Проект «Сибирские сказания» (Номинация «Методическое пособие»)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Искитимского района Новосибирской области
детский сад комбинированного вида «Журавлик» ст. Евсино
633220 Новосибирской области, Искитимский район
Ст. Евсино, ул. Мира, 4а, тел(факс): (383-43)7-67-73
e-mail: mdou.guravlik.evsino@mail.ru
Проект
«Сибирские сказания»
(Номинация «Методическое пособие»)
Разработала воспитатель:
Смолякова Наталья Александровна
Ст. Евсино – 2022 г.
АННОТАЦИЯ
Проект «Сибирские сказания» предназначен для детей подготовительной к школе группы. Цель которого привить любовь и уважение к своему родному краю, к Сибири.
Познание Сибири происходит не только через образовательные занятия, беседы, а также через просмотр мультфильмов, снятых по сибирским народным сказкам.
В проекте используется здоровьесберегающая технология «Сказкотерапия» и игровая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», что делает процесс обучения дошкольников привлекательным и доступным для понимания.
Данный проект может использоваться как в дошкольных учреждениях, так и в начальной школе в форме проектной деятельности и дополнительной образовательной деятельности.
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА 6
Методы и приёмы 6
Ожидаемые результаты 6
Перспективный план проектной деятельности 7
2.4 Продукт проекта 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 20
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 39
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проекта:
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
В Законе «Об образовании Российской Федерации» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.
С введением в дошкольное образование ФГОС ДО, среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.
Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании детей. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
Обращение к Сибирским сказкам — это возможность формировать гармонично развитую личность, способную воспринимать ценности своей нации, чувство национального самосознания в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны.
Новизна: заключается в том, что дошкольники узнают о Сибири не только через образовательные занятия, беседы, а ещё через народный сибирский фольклор: сказки, песни, мультфильмы.
Сибирские сказки – развивающая этносреда, в которой ребёнок может всесторонне гармонично развиваться.
А использование «Сказкотерапии» и игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» повышает познавательную мотивацию детей и закрепляет полученные знания.
Проблема: В современном дошкольном образовании особая роль отводится народной художественной культуре, а сказки народов Сибири не заслужено забыты.
Вид проекта: познавательно - исследовательский
Тип проекта: групповой.
Длительность проекта: долгосрочный 4 месяца
Форма реализации проекта: совместная познавательно- исследовательская деятельность воспитателя, воспитанников и родителей.
Участники проекта: воспитатели и дети подготовительной группы, родители.
Проблемные вопросы:
- Что такое - Сибирь?
- Коренные народы Сибири, их быт и культура?
- Как через сказку познать Сибирь?
Цель:
Осуществление комплексного подхода к развитию социально – личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста через патриотическое воспитание, приобщение к истории и культуре Сибири, местным традициям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать познавательный интерес к культуре и быту сибирских народов у детей через национальные игры, песни, танцы, просмотр мультфильмов снятых по сибирским народным сказкам, чтении художественной литературы;
- Познакомить детей с выдающимися людьми Сибири, дать представление о том, что окружающая среда влияет на самого человека, его восприятие мира.
Воспитательные:
- Воспитывать добрые чувства к традициям и культуре народов Сибири;
- Воспитывать уважение к разным национальностям, воспитывать толерантность.
Развивающие:
-Развивать слуховое и зрительное внимание, образное воображение, мышление, память;
- Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой;
-Закреплять умение внимательно воспринимать познавательную информацию в ходе образовательной деятельности, делать обобщающие выводы;
2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
2.1 Методы и приёмы:
- Просмотр мультфильмов снятых по сибирским народным сказкам;
- Образовательные занятия по сказкотерапии;
-Чтение народных сибирских сказок;
- НОД;
- Конструктивно-модельная деятельность: моделирование объектов, сказочных персонажей и иллюстраций к сказкам с помощью игровых пособий В.В. Воскобовича;
- Познавательные беседы;
- Слушанье национальной музыки;
- Национальные игры малой и большой подвижности;
- Театрализованная деятельность
2.2 Ожидаемые результаты проекта:
для детей
- Дети проявляют интерес к истокам сибирской народной культуры;
- Интересуется устным народным творчеством: песнями, обрядами, сказками
- Обогащён словарный запас детей национальными названиями края, предметами быта, одежды, ремёсел, символикой;
- Знаком с выдающимися людьми, прославившим Сибирь, испытывает чувство гордости;
- Дети толерантно относятся к людям разных национальностей.
Для педагога
-Повышение теоретического уровня и профессионализма в вопросе развития социально – личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание;
-обогащение предметно – пространственной развивающей среды,
-Создание комплекса методических материалов по патриотическому воспитанию старших дошкольников с использованием технологии «Сказочные лабиринты игры»
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.
