Групповой проект «Витамины – помощники здоровью»
Подготовила: Павлова Ольга Александровна
2016 – 2017 год
Проектная деятельность «Витамины – помощники здоровью»
1. Введение
2. Пояснительная записка
3. Гипотеза проекта
4. Цель проекта
5. Задачи проекта
6. Актуальность проекта
7. План мероприятий по реализации проекта
8. Список используемой литературы
9. Приложения:
Конспекты НОД
Консультации для родителей
Сказки про витамины, овощи, фрукты
Дидактические игры про витамины, овощи, фрукты
Стихи про витамины, овощи, фрукты
В условиях Федеральных государственных образовательных стандартов к образованию предъявляют принципиально новые требования. Результатом образования должно стать его соответствие опережающего развития. Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научаться самостоятельно добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
Осенью рацион ребенка уже не так богат свежими овощами и фруктами, как летом. Поэтому не только весной, но и осенью ребенку обязательно следует употреблять натуральные продукты.
Здоровье – это то, что мы едим. Пища помогает ребёнку расти, даёт ему необходимую энергию. Поэтому еда должна быть не только вкусной, но и полезной. А полезная еда - это, прежде всего свежие овощи, фрукты и ягоды.
Данный проект предназначен для детей старшей группы и ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья человека. Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей об овощах и фруктах; на закрепление знаний о гигиене питания и бережном отношении к своему здоровью.
Проект открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка, и исходя из детских потребностей и интересов развивают его как личность. Реализуя его, развиваем потребность детей в получении и обсуждении информации о явлениях, событиях, входящих за пределы привычного им ближайшего окружения; закрепляем названия различных овощей и фруктов, обобщаем понятия «овощи» и «фрукты»; знания о пользе овощей и фруктов (источник витаминов и жизненной силы для человека, очень вкусный продукт питания). Развиваем желание экспериментировать, умение аргументировать свой выбор. Формируем навыки коллективного труда, организаторские способности; воспитываем желание оказать помощь, чувство ответственности за результат коллективной работы; бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами. Воспитываем уважение к труду людей, работающих на земле, в огороде и на приусадебном участке. Развиваем воображение, художественный вкус и творческое мышление. Пополняем и расширяем развивающую среду в группе. Осуществляем подбор информации, игрового материала по данной теме с учетом возрастных особенностей детей; расширяем свой кругозор. Привлекаем родителей дошкольников к жизни детского сада, сотрудничеству, совместному творчеству. Поощряем совместные занятия детей и родителей; вовлекаем их в воспитательно-образовательный процесс; привлекаем к участию в реализации проекта.
Направленность проекта: Проект предполагает организацию воспитательно-образовательной работы по познавательному развитию. Реализацию задач осуществить через непрерывность воспитательно-образовательного процесса ДОУ, тесную связь с семьей, педагогами-специалистами дошкольного воспитания. Вести учет всех факторов развития личности: микросреды (ДОУ+ семья) и макросреды (государство и общество). Осуществить преемственность ДОУ и семьи. Все это позволит оптимальное решить основную задачу – расширить представления детей среднего возраста об овощах и фруктах, их полезных свойствах. Воспитывать привычку к полезному, здоровому питанию.
Если мы лучше узнаем о пользе витаминов, в каких продуктах они содержаться, какую приносят пользу, то вырастем здоровыми и крепкими людьми.
Углублять и систематизировать представления детей о факторах, влияющих на здоровье.
Обогащать знания детей о наличии витаминов в фруктах и овощах, их полезных свойствах.
Активизировать работу с семьёй по проблеме формирования привычки к здоровому образу жизни.
Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.
Продолжать формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.
Учить детей изображать овощи, фрукты и ягоды на занятиях по рисованию, аппликации, лепке, ручному труду, используя различные способы и средства изображения.
Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;
Развивать способности к поисковой деятельности:
- определение задач, исходя из поставленной проблемы;
- планирование этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами;
- умение выбрать материал и способ действия
Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач.
Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения - мотивов укрепления здоровья.
Самой актуальной проблемой современного общества является сохранение и укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя".
Очень важным на сегодняшний день становится формирование у детей мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому и безопасному образу жизни.
Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи благополучия организма и питания (причем разнообразного). Так важно дать детям представление о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и иных продуктах питания. Не менее важно дать детям знания о культуре питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания. Недостаток витаминов в пище, особенно в период зимы и весны, негативно сказывается на здоровье. Поэтому в этот период желательно принимать витаминные препараты. Но не все знают какие, как, когда и сколько нужно принимать витаминов. Заботиться о своем здоровье надо начинать с детства.
Проблема:
отказ от некоторых вид блюд в детском саду;
ношение в детский сад по утрам сладостей;
недостаточные знания детей о здоровой и вредной пищи.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников, работники ДОУ.
Продолжительность проекта: годовой.
Срок реализации проекта: сентябрь 2016г - май 2017г.
Предполагаемые итоги проекта:
- первоначальные навыки самостоятельной поисковой деятельности;
- собранная информация по теме проекта;
-сформированные знания детей о здоровом и правильном питании.
Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, информационно- исследовательский.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагаемый результат проекта для детей:
Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности;
Дети узнают много нового о витаминах, содержащихся в овощах и их значение для здоровья организма.
Получены знания о здоровом и правильном питании.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
Получение консультаций по вопросам формирования здорового образа жизни.
Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Родители грамотно и творчески подойдут к вопросам правильного питания и воспитания здорового образа жизни у своих детей.
Участники проекта получат ощущение удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.
ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. НОД по познавательному развитию.
2. Беседы с детьми и родителями.
3. Игровая деятельность.
4. Выполнение работ по изобразительной деятельности и ручному труду.
5. Выполнение коллажей.
6. Выставка детского творчества.
6. Проведение досугов - развлечений.
В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий:
Здоровье сберегающая ( проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, дыхательная гимнастика, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика);
Личностно-ориентированная ( игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)
Социоигровые ( игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)
Информационно-коммуникативные ( презентации, интернет ресурсы)
В ходе реализации проекта используются такие методы и средства как:
- личный пример работников детского сада, родителей;
- использование художественной литературы;
- информирование родителей о задачах и содержании проекта.
- подготовка оборудования, материалов и инструментов.
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды
- включение детских работ в эстетически развивающую среду, окружающую детей.
- проведение выставок детского и взрослого творчества.
- вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 этап. Организационный:
Уточнение представлений детей о полезных продуктах, витаминах, их значении для жизни, т. е. личный опыт, на который могут опереться педагоги.
составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
создание банка идей и предложений;
подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса.
2 этап. Основной: Теоретический.
определение задач воспитательно-образовательной работы;
планирование деятельности педагогов;
разделение на творческие группы реализации задуманного;
объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла.
Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей, разработка проекта.
3 этап. Практический.
Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о витаминах, о правильном питании через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.
Перспективный план для реализации группового проекта «Витамины – помощники здоровью»
Старшая группа
Сентябрь
1. НОД «Витамины в жизни человека. Как витамины укрепляют организм»
2. Чтение сказки «Витамины».
3. Беседа с детьми: «Чем полезна каша?»
4. НОД «Витамины для здоровья»
5. С. р. и. «Твои любимые фрукты и овощи» - приготовление салатов.
6.Д. и. «Наполни баночку витаминами»
7. Рисование «Натюрморт»
8. Консультации для родителей: «О пользе витаминов для детского организма»
Октябрь
1 . НОД «Витамины - наши друзья».
2. С. р. и. «Магазин»
3. Беседа с детьми: «Что такое этикет?»
4. Чтение сказки «Про витамины и здоровье» Автор Ирис Ревю
5. Д. и. «Самые полезные продукты»
6. Аппликация «Ваза с фруктами»
7. Воображаемая экскурсия по разным отделам магазина «Полезные и вредные продукты».
8. Д. и. «Узнай по запаху»
9. Консультации для родителей: «Витаминная азбука здоровья»
Ноябрь
1. НОД «Полезная и вредная еда»
2. Чтение сказок: « Сказки про овощи и фрукты»
3. Д.и. « Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»
4.Беседа с детьми: «Что надо есть, если хочешь стать сильнее?»
5. Лепка «Овощи, фрукты на блюдце»
6. С. р. и. «Сготовим витаминный обед для гостей»
7. НОД «Могут ли овощи навредить нашему здоровью?»
