Проект учебного занятия МДК 01.03. Эксплуатация энергетического оборудования. Тема: «Переход судна на автономное питание»
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Городецкий Губернский колледж»
Проект учебного занятия
МДК 01.03. Эксплуатация энергетического оборудования
Тема: Переход судна на автономное питание.
Разработал преподаватель спец. дисциплин:
Солохин Сергей Игоревич
г. Городец, 2018
В настоящее время все агрегаты и механизмы судовой энергетической установки (СЭУ) снабжены устройствами автоматики, регулирования, контроля, сигнализации и защиты, составляющими локальные средства автоматизации и имеющими на местном посту управления у каждого механизма необходимые измерительные приборы и органы управления.
Высшей ступенью иерархической системы управления СЭУ является главный пост управления судном в рулевой рубке. На нем размещен пульт, содержащий единый орган управления СЭУ (обычно в виде рукоятки), табло аварийно-предупредительной сигнализации, указатели частоты вращения гребного, вала и шага гребного, винта (если судно имеет винт регулируемого шага) и несколько органов управления, используемых в аварийных случаях. Применение таких систем управления обеспечивает безвахтенное обслуживание СЭУ.
Автоматизация СЭУ значительно изменила функциональные обязанности судовых механиков. Судовые службы получили возможность больше внимания уделять техническому обслуживанию (ТО) и ремонту оборудования. Вместе с тем, возросла ответственность судовых механиков за принятие правильных решений в результате оперативного анализа данных системы отображения информации, образованной совокупностью приборов, мнемосхем и дисплеев.
Межпредметные связи
Дисциплины (МДК) включены в профессиональный цикл:
- Теория и устройство судна, тема: «Конструктивные элементы судовых систем»;
- Метрология и стандартизация, тема: «Стандартизация судовых деталей и механизмов»;
- Инженерная графика, тема: «Чертежи узлов и механизмов».
МДК 02.01 Безопасность жизнедеятельности на судне и транспортная безопасность, темы: «Стационарные системы пожаротушения», «Водоотливные средства и параметры затопления отсека».
Внутрипредметная связь
темы: «Системы судовых ДВС», «Эксплуатация, техническое обслуживание и контроль за работой судовых ДВС»
Место темы урока в учебном курсе
МДК 01.03 Эксплуатация энергетического оборудования входит в ПМ.01 Управление и эксплуатация судна, профессиональный цикл, устанавливающий профессиональные знания для освоения профессиональных модулей.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 180403 «Судовождение: техник - судоводитель».
Разработчик: Солохин С.И. преподаватель специальных дисциплин, вторая квалификационная категория, ГБОУ СПО «Городецкий Губернский колледж».
Представленный урок входит в раздел №1 «Судовые энергетические установки и вспомогательные механизмы», темы 1.2 «Системы дистанционного автоматизированного управления и контроля работы судовых ДВС».
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам (практическая работа).
Урок ставит целью непосредственное освоение студентами рабочих приемов выполнения операций, формирование умений и навыков и занимает основное место в системе уроков. Учащиеся осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают принципами управления силовой установкой дистанционно.
Практические уроки играют большую роль в развитии у студентов культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры.
Вид урока: урок – практикум.
Форма проведения учебного занятия: фронтальная форма организации работы - все студенты выполняют одинаковые задания.
Практическое занятие проводится в аудитории на современных симуляторах.
Занятие позволяет объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся.
Цели урока:
1.Обучающие:
Знает – принципы управления тренажёром (симулятором) Unitest MER3D;
- схемы систем дизель - генератора;
- механизмы и оборудование применяемые в системах;
- номинальные параметры работы систем дизель – генератора;
- перевод терминов с английского языка (тренажёр исполнен на английском языке);
- последовательность подготовки дизель - генератора к пуску;
- процесс постановки судна на автономное питание.
Понимает - принципы работы систем дизель – генератора;
- сущность перехода судна на автономное питание;
- наличие и устранение неисправностей, возникающих в процессе работы;
- правила по несению безопасной вахты в машинном отделении.
