12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прокопьева Олеся Александровна15
Россия, Архангельская обл., Котлас
0

Проектирование на уроках литературного чтения

Проектирование на уроках литературного чтения


Каждый педагог заинтересован в том, чтобы научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Девизом моей статьи станут слова известного ученого Аристиппа: «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут»

Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. И, по моему мнению, именно метод проектирования помогает достичь всего этого.

Что же такое проектирование?

Проектирование – это процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или ее части. Результатом проектирования является проект – целостная совокупность моделей, свойств или характеристик, описанных в форме, пригодной для реализации системы.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением, как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Например, используя современные технологии на уроках литературного чтения, работая в технологии моделирования у обучающихся формируется умение самостоятельно добывать новые знания. А так же, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Этапы выполнения проекта:

1. Поисковый: учитель ставит перед учащимся проблему предстоящей работы, формулирует творческое задание на проектирование, создает положительный мотивационный настрой. Учащийся обдумывает выдвинутую проблему, предлагает различные идеи реализации намеченной цели. Учитель помогает определить задачи предстоящего задания, рекомендует источники получения информации.

2. Аналитический: учащийся анализирует и выясняет, какая идея выглядит более перспективной («погружение в задание»). Составляет план действий и разрабатывает лучшую идею. Собирает материал. Работает с литературой или другими источниками. Устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности. Учитель наблюдает, координирует, поддерживает.

3. Практический: учащийся непосредственно выполняет задание, корректирует собранный материал, готовит презентацию. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащегося.

4. Презентационный: учащийся представляет проект, показывает презентацию.

5. Контрольный: учащийся участвует в обсуждении и оценке результатов проделанной работы. Учитель осуществляет аналитико-оценочную деятельность. Результаты задания на проектирование оцениваются (похвала, выставка работ, награждения, публикации, поощрение и пр.). 

Проектирование требует и от педагога, и от ребенка, участвующего в проекте, индивидуальных оригинальных решений и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое. Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образовательных отношений. Применительно к ребенку проективные методики позволяют реализовать одну из основных стратегий образования — создание ситуации успеха для каждого из детей в образовательном процессе.

Практика показывает, что здания, добытые самостоятельно и с использованием высокой мотивации прочны и эффективны. Ученики, выполнившие работу от начало и до конца, видят, как полученные знания находят практическое применение. Научить детей проектному мышлению важно, так как это поможет организовать их жизнь, сделает их успешными, а для этого нужно уметь определять цель, найти ресурсы, спланировать, осуществить и оценить то чего достиг.

Творческие проекты на уроках литературного чтения помогают школьникам развивать аналитические способности. Самое главное, что при использовании этого метода каждый ученик имеет возможность проявить себя на творческом уровне.
Уроки литературного чтения дают богатый материал для использования проектных методов обучения. С помощью метода проектов можно творчески подойти к изучению любого произведения и жанра литературы, биографии писателя. Можно учиться создавать книги, журналы, диафильмы, инсценировать произведения и многое другое. Все зависит от фантазии и творческих способностей педагога и учеников.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.