Проект урока ОРКСЭ «Семья. Семейные ценности»

2
0
Материал опубликован 16 January 2022 в группе

Проект урока

Тема урока: Семья. Семейные ценности.

Учитель: Васильева Светлана Иннокентьевна

Класс: 4 «а» МБОУ «СОШ №12»

УМК «Школа России»

Дата:18.04. 2021

Предмет: курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: «Основы мировых и религиозных культур»

Тип урока: урок введения новых знаний

Цели: Формирование образовательных компетенций учащихся Iступени через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

Задачи:

Предметные: - Раскрыть и конкретизировать понятие «семья», «дружная семья», «семейные ценности». Показать, как традиционные религии России относятся к семье, подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают. Выявить особенности семьи, обратить внимание на характерные особенности этого института.

Метапредметные: -Развивать умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование), сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, способствовать развитию коммуникативных качеств. Формировать уважительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье. Формировать умение взаимодействия в статичных группах.

Личностные: Воспитывать любовь и уважение к своей семье. Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру. Формирование у учащихся стремления помогать семье во всем; пробуждение в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.

Методы:

Компьютерного обучения,

Развивающего обучения

Деятельностного подхода в обучении (познание идет от ученика)

Словесно-продуктивной (на этапе рефлексия)

Личностно-ориентированного обучения (каждый ребенок сможет ответить)

Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстрационный материал, карточки с заданиями, учебное пособие А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур»










Проект урока


I. Организация учебной деятельности (психологический настрой)

Дети заходят под музыку в класс, встают около своих мест. Здравствуйте! Мы рады приветствовать гостей в нашей Дружной семейке 4 «в» класса. (1 слайд)

Но для начала давайте в группах возьмемся за руки и поприветствуем друг друга словами:

Доброе утро людям и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам. (2 слайд)

Давайте улыбнемся новому дню и поприветствуем друг друга улыбкой.

II. Подготовка к изучению нового материала

Послушайте загадку.

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я

Что это? (Семья) (3 слайд)

III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей.

- О чем сегодня будем говорить? (Сегодня на уроке мы будем говорить о самом важном, что есть в жизни человека…Это его семья и о семейных ценностях в различных религиях) (4 слайд)

Составим план урока:

Выясним, что мы знаем о семье.

С помощью дополнительной литературы узнаем о значении семьи в различных религиях.

Применим знания в группах.

Подведем итог.


IV. Решение учебной задачи

- Что такое в вашем понимании семья? (ответы детей).

Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья».

Словарь Ожегова С.И.: (5 слайд)

Это группа живущих вместе близких родственников;

Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.: (6 слайд)

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

Как появилось слово «семья» мы узнаем из стихотворения (Чтение стихотворения детьми)


Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

Что же такое семья?

- А вот, что написали о семье Василина и Лиза… (слайд 7)

- Скажите,а что самое главное в семье? (Ответы детей) (Слайд 10)


- Как вы думаете, на чём держится семья? (Семейные ценности)

Сейчас об одной из ценностей мы узнаем из притчи

Чтение и обсуждение притчи. (Слайд 8)

«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…

Какое это слово? («ПОНИМАНИЕ».) (Слайд 9)


Работа в группах.

Каждая группа выдвигает свои предположения.

(10 слайд) Международный день семьи.


V. Изучение нового материала Работа с учебником. ( стр. 74-75)

- Семья в православии (2-5 абзац) Чтение детьми (Слайд 11-12)

- Какую роль играет семья в вашей жизни?

Семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья в православии часто именуется Церковью, только не большой, в которой есть епископы и священники, а маленькой, малой, но тоже - Церковью. Первые христиане часто и свои храмы устраивали в жилищах и только потом стали строить для них специальные здания.

В семье неизбежно реализуется закон, который по самому строю семейной жизни является законом и для Церкви и который зиждется на словах Христа Спасителя: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» и на дополняющих их словах апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. То есть в основе семейных отношений – жертва одного ради другого. Такая любовь, когда не я в центре мира, а тот, кого я люблю. И это добровольное удаление себя из центра Вселенной есть непременное условие для полноценной жизни христианской семьи.

Семья, в которой любовь как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом и в которой один ради другого себя во всем стесняет, ограничивает, отказывается от чего-то, для себя желаемого, – это и есть малая Церковь.


- Как должны жить люди в христианском браке?_


Иудаизм (6 абзац) (Слайд 13-14)

В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой.

- О чем узнали?


Ислам (7-9 абзац) (Слайд 15-16)

Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».

Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

-Что узнали о воспитании детей в мусульманских семьях?


Буддизм (17-18 абзац) (Слайд 17-18)

В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.

- Что отличает семью в буддизме?


VI.Физкультминутка

Закрепление основных понятий.

Скажите, дети, какая семья называется дружной?( Слайд 19-20)

(Дети называют признаки дружной семьи). О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.




Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба


работа в группе «Сплети венок»


Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы. (Слайд 21)

(Работа в парах)

А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

Ответ: -Члены семьи любят и уважают друг друга;

- живут в одной квартире;

- распределяют деньги на покупки в хозяйство;

- вместе отдыхают и проводят свободное время; -

занимаются домашним хозяйством. ( заполните схему на столах)

Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи.

А чем семья отличается от другой группы людей?

Можно ли наш класс назвать семьей?

У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений.

Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.

VII.Закрепление и контроль (Слайд 22)

Ответь на вопросы

1.В христианстве семью часто называют … «малой Церковью»

2.Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед не женатым

3.Одна из 10 библейских заповедей гласит …. «Почитай отца и мать»

4.Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь

5.В православной традиции венчание – …одно из важнейших таинств

6.Как в иудаизме воспринимается создание семьи и продолжение рода … как заповедь, данная ещё Адамом и Евой

7.Брак в исламе считается … обязательством перед Богом

8.Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.

VIII. Итог урока.

Почему в православии семью называют малой Церковью?

Как должны жить люди в христианском браке?

Какое значение имеет брак в иудаизме и исламе?

В чём состоит значение брака в буддизме?

IX. Рефлексия.

Что самое интересное было в уроке?

Мама и папа для меня самые…

Я доверяю свои тайны…

Свою семью я считаю….

Родным я хочу пожелать…

Вы сегодня на уроке нашли пусть и маленькое, но солнце своей семьи.

Напишите на желтых лучиках теплое пожелание своей семье.


- А мне хочется, что бы наша Дружная семейка просуществовала до 11 класс и вручить вам правила заботливого и любящего сына и дочери.

«Правила заботливого и любящего сына (дочери)»

Настоящий сын и дочь берегут покой родителей.

Настоящий сын и дочь заботятся о благе своей семьи.

Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.

Не вступайте в пререкания со старшими.

Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.

Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.

Не делайте того, что осуждают старшие, - ни на их глазах, ни где-либо ещё.

Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.

Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у неё никого нет, кроме тебя.

Напоследок, я хочу, прочитать вам стихотворение.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет,

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

X. Домашние задание.

Поговорить с родителями о ценностях своей семьи.

Подобрать пословицы о семье.

Написать сочинение о своей семье.

7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.