Проект «Шагаем по просторам Алтая»
Проект «Шагаем по просторам Алтая»
Описание проекта
Название проекта: «Шагаем по просторам Алтая»
Тема проекта: Объекты для экотуризма в Алтайском крае.
Авторы проекта: воспитатели частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №181 ОАО «РЖД» Молостова Ю.В., Алимеева О.А.
Сроки реализации проекта май – июль 2016 года
Участники проекта: педагоги, воспитанники старшей группы, родители воспитанников
Цель проекта: Создание условий для объединения детей и взрослых в поисково-творческой деятельности по изучению основ экотуризма в Алтайском крае.
Задачи проекта:
Способствовать расширению представлений детей о туризме, его видах.
Помочь участникам проекта приобрести первоначальные туристические навыки.
3. Способствовать расширению представлений участников проекта о самых известных природных объектах Алтая, подходящих для экотуризма с детьми (название, географическое положение, особенность), помочь увидеть их уникальность и значимость для экологии.
4. Способствовать ознакомлению участников проекта с правилами бережного отношения к объектам природы.
5. Побудить к практическому применению полученных знаний.
Актуальность проекта.
Алтай является одним из самых уникальных мест в России. Привлекает множество туристов со всех частей нашей страны, в том числе с детьми. В ходе бесед с семьями воспитанников было выяснено, что многие из них уже посещали туристические места в Алтайском крае и Республике Алтай и собираются посетить их снова. Дети и родители проявляют большой интерес к изучению природных объектов Алтайского края и его экосистемы.
1.9. Описание проблемы
В результате встает необходимость обеспечения детей и взрослых информацией и обучение приемам сохранения естественной красоты объектов природы, грамотному использованию полезных свойств растений, открытию новых объектов для туризма. Чтобы будущие поездки проходили для семей воспитанников интересно, полезно, а для окружающей среды благоприятно.
Календарный план реализации проекта по этапам
Месяц/неделя | | ||
Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями (социальными партнёрами) | |
1 этап Подготовительный «Кто такие туристы?» | |||
Май 1-4 неделя | Беседа «Кто такие туристы?» (заполнение модели трех вопросов) Беседа «Что я хочу узнать о туризме?» (планирование деятельности по проекту, заполнение «паутинки») Беседа «Как путешествуют туристы?» (знакомство с видами туризма) Беседа «Наша Родина – Алтай!» | Рассматривание альбома «Виды туризма» Рассматривание физической карты Алтайского края | Анкетирование родителей на тему «Организация семейного отдыха» Привлечение родителей и специалистов к заполнению «паутинки» проекта Привлечение родителей к сбору наглядно-тематического материала по теме «Природа Алтайского края» |
2 этап Основной «Туристы на учении» | |||
Июнь 1-3 неделя | НОД «Что возьмем с собой в поход?» «Ориентировка по карте» «Первая помощь в походе» Игра-эстафета «К походу готов!» (обобщающее) Беседа «Как укладывать рюкзак?» «Как установить палатку?» «Костер в походе» «Туристические должности в походе» Дидактические игры «Рюкзаки туристы взяли» «Походная аптечка» Игры на местности Подвижные игры на местности «Сколько шагов до дерева?» «Добеги до знака» «Узкая тропинка» Разучивание туристических «речевок» Туристическая прогулка по экологической тропе ДОУ Чтение И.Новикова «Пес Кузьма не едет в город» | Изготовление коллажа из журналов «Собираемся в поход» Изготовление значков походных должностей Сюжетно-ролевые игры «На привале» «В походе» Рассматривание альбомов «Опасные растения в лесу» «Насекомые» «Вежливое поведение на природе» «Что нужно в походе туристу?» | Консультация для родителей «Полезные прогулки» Информационные папки – передвижки для родителей «На природу всей семьей» «Что такое экотуризм?» Выпуск информационных буклетов для родителей «Вкусная пища на костре» «Сигналы опасности природы (шипы, колючки, яркая окраска и т.д.)» Изготовление лэпбуков (информационных книжек) с детьми по теме проекта |
Июнь 4неделя – Июль 1-3 неделя | 2 этап Основной «Тропинками туристов» | ||
НОД «Алтай – чудесный край!» «Тайны Алтайских гор» «Очень любим лес чудес!» Дидактические игры «Венок» (цветы алтайских полей) «Кто где живет?» (классификация животных по месту обитания) « Чтение «Легенды Алтайских гор» Выступления детей с рассказом о своем путешествии с семьей по местам Алтайского края и Республики Алтай Акция «Вежливый турист» (Изготовление участниками проекта природоохранных знаков и размещение их на экологической тропе ДОУ) Создание макета «Алтай для туристов» | Предложить рассмотреть книгу с фотографиями В. Садчикова «Алтай» Рассматривание репродукций картин о природе Алтая из каталога – альбома «Коллекция С.Хачатуряна» Предложить детям выразить в рисунках свои впечатления от семейных поездок на природу. | Предложить родителям оформление совместно с детьми походных стенгазет «Путешествуем семьей» Привлечь к участию в фотовыставке «Золотые места Алтая»
Совместное заполнение альбома «Заметки туристов об Алтае» Участие в Акции «Вежливый турист» | |
Июль 4 неделя | 3 этап Заключительный «Туристический слет» | ||
Обустройство туристической зоны на участке (создание водоема, обустройство «зоны отдыха» с гамаком, имитация костра и т.д.) Квест-игра «Тайна Алтайских гор» | | Участие в квест-игре. Фоторепортаж по итогам проекта. |
Ожидаемые результаты реализации проекта
Дети проявляют познавательный интерес к объектам природы.
Проявляют желание общаться с природой, наблюдают за природными явлениями, объектами природы.
Знают название известных природных объектов Алтайского края, их отличительные признаки.
Имеют представление о видах туризма и содержании туристической деятельности.
Понимают и обосновывают необходимость бережного отношения ко всем объектам природы.
Имеют навыки экологически грамотного поведения в природе.
Имеют навыки безопасного поведения в природе.
Имеют первоначальные туристические навыки.
Могут прогнозировать некоторые последствия своих действий по отношению к окружающей среде.
Проявляют инициативу и желание участвовать в практической деятельности экологической направленности.
Родители проявляют заинтересованность в вопросах экологического воспитания детей.
Проявляют творческую инициативу и желание участвовать в совместной деятельности.
Литература
«От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М., Мозаика – Синтез, 2014
Меремьянина О.Р., Суворова С.А. Давайте сохраним: учебно-методическое пособие по краеведению – Барнаул: АКИПКРО, 2007.
«Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий» авт.-сост. Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008