12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72100
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»
7

Занятие №2 «Воспитание потомства. Часть 3. Мир млекопитающих. «Тайны живой природы»



Тема: Воспитание потомства. №2. Мир млекопитающих « Тайны живой природы»

Разработка занятий и викторин «Жизнь животных»

Мир млекопитающих

Увлекательное путешествие в мир млекопитающих. Выделяя в первую очередь все необыкновенное, необъяснимое и загадочное, разнообразных аспектах жизни млекопитающих, рассматривая их образ жизни, повадки, рацион питания, а также способы передвижения и общения друг с другом.

Млекопитающие резко отличаются от других сухопутных животных, таких, как птицы, насекомые, слизни и лягушки, хотя у них есть и общие черты с ними. Все млекопитающие — теплокровные животные, они дышат воздухом и в большинстве своем покрыты мехом или. шерстью.

Млекопитающие рождают живых детенышей (за исключением двух видов млекопитающих, которые откладывают яйца), а их самки вскармливают свое потомство молоком

Многие млекопитающие — очень умные и находчивые животные, способные пользоваться разными подручными средствами, переходить на новые виды пищи и адаптироваться к новым условиям.

Рассматриваются особенности жизни млекопитающих, взаимосвязанных друг с другом. Особое внимание уделено тем тайнам и загадкам, которые нередко окружают жизнь млекопитающих в дикой природе.

Тип занятия: комбинированный

Цель: развитие эрудиции, познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование умения поиска информации для ответа на поставленные вопросы.

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Структура занятия:

Беседа - рассуждение о ранее полученных знаниях по данной теме,

Просмотр видеоматериала (фильм)

 

 

Воспитание потомства

 

Презентация «Воспитание потомства»


Презентация «Воспитание потомства»
PPTX / 748.08 Кб

Коалы появляются на свет уже через месяц после зачатия

Копалы питается листьями эвкалипта. Коалам нравится только тридцать из шести сотен видов эвкалипта. В местах обитания этих животных можно обнаружить более шести сотен разновидностей эвкалиптовых деревьев, но коалам нравится, есть примерно лишь с тридцати из них. Животные обычно выбирают те виды, которые отличаются повышенным содержанием белка. Что интересно, коалы едят не только листья эвкалипта, но и листву других растений, например акации. Впрочем, эвкалиптовые листья они действительно предпочитают всем прочим. Из своей пищи они получают большую часть необходимой им воды. Самки коалы могут выживать только на ней. Это действительно удивительно! Самцы коал иногда все же немного пьют.

Коалы спят двадцать часов в день

Если вам казалось, что больше всех спят кошки, вы ошибались! Коты спят около шестнадцати часов в день, а коалы могут дремать на четыре часа больше! Природа этого явления – в бедной питательными веществами диеты. Коалы тратят минимум энергии, что и приводит к активности максимум на четыре часа, во время которых животное питается листвой. Все остальное время остается на отдых. Коалы обычно не отправляются поспать в какое-то определенное место – большинство питаются и отдыхают на одном и том же дереве. Поэтому их так легко сфотографировать, ведь они сидят на том же месте часами и практически не двигаются.

Коалы общаются только пятнадцать минут в день. Иногда общение отнимает столько энергии! Коалы не особенно тратят ее на такие вещи, как социальная активность. При этом у них нет проблемы с соседями – на одном участке обычно всегда есть постоянные жители, а также те, кто кочует с территории на территорию. Несмотря на свой милый вид, коалы могут жестоко сражаться за право на размножение в пределах своих границ. При этом животные издают странные звуки. Матери-коалы отличаются особенной суровостью.

Коалы появляются на свет уже через месяц после зачатия. Многие люди почему-то считают, что коала - это вид медведей. На самом деле они относятся к сумчатым. Как и у кенгуру, у них быстро появляются детеныши, которые продолжают свое развитие уже у мамы в сумке. Детеныш появляется на свет слепым и безволосым. Сумка на теле матери защищает младенца, пока он развивается следующие шесть-семь месяцев. В сумке располагаются и соски – детеныши питаются молоком. Необычно, но перед тем, как детеныш покинет сумку окончательно, мама отучает его от молочной диеты, скармливая ему ферментированную растительную смесь

Коал открыли в 1798 году. Животные обитали в Австралии тысячи лет. Культура аборигенов сохранила множество мифов и легенд об этих существах. Из-за медлительности и привычки оставаться на одном дереве целый день, постоянно пребывая во сне, коалы были легким источником пищи. Но племена не истребили коал – их было множество по всему континенту. Впервые европейцы описали животных в 1798-м. Изначально считалась, что коалы - это медведи, но потом ученые установили, что они относятся к сумчатым.

