Проект внеклассного мероприятия «Я нашел себе дело по душе»
ПРОЕКТ «Я нашел себе дело по душе»
Составила преподаватель
ГБПОУ «ГТ м.р. К»
Якимова Э.К.
Паспорт программы
1. Название: «Я нашел себе дело по душе».
2. Руководитель: Якимова Э.К.
3. Возраст студентов, на которых рассчитана программа: 17-20 лет.
4. Тип программы по масштабу применения: индивидуальный, групповой.
5. Тип программы по продолжительности выполнения: 1 год.
6. Тип программы по характеру деятельности студентов: творческий, трудовой, познавательный, художественный.
7. Исполнитель: студенты 3 курса.
8. Цель программы:
дальнейшее разностороннее развитие личности будущего компетентного конкурентоспособного специалиста, обладающего общими и профессиональными компетенциями, общей культурой, социальной активностью, качествами гражданина и патриота России и направленное на безболезненную социализацию выпускника образовательного учреждения среднего профессионального образования.
9. Задачи проекта:
1) изучить и проследить динамику ценностных и духовно-нравственных установок студентов на данном этапе обучения;
2) оценить степень удовлетворенности обучением и получаемой профессии;
3) выявить наиболее актуальные проблемы студентов 3 курса;
4) проанализировать потребности молодых профессионалов;
5) исследовать уровень социальной активности студентов;
6) выявить степень готовности выпускников принимать участие в общественно-полезных видах деятельности на добровольной основе и приоритеты молодого поколения в отношении различных видов деятельности.
Направления воспитательного процесса студентов 3 курса
Направления и задачи воспитания |
Направленность развития личностных качеств.
|
Формы, методы и средства воспитания |
1 |
2 |
3
|
Профессионально-трудовое воспитание |
||
Воспитание трудолюбия, формирование профессиональных знаний и умений, становление профессионала, формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях рыночной экономики. |
Интерес к профессии, творческое овладение знаниями, способность к рационализаторской работе. Личностное самоопределение и самореализация. |
Организация вечеров, совместная работа со студентами младших курсов на профессиях, психолого- педагогическая диагностика личностных способностей, мотивации профессиональной карьеры студентов. Участие в общественно- полезных мероприятиях . Участие в профессиональных конкурсах. Участие в деловых играх, моделирующих современные производственные отношения. Встреча с работниками определенной профессии. |
Гражданско-патриотическое и правовое воспитание |
||
Воспитание пре- данности и любви к своему Отечеству и своему народу. |
Формирование стремления сделать страну процветающей, а судьбу Отечества достойной его великой истории. |
Организация и проведение бесед по проблемам экологии; реализация военно- патриотического воспитания через встречи с Черновым Я.В., с Евсеевым. Координация работы совета самоуправления по подготовке и проведению мероприятий в техникуме и общежитиях, посвященных юбилейным и памятным датам. |
Формирование национального, интернационального самосознания, чувства национального достоинства. |
Формирование чувства национального достоинства и дружественного отношения к другим народам. |
Изучение народных обрядов, традиций, организация, подготовка и участие в фестивалях народного творчества, и фестивале национальных культур. |
Формирование нравственной, правовой и политической культуры |
Развитие стремления участвовать в общественной жизни и по- строении правового государства. |
Осмысление прав человека на занятиях по дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда» семинарах, конференциях, диспутах через игровые формы, проблемные ситуации (ролевой тренинг). Оказание помощи совету самоуправления в решении нравственно- правовых вопросов ( беседы о профессиональной этике и медицинскому этикету ). Проведение конкурсов, конференций на темы о морали, об охране природы и окружающей среды. |
Духовно-нравственное и семейное воспитание |
||
Формирование духовно-ценностных ориентиров, линии поведения; нравственное развитие; пробуждение и укрепление духовности. |
Воспитание уважения к самому себе, умения утверждать свое духовное достоинство и свою свободу. |
Участие в акциях волонтерского движения, благотворительности. |
Формирование знаний, определяющих культуру и этику супружеских отношений. |
Овладение взаимным пониманием на высоком уровне общения |
Проведение встреч с врачом, диспуты, встречи со специалистами «Службы планирования семьи». |
Формирование чувства долга перед родителями и родными, культуры сыновних и дочерних от- ношений. |
Умение налаживать благотворные для обеих сторон взаимоотношения, сочетающие любовь к родителям с потребностью в свободе и не- зависимостью. |
Тестирование, анкетирование студентов, выработка рекомендаций. Проведение « День матери», родительских собраний; индивидуальные беседы с родителями и студентами. |
Художественно-эстетическое воспитание |
||
Формирование социальной зрелости личности, которая будет направлена на развитие духовных потребностей и творческих способностей. |
Самостоятельное творчество в сфере труда, учебы и организации досуга. |
Развитие способностей через участие в коллективно -творческой деятельности . Организация и проведение: конкурсов ; фестивалей студенческого творчества; КВН; тематических вечеров («День юмора и смеха», «День Святого Валентина» и др.). |
Формирование экологической куль- туры |
Осознание личностной значимости и ценности любви к природе. Формирование способности к ее защите. |
Вовлечение студентов в научно- исследовательскую работу, проведение конференций, лекций. Организация встреч со специалистами по вопросам рационального природопользования. |
Воспитание коммуникативной и информационной культуры |
||
Формирование умений самоорганизации, умений налаживать отношения с людьми, организации самоуправления. |
Овладение умением решать групповые проблемы, используя потенциальные возможности каждого студента - члена группы. |
Организация и проведение различных внеаудиторных мероприятий. Шефская и наставническая помощь первокурсникам ( при организации досуговой деятельности, при подготовке «Посвящения в студенты», выпускного вечера). |
Формирование современного уровня информационной культуры будущего специалиста |
Актуализация ценностных и мотивационных установок. Осознание того, что для будущих специалистов информационно-компьютерная подготовка является одним из главных факторов конкурентоспособности. Формирование способности к критическому суждению в отношении информации, распространяемой СМИ и рекламой. |
Овладение знаниями о культуре профессиональной деятельности, выработка соответствующих умений и навыков. Выполнение курсовых и дипломных проектов с использованием компьютерных технологий, конкурсы мультимедийных презентаций и видеороликов. Организация бесед, обзоров и обсуждений событий, преподносимых в различных СМИ, в Интернете |
Начало трудовой деятельности, профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики, акрепление и развитие полученных в техникуме умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии- таков план на год студентов 3 курса . Большинство выпускников смутно представляют себе, как сложится их дальнейшая судьба, неадекватно оценивают возможности своего профессионального роста. Они еще не осознают, что именно они «завтра» будут создавать реальную экономику нашей страны.
