12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Молькова Наталия1678
Место работы МОУ Бурмакинская СОШ №2 ( группы детского сада) работаю с дошкольниками учителем - логопедом и воспитателем . Стаж работы почти 20 лет воспитателем и 10 лет учителем- логопедом. Закончила Ярославский государственный педагогический университет
Россия, Ярославская обл., Ярославская область Некрасовский район с. Бурмакино

Познавательный проект

« Вода. Почему ее надо беречь?»

Паспорт проекта

1. Название проекта: « Вода. Почему ее надо беречь?»

2. Вид проекта: комплексный (информационный, познавательный, исследовательский)

3. Сроки реализации: краткосрочный (1 месяц)

4. Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели, учитель-логопед.

Актуальность

Вода источник жизни мы не перестаем это повторять! Без воды жизнь не возможна. Как нам педагогам объяснить это детям. Ведь нашим детям нельзя сказать просто: «Берегите воду! Нельзя ее тратить попусту!» Им надо объяснить и доказать что воду надо беречь.

Проблема

В очередной раз перед завтраком дети мыли руки, последний малыш, вышедший из туалетной комнаты, забыл выключить кран, и вода текла просто впустую. Я выключила кран и строго сказала: «Ребята нельзя оставлять воду открытой ее надо экономить и беречь? Дети в свою очередь засыпали меня вопросами:

- Зачем же беречь воду, ведь ее много? Открываешь кран, и вода течет.

- Как вода появляется в кране? И почему иногда вода в кране пропадает?

- Как же беречь воду? Как это лучше сделать?

И многие другие вопросы, на которые мы будем искать ответы во время реализации данного совместного проекта, который мы так и решили назвать с детьми: «Вода. Почему ее надо беречь?»

5. Цель проекта:

приобщить детей к бережному использованию воды.

6. Задачи:

- Выяснить и определить, где мы теряем воду, и как устранить ее потери.

- Развивать у детей интерес к опытно - исследовательской деятельности.

- Развивать речь детей посредством пословиц, поговорок, стихотворений, игр.

- Подводить детей к пониманию того, что воду надо беречь и экономить.

- Воспитывать бережное отношение к водоемам (рекам, родникам, морям и т. д.)



7. Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта дети смогут узнать, о том, почему воду надо экономить, и как это правильно делать. Что такое вода, и ее свойства. Как беречь водоемы и не загрязнять их.

8. Основные направления реализации проекта:

- наблюдение и экспериментирование дома « Как мы тратим воду?».

Учимся экономить;

- рисование плаката «Берегите воду», «Круговорот воды в природе»;

- выставка детских творческих работ для родителей;

- раздача памяток родителям и сотрудникам детского сада «Советы об экономном использовании воды в быту»;

- опытно - исследовательская деятельность с водой;

- экскурсии в места, где люди используют воду (кухня, прачечная);

-экскурсия в музей ОУ;

- итоговая познавательная деятельность «Трудолюбивая вода».

9. Продукт проектной деятельности: выставка творческих работ. Плакаты на тему: «Берегите воду», «Круговорот воды в природе».

10. Презентация проекта: итоговая познавательная деятельность «Трудолюбивая вода».



Подготовительный этап

-Подбор материала ( наглядные пособия, методическая, художественная литератур, игры, загадки, пословицы, поговорки и др. по теме проекта).

- Беседы с родителями и педагогами по теме проекта (донести до участников проекта важность данной темы).

- Раздача памяток об экономном использовании воды «Советы по экономии воды в быту».

- Подобрать материал, оборудование для опытно - экспериментальной деятельности с водой.

Основной этап

Во время основного этапа проводились следующие мероприятия:

- работа с детьми:

организация совместной деятельности: проведение познавательных бесед по соответствующим темам с показом плакатов и другого иллюстрированного материла; чтение стихотворений, рассказов, сказок, загадывание загадок; продуктивная деятельность детей (аппликация, рисование, лепка и др.); опытно-исследовательская деятельность с водой; разучивание и проведение разнообразных игр; ознакомление с правилами экономного использования воды с показом плакатов.

- Оснащение предметно-развивающей среды: оформление группы, раздевалки в соответствии с темой.

- Работа с родителями:

родители и дети дома проверяют, как расходуется вода, исправны ли краны, нет ли утечки воды дома. Для этого нужно записать показания водяного счетчика и пользоваться водой как обычно 1 сутки, потом запомнить показания. С начала нового дня показания счетчика опять записываются и весь день (утро и вечер, так как все уходят на работу, в детский сад и школу), все члены семьи экономят воду и не допускают неисправность кранов. Показания опять записываются и сравниваются. Данные счетчика дети приносят в детский сад.

Завершающий этап

- систематизация материалов; сравниваются показания счетчиков и делаются выводы. (вывод см. в конце проекта)

- Проведение выставки.

- Подготовка и проведение к итоговой познавательной деятельности «Трудолюбивая вода» (подбор сценария, костюма, игр, и др.).

- Подведение итогов.

- Анализ совместной деятельности (Что получилось? Что нет? Что узнали нового и интересного? Что запомнилось и понравилось?)

Опытно-экспериментальная деятельность

«Фильтрация воды»

Задачи:

- расширять знания детей о свойствах воды;

- познакомить детей с понятием фильтрация;

- прививать интерес детей к экспериментальной деятельности.

Материал и оборудование: воронки, марлевые платки, глина, мука, растительное масло, песок, емкости, марганец.

Ход деятельности

Педагог:

Ребята, вы хотите научиться очищать воду, это очень интересно. В жизни бывают разные ситуации, и когда-нибудь вам пригодится этот опыт.

Для очистки воды нам потребуется фильтр. Мы его сделаем сами из марлевого платка, песка, угля и воронки. Это самый простой фильтр. С помощью угля и песка очищают воду на станции очистки воды, вспомните о том, когда мы говорили, как вода попадает к нам в дома. Делаем фильтр:

1. Сворачиваем в несколько раз марлю.

2. Кладем ее на воронку.

3. Насыпаем мелкий уголь, сверху насыпаем песок.

Фильтр готов. Попробуйте сделать сами (дети делают фильтры сами)

Теперь у нас 4 фильтра. Фильтры мы пронумеруем. У нас есть растительное масло, кусочек глины, мука, марганец, все эти вещества мы добавим в емкости с водой, их у нас четыре.

