12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Солохин Сергей Игоревич41
Россия, Нижегородская обл., Городец
0

Проект учебного занятия МДК 01.03. Эксплуатация энергетического оборудования. Тема: «Переход судна на автономное питание»

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Городецкий Губернский колледж»

 

Проект учебного занятия

МДК 01.03. Эксплуатация энергетического оборудования

Тема: Переход судна на автономное питание.


 

Разработал преподаватель спец. дисциплин:

Солохин Сергей Игоревич

г. Городец, 2018


 

Содержание


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Пояснительная записка

В настоящее время все агрегаты и механизмы судовой энергетической установки (СЭУ) снабжены устройствами автоматики, регулирования, контроля, сигнализации и защиты, составляющими локальные средства автоматизации и имеющими на местном посту управления у каждого механизма необходимые измерительные приборы и органы управления.

Высшей ступенью иерархической системы управления СЭУ является главный пост управления судном в рулевой рубке. На нем размещен пульт, содержащий единый орган управления СЭУ (обычно в виде рукоятки), табло аварийно-предупредительной сигнализации, указатели частоты вращения гребного, вала и шага гребного, винта (если судно имеет винт регулируемого шага) и несколько органов управления, используемых в аварийных случаях. Применение таких систем управления обеспечивает безвахтенное обслуживание СЭУ.

Автоматизация СЭУ значительно изменила функциональные обязанности судовых механиков. Судовые службы получили возможность больше внимания уделять техническому обслуживанию (ТО) и ремонту оборудования. Вместе с тем, возросла ответственность судовых механиков за принятие правильных решений в результате оперативного анализа данных системы отображения информации, образованной совокупностью приборов, мнемосхем и дисплеев.

Межпредметные связи

Дисциплины (МДК) включены в профессиональный цикл:

- Теория и устройство судна, тема: «Конструктивные элементы судовых систем»;

- Метрология и стандартизация, тема: «Стандартизация судовых деталей и механизмов»;

- Инженерная графика, тема: «Чертежи узлов и механизмов».

МДК 02.01 Безопасность жизнедеятельности на судне и транспортная безопасность, темы: «Стационарные системы пожаротушения», «Водоотливные средства и параметры затопления отсека».


 

Внутрипредметная связь

темы: «Системы судовых ДВС», «Эксплуатация, техническое обслуживание и контроль за работой судовых ДВС»

Место темы урока в учебном курсе

МДК 01.03 Эксплуатация энергетического оборудования входит в ПМ.01 Управление и эксплуатация судна, профессиональный цикл, устанавливающий профессиональные знания для освоения профессиональных модулей.

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 180403 «Судовождение: техник - судоводитель».

Разработчик: Солохин С.И. преподаватель специальных дисциплин, вторая квалификационная категория, ГБОУ СПО «Городецкий Губернский колледж».

Представленный урок входит в раздел 1 «Судовые энергетические установки и вспомогательные механизмы», темы 1.2 «Системы дистанционного автоматизированного управления и контроля работы судовых ДВС».

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам (практическая работа).

Урок ставит целью непосредственное освоение студентами рабочих приемов выполнения операций, формирование умений и навыков и занимает основное место в системе уроков. Учащиеся осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают принципами управления силовой установкой дистанционно.

Практические уроки играют большую роль в развитии у студентов культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры.

Вид урока: урок – практикум.

Форма проведения учебного занятия: фронтальная форма организации работы - все студенты выполняют одинаковые задания.

Практическое занятие проводится в аудитории на современных симуляторах.

Занятие позволяет объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся.

Цели урока:

1.Обучающие:

Знает – принципы управления тренажёром (симулятором) Unitest MER3D;

- схемы систем дизель - генератора;

- механизмы и оборудование применяемые в системах;

- номинальные параметры работы систем дизель – генератора;

- перевод терминов с английского языка (тренажёр исполнен на английском языке);

- последовательность подготовки дизель - генератора к пуску;

- процесс постановки судна на автономное питание.

