Статья «Проектная деятельность как эффективное средство позитивной социализации и профилактики негативных явлений среди учащихся»

3
0
Материал опубликован 10 May 2020

МАОУ «Городская гимназия №1»

г. Усть-Илимск, Иркутская обл.

Бразгина Ольга Васильевна,

педагог-психолог высшей категории


Проектная деятельность как эффективное средство позитивной социализации детей и профилактики социально-негативных явлений.

Понятие «позитивная социализация» используется нами как показатель соответствия осваиваемого и присваиваемого учащимися социального опыта нравственно ценным ориентациям, принятым в обществе. В выборе данного понятия мы опираемся на работы А.В. Мудрика, который обращает внимание на то, что обмен, продуцирование и освоение ценностей при определенных условиях становится эффективным, способствуя позитивной социализации членов воспитательной организации.

Процесс социализации предполагает единство изменений в трех сферах: деятельности, общения, самопознания. Проектная деятельность − одно из направлений образовательной деятельности, которое объединяет все эти сферы.

Использование метода проектов в образовательном учреждении создает условия для более полной самореализации учащихся в преобразовательной деятельности, способствует развитию творческих способностей, самостоятельности и ответственности, умений планировать, принимать и оценивать результаты работы. В итоге учащиеся приобретают опыт решения реальных проблем, необходимый для будущей самостоятельной жизни.

Для профилактики социально-негативных явлений среди учащихся большое значение приобретает социальное проектирование.

В широком смысле социальный проект − это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего.  Работа над проектом и его реализацией в школьных учреждениях дает возможностьребенку на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Социальное проектирование формирует в детях понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей.

Основная цель любого социального проекта – изменить социальную среду. Благодаря проектной деятельности появляется возможность найти новые пути по предотвращению социально-неблагополучных явлений.

В сфере социальной работы проектная деятельность проходит несколько этапов:

1.Разработка концепции проекта, определение его направленности (целевая аудитория проекта, основные цели, задачи и т.д.).

2.Оценка жизнеспособности проекта, построение прогнозов и оценка возможных последствий, как негативных, так и позитивных, оценка рисков.

3. Планирование проекта, каждого этапа его реализации.

4. Защита проекта, представление его концепций и возможных результатов.

При продуманном подходе реализация социальных проектов вполне реалистична, а результаты могут быть полезны не только для тех, на кого нацелена проектная деятельность, но и для организаторов (проектировщиков).

В гимназии стали традиционными групповыепроекты организации Недели психологии и Разноцветной недели. (Ссылки на статьи: http://gimnazia1.ru/zhizn-%e2%88%92-ehto-schaste-sotvori-ego-sam/, http://gimnazia1.ru/nedelya-psikhologii/, http://gimnazia1.ru/raznocvetnaya-nedelya/).

Проектировщики (группы учащихся 8-х классов) под руководством психолога разрабатывают и проекты, главной идеей которых является сплочение общегимназического коллектива, отработка навыков коллективного взаимодействия, создание позитивного настроения, профилактика асоциального поведения учащихся.Проектная группа принимает активное участие в реализации всех мероприятий Недели.

Задачи, решаемые в ходе организации Недели:

-помочь каждому ребенку осознать себя частью гимназического коллектива;

-оптимизировать межличностные отношения в классных коллективах, навыки и способы общения;

-выявить уровень психологического комфорта среди учащихся и учителей;

-развитие и осмысление системы личных жизненных ценностей у учащихся.

Мероприятия охватывают всех учащихся с 1 по 11 класс. Приведём пример проведения Недели психологии в 2019-2020 учебном году.