Дети добавляют в каждую емкость с водой данные вещества. Глину мешают, растворяют в воде.

Педагог:

Посмотрите, что получается.

Дети делают выводы, отвечают.

Педагог:

Теперь данные растворы, мы пропустим через фильтры, но это делать надо медленно и аккуратно (дети делятся на небольшие подгруппы и проводят эксперимент).

Физкультминутка

(Подвижная игра «Волшебные капельки»)

Цель:

- развитие внимания;

- закрепление знаний детей о круговороте воды в природе.

Раз, два, три, четыре, пять будем в капельки играть (дети встают в круг, берутся за руки)

Раз! Мы в дождик превратились (дети разбегаются и прыгают на месте)

Два! Мы в речку покатились (дети встают друг за другом «паровозиком»)

Три! Вдруг паром обратились (дети встают в кучку, близко друг к другу)

На четыре испарились (дети разбегаются и прыгают вверх)

А на пять, снова мы идем играть (дети встают в круг, берутся за руки)

Итоги эксперимента

- после фильтрации воды с растительным маслом, на фильтре видны следы масла, вода чистая (№1);

- после фильтрации марганцевого раствора воды почти нечего не изменилось. Фильтр окрасился в розовый цвет, вода осталась почти такая же, какая была (№2);

- после фильтрации раствора муки, вода частично отфильтровалась, но видны частицы муки, вода немного мутновата (№3);

- после фильтрации раствора глины, вода почти чистая, но слегка желтого цвета (№4).

Педагог:

Дети, сегодня мы узнали самый простой способ очистки воды. Данный фильтр не может очистить все воду, как мы видим, произошло с емкостью №2, но остальные растворы были частично и полностью очищены, поэтому данный способ можно употреблять в разных жизненных ситуациях. Но после такой очистки нужно обязательно кипятить воду, чтобы уничтожить всех вредных микробов, невидимых нашему глазу, находящихся в воде.

Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, этот опыт пригодится вам в жизни.


Итоговая познавательная деятельность

«Трудолюбивая вода»

Задачи:

Образовательные:

- Систематизировать знания детей о том, как вода попадает в наши дома.

- Закреплять знания детей о бережном использовании воды.

Развивающие:

- Развивать внимание, мышление, память, умение выразительно рассказывать стихотворения, самостоятельно делать выводы и отвечать полным ответом на вопросы.

- Развивать коммуникативные навыки в совместной деятельности, умение работать в подгруппах.

- Развивать интерес к экспериментально - опытной деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать навыки экономного поведения в быту при обращении с водой.

- Воспитывать у детей бережное отношение к водоемам.

- Воспитывать у детей интерес к сказке, пословицам, поговоркам.

Предварительная работа: познавательные беседы по теме проекта; чтение сказки «Мороз Иванович»; разучивание игр, пословиц, стихотворения о воде и правил по бережному отношению к воде, правил поведения на водоемах; проведение опыта «Фильтрация воды».

Материал: костюм рукодельницы для воспитателя; иллюстрации, плакаты по теме: «Как вода к нам дом попадает?»; 2 коромысла, два ведра, тазы с шариками или мячами; платок; приборы для опыта «Фильтрация воды».

Ход деятельности

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Сегодня нас ждут интересные игры и встреча. О чем пойдет речь, вы догадаетесь сами, отгадав загадку.

Загадка


Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
(вода)

(ответы детей)

Правильно, ребята, это вода. Вода наша помощница. Каждый день мы открываем кран, и вода быстрым прозрачным ручейком льется нам в руки. Мы умываемся, чистим зубы, наливаем чайник. Как же вода попадает к нам в дом и наши краны?

(ответы детей)

Правильно, ребята, вода попадает к нам из рек и скважин.

Рассказ воспитателя

(Рассказ сопровождается показом иллюстраций)

Давайте, ребята, еще раз поговорим о том, какой длинный путь проделывает вода, прежде чем попасть к нам в дом. Сооружение из труб в наших домах, по которым течет вода, называется водопроводом, водопроводной сетью, системой водоснабжения. Водопровод берет свое начало за городом или поселком. Сначала вода находится в реке или скважине (скважина это глубокое отверстие в почве (земле) из которого самопроизвольно под мощным напором идет, бьет вода (водный поток), скважины бурят специальные бурильные машины), а потом попадает в водозаборник, он находится на станции очистки воды или водоочистном сооружении. Для того чтобы вода стала пригодной для питья она проходит подготовку, состоящую из нескольких этапов. А это:

- обработка специальными веществами, которые удаляют неприятный привкус, запах, также происходит обесцвечивание воды, она становится чистой, прозрачной;

- отстаивание, вода отстаивается в огромных емкостях;

- фильтрация, вода фильтруется в больших песчано-угольных фильтрах; (напомнить детям о том, как они фильтровали воду)

- дезинфекция, тут происходит фильтрация воды через специальные пористые волокнистые мембраны, удерживающие вредные микробы.

Только после этого вода попадает в трубы, далее водораспределительная станция уже доносит воду к нам в дома и в наш детский сад по системе водоснабжения. (Напомнить детям о том, что воду все равно необходимо кипятить, чтобы уничтожились микробы вредные для нашего здоровья.) А мы с вами просто открываем кран и моем руки, повара готовят нам супы, компоты, а в прачечной стирается белье. Скольким людям приходится потрудиться, чтобы вода пришла к нам в дома. На очистных сооружениях день и ночь дежурят операторы, они следят, чтобы все было в порядке, чтобы вода хорошо очищалась. На водораспределительной станции тоже работает человек, который следит за тем, чтобы вода распределялась по квартирам. А за исправностью водопровода следит сантехник. Он устраняет неполадки кранов и труб и все что связано с подачей воды. Случается и такое: открываем кран, а воды нет, может где-то прорвало трубу, по которой идет вода или произошла поломка на водораспределительной станции, но совсем в короткое время устраняются неполадки и вода снова в наших кранах. Трудно представить наш быт без водопровода, вы согласны со мной? И теперь, прежде чем открыть кран и набрать стакан воды, подумайте какой трудный и длинный путь прошла она, прежде чем попасть к нам в дом (звучит музыка, на несколько секунд гаснет свет и в группе появляется рукодельница из сказки «Мороз Иванович»).

Ребята, кто это к нам пожаловал? Здравствуй девушка, красавица.