2.3 Перспективный план проектной деятельности
«Сибирские сказания»
2.4 Продукт проекта:
Презентация с фотоотчётом проектной деятельности;
Театрализованное представление по алтайской народной сказке «Ак-Чечек – Белый цветок».
Участие в конкурсе «Этноколлекция сказок народов России» Всероссийского творческого конкурса, организованного ООО «Развивающие игры Воскобовича» с алтайской сказкой «Ак-Чечек – Белый цветок».
Оформление сборника «Сказок народов России», с иллюстрациями, смоделированными с помощью игр Воскобовича;
Участие во Всероссийском творческом детско-родительском конкурсе от компании РИВ «Сказочное царство» (Приложение 6)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. -М. Просвещение, 2013 г.
Профессиональный стандарт педагога /концепция и содержание/ (проект). /Вестник образования России. – 2013. - №15. – С.27; Вестник образования. – 2013. -№8. –С.4.
Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа /Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, Мозаика – Синтез, 2016.
СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»: постановление Глав. гос. санитар, врача РФ от 29. 01.2021 г. мая № 62296
В.В. Воскобович Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Материалы 1-й Всероссийской конференции с международным участием / В.В. Воскобович, Л.С. Вакуленко // – СПб.,2013.
Лисица В.А. Развитие духовно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре // Дополнительное образование и воспитание. – 2011.
Макушкина С.В. Умные игры в добрых сказках: парциальная программа/ под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. - Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2019.-224с.;
Устюжанина С.А. Дорога добра: программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся // Практика административной работы. 2012. № 4;
Харько Т.Г. Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет “Сказочные лабиринты игры”. - СПб., ООО “РИВ”, 2007.
Якунина И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения// Дополнительное образование и воспитание. 2011.№ 1.
https://sv-scena.ru/Buki/Skazki-narodov-Sibiri.Index.html
https://libcat.ru/knigi/detskaya-literatura/skazka/folk-tale/165795-skazki-narodov-sibiri.html
https://poisk.ngonb.ru/flip236/sibpisateli/17/2006_081_16_Шамов%20В._Новосибирские%20сказки_2001/4/
https://www.youtube.com/watch?v=aEgKh8xxs14&t=138s
https://www.youtube.com/watch?v=VIAQdCc-2Mw
Приложение 1
Конспект НОД “ Алтай –золотой край”
(для детей подготовительной группы)
______________________________________________________________________
Смолякова Наталья Александровна, воспитатель
МКДОУ д/с “Журавлик” ст. Евсино
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Цель: развитие познавательного интереса детей к республике Алтай, Алтайскому краю.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять кругозор детей при ознакомлении с социальным миром, природой и культурными ценностями Алтайского края;
- Формировать знания детей о достопримечательностях, природе, национальной принадлежности народов Алтая;
- Пополнить словарный запас новыми географическими названиями: Алтайский край, Горная Колывань, Горный Алтай, а также новыми словами: мрамор, яшма, соболь, кедр.
Развивающие:
- Развивать речь, мышление, память, внимание, мелкую моторику детей;
- Воспитывать усидчивость, доброжелательные отношения между детьми.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотические чувства старших дошкольников в процессе осознания, что Алтайский край очень богат природными ресурсами, красивыми местами, разнообразен географическим ландшафтом.
Предварительная работа: Беседа о России, рассматривание географической карты, разучивание пословиц о хлебе, Д/и «Животные сибирской тайги»
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.
Методические приемы:
Наглядный: показ, демонстрация смоделированной панорамы красот Алтая на пространственной среде Фиолетовый лес В.В. Воскобовича, показ изображений животных, гор, рек и озёр Алтая, кедровых лесов.
Словесный: рассказывание легенды появления Алтая, специальное моделирование ситуации общения, чтение стихотворений, пословиц о хлебе.
Практический: алтайская народная игра «Песня хлебороба», самомассаж шестигранным карандашом «Самолёт»
Игровой: создание игровой ситуации – приход Старичка-Сибирячка.
Предметно-пространственная развивающая среда: пространственная среда “Фиолетовый лес” смоделированной панорамой Алтая; изображения животных: маралов, куниц, горностаев, белок, рыси, соболей; изображения гор, рек и озёр Алтая; сноп пшеницы, изображение коренных народов Алтая тюрков; изображение яшмы и изделий из него, изображение корней Жень-Шеня.
Ход НОД:
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
(под народную алтайскую музыку появляется Старичок – Сибирячок)
Старичок-Сибирячок: «Здравствуйте, ребята, я рад встрече с вами!!! В прошлый раз мы договорились с вами, что отправимся в путешествие на Алтай.
