Доклад «Проектная и исследовательская деятельность студентов в аграрном секторе»
Проектная и исследовательская деятельность студентов колледжа в аграрном секторе
С.Г.Рыженкова
ГБПОУ СПО ПО «Кузнецкий многопрофильный колледж»
«То, что планируется, - делается»
Питер Дрюккер
В современных условиях хозяйствования основой эффективности любой производственной деятельности является предварительная разработка проекта. Особенно актуальна проектная деятельность в сельскохозяйственных отраслях, где имеют место достаточно высокие риски финансовых потерь при низком (а иногда даже нулевом) проценте рентабельности.
Проектная деятельность в животноводстве должна включать три этапа.
На первом этапе проводится предварительная работа по сбору информации, анализу рынков сбыта продукции и конкурентной среды, т.е. маркетинговое исследование рынка.
На этом же этапе производитель должен изучить все имеющие место технологии по определенному направлению животноводческой деятельности и выбрать наиболее продуктивные и приемлемые в данной среде.
Поэтому первая задача, которую должны решить разработчики проекта - получение и подготовка достоверной исходной (статистической, аналитической и прогнозной) информации для проработки проекта. При этом следует помнить, что результаты принятых решений, полученные в итоге, напрямую зависят от качества исходных данных. Кроме того, любые изменения, вносимые в исходную информацию на конечной стадии разработки проекта, влекут за собой пересчет всего проекта.
На втором этапе необходимо составить бизнес-план, который позволит тщательно продумать все аспекты деятельности и рассчитать необходимые для этой деятельности ресурсы, определив их источники. Работа над бизнес-планом включает разработку организационного плана, производственного плана, финансового плана, оценку рисков.
Бизнес-план - это развернутое обоснование проекта, дающее возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.
Бизнес-план должен:
- во-первых, показать, что продукт или услуга найдут своего потребителя, установить емкость рынка сбыта и перспективы его развития;
- во-вторых, оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, предоставления на рынке работ или услуг;
- в-третьих, определить прибыльность будущего производства и показать его эффективность для предприятия.
Сам процесс бизнес-планирования, включает обдумывание идеи, заставляет объективно, критически и беспристрастно взглянуть на предприятие во всей его полноте. План способствует предотвращению ошибок. Это хорошо проложенный маршрут, отражающий строгую очередность действий и приоритеты на пространстве ограниченных ресурсов. Это финансовый план (бюджет) в котором рассчитаны доходы и расходы от основной производственной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Около 50% студентов ГБПОУ «Кузнецкий многопрофильный колледж» - это сельская молодежь. Некоторые из выпускников по окончании колледжа желают вернуться в родное село и заняться животноводством. Вот тут-то им и помогут те знания, которые они получили.
Наиболее заинтересованные студенты получают необходимые навыки, участвуя в конкурсах бизнес-проектов и экспериментальных исследовательских проектов. Традиционно основным объектом проектирования являются предприятия сельского хозяйства.
Студентами колледжа были разработаны проекты по созданию таких предприятий сферы животноводства, как:
- пасека;
- свиноферма;
- предприятие по производству кормовых смесей;
- конная ферма;
- вермиферма.
Участие в данной проектной деятельности позволили студентам получить навыки для выполнения таких работ, как:
- исследование рынка сельскохозяйственной продукции и определение видов и объемов продаж пользующихся высоким спросом;
- прогнозирование динамики спроса, предложений и уровень рыночных цен на агропродукцию;
- разработка стратегических планов развития предприятия и его структурных подразделений;
- выбор оптимальных методов, форм и систем планирования, организации и управления производством в условиях свободных рыночных отношений;
- разработка бизнес-планов производства и определение его эффективность и безубыточность;
- координация работы персонала предприятия;
- анализ и контроль результатов производственно-хозяйственной деятельности;
- обоснование важнейших направлений научных исследований, развитие новых технологий и форм организации производства и предпринимательства;
- обоснование инвестиционных проектов, определение объемов и источников необходимых финансовых ресурсов.
Говоря о необходимости формирования навыков проектной деятельности у молодежи, важно убедить, что все исследования и расчеты они проводят, прежде всего, для себя, они сами должны убедиться в эффективности и перспективности задуманных мероприятий.
Проектная деятельность студентов «КМК» осуществляется по следующим направлениям: курсовое проектирование; бизнес-проектирование; разработка социальных проектов; тематическое предметное проектирование. В процессе проектной деятельности с помощью программы Microsoft Office Excel студент должен выполнить ряд расчетов, сделать обобщающие выводы и успешно защитить проект с применением презентации в Microsoft Office Power Point.
За последние пять лет наблюдается положительная динамика результатов работы по проектной деятельности студентов. (Таблица 1)
Таблица 1 – Доля студентов, участвующих в проектной деятельности
Форма проектной деятельности | 2017/18 г. | 2018/19 г. | 2019/20 г. | 2020/21 г. | 2021/22 г. |
Курсовая работа | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Бизнес-проект | 5 | 12 | 63 | 72 | 84 |
Проект по теме предмета | - | - | 1 | 4 | 10 |
Социальный проект | - | 1 | 1 | 2 | 4 |
Таким образом, формирование навыков проектирования у молодых людей в процессе их обучения является наиважнейшей задачей современного образования.
3