Проект «Сибирские сказания» (Номинация «Методическое пособие»)

0
0
Материал опубликован 17 October в группе


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Искитимского района Новосибирской области

детский сад комбинированного вида «Журавлик» ст. Евсино

t1760711268aa.gif

633220 Новосибирской области, Искитимский район

Ст. Евсино, ул. Мира, 4а, тел(факс): (383-43)7-67-73

e-mail: mdou.guravlik.evsino@mail.ru











Проект

«Сибирские сказания»

(Номинация «Методическое пособие»)















Разработала воспитатель:

Смолякова Наталья Александровна



Ст. Евсино – 2022 г.



АННОТАЦИЯ

Проект «Сибирские сказания» предназначен для детей подготовительной к школе группы. Цель которого привить любовь и уважение к своему родному краю, к Сибири.

Познание Сибири происходит не только через образовательные занятия, беседы, а также через просмотр мультфильмов, снятых по сибирским народным сказкам.

В проекте используется здоровьесберегающая технология «Сказкотерапия» и игровая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», что делает процесс обучения дошкольников привлекательным и доступным для понимания.

Данный проект может использоваться как в дошкольных учреждениях, так и в начальной школе в форме проектной деятельности и дополнительной образовательной деятельности.







































Оглавление



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА 6

Методы и приёмы 6

Ожидаемые результаты 6

Перспективный план проектной деятельности 7

2.4 Продукт проекта 11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 20

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 22

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 39

































1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Актуальность проекта:

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

В Законе «Об образовании Российской Федерации» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.

С введением в дошкольное образование ФГОС ДО, среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.

Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании детей. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Обращение к Сибирским сказкам — это возможность формировать гармонично развитую личность, способную воспринимать ценности своей нации, чувство национального самосознания в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны.

Новизна: заключается в том, что дошкольники узнают о Сибири не только через образовательные занятия, беседы, а ещё через народный сибирский фольклор: сказки, песни, мультфильмы.

Сибирские сказки – развивающая этносреда, в которой ребёнок может всесторонне гармонично развиваться.

А использование «Сказкотерапии» и игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» повышает познавательную мотивацию детей и закрепляет полученные знания.

Проблема: В современном дошкольном образовании особая роль отводится народной художественной культуре, а сказки народов Сибири не заслужено забыты.

Вид проекта: познавательно - исследовательский

Тип проекта: групповой.

Длительность проекта: долгосрочный 4 месяца

Форма реализации проекта: совместная познавательно- исследовательская деятельность воспитателя, воспитанников и родителей.

Участники проекта: воспитатели и дети подготовительной группы, родители.

Проблемные вопросы:

- Что такое - Сибирь?

- Коренные народы Сибири, их быт и культура?

- Как через сказку познать Сибирь?

Цель:

Осуществление комплексного подхода к развитию социально – личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста через патриотическое воспитание, приобщение к истории и культуре Сибири, местным традициям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи:

Образовательные:


- Формировать познавательный интерес к культуре и быту сибирских народов у детей через национальные игры, песни, танцы, просмотр мультфильмов снятых по сибирским народным сказкам, чтении художественной литературы;

- Познакомить детей с выдающимися людьми Сибири, дать представление о том, что окружающая среда влияет на самого человека, его восприятие мира.


Воспитательные:

- Воспитывать добрые чувства к традициям и культуре народов Сибири;

- Воспитывать уважение к разным национальностям, воспитывать толерантность.

Развивающие:

-Развивать слуховое и зрительное внимание, образное воображение, мышление, память;

- Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой;

-Закреплять умение внимательно воспринимать познавательную информацию в ходе образовательной деятельности, делать обобщающие выводы;






2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

2.1 Методы и приёмы:

- Просмотр мультфильмов снятых по сибирским народным сказкам;

- Образовательные занятия по сказкотерапии;

-Чтение народных сибирских сказок;

- НОД;

- Конструктивно-модельная деятельность: моделирование объектов, сказочных персонажей и иллюстраций к сказкам с помощью игровых пособий В.В. Воскобовича;

- Познавательные беседы;

- Слушанье национальной музыки;

- Национальные игры малой и большой подвижности;

- Театрализованная деятельность

2.2 Ожидаемые результаты проекта:

для детей

- Дети проявляют интерес к истокам сибирской народной культуры;

- Интересуется устным народным творчеством: песнями, обрядами, сказками

- Обогащён словарный запас детей национальными названиями края, предметами быта, одежды, ремёсел, символикой;

- Знаком с выдающимися людьми, прославившим Сибирь, испытывает чувство гордости;

- Дети толерантно относятся к людям разных национальностей.

Для педагога

-Повышение теоретического уровня и профессионализма в вопросе развития социально – личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание;

-обогащение предметно – пространственной развивающей среды,

-Создание комплекса методических материалов по патриотическому воспитанию старших дошкольников с использованием технологии «Сказочные лабиринты игры»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.



2.3 Перспективный план проектной деятельности

«Сибирские сказания»

Форма проведения. Тема.

Цель. Задачи.

1. Занятие НОД «Сибирь- мой край родной»

Вводное занятие. Развить у детей познавательный интерес к изучению истории Сибири.

-Познакомить с разнообразием народностей Сибири: бурятами, ненцами, хантами, манси, хакасами, чукчами, эвенками и т.д.

1 Блок «Знакомство с Алтаем»

1.Занятие НОД «Алтай -золотой край»

(Приложение 1)

- Расширять кругозор детей при ознакомлении с социальным миром, природой, культурными ценностями Алтайского края;

- Формировать знания детей о достопримечательностях, природе, национальной принадлежности народов Алтая.

2. Подвижная алтайская игра «Песня хлебороба»

Через игру познакомить детей с особенностями быта народов Алтая.

