Проект «Семейное музицирование как культурная ценность современного общества»
Семейное музицирование как культурная ценность современного общества Проект выполнила: учитель музыки Бухарова Зульфия Эльмировна МБДОУ Детский сад «Василёк» МБДОУ Детский сад «Василёк» «Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою». Бертольд Ауэрбах
АКТУАЛЬНОСТЬ Существование в обществе культурных традиций служит признаком сохранения культуры, нравственности и преемственности поколений. Если рассматривать традицию в узком понимании – это сохранение и передача ценностей. Проблема сохранение традиций, одна из актуальных проблем нашего времени.
Семейное музицирование, являясь частью культурной традиции, входило в систему требований к личности образованного человека в России XVIII в. – начало XX века. Традиции, по мнению Д. С. Лихачева, играют незаменимую роль в культуре. Благодаря исследованиям по этой проблеме И. В. Анненковой, Ю. М. Лотмана, Л. В. Матвеевой, Л. Л. Мельниковой, известно, что в России на протяжении XVIII – XIX столетий сложилась классическая дворянская модель семейного воспитания, неотъемлемой составляющей которой являлось музыкальное искусство. Семейное музицирование, являясь частью культурной традиции, входило в систему требований к личности образованного человека в России XVIII в. – начало XX века. Традиции, по мнению Д. С. Лихачева, играют незаменимую роль в культуре. Благодаря исследованиям по этой проблеме И. В. Анненковой, Ю. М. Лотмана, Л. В. Матвеевой, Л. Л. Мельниковой, известно, что в России на протяжении XVIII – XIX столетий сложилась классическая дворянская модель семейного воспитания, неотъемлемой составляющей которой являлось музыкальное искусство. К сожалению, в настоящее время такая область семейного воспитания и обучения, как домашнее музицирование, в России почти утрачена.
ПРОБЛЕМА Результатом технического прогресса стало появление разнообразных средств воспроизведения музыкального материала, что во многом способствует «потреблению» музыки, нежели ее «живому» воспроизведению и осмыслению. Во многих семьях, где ребенок получает музыкальное образование, весь процесс музыкального воспитания полностью возлагается на образовательное учреждение. Родители в силу различных причин устраняются от участия в этом процессе, тем самым лишая себя и своего ребёнка радости духовной близости в совместном творчестве.
ПРИЧИНЫ ВЫЯВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ Низкая мотивация к домашнему музицированию у родителей и их детей Отсутствие понимания родителями важности музицирования с детьми Нет компетенции у родителей по развитию интереса к музицированию у собственных детей
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ Воспитанники детских садов разных возрастных групп, их родители
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Формирование традиций домашнего музицирования в семьях воспитанников детских садов в течение учебного года.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Приобщить обучающихся и их родителей к регулярному домашнему музицированию; Оказать методическую помощь родителям, повысить их компетентность в области домашнего музицирования; Создать комфортную среду общения семьи в стенах детского сада, способствующую укреплению и развитию семейных отношений, повысить интерес к домашнему музицированию, объяснив родителям всю важность и актуальность этой древней традиции
МЕРОПРИЯТИЯ Задача Мероприятия Сроки 1. Приобщить обучающихся и их родителей к регулярному домашнему музицированию Занятие по музицированию совместно с родителями Мастер-класс по созданию музыкальных инструментов своими руками в домашних условиях Онлайн-концерт Сентябрь 2022 г. Октябрь 2022 г. Ноябрь-декабрь 2022 г. 2. Оказать методическую помощь родителям, повысить их компетентность в области домашнего музицирования 1. Разработка правил домашнего музицирования 2. Разработка методических рекомендаций, мультимедийных пособий для родителей 3. Совместное выступление детей и родителей Сентябрь-октябрь 2022 г. Октябрь 2022 г. Ноябрь-декабрь 2022 г.
Задача Мероприятия Сроки 3. Создать комфортную среду общения семьи в стенах детского сада, способствующую укреплению и развитию семейных отношений, повысить интерес к домашнему музицированию, объяснив родителям всю важность и актуальность этой древней традиции 1. Семейные музыкальные вечера, викторины, конкурсы 2. Конкурс «Музыкальный перезвон» 3. Музыкальный флеш-моб «Повторяй-ка» 4. Выставка-конкурс самодельных музыкальных инструментов Сентябрь-май 2022 г. Февраль 2022 г. Март 2022 г. Апрель 2022 г.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА Приобщение воспитанников и родителей к регулярному домашнему музицированию Привлечение родителей к регулярному посещению музыкальных занятий, повышение их компетентности в области домашнего музицирования Информационно-педагогическая база для родителей по развитию интереса к музицированию у детей, включая в себя: методические материалы для родителей, аудио и видеоматериалы Комфортная среда общения семьи в стенах детского сада, способствующая укреплению и развитию семейных отношений, в том числе проведение семейных музыкальных вечеров, конкурсов, викторин.
Критерии результативности Музыкальная активность родителей и детей компетентность родителей в области музицирования роль совместных занятий в детском саду в формировании интереса к музицированию и возрождению его традиций Востребованность методических пособий и интернет-ресурсов, как консультанта и информационного ресурса Регулярность домашнего музицирования в семьях
Ресурсы Информационный ресурс (интернет) Методический ресурс (опыт организации домашнего музицирования, наличие учебно-методических материалов, аудио и видеоматериалов); Кадровый ресурс (учителя музыки) Материально-технический ресурс (компьютерное оборудование)