12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Парахина Дина Викторовна86
Россия, Тульская обл., Ефремов



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №10»

301846, Тульская область, город Ефремов, улица Менделеева, 4

тел/факс (48741) 41049

E-mail: petrushina71@mail.ru



Утверждаю

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол №_________

от «____»_________20___года




Директор

МКОУ «СШ №10»

Петрушина Н.С.Приказ №______________ от «____»________20_____года







Дополнительная общеразвивающая программа

«Социокультурное пространство в ДОУ»

Направленность: художественно-эстетическая; краеведческая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст воспитанников от 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Парахина Дина Викторовна

Воспитатель дополнительного образования











Ефремов 2021г



«Пояснительная записка»

Образовательная программа\проект «Социокультурное пространство в ДОУ» это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое воспитание и относится к художественно-эстетической направленности. Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное миро устроение. Игрушка – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.

Программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка. Она вводит детей в удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной культуры с духовными ценностями. Осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

По данной программе дети имеют возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в удивительный мир славянской культуры.

Образовательная программа\проект «Социокультурное пространство в ДОУ»

ориентирует на решение задач декоративно-прикладного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Данная программа носит комплексный характер и способствует формированию у учащихся духовной и художественной культуры.

Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных народных кукол в жизнь современных детей. Кроме того, традиционная народная кукла обладает рядом особенностей. Ее изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому, единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети. В основу данной программы\проект «Социокультурное пространство в ДОУ» заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Направленность программы\проект «Социокультурное пространство в ДОУ» художественно-эстетическая, познавательная.

Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися от 6- 7 лет в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, семья, традиции, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к семейным ценностям.

Новизна программы «Социокультурное пространство в ДОУ»

обеспечивает историческую преемственность между поколениями, способствует сохранению, распространению и развитию национальной культуры. Воспитывает бережного и уважительного отношения к историческому и культурному наследию народов. Расширяет кругозор дошкольника о декоративно-прикладном творчестве народов России. Ориентирована на использование экологически чистых, натуральных материалов. Решает проблемы социальной адаптации дошкольников содействует развитию качеств семьянина.

Отличительные особенности.

Ведущая идея социокультурного пространства в ДОУ это открытия детского мини-музея этнопедагогического профиля: организовать в дошкольном учреждении мини- музей кукол и игрушек, создающий особую этнопедагогическую развивающую среду, способствующую нравственно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста. Концепция детского мини- музея кукол основывается по программе дополнительного образования для детей ДОУ. Детский мини-музей является тематически систематизированным собранием народных тряпичных кукол и народных игрушек. Работа мини-музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

В качестве основных достоинств программы, необходимо отметить ее воспитательный потенциал, гибкую направленность на творческое развитие личности дошкольника, которые реализуются в практической и проектной деятельности учащихся.

Целью программы Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся на основе изучения истории, культуры и традиций народов посредством народной куклы и народных игрушек.

Для того чтобы реализовать поставленную цель, мною были разработаны следующие задачи:

познакомить воспитанников с русскими народными традициями;

познакомить воспитанников с разнообразием русских народных кукол и игрушек;

способствовать развитию эмоциональной, творческой сферы личности ребенка;

познакомить учащихся с традициями изготовления куклы народов России;

научить работать в группе, учитывать интересы других людей находить конструктивные решения проблемы.

обучить самоконтролю, самостоятельному поиску и подбору материала, принятию собственных решений при выполнении проектов;

содействовать самореализации и развитию внутреннего потенциала;

развивать творчество, фантазию

воспитывать заботливое и бережное отношение к родным и близким людям.

Предлагаемая программа предполагает ознакомление воспитанников с понятием «декоративно-прикладное творчество», его связью с бытом народов России. Знакомство с обычаями, народным фольклором и народными праздниками, с особенностями русского народного костюма и значением кукол в жизни славян. Целью данного курса не является изучение всего многообразия русских народных кукол, главная задача дать классификацию кукол по назначению и виду материала, из которого они изготовлены, обучить основным приемам изготовления национальных кукол.

В ходе практической работы воспитанники научатся приемам работы с текстилем и природным материалом, изготовления оберегов и игровых кукол разных губерний.

При создании Программы были учтены следующие принципы:

Принцип доступности:

учет возрастных особенностей детей;

адаптированность материала. 

Принцип систематичности и последовательности:

постепенная подача материала от простого к сложному;

частое повторение пройденного материала. 

Принцип дифференциации:

создание предметно-развивающей среды для усвоения материала. 

Принцип интеграции:

позволяет использовать данную Программу как часть комплексной программы в дошкольном образовательном учреждении;

Принцип вариативности:

дает возможность творчески использовать материал, подбирая методические приемы;

Принцип реалистичности:

связь с жизнью.

Формы

групповая работа;

экскурсии;

беседы, викторины;

коллективные творческие дела;

смотры-конкурсы, выставки;

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции воспитанников, умениям:

вести устный диалог на заданную тему;

участвовать в обсуждении обосновывать и высказывать свое мнение.