Понимает - принципы работы систем дизель – генератора;

- сущность перехода судна на автономное питание;

- наличие и устранение неисправностей, возникающих в процессе работы;

- правила по несению безопасной вахты в машинном отделении.

Применяет - знания по подготовке дизель - генератора к пуску, пуск, и переход судна на автономное питания, на симуляторе.

2.Развивающие:

- развитие умений учебного труда (запоминать последовательность выполнения алгоритма по подготовке дизель - генератора к работе; владеть терминологией; осуществлять самоконтроль);

- развитие моторных навыков (управление СЭУ производится с помощью мыши и имитатора поста управления);

- развитие мыслительных операций (производит анализ собственных действий; сравнивает и обобщает действия по подготовке систем дизеля);

- развитие наглядно-действенного мышления (воспринимает аварийную сигнализацию и исправляет неисправности в процессе работы);

- развитие волевой и эмоциональной сферы (настойчивость в достижении результата; самостоятельность; уверенность в своих силах).

3.Воспитывающие:

- воспитание познавательной потребности (потребность овладеть навыками по управлению СЭУ дистанционно);

- воспитание дисциплинированности (требование к поведению на занятиях);

- воспитание эстетических взглядов (нахождение на учебных занятиях в форме).

На уроке производится освоение следующих компетенций:

ПК 1.3 Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем;

ПК 1.4 Эксплуатировать судовые энергетические установки;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Методы обучения:

1. По степени самостоятельности обучающихся:

- репродуктивный метод (полученные знания обучающиеся применяют на практике с помощью инструкций; деятельность обучающихся носит алгоритмический характер т.е. упражнение выполняется по предложенному алгоритму)

2. По источнику учебной информации:

- наглядно – демонстрационный метод (тренажёр представляет собой смоделированное в 3D машинное помещение средних размеров с расположенными в нём механизмами, имитация отображается на экранах монитора; доклады студентов выполнены в виде мультимедийной презентации; урок преподавателя построен в программе интерактивной доски Smart);

- практический метод (выполнение задания происходит под руководством преподавателя по алгоритму самостоятельно);

3. По способу взаимодействия педагога и обучающихся:

- демократический метод (интерактивные методы обучения – дискуссия и самостоятельная работа с тренажёром).

4. По этапам учебного урока, введение нового материала, закрепление учебного материала:

1 этап: методы, направленные на первичное овладение знаниями

- наглядно-иллюстрационные;

- репродуктивные.

2 этап: методы, способствующие закреплению, совершенствованию

- информационно-развивающие;

Средства обучения:

I.Наглядные:

1.Простые:

- словесные (методическая разработка практического занятия; словарь технических терминов с английского);

- простые визуальные средства (схемы систем дизеля).

2.Сложные:

- механические визуальные приборы (ЖК телевизор, проектор);

- аудиовизуальные: мультимедиа;

- изобразительные: слайды и схемы;

- средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютеры, интерактивная доска, тренажёр Unitest MER3D).

II. Технические средства:

1.Информационные средства (мультимедиа, учебный фильм);

2. Контролирующие средства (текущий контроль по ходу занятия, результат выполнения практической работы, индивидуальный тест).

Контроль и оценка освоения содержания урока

Объект оценивания

Формы и методы контроля

Знает – принципы управления тренажёром (симулятором) Unitest MER3D;

- схемы систем дизель - генератора;

- механизмы и оборудование применяемые в системах;

- номинальные параметры работы систем дизель – генератора;

- перевод терминов с английского языка (тренажёр исполнен на английском языке);

- последовательность подготовки дизель - генератора к пуску;

- процесс постановки судна на автономное питание.

Форма оценивания: тест.

Метод оценивания: экспертная оценка.

Понимает - принципы работы систем дизель – генератора;

- сущность перехода судна на автономное питание;

- наличие и устранение неисправностей возникающих в процессе работы;

- правила по несению безопасной вахты в машинном отделении.

Форма оценивания: Практическое задание.

Метод оценивания: экспертная оценка.

Применяет

- воспроизводит алгоритм по подготовке дизель - генератора к пуску, пуск, и переход судна на автономное питание, на тренажёре.

