Интеллектуальная игра КВН для обучающихся 8–11 классов «Слава нашей стороне — слава марийской старине»
Тема внеклассного мероприятия:
«Слава нашей стороне - слава марийской старине».
Интеллектуальная игра КВН для обучающихся 8-11 классов
о жизни, культуре и быте марийских крестьян в старину.
Цель: через изучение культуры и быта марийских крестьян познакомить учащихся с жизненным укладом многонационального российского народа.
Задачи: 1) познакомить школьников с элементами культуры и быта марийских крестьян;
2) формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве, развивать мыслительные способности, умения решать творческие задачи, развивать творческие способности;
3) способствовать воспитанию позитивной этнической идентичности и гражданско-патриотических позиций обучающихся
Форма проведения: интеллектуальная игра «КВН».
План: 1. Вступительное слово учителя.
. 2. Представление команд.
3. Отгадай загадку (разминка).
4. Занятия древних марийцев.
5. Продукты питания наших предков.
6. Конкурс «вопрос-ответ», «третий лишний».
7. Предметы быта.
8. Старинные марийские имена
9. Во что одевались и обувались наши предки.
10. Верования марийцев.
11. Презентация национального блюда.
12. Театрализованное представление «Шорыкйол пайрем» (Рождество).
Оборудование: предметы быта, продукты питания, книги, рисунки, загадки.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Н. Кончаловская.
Вступительное слово учителя.
Как и многие народы феодальной России, марийцы имели богатую и многообразную культуру, уходящую своими корнями в глубокую древность. Из поколения в поколение в крестьянских семьях и общинах передавались умения возделывать землю, содержать скот, ловить рыбу, охотиться на зверей, изготовлять орудия труда, различную утварь, посуду, одежду, обувь, строить жилища, готовить пищу и многое другое. Складывались определенные представления об окружающей природе и человеке. Традиционная крестьянская культура была тесно связана с общественным бытом и проявлялась в своеобразных верованиях, обычаях, устном народном творчестве (сказки, пословицы, предания), искусстве (вышивка), праздниках. Знания, сведения о жизни марийцев мы можем почерпнуть из данных археологических раскопок, этнографии, из немногочисленных свидетельств современников, которые дошли до нас. У Адама Олеария в книге «Описание путешествия в Московию», трижды побывавшего в России в составе Германского посольства в 30-40-е годы 17 века, содержится немалый фактический материал о расселениях, занятиях, быте марийцев. Много сведений можно найти у историка Герарда Фридриха Миллера, члена Петербургской Академии наук. По пути из Сибири он изучал народы Среднего Поволжья. Его работа «Из описания нерусских народов Казанской губернии» датируется 1733-1743 годами. Историк 19 века А. А.. Фукс написал «Записки» о чувашах и марийцах Казанской губернии, Этот источник датируется 1837 годом. Все источники считаются самыми первыми об истории мари. История нашего народа очень разнообразна и интересна. Страшно обедняет свою жизнь тот, кто живёт, не ведая своих корней, кто лишен исторической памяти. Не зная истории человечества, невозможно понять настоящего.
Наша сегодняшняя встреча пройдет в виде конкурса. Перед вами свои знания, умения покажут участники двух команд. В игре будут участвовать и зрители, они покажут свои знания в конкурсе вопросов и ответов, пока команды готовятся.
Как обычно конкурс должен оцениваться. Представление и приветствие жюри.
I конкурс. Представление команд. Дети подготовили заранее.
Команда 8 класса –« Шонанпыл» (Радуга).
Девиз: «Ме шонанпыл улына. Турло тус дене волгалтына».(Мы как радуга озаряем весь мир).
Команда 9 класса - «Шочмо кундем» (Родная земля).
Девиз: «Шочмо-кушмо кундем вий куатым пуэт». (Родная земля ты нам силы даёшь)
II конкурс. Разминка (команды загадывают друг другу загадки).
Загадки:
1. Два брата рядом сидят, но друг, но друг друга не видят (изаж ден шольыжо йыгыре шинчат, но ваш огыт уж). Глаза.
2. Крутится в голове, но не поймаешь (вуй йыр пордеш, но кучаш огеш лий). Мысли.
3. В миску не нальёшь, но питается этим каждый(атеш пышташ ок йоро, уло калык кочкеш). Грудное молоко.