Работа по программе\проект предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом воспитанники сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Программа\проект рекомендована для детей 6-7лет

Форма работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Режим: один раз в неделю, среда30- 35минут

Срок реализации программы 1г.

Режим работы среда 15.45-16.15

Связи на занятиях по проектной деятельности с образовательными областями:

Художественно-эстетическое развитие: прослушивание народных песен, напевов и частушек; конструирование из ткани и природного материала;

Социально-коммуникативное развитие: оформление творческих работ, участие в выставках декоративно прикладного искусства, защите проектов;

Речевое развитие: сочинение мини рассказов, изучение народного фольклора.

Познавательное развитие: беседы, дискуссии, викторины

Ожидаемые результаты:

Обогащение и систематизация знания детей о культуре, быте и традициях русского народа;

Проявление любознательности к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам; 

Умение передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности;

Обогащение знаниями об основных православных праздниках, о духовном мире;

Уважительное отношение к родителям, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;

Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру.

Личностные результаты

*формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

*развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

*организация на занятии парно-групповая.

Учебный тематический план

п\п

месяц

Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

Количество часов теория

Количество часов практика

Форма аттестации (контроля)

1 сентябрь

Приглашение в музей

1.Дети в мине-музее

2.Правила поведения в мини-музеи

3.Игрушки забавы

4.Народные игры

30мин

30мин

30мин

30мин


занятие

2

октябрь

От колоса до каровая

1. Какла «Зерновушка»

2.Осень идет и дождь за собой ведет Кукла «Мокрондина»

3. «Что сначала,что потом»

4. «Как хлеб пришел на стол»

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

Занятие

Выставка

3

ноябрь

Хлеб всему голова

1.Кукла «Урожайная»

2. Кукла «Покосница»

3.Изготовление куклы «Сноп»

4. Обыгрывание

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

Занятие

Выставка

4

декабрь

Матушка зима

1.Встречаем по одежке

2.Игровая кукла (чем отличались игровые куклы)

3. Игровая кукла «Санница»

4.Обыгрывание

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

Выставка

Занятие

5

январь

Рождество

1.Рождественские встречи

2.Рождественский ангел (история)

3.Мастер класс «Рождественского ангела»

1ч30мин

30мин

30мин

30мин


30мин

Выставка

Занятие

6

февраль

Л.Н.Толстой

1.Елка в Ясной поляне

2.Кукла «Скелетик»

3.Кукла «Елка»

4. «Рождественская кукла»

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин


Занятие

Выставка

7

март

«Весною день упустишь – годом не вернешь»

1.Кукла «Егорий Вешний»

2.Куклы «12 месяцев»

3.Куклы «Веснянки»

4. Куклы «Первоцветы»

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

Выставка

Занятие

8

апрель

«Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит»

1.Игрушка «Пасхальная голубка»

«Грач на горе – так и весна на дворе»

2. Народна игрушка «Птичка»

Игрушка «Птица счастья (щепная птица)

3.Кукла «Птица радость»

4.Кукла «Сорока»

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

Занятие

Выставка

9

май

«Во поле березка стояла» (деревянные куклы, куклы и игрушки из бересты)

1.Куклы «Полено», «Полено с младенцем»

2.Кукла «Ведучка»

3.Кукла «На ложке»

4.Игровые куклы «Иван да Марья»

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

Проект

Выставка

Вывод на начало учебного года: детский мини-музей в детском саду

Сложно найти взрослого человека, который хотя бы раз в жизни не был в музее. Тематика экспозиций музеев и самих музеев стали очень разными и необычными. Но часто ли наши дети бывают в музее? Скорее всего большая часть воспитанников детских садов ни разу не были в музее. Во-первых, не во всех уголках нашей страны есть музеи. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения. И, в-третьих, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

Именно поэтому в отдалённом дошкольном учреждении МКОУ «СШ №10» дошкольное подразделение, решено было создавать собственный детский мини- музей, пусть и маленький. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня детский мини-музеи «Народные игры и игрушки» – неотъемлемая часть развивающей среды нашего дошкольного учреждения. Мини-музей «Народные игры и игрушки» посещают дети: подготовительной группы, Старшей группы №1, старшей группы №2, средняя группа, вторая младшая. Общее количество детей 109 человек

Основными направлениями культурно-образовательной деятельности в музее являются информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых и конечно игра. Технология построения социокультурного пространства состоит, как средство создания вариативной образовательной среды в ДОУ. Компонентами социального пространства являются: родители воспитанников, предметно-пространственная среда, институты воспитания, находящиеся в микросоциуме.

Мониторинг освоения знаний и умений

Проведение мониторинга по данному направлению наиболее целесообразно в старшем дошкольном возрасте.

Это связано с возрастными особенностями: расширением круга социальных контактов, развитием познавательных интересов и направленности на получение разнообразной информации, качественными изменениями в освоении разных способов познания и их самостоятельное использование в деятельности (познавательной, игровой, художественно-эстетической).

Данная система мониторинга предусматривает наблюдение и контроль над формированием коммуникативных навыков, культурных ценностей, социальных норм и представлений о музейной культуре. Мониторинг проводился в виде наблюдений, бесед, анкетирования в игровой форме.