На маминой спине

Детеныш коалы проводит первые 6 месяцев своей жизни в маминой сумке, а следующие полгода — на маминой спине.

Где живет сумчатый опоссум?

Опоссумы относятся к инфраклассу сумчатых млекопитающих. Считается, что прародители этих созданий появились в меловом периоде, когда по поверхности земли еще бродили огромные динозавры. Опоссумы отличаются прекрасными адаптационными способностями, поэтому с древних времен практически не изменились физиологически. При этом смогли пережить многие климатические изменения, происходившие на планете, а также приспособиться к разным экологическим нишам. Лишь после открытия Америки было установлено к какому семейству относится этот сумчатый зверек.

Уже установлено, что большинство сумчатых на территории Южной Америки вымерли после возникновения естественного моста между континентами. Опоссумы смогли не только выстоять в условиях усилившейся конкуренции из-за активного переселения видов с севера, но и расширить свой ареал. Сейчас эти животные находятся под пристальным вниманием ученых, старающихся понять, какие именно особенности строения позволили им добиться столь поразительных результатов.

Опоссумовые формируют отдельный отряд, делятся на 2 больших подсемейства и 17 родов. Животные отличаются размерами, окрасом и даже образом жизни. Несмотря на то, что этих животных относят к семейству сумчатых, далеко не у всех их разновидностей имеется специальный кожистый мешок для вынашивания детенышей. У некоторых видов он редуцирован и используется для этой цели лишь отчасти.

Вцепившись во что попало

У самки опоссума имеется большая сумка для детенышей, число которых может достигать 18. Но через 10 недель подросшее потомство уже не умещается в сумке, и мать носит на себе своих детенышей, вцепившихся буквально во что попало — в ее спину, брюшко и даже в хвост.

По цепочке друг за другом

«Землеройку очень легко спутать с мышью. Отличается она длинной вытянутой мордочкой, кончик которой похож на короткий хоботок. А главное отличие в том, что мышь относится к грызунам, а землеройка — к насекомоядным млекопитающим. Вреда от землеройки никакого, зато польза — очень большая: она поедает насекомых, и в том числе многих вредителей…

Когда мать выводит своих малышей из гнезда, они выстраиваются в цепочку и каждый держится зубами за основание хвоста впереди идущего, а первый — за хвост матери…»

 

Поезд из землеройки и ее детенышей

 

 

 

Взаимная помощь

Общественные животные помогают друг другу защищать и воспитывать детенышей самыми разными способами.

Например, львицы, живущие в одном прайде (группе), нередко кормят молоком не только свое кровное потомство, но и малышей других самок.

У некоторых видов летучих мышей самки живут отдельно от самцов. Отправляясь на охоту, самка оставляет родного малыша в укрытии, а вернувшись домой, кормит молоком первого попавшегося детеныша. Однако чаще всего летучие мыши легко узнают своих отпрысков с помощью ультразвуков даже в темноте и суматохе густонаселенной пещеры.

Волчья стая состоит из 8—12 животных, но размножается лишь пара доминирующих зверей. Обычно самка приносит на свет пять детенышей и первые несколько недель заботится о них сама. Но остальные члены стаи обеспечивают волчицу кормом, оставляя добычу у ее логова. Как только малыши начинают выходить из норы и знакомятся с другими взрослыми волками, заботу о них берет на себя вся стая. Когда мамаша отдыхает или охотится, волчата остаются под присмотром какого-нибудь взрослого самца или самки. Волк-«нянька» должен не только защищать подопечных от врагов, но и развлекать играми.

В стаде слонов нет взрослых самцов. Когда слонята-самцы подрастают, они начинают жить поодиночке. Стадо, которое возглавляет старая самка-матриарх, состоит только из сестер, их дочерей и внучек. Когда одна из слоних рожает, остальные стоят вокруг и трубят. Впоследствии они заботятся о чужом малыше не меньше, чем о собственных детенышах, трогательно опекая его и помогая преодолевать любые трудности.

