Проект по развитию связной речи «Учимся рассказывать»

1
0
Материал опубликован 17 February 2022


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 10








Проект по развитию связной речи

«Учимся рассказывать»






Подготовил:

Учитель-логопед

Клюева Ю.М.










г.Усть-Катав

2021 г.


Содержание


Введение…………………………………........…………………………3

I этап – организационный…………………………………………5

II этап – планирование деятельности ……………………6

III этап – заключительный……………………………………...9

         Литература …………………………....………………….…..………10

         Приложение…………………….....…………………………………..11


Введение


Актуальность: обусловлена тем, что в настоящее время проблемысвязанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей развития и воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка речиСвязная речь — высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Проблема: трудности формирования у детей связной речи,  последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составление рассказов по картине,  и серии картинок, составление описательных рассказов. Низкий уровень развития творческого воображения у некоторых детей.

Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: наличие систематизированных представлений о современных методах и приемах развития связной монологической и диалогической  речи детей старшего дошкольного возраста и их целесообразное использование на практике способствует повышению качества работы по развитию речи детей детского сада и более успешной подготовке дошкольников к обучению в школе.

Задачи:

- совершенствовать и развивать  диалогическую  форму речи;

- развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно  и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу)  рассказывать о предмете, содержание сюжетной картины;

- составлять рассказ по картинкам с последующими развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.


Ожидаемые результаты работы по проекту.

Создание системы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Положительная динамика по результатам диагностики в разделе развитие связной речи.

Осуществление тесного взаимодействия с семьями воспитанников по вопросу развития связной речи детей в ходе совместной подготовки к школьному обучению.

Создание условий, способствующих развитию грамматически правильно оформленной связной речи у дошкольников.

 Участники проекта: дети старшей группы, родители, учитель-логопед.

Вид проекта:  информационно — практический, краткосрочный.

Срок реализации: 3 недели.


I этап – организационный


Цель: Выявление основных проблем в речевом развитии детей. Определение основных направлений дальнейшей работы. Составление методических разработок по коррекции и развитию речи детей. Привлечение родителей к реализации проекта.

Мероприятия:

1. Диагностика детей.

2. Подбор необходимых материалов: литературы, словесно-дидактических игр, наглядного пособия, раздаточного и демонстрационного материала.

3. Составление педагогически-коррекционной технологии (планов, конспектов занятий, мероприятий совместной деятельности с родителями).

4. Перспективное планирование по развитию связной речи через дидактические игры в старшей группе.


II этап – планирование деятельности


Цель:  Формирование связной речи детей в разных видах деятельности. Корректирование речи со стороны взрослых в повседневном общении с ребёнком. Создание оптимальных условий для преемственности в работе педагогов и семьи.

Мероприятия:

Проведение занятий логопедом согласно перспективным планам.

Реализация перспективного планирования по развитию связной речи через дидактические игры в старшей группе.

Чтение литературных произведений в детском саду и дома. Беседы о прочитанном. (Чтение сказок, рассказов, стихов, научно-познавательной литературы).

Выставка детских книг со сказками «Волшебная страна».

Заучивание стихов, чистоговорок,  потешек.

Информационные буклеты для родителей «Речевые игры по дороге домой».

Консультация для родителей «Мнемотехника в развитии связной речи детей».

Закрепление пройденного материала дома по заданию логопеда.

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

05.03.21 г.

Диагностика

развития речи



09.03.21 г.

Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий

Папка-передвижка «Речевые игры

по дороге в детский сад»

Изготовление картотеки «Словесных игр»

12.03.21 г.

Игры-драматизации по знакомым сказкам

Чтение сказок

Дидактическая игра «Что сначала? Что потом?»

15.03.21 г.

Заучивание стихотворений, чистоговорок, потешек о весне

Информационные буклеты для родителей «Речевые игры»

Изготовление мнемотаблиц по сказкам

16.03.21 г.

Составление описательного рассказа о весне с опорой на схему

Чтение родителями познавательной и художественной литературы о природе

Мнемосхема

«Времена года»

19.03.21 г.

Составление рассказа в свободной форме «Расскажи о себе,

о своих интересах,

о своей любимой игрушке или сказке»


Консультация для родителей

«Мнемотехника в развитии связной речи детей»

Коллаж

«Назови и опиши

героя сказки»

22.03.21 г.

Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».

Беседа о прочитанном.

Подбор книжек

с любимыми сказками

Выставка детских книг со сказками «Волшебная страна»

23.03.21 г.

Диагностика

развития речи




III этап – заключительный


Цель: диагностика  результативности проектной деятельности.

Мероприятия:

Проведение итоговой диагностики речевого развития детей.

Анализ проведённой работы в развитии связной речи и коррекции речевых нарушений.

Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта — май

Литература

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 2019.

Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2015. - N 1.

Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2015. - N 9.

Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2019.

Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2016.

Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. / Короткова Э.П. - М.: Просвещение, 2009.

Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 2011.

Ушакова О.С. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин / О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 12.

Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2018.

Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2018. - N 11.


Приложение

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.