Рукодельница:

Здравствуйте, люди – добрые! (кланяется) Я к вам пришла из далекого прошлого из сказки «Мороз Иванович». Я рукодельница, вы меня узнали? Как- то раз я уже была у вас в гостях, и мы с вами говорили об электричестве. А теперь вы говорите о воде и водопроводе. Слово «Вода» мне знакомо. Вода – это то, без чего мы, люди, не можем жить, вода – это источник всего живого, без нее ни птичка, ни рыбка, ни колосок, ни одно живое существо не проживет. Мы воду зовем ласково – водичка и еще с уважением «Царица - водица»! Без воды мне ни одно дело не сладить, ни щей сварить, ни пирогов испечь, ни белье постирать. А летом огород полить нужно: огурцы, репку, капусту. Встаю я рано и сразу беру коромысло, два ведра и на колодец иду. Вспомните, как в сказке обо мне сказано: «Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила. Воротится с колодца, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то, знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная»

Воспитатель:

Рукодельница, а ребята тоже умеют воду очищать от грязи. Это называется фильтрация воды. Ребята давайте, покажите, как вы умеете. (Дети подходят к столам, где все приготовлено для опыта).

Опыт «Фильтрация воды»

Рукодельница:

Здорово у вас получается, и вода течет чистая-чистая, молодцы. А у вас есть колодцы? Откуда вы берете воду? Что же такое водопровод, о котором вы говорите?

Дети:

Колодцы есть, но их уже немного. Они находятся в деревнях. Люди до сих пор пользуются колодцами. А водопровод – это сооружение из труб в наших домах, по которым течет вода, мы открываем кран и вода течет к нам в руки или в кувшин (дети рассказывают рукодельнице о водопроводе).

Рукодельница:

Да, хорошо вам, вода есть у вас дома и в детском саду. А я очень устаю, пока воды полную кадушку принесу.

Воспитатель:

А знаешь, какие у нас дети старательные, умелые и трудолюбивые, они у нас воду умеют на коромысле носить,

Рукодельница:

Очень хотелось посмотреть. Вот коромысла, а вот ведра (показывает на ведра и коромысла).

Игра: «Перенеси воду на коромысле»

Рукодельница:

Молодцы, ребята, вы и правда помощники. Если у вас в домах водопровод. Значит, вы воду совсем не бережете. Ведь у вас она течет ручьем, сколько хотите, столько и тратите.

Воспитатель:

Нет, рукодельница, мы, современные люди, понимаем, что воду надо беречь. И наши дети это понимают. Они знают, правила экономного использования воды. Ведь если тратить воду без меры, за нее нужно будет платить много денег. Да и запасы пресной, питьевой воды тоже не бесконечны, воду надо использовать экономно и беречь водоемы: реки, озера, пруды, моря.

Рукодельница:

Мы бережем реку, которая находится рядом с нашим селом. Она наша кормилица: мы ловим рыбу, полощем белье, носим воду для огорода, купаемся. Без своей речки нам бы тяжело жилось. А как же вы бережете воду у себя в кранах?

Воспитатель:

Вот послушай, что тебе расскажут дети.

Правила экономного использования воды:

- Почините все протекающие краны в доме.

- Старайтесь плотно закрывать краны и не оставлять открытыми.

- Во время чистки зубов закрывайте кран, ополаскивайте рот после чистки стаканом воды.

- Мойтесь под душем, а не в ванной, вода расходуется намного меньше.

- В туалете не нажимайте на кнопку сливного бочка полностью.

- Не играйте водой, не брызгайтесь и не разливайте воду попусту во время мытья рук.

- Мыть посуду, лучше в тазу, а не под краном.

- Регулировать силу струи воды, воду включать аккуратно, чтобы струйка была небольшая.

Правила поведения на водоемах:

- Не мыть в водоемах (прудах, реках, ручьях) велосипеды, машины и др. технику, так как бензин и машинное масло, попадая в воду, вредит водным обитателям.

- Не ловить лягушек, насекомых и других водных обитателей.

- Не рвать водные растения и не рубить деревья близ водоемов.

- Расчищать родники и ручьи от мусора, оберегать их.

- Не сорить на водоемах и не бросать мусор в воду. После отдыха на водоемах за собой все убрать.

А также, не забывать правила купания для детей: «Без взрослых в воду не входить».

Рукодельница:

Молодцы, ребята. Издавна народ сочинял о воде песни, пословицы и поговорки.

Воспитатель:

Мы тоже знаем о воде пословицы и поговорки. Устроим соревнование: кто больше знает пословиц и поговорок о воде и водоемах.

Пословицы и поговорки о воде:

Дети:

Огонь - царь, водица - царица.

Рукодельница:

Хлеб да вода - молодецкая еда.

Дети:

Ручей поит реку, река поит море.

Рукодельница:

Упадешь в воду - сухим не выйдешь.

Дети:

Вода всем госпожа: воды и огонь боится.

Рукодельница:

Хороша вода с берегу.

Дети:

Где вода, там и саду цвесть.

Рукодельница:

С водой и огнем не поспоришь Вода - сама себе царь.

Дети:

Богато живем – сполна воду пьем.

Рукодельница:

И тихая вода крутые берега подмывает.

Дети:

Мир силен, как вода.

Рукодельница:

Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.

Дети:

Вода камни точит.

Рукодельница:

Была бы водица, а зелень народится.

Дети:

Экономим воду – спасем природу!

Ребята молодцы, много знаете пословиц и поговорок. Вы победили.

Воспитатель:

Да, ребята, молодцы много знаете пословиц и поговорок о воде. А давайте все вместе поиграем. Рукодельница, наши дети знают, что вода может переходить из одного состояние в другое и может быть льдом, паром, снегом. Вода у нас в морях, океанах, реках, а еще где? Сейчас мы все и узнаем, где еще может быть вода.

Игра «Где водичку нам искать?»

Дети встают в круг, выбирают водящего. Водящий вместе со всеми проговаривает считалку, показывая на детей по порядку: «Раз, два, три, четыре, пять, где водичку нам искать? На ком считалка заканчивается, тот и отвечает, где искать водичку. Например: «Река», тот, кто ответил становиться водящим, и игра повторяется (ответы детей: «Пар», «Снег», «Озеро», «Иней», «Дождь», « Океан» и др.)