3. Просмотр мультфильма снятого по одноимённой алтайской сказке «Лягушка и муравьи»

Через просмотр мультфильма приобщить детей к культуре и быту алтайского народа.

4. Занятие с использованием сказкотерапии «Лягушка и муравьи»

(по технологии В.В. Воскобовича)

- Воспитывать любовь к сибирским народным сказкам, умению находить смысл сказки;

- Способствовать формированию эмоционального отношения к сказочным героям их поступкам, осмысливание отношений между героями;

- Сформировать навык выкладывания изображения сказочных персонажей по предложенной схеме.

5. Занятие НОД «Знакомство с Таракаем - художником Алтая»

-Познакомить со знаменитым художником современником – отшельником Николаем Чепоковым (Таракаем), прославившим Алтайский край;

-Развивать умение видеть в обычных вещах что-то волшебное, необычное.

6. Чтение алтайских народных сказок «Сто умов», сказке «Ак-Чечек – Белый цветок»

Приобщение через художественную литературу к культуре и быту алтайского народа.

7. Моделирование персонажей сказки, «Ак-Чечек – Белый цветок» из игр В.В. Воскобовича «Чудо-Крестики 2,3»,

-Развивать образное воображение, умение моделировать сказочный образ исходя из характера героя.

8. Театрализованная деятельность по алтайской народной сказке «Ак-Чечек – Белый цветок»

(Приложение 2) ссылка на сказку

-Развитие театральных способностей у детей.

8. Беседа «Знакомство с А. Розенбаумом, слушанье стихотворения в исполнении автора «Ах, какая колдовская стоит красота»

- Поэтическим языком передать любовь автора к красотам Алтая, Алтайского края.

9. Подвижная алтайская игра «Ручейки и озёра»

Через игру познакомить детей с особенностями быта народов Алтая.

2. Блок. «Знакомство с Новосибирской областью»

Занятие НОД «Моя малая Родина - Новосибирск»

Моделирование моста через реку Обь;

Моделирование «Театра кукол» из игр Воскобовича

(Приложение 3)

-Уточнить представления детей о родном городе, познакомить с некоторыми достопримечательностями;

-Развивать логическое мышление, навыки конструирования, образное восприятие города, его достопримечательностей.

Беседа «Знакомство с Новосибирским писателем В.В Шамовым и его Городовичком»

-Знакомство с нашим современником и его сказками.

Чтение авторских сказок В. Шамова «Четыре бороды», «Появление Красного проспекта», «Говорящий Елец»

- Через художественную литературу рассказать детям историю появления г. Новосибирска.

Конструктивно-модельная деятельность: моделирование «Часовни св. Николая» из д/п «Чудо-крестики» В.В. Воскобовича

-Развитие конструкторских способностей, мышления и мелкой моторики.

НОД «Коренные народы Новосибирской области или путешествие на машине времени»



(Приложение 4)

- Познакомить детей с народами, населяющими Новосибирскую область: ханты, манси, телеуты, алтайцами, татарами;

-Воспитывать любовь к родному краю.

6.Подвижная народная игра народов ханты и манси «Белый шаман»

Через игру познакомить детей с культурой народов ханты и манси - шаманизмом, когда-то населяющих территорию Новосибирской области.

Слушанье народной музыки хантов и манси «Северное сияние»

- Развивать слух ребёнка, умение различать гортанное пение;

- Познакомить с музыкальными инструментами: бубном и варганом.

Просмотр мультфильма по мотивам сказки «Два охотника» народов ханты и манси.

Через просмотр мультфильма приобщить детей к культуре и быту народа.

Конструктивно-модельная деятельность: моделирование иллюстраций к сказке «Два охотника» с помощью пособий В. В. Воскобовича: «Коврограф «Ларчик», «Чудо-Крестики 2,3»

- Развитие художественного вкуса, воображения, умение создавать образ сказочного героя, зная его характер, используя игры Воскобовича.

Виртуальная экскурсия по краеведческому музею г. Новосибирска «Сибирь в древности»

-Показать комплексную картину жизни целых регионов: скотоводов-кочевников, Земледельцев, охотников и рыболовов в таёжных зонах, оленеводах.

3 Блок «Знакомство с Красноярским краем»

Беседа «Красноярский край»

- Познакомить детей с Красноярским краем, его народами.

Просмотр мультфильма по мотивам народов полуострова Таймыр «Как помирились Солнце и Луна»

Через просмотр мультфильма приобщить детей к культуре и быту народа.

Занятие (сказкотерапия) по мультфильму «Как помирились Солнце и Луна»

- Воспитывать любовь к сибирским народным сказкам, умению находить смысл сказки;

- Способствовать формированию эмоционального отношения к сказочным героям их поступкам, осмысливание отношений между героями;


Знакомство с народными играми эвенков:

-«Кто перетянет» (тангматкан),

-«Наперсток спрячем» (уняптунма дяякат).

-Через игру подвести детей к пониманию быта и культуры древних жителей Красноярского края – эвенков.

Знакомство с народными играми юкагиров:

- «Прыжки через шапки».

- «Оленьи скачки»

-Через игру подвести детей к пониманию быта и культуры древних жителей Красноярского края – юкагиров.

Вывод: через игры дети учатся подражать взрослым, готовят себя к будущей взрослой жизни.

Чтение эвенских народных сказок:

- «Два слабых и один сильный»,

- «Ивуль»

- Через художественную литературу показать быт и культуру эвенского народа.

Просмотр ненецкой сказки «Кукушка»

Через просмотр мультфильма приобщить детей к культуре и быту народа.

Занятие «сказкотерапия» по сказке «Кукушка»

-моделирование иллюстраций к сказке из игр В.В. Воскобовича «Чудо-Крестики 2,3»

(Приложение 5)

- Воспитывать любовь к ненецким народным сказкам, умению находить смысл сказки;

- Способствовать формированию эмоционального отношения к сказочным героям их поступкам, осмысливание отношений между героями;

Блок 4. «Знакомство с Прибайкальским краем»

1. НОД «Путешествие на озеро Байкал»

-Познакомить с разнообразием животного и растительного мира Прибайкалья;

- Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природы, способность замечать красоту.

