Научно-исследовательская работа «Проектная деятельность в начальной школе»
Никитенко Оксана Борисовна,
учитель начальных классов МОУ «СОШ №100»
Ленинского района города Саратова
Проектная деятельность в начальной школе.
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования.
Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
К. Д. Ушинский применил термины «учение пассивное» и «учение активное». Пассивное учение – это путь посредством преподавания, а активное учение – путь посредством собственного опыта. Современное общество требует результаты «учения активного». Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Использование исследовательских методов обучения дает большой образовательный эффект лишь при умелом сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения.
Что же такое «проект»? В переводе с латинского – «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких по смыслу значений:
1. Совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;
2. Предварительный текст какого-либо документа;
3. Какой-либо замысел или план.
Работая с детьми над проектами, мы ориентируем их не просто на поиск нового знания, а на решение реальных, вставших перед ним проблем. Разработка проекта – дело творческое. Теоретически проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами, то есть исключительно на репродуктивном уровне. Именно в начальной школе мы делаем первые шаги в проектной деятельности, опираясь на алгоритмы и схемы.
При проектном методе обучения формируются следующие универсальные учебные действия: установление причинно-следственных связей, решение логической цепочки рассуждений, формулирование проблемы, создание способов решения проблем поискового характера, выдвижение гипотез и их обоснований, выбор оснований и критериев для сравнения объектов. Метод проектной деятельности:
- организует процесс подготовки мышления обучающихся;
- формирует УУД;
- развивает творческое воображение, изобретательность, находчивость, сообразительность, интеллектуальные способности, креативность;
- создает условия для включения в деятельность, выявления затруднения.
Хочу поделиться ходом работы над проектом в своем классе.
Проект «История города, в котором я живу»
Тема проектной работы является актуальной на сегодняшний день. Как много мы знаем о городе, в котором живем? Многие люди проводят всю жизнь в одном и том же месте, ходят по одним и тем же улицам, видят знакомые здания, природу, общаются с одними и теми же людьми, не задумываясь о том, насколько они свыклись со своим городом, породнились с ним, стали близкими друзьями.
«Настоящему, чтобы обернуться будущим, требуется вчера». – сказал известных поэт 20 века Иосиф Бродский.
Собственная история есть у человека, у дома, улицы, на которой он живет, у памятников, украшающих его край, несущих многолетнюю память и значение. А когда возник наш город? Всегда ли он был таким, какой есть сейчас?
Цель проекта: узнать, когда был образован Саратов и почему ему дали такое имя. Рассмотреть старые фотографии города и сравнить с современным обликом. Познакомиться с историей площадей Музейной и Соборной.
Гипотеза: заключается в предположении о том, что не зная истории и культуры своей малой родины и страны, нельзя стать настоящим гражданином и защитником своего государства.
Объект исследования: город Саратов, площади Музейная и Соборная.
Предмет исследования: интересные факты о городе Саратове, старые фото площадей и современные фотографии.
Исходя из поставленной цели и гипотезы, необходимо решить следующие
Задачи:
собрать информацию о происхождении названия города;
учиться работать с архивным материалом, связанным с событиями исторического прошлого;
посетить областной краеведческий музей и архив с целью собрать информацию для ответов на поставленные вопросы;
посетить исторические места нашего города, собрать фотоматериал;
интервью с жителями города Саратов ;
по результатам исследования сделать вывод и поделиться своими знаниями с другими учащимися;
создать презентацию проекта.
изучение литературных источников, интернет - источников;
посещение музея и исторических памятников.
Вид проекта: исследовательский, межпредметный, групповой
Интервью:
интервью с жителями моего города Саратов:
с директором школы;
с работником музея;
встреча с краеведами Марией Николаевной и Сергеем Николаевичем Уткиными.
с прохожими на улице города.
Анкетирование: учащиеся 4-х классов.
Этапы проекта и ожидаемые результаты.
1 этап- организационный. Выбор темы, составление плана работы, работа с литературой (декабрь 2022г).
2 этап-теоретический (изучение материала по теме, проведение анкетирования одноклассников, составление буклетов (декабрь-январь 2022-2023г.г.); посещение областного музея краеведения, встреча с краеведами (январь-февраль 2023г).
3 этап. Сравнение и анализ результатов, описание. Выступление на межрегиональной конференции «История народов Поволжья», выступление перед учащимися параллельных классов. (февраль-март 2023 г.)
Практическая значимость работы заключается в возможности её использования на уроках «Литературного чтения», «Окружающего мира», во внеклассной работе.
А теперь я хочу представить данную работу, непосредственно выполненную детьми.
История города, в котором живу.
«Настоящему, чтобы обернуться будущим, требуется вчера». – сказал известных поэт 20 века Иосиф Бродский.
Мы живем в городе Саратове. Город свой очень любим. И нас интересуют вопросы: «А когда возник наш город? Всегда ли он был таким, какой есть сейчас?».
Цель исследовательской работы:
Узнать, когда был образован Саратов и почему ему дали такое имя.
Рассмотреть старые фотографии города и сравнить с современным обликом.
Познакомиться с историей площадей Музейной и Соборной.
Саратов по сравнению с другими городами России еще не старый город. Он был основан как сторожевая крепость в 1590 году. Моему городу всего лишь 424 года.
После походов русских войск на Казанское ханство в 1552 году и Астраханское ханство в 1556 году Московское царство получило обширные территории Поволжья. При царе Фёдоре Ивановиче было решено строить на Волге новые города-крепости. Летом 1586 года была основана крепость Самара, а летом 1589 года - Царицын (ныне Волгоград). Город Саратов был основан 2 июля 1590 года князем Григорием Засекиным и боярином Фёдором Турковым на полпути между Самарой и Царицыном.