Применяет - знания по подготовке дизель - генератора к пуску, пуск, и переход судна на автономное питания, на симуляторе.
2.Развивающие:
- развитие умений учебного труда (запоминать последовательность выполнения алгоритма по подготовке дизель - генератора к работе; владеть терминологией; осуществлять самоконтроль);
- развитие моторных навыков (управление СЭУ производится с помощью мыши и имитатора поста управления);
- развитие мыслительных операций (производит анализ собственных действий; сравнивает и обобщает действия по подготовке систем дизеля);
- развитие наглядно-действенного мышления (воспринимает аварийную сигнализацию и исправляет неисправности в процессе работы);
- развитие волевой и эмоциональной сферы (настойчивость в достижении результата; самостоятельность; уверенность в своих силах).
3.Воспитывающие:
- воспитание познавательной потребности (потребность овладеть навыками по управлению СЭУ дистанционно);
- воспитание дисциплинированности (требование к поведению на занятиях);
- воспитание эстетических взглядов (нахождение на учебных занятиях в форме).
На уроке производится освоение следующих компетенций:
ПК 1.3 Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем;
ПК 1.4 Эксплуатировать судовые энергетические установки;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Методы обучения:
1. По степени самостоятельности обучающихся:
- репродуктивный метод (полученные знания обучающиеся применяют на практике с помощью инструкций; деятельность обучающихся носит алгоритмический характер т.е. упражнение выполняется по предложенному алгоритму)
2. По источнику учебной информации:
- наглядно – демонстрационный метод (тренажёр представляет собой смоделированное в 3D машинное помещение средних размеров с расположенными в нём механизмами, имитация отображается на экранах монитора; доклады студентов выполнены в виде мультимедийной презентации; урок преподавателя построен в программе интерактивной доски Smart);
- практический метод (выполнение задания происходит под руководством преподавателя по алгоритму самостоятельно);
3. По способу взаимодействия педагога и обучающихся:
- демократический метод (интерактивные методы обучения – дискуссия и самостоятельная работа с тренажёром).
4. По этапам учебного урока, введение нового материала, закрепление учебного материала:
1 этап: методы, направленные на первичное овладение знаниями
- наглядно-иллюстрационные;
- репродуктивные.
2 этап: методы, способствующие закреплению, совершенствованию
- информационно-развивающие;
Средства обучения:
I.Наглядные:
1.Простые:
- словесные (методическая разработка практического занятия; словарь технических терминов с английского);
- простые визуальные средства (схемы систем дизеля).
2.Сложные:
- механические визуальные приборы (ЖК телевизор, проектор);
- аудиовизуальные: мультимедиа;
- изобразительные: слайды и схемы;
- средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютеры, интерактивная доска, тренажёр Unitest MER3D).
II. Технические средства:
1.Информационные средства (мультимедиа, учебный фильм);
2. Контролирующие средства (текущий контроль по ходу занятия, результат выполнения практической работы, индивидуальный тест).
Контроль и оценка освоения содержания урока
Объект оценивания |
Формы и методы контроля |
Знает – принципы управления тренажёром (симулятором) Unitest MER3D; - схемы систем дизель - генератора; - механизмы и оборудование применяемые в системах; - номинальные параметры работы систем дизель – генератора; - перевод терминов с английского языка (тренажёр исполнен на английском языке); - последовательность подготовки дизель - генератора к пуску; - процесс постановки судна на автономное питание. |
Форма оценивания: тест. Метод оценивания: экспертная оценка. |
Понимает - принципы работы систем дизель – генератора; - сущность перехода судна на автономное питание; - наличие и устранение неисправностей возникающих в процессе работы; - правила по несению безопасной вахты в машинном отделении. |
Форма оценивания: Практическое задание. Метод оценивания: экспертная оценка. |
Применяет - воспроизводит алгоритм по подготовке дизель - генератора к пуску, пуск, и переход судна на автономное питание, на тренажёре. |
Форма оценивания: Практическое задание. Метод оценивания: Результат – метод оценивания – экспертная оценка; Процесс – метод оценивания – экспертное наблюдение. |
Продолжительность урока: 45 минут.