2. Легенда «Появление Байкала»

- Познакомить детей с литературным жанром «легенда».

-Развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие красот Байкала.

Чтение сказки народов Прибайкалья «Почему волк на луну воет»

-Приобщить детей к культуре Прибайкалья.

Моделирование иллюстраций и героев сказки «Почему волк на луну воет»

-Развитие конструктивных способностей детей, образного воображения, мышления.

Чтение сказок Прибайкалья:

-«Как журавли стали небесными оленями»,

- «Росомаха и лисица»

Приобщить детей к культуре, быту и традициям Прибайкалья.

Знакомство с традициями и обычаями

Заключительное занятие:

Викторина «Что я узнал о Сибири?»

Систематизировать полученные знания о Сибири у детей.

2.4 Продукт проекта:

Презентация с фотоотчётом проектной деятельности;

Театрализованное представление по алтайской народной сказке «Ак-Чечек – Белый цветок».

Участие в конкурсе «Этноколлекция сказок народов России» Всероссийского творческого конкурса, организованного ООО «Развивающие игры Воскобовича» с алтайской сказкой «Ак-Чечек – Белый цветок».

Оформление сборника «Сказок народов России», с иллюстрациями, смоделированными с помощью игр Воскобовича;

Участие во Всероссийском творческом детско-родительском конкурсе от компании РИВ «Сказочное царство» (Приложение 6)




































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. -М. Просвещение, 2013 г.

Профессиональный стандарт педагога /концепция и содержание/ (проект). /Вестник образования России. – 2013. - №15. – С.27; Вестник образования. – 2013. -№8. –С.4.

Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа /Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, Мозаика – Синтез, 2016.

СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»: постановление Глав. гос. санитар, врача РФ от 29. 01.2021 г. мая № 62296

В.В. Воскобович Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Материалы 1-й Всероссийской конференции с международным участием / В.В. Воскобович, Л.С. Вакуленко // – СПб.,2013.

Лисица В.А. Развитие духовно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре // Дополнительное образование и воспитание. – 2011.

Макушкина С.В. Умные игры в добрых сказках: парциальная программа/ под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. - Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2019.-224с.;

Устюжанина С.А. Дорога добра: программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся // Практика административной работы. 2012. № 4;

Харько Т.Г. Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет “Сказочные лабиринты игры”. - СПб., ООО “РИВ”, 2007.

Якунина И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения// Дополнительное образование и воспитание. 2011.№ 1.

https://sv-scena.ru/Buki/Skazki-narodov-Sibiri.Index.html

https://libcat.ru/knigi/detskaya-literatura/skazka/folk-tale/165795-skazki-narodov-sibiri.html

https://poisk.ngonb.ru/flip236/sibpisateli/17/2006_081_16_Шамов%20В._Новосибирские%20сказки_2001/4/

https://www.youtube.com/watch?v=aEgKh8xxs14&t=138s

https://www.youtube.com/watch?v=VIAQdCc-2Mw





Приложение 1

Конспект НОД “ Алтай –золотой край”

(для детей подготовительной группы)

______________________________________________________________________

Смолякова Наталья Александровна, воспитатель

МКДОУ д/с “Журавлик” ст. Евсино

versah7801@gmail.com

t1760711268ab.gif

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

t1760711268ab.gif

Цель: развитие познавательного интереса детей к республике Алтай, Алтайскому краю.

t1760711268ab.gif

Задачи:

Образовательные:

- Расширять кругозор детей при ознакомлении с социальным миром, природой и культурными ценностями Алтайского края;

- Формировать знания детей о достопримечательностях, природе, национальной принадлежности народов Алтая;

- Пополнить словарный запас новыми географическими названиями: Алтайский край, Горная Колывань, Горный Алтай, а также новыми словами: мрамор, яшма, соболь, кедр.


Развивающие:

- Развивать речь, мышление, память, внимание, мелкую моторику детей;

- Воспитывать усидчивость, доброжелательные отношения между детьми.


Воспитательные:

-  Воспитывать патриотические чувства старших дошкольников в процессе осознания, что Алтайский край очень богат природными ресурсами, красивыми местами, разнообразен географическим ландшафтом. t1760711268ab.gif

Предварительная работа: Беседа о России, рассматривание географической карты, разучивание пословиц о хлебе, Д/и «Животные сибирской тайги»

t1760711268ab.gif

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.

t1760711268ab.gif

Методические приемы:

Наглядный: показ, демонстрация смоделированной панорамы красот Алтая на пространственной среде Фиолетовый лес В.В. Воскобовича, показ изображений животных, гор, рек и озёр Алтая, кедровых лесов.

Словесный: рассказывание легенды появления Алтая, специальное моделирование ситуации общения, чтение стихотворений, пословиц о хлебе.

Практический: алтайская народная игра «Песня хлебороба», самомассаж шестигранным карандашом «Самолёт»

Игровой: создание игровой ситуации – приход Старичка-Сибирячка.

Предметно-пространственная развивающая среда: пространственная среда “Фиолетовый лес” смоделированной панорамой Алтая; изображения животных: маралов, куниц, горностаев, белок, рыси, соболей; изображения гор, рек и озёр Алтая; сноп пшеницы, изображение коренных народов Алтая тюрков; изображение яшмы и изделий из него, изображение корней Жень-Шеня.t1760711268ab.gif


Ход НОД:

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

(под народную алтайскую музыку появляется Старичок – Сибирячок)

Старичок-Сибирячок: «Здравствуйте, ребята, я рад встрече с вами!!! В прошлый раз мы договорились с вами, что отправимся в путешествие на Алтай.

