12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена797
Россия, Волгоградская обл., Калач - на - Дону
Материал размещён в группе «Ты – мне, я – тебе»
11

Программа внеурочной деятельности «Проектная и исследовательская деятельность по истории» на 2017 – 2018 учебный год, 6 класс

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа №4»

г. Калача – на – Дону» Волгоградской области

 

 

 

 

 

Рассмотрено                                                                                на заседании Школьного Экспертного  Совета                                                

Протокол № _______ от ____ . _____ . 2017г.                                                                                                                                                    

Утверждено    _______________

         Директор школы: _________  /С. В. Матюшенко

  


 

 

              

 

                   

 

 

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Проектная и исследовательская деятельность по истории»

на 2017 – 2018 учебный год

6   класс (17 часов)

 

 

 

 

 

Составил:

учитель истории и обществознания

Е.С. Шевченко

 

Срок реализации: 2017 – 2018 у.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калач – на – Дону

2017 г.

 

 

 

 

 

 

 ......................................................................................................................................

Пояснительная записка

 

«Не бывает глупых мыслей, если они родились в собственной голове, глупым бывает лишь их отсутствие».
Рене Декарт

 

                    Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

                   Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.

                    Проектная деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. 

 Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

            В связи с тем, что участники группы имеют различный уровень знаний и учебных действий, программа данного курса предусматривает как групповые и  индивидуальные проекты, так и исследовательский проект, как форму организации ученической деятельности. Она рассчитана на 17 часов (0,5 ч. в неделю) для учеников 6 класса.  Данный  курс предполагает самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации (текстами, фото, иллюстрациями, интернет – ресурсами, видео; документами, публицистикой, учебным текстом и др.).           Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Проекты различных направлений служат продолжением урока.

           Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

           Результат проектной деятельности – личностно или общественно-значимый продукт:  макет, рассказ, доклад,  концерт, спектакль,  газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, мультимедийная  презентация, праздник,  информационная брошюра, буклет, памятка,  комплексная работа и т.д. 

           Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые,  и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.

        Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.

     Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

     Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.


           Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы  общего образования.

          Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Актуальность программы обусловлена тем, что история является одним из ведущих
гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное
значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и
действовать в современном обществе на основе исторического опыта.

                Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы. 

 

 Цель и задачи программы «Проектная и исследовательская   деятельность по истории»

              Цели определяются как  личностными, так и социальными мотивами обучающихся:

*        - воспитание у школьников интереса к истории отечества, к углубленному изучению истории, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности древнерусского общества.

*        -  формирование и развитие умения  использовать  приобретенные  из разных источников  знания  для решения познавательных и практических задач.

*        -  формирование и развитие коммуникативных  и  исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения, а также развитие системного мышления).

 

Задачи  проектной и исследовательской деятельности

*        -  вовлечение обучающихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность.

*        -  ознакомление с методами и технологиями проектной и исследовательской  деятельности.

*        - организация  самостоятельной работы обучающихся с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов, оформления отчета и доклада о результатах проектно-исследовательской работы.

*        - вовлечение обучающихся в пространство  единого школьного научного ученического общества, направленного не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

*        -  пропаганда и популяризация достижений отечественной и мировой науки в вопросах изучения истории России.

*        - поддержка мотивации в обучении и реализация потенциала личности, а также мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.

Цель программы:

*        - создание условий для успешного освоения учениками основ проектной и исследовательской  деятельности, создание и защита групповых и индивидуальных  проектов  по истории,

*        - познакомить учащихся с теорией и практикой организации проектно-исследовательской работы,

*        - способствовать становлению индивидуальной образовательной  траектории учащихся через  включение их в исследовательскую и проектную деятельность,

*        - способствовать творческому развитию начинающих исследователей.

