Методические рекомендации для проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
«Методические рекомендации проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»
Автор: педагог-организатор
Е.В. Власова
Все мы знаем, что на территории Воронежской области и в Аннинском муниципальном районе реализуется проект «Доступное дополнительное образование». В рамках реализации этого проекта в центре внимания находится дополнительная общеобразовательная программа - документ, в котором отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности, определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения.
На сегодняшний день часть программ дополнительного образования - это документ эффективного экономического управления образовательным процессом, основанный на персонификации финансирования, т.к. в двух организациях Аннинского района введён механизм персонифицированного финансирования дополнительного образования, в котором задействованы 60 программ дополнительного образования.
(1 слайд)
Требования к содержанию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, в отличие от основных образовательных программ, в федеральном государственном образовательном стандарте не закреплены, поэтому Региональный модельный центр дополнительного образования предлагает общие требования для оформления и содержания программ по Воронежской области для добровольной сертификации.
Я не буду останавливаться на нормативно-правовых основах проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, т. к. вы видите их на слайде.
(2 слайд)
Структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляют следующие разделы.
(3,4слайд)
На титульном листе обязательно должен быть реквизит, когда была разработана данная программа, уровень реализации в зависимости от сроков обучения.
(5 слайд)
Оглавление должно содержать следующие разделы.
(6 слайд)
У педагогов-организаторов должны быть досуговые программы, которые отличаются только планом мероприятий.
(7 слайд)
Большое внимание уделяется адресату программы. Если в группе есть дети с ОВЗ, то для них обязательно разрабатывается индивидуальный маршрут. Какой он будет, педагог определяет сам.
Если по программе обучаются одарённые дети, то педагог должен в разделе «Мониторинг образовательных результатов» приложить оценочные материалы для определения одарённости. Критерии определения одарённости разрабатываются организацией для всех направленностей и закрепляются локальным актом.
(8 слайд)
Содержание ДООП должно отражать количество часов, отведённых на практику и теорию, не должно отличаться от календарно-тематического плана.
(9 слайд)
Большое внимание при сертификации программ уделяется мониторингу образовательных результатов – это система критериев, показателей и технологий отслеживания образовательных результатов на уровне обучающегося. Очень важно, чтобы аттестационные материалы были на каждый год обучения.
(10 слайд)
Мониторинг образовательных результатов можно проводить в виде разнообразных форм. Фиксировать результаты можно в диагностических картах, портфолио Примеры оценочных материалов объединения «Фитодизайн» можно посмотреть в портфолио Письяуковой Ирины по каждому году обучения.
Иначе говоря, отслеживая результат работы по программе, вы должны показать, каким образом вы отслеживаете результат работы над задачами современного образования: предметные результаты (развиваемые предметные компетенции), личностные результаты (развиваемые личностно-значимые компетенции), метапредметные результаты (компетенции, применяемые как для решения предметных проблем, так и в повседневной жизни)
(11 слайд)
Приложение программы может включать следующие компоненты.
(12 слайд)
В последнее время большое внимание уделяется учебно-методическому комплексу педагога дополнительного образования.(пояснить отличие от учебно-методического комплекта )
(13, 14,15 слайд)
Существует несколько примерных моделей УМК. Приведу пример разработанного УМК на конкурс «Сердце отдаю детям»по объединению «Фитодизайн». Он включает в себя: ДООП, методические рекомендации для педагогов при организации занятий, информационно-ознакомительные материалы (таблицы, схемы, буклеты, технологические карты), организационно-методическая продукция (методические разработки; тематические папки, инструкции); прикладная методическая продукция ( карточки; графики; чертежи; рисунки; карты; фотографии; тематическая подборка материалов – тексты); продукция для определения качества результативности работы по программе ( критерии результативности проектной деятельности и т.д).
Для образовательных организаций рекомендуется создать методический кейс - комплексная методическая разработка образовательной организации, обеспечивающая на уровне своей организации обновление программного содержания дополнительного образования и методическое сопровождение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности, способствующая повышению мотивации и развитию способностей детей, формированию универсальных компетенций и навыков.
Каждый педагог дополнительного образования должен разработать цифровой методический кейс для конкретной ДООП, который должен включать в себя дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу, учебные и методические пособия (диагностический инструментарий, и дидактические материалы, конспекты занятий, методические разработки и рекомендации, педагогические проекты и т.д.).
Методическим кейсам уделяется большое внимание, т.к. с 2020 года начинается новый этап аттестации педагогических работников, как он будет проходить пока не известно, область настоятельно рекомендует это делать. В настоящее время организуются разнообразные конкурсы на создание методических кейсов как организаций, так и отдельно педагогических работников.
Спицына Любовь Ивановна
Ирина Анатольевна