(игра продолжается по желанию детей)

Рукодельница:

Интересная у вас игра, а мы играем в такую игру, хотите, научу. Игра называется «Водяной». А вы знаете кто такой водяной? (ответы детей)

Водяной это хранитель рек, озер и прудов. Он рыб охраняет, за порядком на водоемах следит, он не любит тех, кто бросает мусор и шумит.

Игра «Водяной»

Дети встают в круг, водят хоровод и приговаривают: «Водяной, Водяной, что сидишь ты под водой? Выйди хоть на чуточку на одну минуточку, выйди хоть на целый час, все равно не знаешь нас».

У Водяного, который, стоит в центре круга, закрыты глаза шарфом, когда дети заканчивают говорить слова, Водяной пытается поймать ребенка с закрытыми глазами, поймав, он описывает ребенка и пытается назвать имя. Ребенок, которого узнал «Водяной», становиться водящим. (Игра повторяется).

Воспитатель:

Рукодельница, хорошо мы повеселились. Вам понравилось ребята? (ответы детей)

Ты, рукодельница, пришла к нам из сказки, а в любой сказке всегда возникают разные чудеса и волшебство. Если мы все вместе сильно захотим, чтобы в твоем доме был водопровод и скажем волшебные слова, то все должно исполниться.

Рукодельница:

Да, да помогите мне, ребята, а буду очень рада.

Воспитатель:

Конечно, поможем, послушай рукодельница, какое стихотворение дети выучили о воде, оно так и называется «Трудолюбивая вода».

Трудолюбивая вода

1 ребенок

Вечерком нашей водице,

Нужно будет потрудиться.

Ванну станем принимать,

Ножки, ручки отмывать.

С мылом спинку мы потрем,

Грязь везде - везде найдем.

Нелегко воде бывает.

Но она свое дело знает!

Знаем точно, что водица

Грязь не признает на лицах.

Кто красивым хочет стать,

Воду должен уважать!

2 ребенок

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать.

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды!

(С. Олегова)

Рукодельница:

Какое замечательное стихотворение, правильно вы сказали ребята:

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды!

А сейчас до свидания, мне пора уходить! (звучит музыка, свет в группе гаснет, и рукодельница незаметно уходит, свет включается).

Воспитатель:

Ребята, рукодельница ушла обратно в свою сказку и попросила нас ей помочь. Давайте скажем все вместе волшебные слова.

(Дети и воспитатель все вместе громко повторяют слова)

«Раз, два, три водопровод в дом к рукодельнице приди!

Ей в работе помоги». (3 раза)

Надеюсь, у нас все получилось, и мы смогли помочь рукодельнице, ведь мы этого очень хотели. На этом наша встреча подошла к концу.

Рефлексия

Вопросы детям.

Что узнали нового? Интересного?

Что понравилось больше всего?

(стук в дверь, воспитатель открывает дверь и видит на полу лежит письмо).

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, у нас под дверью лежит письмо, сейчас мы посмотрим от кого оно пришло.

(Читает письмо)

Письмо ребятам от рукодельницы:

Дорогие ребята! Пишет вам ваша рукодельница. Вы хорошо постарались, и теперь у нас в избе есть водопровод! Большое вам спасибо, вы, ребята, очень добрые. До новых встреч!

Вот это чудеса! Теперь рукодельница заживет еще лучше. У нее в избе есть и электричество и водопровод. И может быть скоро она опять придет к нам в гости. Вам понравилась рукодельница? (ответы детей) До свидания, ребята. До новых встреч.

Результаты проекта.

Проведен эксперимент:

На время проведения эксперимента нами был сделан вывод. Дети с родителями (в эксперименте участвовали 3 семьи) принесли данные водомерных счетчиков, сделанные до экономного пользования водой (пользовались как обычно) и после экономного пользования водой (соблюдались все правила экономного пользования водой, в том числе все краны в доме были исправны). Эксперимент проводился ровно 1 сутки. Далее показания счетчика сравнились, и оказалось, что когда мы не экономим воду, мы очень много ее теряем, примерно одна семья из четырех человек тратит за 1 сутки (за утро и вечер) примерно 100- 150 лишних литров воды.

Также мы обнаружили кран в детском саду, который неисправен и очень медленно капает. Мы подсчитали, сколько литров может накапать неисправный кран, вот результат



Время

Количество воды

1 минута

10 минут

1 час

1 сутки

1 месяц (30 суток)

Вывод:

12 капель

120 капель

720 капель (70 мл)

17280 капель (1680мл)

518400 капель (50литров 400мл)

Из-за неисправного крана за месяц человек теряет в среднем 50 литров 400 мл, а это 5 десятилитровых ведер с небольшим, это также лишние деньги, которые мы платим за воду.


Итак, в ходе проекта, каждый из нас: дети, родители, сотрудники детского сада, пришли к важному выводу: воду надо беречь, нужно использовать ее рационально не на словах, а на деле и начинать должен каждый с себя. Тем более это совсем несложно, нужно всего лишь изменить свои привычки. А самого главное, наши дети должны понять, что беречь воду – это очень важно и необходимо приучить себя к этому с детства.

Также детьми совместно с взрослыми было сделано много интересного, а именно:

- дети в ходе проекта расширили свои знания о воде, ее необходимости и ценности для всего живого и ее свойствах;

- узнали о том, откуда берется вода и как ее рационально использовать, о причинах загрязнения водоемов и мерах их охраны;

- организованы экскурсии в прачечную, кухню, музей ОУ, а также опытно - экспериментальная деятельность;

- разучены игры, стихотворения, пословицы, поговорки;

- оформлены выставки творческих работ, плакаты: «Берегите воду!», «Круговорот воды в природе»;

- распространены памятки об экономном использовании воды.



Список литературы, использованный для подготовки к проекту:


Вода и жизнь. Экологические проекты/ Шабалина З.С., Воскобойник И.Н., Петренчук Т.И, Михайлова О.А., Князева Л.А.- Ярославль,2005.- 70 с.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет.- Изд.: ТЦ Учитель,2009.-190с.

Горькова Л .Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы - Изд.: ВАКО, 2005. – 240 с.

Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей: методическое пособие. – Изд.: «ТЦ Сфера», 2012. – 128 с.

Джим Майлс. Большая энциклопедия для дошкольника.- Издательство «Олма-пресс» . 2005.- 945 с.

Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Изд:. «Учитель», 2011. – 202 с.