 Задачи программы:

*        - продолжить формировать представление о проектно -  исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; - продолжить обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

*        - продолжить формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

*        - продолжить развивать познавательные потребности и способности, креативность,

*        - продолжить развивать  коммуникативные навыки (партнерское общение);

*        - продолжить формировать навыки работы с информацией (сбор,  анализ,  систематизация, синтез,  хранение,  применение);

*        - продолжить формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

В процессе прохождения программы продолжат формироваться:

*        - умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

*        - умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;

*        - навыки овладения методами сбора и оформления найденного материала;

*        - навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование;

*        - навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;

*        - умения оформлять конечный продукт деятельности,  проводить описание  проектно - исследовательской  работы.

Особенности программы

                  Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

*        -непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

*        -развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

*        -системность организации учебно-воспитательного процесса;

*        -раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.  

                   Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Специфика программы

          Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей  приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. 

Группы умений, которые формирует программа:

*        исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

*        социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной дея­тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

*        оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятель­ности других);

*        информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной инфор­мации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

*        презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на неза­планированные вопросы; использовать различные средства нагляд­ности; демонстрировать артистические возможности);

*        рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллек­тивном деле);

*        менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность ­время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

1.  Постановка проблемы

Проблема может идти от ребенка , а может направ­ляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной пробле­мой. В случае принятия ситуации проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка.

2.  Тема проекта

Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: снача­ла озвучивается тема, потом - проблема, которая определила название проекта.

3.  Цель проекта

После того как из ряда поставленных проблем­ных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.

4.  Задачи проекта

Чаще всего задачи рассматриваются в следую­щем ключе:

• задачи, связанные с теорией (теоре­тические задачи: изучить, найти, собрать инфор­мацию);

• задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент);

• задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).

При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше — с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.

5.  Гипотеза

Гипотезу выдвигают исходя из цели.

6.  План работы

Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы долж­ны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:

*        подумать самостоятельно;

*        посмотреть книги;

*        спросить у взрослых;

*        обратиться к  Интернет - источникам;

*        провести наблюдаение;

*        проконсультироваться со специалистом;

*        провести эксперимент;

*        другие.

                    В защите мы озвучиваем взаимосвязь мето­дов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы): при решении первой задачи дети называют методы, которыми пользо­вались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.

             Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети расска­зывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали. Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъ­яснением правомерности выбора материала. Если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый высту­пающий обязательно должен рассказать о личном вкладе в разработку общего проекта - другими словами, кратко представить свой «подпроект».

              Реализация третьей задачи - проведение презентации проекта - идет на протяжении всей защиты проекта.

7.  Продукт проекта

Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, - все это должно найти свое отражение в продукте проекта.

Это может быть книга, в которой собрана самая важная и полезная информация по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой-то определенной операции; диск с за­писью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия, ката­лог, фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта.

Таким образом, продукт проекта - это материали­зованный итог всей работы, который подтверж­дает значимость проекта в современной жизни.

8.  Выводы (итог) проекта

Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.

Место «Проектной деятельности» в учебном плане

         Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования.   Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности», направление -  «Проектная деятельность».   В соответствии с учебным планом МКОУ «Средняя школа №4» г.Калача-на-Дону на проектную деятельность в 6  классах отводится 1 час в 2 недели.    Соответственно программа рассчитана на 17 часов внеурочной деятельности.

Формы  организации учебного процесса

      Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в две недели  в учебном кабинете. Проектная  деятельность  включает проведение  наблюдений, интервью, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. 

 В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

*        типовые занятия (объяснения, беседы и практические работы),

*        уроки-тренинги,

*        групповые исследования,

*        информационные проекты,

*        творческие проекты.

Основные методы и технологии

           Методы проведения занятий: беседа, наблюдение,  коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

          Методы контроля: консультация, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

*        уровневая дифференциация;

*        проблемного обучения;

*        поисковая деятельность;

*        исследовательская деятельность;

*        интервьюирование (опрос);

*        инфокоммуникативная  технология;

*        здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

*        с уроками русского языка и литературы: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов исследуемых источников, составление письменного отчёта и устного сообщения для защиты работы;              

*        с уроками изобразительного искусства: использование репродукций авторов, чьи работы содержат зрительную информацию по изучаемому вопросу;          

*        с уроками информатики: поиск на интернет – ресурсах различных видов информации; сбор и хранение информации на электронном носителе,  обработка текстовой и иллюстративной информации с помощью компьютерных программ, подготовка презентаций по темам проектов;

*        с уроками географии: определение местоположения на карте исследуемых событий 9определение геополитического положения государств, городов, событий).

