Проектная деятельность учащихся, как инновационная форма обучения на уроках ИЗО и художественного труда
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Гимназия №8 им. Академика Н.Н. Боголюбова
г. Дубны Московской области»
e-mail: good200808@mail.ru
«Проектная деятельность
учащихся, как инновационная форма обучения на уроках ИЗО и художественного труда»
Применение Мобильного Компьютерного класса
Шишлянниковой Елены Вячеславовны
учитель изобразительного искусства
Главная цель моей деятельности
Проектная форма обучения, в рамках которой развертывается моё «педагогическое исследование», делает главной моей целью, как педагога, планомерную выработку у учащихся новых форм деятельности. Но деятельности именно продуктивной.
Проектная деятельность учеников по основным параметрам становится тождественной организации и функционированию зрелого исследовательского коллектива, где решение проектной задачи является так же формой научного, культурного и личностного развития каждого из его участников.
Ряд исследовательских проектов, с которыми я работаю, образуют целостную программу детского развития.
Общие принципы проектной деятельности
Развитие ориентировки детей во все более сложных формах совместной деятельности;
Обеспечение собственного построения ориентировки ребенком в проектной задаче и системе отношений с партнерами;
Общие принципы проектной деятельности
Преемственность содержания и форм организации совместной деятельности;
Игровой характер проектной деятельности;
Формирующий процесс проектной деятельности
Сочетание вопросно-ответной логики с развернутыми комментариями, проясняющими предмет обсуждения;
Фиксация и рефлексия (соотнесение с точками зрения других участников обсуждения, соотнесение с предметом обсуждения и поставленной задачи);
При подведении итогов обсуждения не просто фиксация оценочного отношения, а более глубокий анализ;
Психологически квалифицированная, ненавязчивая и свободная от дидактизма позиция взрослого, задающего тон взаимодействия проектной группе;
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Одна из важнейших задач проектной деятельности
Приемы и методы
предлагаю учащимся какой-либо парадокс для обсуждения;
воздерживаюсь от оценок;
учу детей замечать противоречия;
помогаю видеть аналогии (соотношения);
Приемы и методы
настраиваю на настойчивое достижение нужной информации;
пытаюсь преодолеть привычку видеть обыденно;
предлагаю доверяться интуиции, догадке;
Создаю условия для «умственной разминки» (рассматривать объект с нескольких точек зрения);
Учу воспринимать новшества и изменения, не противиться им
Развиваю потребность в учении и самообразовании
Формирование конструктивного мышления
Все проектная деятельность направлена на формирование конструктивного мышления.
Ребенок в процессе проекта не просто отображает пространство, а моделирует его.
Формирование конструктивного мышления
Происходит объемное моделирование, свойственное строительным играм и лепке –
синтетической форме продуктивной деятельности детей.
Интерактивность
Интерактивное обучение – это обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем.
И кроме этого, процесс познания через современные компьютерные технологии.
Основные требования успешного обучения в режиме интерактивных технологий в проектной деятельности
Индивидуальная ответственность (каждый ребенок должен приобрести знания и умения, а более способные ученики не должны делать чужую работу)
Положительная взаимозависимость (понимание группы, что общая учебная деятельность приносит пользу)
Непосредственное взаимодействие в группе (тесный контакт)
Развитие навыков совместной работы (освоение навыков межличностных отношений (расспрашивание, распределение « должностей», планирование этапов работы))
Рефлексия (анализ, аргументирование, рассуждение, самостоятельное выявление недостатков и достоинств, проделанной работы)
Проекты, в которых я работаю с учащимися гимназии
«Национальный парк» 3 класс,
«Архитектурная Русь» 4 класс
(Автор идеи проекта Хозиев В.Б.)
Собственные разработки проектов:
«Путешествие на Красное море»
«Парк Юрского периода»
«Венецианская маска» 6 класс
«Архитектор» 7-8 классы
«Сказочный город» 1-3 классы
«Архитектурная Русь» 4 класс
Программа к проекту «Архитектурная Русь»
Автор программы Хозиев В.Б.
Предлагаемый проект программы представляет целостный курс обучения детей архитектуре как продуктивной деятельности, реализуемый через моделирование: конструирование и строительство (в том числе в осмысленном сочетании лепки, аппликации, рисования и др.),
предполагает одновременно решение комплексной задачи формирования одновременно эстетического и интеллектуального в мышлении ребенка.
Рисование эскизов русской деревни
Работа с Мобильным Компьютерным классом
Блок «Русская деревня»
Блок «Русский лес»
Проект «Путешествие на Красное море» 3 класс
Рисование морского дна
Использование документ - камеры (изучение жителей морского дна)
Моделирование океанариума (конструирование, лепка)
Отчет-презентация о проекте на ежегодной школьной конференции
Проект «Парк Юрского периода» 3 класс
Проект «Сказочный город» 1-2 класс
ХОД РАБОТЫ:
Погружение в мир сказки (учебная презентация)
Просмотр книг и иллюстраций
Просмотр папки учителя (находится в каждом ноутбуке ученика), созданная с использованием Интернет Ресурсов
Демонстрация презентации «Дом, в котором живет сказка»
Работа с Компьютерным Мобильным классом
рисование сказочных цветов
обитателей сказочного города
создание образов сказочного домика
Моделирование и планирование ландшафта сказочного городка
Моделирование сказочного городка
Отчет – презентация на школьной конференции
Проект «Архитектор»
План работы
Изучение архитектурных сооружений
Изучение макетов архитектурных сооружений
Моделирование различных архитектурных объектов из игровых модулей («игра в кубики»)
Выполнение эскизов архитектурных объектов
Изучение приемов работы с бумагой
Выполнение чертежей разверток геометрических тел
Склеивание моделей геометрических тел
Разработка плана жилого комплекса
Разработка эскизов жилого комплекса в графическом редакторе PAINT
Отчет-презентация проекта на школьной конференции
Проект «Венецианская маска» 6-7 класс
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Обогащение – интеллектуального, образного, понятийного, эмоционального,
художественного, социального опыта учащихся в результате их непосредственной художественно-творческой деятельности, общения с учителем, с шедеврами мирового искусства, учеников между собой.
План работы проекта
Изучение истории развития венецианского карнавала, и маски (с помощью учебной презентации, подготовленной руководителем проекта)
Выполнение зарисовок с аналогов существующих масок
Выполнение собственных эскизов венецианских масок
Изготовление заготовки маски из пластилина(основы для папье-маше)
Изготовление маски в технике папье-маше, послойно с использованием газетной бумаги
Работаем с «мобильным классом»
Разработка презентации «Я создаю Венецианскую маску»
В каждом компьютере заранее помещена учебная презентация об истории развития венецианской маски, папка с фотографиями масок (ИР), подготовленная руководителем проекта
Изготовление маски в технике папье-маше, послойно с использованием газетной бумаги
Выводы:
Методы использования средств ИКТ в проектной деятельности служат активизации познавательной деятельности учащихся, способствуют решению дидактических задач
Использование средств ИКТ способствует достижению всех целей занятий, эффективному закреплению материала, оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения
Выводы:
ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению целей образовательного процесса.
Фото отчет.
Проект «Венецианская маска» 6-7 класс
Проект «СКАЗКА» . 1-2 класс
|
|
|
|
Проект «Путешествие на Красное море» 3 класс
Архитектурная Русь»