В зиму 1613 – 1614 годов город сгорел и был вновь построен на левом берегу Волги, в устье реки Саратовка, в 1617 году.
В 1674 году по указу царя Алексея Михайловича «Саратов на горах делать новый», город был перенесен на правый берег Волги, в район нынешней Музейной площади.
В итоге город под названием Саратов закладывался русскими воеводами три раза: в 1590, 1617 и 1674 и каждый раз на новом месте. К югу от горы, которая сейчас называется Соколовая, полковник Александр Шель заложил уже третью на новом месте постройку города в 1674 году.
Весь 17 век Саратов и его окрестности подвергались разорениям от разных воровских шаек, калмыков и кубанских татар. Поэтому постоянным земледелием никто долго не мог заниматься. В наши края в те времена шли те, кого привлекала вольная жизнь казачества и безнаказанность грабежей и разбоев на Волге.
Существует несколько гипотез о названии Саратова.
Гипотеза 1. Саратов получил свое название по Соколовой горе, которая называлась по-татарски «сары тау» - «желтая гора». Однако, эта гипотеза опровергнута, так как Соколовая никогда не была желтой.
Гипотеза 2. Название города произошло от слов «сар атав» - «низменный остров» или «сарык атов» -«ястребиный остров».
Гипотеза 3. Саратов получил свое имя по названию реки Волга. Ра – древнее название Волги, получается «За-Ра» - «Заволжье».
Изучая фотографии старого Саратова, мы сравнили, как изменился город.
Музейная площадь – третье и последнее место основания Саратова. На этой площади стоит Троицкий собор. Это самое старое здание в современном городе. Троицкий собор был заложен в 1695 году. А в 1722 году собор посетил сам Петр Первый.
На старых фотографиях видно, что справа от собора – особняк купца Устинова. Он сохранился до наших дней. Сейчас это краеведческий музей Саратовской области. Слева – гостиный двор. О нем чуть позже.
А какая современная Музейная площадь? Сохранились Троицкий собор и особняк Устинова.
Гостиный двор на этом месте стоял уже в начале 19 века. Однако его разобрали и построили новый по проекту архитектора Суранова. Он и изображен на старых фотографиях. На заднем плане, слева – Никольская церковь.
А что сейчас на этом месте?
Церковь разобрана в первой половине 20 века, а на месте гостиного двора в 1907-1914 годах построили здание Управления Приволжской железной дороги.
Теперь отправимся на Соборную площадь города. Соборная площадь была образована в 19 веке. Вскоре на ней был построен Александро-Невский собор, вокруг которого в 1825 году был заложен первый в России общедоступный сад «Липки». Он и сегодня остается излюбленным местом отдыха горожан и гостей города.
Александро-Невский собор был построен в 1815-1826 годах в память счастливого окончания французской войны выделенную императрицей Екатериной I еще в 1785 году. В тридцатые годы 20-го века собор разобрали, а на его месте построили стадион «Динамо», который существует и сейчас. Зимой это общедоступный каток.
В 1911 году был открыт памятник царю Александру II. Этого царя называли освободителем, так как он освободил крестьян от рабства, дал ход развитию народного образования. Судьба памятника вызывает только грусть. До наших дней дошел только элемент – одна из четырех символических фигур – памятник Первой учительнице.
22 сентября 1918 года памятник был разобран, а на его месте был поставлен памятник Чернышевскому. И площадь получила название – площадь Чернышевского.
Что мы и видим на современных фотографиях.
Хотим подвести итог.
Саратов - город контрастов, с большой историей.
Оказывается, именно в Саратове был построен первый постоянный цирк, был построен первый общедоступный художественный музей.
А сколько знаменитых людей жили и учились в нашем городе.
Рассматривая, изучая и сравнивая фотографии своего города, мы для себя узнали много нового. Считаем, что каждый горожанин должен изучать свой край, должен знать историю. Пока мы только узнали историю двух площадей города, но на этом не останавливаемся, так как нам все интересней и интересней изучать улицы, здания, площади нашего города.
В ходе наблюдений мы научились пользоваться интернетом не с целью игры, а с целью добывания информации, научилась пользоваться научно-популярной литературой, учились искать сходства и различия старого и современного города. Посетили данные площади с классным руководителем, с известным краеведом, сотрудником краеведческого музея Марией Николаевной Уткиной. Еще раз и посмотрели на них уже с другой точки зрения – пытались представить их 100-150 лет назад.
Использованная литература и интернет-источники.
Текст об истории Саратова - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2
Текст о фотографиях старого Саратова - http://www.sarrest.ru/cultura/so/
… по указу царя Алексея Михайловича «Саратов на горах делать новый» - http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&rpt=simage&img_url=img-fotki.yandex.ru%2Fget%2F55%2Freizbich.10%2F0_11abe_cd95eb45_XL&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8F%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D1%8F%20%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B0%20%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%85%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9&p=54
Данная работа была представлена детьми несколько раз: в других параллельных классах, а так же ребята защищали свой проект на VII межрегиональной научно-практическая конференция обучающихся «Народы Поволжья: история, образование, культура», где заняли почетное 2 место.
Каждая проектная работа должна быть представлена, защищена. Ребенок должен поделиться своими знаниями, открытиями, увлечениями. Это важно. Это поднимает самооценку. При защите проектов, ребенок учиться говорить на публике, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Спасибо за внимание.