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

 

Предметные результаты

В результате работы по программе курса учащиеся должны узнать:

*        основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

*        понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

*        основные источники информации;

*        правила оформления списка использованной литературы;

*        правила классификации и сравнения,

*        способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

*        источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео- курсы, ресурсы Интернета, специализированные информационные ресурсы)

*        правила сохранения информации, приемы запоминания.

Учащиеся должны учиться:

*        выделять объект исследования;

*        разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

*        выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

*        анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,

*        работать в группе, индифидуально;

*        работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,

*        пользоваться словарями, энциклопедиями  и  другими учебными пособиями;

*        планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

*        работать с текстовой, зрительной, виде - информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Личностные   и   метапредметные результаты

Личностные

У учеников  продолжат формироваться:

*        учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

*        ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

*        способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

*        чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученики  получат возможность для формирования:

*        внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

*        выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

*        устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

*        адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

*        осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Ученики продолжат учиться:

*        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

*        учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

*        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

*        оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

*        адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

*        различать способ и результат действия.

Ученики получат возможность продолжить учиться:

*        в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

*        проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

*        самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные

Ученики продолжат учиться:

*        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

*        осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

*        строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

*        проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

*        устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

*        строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученики получат возможность продолжить учиться:

*        осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

*        записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

*        осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

*        осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

*        осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

*        строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Ученики продолжат учиться:

*        адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

*        допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

*        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

*        формулировать собственное мнение и позицию;

*        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

*        задавать вопросы;

*        использовать речь для регуляции своего действия;

*        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученики  получат возможность продолжить учиться:

*        учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

*        понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

*        аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

*        задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

*        осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

*        адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

*        адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Тематическое  планирование

 

п/п

наименование тем

количество
часов

Введение (1 ч.)

1.

Что такое проект. Виды проектов.

1

I. Теоретический блок ( 8 ч.)

Способы мыслительной деятельности (3 ч.)

2

Что такое проблема?

1

3

Как мы познаём мир?

Интересный вопрос.

1

4

Учимся выдвигать гипотезы.

Источники информации

1

Этапы работы в рамках проектной деятельности ( 4ч.)

5

Выбор темы проекта.

Постановка цели и задач.

1

6

Подборка методов  исследования.

1

7

Обучение видам сбора  материалов  для проекта (опросы, интервьюирование, формирование источниковой базы)

1

8

Анализ и синтез.

Суждения, умозаключения, выводы. Систематизация и  обобщение (синтез) полученных данных.

1

II. Практический блок (9 ч.)

Мы  -  исследователи.

Групповые и индивидуальные (предметные) проекты ( 7 ч. )

9

Планирование работы

1

10

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

1

11

Работа с электронными ресурсами. Отбор и составление списка источников  по теме проекта.

1

12

Анализ и систематизация результатов опроса, источников. Обобщение (синтез) полученных данных.

1

13

Работа над формой и структурой конечного  продукта деятельности.

1

14

Работа над  продуктами проектов (брошюра, мультимедийная презентация, буклет)

1

15

Работа с ПК: оформление мультимедийной презентации (подготовка демонстрации основных этапов и результатов проектной и исследовательской деятельности).

Подготовка к устной  защите.

1

III.     Мониторинг исследовательской деятельности учащихся  ( 2 ч.)

16

Рефлексивная деятельность (саморефлексия о качестве результата проектной деятельности, проблемах, решениях)

1

17

Защита проектов (представление результатов деятельности ученическому сообществу и учительскому жюри).