Студенты строят планы на жизнь, жизненный план - это план потенциально возможных действий. Проверка себя в деятельности - лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращения разочарований. Подрезать "крылья мечты" подростка нельзя, но необходимо "приземлить" ее, доводить до его сознания мысль, что путь к успеху в любом деле устлан трудностями, а не розами.
Студентам- выпускникам нужно помнить об одной важной вещи – о последовательности в достижении своих целей. Студентов нужно подготовить, что если они решили что-то попробовать или освоить какой-либо навык, требуется достаточное количество времени, чтобы сие получилось и первые неудачи не остановили их.
Как пройдет этот год зависит от выпускников, но не меньшая ответственность ложится и на техникум, учебное заведение должно не только выпустить из стен техникума выпускника- профессионала, но и позаботиться о его дальнейшей социализации– это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру.
Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Безболезненная социализация студента возможна при достижении профессиональной компетентности выпускника, а это обеспечивается интеграцией двух групп компетенций: профессиональных и общих.
На третьем курсе делается упор на формирование следующих компетенций: ОК 01, 02, 03,04, 05,06,07, 08, 09,10 , 11
Формирование ОК происходит через практические и творческие задания к дисциплине « Общие компетенции профессионала »
Фотоколлаж «Мои рабочие инструменты»
Творческое задание для тех, кто любит фотографировать. Студенту необходимо в своей фотоработе (набор фотографий, оформленные в виде коллажа) отразить предметы, связанные с его будущей профессией. Оценивается нестандартный подход и полнота отражения специфики профессии. Основные требования к выполнению задания: должно быть сделано не менее 10 фотографий разных предметов, которые напрямую или опосредовано относятся к будущей профессии студента. Коллаж должен нести цельную смысловую нагрузку. К коллажу должна быть написана пояснительная записка. Результаты работы представляются как в распечатанном, так и электронном виде. Фотографии должны быть оформлены в едином файле или на одном листе ватмана.
«Моя карьера через 2, 5, 10 лет»
Электронная презентация, отражающая авторское видение своей карьеры через названные промежутки времени с подробным описанием и творческим оформлением. Основные требования к выполнению задания: презентация должна включать не менее 6 и не более 15 слайдов.
Эссе «Я будущий профессионал своего дела»
Задание является обязательным для каждого. Эссе – это мини-сочинение с акцентом на личную позицию автора. Студент должен описать видение себя как будущего профессионала, важность получаемой профессии в современном мире, какие конкретные шаги он планирует предпринять, чтобы стать профессионалом, своего места в профессиональной среде, карьерных планов.
В ходе написания эссе студенту необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Профессия « Сварщик»: ее роль и место в деятельности выбранной организации
2. Основные задачи, которые должен решать профессионал на предприятии ( в организации).
3. Компетенции, которыми должен обладать успешный профессионал в сварочной области.
4. Чем интересна лично для меня выбранная сфера деятельности?
5. Какие мои личностные, деловые и профессиональные качества позволят мне стать успешным профессионалом ?
6. Как представляю я свою карьеру через 2,5,10 лет?
7. Какие знания, умения, навыки я получил в ходе обучения на выбранной профессии?
4.Защита творческих работ студентов по самореализации « Я нашел себе дело по душе» - итоговая проектная работа.
(Варианты: памятка или буклет ( профориентационная , информационная , рекламная о профессии сварщик), оформление стенда, коллаж и тд)
Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется в процессе проведения практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий.
Ожидаемые результаты от реализации программы
Выпустить из стен техникума:
-социально и профессионально компетентного работника с хорошо выраженными профессионально важными качествами и компетенциями, отличающегося индивидуальным стилем деятельности;
– инициативного, самостоятельно мыслящего и широко образованного молодого профессионала способного предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения;
- конкурентоспособного специалиста;
– личность, обладающую нестандартным мышлением, способным разбираться в проблемах, проявлять инициативу и самостоятельность, находить основания для правильных решений, непрерывно продолжая учиться самостоятельно;
- человека, гордящегося своей рабочей профессией.