Алтай находится на юге Западной Сибири. (показ на карте). Что совсем рядом с нами Новосибирской областью. Можно на автомобиле проехать по Чуйскому тракту и уже через несколько часов, очутиться на месте. Но я предлагаю полететь на самолёте, чтобы с высоты увидеть высочайшую гору, Белуху- которую считают жемчужиной Сибири, а затем на плоту спустимся по реке Катунь –Катунь в переводе с алтайского «хозяйка».

-Ну что, ребята, готовы? Тогда полетели!!! (раздаю «султанчики» самомассаж шестигранным карандашом «Самолёт»)

Моторы в порядке, в порядке пилот,

В небо поднялся большой самолёт,

То правым качнёт он крылом,

То левым крылом,

Над лесом покружит и сядет потом.

2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

— Вот мы и на месте! (выставляется панорама смоделированного Алтая на пространственной среде Фиолетовый лес)

Раскинулись степи Алтая

И вширь, и в длину далеко,

Посмотришь, как будто нет края

Лишь солнце палит высоко.

Гляжу я на наши просторы,

Любуюсь – какая земля!

Покрытые новым убором

В хлебах утопают поля.

И места нет более краше,

Любимый, цветущий мой край,

Ты – житница Родины нашей,

Ты – золото наше, Алтай.

Старичок-Сибирячок: «Ребята, усаживайтесь поудобнее, я расскажу, почему Алтай именно так называется: сравните - «Алтай» и «Алтын», эти слова похожи. «Алтыном» в старину называли золото. Значит Алтай – это золотой край»


А ещё Алтай – это край бескрайных пшеничных полей. Каждое её зёрнышко –золотое (показ снопа пшеницы) Пшеница очень ценное растение, т.к. из неё производят самый главный продукт – хлеб.

Ведь не зря в народе говорится: «Хлеб всему голова!», «Если хлеба ни куска – то и в тереме тоска»

Что такое Алтай?

Хлебороба спросите –

Комбайнера и тракториста.

Это золото, – скажут, -

Да золото во поле чистом.

Старичок-Сибирячок: «Предлагаю вам ребята, представить, что мы с вами алтайские хлеборобы – вышли на лужок, встали все в кружок.

Динамическая пауза.

Нивка, Нивка (дети идут по кругу, взявшись за руки),

Яровая жинка. Уроди пшеничку,

Горох да чечевичку (делают взмахи руками снизу-вверх).

На поле копнами (руки вверх),

На столе пирогами (лепят пироги).

Нивка золотая (идут по кругу),

Добрая, медовая - Принеси нам хлеба

Стебелёк до неба (руки вверх).

Матушка рожь,

Встань стеною сплошь (взявшись за руки, поднимают вверх),

Стебель в оглоблю,

Колос в дугу (наклоны вправо – влево).

Встань, рожь большая,

Вот - такая (Руки вверх).

Расти, копна золотая, -

Вот - такая (Присесть, медленно встать, поднимая руки вверх).

Старичок –Сибирячок: «А теперь садитесь на свои места и послушайте дальше рассказ об Алтайском крае.

На Алтае есть горы – это Горный Алтай. Там растут деревья с толстыми ветвями и длинными шелками – это кедры (показ иллюстраций кедров). В каждой кедровой шишке пригоршня орешков, не простые они, а золотые. Кедровые орехи очень вкусные и полезные. В кедровых лесах живут соболи, - «пушистое золото Алтая», а также рысь, горностай, лиса, норка.

А под кедрами, глубоко в земле, похожие на человечков корни. Это «Жень – Шень» - золотой корень (показ изображения Жень-Шеня) Корень Жень – Шеня используют для изготовления лекарственных настоек, чтобы лечить людей от разных болезней. Корни эти выкапывают олени с «золотыми рожками» (показ изображения Марала). Это не простые олени. Их специально разводят в Горном Алтае, потому что их рога обладают лечебными свойствами. Когда рога отрастают, их спиливают и перерабатывают на лекарства. А у оленя отрастают новые рога.

Что такое Алтай?

Вы спросите теперь зверолова,

И услышите – золото,

То же услышите слово –

Это лисы и выдры,

Горностаи и соболя,

Это мягкое золото,

То, что таежная дарит земля.

Есть в Алтайском крае ещё одно местечко, о котором ходят легенды. Это Горная Колывань, здесь расположены рудники, известные во всём мире, где добывают золото и серебро; здесь расположены месторождения серого, белого, фиолетового, золотистого мрамора (показ изображения мрамора) Такой мрамор идёт на строительные нужды. Им облицовывают здания. А народные умельцы изготавливают из мрамора настоящие произведения искусства!!!

А ещё в Горной Колывани есть месторождения яшмы – это очень красивый драгоценный камень, из которого изготавливают вазы, шкатулки для украшений.

Что такое Алтай?

Вы спросите об этом геолога!

Вам геолог расскажет –про золото,

С незапамятных пор,

Это край невиданной щедрости гор.

Коренными народами Алтая считаются тюрки, вот послушайте, какая легенда ходит о названии края Алтай:

«Было это давным-давно. Не было здесь ни городов, ни сел, ни фабрик, ни заводов, а только бескрайние степи, чистые реки и озера, вокруг которых паслись многочисленные стада лошадей. И жили здесь народы, которые все время между собой воевали. Каждый раз народ – победитель давал свое название этому краю. И вот однажды главные ханы решили устранить эту неразбериху. Они примирились на один день и стали думать, как же назвать эти земли. Ведь нельзя чтобы такая богатая и красивая земля не имела единого названия. “Алтай”: – вдруг сказал один хан, что в переводе на наш язык означало – золотой. “Алтай”: – подтвердили все ханы, золотая земля, оттого и воюем!..»