1

 

Перечень разделов

п/п

перечень разделов

количество часов

1

Введение

1

2

Теоретический блок

- Способы мыслительной деятельности

- Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

7

3

4

3

Практический блок

Мы  -  исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты.

7

7

4

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся 

2

Итого   17 часов

 

Календарно-тематическое планирование.

 

№ п/п

наименование раздела/ тема занятия

количество часов

понятие

цель

основные виды деятельности

техническое оснащение

1

2

3

4

5

6

7

Введение (1 ч.)

1

Что такое проект. Виды проектов.

1

проект, проблема, информация

Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся.

Беседа

 

ПК, проектор, экран

I. Теоретический блок  (7 ч.)

Способы мыслительной деятельности (3 ч.)

2

Что такое проблема?

1

проблема, объект исследования.

Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Беседа

 

ПК, проектор, экран

3

Как мы познаём мир? Интересный вопрос.

1

наблюдение, эксперимент, опыт, вопрос-ответ

 

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.

Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Объяснение

ПК, проектор, экран

4

Учимся выдвигать гипотезы. Источники информации

1

гипотеза, вопрос, ответ, источник информации

Цель: знакомство с понятием «гипотеза»,

 «источник информации» и его видами  (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео - фильмы, ресурсы Интернета).

Объяснение

 

ПК, проектор, экран

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (4 ч.)

5

Выбор темы исследования. Определение и формулирование  целей и задач.

1

 

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Уметь ставить цели и определять задачи исследования.

Определение типа проекта (индивидуальный, групповой; творческий, информационный)

Практика

 

ПК, проектор, экран

6

Выбор методов исследования.

1

Опрос (интервьюирование) анализ, синтез.

Цель: знать о методах исследования, уметь проводить исследования с использованием различных методов.

Практика

Анкетирование

Эксперимент

ПК, проектор, экран

7

Сбор материала для проекта.

1

Формирование электронной базы данных, подлежащих исследованию и обработке

Цели: Знать правила и способы сбора материала.

Уметь находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами хранения и обработки  материала.

 Практика

ПК, проектор, экран

8

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Систематизация и обобщение (синтез) полученных данных.

1

Анализ, синтез, вывод, обобщение, главное, второстепенное,

Цель: развитие умений анализировать и систематизировать полученные данные, обобщать их и делать выводы; структурировать полученный материал.

Цели: Знать способы обработки и обобщения материала.

 

Практика, работа в группах.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

ПК, проектор, экран

II. Практический блок ( 9 ч.)

Мы  -  исследователи.  Групповые (предметные) проекты ( 7 ч. )

9

Работа над проектами «Трудные вопросы истории»:
«Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом
процессе».
2. «Существование древнерусской народности и восприятие наследия
Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси».
3. «Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения
русских земель Золотой Орде», «Русские богатыри в истории России: правда или вымысел?»:

1. «Алёша Попович», 2. «Евпатий Коловрат»,  

3. «Илья Муромец».

Планирование работы

1

 

Цели: составление плана работы над проектами . Определение  предмета  и методов исследования в работе над проектом.

Беседа, исследовательская работа в группах

ПК, проектор, экран

10

Анкетирование, социальный опрос (интервьюирование).

1

Анкета, социальный опрос,

интервью

Цели: знать, как составить анкету, опрос. Уметь провести анкетирование, опрос, взять  интервью.

Проведение опроса.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

ПК, проектор, экран

11

Работа с электронными библиотеками. Отбор и составление списка литературы по теме проекта.

1

Каталог, электронная библиотека

Цели: уметь работать в библиотеке с каталогами, отбирать необходимую литературу по теме проекта  и составлять список источников  по теме исследования.

Работа с интернет- ресурсами, бумажными носителями, иллюстрациями.  Отбор нужной информации.

ПК, проектор, экран

12

Анализ и систематизация результатов опроса, источников. Обобщение (синтез) полученных данных.