Киселева Л.С., Данилова Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – Изд.: «АРКТИ», 2012. – 96 с.

Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – Изд.: «ТЦ Сфера», 2010. – 128 с.

Машкова А.А. Ребенок и окружающий мир: занятия на прогулке (старшая группа).- Изд.: Корифей. 2007.- 96с.

Николаева С.Н. юный эколог: программа И условие ее реализации в детском саду.- М. Мозаика - Синтез,2000.-220с.

Научно-методические журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду» и др.

Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода».- М.:ООО «Издательство Скрипторий 2003».»2005.-96 с.

Тимошкина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ (старший дошкольный возраст)- Москва: Центр педагогического образования. 2008.- 64с

Интернет-ресурсы .Советы по экономии воды в быту. Куда же уходит вода и как быть экономными? Сказки. Стихотворения. Пословицы. Поговорки.



Приложение 1

Технология реализации проекта «Вода. Почему ее надо беречь?»

Совместная деятельность детей и взрослых.


1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Наблюдения

опыты

экскурсии,

Эксперимент дома «Как мы тратим воду дома?» (запоминаем показания счетчика) водой пользуемся как обычно Через сутки

(запоминаем показания счетчика) воду экономим.


Наблюдение за кранами в детском саду и дома, исправны ли краны? Наблюдение за капающим краном

(фото 10)


Эксперимент дома «Как мы тратим воду дома» сравниваем показания счетчика и делаем вывод.

Экскурсия на кухню. Наблюдение за работой повара. Как повар использует воду для своей работы? Опыты с водой (свойства воды) (фото 6,8)

Экскурсия в музей ОУ. Рассматривание коромысла, ведер, макет колодца.











Опыты с водой

(фильтрация воды, как очистить воду?)

(фото 4)

Экскурсия по поселку. Наблюдение

за очистными сооружениями, колонками, колодцами. На прогулке наблюдение за

природными явлениями

( снег, дождь, иней, лед, сосульки)



Опыты с водой

(разные состояния воды. Вода бывает разной)

Экскурсия в прачечную. Как работник прачечной использует воду для своей работы?





Подводим итоги эксперимента

«Как мы тратим воду дома?». Делаем вывод.



Чтение художественной и научной литературы. Рассматривание энциклопедий, плакатов.

Стихотворения

Н.Рыжова «Вы слыхали о воде?»;

С .Олегова,

«Что такое вода?», «Откуда вода?», «Что за чудо».

Загадки.

Сказки Н.Грибачев «Заяц Коська и родничок»;

«Два ручья» сказка шорцев.

Загадки о воде и о ее разных состояниях.

Пословицы и поговорки о воде


Стихотворения Т.Извозникова «Есть чудесная водица»; С.Олегова «Воду нужно уважать»; И.Ревю «В озерах, реках и прудах» и др.стихи

Стихотворения

С.Олегова

«Берегите воду!»,

«Вода - природный дар». Эколог. сказка

И.Урядова

«Жила была речка»

Стихотворения

С. Олегова «Трудолюбивая вода»; И. Матвеенко «Полезная, нежная, просто безбрежная»;

А.Стовба

«Вода в морях и океанах».

Продуктивная деятельность

(художественное творчество)

«Из капель получился ручеек» (пластилин) (фото 3)

«Заяц Коська и родничок»

(рисование по сказке)

«Реки, озера и моря наше богатство» (аппликация)

«Жила была речка» (рисование по сказке)


«Берегите воду»,

«Круговорот воды в природе»

(рисование плакатов)

(фото 5)

Игры (дидактические, подвижные)

Подвижные игры «Волшебные капельки», «Водяной», «Ручеек»

Дидактические игры: «Можно- нельзя», «Собери картинку», «Кто живет в воде?»

«Что здесь лишнее?», «Где водичку нам искать?», «Будь внимательным!» и др.


НОД, беседы

Беседы на темы: «Откуда берется вода в кране?», «Почему вода пропадает?» «Куда же уходит вода и как быть экономными?»

Беседы на темы:

«Кому нужна вода?», «Как рождается речка?», «Круговорот воды в природе» (вопросы детям по сказке «Коська и родничок»)

(фото 2,5)

Беседа на тему:

«Источники загрязнения воды. Меры охраны»

(фото 1, 10)

Беседы на темы:

«Вода бывает разной»,

«Что было бы, если не было воды?»

Итоговая познавательная деятельность «Вода- помощница» (встреча с сказочной героиней)

(фото 7)

Работа с родителями

Беседа с родителями о проведении проекта, привлечение родителей к проведению эксперимента дома


Раздача памяток

об экономном использовании воды.

Оформление для родителей в раздевалках памяток об экономном использовании воды и интересных фактах о воде.


Выставка творческих работ


Приглашение на итоговую совместную деятельность.





Приложение 2

Пословицы, поговорки, познавательные беседы стихотворения, загадки

Пословицы и поговорки о воде:

Пролитую воду все не соберешь.

Вода и землю точит и камень долбит.

Вода и мельницу ломает.

Вода камни точит.

Вода запруды ломает.

Всякая вода берега имеет.

Вода плотину рвет.

Вода свое возьмет.

Вода студена - тело ядрено.

Хлеб да вода - молодецкая еда.

Огонь - царь, водица- царица.

Ручей поит реку, река поит море.

Пора придет - вода пойдет.

Упадешь в воду - сухим не выйдешь.

Хороша вода с берегу.

Вода всем госпожа: воды и огонь боится.

Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться.

С водой и огнем не поспоришь.

Вода с водой - не гора с горой: сольются.

Вода - сама себе царь.

Богато живем – сполна воду пьем.

И тихая вода крутые берега подмывает.

Вода себе путь найдет.

Мир силен, как вода.

Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине. .

Познавательные беседы

«Откуда берется вода в кране? И почему иногда она пропадает?»

Мы открываем кран, и вот она водичка потекла, мы умываемся, чистим зубы и даже не думаем о том, как же вода к нам в дом пришла. Вода прежде чем попасть к нам в дом прошла длинный трудный путь. Сооружение из труб в наших домах, по которым течет вода, называется водопроводом, водопроводной сетью, системой водоснабжения. Водопровод берет свое начало за городом или поселком. Сначала вода находится в реке или скважине, а потом попадает в водозаборник. Он находится на станции очистки воды или водоочистном сооружении. Для того чтобы вода стала пригодной для питья она проходит подготовку, состоящую из нескольких этапов. А это:

- обработка специальными веществами, которые удаляют неприятный привкус, запах, также происходит обесцвечивание воды, она становится чистой, прозрачной;

- отстаивание, вода отстаивается в огромных емкостях;

- фильтрация, вода фильтруется в больших песчано-угольных фильтрах;

- дезинфекция, тут происходит фильтрация воды через специальные пористые волокнистые мембраны, удерживающие вредные микробы.

