Статья «Проектная деятельность»
Статья
«Проектная деятельность»
Мантаева Зумруд Асановна
учитель начальных классов
МБОУ «Фёдоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов»
С учётом возрастных особенностей в своей практике применяю образовательный квест, который позволяет превратить учебный процесс в ролевую игру, а групповая деятельность расширяет возможности по формированию коммуникативной компетенции учащихся. Хочу представить создание проекта на уроке окружающего мира с применением квест-технологии. Данную игру можно проводить, начиная со 2 класса, именно в данном возрасте ребята обожают играть на компьютере
Методические рекомендации предназначены для учителей не только начальных классов, но и других предметов, которые применяют на своих уроках и во внеклассной деятельности ролевые игры, проектную технологию и ИКТ.
Предлагаю проект с использованием квест – технологии «Моя семья – моё богатство», цель которого, как можно больше узнать о семье, усвоить понятие поколение, воспитывать любовь и уважение к близким людям через совместную работу: учитель-ученик-родитель. Образовательный квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета, компьютер. Квест – это разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, ключевые слова: квест, проект, игра, интернет-ресурсы, компьютер. Он сделает любой урок или занятие намного интереснее, способствует формированию исследовательской, познавательной деятельности учеников. Эта игра может быть использована для кратковременной и долговременной работы. Кратковременный квест рассчитан на одно - три занятия, долговременный - на длительный срок – может быть, на четверть или даже учебный год. Нашу игру можно отнести к кратковременным. Используемые методы, формы и приёмы учебной деятельности: урок с элементами практического занятия; методы — метод создания ситуации творческого поиска, деловая игра; приёмы обучения — поиск информации, обработка информации, подготовка устных сообщений, компьютерных презентаций, выступления учащихся по результатам работы. Проект реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. Ресурсы: ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 2 класса, рабочая тетрадь, опорные памятки: «Правила групповой работы», «Рефлексия настроения».
Задачи:
образовательные:
обобщение и представление знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в процессе работы над проектом с использованием информационно-коммуникационных технологий;
развивающие:
развитие навыков поиска и отбора информации в сети Интернет;
анализ и оценка информации с точки зрения полезности и достоверности;
сохранение информации с использованием информационно-компьютерных технологий;
развитие связной речи;
развитие активности и самостоятельности;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения работать в группе;
развитие воображения и фантазии в процессе создания рисунков и презентаций;
воспитательные:
привитие интереса к приобретению новых знаний, умений и навыков;
привитие интереса к поиску информации по различным источникам, в том числе с целью удовлетворения личностно-ориентированных потребностей учащихся;
воспитание трудолюбия и усидчивости;
воспитание культуры общения и коммуникативных навыков учащихся;
• воспитание культуры публичного выступления;
создание ситуации успеха при совместной деятельности учителя, учащихся и родителей над учебными проектами;
воспитание умения выслушать мнение своих товарищей;
воспитание чувства прекрасного;
воспитание любви и уважения к близким людям.
Использование квест-технологии в образовательном процессе позволяет достигать высоких личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы начальной школы.
Планируемые результаты
Учащиеся после проведения урока должны: знать историю и традиции своей семьи, значение слова «поколение»; иметь уважительное и доброжелательное отношение к людям.
У учащихся должен продолжиться процесс формирования информационной культуры; работать с поисковыми системами сети Интернет; умение работать с различными средствами информатизации, в том числе с интерактивным оборудованием; в получении навыков представления учебных проектных работ.
Формы работы: индивидуальная и в малых группах. Особенности: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Роль учителя – в основном координирующая. Требования к уровню подготовки учеников для прохождения игры: уметь работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации; уметь работать с файлами (создавать, копировать, осуществлять поиск); уметь применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов; уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации. Требования к учителю: Учитель разрабатывает по определенным критериям электронный интерактивный журнал оценки каждого уровня квеста, что позволит быстро, удобно и объективно оценивать работу каждой группы и каждого ученика в отдельности. Реализация этой игры предполагает: устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, активную жизненную позицию, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Для осуществления метода игрового проектирования рассматриваются следующие этапы организации учебной деятельности учащихся: Начальный этап (командный) Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами. Главная страница. Учитель: Дорогие ребята! Послушайте знаменитую китайскую притчу «Ладная семья». Задумывались ли вы когда - нибудь, о том, кто живет рядом с вами? Что такое семья? Какие постоянные обязанности есть у каждого члена семьи? Предлагаю Вам совершить увлекательное путешествие в удивительный мир семьи. Путешествие может быть успешным, только если на корабле умелая команда. Конечным результатом нашей работы будут: газета, буклет, фотоотчёт, презентация и по полученным материалам мы организуем совместный праздник «День семьи». Итак, в путь!
Ролевой этап
Предлагаю разделиться на 4 группы по интересам, то есть выбрать себе роль.
Историки. Журналисты. Художники-оформители. Фотокорреспонденты. Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, изучают порядок работы, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и ресурсами Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания продуктов проекта.
Так как любое школьное дело должно получить свою оценку, то и наработки групп по выбранным ролям также будут оценены в соответствии с критериями, представленными в игре. На заключительном этапе игры участникам предлагается ознакомиться с результатами своих наблюдений, открытий, которые представлены в виде презентации, буклетов, фотоотчёта, газеты. Созданные участниками дневники могут использоваться в дальнейшем как памятки. Далее учитель оценивает (вместе с учениками) учащихся по заранее приготовленным критериям оценивания. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность. В оценке результатов принимают участие учащиеся путем обсуждения или голосования.
