Прослушать русскую плясовую «Кадриль».

2. Выбрать из набора картинок инструменты, которые звучали в этой мелодии.

3. Создать оркестр, разместив русские народные инструменты на свои оркестровые места по эталону.

4. Защита работы: перечислить выбранные инструменты и определить, к каким группам они относятся.

5. Проверка работы. Самооценка.

Приложение №3

Узнал что-то новое

 

Я

 

 


 

Научился

Расстроился


 

Получил радость

Удивился


 

Ничего не понял


 

Приложение №4

 

Приложение №5

Самоанализ урока музыки в 4 классе https://cloud.mail.ru/public/Jow6/4MDe8mSap

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Медведева Евгения Геннадьевна, 22.01.18 в 14:49 0Ответить Пожаловаться
Работа выполнена хорошо! Мастерство на высшем уровне!
Адамова Нарема Семедовна, 22.01.18 в 18:02 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за разработку такого сценария!
Сидорова Татьяна, 25.01.18 в 16:15 0Ответить Пожаловаться
Полноценная качественная работа. Упражнения в системе ДО - поддерживаю.
Анна Ермилова, 21.02.18 в 23:54 0Ответить Пожаловаться
Очень хорошая, методически правильно выстроенная технологическая карта урока. Большим плюсом хотелось бы отметить наличие всех приложений к уроку. Это хорошее подспорье в работе. Ведь зачастую педагоги не уделяют должного внимания таким нюансам. Спасибо за ваше творчество!
Пиотрович Наталья Алексеевна, 15.08.21 в 09:52 0Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное за предоставленный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.