Только после этого вода попадает в трубы, далее водораспределительная станция уже доносит воду к нам в дома и в наш детский сад по системе водоснабжения. (Напомнить детям, о том что, воду все равно необходимо кипятить, чтобы уничтожились все микробы вредные для нашего здоровья.) А мы с вами просто открываем кран и моем руки, повара готовят нам супы, компоты, а в прачечной стирается белье. Скольким людям приходится потрудиться, чтобы вода пришла к нам в дома. На очистных сооружениях день и ночь дежурят операторы, они следят, чтобы все было в порядке, чтобы вода хорошо очищалась. На водораспределительной станции тоже работает человек, который следит за тем, чтобы вода распределялась по квартирам. А за исправностью водопровода следит сантехник. Он устраняет неполадки кранов и труб и все что связано с подачей воды. Случается и такое: открываем кран, а воды нет, может где-то прорвало трубу, по которой идет вода или произошла поломка на водораспределительной станции, но совсем в короткое время устраняются неполадки и вода снова в наших кранах. Трудно представить наш быт без водопровода, вы согласны со мной? И теперь, прежде чем открыть кран и набрать стакан воды, подумайте какой трудный и длинный путь прошла она, прежде чем попасть к нам в дом.

Куда же уходит вода и как быть экономными?

Душ и ванна. По подсчетам специалистов, полная ванна требует 140-160 л воды на одно мытье, а если у вас установлена душевая кабинка, то, лишь 30-50 л. То есть, если семья из 4 человек два раза в неделю примет душ вместо ванной, то в год сэкономит 46 куб. м. воды!

Мытье посуды. Как обычно хозяйки моют посуду: включают кран и льют воду и когда намыливают, и когда смывают, и когда полощут. На это уходит огромное количество воды, даже если делать струю тоненькой. Можно предложить такой вариант мытья посуды: заткнуть отверстие раковины, намылить всю посуду, а затем прополоскать.

Экономичные сливные бачки. Обычный сливной бачок в прямом смысле спускает в унитаз 9 литров воды за каждый смыв. Экономичный бачок – 6 литров, а если на вашем бачке предусмотрена клавиша экономичного слива, то всего 3 литра! Специалисты подсчитали, что семья из 4 человек с этой самой клавишей сэкономит 21 куб. м. воды в год!

Капающие краны. Посчитано, что капля из крана каждые две секунды равна 800 литрам воды в год. А это уже 5,7 наполненных ванн!

Чистка зубов. По правилам чистить зубы следует так: в специальный стакан нужно набрать воду, почистить зубы и этой водичкой прополоскать рот и помыть ею же зубную щетку. А что происходит сейчас на самом деле? Открывается кран, человек разглядывает себя в зеркало, неторопливо намазывает пастой щетку, не спеша чистит зубы, затем умывается, моет щетку, и только после этого закрывает кран. Таким образом, выливается литров 5-10 воды, вместо одного стакана.

Итого в год: в среднем 2555 литров чистой воды, потраченной зря.

(составитель Т.В. Субботина)


Советы по экономии воды в быту

(памятки для родителей и сотрудников детского сада)

Почините или замените все протекающие краны. Неисправный кран за сутки может «накапать» от 30 до 200 литров воды! Старайтесь плотно закрывать кран.

При выборе смесителей – отдавайте предпочтение рычаговым. Они быстрее смешивают воду, чем смесители с двумя кранами, а значит, меньше уходит воды «впустую», когда вы подбираете оптимальную температуру воды.

На время, когда вы чистите зубы, выключайте воду. Чтобы ополоснуть рот, достаточно стакана с водой.

Из сливного бачка в унитаз может постоянно течь вода. Из-за подобных протечек теряются десятки литров воды ежедневно. Старайтесь следить за состоянием сантехники в своей квартире и вовремя устранять неисправности.

По возможности приобретайте экономичную сантехнику.

Если сливной бачок вашего унитаза не оборудован двумя режимами слива, то избежать потери воды поможет простое средство. Наполните 2-х литровую пластиковую бутылку водой и поместите в бачок. Это нехитрое «устройство» позволит сэкономить до 20 л чистой воды в день.

Не полощите белье под проточной водой. Для этих целей лучше использовать наполненную ванну или таз.

При мытье посуды не держите постоянно кран открытым. Если ваша раковина состоит из двух отделений, мойте посуду в наполненной водой раковине, предварительно закрыв слив. Вымытую посуду ополосните в отдельной емкости с чистой водой. Этот способ позволяет снизить потребление воды на мытье посуды в 3-5 раз. Использование посудомоечных машин хоть и более дорогой, но эффективный способ экономии воды и электроэнергии на мытье посуды.

Используйте посудомоечную и стиральную машину только при полной загрузке.

Не размораживайте продукты под струей воды из-под крана. Лучше всего заранее переложить продукты из морозилки в холодильник.

Принимая душ, вы в 5-7 раз снижаете потребление воды по сравнению с тем, когда вы принимаете ванну. Воды тратится меньше, если использовать в душе экономичный рассеиватель с меньшим диаметром отверстий.

Установите насадки-распылители на краны. Это поможет сократить потребление воды.

Составитель: Субботина Т.В.

Как рождается речка?

На нашей земле очень много рек, посмотрите на глобус ( показать на глобусе) вот они: голубые полоски одни тонкие, другие потолще, третьи совсем тоненькие как ниточки. И все это реки. Посмотрите, внимательно в большую речку впадают маленькие, а в маленькие совсем маленькие. А как же появляются эти маленькие реки? послушайте стихотворение русского поэта Ивана Бунина о роднике.

