Проект «Управление образовательным процессом посредством контрольно-диагностической функции»
Проект «Управление образовательным процессом посредством контрольно-диагностической функции»
Пояснительная записка
В центре внимания современной системы образования в России стоит модернизация и обнoвление теоретико-методологических основ развития образовательных систем, формирование научно-методических материалов в поддержку инновационной деятельности, поддержка новых научных направлений, апробация и внедрение нового содержания образования педагогов.
В настоящее время современное дошкольное образовательное учреждение – это oткрытая система, гуманистически ориентированная, развивающая и развивающаяся, способная воспитывать гармоническую личность, а педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Поэтому, одним из основных направлений работы ДОУ является динамичное развитие образовательной работы, повышение ее эффективности и качества. Важнейшим условием повышения качества образовательного процесса является правильно организованный контроль.
Из анализа научной и методической литературы, можно увидеть, что многие авторы, такие как М.М. Поташник, Т.И. Шамова, И.П. Третьяков, В.Я. Якунина, Ю.К. Бобанский, С.А. Ильманов и др. выделяют контроль как важнейшую функцию управления, способствующую установлению функционирования и развития системы образовательного процесса нормативно заданным требованиям и переводу системы в более качественное состояние.
В то же время, контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля с последующим его анализом, является основой для принятия управленческих решений. Осуществляя контроль, старший воспитатель ДОУ изучает состояние образовательной работы, выполнение государственной программы, уровень знаний, развития и воспитанности детей, индивидуальное мастерство воспитателей.
Использование диагностических методов в работе, т.к. наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, опрос, изучение продуктов деятельности воспитанников и др., позволяет педагогическому контролю стать одним из важных средств повышения квалификации педагогов, совершенствования их специальных знаний и педагогического мастерства и на этой основе обеспечить повышение эффективности руководства образовательным процессом.
На данный момент в учреждении разработана общеобразовательная программа и каждый год отслеживается ее результативность. В ходе анализа был отмечен один из положительных моментов: обеспечивалась обратная связь между планом работы ДОУ и конечным результатом, который корректировал действия воспитателей в случае отклонения от намеченных целей. Но для повышения качества образовательной работы с детьми необходимо личностно-профессиональное развитие педагогов; создание единой системы контроля всех направлений деятельности ДОУ; контроль должен быть позитивным и направлен на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.
Поэтому возникла проблема модификации методической работы по повышению качества управления образовательным процессом посредством контрольно-диагностической функции.
Цель проекта: Создание условий для эффективного управления образовательным процессом посредством контрольно-диагностической функции.
Задачи проекта
Изучить и проанализировать педагогическую литературу; возможности нормативно правового обеспечения деятельности контрольно-диагностической службы ДОУ.
Сбор, накопление и сравнение имеющихся фактических результатов с запланированными с целью формирования оптимальной атмосферы деятельности ДОУ.
Сформировать у педагогов мотивацию и осознание необходимости повышения своей активности и инициативы, способствующие личностно-профессиональному развитию педагогов.
Модернизировать методическую работу, как эффективную систему управления посредством контрольно-диагностической функции, совершенствующую педагогический процесс и повышающую качества образовательной работы с детьми.
Принципы и подходы в управлении образовательным процессом посредством контрольно-диагностической функции
Принцип научности обеспечивает соответствие системы данной работы с нормативной документацией;
Принцип объективности обеспечивает соответствие проверки с требованиями государственных стандартов;
Принцип регулярности, систематичности способствует оперативному реагированию на недостатки воспитательно-образовательного процесса;
Принцип системности позволяет создать единую систему контрольного диагностирования всех направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду;
Принцип многомерности обеспечивает охват диагностикой всех компонентов педагогической системы: здоровье, нравственность, безопасность жизни, развитие природных задатков, социальный статус воспитанников; данные трудоемкости педагогов, их профессионализма; использование инновационных методик, программ в воспитательно- образовательном процессе; условий, обеспечивающих качественный воспитательно-образовательный процесс и т.д.
