Статья «Проектная деятельность по литературе как средство развития мотивации к чтению учащихся 6 класса (на примере произведений А.П. Чехова)»
Шананина Марина Сергеевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Лицей №1» г. Североморск
Проектная деятельность по литературе как средство развития мотивации к чтению учащихся 6 класса (на примере произведений А. П. Чехова)
В статье рассматривается роль проектной деятельности в повышении мотивации к чтению среди учащихся 6 класса на примере литературных произведений А. П. Чехова. На конкретных примерах рассказов "Хамелеон", "Толстый и тонкий", "Смерть чиновника" демонстрируются этапы организации проектной деятельности, включая анализ текста, разработку творческих работ и групповые обсуждения. Статья представляет собой практическое руководство для учителей, ищущих способы активизации учебного процесса и формирующих у школьников позитивное отношение к литературе через участие в проектной деятельности.
В современном мире, где информация доступна в изобилии, чтение книг может показаться необязательным занятием для школьников. Однако именно чтение художественной литературы способствует развитию речи, мышления, воображения и эмоциональной сферы ребёнка. Кроме того, оно расширяет кругозор и помогает лучше понимать мир вокруг.
В образовательном процессе одной из главных задач является развитие у учащихся интереса к чтению, особенно в свете снижения популярности книг среди молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) акцентирует внимание на необходимости формирования у обучающихся критического мышления, творческих способностей и навыков самостоятельной работы. В этом контексте проектная деятельность по литературе становится эффективным инструментом для достижения этих целей. Изучение творчества писателей предоставляет богатую основу для реализации проектного подхода, позволяя ученикам не только погрузиться в мир литературы, но и развить личностные качества и коммуникативные навыки.
Проектная деятельность как метод формирования мотивации к чтению
Проектная деятельность включает в себя серию задач, которые учащиеся решают в группе или индивидуально, создавая продукты, отражающие их понимание и интерпретацию литературного материала. Данный метод позволяет активизировать учеников, делая учебный процесс интерактивным и увлекательным. При этом проекты способствуют формированию таких ключевых компетенций, предусмотренных ФГОС, как:
Критическое мышление. Анализируя художественные тексты, учащиеся учатся формировать собственные суждения, аргументировать свою точку зрения и обсуждать литературные произведения.
Коммуникативные навыки. Работа в группах над проектами развивает способности к сотрудничеству, учит слушать мнения других и вести дискуссии.
Творческое самовыражение. Проектная деятельность позволяет учащимся проявлять творческий потенциал, создавая уникальные продукты, будь то театральные постановки, фильмы или литературные клубы.
Изучение творчества А. П. Чехова в 6 классе
Творчество Чехова — это наиболее интересная область для проектной деятельности учащихся. Его произведения нацелены на исследование человеческих отношений, социальных дилемм и внутренних конфликтов, что делает их актуальными для подростков. В 6 классе изучаются следующие произведения А.П. Чехова: «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» (УМК под ред. В. Я. Коровиной).
Примеры проектной деятельности
Театрализованная постановка
Одним из самых ярких и увлекательных способов работы с текстами А. П. Чехова является создание театральной постановки. Ученики могут выбрать короткий рассказ, например, «Хамелеон» или «Смерть чиновника», и адаптировать его для сцены. В рамках этого проекта учащиеся:
Изучают текст. Каждый ученик читает выбранное произведение, исследует характеры персонажей и основные конфликты.
Создают сценарий. В группе обсуждаются ключевые сцены, распределяются роли, и учащиеся пишут сценарий.
Репетируют и ставят спектакль. Учащиеся учатся работать в команде, развивают навыки публичных выступлений и творчества.
Результатом станет не только улучшение навыков чтения и понимания текста, но и создание единой творческой атмосферы, где каждый почувствует свою значимость.
Литературное объединение «Антоша Чехонте»
Создание объединения, посвященного анализу произведений А. П. Чехова. Помогает ученикам развивать критическое мышление и навыки работы с информацией. В рамках этого проекта учащиеся:
Исследуют произведения А. П. Чехова. Каждый участник выбирает рассказ и проводит аналогию с современными реалиями.
Пишут статьи и рецензии. Ученики учатся четко и грамотно формулировать свои мысли, сравнивая творчество А. П. Чехова с другими авторами, подбирая современные тематические параллели.
Обсуждают и публикуют. Учащиеся могут делиться своими статьями с одноклассниками и родителями, учась принимать конструктивную критику и развивать свои идеи.
Создание литературного объединения не только повысит интерес к чтению, но и позволит учащимся глубже осмыслить прочитанное.
Проект «"Смерть чиновника" — комедия как зеркало жизни»
В рамках этого проекта учащиеся могут исследовать образы персонажей произведения, их внутренний мир и ролевую динамику в сюжете. Каждый ученик выбирает персонажа и:
Проводит анализ. Учащиеся изучают характеры, мотивацию и развитие персонажей, создают визуальные коллажи или презентации о своих героях.
Готовит выступления. Ребята представляют свои исследования классу, объясняя важность каждого персонажа в контексте произведения.
Обсуждают. Класс обсуждает, как образы в произведениях А. П. Чехова могут отражать личные переживания и проблемы современного общества.
Этот проект помогает учащимся не только понять литературные произведения, но и развить эмпатию и понимание человеческой природы.
Проектная деятельность, основанная на творчестве А. П. Чехова, способствует формированию устойчивой мотивации к чтению у школьников. Учащиеся становятся не просто читателями, но активными участниками литературного процесса. Они учатся критически относиться к прочитанному, анализировать текст, сопоставлять его с реальной жизнью и, что немаловажно, развивают навыки команды и сотрудничества. Переходя от традиционного подхода к проектной деятельности, учителя могут создать более привлекательную и интуитивно понятную учебную среду, способствующую личностному и интеллектуальному развитию учащихся.
Таким образом, проектная деятельность по литературе, применяемая при изучении творчества А. П. Чехова в 6 классе, является эффективным средством повышения мотивации к чтению. Реализация проектов позволяет учащимся глубже понять литературные произведения, развить сопереживание, критическое мышление и творческие способности. Соответствуя требованиям ФГОС, проектная работа помогает формировать у школьников заинтересованность в литературе и научить их ценить книги как важный аспект жизни. Важно, чтобы педагоги продолжали внедрять такие инновационные подходы в образовательный процесс, создавая условия для формирования культуры чтения у подрастающего поколения.
Список литературы
Чехов, А. П. (1975). Собрание сочинений в 4 томах. Т. 2. М.: Художественная литература.
ФГОС ООО. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Ильина, Н. В. (2016). Проектная деятельность в школе: современный опыт и технологии. М.: Просвещение.
Пушкина, Т. Ю. (2018). Литература как средство формирования критического мышления учащихся. М.: Издательский дом "Гуманитарная эпоха".
Зимняя, И. А. (2019). Развитие критического мышления и проектная деятельность на уроках литературы. М.: Наука.