12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
8

Урок №13. Тема: Общение животных. Мир млекопитающих «Тайны живой природы»



Тема: Общение животных. Мир млекопитающих « Тайны живой природы»

Разработка занятий и викторин «Жизнь животных»

Мир млекопитающих

Увлекательное путешествие в мир млекопитающих. Выделяя в первую очередь все необыкновенное, необъяснимое и загадочное, разнообразных аспектах жизни млекопитающих, рассматривая их образ жизни, повадки, рацион питания, а также способы передвижения и общения друг с другом.

Млекопитающие рождают живых детенышей (за исключением двух видов млекопитающих, которые откладывают яйца), а их самки вскармливают свое потомство молоком

Многие млекопитающие — очень умные и находчивые животные, способные пользоваться разными подручными средствами, переходить на новые виды пищи и адаптироваться к новым условиям.

Рассматриваются особенности жизни млекопитающих, взаимосвязанных друг с другом. Особое внимание уделено тем тайнам и загадкам, которые нередко окружают жизнь млекопитающих в дикой природе.

Тип занятия: комбинированный

Цель: развитие эрудиции, познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование умения поиска информации для ответа на поставленные вопросы.

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Структура занятия:

Беседа - рассуждение о ранее полученных знаниях по данной теме,

Просмотр видеоматериала (фильм)

Общение животных

 

 

Общение животных

 

  

Презентация " Общение животных"


Презентация " Общение животных"
PPTX / 1.18 Мб

Язык животных

Язык является сложной знаковой системой. И это неудивительно. Если говорить о человеческом языке, то он принципиально отличается от остальных знаковых систем тем, что служит для лингвального выражения мыслей. Говоря о том, как между собой общаются животные, можно отметить, что в науке есть отдельный термин, обозначающий этот процесс – «язык животных».

Четвероногие особи доносят информацию до своего оппонента не только с помощью звуков. У них отлично развит язык жестов и мимики. У зверей, определённо, больше каналов связи, чем у людей. Если сравнить, как общаются животные и люди, то тут можно найти множество отличий. Свои намерения, волеизъявления, желания, чувства и мысли человек в основном вкладывает в речь. То есть основная нагрузка идёт на вербальное общение.

Животные, напротив, активно пользуются невербальными средствами общения. Их у них гораздо больше, чем у людей. Помимо присущих и человеку невербальных средств (позы, жесты, мимика), они используют язык телодвижений (в основном при помощи хвоста и ушей). большую роль в общении для них играют запахи. Таким образом, язык как система фонем и лексем у зверей отсутствует. То, как между собой общаются животные, похоже на символы. Их язык – это, скорее, сигналы, которые они используют для передачи информации сородичам.

Объем лексикона

«Словарный запас» различается у видов и отдельных особей. Петухи производят 15 различных звуков, курицы – 10.

В лексиконе свиней насчитывается 20, лис — 36, обезьян – 45 вокализаций. Помните коня Гая из серии мультфильмов про богатырей? Похоже, создатели образа точно знают, как часто эти животные общаются. Лошади используют сотню «слов». Они превосходят собак (10), но уступают кошкам (больше 100).

Язык домашних животных: кошки

Каждый хозяин, наблюдая за поведением своих питомцев, замечал, что они тоже умеют разговаривать. На уроках природоведения и окружающего мира изучается то, как животные общаются между собой (5 класс). К примеру, кошки по-разному могут мурлыкать, если просят еду, когда отдыхают. Они мяукают рядом с человеком, но молчат или шипят наедине с сородичами, используя для общения язык телодвижений.

Особенно интересно наблюдать за положением их ушей: вертикально поднятые означают внимание, расслабленные и вытянутые вперёд – спокойствие, направленные назад и прижатые – угрозу, постоянное движение ушами – сосредоточенность. Хвост пушистых созданий является важным сигнализатором для окружающих. Если он поднят, значит кошка довольна. Когда хвост поднят и распушён, то зверёк готов к атаке. Опущенный – знак концентрации. Быстрые движения хвостом – кошка нервничает. -

Язык домашних животных: собаки

Иллюстрируя то, как между собой общаются животные, можно сказать, что язык собак тоже разнообразен.

Язык диких животных

Поведение и то, как общаются животные в дикой среде, похоже на повадки домашних животных. Ведь многое передаётся через гены. Известно, что защищая себя и охраняя свою территорию, дикие звери громко и злобно кричат. Но на этом система их языковых знаков не ограничивается. Дикие животные общаются много. Их коммуникация сложна и интересна. Всемирно признанные самые смышлёные животные на планете – дельфины. Их интеллектуальные возможности до конца не изучены. Известно, что они имеют сложную языковую систему.

Помимо щебета, который доступен человеческому слуху, они общаются ультразвуком для ориентации в пространстве. Эти удивительные животные активно контактируют в стае. При общении они называют имена собеседника, издавая мгновенный уникальный свист. Определённо, мир природы своеобразен и увлекателен. Человеку ещё предстоит изучить то, как общаются животные между собой. Языковая система, сложная и исключительная, присуща многим братьям нашим меньшим.

Яркая окраска головы и хвоста

Самец-мандрил скалит зубы в знак преклонения перед вожаком стаи

Яркая окраска морды и орюха у мандрйлов показывает самцам-чужакам, что им следует держаться подальше от этого семейства.

Целующиеся друзья

Луговые собачки при встрече целуются, чтобы определить, из одной ли они стаи. Если да, то после поцелуя они почесывают друг друга. Если же нет, начинается схватка, и чужак обычно отступает. Луговые собачки живут в огромных подземных норах, или городах, стаями, насчитывающими сотни и даже тысячи зверьков. Каждая семья владеет особой территорией, которую защищает от вторжения чужаков.

Воющие индри

Индри обладает очень низким воющим голосом. Семейство индри иногда устраивает настоящие концерты, завывая в течение нескольких минут. Это, по-видимому, служит сигналом опасности для членов семейства и одновременно предостерегает, чтобы они держались подальше.

Воющие защечные мешки

Самец орангутанга довольно необычно общается с другими самцами, которые находятся на его территории. Он наполняет воздухом мешки на горле, раздувает щеки и испускает долгий вопль, завершающийся бульканьем и хрипом.

Запах пометка

Кольцехвостый лемур, пробираясь по лесу, трется задней частью тела о деревья и оставляет на них свой запах — метку для остальных членов стаи.

Каждый год, перед началом брачного сезона, самцы устраивают настоящую войну запахов, стремясь привлечь самок. Самец прижимает свои лапки под мышками, где находятся его пахучие железы опускает хвост между задними лапами и смазывает его
выделениями желез. Затем он поворачивается лицом к сопернику и
помахивает перед ним хвостом. Такие же поединки происходят, когда две группы встречаются на границах своих владений.

КАК ОБЩАЮТСЯ ЖИВОТНЫЕ?

 

 

  

Как понять язык животных |

  

Есть ли у животных свой язык?

 

  

 

Ресурсы: Рик Моррис « Тайны живой природы»

Часть3. Мир млекопитающих Карен Гоутмэн та Хитер Эймерм

Кратко обо всем © http://kratkoe.com/kak-zimuet-kunitsa/

Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (2)

Лещёва Светлана Николаевна, 17.01.19 в 15:24 1Ответить Пожаловаться
Елена Аркадьевна, Ваши публикации всегда очень интересны и познавательны! Спасибо огромное!
Панагушина Елена Аркадьевна, 17.01.19 в 17:32 1Ответить Пожаловаться
Светлана Николаевна, спасибо за внимание к моим работам.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.