Алтай находится на юге Западной Сибири. (показ на карте). Что совсем рядом с нами Новосибирской областью. Можно на автомобиле проехать по Чуйскому тракту и уже через несколько часов, очутиться на месте. Но я предлагаю полететь на самолёте, чтобы с высоты увидеть высочайшую гору, Белуху- которую считают жемчужиной Сибири, а затем на плоту спустимся по реке Катунь –Катунь в переводе с алтайского «хозяйка».
-Ну что, ребята, готовы? Тогда полетели!!! (раздаю «султанчики» самомассаж шестигранным карандашом «Самолёт»)
Моторы в порядке, в порядке пилот,
В небо поднялся большой самолёт,
То правым качнёт он крылом,
То левым крылом,
Над лесом покружит и сядет потом.
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
— Вот мы и на месте! (выставляется панорама смоделированного Алтая на пространственной среде Фиолетовый лес)
Раскинулись степи Алтая
И вширь, и в длину далеко,
Посмотришь, как будто нет края
Лишь солнце палит высоко.
Гляжу я на наши просторы,
Любуюсь – какая земля!
Покрытые новым убором
В хлебах утопают поля.
И места нет более краше,
Любимый, цветущий мой край,
Ты – житница Родины нашей,
Ты – золото наше, Алтай.
Старичок-Сибирячок: «Ребята, усаживайтесь поудобнее, я расскажу, почему Алтай именно так называется: сравните - «Алтай» и «Алтын», эти слова похожи. «Алтыном» в старину называли золото. Значит Алтай – это золотой край»
А ещё Алтай – это край бескрайных пшеничных полей. Каждое её зёрнышко –золотое (показ снопа пшеницы) Пшеница очень ценное растение, т.к. из неё производят самый главный продукт – хлеб.
Ведь не зря в народе говорится: «Хлеб всему голова!», «Если хлеба ни куска – то и в тереме тоска»
Что такое Алтай?
Хлебороба спросите –
Комбайнера и тракториста.
— Это золото, – скажут, -
Да золото во поле чистом.
Старичок-Сибирячок: «Предлагаю вам ребята, представить, что мы с вами алтайские хлеборобы – вышли на лужок, встали все в кружок.
Динамическая пауза.
Нивка, Нивка (дети идут по кругу, взявшись за руки),
Яровая жинка. Уроди пшеничку,
Горох да чечевичку (делают взмахи руками снизу-вверх).
На поле копнами (руки вверх),
На столе пирогами (лепят пироги).
Нивка золотая (идут по кругу),
Добрая, медовая - Принеси нам хлеба
Стебелёк до неба (руки вверх).
Матушка рожь,
Встань стеною сплошь (взявшись за руки, поднимают вверх),
Стебель в оглоблю,
Колос в дугу (наклоны вправо – влево).
Встань, рожь большая,
Вот - такая (Руки вверх).
Расти, копна золотая, -
Вот - такая (Присесть, медленно встать, поднимая руки вверх).
Старичок –Сибирячок: «А теперь садитесь на свои места и послушайте дальше рассказ об Алтайском крае.
На Алтае есть горы – это Горный Алтай. Там растут деревья с толстыми ветвями и длинными шелками – это кедры (показ иллюстраций кедров). В каждой кедровой шишке пригоршня орешков, не простые они, а золотые. Кедровые орехи очень вкусные и полезные. В кедровых лесах живут соболи, - «пушистое золото Алтая», а также рысь, горностай, лиса, норка.
А под кедрами, глубоко в земле, похожие на человечков корни. Это «Жень – Шень» - золотой корень (показ изображения Жень-Шеня) Корень Жень – Шеня используют для изготовления лекарственных настоек, чтобы лечить людей от разных болезней. Корни эти выкапывают олени с «золотыми рожками» (показ изображения Марала). Это не простые олени. Их специально разводят в Горном Алтае, потому что их рога обладают лечебными свойствами. Когда рога отрастают, их спиливают и перерабатывают на лекарства. А у оленя отрастают новые рога.
Что такое Алтай?
Вы спросите теперь зверолова,
И услышите – золото,
То же услышите слово –
Это лисы и выдры,
Горностаи и соболя,
Это мягкое золото,
То, что таежная дарит земля.
Есть в Алтайском крае ещё одно местечко, о котором ходят легенды. Это Горная Колывань, здесь расположены рудники, известные во всём мире, где добывают золото и серебро; здесь расположены месторождения серого, белого, фиолетового, золотистого мрамора (показ изображения мрамора) Такой мрамор идёт на строительные нужды. Им облицовывают здания. А народные умельцы изготавливают из мрамора настоящие произведения искусства!!!