1

Демонстрация в группе, работа с координатором проекта

Цель: уметь обрабатывать результаты исследования (опроса), работать с источниковой базой

Практика

ПК, проектор, экран

13

Работа над формой и структурой конечного продукта деятельности.

1

Консультация с координатором

Цель: развитие творческих способностей учащихся, формирование умения работать в группе.

Практика, обсуждение в группах

 

14

Работа по созданию продуктов проектной деятельности (брошюра, буклет, мультимедийная презентация, объёмная модель,  рисунок).

 

1

Инсценировкаверстка, стендовый плакат

Цель:  реализовать полученные знания в практической деятельности.

 

Практика

Подготовка спектакля, распределение ролей, репетиции, подготовка костюмов и декораций, верстка словаря, оформление плаката.

декорации, костюмы, муз. сопровождение, 

ватманский лист, краски, фломастеры и карандаши.

15

Работа с ПК: оформление мультимедийной презентации (подготовка демонстрации основных этапов и результатов проектной и исследовательской деятельности).

Подготовка к устной  защите.

1

 

Цель:  реализовать полученные знания в практической деятельности.

Знать: правила подготовки сообщения.

 

Практика.

Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

 ПК, проектор, экран

III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся  (2 часа)

16

Рефлексивная деятельность (саморефлексия о качестве результатов проектной деятельности, проблемах, решениях)

1

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

 

Уметь объективно оценивать результаты своей успешности/ не успешности в ходе реализации проектной деятельности.

 

Практика

ПК, проектор, экран

17

Защита проектов.

1

Публичное выступление, ответы на вопросы

Конференция.  Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

 Анализ проектно-исследовательской деятельности.

 

Конференция

ПК, проектор, экран, презентация

                             

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Список литературы по проектной методике:

1.        Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.

2.        Дитрих Я. проектирование в конструирование: Системный подход/Пер. с польск. - М., 1981.

3.        Дьюи Дж. Школа будущего - М.:Госиздат, 1926. .

4.        Килпатрик В.Х. Основы метода. М.; Л., 1928

5.        Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л. Брокгауз-Ефрон, 1925

6.        Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6

7.        Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.

8.        Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.

9.        Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях

технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ

10.     https://docs.google.com/document/d/1iZ9dbiHHzUieuNXh5oSxibFrORB04o4DrCsjUu2gWsE/edit

https://docs.google.com/document/d/1iZ9dbiHHzUieuNXh5oSxibFrORB04o4DrCsjUu2gWsE/edit

11.     Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

12.     Гузеев В.В.           Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

13.     Полат  Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е.

14.      С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.

 

Литература для  обучающихся:

1. Детские энциклопедии по истории и русской литературе (статьи периода  9-16 вв.), справочники и другая аналогичная литература.

 

Интернет-ресурсы:

 2. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/

3. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] 

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

 

Техническое  обеспечение  программы:

       ПК, принтер, сканер, проектор, аудиоколонки, компьютерные  программы для получения, обработки и  хранения информации.

 ..................................................................................................................................... 

Приложение 1.

 

Памятка для подготовки публичного выступления

1.Общие рекомендации.

·   Тщательно продумайте план вашего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.

·   Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с  использованием интересных примеров.

·   Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.

·   Употребляйте только понятные вам термины.

·   Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

·   Подумайте и составьте возможные вопросы.

2. Техника подготовки.

·   Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.

·   Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.

·   Заранее продумайте детали своего рабочего места.

·   Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.

·   Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.

3. Рекомендации выступающему.

·   Начните свое выступление с приветствия.

·   Огласите название  вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.

·   Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).

·   Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.

·   Старайтесь ответить на все вопросы.

4.  Вопросы оппонентов.

·   Помните о возможности попросить повторения вопроса.

·   Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.

·   На поставленный вопрос следует отвечать кратко.

·   Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».

·   Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».

·    После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.

·   Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.

                                                                                                                        Приложение 2.