Структура урока строится на сочетании этапов:
- организационный этап;
- вступительное слово преподавателя (постановка цели, инструктаж по содержанию урока и актуализация знаний);
- заслушивание докладов и выполнение задания;
- контроль сформированности умений и навыков;
- проверка знаний;
- подведение итогов и формулирование выводов;
- определение и разъяснение домашнего задания.
Проект учебного занятия по теме «Переход судна на автономное питание»
Ход урока
№ п/п |
Описание и пояснение |
Слайд (изображение) |
1.Организационный этап |
||
1.1 |
Организационный момент – 1 мин. Построение. Сдача рапорта. Командир осуществляет построение группы и докладывает преподавателю номер группы, численность студентов на занятии. |
|
2.Вступительное слово преподавателя |
||
2.1 |
Постановка целей и актуальность полученных умений – 2 мин. Оглашение преподавателем темы и целей урока. Преподаватель вступительным словом показывает актуальность полученных на занятии умений и навыков, продемонстрировав различные судовые посты автоматизированного управления СЭУ, с которыми им предстоит работать на современных судах. |
|
2.2 |
Содержание плана урока – 2 мин Преподаватель обозначает оборудование и последовательность выполнения практической работы. Работу на уроке студенты начинают с заполнения рабочего листа, являющегося отчётом о практическом занятии. Рабочий лист практической работы является персональным для каждого и вкладывается в портфолио его личных достижений, как результат учебной деятельности. В него входят:
На занятии было использовано следующее оборудование: 1.Методическая разработка по запуску дизель – генератора (ДГ) и постановке судна на автономное питание. Разработка включает в себя краткое описание и последовательность действий по подготовке судовых систем для запуска ДГ. 2.Словарь технических терминов с английского, так как тренажёр Unitest MER3D выполнен на английском языке, подобно всему морскому – речному оборудованию. Словарь помогает студентам в освоении не только тренажёра, но и технического английского языка. 3.Тренажер Unitest MER3D. Урок был разбит на 4 этапа: Они включают в себя подготовку судовых систем: системы сжатого воздуха, топливной системы, система охлаждения, система смазки. Каждый выполненный этап оценивается. ( В этом преподавателю помогает студент, посещавший доп. занятия - эксперт). Но перед тем как приступить к выполнению алгоритмов на тренажёре, ребята заслушивают доклады по каждой системе. Сообщения готовили студенты. В этих сообщениях они освещают принцип работы систем, пользуясь интерактивным оборудованием. В ходе работы преподаватель задаёт каждому вопросы по той или иной системе. |
|
3.Заслушивание докладов и выполнение работы на тренажёре |
||
3.1 |
Активизация внимания-2 мин. Преподаватель активизирует внимание студентов. Учащиеся вспоминают системы, которые необходимо подготовить для запуска ДГ. При нажатии на цифры появляются наименование систем дизеля. |
|
3.2 |
Доклад по системе охлаждения - 3мин Доклад выполнен в виде презентации с применением интерактивных возможностей. В сообщении проводится ознакомление с принципиальной схемой системы, её механизмами, и этапами подготовки к работе. При нажатии на объект презентация активируется. |
|
3.3 |
Подготовка системы на тренажёре- 6 мин Перед тем как приступить к выполнению задания на тренажёре студенты ознакомятся с техникой безопасности и расписываются в журналах учёта работы за компьютерами. За отведённое на этап время студенты должны активировать данную систему. За правильностью выполнения наблюдает эксперт и преподаватель. В результате каждый студент получает оценку. |
|
3.4 |
Доклад по системе сжатого воздуха – 3мин Доклад выполнен в виде презентации с применением интерактивных возможностей. В сообщении проводится ознакомление с принципиальной схемой системы, её механизмами, и этапами подготовки к работе. При нажатии на объект презентация активируется. |
|
3.5 |