С18 по 23 ноября 2019 года в гимназии прошла Неделя психологии под девизом «Жизнь − это счастье, сотвори его сам!». Неделя началась с линейки, на которой учащиеся были ознакомлены с планом проведения мероприятий. Выставка «Из архива Недели психологии», размещенная на стендах, познакомила гимназистов со стенгазетами прошлых лет, содержащимивысказывания о смысле жизни и любви, поиске себя, успешности, которые способствовали развитию и осмыслению системы личных жизненных ценностей у учащихся. На развитие жизненных ценностей, формирование адекватной самооценки была направлена акция «Разноцветная звезда»для учащихся 1-4 классов. Детям была прочитана сказка «Разноцветная звезда», затем каждый ученик принял участие в украшении Звезды своего класса: ребенку нужно было выбрать звезду того цвета, качествами которой, как он считает, он обладает: красная звезда соответствует смелости, синяя − красоте, желтая − уму, зеленая – доброте.

В течение недели учащиеся и сотрудники гимназии принимали участие в акциях: «Не держи зла, держи конфетку!», «Я говорю: «Благодарю!», «Обними меня!», что способствовало созданию позитивного настроения в общегимназическом коллективе.

 По предложению участников группового проекта, на уроках психологии ребята разыгрывали ролевые ситуации «На приёме у психолога»: они имели возможность примерить роль психолога или же обратиться к психологу с запросом от имени сказочного персонажа, благодаря чему были вскрыты многие психологические проблемы и обсуждены варианты их конструктивного разрешения.

Знакомству с миром профессий были посвящены Мозаика «Азбука профессий» (1-4 классы), квест«Билет в будущее» (6-7 классы), кроссворд«В мире профессий» (5-11классы), презентация «Каждый выбирает для себя» (1-11 классы), подготовленные участниками групповых проектов.

Развитию коммуникативных умений, сплоченности детских коллективов, способствовали игры приветствия с учащимися 1-4 классов «Цветные ладошки», подвижные игры на переменах, проводимые восьмиклассниками.

Известно, что в каждой культуре есть определенные правила приветствия. В некоторых странах приветствие настолько необычно, что вызывает удивление и улыбку у представителей других культур. Четверг начался с утреннего приветствия всех входящих в здание гимназиипредставителями разных народов мира, роли которых играли участники проектной группы. Данное мероприятие было направлено на развитие доброжелательного отношения к разным народам мира.

На профилактику негативных явлений в гимназической среде были направлены занятия «Влияние вредных привычек на развитие школьников» и последующие за этим акции «Я отказываюсь», «Возьми, что нужно тебе». По результатам Недели был составлен фотоотчет, оформленный в презентацию «По следам недели психологии», на сайте МАОУ «Городская гимназия размещена статья.

В процессе работы над проектом у проектировщиков происходит самое главное − переосмысление ценностей, повышение самооценки, формируется чувство собственного достоинства,развиваются коммуникативные и организаторские способности. У участников группового проекта происходит осознание ценности собственных успехов, формирование положительного образа будущего. Таким образом, процесс позитивной социализации происходит как у участников Недели, так и у самих проектировщиков.

Учащиеся 9-11 классов, самостоятельно выбирая темы индивидуальныхпроектов, проявляют интерес к проблемам профилактики социально-негативных явлений среди учащихся. Это такие темы как: «Школьный буллинг», «Влияние наших поступков в настоящем на будущее», «Влияние вредных привычек на развитие школьников», «Причины девиантного поведения в подростковом возрасте» и т.д., что говорит о неравнодушном отношении старшеклассников к проблемам асоциального поведения подростков.

Работая над реализацией проекта, учащиеся изучают теоретические материалы по выбранной теме, проводят исследования (анкетирование, тестирование, опросы и т.д.), классные часы, акции, квесты, разрабатывают сценарии мероприятий, тематические буклеты и информационные бюллетени. Например, участие разновозрастных команд в квесте «Мостик из настоящего в будущее» побудил детей задуматься о последствиях курения, неуспеваемости, потери веры в собственные силы и веры в людей.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим как для самих открывателей, так и для слушателей и участников проектов. Таким образом, организация проектной деятельности среди учащихся вносит большой вклад в процесс позитивной социализации детей и профилактике социально-негативных явлений среди учащихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Теги публикации
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации