Статья «Проектирование условий для максимальной реализации индивидуального ресурса учащихся»

1
0
Материал опубликован 2 November 2017

Проектирование условий для максимальной реализации индивидуального ресурса учащихся

Любой педагог понимает, каким должен быть выпускник школы, какими качествами и навыками он должен обладать. Вопрос заключается в том, как способствовать максимальному развитию потенциала каждого учащегося? Как создать условия для гармоничного развития личности? Какой должна быть образовательная среда? Можно выделить несколько характеристик образовательной среды, направленной на развитие индивидуального ресурса.

1) Бесконфликтная среда.

Конфликт вызывает негативные эмоции у большинства людей, лишь единицы способны перевести конфликт в созидательное русло. Если учесть, что учащийся может одновременно переживать несколько конфликтов сразу (внутренний, межличностный, учащийся-класс, учащийся-педагог), то важность педагогической и психологической поддержки трудно переоценить.

2) Мотивационная среда.

Рост в любой области знаний начинается с интереса к ней. Обучение должно идти не через принуждение, а через активизацию потребности в знании и навыках. Мотивация учащихся зависит от многих факторов: как организован урок, каковы формы работы, совместно ли с учащимися сформулирована цель, есть ли связь с практической деятельностью, может ли учащийся проявить субъектную позицию и т.д.

3) Деятельностная среда.

Нацеленность современного урока на формирование универсальных действий предполагает интенсивное использование системно-деятельностного подхода: учащиеся становятся активными субъектами учебного процесса.

4) Среда, способствующая сотрудничеству и совместной деятельности.

Наблюдая, насколько трудно некоторым учащимся общаться и взаимодействовать, педагог осознает необходимость обучения навыкам кооперации и командной работы. Кроме того, при групповой\парной работе учащиеся обращают внимание не только на предметное содержание, но и на структуру самой деятельности (как она осуществлялась, какими методами, насколько была продуктивной).

5) Рефлексивная среда.

Рефлексивная среда побуждает к анализу и оцениванию своей деятельности всех субъектов образовательного процесса, как педагогов, так и учащихся, с целью формирования навыков самоисследования и самообразования. Учащиеся на начальном этапе не готовы к самостоятельной рефлексивной деятельности, поэтому педагог предлагает вопросы\ таблицы\ шкалы для самооценивания, помогающие учащимся соотнести свою деятельность с полученным результатом (оценкой).

6) Развивающаяся среда.

Если вышеупомянутые характеристики присущи образовательной среде, она становится динамичной, происходит постоянная рефлексия и последующая коррекция деятельности, среда развивается вслед за изменением потребностей ее субъектов.

7) Личностно-ориентированная среда.

Индивидуальный подход – обязательное условие развития индивидуального ресурса. Без учета индивидуальных особенностей, невозможно создать комфортную и бесконфликтную образовательную среду.

8) Незамкнутая среда.

Образовательная среда должна быть открытой, учащиеся должны воспринимать образовательную среду, созданную в школе, лишь как часть целого. Участие в различных внешкольных мероприятиях, конференциях, олимпиадах, экскурсии помогают учащимся приобрести опыт эффективного взаимодействия вне школы.

9) Целеориентированная среда.

Наличие вектора развития в среде обеспечивает ее результативность. Целеполагание происходит и на долгосрочную перспективу (четверть \ год), так и на краткосрочную (урок).

10) Среда, способствующая саморегуляции и самоактуализации личности.

Важным условием развития индивидуального ресурса является развитие способности учащихся к самообразованию. Учитель не может удовлетворить потребности учащихся лучше, чем они сами. Опираясь на способы деятельности и навыки, приобретенные в образовательной среде, учащиеся самостоятельно проектируют уже свою образовательную микросреду, видят свою траекторию развития и ее реализуют.

11) Системная и упорядоченная среда.

Система – необходимое условие функционирования любого организма, и образовательной среды в частности. В среде должны быть единые требования, правила. Системный подход должен соблюдаться педагогом при организации учебного процесса. Если деятельность педагога носит несистемный характер, часто возникают дидактические ошибки, например: не сформулирована цель урока и \или урок не организован так, чтобы цель была достигнута; не дано обратной связи по выполненному заданию; не проделана работа над ошибками; нет сочетания индивидуальной, парной, групповой и фронтальной работы; отдельные учащиеся не вовлечены в учебные процесс; не отведено время на рефлексию и др.).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации