Технология интегрированного обучения как средство мотивации учащихся на уроках литературы
Технология интегрированного обучения как средство мотивации учащихся на уроках литературы
Как показывает практика, учащиеся с интересом работают на интегрированных уроках и легко усваивают объёмный материал. Применение приёмов интегрированного обучения способствуют формированию у учащихся разносторонних и более глубоких знаний о предмете изучения. Используя информацию из различных учебных предметов, школьники по-новому осмысливают события и явления. Это стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает у них умение анализировать и сравнивать изучаемые явления. Благодаря этому у подростков формируется целостное восприятие окружающего мира.
Важен и тот факт, что знания и навыки, приобретаемые учащимися на интегрированных уроках, не только применяются ими в практической деятельности, но и способствуют проявлению их творческих и интеллектуальных способностей.
Уроки литературы предоставляют учителю большие возможности по использованию технологии интегрированного обучения. Приведу несколько примеров использования приёмов интеграции учебных предметов на уроках литературы.
Литература и история
Литература и история – учебные предметы гуманитарного цикла, тесно связанные друг с другом. На уроках изучения обзорных тем, биографии писателей и анализа художественных произведений обязательным является опора на исторический материал.
Так, при изучении поэмы «Полтава» А. С. Пушкина в 7 классе необходим исторический комментарий к произведению. Можно рассказать семиклассникам о преобразованиях Петра I и о его роли в истории России, о ходе Полтавской битвы (здесь будет уместна работа по карте). Важно обратить внимание учащихся на интерес А. С. Пушкина к истории своей страны, ведь в поэме «Полтава» Пушкин выступает не только как поэт, но и как историк.
Историческая тема получит своё развитие на следующих уроках, когда учащиеся будут знакомиться с другими пушкинскими произведениями: отрывком из поэмы «Медный всадник», кстати, тоже связанной с образом Петра I, «Песнью о вещем Олеге» и сценой «В Чудовом монастыре» из трагедии «Борис Годунов».
После исторического комментария можно переходить непосредственно к разбору художественного произведения. Работа с историческим материалом способствует более глубокому анализу изучаемого произведения и постижению авторского замысла.
Литература и живопись
При установлении межпредметных связей между литературой и живописью учащимся можно предложить следующие задания:
Задание 1. Какие эпизоды изобразил художник? Расположите иллюстрации в той последовательности, в которой происходят изображённые на них события.
Задание 2. Подберите к иллюстрациям строки из изучаемого произведения.
Задание 3. Такими ли вы представляли героев, как их изобразил художник? (используется приём «Устное словесное рисование).
Задание 4. Сделайте иллюстрацию к произведению.
В данном случае иллюстрации являются своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Они ведут учащихся к пониманию особенностей языка писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов и постичь своеобразие произведений.
Литература и музыка
Музыкальные произведения можно использовать в начале урока, что позволяет создать у учащихся определённый эмоциональный настрой. Наибольшую ценность в этом плане, конечно, представляет классическая музыка. Например, при изучении темы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» в 6 классе можно предложить учащимся в качестве музыкальной иллюстрации к уроку фрагменты из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Завораживающая музыка композитора не только эмоционально воздействует на учащихся, но и способствует пробуждению у учащихся интереса к поэзии и музыке.
Литература и кино
На уроках литературы можно использовать и фрагменты из кинофильмов. При этом не следует подменять чтение и анализ произведения просмотром фильма. Важно помнить о том, что экранизация художественного произведения и литературный текст – это не тождественные понятия. Нередко сценаристы и режиссёры отступают от текста и авторского замысла, при этом по-своему интерпретируют произведение. Лучше всего демонстрировать фрагменты из кинофильмов на завершающем этапе работы над ним. Это поможет учащимся «оживить» в памяти некоторые эпизоды из прочитанного литературного произведения, сравнить свои представления о героях с их экранными образами, высказать своё мнение на просмотренный видеофрагмент.
Литература и театр
Урок литературы – это всегда маленький спектакль. Учитель-словесник должен в совершенстве владеть театральными приёмами организации деятельности учащихся на уроке.
Часто используемым приёмом театрализации на уроке является инсценировка эпизода. Этот вид работы позволяет учащимся «вжиться» в образы драматических героев, поставить себя на их место. При этом на уроке создаётся особая атмосфера, учащиеся включаются в активную творческую деятельность. Как показывает практика, учащимся очень нравится инсценировать басни И. А. Крылова, сцены из комедий Ф. И. Фонвизина «Недоросль» и Н. В. Гоголя «Ревизор». Такая работа помогает учащимся глубже понять характеры персонажей и оценить их поступки.
Конечно, интеграция литературы и театрального искусства не ограничивается инсценированием драматических произведений. Можно обсудить и театральную постановку, игру актёров. Например, на уроке литературы «Образ Хлестакова» при изучении комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя в 8 классе можно предложить учащимся следующее задание:
Рассмотрите фотографии актёров, игравших в театре роль Хлестакова. Какие общие черты персонажа передают артисты? Что каждый из них вносит новое в образ Хлестакова?
Применение технологии интегрированного обучения помогает сделать уроки литературы более интересными и способствует развитию речи учащихся, повышению их мотивации к учению, расширению кругозора и формированию разносторонне развитой личности, что является особенно актуальным в современных условиях.
Использованная литература:
Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения: Пособие для вузов. — М.: Дрофа, 2008.
Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980.