Форма оценивания: Практическое задание.

Метод оценивания:

Результат – метод оценивания – экспертная оценка;

Процесс – метод оценивания – экспертное наблюдение.

Продолжительность урока: 45 минут.

Структура урока строится на сочетании этапов:

- организационный этап;

- вступительное слово преподавателя (постановка цели, инструктаж по содержанию урока и актуализация знаний);

- заслушивание докладов и выполнение задания;

- контроль сформированности умений и навыков;

- проверка знаний;

- подведение итогов и формулирование выводов;

- определение и разъяснение домашнего задания.


 

Основная часть

Проект учебного занятия по теме «Переход судна на автономное питание»

Ход урока

п/п

Описание и пояснение

Слайд (изображение)

1.Организационный этап

1.1

Организационный момент – 1 мин.

Построение. Сдача рапорта. Командир осуществляет построение группы и докладывает преподавателю номер группы, численность студентов на занятии.

2.Вступительное слово преподавателя

2.1

Постановка целей и актуальность полученных умений – 2 мин.

Оглашение преподавателем темы и целей урока.

Преподаватель вступительным словом показывает актуальность полученных на занятии умений и навыков, продемонстрировав различные судовые посты автоматизированного управления СЭУ, с которыми им предстоит работать на современных судах.

2.2

Содержание плана урока – 2 мин

Преподаватель обозначает оборудование и последовательность выполнения практической работы.

Работу на уроке студенты начинают с заполнения рабочего листа, являющегося отчётом о практическом занятии.

Рабочий лист практической работы является персональным для каждого и вкладывается в портфолио его личных достижений, как результат учебной деятельности.

В него входят:

  • Данные о студенте.

    Тема практической работы и ее цели.

На занятии было использовано следующее оборудование:

1.Методическая разработка по запуску дизель – генератора (ДГ) и постановке судна на автономное питание.

Разработка включает в себя краткое описание и последовательность действий по подготовке судовых систем для запуска ДГ.

2.Словарь технических терминов с английского, так как тренажёр Unitest MER3D выполнен на английском языке, подобно всему морскому – речному оборудованию. Словарь помогает студентам в освоении не только тренажёра, но и технического английского языка.

3.Тренажер Unitest MER3D.

Урок был разбит на 4 этапа: Они включают в себя подготовку судовых систем:

системы сжатого воздуха,

топливной системы,

система охлаждения,

система смазки.

Каждый выполненный этап оценивается. ( В этом преподавателю помогает студент, посещавший доп. занятия - эксперт). Но перед тем как приступить к выполнению алгоритмов на тренажёре, ребята заслушивают доклады по каждой системе. Сообщения готовили студенты. В этих сообщениях они освещают принцип работы систем, пользуясь интерактивным оборудованием. В ходе работы преподаватель задаёт каждому вопросы по той или иной системе.

3.Заслушивание докладов и выполнение работы на тренажёре

3.1

Активизация внимания-2 мин.

Преподаватель активизирует внимание студентов. Учащиеся вспоминают системы, которые необходимо подготовить для запуска ДГ.

При нажатии на цифры появляются наименование систем дизеля.

3.2

Доклад по системе охлаждения - 3мин

Доклад выполнен в виде презентации с применением интерактивных возможностей. В сообщении проводится ознакомление с принципиальной схемой системы, её механизмами, и этапами подготовки к работе.

При нажатии на объект презентация активируется.

3.3

Подготовка системы на тренажёре- 6 мин

Перед тем как приступить к выполнению задания на тренажёре студенты ознакомятся с техникой безопасности и расписываются в журналах учёта работы за компьютерами.

За отведённое на этап время студенты должны активировать данную систему. За правильностью выполнения наблюдает эксперт и преподаватель. В результате каждый студент получает оценку.

3.4

Доклад по системе сжатого воздуха – 3мин

Доклад выполнен в виде презентации с применением интерактивных возможностей. В сообщении проводится ознакомление с принципиальной схемой системы, её механизмами, и этапами подготовки к работе.

При нажатии на объект презентация активируется.