Принцип действенности позволяет осуществить позитивное изменение в воспитательно-образовательном процессе;
Принцип дифференциации обеспечивает выбор диагностических средств и способов в соответствии возрастных и индивидуальных особенностях каждого из субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Принцип гласности обеспечивает открытость, способствует созданию в коллективе атмосферу педагогического сотрудничества.
Теоретическое обоснование
При изучении данной проблемы были использованы следующие теории и концепции:
1. Теория о формировании личности и ее значении для модернизации системы образования. А.Н.Леонтьев.
Внедрение инноваций в работу ДОУ – важное условие формирования и реформирования дошкольного образования. Реформирование дошкольного образования предъявляет новые требования к ДОУ и управлению им. Новым направлением функционирования системы образования является ее открытость. Неслучайно среди многих руководителей распространено мнение, что значение мотивации как функции не существовало, так как если люди ходят на работу, то они уже чем-то мотивированы, поэтому нет необходимости заниматься этой проблемой дополнительно. Собственно внутренней мотивации, действительно, может оказаться достаточно для исполнения трудовой деятельности и реализации тех целей, которые стоят перед ДОУ. Однако актуальность деятельности руководителя по мотивации трудового поведения кадров, по формированию их заинтересованности в качественной работе возрастает при изменениях, происходящих в ходе модернизапции системы образования. Это свидетельствует о необходимости использования мотивации в управленческой деятельности руководителя.
2. «Мотивационная» концепция. Д.К.Мак-Клелланд.
Д.К.Мак-Клелланд. определил три основные потребности: успеха, власти, принадлежности. Поведение личности определяется соотношением между ожиданиями (когнитивными единицами, заключающими предположения по поводу содержания и синхронности событий в будущем) и реальными событиями. Положительные (доставляющие удовольствие) и отрицательные (вызывающие недовольства) эмоции являются врожденными реакциями на соответственно маленькие и большие расхождения между ожиданиями и событием. Положим, эмоции ведут к приближению, тогда как отрицательный эффект ведет к избеганию. Люди стремиться к маленьким степеням расхождения (непредсказуемости), чтобы компенсировать скуку, и избегают больших степеней непредсказуемости, чтобы избежать угрозы. Личность описывают следующие характеристики: мотивы, черты, схемы. Мотив – сильная, эффективная ассоциация, характеризуемая упреждающей целевой реакцией и основана на прошлой связи конкретных стимулов и положительных, и отрицательных аффектов. Можно говорить о мотивах приближения, в которых человек стремиться, чтобы его антиципации стала реальностью, и мотивах избегания, когда человек не дает своей антиципации стать реальностью. В зависимости от того какие расхождения между ожиданием и событием поощряют родители в детских переживаниях (маленькие или большие), у ребенка формируются устойчивые паттерны поведения и соответствующая мотивация (приближения или избегания). Черта – заученная человеческая тенденция реагировать, которая возымела успех в прошлом, когда был аналогично мотивирован. Схема – единица познания или процесса мышления, отображающая в символической форме прошлый опыт.
3. Теория мотивации. К.Ю.Белая.
По мнению К.Ю.Белой руководитель – стратег развития своего учреждения, создает целый комплекс условий для получения положительных результатов. Она рассматривает инновационную деятельность как средство достижения высоких результатов в образовательном процессе ДОУ.
4. Теория условий мотивации профессионального развития кадров системы образования. Н.В. Немова, Т.П. Афанасьева
Дают обобщенную модель условий мотивации профессионального развития кадров системы образования, их стимулирования, оценку мотивационной среды.
Планируемые результаты реализации проекта
Подготовка методических материалов.