Заключительная часть (Рефлексивный этап):

Старичок –Сибирячок: «Вот и пришло время нам покидать с вами этот золотой край –Алтай. В следующий раз мы продолжим изучать традиции и быт Алтая, я приглашаю вас посмотреть мультфильм, созданный по мотивам народной алтайской сказки «Лягушка и муравьи». До новых встреч!»

t1760711268ac.jpg t1760711268ad.jpg Фотоотчёт НОД «Алтай – золотой край»

t1760711268ae.gif

Моделирование панорамы Алтая на пространственной среде В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес»

t1760711268af.jpg t1760711268ag.gif

Приложение 2

Театрализованная деятельность по алтайской народной сказке

«Ак-Чечек – Белый цветок»




https://www.youtube.com/watch?v=SDzyFwBcK50&list=PLNoM9l6WyZuY0E209zwfFAggkBshmd6HG&index=11&t=6s

t1760711268ah.gif



Моделирование героев к алтайской сказке «Ак-Чечек – Белый цветок»



















​​​​​​​ Смолякова Наталья Александровна,

воспитатель, МКДОУ Д/С "Журавлик",

ст. Евсино, Новосибирская обл.

является призером (II место) Всероссийского творческого конкурса с международным участием




В номинации

"Играем в театр",

организованного ООО «Развивающие игры Воскобовича»
















Приложение 3

Конспект НОД “Моя малая Родина Новосибирск”

(подготовительная группа)

с использованием игровой технологии В.В. Воскобовича

Сказочные лабиринты игры”

_____________________________________________________________________

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

t1760711268ab.gif

Цель: Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, любви к родному городу.

t1760711268ab.gif

Задачи:

Образовательные:

- Уточнить представления детей о родном городе, познакомить их, с некоторыми его достопримечательностями;

- Сформировать устойчивую познавательную мотивацию у старших дошкольников к истории и культуре малой Родины;

- Познакомить с гербом Новосибирска, объяснив его символику.

Развивающие:

- Развивать логическое мышление, навыки конструирования, образное восприятие города, его достопримечательностей;



Воспитательные:

- воспитывать чувство гордости за своих земляков, к народным ценностям любовь к родному краю;

t1760711268ab.gif

Предварительная работа: беседы о малой Родине, просмотр презентаций «Родина моя Россия», чтение стихотворений о Сибири.

t1760711268ab.gif

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.

t1760711268ab.gif

Методические приемы:

Наглядный: показ изображений красот Новосибирска, рассматривание герба Новосибирска.

Словесный: рассказывание истории появления Новосибирска, чтение стихотворений о реке Обь, о Новосибирске, беседа, специальное моделирование ситуации общения,

Практический: Д/у «Собери герб Новосибирска», моделирование «Мост через Обь», моделирование «Театра кукол» из игры «Чудо-крестики» по схеме, игра-путешествие «Мы по городу шагаем»

Игровой: создание игровой ситуации «Приход Городовичка», волшебные заклинания, д/у.

Предметно-пространственная развивающая среда: изображение Городовичка а палочке; карта Сибири; пазлы герб города; конструктор для строительства моста, схема моста; изображения красот г. Новосибирска: первые посёлки основавшие Новосибирск, река Обь, мосты Новосибирска, Красного проспекта и часовни св. Николая, проспект академика Лаврентьева и изображение памятника лабораторной мыши, оперный театр, театр кукол, Новосибирский драматический театр «Старый дом», молодёжный театр «Глобус»; д/и «Чудо-крестики»t1760711268ab.gif



Ход НОД:

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Городовичок: «Здравствуйте, мои милые друзья!!! Давайте знакомиться. Меня зовут Городовичок, я живу в самом замечательном городе – Новосибирске и присматриваю за ним. Приглашаю вас в удивительное путешествие по моему любимому городу»

Есть на свете много песен разных

О больших и малых городах.

Я пою о городе прекрасном,

Том, что дорог мне всегда.

Пусть зимой здесь снег и лютый холод,

А в июле – то гроза, то зной.

Я люблю тебя, мой милый город,

Мой Новосибирск родной.

Мы живём с вами в великой и прекрасной стране России. Россия – наша родина и все мы с вами зовёмся Россиянами. Но также у каждого из вас есть малая Родина, то место, где вы родились. Это Новосибирск и прилегающие к нему города относятся к Новосибирской области. Новосибирск – город Сибири (показ карты). Значит мы с вами не только Россияне, но ещё нас можно назвать Новосибирцы или сибиряки.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Городовичок: «Усаживайтесь поудобнее ребята, для начала я расскажу вам историю возникновения нашего города. Рождение нашего города связано со строительством в Сибири железной дороги, железнодорожного моста через реку Обь. Летом 1893 года в устье реки Каменки, впадавшей в Обь, появился поселок рабочих мостостроителей. Ниже по течению Оби возник ещё один поселок при железнодорожной станции Обь. Эти посёлки и стали началом нового города. (Показ иллюстраций)

Наш город несколько раз менял свое имя. Первое имя у нашего города - поселок Александровский. Затем поселок переименовали в Новониколаевский. И только потом стали его называть Новосибирск.

Городовичок: «Предлагаю прогуляться по городу, посмотреть на его достопримечательности. Вы знаете, что у каждого города есть герб. Но вот беда, злой волшебник сломал герб Новосибирска, мы не сможем с вами отправиться в путешествие если не соберём его. (Дети совместно собирают герб города) Мы вернёмся к гербу г. Новосибирска чуть позже, когда погуляем по нему.

(дети выстраиваются друг за другом)


Мы по городу шагаем

То, что видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты

И деревья, и кусты!

Остановка 1 «Река Обь» (останавливаемся возле изображения реки Обь)

Ой, ты Обь, река большая!
Бесконечен волн разлив.
Нет тебе конца и края,
Блещет синью твой извив.

