Статья «Проектирование содержания воспитательной работы в коррекционной школе» (1–3 класс)

1
1
Материал опубликован 13 May 2018 в группе

Проектирование содержания воспитательной работы

в коррекционной школе

Подготовила: учитель МКОУ«С(К)ОШ» Юдаева А.Р.

Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности.

В России и регионах все большую остроту приобретает вопрос роли специального (коррекционного) образования и воспитания в подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, в решении проблем социализации детей и подростков с проблемами развития.

Основное направление воспитательной работы - это адаптация и социализация обучающихся к жизни в современном обществе на основе становления личности воспитанника.

Существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на становлении личности ребенка с отклонениями в развитии:

 ситуация ограниченной социальной активности, недостаточности включения ребенка в различные виды практической деятельности;

значительно затруднен процесс усвоения детьми социального опыта, моделей поведения;

 у всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии, поэтому

учащимся присущи такие качества личности, как:

а) бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;

б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;

в) неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации возникает аффективное реагирование и обида;

г) тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве;

д) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;

е) инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;

ж) «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.

Исходя из неоднородности контингента обучающихся, воспитанников необходимо делать акцент на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

Классный руководитель определяет - что в данном возрасте является главным для ребенка. Лишь поочередно, от возраста к возрасту, доминирование какой-либо стороны очередного желаемого результата в итоге дает возможность достигнуть желаемого результата к концу школьного обучения.

Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе, классе комфортно. По своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни.

Ребенок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учета его возрастных интересов – поэтому необходимо учитывать два момента: мотивы и ведущие виды деятельности ребенка.

Младшие классы

Основные мотивы:

- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желание учиться, приобретать новые знания;

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;

- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через неё отрабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

Средние классы

Основные мотивы:

- потребность занять свое место в коллективе;

- ориентация на оценки, суждения сверстников, а не взрослого, требования коллектива становится важнейшим фактором психического развития;

- стремление к «взрослости», самостоятельности;

- стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых.

Ведущие виды деятельности:

- учебная деятельность, но не скучная, однообразная и утомительная — тогда будет обратный эффект, — а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него.

- деятельность, общение, особенно с другим подростком, компанией друзей; «кодекс товарищества» как доминирующий и организующий мотив поведения подростка.

Таким образом, воспитательная работа должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой.

Направления

Ценностно-ориентировочная и коммуникативная деятельность

(Гражданско-правовое и патриотическое воспитание. Нравственно-этическое воспитание. Экологическое воспитание).

Умственно отсталый ребенок, несмотря на дефицит психического развития, является полноценным членом общества, в котором ему предстоит жить самостоятельно. Поэтому ценностно-ориентировочная и коммуникативная деятельность наряду с трудовой приобретает ведущую роль, так как позволяет заложить основы норм и правил поведения, принятых в обществе. Группа нравственных знаний должна формироваться практическим путём в разнообразных видах деятельности самих детей. Проводятся следующие классные часы: игровое занятие «Что можно и нельзя», занятие «Что такое дружба», «Хороший и плохой поступок», практическое занятие «Правила поведения в общественных местах».

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Физическое воспитание – важный фактор в решении основной задачи воспитания: коррекция всех компонентов интеллектуального психофизического, личностного развития ребёнка с умственной отсталостью, которое строится в соответствии с обшей целевой установкой обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями - подготовить его к самостоятельной жизни в социуме. Естественно, что состояние здоровья, общего физического развития учащихся является одним из решающих условий для решения вопроса о их будущей самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

Цель: Формирование у учащихся установки на здоровый образ жизни, содействие коррекции психического и физического здоровья учащихся, коррекция двигательной активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитания личностных качеств, а именно: дисциплинированности, аккуратности, собранности, умении организовать свое время и пр.; воспитание интереса к занятиям спортом.

Проводятся классные часы: «Режим дня», состязания «Самый быстрый и ловкий», «Катание на санках», участие в городских спортивных мероприятиях.

Трудовая деятельность

Трудовое воспитание призвано подготовить учащихся к самостоятельной практической деятельности, приспособить выпускника школы к современной жизни. Правильно организованный труд, посильный для ребёнка, способствует развитию многих положительных качеств. Повседневные виды труда представляют возможность ознакомить детей с инструментами и орудиями труда, способами работы с ними. Труд существенно дополняет и конкретизирует знания детей о явлениях живого и неживого мира, способствует развитию таких качеств, как внимательность, сообразительность.

Классные часы: «Чистота тела», «Встречают по одежке», «Профессии», практические занятие по самообслуживанию.

Художественно - творческая деятельность

Художественно-творческая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья затруднена в силу их общего умственного недоразвития и весьма слабых возможностей к самостоятельному художественному творчеству. Часто чувства детей неадекватны ситуации, они примитивны, поверхностны и конкретны по своему содержанию.

Формирование у детей эстетических чувств, знаний и представлений осуществляется комплексно в системе воспитательного процесса. Проводятся прогулки-экскурсии, праздники, конкурсы, развлечения, конкурсные программы, культпоходы (кинотеатр, выставка, музей, творческие конкурсы и т.д.).

Таким образом, итогом воспитания человека с ОВЗ является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который ведет подавляющее большинство обычно развивающихся людей: жить дома, решая разные вопросы повседневного быта; участвовать в трудовой деятельности вместе с другими людьми; проводить свободное время, решая где, как и с кем; в целом иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих максимально самостоятельно (соразмерно психическим и физическим возможностям) решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.

Литература, интернет ресурсы:

А.Р.Маллер, Г.В.Цикото «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.

Технологии воспитательной работы: учеб. пособие / Сост. З.У.Колокольникова, С.В. Митросенко, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова, Т.В. Газизова – Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2016. – 150 с.

Л.М.Шипицина «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.

https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-sotsiokulturnogo-vospitatelnogo-prostranstva-v-sotsiokulturnom-proektirovanii-obrazovaniya - значение социокультурного воспитательного пространства в социокультурном проектировании образования

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, интересно!

21 May 2018

Похожие публикации