А ещё в Горной Колывани есть месторождения яшмы – это очень красивый драгоценный камень, из которого изготавливают вазы, шкатулки для украшений.
Что такое Алтай?
Вы спросите об этом геолога!
Вам геолог расскажет –про золото,
С незапамятных пор,
Это край невиданной щедрости гор.
Коренными народами Алтая считаются тюрки, вот послушайте, какая легенда ходит о названии края Алтай:
«Было это давным-давно. Не было здесь ни городов, ни сел, ни фабрик, ни заводов, а только бескрайние степи, чистые реки и озера, вокруг которых паслись многочисленные стада лошадей. И жили здесь народы, которые все время между собой воевали. Каждый раз народ – победитель давал свое название этому краю. И вот однажды главные ханы решили устранить эту неразбериху. Они примирились на один день и стали думать, как же назвать эти земли. Ведь нельзя чтобы такая богатая и красивая земля не имела единого названия. “Алтай”: – вдруг сказал один хан, что в переводе на наш язык означало – золотой. “Алтай”: – подтвердили все ханы, золотая земля, оттого и воюем!..»
Заключительная часть (Рефлексивный этап):
Старичок –Сибирячок: «Вот и пришло время нам покидать с вами этот золотой край –Алтай. В следующий раз мы продолжим изучать традиции и быт Алтая, я приглашаю вас посмотреть мультфильм, созданный по мотивам народной алтайской сказки «Лягушка и муравьи». До новых встреч!»
Фотоотчёт НОД «Алтай – золотой край»
Моделирование панорамы Алтая на пространственной среде В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес»
Приложение 2
Театрализованная деятельность по алтайской народной сказке
«Ак-Чечек – Белый цветок»
https://www.youtube.com/watch?v=SDzyFwBcK50&list=PLNoM9l6WyZuY0E209zwfFAggkBshmd6HG&index=11&t=6s

Моделирование героев к алтайской сказке «Ак-Чечек – Белый цветок»
Смолякова Наталья Александровна,
воспитатель, МКДОУ Д/С "Журавлик",
ст. Евсино, Новосибирская обл.
является призером (II место) Всероссийского творческого конкурса с международным участием
В номинации
"Играем в театр",
организованного ООО «Развивающие игры Воскобовича»
Приложение 3
Конспект НОД “Моя малая Родина Новосибирск”
(подготовительная группа)
с использованием игровой технологии В.В. Воскобовича
“Сказочные лабиринты игры”
_____________________________________________________________________
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Цель: Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, любви к родному городу.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить представления детей о родном городе, познакомить их, с некоторыми его достопримечательностями;
- Сформировать устойчивую познавательную мотивацию у старших дошкольников к истории и культуре малой Родины;
- Познакомить с гербом Новосибирска, объяснив его символику.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, навыки конструирования, образное восприятие города, его достопримечательностей;
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, к народным ценностям любовь к родному краю;
Предварительная работа: беседы о малой Родине, просмотр презентаций «Родина моя Россия», чтение стихотворений о Сибири.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.
Методические приемы:
Наглядный: показ изображений красот Новосибирска, рассматривание герба Новосибирска.
Словесный: рассказывание истории появления Новосибирска, чтение стихотворений о реке Обь, о Новосибирске, беседа, специальное моделирование ситуации общения,
Практический: Д/у «Собери герб Новосибирска», моделирование «Мост через Обь», моделирование «Театра кукол» из игры «Чудо-крестики» по схеме, игра-путешествие «Мы по городу шагаем»
Игровой: создание игровой ситуации «Приход Городовичка», волшебные заклинания, д/у.
Предметно-пространственная развивающая среда: изображение Городовичка а палочке; карта Сибири; пазлы герб города; конструктор для строительства моста, схема моста; изображения красот г. Новосибирска: первые посёлки основавшие Новосибирск, река Обь, мосты Новосибирска, Красного проспекта и часовни св. Николая, проспект академика Лаврентьева и изображение памятника лабораторной мыши, оперный театр, театр кукол, Новосибирский драматический театр «Старый дом», молодёжный театр «Глобус»; д/и «Чудо-крестики»
Ход НОД:
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Городовичок: «Здравствуйте, мои милые друзья!!! Давайте знакомиться. Меня зовут Городовичок, я живу в самом замечательном городе – Новосибирске и присматриваю за ним. Приглашаю вас в удивительное путешествие по моему любимому городу»
Есть на свете много песен разных
О больших и малых городах.
Я пою о городе прекрасном,
Том, что дорог мне всегда.
Пусть зимой здесь снег и лютый холод,
А в июле – то гроза, то зной.
Я люблю тебя, мой милый город,
Мой Новосибирск родной.
