Проект «Слава русской старине» Авторы проекта - воспитатели группы комбинированной направленности для детей от 5-6 лет. Целевая группа – воспитанники группы комбинированной направленности от 5-6 лет. Проект: • по характеру контактов – открытый; • по количеству участников – групповой; • по продолжительности – долгосрочный. В работе над проектом участвуют: • дети 5-6 лет • воспитатели; • родители (законные представители) ; • музыкальный руководитель. Образовательные области: • Познавательное развитие • Речевое развитие • Художественно-эстетическое развитие; • Социально-коммуникативное развитие; • Физическое развитие. Проблема: недостаточная информированность детей дошкольного возраста о русском быте, традициях, праздниках на Руси в старину. Цель: формирование духовно – нравственной культуры старших дошкольников через приобщение к истокам русской культуры (ознакомление со старинными традициями, с бытом русских людей, с календарно-обрядовыми праздниками) . Задачи: • познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами; • прививать у детей интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством, основами православной культуры (православные праздники – Рождество, Пасха) ; • способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине; формировать гражданское самосознание, чувство любви к Родине и уважения к русскому народу; развивать активную гражданскую позицию; • развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей. • приобщать родителей к истокам русской культуры, традициям и ценностям русского народа, к нравственным и духовным ценностям русской культуры через практические формы работы (привлечение к участию в развлечениях, выставках, мастер-классах, оформление тематических альбомов) ; • объединять усилия дошкольного образовательного учреждения, и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий для духовно – нравственного воспитания дошкольников. Гипотеза проекта: если прививать у детей интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством, основами православной культуры (православные праздники – Рождество, Пасха, то это будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста. Методы работы Наглядный метод • просмотр фильмов, презентаций; • рассматривание иллюстраций; • знакомство с экспонатами музея «Русская изба»; • составление схем и мнемотаблиц по темам бесед, НОД. Словесный метод • чтение стихотворений, сказок, былин; • беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; • ответы на вопросы педагога, детей; • проведение разнообразных игр (малоподвижные, подвижные, дидактические и др.) ; • загадывание загадок; • разучивание пословиц, потешек, поговорок; • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, использование мнемотаблиц; • проведение викторин, конкурсов; Практический метод • проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, хороводные, игры на соответствие слов и движений и др.) ; • рисование, аппликация, конструирование в рамках НОД; • организация календарно – обрядовых праздников. Формы работы с детьми. • Организация разных видов детской деятельности в рамках НОД; • Проведение календарно – обрядовых праздников (4 праздника в год, осень – «Пётр Павел Рябинник» (или «Сергий – капустник», или «Саватий – пчеловник») ; зима – «Колядки», «Масленица»; весна – «Посиделки у самовара» (или – «Благовещение – птиц на волю отпущение», или «Егорьев день»). • Просмотр фильмов, использование мультимедийных презентаций, прослушивание аудиозаписей. • Разучивание элементов русского фольклора. • Организация выставок, оформление альбомов (совместная деятельность детей и родителей). • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей в рамках НОД. Этапы проекта: • организационно- подготовительный • практический • заключительный Этапы реализации проекта: Организационно-подготовительный Сентябрь Определение цели и задач, создание условий для реализации проекта, разработка перспективного плана реализации проекта, подбор методической литературы, составление конспектов, презентаций, выступление на общем родительском собрании, начальная диагностика знаний детей в области русской культуры 2. Практический В течение учебного года Реализация перспективного плана проекта. Проведение НОД. Организация и проведение календарно – обрядовых праздников. Организация взаимодействия с родителями. 