 

ПАМЯТКА УЧЕНИКУ,  ВЫПОЛНЯЮЩЕМУ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Ты вступаешь на путь проектирования. Путь этот сложен и тернист. Но не пугайся. Результат обязательно будет! Согласись, что все предметы, окружающие нас, появились в результате такого процесса. Прочти эти советы и начинай!

1. Выдели и осознай проблемы. Чем бы ни занимались люди, всегда возникают проблемы, требующие решения. Твоя проблема должна быть оформлена в виде краткого описания. Нужно четко сформулировать, что ты собираешься делать.

 

2. Не зацикливайся! Расширяй кругозор! Разбуди в себе талант исследователя! Копи идеи!

Следующий шаг - найти как можно больше информации по твоей проблеме. Записывай все, что, на твой взгляд, может помочь тебе. Включай эскизы, диаграммы. Продумай:

ФУНКЦИИ - для выполнения каких функций нужен объект?

ВРЕМЯ - как долго ты будешь решать эту проблему?

МАТЕРИАЛЫ - какие материалы имеются в твоем распоряжении ?

СТОИМОСТЬ - сколько это будет стоить?

ВНЕШНИЙ ВИД - какому дизайну ты отдашь предпочтение?

Работая над проектом, помни, что простые идеи - часто лучшие идеи!

3.     Не распыляйся! Не расслабляйся!

Сейчас ты должен составить план работы над своим проектом. Запиши, что и в каком порядке ты будешь делать. Тщательно продумай, сколько времени необходимо тебе, какое оборудование понадобится.

4.     Не замыкайся!

Не бойся спросить совета у окружающих тебя людей. Твои вопросы говорят не о скудости твоего интеллекта, а о гибкости твоего сознания, желании добиться оптимального, качественного решения проблемы.

5. Оцени себя сам! Будь объективен!

Решил ли ты проблему? Может быть, тебе необходимо изменить свой проект. А может быть, начать заново. Очень небольшое количество идей безупречно; всегда есть путь для улучшения! 

Приложение 3.

Алгоритм планирования проектной работы (для учащихся)

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.

Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на каждом этапе.

Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.

Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – выявление имеющихся ресурсов.

Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов.

Вопрос

   Ответ

Почему выбрана эта тема проекта

Проблема проекта

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему

Цель проекта

Что ты создашь, чтобы цель была достигнута

Образ проектного продукта (ожидаемый результат)

Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема

Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом

Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта

Перечисление основных этапов работы

Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это

найти, что ты уже умеешь делать и чему придется научиться)

Развернутый план работы

Когда ты будешь осуществлять все необходимое

Индивидуальный график проектной работы

 

Приложение 4.

Все о проектах

 

Тип проекта

Цель проекта

Проектный

продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Практико-ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

Деятельностная

Исследовательский

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный установленным способом

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Мыслительная

Информационный

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации

Информационная

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуникативная

Игровой или ролевой

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное)

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуникативная

                                                                                                                    Приложение 5.

Паспорт учебного проекта
 

    I.    Тема

    II.   Руководитель проекта

   III.  Цель, задачи

    IV.  Участники проекта

    V.   Время работы над проектом

    VI.  Тип проекта

-по доминирующей деятельности учащихся

-по комплектности

-по характеру контактов

-по продолжительности

  VII. Краткое описание проекта:

 

Приложение 6.

 

Правила для учащихся по поиску информации в библиотеке

1.            Перед поиском информации сообщите библиотекарю тему и цель своего запроса, что Вам известно о предмете поиска.

Например: «Я пишу проект (исследовательскую работу). Мне нужна литература о ____. Об этом мне известно ____». Это облегчит библиотекарю поиск нужной литературы.

2.            Если у Вас имеется рекомендательный список литературы к проекту, предложите его библиотекарю. Это тоже облегчит библиотекарю поиск нужной литературы.

3.            Помните, что поиск литературы нужно начинать с изучения каталогов и картотек. Они содержат наиболее полную информацию о литературных источниках библиотеки.

4.            Знайте, что в библиотеке имеются разные помощники в выборе книг (журналов): справочно-библиографический уголок, рекомендательные списки, картотеки, каталоги.