Мы живём с вами в великой и прекрасной стране России. Россия – наша родина и все мы с вами зовёмся Россиянами. Но также у каждого из вас есть малая Родина, то место, где вы родились. Это Новосибирск и прилегающие к нему города относятся к Новосибирской области. Новосибирск – город Сибири (показ карты). Значит мы с вами не только Россияне, но ещё нас можно назвать Новосибирцы или сибиряки.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Городовичок: «Усаживайтесь поудобнее ребята, для начала я расскажу вам историю возникновения нашего города. Рождение нашего города связано со строительством в Сибири железной дороги, железнодорожного моста через реку Обь. Летом 1893 года в устье реки Каменки, впадавшей в Обь, появился поселок рабочих мостостроителей. Ниже по течению Оби возник ещё один поселок при железнодорожной станции Обь. Эти посёлки и стали началом нового города. (Показ иллюстраций)
Наш город несколько раз менял свое имя. Первое имя у нашего города - поселок Александровский. Затем поселок переименовали в Новониколаевский. И только потом стали его называть Новосибирск.
Городовичок: «Предлагаю прогуляться по городу, посмотреть на его достопримечательности. Вы знаете, что у каждого города есть герб. Но вот беда, злой волшебник сломал герб Новосибирска, мы не сможем с вами отправиться в путешествие если не соберём его. (Дети совместно собирают герб города) Мы вернёмся к гербу г. Новосибирска чуть позже, когда погуляем по нему.
(дети выстраиваются друг за другом)
Мы по городу шагаем
То, что видим, называем:
Светофоры и машины,
Ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты
И деревья, и кусты!
Остановка 1 «Река Обь» (останавливаемся возле изображения реки Обь)
Ой, ты Обь, река большая!
Бесконечен волн разлив.
Нет тебе конца и края,
Блещет синью твой извив.
Широки твои просторы,
Обь — Сибирская река.
Лес, луга, большие горы,
Перекаты, острова.
Городовичок:
-Ребята, у меня к вам вопрос: «Как можно соединить два берега?» (построить мост) (Дети моделируют мост через реку с помощью кирпичиков по схеме)
-Какой красивый мост у нас с вами получился. Всего в Новосибирске построено 7 мостов через реку Обь, каждый из них выполняет свою функцию - есть железнодорожные мосты – «Первый железнодорожный мост», «Комсомольский мост».
Автомобильные мосты- «Октябрьский», «Димитровский», «Северный мост» и самый новый «Бугринский». И «Метромост» -самый длинный крытый метромост в мире. (показ изображений)
Городовичок:
-Отправляемся дальше
Мы по городу шагаем
То, что видим, называем:
Светофоры и машины,
Ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты
И деревья, и кусты!
Остановка 2 «Красный проспект»
Городовичок: «Мы очутились с вами на главной улице Новосибирска – Красном проспекте – это самая длинная прямая улица в мире. Её протяжённость более 7 км. До 1920 г. носил название Новониколаевский проспект, а затем уже назван Красным проспектом. Издавна «красный» является синонимом прилагательного «красивый».
По сторонам Красного проспекта находится много памятников архитектуры и среди них - часовня Святого Николая — православная часовня является одним из символов города. (показ изображения)
А сейчас с помощью магии и волшебства и очутимся на самой «умной» улице Новосибирска
Завертелись-закружились на умной улице очутились!!!
Городовичок:
-По версии книги рекордов Гиннеса, самой «умной» улицей мира является проспект академика Лаврентьева в Академгородке, здесь на протяжении 2,5 км расположены два десятка научных учреждений. (показ изображений)
А в сквере возле института цитологии и генетики находится памятник лабораторной мыши. На постаменте восседает бронзовая мышь в очках, которая вяжет нить ДНК высота постамента 2.5 м (показ изображения)
Городовичок: Мы по городу шагаем
То, что видим, называем:
Светофоры и машины,
Ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты
И деревья, и кусты!
Остановка 4 «Культурные достопримечательности»
Новосибирск богат культурной жизнью, здесь находятся множество театров: оперный театр – символ Новосибирска, театр кукол, Новосибирский театр «Красный факел», молодёжный театр «Глобус» (показ изображений)
Городовичок: «Ребята, у меня для вас задание давайте с вами составим изображение театра кукол, у меня и схема есть. (дети собирают изображение театра из «Чудо-крестиков»)
Мы можем гулять с вами по Новосибирску очень долго, за один раз нам всего и не рассмотреть. Вернёмся к гербу города Новосибирска, и попробуем с вами расшифровать, что там изображено и почему. (Выслушиваю ответы ребят)
На гербе г. Новосибирска щит держат два чёрных соболя с серебряными носами, на щите голубая волнистая линия символизирует реку Обь, в скошенном зелёном и серебряном поле. Зеленое поле – это здоровье, природа Сибири; Белое, серебряное символизирует – чистоту, снег. Через реку прокинут мост-золотое полукольцо. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах. Под соболями находятся лук и стрелы, и длинная лента трех цветов
символизирующая Российский флаг.