Развитие профессиональных и трудовых компетенций педагогов ДОУ, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
Создание методической службы, совершенствующая педагогический процесс и повышающая качество образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Месяц | Тема | Деятельность | Совместная деятельность с педагогами |
Сентябрь | Контрольно-диагностическая функция. | Изучение и анализ педагогической литературы. Определение направлений деятельности контроля. Определение показателей и критерий контроля. Разработка системы планирования образовательного процесса. Подборка необходимых инструментарий для осуществления контрольной функции. Определение материально-технического оснащения программы в целостном образовательном процессе. | Анкеты для воспитателей: Изучение трудностей в работе педагога. Выявление перспектив профессиональной деятельности. Анкета начинающего специалиста. Анкета «Уровень профессиональных компетенций педагога». |
Октябрь | Содержание методической работы старшего воспитателя. | Функции управления (по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой) | Работа со старшим воспитателем: организация методической работы в ДОУ; проектирование, определение содержания функций управления (информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная). |
Ноябрь | Мониторинг профессиональной деятельности педагога. Оценка сформированности конструктивно-содержательных и констуктивно-оперативных умений педагога. | Анкетирование педагогов: «Педагогическая деятельность и умения», «Профессионально обусловленные требования к личности педагога», «Профессиональные компетентности педагога». Изучение содержательной части образовательной деятельности (НОД, рабочие программы и перспективных планов педагогов, планов работы с родителями и т.д. Промежуточный анализ содержательной части образовательного процесса. | Консультации для педагогов. Семинар «Инновационные подходы к применению и совершенствованию предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС». |
Декабрь | Обновление образовательного процесса в ДОУ с учетом внедрения ФГОС дошкольного образования. | Семинар «Проетный метод в деятельности дошкольного учреждения». | |
Январь | Семинар «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС ДО». | ||
Февраль | Педсовет «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов». | ||
Март | Мастер-класс «Технология проблемного обучения и её использование в учебном процессе». | ||
Апрель | Оценка эффективности организации и проведения НОД в разных возрастных группах. Мониторинг образовательного процесса. | Работа по методике П.И. Третьякова. Посещение НОД, совместной деятельности. | Консультации: «Педагогическая диагностика. Целевые ориентиры». |
Май | Анализ состояния дошкольного образовательного учреждения: выявление и оценка проблем. | Анализ образовательного процесса, годового плана. | Итоговый педсовет. |
Алгоритм контроля
При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля:
1. Определение цели и объекта контроля.
2. Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего наблюдения.
3. Сбор информации.
4. Ее анализ.
5. Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.
6. Проверка исполнения рекомендаций.
Таким образом, можно сказать, что функция контроля является важной составляющей управления качеством образования, и эффективность ее во многом зависит от педагогического анализа результатов контроля, а также необходимых условий его проведения.
Литература
Волкова В.А., Соколова Н.Б. Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ. «Управление ДОУ» №3 2006, с.43-49; №4 2006, с. 31-39.
Кулакова В.Г. Мониторинг здоровья ребенка как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Майер, А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ [Текст]/ А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.
Управление дошкольным учреждением: словарь-справочник/ Сост. С.Д. Сажина [Текст]/ – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
Третьяков, П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст]/ П.И. Третьяков – М.: Новая школа, 2001. – 304с.
Шишов, С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования [Текст]/ – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320.
Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. [Электронный ресурс]/ М.: Сфера, 2005.
Дошкольное образовательное учреждение в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов / Под ред. Р.Б. Стеркиной. М.: ACT, 1998.
Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М.: Академия, 1999.
Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2001.
Приложения. Методики изучения личностно-профессионального развития педагогов.
Методика 1. Изучение трудностей в работе педагога.