5.            Каталожная карточка повторяет элементы титульного листа книги (имя автора и название книги, ее тираж, год издания, название издательства, город, где она напечатана, число страниц), шифр, под которым она расположена на книжной полке, иногда и краткие сведения о содержании произведения.

6.            Каталожная аннотированная карточка включает в себя: рисунок, аннотацию на книгу, сведения с титульного листа книги.

7.            Если Вам известен автор и название книги, и нужно установить наличие этой книги в библиотеке, обращайтесь к алфавитному каталогу. В нем все карточки расположены в алфавитном порядке по фамилии авторов.

8.            Если Вам нужно установить наличие в библиотеке какого-либо журнала, обращайтесь к картотеке периодики.

9.            Если нужно узнать, в каком журнале напечатана интересующая Вас статья, обращайтесь к систематическому каталогу статей.

10.          Если Вас интересует какая-то определенная тема (например, «солнечная система»), и Вы хотите узнать, какие книги или журналы есть в библиотеке, следует обратиться к систематическому каталогу или систематическому каталогу статей.

11.          Систематический каталог содержит сведения о книгах, имеющихся в этой библиотеке. В нем карточки расположены в соответствии с содержанием произведений (статей) по определенным отраслям знаний (по космонавтике, искусству, истории и т.д.). Внутри каждого из разделов карточки расположены в алфавитном и хронологическом порядке.

12.          Помните, что систематический каталог связан с расстановкой книг на полке. По индексу того отдела каталога, где собраны интересующие Вас карточки, можно легко найти соответствующие книги на полке. Индекс – это «адрес» книги на полке.

13.          Рекомендательный библиографический указатель содержит сведения о лучших книгах, изданных за определенное время, а не имеющихся в этой библиотеке.

14.          Внимательно изучите каталог или картотеку. Из каталожной карточки выпишите фамилию автора, название книги, индекс отдела. Теперь можете приступать к поиску нужной книги на стеллажах.

15.          Помните, что книги на полке расставлены слева направо, корешком наружу, по разделам и по алфавиту фамилий авторов.

16.          Если Вы испытываете трудности в поисках книги, узнайте у библиотекаря, на каких стеллажах можно посмотреть литературу по интересующему вопросу.

17.          Помните, что тематику книги помогают определить заглавие книги и иллюстрация на обложке. Но лучше заглянуть в книгу и ознакомиться с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всем материале и отобрать нужные Вам книги.

18.          Если Вам нужно узнать даты жизни и деятельности выдающегося ученого, обращайтесь к Большой советской энциклопедии.

19.          Вам нужно уточнить дату какого-либо исторического события, обращайтесь к исторической энциклопедии.

20.          Если нужно узнать значение какого-то слова, обращайтесь к толковому словарю или словарю иностранных слов. А если этимологию слова – к этимологическому словарю.

21.          Вам нужно подобрать литературу о творчестве какого-то писателя или поэта, обращайтесь к библиографическому указателю, систематической картотеке и справочной литературе.

22.          Помните, что для проекта в первую очередь нужно искать информацию в книгах и журналов последних лет изданий.

23.          Если в библиотеке в настоящее время нет нужной книги (журнала), заполните листок требования на книгу, библиотекарь вложит его в читательский формуляр, и в следующий раз Вы сможете поработать с нужной книгой (журналом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7.

Работа с литературными источниками

 

 

Этапы работы

 

Содержание этапов

1.

Общее ознакомление

Ознакомьтесь с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всем материале, который необходимо изучить.

2.

Внимательное чтение по главам и разделам

Внимательно прочитайте материал по главам, разделам, параграфам. Читать следует про себя. Никогда не следует обходить трудные места книги. Их надо читать в замедленном темпе, чтобы лучше понять и осмыслить. Выделите наиболее важные тексты.

Помните: нельзя ожидать, чтобы можно было за один раз достигнуть полного выяснения всех особенностей изучаемого материала. Рекомендуем возвращаться к нему второй, третий, четвертый раз, чтобы то, что осталось непонятным, дополнить и выяснить при повторном чтении.