Заключительная часть (Рефлексивный этап):
Городовичок: «Хоть не хочется расставаться, но пришла пора прощаться!»
-Ребята, мы ещё встретимся с вами и поговорим о вашей малой родине. До свидания!!!
Фотоотчёт НОД «Моя малая родина – Новосибирск»
Собираем герб города Новосибирска
Моделирование моста через реку Обь
Моделирование театра Кукол г. Новосибирска из д/п В.В. Воскобовича
Приложение 4
Конспект НОД “Коренные народы Новосибирской области или путешествие на машине времени”
(для детей 6-7 лет)
с использованием игровой технологии В.В. Воскобовича
“Сказочные лабиринты игры”
______________________________________________________________________
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Цель: дать возможность понять значимость и важность своего прошлого, настоящего и будущего.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей со старейшими народами, населяющих Новосибирскую область: ханты и манси, телеутами (алтайцами), татарами;
- Закрепить представления об Алтае – Золотом крае, о коренных народах, их культуре и быте;
- Познакомить с историей жизни их традициями, обычаями, обрядами и особенностями проживания
Развивающие:
- Развивать мышление, творческое воображение, интерес к познанию нового;
Воспитательные
- Воспитывать любовь к родному краю, его истории;
- Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей;
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.
Методические приемы:
Наглядный: демонстрация сюжетов Новосибирской области на игровом пособии «Фиолетовый лес»; показ изображений коренных народов Новосибирской области: ханты и манси, чума, шамана; телеутов, аила, юрты; хана Кучума, Ермака, изображение битвы между ханскими отрядами и отрядами Ермака.
Словесный: рассказывание истории «Жизнь и быт народов ханты и манси», «Алтайцы - телеуты их жизнь», «Хан Кучум и «Сибирское ханство», «Приход Ермака»;
Практический: народная игра народов ханты и манси «Белый шаман»
Игровой: создание игровой ситуации, волшебные заклинания.
Предметно-пространственная развивающая среда: пространственная среда “Фиолетовый лес” с моделированной панорамой Сибири; картинки «Народы ханты и манси», чум, юрта, шаманский костюм, бубен, музыкальный инструмент варган, юрта, телеуты (алтайцы), хан Кучум, сражение отряда хана Кучума и Ермака
Ход НОД:
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Городовичок: «Здравствуйте, ребята, помните меня? Я Городовичок, живу в городе Новосибирске и приглядываю за ним. Вспомните, ребята, кто меня придумал? (Новосибирский писатель Владимир Шамов). Совсем недавно, мы путешествовали с вами по городу Новосибирску и любовались его красотами. А сегодня я приглашаю вас отправиться на машине времени назад в прошлое и посмотреть, какие народы проживали на территории Новосибирской области и чем они занимались. Согласны?» (Да)
- Скажите, что называется прошлым? Настоящим? Будущим? (Прошлое – это, то, что прошло. Настоящее — это сейчас, что есть. Будущее – будет).
- Давайте заглянем в прошлое. Возьмите друг друга за руки, закройте глаза и произнесите волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Можем все мы помечтать.
Хотим в прошлом очутиться,
Мушкетером стать, царицей,
Лишь скажу я: “Раз, два, три,
Быть, по-моему, вели!”
(Дети открывают глаза, пред ними панорама смоделированной на игровом пособии «Фиолетовый лес» Новосибирской области: хвойные леса, река Обь, пушные звери: горностаи, куницы, песцы, медведи, олени, лоси; чум, картинка хантов и манси)
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Городовичок: «Присаживайтесь, ребята, мы переместились с вами в прошлое. Давным-давно на территории Западной Сибири жили полуоседлые племена – хантов и манси. Они были рыбаками и охотниками, занимались скотоводством и оленеводством. Традиционным жилищем народов ханты и манси считается чум, который сделан из жердей и покрыт оленьими шкурами. Народ ханты и манси кочевой народ, они часто переезжают с места на место, т.к. пасут оленей. Олени дают этим народам мясо, шкуры для одежды и обуви, жилы для ниток и удочек. В центре чума разжигали костёр, а по обе стороны от костра располагались спальные места, а ближе к выходу – предметы языческого культа: Ханты издавна поклоняются стихиям и духам природы: огню, солнцу, луне, ветру, воде. У каждого из родов есть тотем, животное, которое нельзя убивать и использовать в пищу, так они почитают хозяина тайги медведя, проводят даже традиционный праздник в его честь. У народов ханты и манси развит шаманизм, они верят в злых и добрых духов. Считается, что сибирские шаманы наделены сверхъестественными способностями. Они могут не только предсказывать будущее, но и вселяться в животных (чаще всего орла) и людей, оживлять умерших и исцелять больных. (показ костюма шамана, бубна) Основным элементом шамана являлся бубен, говорят, что когда шаман бьёт в бубен, он связывается с предками и духами и узнаёт их волю»
-Предлагаю вам поиграть в народную игру народов ханты и манси, она называется «Белый шаман»
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
-Ребята, послушайте национальную музыку народов ханты и манси «Северное сияние». Здесь вы услышите звуки бубна, горловое пение, и музыкальный инструмент – варган, который обладает мистическим, завораживающим звуком. (показ картинки)
Городовичок: «Ребята, теперь нам нужно отправиться дальше ближе к нашим дням» (дети встают в круг и произносят слова)
Раз, два, три, четыре, пять,
Можем все мы помечтать.