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит

Так появляются ручьи, речки из маленьких родничков. Вода бьют из - под земли вытекает и соединяется в ручьи, ручьи впадают в речушки, а маленькие речушки уже впадают в большие мощные реки. Еще родник называют исток, источник, ключ. Запомните, ребята реки берут свое начало из истока. Исток это начало каждой реки. Это может быть, как и родник, бьющий из - под земли и небольшой ручеек, пробивающийся из озер и болот. А быстрые горные реки обычно образовываются из тающих снегов и льдов стекающих из высоких горных вершин. Вот так и рождается речка большая, маленькая, быстрая и медленная. Но все они очень важны для человека, животного и растительного мира.


Источники загрязнения воды. Меры охраны

Основной причиной загрязнения водных бассейнов (рек, озер, морей) - сброс плохо очищенных вод промышленных предприятиями, коммунальными и сельскими хозяйствами. Справедливо считают основной причиной нехватки (дефицита) пресной воды, ее загрязнение. Только тогда можно говорить. Что человек любит природу, когда он что- то делает для ее сохранения или хотя бы не причиняет ей вреда. Каждый должен помнить. Что вода может менять свое качество. Человек своей хозяйственной деятельностью способен сильно ухудшить состояние важнейшей составляющей природы. Поначалу человек и не предполагал, что спуская в реки, пруды, озера промышленные. Сельскохозяйственные и бытовые стоки, из чистой воды он делает раствор вредных веществ. Загрязнению подверглись не только поверхностные воды, но и подземные воды, теперь во многих местах родниковая вода, перестала быть чистой.

Даже огромный мировой океан засорен деятельностью человека. Особенно опасна для океана добыча нефти. Огромное количество нефти сливается в океан, этим самым истребляя рыб, животных, птиц. Какие же все- таки существуют меры для охраны природных вод? Это использование и совершенствование очистных сооружений, безотходная технология, экономное использование воды и наконец, обдуманное гуманное отношение к водным ресурсам.


ЖИЛА-БЫЛА РЕКА

(экологическая сказка)

Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой. Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она.

Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они наконец опомнятся.

Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».

Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.

А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

( автор И.Урядова)

ДВА РУЧЬЯ

В лесу, под большой скалой родились два ручейка. Были они полны водой и похожи как братья. Только по характеру разные: один веселый и добрый, а другой – ленивый и жадный. Веселый ручеек огляделся вокруг и сказал:

- Побежим, посмотрим, что там впереди за кочками, а?

- Неохота, - ответил Ленивый ручеек, - Наверно, далеко бежать, всю воду расплещу.

- Давай тогда заведем рыбок! – предложил Веселый ручеек. – Хорошо будет играть с ними!..

Но Ленивый ручеек не согласился:

-Мою воду рыбам отдать? Ни за что! Мне самому вода нужна.

Веселый ручеек удивился:

- Но ведь скучно плескаться всю жизнь возле кочек!

Ленивый ручеек ответил:

- Здесь тихо и тепло. Спа-а-ать хочу-у!..

- Что ж, оставайся,- огорчился Веселый ручеек. – А я побежал. Прощай, братец !..

Никогда больше не встретились братья.

Совсем остановился Ленивый ручеек у большой кочки и скоро стал болотом. Вода в нем затянулась тиной и поселились комары да лягушки.

А веселый ручеек храбро бежал вперед. Когда он перепрыгивал через камни, возникали водопады, и в них развилась форель. Ветер сдувал воду с ручья и обрызгивал сосны, ели и кедры, и они стали вечнозелеными. В конце пути сбежал Веселый ручеек в долину. Здесь он разлился красивым горным озером с синей, как небо, живой водой. Но Ленивый ручеек, ставший болотом, не знал об этом.

(сказка шорцев)


Стихотворения, загадки о воде

Загадки

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу


Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?


Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!


Вы, слыхали о воде?


Вы, слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить 


(Н. Рыжова)


*****

Полезная, нежная, просто безбрежная,
Жизнь нам дарящая, гордая, властная,
Холодная, жгучая, в гневе могучая.
В мир ты приходишь рекой, океанами,
В доме встречаешь открытыми кранами,
Каплей росы, что укрыла трава,
Слезным дождем, что нам шлют небеса.
Жизнь без тебя на Земле невозможна,
И будем действовать мы осторожно,
Чтоб сохранилась твоя чистота –
Незаменимая наша вода.

(И.Матвиенко)

*****

Вода в морях и океанах,

Река, и озеро, и пруд
Всегда нас летом в гости ждут,
В жару приятно очутиться
И у ручья — воды напиться.

Повсюду, всем вода нужна:
Она и кораблям важна,
Плывут что на морском просторе,
Пшенице, спеющей на поле…

И для людей, и для зверей
Нет ничего воды ценней.
Водой всем нужно дорожить,
Ведь без нее нам не прожить!

( А .Стовба )

*****

В озерах, реках и прудах.
Она в посёлках и деревнях,
В больших и малых городах.

Вода – бесценный дар природы
Все наслаждаются тобой.
Цените воду, это важно,
С водой мы связаны судьбой.

(Ирис Ревю)

*****

Есть чудесная водица,
Без нее нам не прожить,
Не умыться, не напиться
И здоровыми не быть.
Утром только лишь проснешься —
Сразу личико умой.
Будешь чистым и красивым,
Подружись скорей с водой.

Что же это за водица?
Кто ответит на вопрос?
О водичке все мы знаем
И утрем любому нос:
Это дождик и сосулька,
Белый снег и гладкий лед,
Ручеек и речка: Каждый
Пусть запомнит и поймет.

(Т. Извозникова)

*****

Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!

(Т. Маршалова )

Берегите воду

Вода - это то что всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости всем придает.

Кристально чиста или слишком грязна.

В любом состоянии полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.

Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть,

Чтоб мы не боялись, и мыться и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода.

Которая в виде замерзшего льда.

Она охлаждает, морозит, бодрит.

И в зной нам прохладу и радость дарит.

Давайте же воду все вместе беречь

От трат неразумных все вместе стеречь.

Иначе закончится, может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Что такое вода?

Что такое вода – интересно ребятам,

Это то, без чего нам друзья не прожить.

Человечеству послана она во благо,

И водой мы конечно должны дорожить.

Что такое вода? Это реки и море,

Это лед Антарктиды, это снег или град.

Это синее море там на просторе,

И красивый и громкий, речной водопад.

И весенний ручей, и осенняя лужа,

Что такое вода?- я отвечу легко.

Это то, что, бесспорно нам жизненно нужно,

Что в судьбу человека вошло глубоко.

