Проект по развитию связной речи «Учимся рассказывать»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 10
Проект по развитию связной речи
«Учимся рассказывать»
Подготовил:
Учитель-логопед
Клюева Ю.М.
г.Усть-Катав
2021 г.
Содержание
Введение…………………………………........…………………………3
I этап – организационный…………………………………………5
II этап – планирование деятельности ……………………6
III этап – заключительный……………………………………...9
Литература …………………………....………………….…..………10
Приложение…………………….....…………………………………..11
Введение
Актуальность: обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей развития и воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка речи. Связная речь — высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Проблема: трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составление рассказов по картине, и серии картинок, составление описательных рассказов. Низкий уровень развития творческого воображения у некоторых детей.
Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: наличие систематизированных представлений о современных методах и приемах развития связной монологической и диалогической речи детей старшего дошкольного возраста и их целесообразное использование на практике способствует повышению качества работы по развитию речи детей детского сада и более успешной подготовке дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
- совершенствовать и развивать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержание сюжетной картины;
- составлять рассказ по картинкам с последующими развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Ожидаемые результаты работы по проекту.
Создание системы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Положительная динамика по результатам диагностики в разделе развитие связной речи.
Осуществление тесного взаимодействия с семьями воспитанников по вопросу развития связной речи детей в ходе совместной подготовки к школьному обучению.
Создание условий, способствующих развитию грамматически правильно оформленной связной речи у дошкольников.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, учитель-логопед.
Вид проекта: информационно — практический, краткосрочный.
Срок реализации: 3 недели.
I этап – организационный
Цель: Выявление основных проблем в речевом развитии детей. Определение основных направлений дальнейшей работы. Составление методических разработок по коррекции и развитию речи детей. Привлечение родителей к реализации проекта.
Мероприятия:
1. Диагностика детей.
2. Подбор необходимых материалов: литературы, словесно-дидактических игр, наглядного пособия, раздаточного и демонстрационного материала.
3. Составление педагогически-коррекционной технологии (планов, конспектов занятий, мероприятий совместной деятельности с родителями).
4. Перспективное планирование по развитию связной речи через дидактические игры в старшей группе.
II этап – планирование деятельности
Цель: Формирование связной речи детей в разных видах деятельности. Корректирование речи со стороны взрослых в повседневном общении с ребёнком. Создание оптимальных условий для преемственности в работе педагогов и семьи.
Мероприятия:
Проведение занятий логопедом согласно перспективным планам.
Реализация перспективного планирования по развитию связной речи через дидактические игры в старшей группе.
Чтение литературных произведений в детском саду и дома. Беседы о прочитанном. (Чтение сказок, рассказов, стихов, научно-познавательной литературы).
Выставка детских книг со сказками «Волшебная страна».
Заучивание стихов, чистоговорок, потешек.
Информационные буклеты для родителей «Речевые игры по дороге домой».
Консультация для родителей «Мнемотехника в развитии связной речи детей».
Закрепление пройденного материала дома по заданию логопеда.
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды |
05.03.21 г. | Диагностика развития речи | ||
09.03.21 г. | Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий | Папка-передвижка «Речевые игры по дороге в детский сад» | Изготовление картотеки «Словесных игр» |
12.03.21 г. | Игры-драматизации по знакомым сказкам | Чтение сказок | Дидактическая игра «Что сначала? Что потом?» |
15.03.21 г. | Заучивание стихотворений, чистоговорок, потешек о весне | Информационные буклеты для родителей «Речевые игры» | Изготовление мнемотаблиц по сказкам |
16.03.21 г. | Составление описательного рассказа о весне с опорой на схему | Чтение родителями познавательной и художественной литературы о природе | Мнемосхема «Времена года» |
19.03.21 г. | Составление рассказа в свободной форме «Расскажи о себе, о своих интересах, о своей любимой игрушке или сказке» | Консультация для родителей «Мнемотехника в развитии связной речи детей» | Коллаж «Назови и опиши героя сказки» |
22.03.21 г. | Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик». Беседа о прочитанном. | Подбор книжек с любимыми сказками | Выставка детских книг со сказками «Волшебная страна» |
23.03.21 г. | Диагностика развития речи |
III этап – заключительный
Цель: диагностика результативности проектной деятельности.
Мероприятия:
Проведение итоговой диагностики речевого развития детей.
Анализ проведённой работы в развитии связной речи и коррекции речевых нарушений.
Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта — май
Литература
Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 2019.
Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2015. - N 1.
Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2015. - N 9.
Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2019.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2016.
Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. / Короткова Э.П. - М.: Просвещение, 2009.
Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 2011.
Ушакова О.С. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин / О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 12.
Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2018.
Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2018. - N 11.
Приложение