3.5

Подготовка системы на тренажёре – 4 мин

За отведённое на этап время студенты должны активировать данную систему. За правильностью выполнения наблюдает эксперт и преподаватель. В результате каждый студент получает оценку.

3.6

Доклад по топливной системе – 2 мин

Доклад выполнен в виде презентации с применением интерактивных возможностей. В сообщении проводится ознакомление с принципиальной схемой системы, её механизмами, и этапами подготовки к работе.

При нажатии на объект презентация активируется.

3.7

Подготовка системы на тренажёре – 4 мин

За отведённое на этап время студенты должны активировать данную систему. За правильностью выполнения наблюдает эксперт и преподаватель. В результате каждый студент получает оценку.

3.8

Доклад по системе смазки и переход судна на автономное питание -2мин

Доклад выполнен в виде презентации с применением интерактивных возможностей. В сообщении проводится ознакомление с принципиальной схемой системы, её механизмами, и этапами подготовки к работе.

При нажатии на объект презентация активируется.

3.9

Подготовка системы на тренажёре – 4 мин

За отведённое на этап время студенты должны активировать данную систему. За правильностью выполнения наблюдает эксперт и преподаватель. В результате каждый студент получает оценку.

4.Контроль сформированности умений и навыков

4.1

Подведение итогов по работе на симуляторах - 1 мин

Преподаватель и эксперт выставляют на рабочих листах итоговые оценки за практическую часть работы. По критериям, указанным на рабочем листе.

Производится анализ выполненной работы. В форме дискуссии разбираются вопросы, возникающие во время практической части. Эксперт вносит свои коррективы по проблемным вопросам, студенты оценивают работу эксперта.

5.Проверка знаний

5.1

Контроль знаний – 5 мин

На второй странице рабочего листа расположено задание, состоящее из 10 тестовых вопросов.

Решение выполняется в индивидуальном порядке за отведённое время.

5.2

Рефлексия – 2мин.

Преподаватель сообщает критерии оценки.

Эксперт выполняет решение теста на доске, тем самым доказывая свою компетентность.

Студенты меняются листочками, отмечают верные и неверные ответы.

Нажатием на объект он активируется и сигнализирует о правильности выбранного ответа.

Оценки, полученные за урок, сводятся в таблицу.

Студенты, подготовившие доклад и отвечающие на дополнительные вопросы во время урока, получают по три оценки, остальные по две.

6.Подведения итогов и формулирование выводов.

6.1

Подведение итогов урока- 1 мин.

Преподаватель подводит итоги урока.

Выявляется активность студентов на разных этапах урока. Подтверждается эффективность решения поставленной на урок задачи и достижения цели.

7.Определения и разъяснения домашнего задания

7.1

Домашнее задание – 1 мин.

Преподаватель задаёт домашнее задание. Устанавливает сроки сдачи.

 


 


 


 


 


 


 


 

Заключение

Эффективность урока и достижение цели обеспечивалось тем, что:

применение интерактивного оборудования и тренажёра способствует широкой активизации познавательной деятельности студентов;

использование симулятора позволяет наглядно демонстрировать результат своих действий;

обогащение и корректировка знаний проходили благодаря выступлениям студентов и преподавателя;

закрепление и углубление знаний путем применения их в новых условиях – работой на симуляторе;

использование межпредметных связей позволяет переносить, свертывать и систематизировать знания;

применение современного оборудования позволяет качественно изменить контроль деятельности студентов;

велась организация коллективной и индивидуальной деятельности обучающихся.


 

Мониторинг результативности учебного материала

Урок проводился 211 группе, ребята отлично поработали, результат качества знаний 90%.


 


 

Литература

Сизых В.А. Судовые энергетические установки. 4-е изд., перераб.и доп., М.: Транслит, 2006. – 352с.

Гогин А.Ф., Богданов А.А. Судовые двигатели внутреннего сгорания. Учебное пособие для учащихся техникумов – М.: Транспорт, 1983. – 280с.

3.Руководство пользователя «Тренажер машинного отделения со среднеоборотным двигателем MER3D».

Интернет ресурсы

1. http://www.100rmsim.ru .

8

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.