Виды и элементы педагогической деятельности | Степень затруднений | |||
Очень сильно | сильно | средне | Почти нет | |
Перспективное планирование | | | | |
Календарное планирование | | | | |
Планирование работы по самообразованию и повышению пед. мастерства | | | | |
Овладение содержанием программ, методик, технологий | | | | |
Использование разнообразных форм работы на занятиях, в том числе нестандартных | | | | |
Обеспечение самостоятельной и активной работы детей в течении всего занятия | | | | |
Использование методов развивающего обучения | | | | |
Использование новых педагогических технологий | | | | |
Проведение практической деятельности | | | | |
Развитие у детей познавательного интереса | | | | |
Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе занятия | | | | |
Организация индивидуальной работы вне занятий | | | | |
Обеспечение правильного поведения и дисциплины детей | | | | |
Работа с родителями | | | | |
Выявление уровня воспитанности детей | | | | |
Учет и оценка знаний, умений и навыков детей | | | | |
Обобщение своего опыта работы | | | | |
Внедрение передового опыта и рекомендаций психолого- педегогической науки | | | | |
Методика 2. Оценка сформированности конструктивно- содержательных и конструктивно- оперативных умений педагога
Характеристика умений | Степень затруднений | |||
Очень сильно | сильно | средне | Почти нет | |
Конструктивно- содержательные Умение осуществлять перспективное и текущее планирование | | | | |
Умение выбрать рациональную структуру занятия и определить его композиционное построение | | | | |
Умение четко спланировать занятие: 1 –отобрать необходимый материал на занятие, выделить в нем главное, существенное; 2 – расположить материал от более легкого и простого к более трудному и сложному; 3 – определить место и характер демонстрационного материала | | | | |
Умение планировать деятельность детей на занятии: 1 – выбрать наиболее рациональные методы и приемы, способы вовлечения детей в деятельность; 2 – определить характер деятельности различных групп детей во время закрепления пройденного материала 3 – предусмотреть возможные затруднения детей в тех или иных видах деятельности 4 – увеличивать степень самостоятельности детей от одного занятия к другому | | | | |
Умение планировать свою работу на занятиях: 1 – рационально распределять время на разных этапах занятия; 2 – планировать логические переходы от одного этапа к другому; 3 – определить характер руководства работой детей по овладению новым материалом на каждом этапе занятия; 4 – предусмотреть возможные варианты изменения хода занятия | | | | |
Конструктивно – оперативные Умение осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с рекомендациями психолого- педагогической науки и передового педагогического опыта | | | | |
Умение осуществлять умственное воспитание | | | | |
Умение создавать условия для творческой деятельности | | | | |
Умение создавать условия для положительного отношения у детей к занятийной деятельности, для формирования познавательного интереса | | | | |
Умение создавать благоприятный психологический микроклимат | | | | |
Умение испрользовать различные формы в работе с детьми, в том числе и нетрадиционные | | | | |
Умение использовать различные прогрессивные методы | | | | |
Умение осуществлять контроль за усвоением детьми нового материала, их способностью сравнивать, обобщать, делать выводы | | | | |
Умение анализировать и правильно оценивать ответы детей | | | | |
Умение планировать все виды педагогической деятельности | | | | |
Умение рационально пользоваться подготовленным конспектом | | | | |
Умение использовать методы изучения детей, осуществлять индивидуальный подход | | | | |
Умение психологически анализироть занятия, в том числе и свои | | | | |
Умение анализировать свою деятельность, ее результаты | | | | |
Методика 3. Владение исследовательскими умениями
Цель: определить комплекс исследовательских умений, которыми владеет педагог.
Исследовательские умения | Степень затруднений | |||
Очень сильно | сильно | средне | Почти нет | |
Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство | | | | |
Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности | | | | |
Внедрять в свою работу рекомендации психолого – педагогической науки | | | | |
Выбирать и обосновывать исследовательскую тему | | | | |
Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме | | | | |
Прогнозировать средства и методы исследования | | | | |
Определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы и этапы исследования | | | | |
Находить и применять соответствующие методики исследования | | | | |
Обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты | | | | |
Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения | | | | |
Рефлексировать по итогам исследовательской работы | | | | |
10