Изучая книгу (журнал), надо обращать внимание на схемы, чертежи, таблицы, карты, рисунки, математические формулы: рассматривать их, обдумывать, анализировать, устанавливать связь с текстом. Это поможет понять и усвоить изучаемый материал.

При чтении необходимо пользоваться словарями, чтобы всякое незнакомое слово, термин, выражение было правильно воспринято, понято и закреплено в памяти.

3.

Выборочное чтение

Перечитайте наиболее важные тексты. Это поможет лучше понять и усвоить изучаемый материал.

4.

Составление плана прочитанного материала

В пунктах плана запишите наиболее важную (существенную) мысль.

5.

Выписки из прочитанного

Читая книгу (журнал), следует делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты, вести конспекты. Запись изучаемой литературы лучше делать наглядной, разделенной на абзацы и пункты. Что прочитано, продумано и записано, то становится действительно личным достоянием работающего с книгой.

Помните основной принцип выписывания из книги или журнала: лишь самое существенное (важное) и в кратчайшей форме!

Не забывайте о ссылках на источники информации.

При работе с книгой или журналом Вы можете использовать три основные формы выписывания: дословная выписка (цитата), выписка «по смыслу» (тезис), конспективная выписка (конспект).

Знайте, что карточная система конспектирования имеет ряд преимуществ перед тетрадной. Карточками удобно пользоваться при докладах, выступлениях; такой конспект легко пополнять новыми карточками, можно изменить порядок их расположения.

6.

Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками

Сравните и сопоставьте прочитанное с другими литературными источниками. Отметьте общее и отличительное в решении проблемы.

7.

Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

Обратите внимание на объективность суждений.

 

Приложение 8.

 

Требования к составлению списка используемых источников

Список использованной литературы помещается в конце работы и оформляется по единым существующим правилам.

Ссылка на книгу

  • Фамилия и инициалы автора; точка;
  • Полное и точное заглавие (в том виде, в каком оно дано на титульном листе, без кавычек), точка и тире;
  • Место издания, точка и двоеточие;
  • Название издательства, запятая;
  • Год издания, точка;
  • Тире, количество страниц в книге, точка;
  • Если ссылка помещается в работе, то указывают номера страниц, на которых она представлена.

Пример:
Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт.- М.: Просвещение, 2000. – 266с.

Ссылка на статью из сборника:

  • Фамилия и инициалы автора (авторов) статьи, точка;
  • Заглавие статьи, точка, //;
  • Название сборника, точка, тире;
  • Место издания, точка, двоеточие;
  • Название издательства, запятая;
  • Год издания, точка;
  • Тире, номера страниц начала и конца статьи, точка.

Пример:
Пятибратова С.И. Акмеологическая культура деятельности как составляющая профессиональной культуры учителя. //Актуальные проблемы экологического образования: сборник научных статей. – СПб.: СПбГУПМ, 2002. – С. 102-104

Ссылка на статью из журнала:

  • Фамилия и инициалы автора (авторов) статьи, точка;
  • Заглавие статьи на языке оригинала, точка, //;
  • Название журнала, точка, тире;
  • Год издания, точка;
  • Тире, номер издания, точка;
  • Тире, номер страниц начала и конца статьи, точка.

Пример:
Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 1. -С. 52-63.

Ссылка на источник, взятый из Интернета:

  • Фамилия и инициалы автора (авторов) (если есть), точка;
  • Название документа (если есть), точка;
  • Дата публикации (если есть), точка;
  • URL ресурса (подчеркнуто), точка.

Пример:
J. R. Lu, A. M. Ghez, S. D. Hornstein, M. Morris, E. E. Becklin. IRS 16SW - A New Comoving Group of Young Stars in the Central Parsec of the Milky Way. 12 Apr 2005. http://xxx.itep.ru/ps/astro-ph/0504276/

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «Ты – мне, я – тебе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.