Проект «Внедрение технологии "Лэпбук" как эффективного средства в логопедической работе по дифференциации звуков»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства
«Лэпбук для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Проект « Внедрение технологии «Лэпбук» как эффективного средства в логопедической работе по дифференциации звуков». Лэпбук «Звукознайка» .
Аннотация проекта
На современном этапе развития образования, в свете задач ФГОС ОВЗ, педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым временем. Педагог должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий. Одним из средств развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста является лэпбук. Значение его в работе учителя-логопеда трудно переоценить. Лэпбук (lapbook-книга на коленях), или, как его еще называют тематическая интерактивная папка - это самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые обучающийся может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую учащийся проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ученику нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Лэпбук – большое поле совместной деятельности учителя-логопеда и ученика. Преимущества его применения очевидны:
- активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
- помогает лучше понять и запомнить информацию;
- даёт возможность ребёнку поделиться удачными находками с другими детьми, что повышает самооценку в их глазах;
- позволяет участникам работы быть в постоянном поиске и обогащать лэпбук новым интересным материалом.
Актуальность проекта.
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания школьника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии. Проблема: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития школьников. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Важным направлением коррекционной работы является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько педагог применяет новые педагогические технологии. Эффективно использование современного дидактического пособия - лэпбук. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В связи с этим разработка данного проекта является актуальной.
Паспорт проекта
Название проекта |
Внедрение технологии «Лэпбук» как эффективного средства в логопедической работе по дифференциации звуков». Лэпбук «Звукознайка» на дифференциацию звуков с-з |
Тип проекта |
Учебный ,практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный |
Руководитель проекта |
Зимаева М.В.-учитель-логопед высшей квалификационной категории |
Участники проекта |
Учащиеся 3 класса МКОУ Варнавинской С(К)ШИ Мячева Ксения Чепляускас Алексей Туркин Владислав |
Место реализации |
МКОУ Варнавинская С(К)ШИ |
Адресная направленность |
1.Учащиеся начальных классов 2.Педагоги начальных классов 5. Родители |
Цель проекта |
Формирование правильного звукопроизношения и совершенствование речевого развития в целом через совместную творческую деятельность педагога и учащихся по созданию и внедрению лэпбука «Звукознайка» и работу с ним. |
Задачи проекта |
- способствовать речевому развитию детей: - закрепить правильное произношение звуков (С) и (З)в слогах, словах, фразах; -развивать общую и мелкую моторику. - расширить, обогатить и активизировать словарь детей; - развивать навыки грамматически правильной речи; - развивать фонематический слух, навыки звукового анализа; - развивать творческие способности школьников. -повысить уровень социализации и коммуникативных навыков у детей. - развить партнерские отношения в работе над проектом между всеми участниками процесса. |
Ожидаемые результаты |
1. Повышение уровня развития речи. 2. Повышение уровня познавательной активности детей, формирование представления о способах поиска новой информации и ее изложении в виде лэпбука; 3. Повышение уровня социализации ребенка в обществе, т.е жизненных компетенций. 4. Развитие творческих способностей, позитивных эмоций, сотрудничества, эмпатии. |
Практический результат проекта |
оформление выставки «Лэпбук «Звукознайка» в конце обучения. |
Сроки реализации |
От 6 до 9 месяцев |
Инновационность пректа |
- использование разнообразных игровых технологий, креативного оформления и творческого воображения, направленных на умение закреплять и обобщать полученные знания; - развитие речевых навыков с использованием элементов наглядного моделирования в виде схем, моделей, символов. |
Этапы реализации проекта
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
1 этап организационный |
1Изучение литературы по вопросу изготовления лэпбуков. 4 Подбор необходимых материалов для изготовления лэпбука |
2-4 недели |
2 этап Реализационный-практический |
1Диагностирование звукопроизносительной стороны речи учащихся начальных классов. 2.Изучение и обобщение тем по постановке свистящих звуков, автоматизации и дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и речи. 3Совместная работа педагога с детьми по изготовлению страниц лэпбука 4 Применение тематических лэпбуков на занятиях по речевому развитию |
12 недель |
3 этап Рефлексия |