В проведении диагностики учитывают следующие моменты:

необходимо помнить, что обогащение опыта посещения музея (и его изучение) не является самоцелью. В данном аспекте важны не просто «знания» детей о музее (правилах поведения, видах, «заучивание» терминов). Умение самостоятельно конструировать данный объект. Осуществление диагностики позволит выделить круг затруднений, «проблемных» моментов в осуществлении экскурсионной деятельности: определить направления сочетания и преемственности педагогической работы в условиях музея и детского сада, обогатить педагогический процесс, используя образовательные ресурсы музея (через освоения детьми музейного пространства обогащать познавательное и художественно-эстетического развитие дошкольников), «подстроить» экскурсии под возрастные возможности дошкольников. Данные задания позволят «увидеть» как дети воспринимают предмет в условиях музея, как учитывать их опыт в педагогическом процессе, на какие умения и представления следует обратить внимание для наиболее оптимального развития дошкольников.

Вывод на конец года: - Результативность проекта

Программа \проект «Социокультурное пространство в ДОУ»

показала хороший результат тем, что у детей была возможность применить самостоятельную деятельность, в результате чего они научились находить и использовать в своих целях необходимую информацию. С использованием технологии проектной деятельности в ДОУ с умением организации образовательного процесса, при которой обучаемые с желанием получили теоретические и практические данные, участвовали в мероприятиях творческого плана, а также с умением решать постоянно усложняющиеся задачи самого разнообразного характера.

Проектная деятельность стала интересна детям: они получили возможность экспериментировать, анализировать, синтезировать и воплощать в жизнь полученные знания.

В ходе реализации проекта происходили формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получили возможность раскрыть свою творческую жилку, показали всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказалось на развитии личности ребенка, способствуя формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проект идеально подготовил дошкольников к их дальнейшему обучению в школе.

Почему я решили работать по этой технологии? Потому что Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствуя взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

Результатами проведенной работы являются:

У детей появился интерес к изучению русской народной культуры, региональной культуры, основ изготовления народных игрушек, детской литературы, окружающего мира. Сформировался необходимый минимум исторических знаний. Расширились знания о традициях русского народа тульской губернии. Возможность трансформируемости пространства изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, привлекло внимание и интерес у детей в большей мере.

Вариативность среды предполагала наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивала свободный выбор детей. Сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулировала игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

 Доступность среды предполагала осуществлять образовательный процесс для детей по их интересам и запросам, а безопасность предметно-развивающей среды всех ее элементов требованиям обеспечивала надежность и безопасность их использования.

Музейная педагогика, которая является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создала условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, которая называется «Социокультурное пространство в ДОУ»



Список литературы

1. Белякова Л. М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. - N 5. - С. 17-21.

2. Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников».

3. Ватаман В.П. «Воспитание детей в традициях народной культуры».

4. Bанслова Е. Г. Музейная педагогика в XXI веке. // Мир музея. — 2005. — № 3.

5. Вербенец А. М. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. – СПб.: [б. и.], 2008. - 207 с.

6.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».

7. Гетманская Е. В. Воспитательный потенциал музейной педагогики // Внешкольник. – 2007. - N 1. - С. 45-46.

8. Добрынина Н. Первый в жизни музей // Дошкольное воспитание. – 2000. - N 6. - С. 73-77.

9. Захарова // Ребенок в детском саду. — 2004. — № 5.

10. Золотова Н. Музей и дети. Взаимосвязь эстетического и этического воспитания //Искусство в школе. - 2009. - N 4. - С. 58-59.

11.Зурабова К. Воспитать уважение к культуре // Дошкольное воспитание. – 2005. - N 4. - С. 82-90.

12. «Здравствуй, музей!», музейно-педагогическая программа: концепция, структура, содержание. – СПб. : [б. и.] , 2008. - 47 с.

13. Kнязева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.

14. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции».

15. Микляева Н.В. «Социально-нравственное воспитание дошкольников».

16.Музей и образование в новом социокультурном измерении: материалы международной научно-практической конференции, посвященной двадцатилетию Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея. – СПб.: [ГРМ], 2010. - 275 с.

17. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. — М.: ТЦ «Сфера», 2006

18. «Музейная педагогика», творческая лаборатория: сб. трудов творческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела. - Вып. 4. – 2003. - 196 с.

19. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., 2016г.

20. Пантелеева Л.В. «Музей и дети».

21. Парциальная программа: О.Л. Князева, М.Д. Миханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

22.Рыжова Н., ЛогиноваЛ., ДанюковаА. «Мини-музей в детском саду»- ЛИНКА-ПРЕСС. 2008.

23. Скобликова Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре // Искусство в школе. – 2007. - N 2. - С. 30-31.

24. Столярова Б.А. «Здравствуй музей».

25. Столяров Б. А.Музейная педагогика. История, теория, практика. М.:

26. Тихонова О.Г. «Дошкольнику о музейной культуре».

27. Шевкунова Е. "Музей и дети": педагогический аспект региональной программы // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 4. - С. 59-65.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.