Проект урока ОРКСЭ «Семья. Семейные ценности»
Проект урока
Тема урока: Семья. Семейные ценности.
Учитель: Васильева Светлана Иннокентьевна
Класс: 4 «а» МБОУ «СОШ №12»
УМК «Школа России»
Дата:18.04. 2021
Предмет: курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: «Основы мировых и религиозных культур»
Тип урока: урок введения новых знаний
Цели: Формирование образовательных компетенций учащихся Iступени через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Задачи:
Предметные: - Раскрыть и конкретизировать понятие «семья», «дружная семья», «семейные ценности». Показать, как традиционные религии России относятся к семье, подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают. Выявить особенности семьи, обратить внимание на характерные особенности этого института.
Метапредметные: -Развивать умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование), сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, способствовать развитию коммуникативных качеств. Формировать уважительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье. Формировать умение взаимодействия в статичных группах.
Личностные: – Воспитывать любовь и уважение к своей семье. Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру. Формирование у учащихся стремления помогать семье во всем; пробуждение в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.
Методы:
Компьютерного обучения,
Развивающего обучения
Деятельностного подхода в обучении (познание идет от ученика)
Словесно-продуктивной (на этапе рефлексия)
Личностно-ориентированного обучения (каждый ребенок сможет ответить)
Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстрационный материал, карточки с заданиями, учебное пособие А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур»
I. Организация учебной деятельности (психологический настрой)
Дети заходят под музыку в класс, встают около своих мест. Здравствуйте! Мы рады приветствовать гостей в нашей Дружной семейке 4 «в» класса. (1 слайд)
Но для начала давайте в группах возьмемся за руки и поприветствуем друг друга словами:
Доброе утро людям и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам. (2 слайд)
Давайте улыбнемся новому дню и поприветствуем друг друга улыбкой.
II. Подготовка к изучению нового материала
Послушайте загадку.
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я
Что это? (Семья) (3 слайд)
III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей.
- О чем сегодня будем говорить? (Сегодня на уроке мы будем говорить о самом важном, что есть в жизни человека…Это его семья и о семейных ценностях в различных религиях) (4 слайд)
Составим план урока:
Выясним, что мы знаем о семье.
С помощью дополнительной литературы узнаем о значении семьи в различных религиях.
Применим знания в группах.
Подведем итог.
IV. Решение учебной задачи
- Что такое в вашем понимании семья? (ответы детей).
Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья».
Словарь Ожегова С.И.: (5 слайд)
Это группа живущих вместе близких родственников;
Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.: (6 слайд)
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.
Как появилось слово «семья» мы узнаем из стихотворения (Чтение стихотворения детьми)
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
“Кто деток родит мне, богиня моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто их воспитает, царица моя”?
И Ева коротко ответила “я”
“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
И Ева все так же ответила “я”
“Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!”
“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…
Сказала она знаменитых семь “я”
Вот так на земле появилась семья.
Что же такое семья?
- А вот, что написали о семье Василина и Лиза… (слайд 7)
- Скажите,а что самое главное в семье? (Ответы детей) (Слайд 10)
- Как вы думаете, на чём держится семья? (Семейные ценности)
Сейчас об одной из ценностей мы узнаем из притчи
Чтение и обсуждение притчи. (Слайд 8)
«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…
Какое это слово? («ПОНИМАНИЕ».) (Слайд 9)
Работа в группах.
Каждая группа выдвигает свои предположения.
(10 слайд) Международный день семьи.
V. Изучение нового материала Работа с учебником. ( стр. 74-75)
- Семья в православии (2-5 абзац) Чтение детьми (Слайд 11-12)
- Какую роль играет семья в вашей жизни?
Семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья в православии часто именуется Церковью, только не большой, в которой есть епископы и священники, а маленькой, малой, но тоже - Церковью. Первые христиане часто и свои храмы устраивали в жилищах и только потом стали строить для них специальные здания.
В семье неизбежно реализуется закон, который по самому строю семейной жизни является законом и для Церкви и который зиждется на словах Христа Спасителя: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» и на дополняющих их словах апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. То есть в основе семейных отношений – жертва одного ради другого. Такая любовь, когда не я в центре мира, а тот, кого я люблю. И это добровольное удаление себя из центра Вселенной есть непременное условие для полноценной жизни христианской семьи.
Семья, в которой любовь как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом и в которой один ради другого себя во всем стесняет, ограничивает, отказывается от чего-то, для себя желаемого, – это и есть малая Церковь.
- Как должны жить люди в христианском браке?_
Иудаизм (6 абзац) (Слайд 13-14)
В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой.
- О чем узнали?
Ислам (7-9 абзац) (Слайд 15-16)
Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».
– Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)
-Что узнали о воспитании детей в мусульманских семьях?
Буддизм (17-18 абзац) (Слайд 17-18)
В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.
- Что отличает семью в буддизме?
VI.Физкультминутка
Закрепление основных понятий.
Скажите, дети, какая семья называется дружной?( Слайд 19-20)
(Дети называют признаки дружной семьи). О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.
Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба
работа в группе «Сплети венок»
Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы. (Слайд 21)
(Работа в парах)
А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство. |
Ответ: -Члены семьи любят и уважают друг друга;
- живут в одной квартире;
- распределяют деньги на покупки в хозяйство;
- вместе отдыхают и проводят свободное время; -
занимаются домашним хозяйством. ( заполните схему на столах)
Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи.
А чем семья отличается от другой группы людей?
Можно ли наш класс назвать семьей?
У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений.
Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.
VII.Закрепление и контроль (Слайд 22)
–Ответь на вопросы
1.В христианстве семью часто называют … «малой Церковью»
2.Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед не женатым
3.Одна из 10 библейских заповедей гласит …. «Почитай отца и мать»
4.Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь
5.В православной традиции венчание – …одно из важнейших таинств
6.Как в иудаизме воспринимается создание семьи и продолжение рода … как заповедь, данная ещё Адамом и Евой
7.Брак в исламе считается … обязательством перед Богом
8.Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.
VIII. Итог урока.
– Почему в православии семью называют малой Церковью?
– Как должны жить люди в христианском браке?
– Какое значение имеет брак в иудаизме и исламе?
– В чём состоит значение брака в буддизме?
IX. Рефлексия.
– Что самое интересное было в уроке?
Мама и папа для меня самые…
Я доверяю свои тайны…
Свою семью я считаю….
Родным я хочу пожелать…
Вы сегодня на уроке нашли пусть и маленькое, но солнце своей семьи.
Напишите на желтых лучиках теплое пожелание своей семье.
- А мне хочется, что бы наша Дружная семейка просуществовала до 11 класс и вручить вам правила заботливого и любящего сына и дочери.
«Правила заботливого и любящего сына (дочери)»
Настоящий сын и дочь берегут покой родителей.
Настоящий сын и дочь заботятся о благе своей семьи.
Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
Не вступайте в пререкания со старшими.
Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.
Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.
Не делайте того, что осуждают старшие, - ни на их глазах, ни где-либо ещё.
Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.
Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у неё никого нет, кроме тебя.
Напоследок, я хочу, прочитать вам стихотворение.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет,
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
X. Домашние задание.
Поговорить с родителями о ценностях своей семьи.
Подобрать пословицы о семье.
Написать сочинение о своей семье.
7