Как воспитывают животные своих детенышей

Известно, что о собственных детенышах заботятся многие животные, но все они это делают не одинаково. Эволюция внесла свои коррективы, благодаря чему, в каждом семействе млекопитающих давно выработались собственные, определенные инстинкты, подсказывающие, как следует воспитывать потомство. 

Кошки

Одной из самых заботливых мам является кошка. Материнский инстинкт этого животного проявляется задолго до родов. Кошка не находит себе места, предчувствуя рождение. После появления котят, их мама всегда находится с ними и никому не позволяет к ним даже приближаться. Кошка настолько привязана к своим малышам, что не покидает их ни на минуту. Инстинкт материнства у этих домашних животных развит необыкновенно. При этом кошки нередко выкармливают детенышей других семейств, нежно о них заботясь. 

Люди это приметили давно, поэтому держат кошек в звероводческих хозяйствах. Они там вскармливают детенышей лисиц и соболей. Известны случаи, когда домашние кошки брали под свою опеку тигрят. Причем они ничем не были обделены, особенно любовью. Недавно было проведено интересное исследование, в котором немецкие зоологи провели эксперимент. В нем кошке «предложили» заняться воспитанием только, что вылупившихся цыплят. Она ухаживала за ними, как за котятами: вылизывала, а во время сна плотно прижимала к себе, согревая своим телом. Во время эксперимента произошел интересный случай. Когда цыплята гуляли по двору, то подверглись атаке коршуна. Кошка не задумываясь, бросилась на защиту своих подопечных и сумела отразить атаку хищника.

Тигрицы

Эти дикие животные не уступают в материнском инстинкте домашним кошкам. Тигрицы вскармливают молоком своих детенышей до 6 месяцев. И это несмотря на тот факт, что двухмесячные тигрята уже начинают питаться мясом. В полугодовалом возрасте, самка начинает приучать малышей к охоте. Если она этого не сделает или погибнет, то самостоятельно выжить тигрята не смогут. Примечательно, что партнер тигрицы совершенно не принимает участия в воспитании и кормлении своих детенышей. 

Интересным и трагическим фактом является встреча самки с другим, более сильным самцом. Поскольку в это время она не желает спариваться, то тигр убивает весь ее выводок, тем самым, принуждая к спариванию. Правда такое случается, пока самка добывает пропитание. Отправляясь на охоту, тигрица прячет своих детенышей.

Львица

Еще до родов львица временно покидает прайд. Она находит тенистое безопасное место, где и появляется потомство. Сначала за выводком ухаживает мать, однако после возвращения в стаю, воспитанием детенышей занимаются все самки. Они не отделяют своих от чужих, а ко всем относятся одинаково ласково. Максимальный вес новорожденных детенышей составляет 2 кг. Первые два месяца они питаются исключительно молоком матери. Затем их постепенно приучают к мясу. Поскольку самцы охотятся редко, то в шестимесячном возрасте детеныши сопровождают своих матерей во время охоты. Они набираются опыта до года, а затем начинают принимать непосредственное участие в убийстве добычи. 

Львы живут в прайде до двух лет, иногда дольше, а затем его покидают и начинают самостоятельную жизнь. В стае остаются лишь самки. Они подвластны только одному самцу, другим не дозволено спариваться с самками. Воспитание потомства, также как и добыча пищи, ложится на львицу.

Орангутанги

Эти животные приносят потомство не чаще одного раза за восемь лет. Детеныши орангутангов являются долгожданными, а значит любимыми. Матери проявляют к своим детям беспримерную трогательную заботу. Особенно это относится к новорожденным детенышам. Они находятся под постоянным контролем достаточно долго – в течение 10 лет. Их начинают знакомить с членами стаи сразу после рождения. Забота самки о детенышах проявляется во всем: в ловле блох, в ношении выводка на спине, в добыче пищи для малышей. Примечательно, но орангутанги не наказывают своих детей никогда.  

Ресурсы: Рик Моррис « Тайны живой природы»

Часть3. Мир млекопитающих Карен Гоутмэн та Хитер Эймерм

Кратко обо всем © http://kratkoe.com/kak-zimuet-kunitsa/

Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.