Вода - природный дар

Вода в морях и океанах, озерах, реках и прудах.

И без нее не обойтись нам

Ни в селах, и ни в городах.

Цените воду, берегите:

Природой дан нам дар такой.

Откуда вода?

Нам всем интересно:

Откуда вода?

Из снега берется,

Иль может из льда?

Хотя, и подземным

Ручьем вода бьет,

Так, может, она

Там начало берет?

Вопрос интересный

И чтоб разузнать

Откуда вода,

Надо книжки читать!

Ответы узнаем

Из умных мы книг

И все вокруг тайны откроются вмиг!

Что за чудо?

Она бежит, бурлит, играет,

И даже по небу летает.

Не уследишь- может пролиться,

Высоко в небо испариться.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Встречается везде по свету,

Скажите, что это за чудо?

Воду нужно уважать!

Воду нужно уважать-

Это должен каждый знать!

Совершенно не секрет-

Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться,

И не сможем насладиться

Ни природой, ни пейзажем

Без воды угаснет каждый!

Трудолюбивая вода

Вечерком нашей водице,

Нужно будет потрудиться.

Ванну станем принимать,

Ножки, ручки отмывать.

С мылом спинку мы потрем,

Грязь везде - везде найдем.

Нелегко воде бывает.

Но она свое дело знает!

Знаем точно, что водица

Грязь не признает на лицах.

Кто красивым хочет стать,

Воду должен уважать!


Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать.

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды.

(С. Олегова)


Приложение 3

Игры

Дидактическая игра «Можно - нельзя»

Цель: закреплять правила экономного использования воды.

Воспитатель задает детям вопросы на тему экономного использования воды. Дети отвечают, можно так делать или нельзя. Беседу обязательно сопровождать наглядными пособиями, иллюстрациями.

Вопросы:

- можно оставлять краны открытыми? Нельзя;

- можно дома допускать неисправные краны? Нельзя;

- можно ли оставлять кран открытым, когда чистишь зубы? Нельзя;

- как экономичнее мыть посуду? В тазу или под краном? (в тазу);

- можно ли разливать воду просто так? Нельзя и т. д.

Дидактическая игра «Что здесь лишнее?»

Цель: развитие внимания, памяти. Обогащение словаря.

Воспитатель называет детям ряд слов связанный с водой и одно слово не связанное с ней, например:

Водопровод, снег, пар, стул, водяной. Что здесь лишнее? (дети думают и отвечают)

Далее дети должны быстро называть лишнее слово, после того как воспитатель назовет все четыре слова.

Например:

Роса, лента, река, вода, океан.

Дождь, комар, иней, снежинка.

Море, забор, озеро, ручей, родник и т.д. В конце игры самый внимательный и быстрый становится победителем.

Дидактические игры с мячом «Будь внимательным»

Цель: развитие внимания, ловкости. Обогащение словаря.

Дети становятся в круг, в центре воспитатель с мячом. Взрослый бросает ребенку мяч и называет слово, связанное с водой или называет любое другое слово. Если воспитатель называет слово, связанное с водой, то ребенок ловит мяч, если нет, то не ловит. Например: слова связанные с водой: водонапорная башня, колодец, водопроводный кран, сантехник, водовоз и т.д. Далее воспитатель предлагает любому ребенку по желанию встать в круг и говорить слова , слова можно повторять, которые ранее говорил воспитатель. Игра повторяется 3-4 раза.

«Какая бывает вода?». «Где бывает вода?»

Цель: развитие внимания, ловкости. Обогащение словаря.

Дети становятся в круг, в центре воспитатель с мячом. Взрослый бросает детям по очереди мяч, дети отвечают какой бывает вода ( ребенок отвечает и кидает мяч обратно воспитателю). Вода бывает: прозрачной, грязной, соленой, холодной, горячей, чистой и т.д. Вода есть в океане, в озере, в реке, в кране, в пруде и т.д. По окончанию игры, ответы детей обобщаются и подводятся итоги.

Дидактическая настольная игра «Собери картинки»

Цель: развитие внимания, мелкой моторики рук.

Детям предлагаются разрезные картинки с изображением различных агрегатных состояниях воды (снег, снежинки, дождь, лед, сосульки, пар, иней и др.). Нужно правильно собрать картинки.

Дидактическая игра «Где водичку нам искать?»

Цель: развитие внимания. Обогащение словаря.

Дети встают в круг, выбирают водящего. Водящий вместе со всеми проговаривает считалку, показывая на детей по порядку: «Раз, два, три, четыре, пять, где водичку нам искать? На ком считалка заканчивается тот и отвечает где искать водичку. Например: «Река», тот, кто ответил, становиться водящим, игра повторяется (ответы детей: «Пар», «Снег», «Озеро», «Иней», «Дождь», « Океан» и др.)



Хороводная игра «Водяной»

Дети встают в круг, водят хоровод и приговаривают: «Водяной, Водяной, что сидишь ты под водой? Выйди хоть на чуточку на одну минуточку, выйди хоть на целый час все равно не знаешь нас».

У Водяного, который, стоит в центре круга, закрыты глаза шарфом, когда дети заканчивают, говорить слова, Водяной пытается поймать ребенка с закрытыми глазами, поймав, он описывает ребенка и пытается назвать имя. Ребенок, которого узнал «Водяной», становиться водящим. (Игра повторяется).

Подвижная игра «Капельки»

Цель: развитие внимания, закрепление знаний детей о круговороте воды в природе.

Раз, два, три, четыре, пять будем в капельки играть (дети встают в круг, берутся за руки)

Раз! Мы в дождик превратились (дети разбегаются и прыгают на месте)

Два! Мы в речку покатились (дети встают друг за другом «паровозиком»)

Три! Вдруг паром обратились (дети встают в кучку, близко друг к другу)

На четыре испарились (дети разбегаются и прыгают вверх)

А на пять, снова мы идем играть (дети встают в круг, берутся за руки)

Игра повторяется несколько раз, по желанию детей.




Приложение 4

t1620143907aa.jpg

t1620143907ab.jpg

Фото 1,2

t1620143907ac.jpg

t1620143907ad.jpg



Фото 3,4



t1620143907ae.jpg

t1620143907af.jpg

Фото 5,6




t1620143907ah.jpg

Фото 7,8



t1620143907ai.jpg



t1620143907aj.jpg

Фото 9,10

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.