Обобщение материалов лэпбука, совершенствование навыка работы с ним Использование созданных лэпбуков в самостоятельной деятельности детей Итоговая диагностика |
2-3 недели |
4 этап Внедренческий- обобщение опыта |
Оформление выставки, обучение сверстников навыкам изготовления лэпбуков, обобщение опыта, мастер-классы |
8-12 недель |
Описание заданий Лэпбука «Звукознайка»
Задания |
Тема |
Первый лист Второй лист Третий лист Лист четвертый Лист пятый Лист шестой Лист седьмой |
Дыхательная гимнастика Цель: формирование короткого вдоха и длинного речевого выдоха. Страница1 Упражнения «Снежинки на окне», «Бабочки на цветах». Нужно подуть так, чтобы снежинки улетели с окна домика. (снежинки из твердого материала на нитках), бабочки улетели с цветов(бабочки на нитках из твердого материала) Страница 2 Упражнения «Веселый снеговичок», «Самолеты на взлете» Нужно сделать длинный выдох на комочки из ваты, чтобы слепить из них снеговичка, собрать их в одно место. Нужно подуть на самолетики из бумаги, чтобы они взлетели Артикуляционная гимнастика Цель: развитие подвижности и дифференцированности артикуляционных движений, формирование четких артикуляционных позиций для постановки и автоматизации звуков. Страница 1 Игра «Прочитай и повтори» В кармашке находятся карточки изображением артикуляционных упражнений и стихами. Их нужно поместить в телевизор, показать упражнение и прочитать стишок. Игра «Веселая зарядка для язычка» На странице- улитка, зеркало и веер с упражнениями, которые необходимо выполнить, смотря в зеркало. Разминка для пальчиков Цель: развитие общей и мелкой моторики пальцев рук Страница 1 Упражнение «Тучка и дождик» Необходимо прикрепить дождинки из плотной ткани на шнурки Упражнение «Собери бусы» Нужно собрать на прочную нить бусинки разного размера. Страница 2. Упражнение «Буквы с сюрпризом» На красочных буквах с и з- кнопки. Их нужно расстегнуть и застегнуть снова. Упражнение «Одень медвежонка» При помощи шнуровки надеть на медвежонка футболку и шорты из плотной ткани. Страница 1 Упражнения «Повторяй-ка» Цель: Автоматизация звуков с и з в слогах, словах, речи. На странице- буклеты-гармошки на липучках, книжечки на кнопках. Повторить слоги, слова, чистоговорки и скороговорки на звуки с и з. Страница 2. Упражнение «Кто где живет?» Цель: Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков с и з в словах. На странице-часы с картинками, на стрелках буквы с и з. Направить стрелку на соответствующую картинку. Страница 1 Упражнение «Определи место звука в слове» Цель: Формирование навыка звукобуквенного анализа слов В кармашке-картинки, их нужно разместить по схемам, определив место звуков с и з в словах. Страница 2. Упражнение «Отгадай загадки» Цель: Совершенствование навыка дифференциации звуков с-з На странице-паровозик с двумя вагонами, в них буквы с и з. Отгадать загадки в книжке-малышке и ответы найти в кармашке. Затем картинки разместить в вагоны паровоза. Страница 1. Игра «Бродилки» Цель: Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков с-з Игра осуществляется при помощи фишек и кубика. На игровом поле- картинки. Выиграет тот, кто остановится на предметах со звуками с и з Страница 2 Игра «Живая картинка» Цель: Развитие фонематического слуха, навыка звукобуквенного анализа слов. На странице картинка леса, ниже на липучках размещены животные. Нужно поместить в лес таких животных и птиц, в названиях которых есть звук с или з. Страница 1.Упражнение «Составь предложения» Цель: Дифференциация звуков с-з в предложениях На странице книжечки с серией картинок. Нужно составить предложения, используя схемы. Страница 2 Игра «Театр «Теремок» Цель: Дифференциация звуков с-з в речи. На странице картинка-теремок и животные, герои этой сказки. Нужно рассказать или инсценировать сказку.
|
Приложения
Лэпбук «Звукознайка»
Лист 1 Дыхательная гимнастика
Упражнение «Снежинки на окне» Упражнение «Веселый снеговичок»
«подуть на снежинки» «комочки ваты сдуть на снеговичка»
Упражнение «Бабочки на цветах» Упражнение «Самолеты на взлете»
Лист 2. Артикуляционная гимнастика.
Лист 4. Разминка для пальчиков
Упражнение «Буквы с сюрпризом» Упражнение «Одень мишку»
Лист 5 Автоматизация звуков (с) (з) в слогах, словах, речи.
Упражнение «Повторяй-ка»
Упражнение «Кто где живет?» Упражнение «Отгадай загадки»
Лист 6. Звукобуквенный анализ слов со звуками (с), (з).
Упражнение «Определи место звука» Упражнение «Отгадай загадки»
Лист 7. Звукобуквенный анализ слов. Дифференциация (с)-(з).
Упражнение «Живая картинка»
Лист 8. Дифференциация (с)-(з) в речи.
Литература:
1. Батяева С. В. Логопедические пазлы /С. В. Батяева. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС». 2012. — 12с.
2. Бреславцева Е. В. Лэпбук как средство обучения детей с нарушениями речи // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 26–30.
3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.
4. Комарова Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство Гном и Д, 2012–32 с.
5. Комарова Л. А. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/Л. А. Комарова. — М.: Издательство Гном, 2011, — 32 с.
Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!
Шашок Ирина Сергеевна