8.Д.и. «Узнай на вкус»
9. Консультации для родителей: «Все о витаминах»
Декабрь
1 . НОД «Полезные и не полезные продукты»
2. Сказка «Приключения Чиполлино» Джанни Родари
3. Д. и. «Витамин С в гостях у ребят»
4. «Витамины на подоконнике» - посадка семян петрушки, укропа, лука.
5. Рисование на тему «Витаминный рисунок»
6. Развлечение для детей и родителей: «Вкусные старты»
7. Консультация для родителей: «Роль витаминов в детском питании»
Январь
1.НОД «Веселая Витаминка»
2.Чтение стихов про витамины Автор Л. Зильберг
3. Рассказывание «экологической сказки» (поучительная история).
4.Беседа с детьми: «Важно ли соблюдать режим питания?»
5.НОД «Путешествие в страну Неболейка».
6. Рисование « Огород», «Мои любимые овощи и фрукты».
7. Д. и. «Какой витамин для чего необходим?»
8. Беседа: «Чем можно делиться, а чем нет?»
9. Праздник « Аукцион "правильное питание"»
10.Консультация для родителей: «Наши друзья – витамины»
Февраль.
1 НОД «Витаминный калейдоскоп».
2. Чтение стихов про витамины «Витаминная азбука» Наталья Меркушова
3. Беседа с детьми: «Как правильно есть?»
4. Аппликация «Витамины, которые я знаю»
5. Д. и. «В какой части растения прячутся витамины?».
6. С.р. и. «Приготовление каш, коктейлей (молочно - ягодных)»
7. Консультация для родителей: «Витамины: опасны или полезны»
8. Развлечение (с родителями): «Вкусные старты»
Март.
1. НОД «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»
2.Беседа с детьми «Где найти витамины весной?»
3. Чтение стихов про витамины Автор Е. Тихонова
4. Аппликация «Изготовление книжек малышек про витамины»
5. Д. и. «Витаминные семейки»
6. Беседа с детьми: « Пейте, дети, молоко»
7. Консультация для родителей: «Какие витамины нужны детям весной?»
Апрель.
1.НОД «Витаминка и её друзья».
2.Д. и. «Чем делиться можно, а чем нет?».
3. Чтение стихов про витамины Автор Г. Шестакова
4. Беседа с детьми: «Всякому овощу - своё время»
5. С. р. и. «Приготовление полезных бутербродов»
6. Консультация для родителей: «Витаминные семейки»
7. Родительское собрание: «Оздоровление организма»Май.
1 НОД «Витамины»
2. Беседа с детьми: «Чем полезна капуста?»
3. Чтение стихов про витамины Автор Ирма Финк
4. Д. и. «Где живут витаминки?»
5. Познавательный досуг: «Овощи и фрукты полезные продукты»
6. Беседа с детьми: «Что надо есть если хочешь стать сильнее?»
7. Консультация для родителей «Витамины и минералы – незаменимые компоненты питания»
8. Развлечение с родителями «Поступаем в школу поварят»
Список используемой литературы для реализации проекта
1. Авдеева Н., Князева О., СтеркинаР Основы безопасности детей дошкольного возраста. - Дошкольное воспитание, 1997№3.
2. Андреев Ю.А. Три кита здоровья.- СПб: Респекс, 1996.
3. Алямовская В. Как воспитать здорового ребенка.- М.,1993.
4. Артёмова Л.В.Окружающий мир в дидактических играх дошкольников:- М .: Просвещение,1 992. —96с.
5. Вахрушев А.А.‚ Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А.Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей‚ учителей, родителей. — М.: « Баласс »,1999:” 192с.
6. Исцеляющие продукты. Энциклопедия натурального питания: -Челябинск: пер. с англ. НВП «Пластик — информ»,1994. -464 с.
7.Ковалёва Т.Витамины и минералы — незаменимые компоненты питания.// Дошкольное воспитание. -2006. — ЮЗ.
8. Латохина Л. Творим здоровье души и тела. СПб., Комплект, 1997.
9. Терпугова Е.А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов. Р-на Дону. «Феникс». 2007.
10. Швайко Г.С.Игры и игровые упражнения по развитию речи. — М.: Айрис-пресс ‚ 2006.-176 с.
11. Шорыгина Т.А.Стихи к детским праздникам. — М. Издательство ГНОМ ‚2006-640.
12. Шорыгина Т.А.Овощи. Какие они? — М.‚2002
Сидорова Зоя Григорьевна
Стрыгина Алла Николаевна