Хотим в прошлом очутиться,
Мушкетером стать, царицей,
Лишь скажу я: “Раз, два, три,
Быть, по-моему, вели!”
Городовичок: «Шло время, и кроме народов ханты и манси, на территории Западной Сибири, по берегам реки Оби поселились и алтайцы- тюркские народы, мы уже знакомились с вами с коренными народами Алтая -золотого края и знаем, что жили они в аилах (показ картинки) и юртах, это жилище похоже на чум. Издавна алтайцы поклонялись духам и стихиям природы, они также, как и ханты и манси поддерживали шаманизм.
На том месте, где сейчас находится город Искитим, жили степные телеуты, или Алтайцы, называвшие себя «ишкитимы», в последствии город так и стал называться – Искитим.
Проживавшие здесь ранее народы ханты и манси, были вынуждены сместиться на север. (показ карты ханты-мансийской области, томской области) А оставшиеся смешались с алтайскими племенами»
Затем на территорию Новосибирской области пришли татары и образовали «Сибирское татарское ханство» Предводителем был хан Кучум. (показ изображения) Их манили богатства края: плодородные земли, минералы и пушнина. Они не признавали Москву и перестали платить ей дань. Тогда освобождать территорию Сибири пришли казаки под предводительством Ермака (показ изображения битвы)
Хан Кучум высылал отряд за отрядом, чтобы задержать продвижение Ермака в центр Сибирского ханства, но отрядам Ермака удалось одержать победу, народы ханты и манси присягнули на верность русскому царю. Хан Кучум был свергнут.
На берегу Обского водохранилища появился крест, отмечающий место, где Сибирь присоединена к России. (показ изображения)
Кучум установил для местных жесточайшие налоги, забирал девушек в гарем, а юношей в армию. Местное население всячески помогало Ермаку в освобождении Сибири от хана Кучума. Русские тоже установили дань — что по меркам того времени было нормально, — но в десять раз меньше.
Заключительная часть (Рефлексивный этап):
Городовичок: «Ну вот и всё, ребята, окончено наше путешествие на машине времени в прошлое Сибири, Новосибирской области, нам пора возвращаться домой.
Завертелись – закружились, в группе нашей очутились
-Я думаю, что вам понравилось наше путешествие, в следующий раз мы с вами познакомимся с мультфильмами, о народах ханты и манси. Глубже узнаем о их традициях. До новых встреч!!!»
Приложение 5
Конспект НОД по сказкотерапии “Кукушка”
(для детей 6-7 лет)
(с использованием игровой технологии В.В. Воскобовича
“Сказочные лабиринты игры”)
______________________________________________________________________
Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное
Цель: формирование у детей нравственно - ценных качеств
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение понимать главную идею сказок;
- Продолжать знакомить детей с богатством сибирского народного творчества через сказки, песни, пословицы и поговорки;
- Способствовать развитию конструкторских способностей, мышления;
- Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря.
Развивающие
- Способствовать формированию эмоционального отношения к сказочным героям их поступкам, осмысливание отношений между героями;
- Развивать воображение, память, мелкую моторику рук;
Воспитательные:
- Побуждать детей к высказыванию собственной точки зрения на обсуждаемую тему;
- Воспитывать любовь к ненецким народным сказкам, умению находить смысл сказки;
- Воспитывать доброе отношение к матери.
Предварительная работа: игры с д/п В.В. Воскобовича «Чудо-Крестики 2», «Чудо-Крестики 3», работа с пословицами и поговорками о матери, этнические беседы, просмотр мультфильма снятого по мотивам ненецкой сказки «Кукушка»
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.
Методические приемы:
Наглядный: показ, демонстрация сюжетов сказки.