Широки твои просторы,
Обь — Сибирская река.
Лес, луга, большие горы,
Перекаты, острова.


Городовичок:

-Ребята, у меня к вам вопрос: «Как можно соединить два берега?» (построить мост) (Дети моделируют мост через реку с помощью кирпичиков по схеме)

-Какой красивый мост у нас с вами получился. Всего в Новосибирске построено 7 мостов через реку Обь, каждый из них выполняет свою функцию - есть железнодорожные мосты – «Первый железнодорожный мост», «Комсомольский мост».

Автомобильные мосты- «Октябрьский», «Димитровский», «Северный мост» и самый новый «Бугринский». И «Метромост» -самый длинный крытый метромост в мире. (показ изображений)

Городовичок:

-Отправляемся дальше

Мы по городу шагаем

То, что видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты

И деревья, и кусты!

Остановка 2 «Красный проспект»

Городовичок: «Мы очутились с вами на главной улице Новосибирска – Красном проспекте – это самая длинная прямая улица в мире. Её протяжённость более 7 км. До 1920 г. носил название Новониколаевский проспект, а затем уже назван Красным проспектом. Издавна «красный» является синонимом прилагательного «красивый».

По сторонам Красного проспекта находится много памятников архитектуры и среди них - часовня Святого Николая — православная часовня является одним из символов города. (показ изображения)

А сейчас с помощью магии и волшебства и очутимся на самой «умной» улице Новосибирска

Завертелись-закружились на умной улице очутились!!!

Городовичок:

-По версии книги рекордов Гиннеса, самой «умной» улицей мира является проспект академика Лаврентьева в Академгородке, здесь на протяжении 2,5 км расположены два десятка научных учреждений. (показ изображений)

А в сквере возле института цитологии и генетики находится памятник лабораторной мыши. На постаменте восседает бронзовая мышь в очках, которая вяжет нить ДНК высота постамента 2.5 м (показ изображения)

Городовичок: Мы по городу шагаем

То, что видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты

И деревья, и кусты!

Остановка 4 «Культурные достопримечательности»

Новосибирск богат культурной жизнью, здесь находятся множество театров: оперный театр – символ Новосибирска, театр кукол, Новосибирский театр «Красный факел», молодёжный театр «Глобус» (показ изображений)

Городовичок: «Ребята, у меня для вас задание давайте с вами составим изображение театра кукол, у меня и схема есть. (дети собирают изображение театра из «Чудо-крестиков»)

Мы можем гулять с вами по Новосибирску очень долго, за один раз нам всего и не рассмотреть. Вернёмся к гербу города Новосибирска, и попробуем с вами расшифровать, что там изображено и почему. (Выслушиваю ответы ребят)

На гербе г. Новосибирска щит держат два чёрных соболя с серебряными носами, на щите голубая волнистая линия символизирует реку Обь, в скошенном зелёном и серебряном поле. Зеленое поле – это здоровье, природа Сибири; Белое, серебряное символизирует чистоту, снег. Через реку прокинут мост-золотое полукольцо. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах. Под соболями находятся лук и стрелы, и длинная лента трех цветов

символизирующая Российский флаг.

Заключительная часть (Рефлексивный этап):

Городовичок: «Хоть не хочется расставаться, но пришла пора прощаться!»

-Ребята, мы ещё встретимся с вами и поговорим о вашей малой родине. До свидания!!!






















t1760711268aj.gif
Фотоотчёт НОД «Моя малая родина – Новосибирск»

t1760711268ak.jpg


Собираем герб города Новосибирска


t1760711268al.jpg Моделирование моста через реку Обь


t1760711268am.jpg


Моделирование театра Кукол г. Новосибирска из д/п В.В. Воскобовича


Приложение 4

Конспект НОД “Коренные народы Новосибирской области или путешествие на машине времени”

(для детей 6-7 лет)

с использованием игровой технологии В.В. Воскобовича

Сказочные лабиринты игры”

______________________________________________________________________

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

t1760711268ab.gif

Цель: дать возможность понять значимость и важность своего прошлого, настоящего и будущего.

t1760711268ab.gif

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей со старейшими народами, населяющих Новосибирскую область: ханты и манси, телеутами (алтайцами), татарами;

- Закрепить представления об Алтае – Золотом крае, о коренных народах, их культуре и быте;

- Познакомить с историей жизни их традициями, обычаями, обрядами и особенностями проживания

Развивающие:

- Развивать мышление, творческое воображение, интерес к познанию нового;

Воспитательные

- Воспитывать любовь к родному краю, его истории;

- Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей;

t1760711268ab.gif

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.

t1760711268ab.gif

Методические приемы:

Наглядный: демонстрация сюжетов Новосибирской области на игровом пособии «Фиолетовый лес»; показ изображений коренных народов Новосибирской области: ханты и манси, чума, шамана; телеутов, аила, юрты; хана Кучума, Ермака, изображение битвы между ханскими отрядами и отрядами Ермака.

Словесный: рассказывание истории «Жизнь и быт народов ханты и манси», «Алтайцы - телеуты их жизнь», «Хан Кучум и «Сибирское ханство», «Приход Ермака»;

Практический: народная игра народов ханты и манси «Белый шаман»

Игровой: создание игровой ситуации, волшебные заклинания.

Предметно-пространственная развивающая среда: пространственная среда “Фиолетовый лес” с моделированной панорамой Сибири; картинки «Народы ханты и манси», чум, юрта, шаманский костюм, бубен, музыкальный инструмент варган, юрта, телеуты (алтайцы), хан Кучум, сражение отряда хана Кучума и Ермака t1760711268ab.gif

Ход НОД:

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Городовичок: «Здравствуйте, ребята, помните меня? Я Городовичок, живу в городе Новосибирске и приглядываю за ним. Вспомните, ребята, кто меня придумал? (Новосибирский писатель Владимир Шамов). Совсем недавно, мы путешествовали с вами по городу Новосибирску и любовались его красотами. А сегодня я приглашаю вас отправиться на машине времени назад в прошлое и посмотреть, какие народы проживали на территории Новосибирской области и чем они занимались. Согласны?» (Да)

- Скажите, что называется прошлым? Настоящим? Будущим? (Прошлое – это, то, что прошло. Настоящее — это сейчас, что есть. Будущее – будет).