Подготовка системы на тренажёре – 4 мин За отведённое на этап время студенты должны активировать данную систему. За правильностью выполнения наблюдает эксперт и преподаватель. В результате каждый студент получает оценку. |
|
3.6 |
Доклад по топливной системе – 2 мин Доклад выполнен в виде презентации с применением интерактивных возможностей. В сообщении проводится ознакомление с принципиальной схемой системы, её механизмами, и этапами подготовки к работе. При нажатии на объект презентация активируется. |
|
3.7 |
Подготовка системы на тренажёре – 4 мин За отведённое на этап время студенты должны активировать данную систему. За правильностью выполнения наблюдает эксперт и преподаватель. В результате каждый студент получает оценку. |
|
3.8 |
Доклад по системе смазки и переход судна на автономное питание -2мин Доклад выполнен в виде презентации с применением интерактивных возможностей. В сообщении проводится ознакомление с принципиальной схемой системы, её механизмами, и этапами подготовки к работе. При нажатии на объект презентация активируется. |
|
3.9 |
Подготовка системы на тренажёре – 4 мин За отведённое на этап время студенты должны активировать данную систему. За правильностью выполнения наблюдает эксперт и преподаватель. В результате каждый студент получает оценку. |
|
4.Контроль сформированности умений и навыков |
||
4.1 |
Подведение итогов по работе на симуляторах - 1 мин Преподаватель и эксперт выставляют на рабочих листах итоговые оценки за практическую часть работы. По критериям, указанным на рабочем листе. Производится анализ выполненной работы. В форме дискуссии разбираются вопросы, возникающие во время практической части. Эксперт вносит свои коррективы по проблемным вопросам, студенты оценивают работу эксперта. |
|
5.Проверка знаний |
||
5.1 |
Контроль знаний – 5 мин На второй странице рабочего листа расположено задание, состоящее из 10 тестовых вопросов. Решение выполняется в индивидуальном порядке за отведённое время. |
|
5.2 |
Рефлексия – 2мин. Преподаватель сообщает критерии оценки. Эксперт выполняет решение теста на доске, тем самым доказывая свою компетентность. Студенты меняются листочками, отмечают верные и неверные ответы. Нажатием на объект он активируется и сигнализирует о правильности выбранного ответа. Оценки, полученные за урок, сводятся в таблицу. Студенты, подготовившие доклад и отвечающие на дополнительные вопросы во время урока, получают по три оценки, остальные по две. |
|
6.Подведения итогов и формулирование выводов. |
||
6.1 |
Подведение итогов урока- 1 мин. Преподаватель подводит итоги урока. Выявляется активность студентов на разных этапах урока. Подтверждается эффективность решения поставленной на урок задачи и достижения цели. |
|
7.Определения и разъяснения домашнего задания |
||
7.1 |
Домашнее задание – 1 мин. Преподаватель задаёт домашнее задание. Устанавливает сроки сдачи. |
Эффективность урока и достижение цели обеспечивалось тем, что:
применение интерактивного оборудования и тренажёра способствует широкой активизации познавательной деятельности студентов;
использование симулятора позволяет наглядно демонстрировать результат своих действий;
обогащение и корректировка знаний проходили благодаря выступлениям студентов и преподавателя;
закрепление и углубление знаний путем применения их в новых условиях – работой на симуляторе;
использование межпредметных связей позволяет переносить, свертывать и систематизировать знания;
применение современного оборудования позволяет качественно изменить контроль деятельности студентов;
велась организация коллективной и индивидуальной деятельности обучающихся.
Мониторинг результативности учебного материала
Урок проводился 211 группе, ребята отлично поработали, результат качества знаний 90%.
Сизых В.А. Судовые энергетические установки. 4-е изд., перераб.и доп., М.: Транслит, 2006. – 352с.
Гогин А.Ф., Богданов А.А. Судовые двигатели внутреннего сгорания. Учебное пособие для учащихся техникумов – М.: Транспорт, 1983. – 280с.
3.Руководство пользователя «Тренажер машинного отделения со среднеоборотным двигателем MER3D».
Интернет ресурсы
1. http://www.100rmsim.ru.
8