Словесный: рассказывание сказочной истории, нравственная беседа, специальное моделирование ситуации общения;
Практический: физкультминутка, моделирование иллюстраций к сказке;
Игровой: создание сказочной игровой ситуации, приход сказочного героя.
Предметно-пространственная развивающая среда: иллюстрации к ненецкой сказке «Кукушка», схемы для моделирования к играм «Чудо-Крестики» В. В. Воскобовича, д/п «Чудо-Крестики 2, 3», «Чудо-Соты», музыкальная колонка, игрушка бабушки-рассказчицы.
Ход НОД:
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
(Вношу в группу куклу бабушки- рассказчицы)
Девчонки и мальчишки!!!
К вам решилась я зайти
И сказочку принести!
Зовусь я бабушкой- рассказчицей!
В сказку вас я позову и дорогу покажу!!!
Бабушка-рассказчица: «Ребята, вы любите сказки?» (Да!) «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». «Сегодня мы с вами вспомним ненецкую сказку «Кукушка». А чтобы в сказку нам попасть, нам нужно вместе произнести волшебные слова:
Ножкой топнем, в ладоши хлопнем,
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся, глаза закроем,
Скажем, ах!
И окажемся в гостях.
(Включаю музыку с мультфильма «Кукушка», выставляю 1-ую иллюстрацию)
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Бабушка-рассказчица: «Жила на земле бедная женщина. Было у неё 3 сына»
(Включаю музыку из мультфильма «Кукушка» «А мой старший сын…»)
-Как вы думаете, ребята, каждая ли мама любит своего ребёнка? (Да)
Очень часто материнскую заботу и любовь дети принимают как должное, принимают материнскую любовь и ничего не отдают в ответ. Так и в сказке случилось, помните?
«Не слушали дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, одежду промочат, а мать – суши, снегу натащат, а мать – убирай. И рыбу мать сама на реке ловит и очаг разжигает и похлёбку готовит. Совсем дети не помогали матери»
- Как вы думаете, ребята, нужна ли матери ваша любовь и забота? (Да, любовь нужна каждому человеку)
-Оказываете ли вы помощь маме? (Дети рассказывают какую помощь они оказывают)
Правильно, ведь у каждого из нас есть права и обязанности. Если берёшь, то и отдавать нужно.
- Ребята, вспомните, что случилось дальше?
«Сильно заболела мать: не смогла хворосту принести, очаг разжечь в чуме, еду приготовить»
-Сразу ли дети заметили болезнь матери? (Нет, они так же беззаботно играли на улице)
«Попросила мать принести воды старшего сына, но не услышал просьбы о помощи старший сын. Попросила принести воды среднего сына, и тоже не получила помощи. И младший сын также не помог матери. Никто не принёс матери воды, хотя она очень просила. Дети вспомнили про неё, когда сами захотели есть.»
-Что случилось дальше, ребята? (Превратилась мама в кукушку и улетела)
-Как вы думаете, пожалели дети, что не откликнулись на просьбу матери? (Да пожалели, но было уже поздно)
-Ребята, какими в сказке были дети? (ленивые, безответственные, самовлюблённые, эгоисты)
- Симпатичны вам такие люди? (Нет, такие люди нам не симпатичны)
-Какой была мама в сказке? (Любящей, трудолюбивой, заботливой)
Но несмотря ни на что мама всё равно любила своих детей. Ведь недаром в народе говорят: «Всякой матери своё дитё мило», «Для матери плохих детей не бывает»
-Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали, предлагаю отдохнуть.
Птички прыгают, летают,
Птички крошки собирают,
Перышки почистили, клювики почистили,
Дальше полетели, и с кукушкой сели.
-Ребята, сейчас мы с вами поработаем со сказкой. Вспомните, как называется жилище ненцев? (чум) Давайте вместе с вами смоделируем иллюстрацию к сказке «Кукушка», а поможет нам в этом игры В. В. Воскобовича «Чудо-Крестики». (Дети моделируют отдельные элементы сказки: чум, кукушку, маму и собирают их в сюжет)
Заключительная часть (Рефлексивный этап):
В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
- Чему нас с вами учит эта сказка? (учит быть внимательными и отзывчивыми к своей маме)
- Я думаю, что вы будете чуткими и добрыми к своей маме, подарите ей любовь и ласку.
Бабушка-рассказчица: «Мы в сказке побывали? Мы многое узнали? До встречи всем, пока!!!»
Фотоотчет по ненецкой сказке «Кукушка»
Приложение 6
Дараганова Даша
Смолякова Наталья Александровна, воспитатель, МКДОУ д/с «Журавлик», ст. Евсино Искитимского района, Новосибирская обл.