4. Рот большой, но не разинешь (умшаже кугу, но карен ок керт). Ухват.
III конкурс. Занятия древних марийцев.
Команды по иллюстрациям должны понять какой вид труда показан. (Обработка волокна в ступе, сушка снопов на овине, ткание холста, рыбацкая утварь).
IV конкурс. Продукты питания наших предков.
Вот что пишет об этом Г. Ф. Миллер: «Черемисы, чуваши, вотяки питаются дома вскормленным скотом и диким зверьем, рыбами, полевыми и огородными овощами. Они великие охотники до лошадиного мяса… Они пьют воду, молоко, пиво и мед».
На столе вы видите продукты питания. Выходят по одному участнику от команд, один будет рассказывать, другой комментировать правильность ответов.
На столе разложены пшеница, овес, семечки, картошка, рис, макароны, яйца, лук, чай, песок, горох, гречка, перец, морковь, свекла.
V конкурс вопросов и ответов и «третий лишний».
А. 1. Почему во время весеннего сева нельзя было ругать птиц?
2. Обрезать волосы?
Ответ: птицы будут клевать зерно, как волосы, урожай будет коротким.
Почему на пашню клали вареное яйцо?
Ответ: чтобы зерно уродилось крупное как яйцо.
Почему одежда марийцев по краям ворота, рукавов,на плечах была вышита?
Ответ: это должно было оберегать их от злых сил.
Б. «Третий лишний».
1. Кыне, йытын, меж (конопля, лен, шерсть)
(два растения, но все три для одежды).
2. Сорла, сава, сапондо (два первых применяли для срезания колосьев)
3. Пикш, товар, пычал (огнестрельное оружие).
4. Кудо, клат, амбар ( не жилые помещения).
5. Шога, тырма, комдо (орудия земледелия).
VI конкурс. Предметы быта.
На столе стоят предметы быта (туесок и лучина). Вы должны объяснить, как они называются, показать как их используют, из каких материалов они изготовлялись?
VII конкурс. Старинные марийские имена.
Одна команда должна называть старинные марийские женские имена, другая – мужские имена по очереди. На ком остановится игра, та команда проигрывает. Вот что об этом писал Г. Ф. Миллер: «У сих народов (то есть чуваш, вотяков, черемис) природныя их собственные имена суть следующия , например, у черемис мужские имена: Аксюн, Киндуган, Тойдерем, Тилмек, Игашках и прочее. Женские имена: Асилдик, Кюстелет, Ссилбика и прочая».
VIII конкурс. Во что одевались и обувались наши предки.
«Во всех помянутых трех народах мужской пол носит платье почти одинаковое, наподобие того, какое у русских мужиков бывает, но по вороту и рукавам вышитое шерстью. В женском платье есть большая разность: старухи – вдовы весьма редко в уборном платье ходят. А девки носят убору больше; более же всех замужныя жены», - так писал в своих исследованиях Г. Ф. Миллер. Старинное вышитое платье марийки можно было считать своеобразным паспортом, потому что вышивка показывала к какой этнической группе относится женщина, богатая или бедная, замужняя или вдова. Особенно нарядной разнообразной была вышивка у замужней женщины до сорока лет, потому что вышивка защищала женщину - продолжательницу род.
Два предмета одежды (шымакш – женский головной убор, йыдал – лапти). должны назвать и показать как их носили.
IХ конкурс. Верования марийцев.
Задача командам: рассказать и показать один из способов заговоров или гадания.
С древних времен народ мари верил в бога, в гадания, в заговоры. Заговоры могут вызвать или задержать громы и молнии, бури и дожди, творить урожай и бесплодие, умножать и отбирать богатство, здоровье, красоту, любовь. У марийцев были свои заклинатели (шуведыше), мастар (целители). Это же могли проделать и простые люди, знающие заговоры. Они нередко до сих пор передается в семьях по наследству
(если мать – марийка замечала, что после ухода посторонних ее ребенок начинал сильно плакать, она брала ковш воды и обмывала ею углы стола, края лавки, стула, скобу и ручку двери, приговаривая: «Когда на углы стола упал дурной глаз, тогда только он упал на ребенка».Затем из очага она брала горячий уголь и, положив его в ковш, говорила: «Мать огня, зло очисти». После этого, набрав воды из ковша в рот, сбрызгивала ребенка и добавляла: «Пусть все зло уходит». Это можно применить и к взрослому. Важно, чтобы он не слышал заговора и сбрызгивание было неожиданным.
