Статья на тему «Урок английского языка в условиях введения ФГОС»
Урок английского языка в условиях введения ФГОС
Широбокова
Лариса Владимировна
учитель английского языка
МБОУ «Менделеевская СОШ»
Карагайского района
Формирование познавательных универсальных учебных действий связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала. Становление же личностных, регулятивных и коммуникативных действий идёт в основном через различные ситуации и процедуры взаимодействия участников образовательного процесса, использование специальных методов и форм организации учебной работы учащихся.
Формировать умения необходимо за счёт регулярной, распределённой во времени деятельной включённости в специально организованные ситуации.
Одной из основных задач при обучении иностранному языку является обучение общению. По большому счёту, это главная задача, которая необходима для дальнейшей жизни учащихся. Для формирования умений коммуникации (являющихся подгруппой коммуникативных умений) необходимо регулярно:
• включать каждого учащегося в специально организованные ситуации коммуникации, когда он должен слушать, читать, излагать определённые вопросы письменно или устно;
• обеспечить рефлексию учащимся его действий в коммуникации с другими людьми, в частности, осознание им связи между умениями коммуникации и успешностью действий;
• ставить перед учащимся дальнейшие образовательные задачи по развитию умений коммуникации в соответствии с результатами рефлексии.
Пооперационный состав универсальных учебных действий
В федеральном государственном образовательном стандарте и примерной основной образовательной программе общего образования универсальные учебные действия сформулированы достаточно обобщенно. Для их целенаправленного формирования необходимо конкретизировать пооперационный состав этих действий.
Педагогической науке и школьной практике ещё предстоит разработать пооперационный состав универсальных учебных действий для разных возрастов школьников.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Особое значение на учебных занятиях английского языка должно быть уделено коммуникативным универсальным действиям. Во-первых, умение правильно воспринимать информацию и сообщать её другим — основа для активной мыслительной деятельности учащихся. Отсутствие речевого действия при освоении иностранного языка приводит к сложностям в освоении языка у школьника. Умения коммуникации — главное средство освоения содержания иностранного языка. Ведь успешность обучения зависит от качества коммуникации участников занятий, от умения ребёнка работать с разными типами текстов (письменными и устными), прежде всего с ними ученику приходится сталкиваться в процессе обучения. Поэтому формирование умений коммуникации, на наш взгляд, должно стать первоочередной задачей учителя иностранного языка. Во-вторых, эти умения ещё более важными становятся в условиях организации разных видов взаимодействий между учащимися (без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения). Это требует от субъектов учебного процесса умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.
К умениям строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми относятся следующие действия:
• определять цели, правила и способы взаимодействия, распределять функции участников;
• работать в паре на основе заданных правил взаимодействия;
• находить себе партнёра;
• работать в малых группах на основе заданных правил взаимодействия;
• допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• обосновывать и отстаивать собственную точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• говорить, не мешая другим (в паре — шёпотом, а в группе — вполголоса);
• слушать, не перебивая товарища;
• соблюдать регламент деятельности в па ре, группе.
Умения коммуникации включают четыре обобщённых умения, или иначе — макро-умения:
• слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;
• самостоятельно изучать иностранный текст (умение читать с пониманием);
• выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения;
• выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения.
Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному включает следующие действия:
• поставить цель слушания, самоопределиться к слушанию;
• концентрировать внимание при слушании;
• выделять в слушаемом тексте понятное и непонятное;
•формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание слушаемого текста);
• выделять смысловые части текста;
• выделять главную мысль (мысли) текста;
• понимать ситуацию общения (цели, мотивы, поступки участников общения) и адекватно реагировать,
• извлекать из текста информацию, данную в явном виде;
• извлекать из текста информацию, данную в неявном виде;
• формулировать вопрос, направленный на обсуждение слушаемого текста;
• высказать своё мнение относительно слушаемого текста.
Умение самостоятельно изучать текст на английском языке (умение читать с пониманием) складывается из следующих действий:
• читать с разной скоростью и разными способами в зависимости от задачи (просмотровое, ознакомительное чтение и т.п.);
• ставить перед собой цель чтения;
• выделять в тексте ключевые слова;
• выделять непонятные слова;
• толковать непонятные слова (с помощью словаря, в контексте);
• выделять в тексте понятное и непонятное;
• отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;
•формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание текста),а также направленный на обсуждение текста;
• находить в тексте подтверждение предложенного суждения;
• подтверждать своё суждение примерами из текста;
• определять главную мысль (мысли) текста;
• выделять смысловые части текста;
• озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста;
• извлекать из текста информацию, данную в явном виде;
• извлекать из текста информацию, данную в неявном виде;
• формулировать выводы на основе прочитанного;
• выполнять краткий пересказ прочитанного;
• выполнять подробный пересказ прочитанного.
Умение выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения включает в себя следующие действия:
• определять объём высказывания в зависимости от ситуации и цели общения;
• определять границы содержания темы;
• формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;
• придерживаться темы при изложении мыслей;
• придерживаться определённого плана при изложении мысли;
• излагать тезисно;
• формулировать выводы из собственного текста;
• подбирать к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы;
• пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);
• подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли.
Умение выражать свои мысли в письменной форме точно, бед искажения складывается из следующих действий:
• формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;
• определять границы содержания темы;
• выбирать объём текста в зависимости от ситуации и цели общения;
• составлять разные виды плана (простой, сложный, тезисный);
• придерживаться темы при изложении мыслей;
• придерживаться определённого плана при изложении мысли;
• оформлять мысли тезисно;
• подбирать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы;
•обобщать имеющиеся факты, примеры, доказательства и оформлять выводы;
• пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);
•подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли;
•грамматически правильно связывать слова в предложении, предложения в текст.
На уроках необходимо использовать специальные задания, инициирующие выполнение учащимися необходимых учебных действий. Комплект учебных материалов состоит из заданий по предмету и кодификатора умений.
Что сделает обучение общению более легким,доступным?
Основные моменты фасилитирующей атмосферы, идущие от учителя, это:
■ лёгкость отношения к учебному процессу, восприятие учебных задач как посильных, помощь в их достижении, позитивное подкрепление;
■ интерес к происходящему;
■ полная отключённость от проблем, находящихся за пределами аудитории;
■ ощущение структуры урока и времени, - уделяемого заданию и каждому человеку в нем;
■ равновесие участия учеников класса во взаимодействии и собственного участия;
■ дружественность, открытость для вопросов;
■ терпимое отношение к ошибкам;
■ отсутствие эмоциональной борьбы с учениками при чётком обозначении психологических границ поведения;
■ принятие реальности как готовность изменить условия осуществления задания;
■ творчество как готовность к спонтанному внесению изменений в существующий план урока, как придание красоты и новизны пространству и процессу;
■ обратная связь, направленная на признание любого достижения или обозначающая путь к новым реальным успехам;
■ искренность преподавателя со знаком «плюс»: он обязательно обозначает то, что хорошо, а то, что «плохо», становится посильной для ученика задачей, на решение которой нужно обратить внимание в ближайшем будущем;
■ юмор, направленный на жизненные ситуации, как один из главных инструментов привнесения экзистенциальной легкости в процесс обучения
Фасилитация обучения общению преполагает, что наши ученики начинают любить тот язык, который они изучают, и с удовольствием находятся в иноязычной среде всё время пребывания в классе. Это становится возможным, если преподаватель сам любит язык и передаёт свою радость от погружения в иноязычную среду ученикам, являясь для них проводником этой радости.