- Давайте заглянем в прошлое. Возьмите друг друга за руки, закройте глаза и произнесите волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Можем все мы помечтать.
Хотим в прошлом очутиться,
Мушкетером стать, царицей,
Лишь скажу я: “Раз, два, три,
Быть, по-моему, вели!”

(Дети открывают глаза, пред ними панорама смоделированной на игровом пособии «Фиолетовый лес» Новосибирской области: хвойные леса, река Обь, пушные звери: горностаи, куницы, песцы, медведи, олени, лоси; чум, картинка хантов и манси)

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Городовичок: «Присаживайтесь, ребята, мы переместились с вами в прошлое. Давным-давно на территории Западной Сибири жили полуоседлые племена – хантов и манси. Они были рыбаками и охотниками, занимались скотоводством и оленеводством. Традиционным жилищем народов ханты и манси считается чум, который сделан из жердей и покрыт оленьими шкурами. Народ ханты и манси кочевой народ, они часто переезжают с места на место, т.к. пасут оленей. Олени дают этим народам мясо, шкуры для одежды и обуви, жилы для ниток и удочек. В центре чума разжигали костёр, а по обе стороны от костра располагались спальные места, а ближе к выходу – предметы языческого культа: Ханты издавна поклоняются стихиям и духам природы: огню, солнцу, луне, ветру, воде. У каждого из родов есть тотем, животное, которое нельзя убивать и использовать в пищу, так они почитают хозяина тайги медведя, проводят даже традиционный праздник в его честь. У народов ханты и манси развит шаманизм, они верят в злых и добрых духов. Считается, что сибирские шаманы наделены сверхъестественными способностями. Они могут не только предсказывать будущее, но и вселяться в животных (чаще всего орла) и людей, оживлять умерших и исцелять больных. (показ костюма шамана, бубна) Основным элементом шамана являлся бубен, говорят, что когда шаман бьёт в бубен, он связывается с предками и духами и узнаёт их волю»

-Предлагаю вам поиграть в народную игру народов ханты и манси, она называется «Белый шаман»

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это бе­лый шаман — добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. По­лучивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

-Ребята, послушайте национальную музыку народов ханты и манси «Северное сияние». Здесь вы услышите звуки бубна, горловое пение, и музыкальный инструмент – варган, который обладает мистическим, завораживающим звуком. (показ картинки)

Городовичок: «Ребята, теперь нам нужно отправиться дальше ближе к нашим дням» (дети встают в круг и произносят слова)

Раз, два, три, четыре, пять,
Можем все мы помечтать.
Хотим в прошлом очутиться,
Мушкетером стать, царицей,
Лишь скажу я: “Раз, два, три,
Быть, по-моему, вели!”

Городовичок: «Шло время, и кроме народов ханты и манси, на территории Западной Сибири, по берегам реки Оби поселились и алтайцы- тюркские народы, мы уже знакомились с вами с коренными народами Алтая -золотого края и знаем, что жили они в аилах (показ картинки) и юртах, это жилище похоже на чум. Издавна алтайцы поклонялись духам и стихиям природы, они также, как и ханты и манси поддерживали шаманизм.

На том месте, где сейчас находится город Искитим, жили степные телеуты, или Алтайцы, называвшие себя «ишкитимы», в последствии город так и стал называться – Искитим

Проживавшие здесь ранее народы ханты и манси, были вынуждены сместиться на север. (показ карты ханты-мансийской области, томской области) А оставшиеся смешались с алтайскими племенами»

Затем на территорию Новосибирской области пришли татары и образовали «Сибирское татарское ханство» Предводителем был хан Кучум. (показ изображения) Их манили богатства края: плодородные земли, минералы и пушнина. Они не признавали Москву и перестали платить ей дань. Тогда освобождать территорию Сибири пришли казаки под предводительством Ермака (показ изображения битвы)

Хан Кучум высылал отряд за отрядом, чтобы задержать продвижение Ермака в центр Сибирского ханства, но отрядам Ермака удалось одержать победу, народы ханты и манси присягнули на верность русскому царю. Хан Кучум был свергнут.

На берегу Обского водохранилища появился крест, отмечающий место, где Сибирь присоединена к России. (показ изображения)

Кучум установил для местных жесточайшие налоги, забирал девушек в гарем, а юношей в армию. Местное население всячески помогало Ермаку в освобождении Сибири от хана Кучума. Русские тоже установили дань — что по меркам того времени было нормально, — но в десять раз меньше.

Заключительная часть (Рефлексивный этап):

Городовичок: «Ну вот и всё, ребята, окончено наше путешествие на машине времени в прошлое Сибири, Новосибирской области, нам пора возвращаться домой.

Завертелись – закружились, в группе нашей очутились

-Я думаю, что вам понравилось наше путешествие, в следующий раз мы с вами познакомимся с мультфильмами, о народах ханты и манси. Глубже узнаем о их традициях. До новых встреч!!!»

t1760711268ab.gif




t1760711268an.jpg







Приложение 5

Конспект НОД по сказкотерапии “Кукушка”

(для детей 6-7 лет)

(с использованием игровой технологии В.В. Воскобовича

Сказочные лабиринты игры”)

______________________________________________________________________

Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное

t1760711268ab.gif

Цель: формирование у детей нравственно - ценных качеств

t1760711268ab.gif

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умение понимать главную идею сказок;

- Продолжать знакомить детей с богатством сибирского народного творчества через сказки, песни, пословицы и поговорки;

- Способствовать развитию конструкторских способностей, мышления;

- Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря.