Работа над созданием такого проекта позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов, делает учащегося самостоятельным, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, способствует развитию критического мышления, развивает умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.
Таким образом, квест – технология – это мощный инструмент, обеспечивающий формирование у обучающихся информационной компетенции, знаний, умений и способов информационной деятельности, которые потребуются им в будущем.
Результаты проекта: Конечный результат: газета, буклет, презентация. По результатам нашей совместной работы мы провели семейный праздник «День семьи».
Далее проводится рефлексия работы (с помощью капелек оценивают свою работу над проектом).
Мне, как учителю необходимо: поддерживать интерес к школе, уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе, а доброжелательный настрой любого урока и внеурочного занятия поможет – это самый главный шаг на пути формирования положительной мотивации обучения.
Рекомендации учителю по использованию квеста
Определитесь с возрастной категорией учащихся (подумайте, какие навыки работы в компьютерных программах необходимы для выполнения вашего квеста, и могут ли это ваши дети). Хорошими помощниками при создании квестов являются родители (то есть совместное выполнение заданий детей и родителей - это очень интересный вариант). Тема должна быть интересна не только для Вас, но и для учащихся.
Подумайте, в каком направлении Вы бы хотели использовать квест - технологию (это учебная деятельность или внеклассная работа по предмету) - может быть, это будет интегрированный образовательный квест по нескольким предметам.
Затем выделите направления работы - каждое направление оформите в конкретную роль, которой надо будет дать интересное название (все-таки "квест" - это своеобразная игра, головоломка, приключение, поэтому игровые, интригующие моменты здесь просто необходимы, даже в названии ролей, например: следователи, журналисты, следопыты, исследователи, сказочники, путешественники, кулинары, адвокаты, искусствоведы).
Для каждой роли пропишите инструкции с указанием пошаговых действий, конечного результата и оформления их работы.
Продумайте критерии оценки учебного продукта в результате выполнения квеста.
6 Работу запланировать так, чтобы учащиеся приобрели навыки работы на компьютере с соблюдением правил безопасности.
Задание | Конечным результатом вашей работы является: газета, буклет, фотоотчёт, презентация(4 – 5 слайдов) и по полученным материалам мы организуем совместный праздник «День семьи». | ||
Группа 1. Историки | находят информацию о том, что такое семья. Рассказать о понятиях «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», также о взаимоотношениях поколений. Узнать сколько поколений в твоей семье ( подгот. материал для буклета) | Что такое семья? | http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/o-mir/2214.html http://rodovyeistoki.ru/rodovoe-drevo/vliyanie-semi-pokoleniy-predkov-na-sudby-potomkov/ |
Понятия «поколение» | |||
Взаимоотношения в семье | |||
Группа 2 Журналисты | отвечают на вопрос «Кто в семье занимается домашним хозяйством? Найти пословицы, поговорки и загадки, частушки, посвященные семье, выбрать понравившиеся для вашей будущей презентации. Какие обязанности есть у вас в вашей семье? Объясните понятия «помощь» и «обязанность». | Что такое домашнее хозяйство? | |
Что такое труд? Домашний труд. | |||
Пословицы, поговорки и загадки, частушки, посвященные семье | http://xn----7sbbfcf6auc3abebbdhwf3h.xn--p1ai/pogovorki/pogovorki-o-seme | ||
Группа 3. Художники-оформители | знакомятся с понятием «традиция», работают с пословицами «Не нужен и клад, если в семье лад», «Когда семья вместе, так и душа на месте», «Лучше дружная семья, чем слиток золота» (нарис. рисунок к 1 пословице, подгот. материал и оформ. газету) | Что такое традиция? Традиции вашей семьи. | https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%E0%E4%E8%F6%E8%FF http://slovarsbor.ru/w/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F/ http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2011/10/07/vneklassnoe-meropriyatie-traditsii-semi |
Группа 4. Фотокорреспонденты | Находят картинки, рисунки, фотографии о семье для оформления газеты (сделать фотоотчёт) | Как семья проводит свободное время? | http://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&stype=image&lr=973&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1400-sh-1050-ww-1352-wh-819 http://www.anypics.ru/tags/%F1%E5%EC%FC%FF/ |
Оценка
Критерии и параметры оценки | Начальный уровень выполнения работы "1" | Работа, нуждающаяся в доработке "2" | Выполненная работа "3" | Дополнительные баллы "4" | Балл |
Группа 1. Историки | Найден ответ на основной вопрос | Найдены ответы на все вопросы: что такое семья? история создания семьи, взаимоотношения в семье | Найдены аргументированные ответы на все вопросы | Использованы Интернет-ресурсы | |
Группа 2 Журналисты | Найден ответ хотя бы на 1 вопрос | Найдены ответы на все вопросы | Найдены ответы на все вопросы, ответы не аргументированы | Использованы Интернет-ресурсы | |
Группа 3. Художники-оформители | Найден краткий ответ | Найдены ответы на все вопросы | Найдены аргументированные ответы на все вопросы | Использованы Интернет-ресурсы | |
Группа 4. Фотокорреспонденты | Найден ответ на основной вопрос | Найдены ответы на все вопросы | Найдены аргументированные ответы на все вопросы | Использованы Интернет-ресурсы |