3. Заключительный Май Мониторинг. Подведение итогов по реализации цели и задач. Систематизация наработанного материала в виде сборника конспектов, видеотеки, сборника сценариев, комплекса игр, оформление альбомов. Определение перспектив дальнейшей работы. Ожидаемые результаты проекта: • проявление интереса у детей и родителей к культурно-историческому наследию, традициям и духовным ценностям русского народа; • знание детьми основных предметов старорусского быта, их назначения; • знание детьми некоторых традиций русского народа (гостеприимство, трудолюбие, уважение к старшим, семейные ценности и т. п.) • участие в детей и родителей календарно – обрядовых праздниках; • знания в области устного народного творчества (знакомство с русскими народными сказками, элементами фольклора) ; • воспитание духовности, нравственных качеств через приобщение к истокам русской культуры. Взаимодействие с родителями при реализации проекта: • выступление на родительских собраниях; • консультации для родителей; • открытые показы воспитательно-образовательного процесса; • проведение совместных мероприятий (календарно – обрядовые праздники, выставки) ; • изготовление родителями вместе с детьми творческих альбомов «Слава русской старине! ». Продукт проектной деятельности: • Перспективное планирование «Приобщение детей старшего возраста к истокам русской культуры» • Сборник конспектов НОД. • Сценарии календарно – обрядовых праздников. • Альбомы «Слава русской старине! » Этапы реализации проекта: I этап – организационный Определение цели и задач, создание условий для реализации проекта, разработка плана реализации проекта. • планирование форм работы по реализации задач (беседы, НОД, продуктивная деятельность, игровая деятельность (подвижные игры, народные игры) ; консультации для родителей, воспитателей, активные формы взаимодействия; • организация предметно – развивающей среды в музее «Русская изба»; • работа с методической литературой, интернет – ресурсом; • подготовка конспектов НОД, презентаций, сценариев мероприятий; • информационная работа с воспитателями, специалистами, родителями; • подбор музыкального и литературного материала II этап – основной этап реализации проекта. Перспективное планирование. № Тема Программные задачи Предварительная работа Октябрь 1 Здравствуй, музей «Русская изба» Знакомить детей с понятием «музей», назначением, видами музеев. Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа. Развивать интерес к посещению музея «Русская изба». Расширять активный словарь: музей, экскурсовод, экспонат, выставка, изба, печь, лавка, кочерга и т. д. Презентация; рассматривание иллюстраций, фотографий и предметов обихода. 2 Знакомство с особенностями русской избы «Матушка - печка» Конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы. Прививать интерес к самобытной красоте жизни наших предков. Активизировать словарный запас: изгородь, плетень, околица, хозяйство, изба, печь, ухват, чугунок, лопата, кочерга. Чтение русских народных сказок, в которых упоминается печь и предметы быта; рассматривание иллюстраций, фотоальбома «Чудо-печь». 3 Русское гостеприимство «Самовар кипит – уходить не велит» Знакомить с традицией русского гостеприимства и чаепития. Знакомить с кухонной утварью, ее возникновением и использованием. Закрепить знание правил гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной культуре предков. Презентация; чтение сказки «Федорино горе», рассматривание альбома «Русский самовар», мини-выставка «От самовара к чайнику» 4 «Праздник урожая». Труд людей осенью. «Как хлеб на стол пришел» Расширение представлений детей об уборке урожая осенью. Продолжение знакомства с сельскохозяйственными профессиями. Воспитание бережного отношения к природе, уважения к труду взрослых. Формировать знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. Познакомить с зерновыми культурами и разнообразием хлебобулочных изделий. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Обогащать словарный запас. д. Чтение «Три ржаных колоска» С. Топелиуса, рассматривание репродукций с изображением уборки урожая в саду, в поле, огороде. Чтение «Слепая лошадь» К. Ушинского, беседы о разнообразии. 5 Календарно – обрядовые праздники осенью Ознакомление детей с традиционными календарно-обрядовыми праздникам, которые отмечались осенью: «Пётр Павел рябинник», «Сергий – капустник», «Тит грибной», «Куприянов день» и т. Просмотр презентаций, беседы, разучивание, игры хлебобулочных изделий. Проведение календарно – обрядового праздника «Пётр Павел рябинник» (или «Сергий капустник», или «Савватий – пчеловник») Ноябрь 1 «Вся семья вместе – и душа на месте» Знакомить с семейными традициями в старину на Руси; приобщать к бытовой и семейной культуре предков; воспитывать уважение к старшим. Рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы, фольклора. 