Развивающие

- Способствовать формированию эмоционального отношения к сказочным героям их поступкам, осмысливание отношений между героями;

- Развивать воображение, память, мелкую моторику рук;

Воспитательные:

- Побуждать детей к высказыванию собственной точки зрения на обсуждаемую тему;

- Воспитывать любовь к ненецким народным сказкам, умению находить смысл сказки;

- Воспитывать доброе отношение к матери.

t1760711268ab.gif

Предварительная работа: игры с д/п В.В. Воскобовича «Чудо-Крестики 2», «Чудо-Крестики 3», работа с пословицами и поговорками о матери, этнические беседы, просмотр мультфильма снятого по мотивам ненецкой сказки «Кукушка»

t1760711268ab.gif

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.

t1760711268ab.gif

Методические приемы:

Наглядный: показ, демонстрация сюжетов сказки.

Словесный: рассказывание сказочной истории, нравственная беседа, специальное моделирование ситуации общения;

Практический: физкультминутка, моделирование иллюстраций к сказке;

Игровой: создание сказочной игровой ситуации, приход сказочного героя.

Предметно-пространственная развивающая среда: иллюстрации к ненецкой сказке «Кукушка», схемы для моделирования к играм «Чудо-Крестики» В. В. Воскобовича, д/п «Чудо-Крестики 2, 3», «Чудо-Соты», музыкальная колонка, игрушка бабушки-рассказчицы.t1760711268ab.gif


Ход НОД:

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

(Вношу в группу куклу бабушки- рассказчицы)

Девчонки и мальчишки!!!

К вам решилась я зайти

И сказочку принести!

Зовусь я бабушкой- рассказчицей!

В сказку вас я позову и дорогу покажу!!!

Бабушка-рассказчица: «Ребята, вы любите сказки?» (Да!) «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». «Сегодня мы с вами вспомним ненецкую сказку «Кукушка». А чтобы в сказку нам попасть, нам нужно вместе произнести волшебные слова:

Ножкой топнем, в ладоши хлопнем,

Вокруг себя повернёмся,

Дружно за руки возьмёмся, глаза закроем,

Скажем, ах!

И окажемся в гостях.

(Включаю музыку с мультфильма «Кукушка», выставляю 1-ую иллюстрацию)

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Бабушка-рассказчица: «Жила на земле бедная женщина. Было у неё 3 сына»

(Включаю музыку из мультфильма «Кукушка» «А мой старший сын…»)

-Как вы думаете, ребята, каждая ли мама любит своего ребёнка? (Да)

Очень часто материнскую заботу и любовь дети принимают как должное, принимают материнскую любовь и ничего не отдают в ответ. Так и в сказке случилось, помните?

«Не слушали дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, одежду промочат, а мать – суши, снегу натащат, а мать – убирай. И рыбу мать сама на реке ловит и очаг разжигает и похлёбку готовит. Совсем дети не помогали матери»

- Как вы думаете, ребята, нужна ли матери ваша любовь и забота? (Да, любовь нужна каждому человеку)

-Оказываете ли вы помощь маме? (Дети рассказывают какую помощь они оказывают)

Правильно, ведь у каждого из нас есть права и обязанности. Если берёшь, то и отдавать нужно.

- Ребята, вспомните, что случилось дальше?

«Сильно заболела мать: не смогла хворосту принести, очаг разжечь в чуме, еду приготовить»

-Сразу ли дети заметили болезнь матери? (Нет, они так же беззаботно играли на улице)

«Попросила мать принести воды старшего сына, но не услышал просьбы о помощи старший сын. Попросила принести воды среднего сына, и тоже не получила помощи. И младший сын также не помог матери. Никто не принёс матери воды, хотя она очень просила. Дети вспомнили про неё, когда сами захотели есть.»

-Что случилось дальше, ребята? (Превратилась мама в кукушку и улетела)

-Как вы думаете, пожалели дети, что не откликнулись на просьбу матери? (Да пожалели, но было уже поздно)

-Ребята, какими в сказке были дети? (ленивые, безответственные, самовлюблённые, эгоисты)

- Симпатичны вам такие люди? (Нет, такие люди нам не симпатичны)

-Какой была мама в сказке? (Любящей, трудолюбивой, заботливой)

Но несмотря ни на что мама всё равно любила своих детей. Ведь недаром в народе говорят: «Всякой матери своё дитё мило», «Для матери плохих детей не бывает»

-Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали, предлагаю отдохнуть.

Птички прыгают, летают,

Птички крошки собирают,

Перышки почистили, клювики почистили,

Дальше полетели, и с кукушкой сели.

-Ребята, сейчас мы с вами поработаем со сказкой. Вспомните, как называется жилище ненцев? (чум) Давайте вместе с вами смоделируем иллюстрацию к сказке «Кукушка», а поможет нам в этом игры В. В. Воскобовича «Чудо-Крестики». (Дети моделируют отдельные элементы сказки: чум, кукушку, маму и собирают их в сюжет)

Заключительная часть (Рефлексивный этап):

В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

- Чему нас с вами учит эта сказка? (учит быть внимательными и отзывчивыми к своей маме)

- Я думаю, что вы будете чуткими и добрыми к своей маме, подарите ей любовь и ласку.

Бабушка-рассказчица: «Мы в сказке побывали? Мы многое узнали? До встречи всем, пока!!!»



















































t1760711268ao.jpg Фотоотчет по ненецкой сказке «Кукушка»

t1760711268ap.gif


t1760711268aq.jpg t1760711268ar.jpg

t1760711268as.pngПриложение 6










Дараганова Даша







Смолякова Наталья Александровна, воспитатель, МКДОУ д/с «Журавлик», ст. Евсино Искитимского района, Новосибирская обл.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.