Один из способов гадания: в полночь во время святок (шорыкйол пайрем) девушки выходили в хлев и ловили в темноте за ноги овец. Если попадётся молодая овца – жених достанется молодой, ежели старая, то муж будет старым.
Издревле марийцы знали свойства растений, приписывали им чудодейственную силу. Полынь, зверобой, лук, рябина, крапива, ромашка, якобы избавляли от сглаза. Их носили с собой, клали под подушку или подвешивали над входом.
Х. Презентация национального блюда.
Команды должны представить какое – нибудь марийское национальное блюдо и рассказать как и из чего оно приготовлено.
XI. Заключительная часть.
Жюри подводит итоги. А на сцене учащиеся 7-го класса показывают театрализованное представление с ряженными «Шорыкйол пайрем» (Рождество). Затем награждение и заключительное слово ведущего: «Надеемся, что конкурс вам понравился. Что у вас появится ещё больший интерес к изучению истории нашего народа. Чтобы идти вперёд чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе мы забудем, откуда вышли и куда нужно идти».
«Полнее осознавая прошедшее мы уясняем современное, глубже спускаясь в смысл былого раскрываем смысл будущего, глядя назад шагаем вперёд». А. И. Герцен.
Вопросы зрителям. Задаются когда команды заняты обсуждением заданий или готовятся к конкурсам.
Что такое шогавуй, агавуй? (плуг)
Какие марийские праздники знаете?
а) агавайрем – праздник весеннего сева. В этот день, когда выходили сеять, выносили угощение, молились, выбирали счастливого, опытного для начала сева, изгоняли злых духов, пели, плясали, скачки устраивали, качались на качелях;
б) У кинде пайрем, праздник нового хлеба. (В середине июля отмечали, пекли хлеб, угощали всю семью, приглашали родственников, молились, благодарили бога)
3. Тегыт? (дёготь) варят, сушат или моют.
4. Орудия рыбной ловли (келде, претньык, вапш, мурда, атма, эныр)
5. Для чего использовалась у марийцев баня? (мылись, лечились, рожали)
6. Какие памятные места знаете об участии марийцев в крестьянских восстаниях? (Дуб Пугачева)
7. Каких марийских богатырей знаете? (Онар, Чоткар, Акпатыр,Мамич-Бердей, Болтуш)
8. Назовите имена ученых, изучающих марийцев. (Адам Олеарий, Миллер, Ким Васин, Р.Айплатов, Патрушев Анат. Степанович)
9. Что такое изике? (лучина), шопо (квас), кудо (дом)
10. Кого называли тентяр? (безземельный)
11. Идым (гумно)
12. Тияк (писарь)
13. Талинга (талка кумыж)
14. Мер (община)
15. Вÿма (помощь всей деревни)
16. Катман (Мотыга)
17.Север – йудвел, юг – кечывалвел, восток – эрвел, запад – касвел.
18. Рекрут (салтак)
19. Что ели?(марийские национальные кушанья.)
(когыльо, команмелна, кинде, лашка, шергинде, салмагинде, шöр-торык, йыра, туара, тувыртыш, шокта, немыр-пучымыш, пулашкамуно)
20. Почему одежда марийцев по краям ворота, рукавов, на плечах была вышита? (это должно оберегать от злых сил)
Список использованной литературы:
Евсеев Т. Е. Калык ойпого. Йошкар-Ола.1994.
Иванов А. Г., Сануков К. Н.. Марий калыкын историйже. Йошкар-Ола.
1998.
3. История марийского края в документах и материалах. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 1992 .
4. Айплатов Г. Н. История марийского края. С древнейших времен до конца XIX в. Учебное пособие. Для учащихся 8-9 классов. Йошкар-Ола. 1994.
5. Калык йула да самырык тукым. Йошкар-Ола. 1991.
6. К.Г.Юадаров. Вера предков. Йошкар-Ола. 1999.
7. Сам себе знахарь. Тайны марийского языческого целительства. Йошкар-Ола. 1994г.