2 «Путешествие в прошлое электрической лампочки» Знакомить детей с историей возникновения электрической лампочки. Познакомить с предметами русского быта: лучиной, свечой, керосиновой лампой. Активизировать словарный запас. Чтение сказок «Огниво», «Василиса Прекрасная», «Конек-горбунок», рассматривание альбома «История лампочки» 3 «Путешествие в страну волшебной прялки» Знакомить с женским народным ремеслом – прядением, орудиями труда: прялкой, веретеном. Развивать интерес к старине, бережное отношение к предметам старины. Расширять словарный запас: пряха, прялка, веретено, пряжа, рукодельница Чтение сказки «Морозко», «Хаврошечка», рассматривание альбома «Женские ремесла», выставка «Рукоделие наших бабушек» 4 «Путешествие в прошлое одежды. Русский народный костюм» Конкретизировать представления о традиционном народном костюме. Вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых. Учить классифицировать предметы одежды. Знакомить с принципами украшения одежды, орнаментами, цветом. Рассматривание альбома «Одежда крестьян», игра «Одень куклу», рассматривание одежды, разучивание русских народных игр, презентация. 3 «Путешествие в прошлое утюга и стиральной машины» Знакомить детей с историей утюга. Вызвать интерес к предметам обихода прошлого. Расширять активный словарь: каток, валек, чугунный утюг, угли, электричество. Научить понимать назначение стиральной машины; человек создал стиральную машину для облегчения своего труда. Познакомить с предметами быта русского народа, использованными для стирки белья. Расширять словарный запас: каток, валек, корыто, стиральная доска. Чтение русских народных сказок, рассматривание альбома «Электрические приборы». Рассматривание альбома «От камня до стиральной машины», чтение сказки «Мойдодыр», «Сказка о рыбаке и рыбке» Декабрь 4 «Рукоделие на Руси» Знакомить детей с такими видами традиционного рукоделия как вышивка, вязание крючком, ткачество, кружево. Прививать интерес и уважение к труду наших предков. Показать преемственность поколений. Активизировать словарь детей. Чтение сказок «Морозко», «Золушка», выставка «Рукоделие», рассматривание альбома «Русские узоры», презентация «Ткачество на Руси». 1 «На печи сидим, сказки слушаем» Закрепление знаний о русских народных сказках, их видах, героях, смысле и особенностях. Познакомить с новыми для детей сказками. Закрепление понятий «печь», «сундук», «лучина». Закрепление знаний о животных – диких и домашних – героях сказок Чтение сказок «Крошечка Хаврошечка», «Бычок смоляной бочок»; игры, кроссворды, презентация 2, 3 Праздники Рождество, история Нового года, Святки, Колядки Знакомить с праздниками народного календаря и традицией их отмечать. Приобщать к истокам русской народной культуры. Создать положительный эмоциональный настрой. Беседа с детьми о народных праздниках и обычаях, слушание русских народных песен, рассматривание иллюстраций. Январь «Пришла Коляда – отворяй ворота! » Проведение календарно – обрядового праздника. 3 «Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Синяя сказка Гжели» Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством – Гжель. Углубление и уточнение представлений о жизни русского народа в прошлом и настоящем. Расширять словарный запас. Рассматривание альбомов, предметов обихода, репродукций по народным промыслам. Презентации 4 Народные промыслы. Глиняная игрушка. Знакомить с промыслами, их особенностями (Дымково, Филимоново, Хлуднево). Развивать знания о культуре и ценностях русского народа. Рассматривание альбомов, предметов обихода, репродукций по народным промыслам. Презентации Февраль 1 «Праздник Масленицы» Знакомить с традициями русского народа - обрядовым праздником Масленица. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа. Формировать эмоциональную отзывчивость. Развивать речь, разучивая заклички. Беседы с детьми о народных праздниках, рассматривание альбома «Русские праздники», разучивание народных хороводов, песен, изготовление атрибутов для театрализованного представления. Проведение календарно-обрядового праздника «Широкая Масленица» 2 «Богатыри земли русской» Знакомить с традицией защиты Родины – богатыри, витязи, воины, дружина. Знакомить с историей, со старинными былинами, сказаниями о богатырях и героях. Воспитывать любовь к Родине, желание защищать и беречь её. Беседы, чтение, презентации, рассматривание картин Васнецова. 3 «Устное народное творчество» Знакомить с устным народным творчеством: потешками, считалками, небылицами. Дать почувствовать добрый юмор, задор небылиц. Заучить новую считалку с целью применения в игровых ситуациях. Стимулировать запоминание малых форм фольклора. Слушание народных песен, разучивание считалок, потешек, рассматривание иллюстраций к сказкам и потешкам. Март 1, 2 Закликание весны. Весенние обряды и праздники «Благовещение – птиц на волю отпущение» «Алексей – с гор потоки», «Егорьев день» Знакомить с традицией встречи весны на Руси Знакомить с обрядами и традициями на Руси весной, с трудом людей весной, календарно-обрядовыми праздниками, связанными с прилётом птиц, с весенними изменениями в природе, традиции встречи весны, заклички, песни, обряды. Изготовление жаворонков. Разучивание закличек. Чтение художественной литературы и фольклора, разучивание, рассматривание иллюстраций, беседы, продуктивная деятельность (аппликация, конструирование» 3 «Знакомство с народной куклой. Матрёшка» Продолжить знакомство с историей старинной игрушки, особенностями изготовления и росписи русской матрёшки (Семёновская матрёшка, Майдан, Сергиев Посад) Чтение художественной литературы и фольклора, разучивание, рассматривание иллюстраций, беседы 4 «Знакомство с русской кухней. Каша – матушка наша» Знакомить детей с блюдами национальной русской кухни. Показать преемственность поколений. Воспитывать интерес и уважение к истории русской кухни. Расширять словарь детей. Познакомить с разными видами и способами приготовления каш на Руси. Беседа «Мои любимые блюда», отгадывание загадок о кухонной посуде, овощах и т. д. Презентация. Чтение сказки «Крупеничка» Апрель 1 «Народная тряпичная кукла» Знакомить детей с видами русских народных кукол: игровые, обереговые, обрядовые. Знакомить с процессом изготовления куклы-закрутки, куклы-пеленашки. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно. Расширять словарный запас: закрутка, пеленашка. Презентация, рассматривание фотоальбома «Куклы», беседа «Моя любимая игрушка». 2 «Деревня, село, город». Труд людей весной. Закрепить знания о русской деревне, чем отличается деревня от села, рассказать об истории появления нашего города. Презентация, создание макета деревни и села, чтение и разучивание стихотворений о русской деревне Проведение календарно – обрядового праздника «Посиделки у самовара» (или «Благовещение», или «Егорьев день») 4 Праздник Великой Пасхи Знакомить с традициями русского народа - обрядовым праздником Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением. Развивать творческие способности. Воспитывать интерес и уважение к народным традициям Беседы с детьми о народных праздниках, рассматривание альбома «Русские праздники», мини-выставка коллекции сувенирных яиц. Май 1 «Пчёлкины заботы» Знакомить с весенними изменениями в природе и жизни людей, животных, насекомых; с традицией сбора мёда, праздником «Медовый спас» Чтение художественной литературы и фольклора, разучивание, рассматривание иллюстраций, беседы 2 Итоговое развлечение «Веселые посиделки» Совершенствовать знания о предметах старины, обрядах, праздниках, традициях. Развивать интерес к старине, народному творчеству. Активизировать словарный запас. Подвести итог изученному в течение года. Вызвать эмоциональный отклик, положительные эмоции Разучивание пословиц и поговорок о труде, мини-выставка, повторение народных игр, хороводов, песен, частушек; викторина 3, 4 Мониторинг на конец года. Оформление материалов проекта. III этап заключительный. Подведение итогов проекта. Определение перспектив дальнейшей работы. Литература: 1. Бударина. Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С. -Петербург, 1998. 2. Князева. О. Л., Маханёва. М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С. Петербург. 1998 3. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М., 2006 4. Л. А. Лялина. Народные игры в детском саду. М 2009 5. Дыбина О. В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. -М. :Издательство «ТЦ Сфера», 1999. 6. Короткова М. В. Путешествие в прошлое русского быта. – М. : Издательство «Дрофа», 2006. 7. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011. Интернет – ресурсы: 1. http://nsportal.ru/ 2. http://doshkolnik.ru/ 3. http://www.maam.ru/ 4. http://festival.1september.ru/ |