12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Сычева М. С.14 |
Проектная и исследовательская деятельность в детском саду
Проектная и исследовательская деятельность в детском саду
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Проектная и исследовательская деятельность — одни из самых эффективных видов деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности.
для детей дошкольного возраста проектная и исследовательская деятельность, наравне с игрой, является ведущими видами деятельности. Дети, участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и самостоятельность.
Проектная и исследовательская деятельность в детском саду неразрывны между собой.
Исследование — процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности; не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели, прототипа; является подготовительным этапом к использованию проектной деятельности; исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
В деятельности ДОУ используются следующие типы проектов:
1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей.
2. Ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).
3.Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т. д.).
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.).
В ходе проектного обучения повышается личная уверенность каждого участника через осознание своих возможностей, личный рост; развивается сознание значимости коллективной работы для получения результата, развиваются исследовательские умения (выявление проблемы, подбор необходимой информации, наблюдение практических ситуаций, выдвижение гипотез).
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:
1. Подготовительный: формулировка проблемы и цели проекта, определение продукта проекта, постановка задач, составление плана реализации проекта.
2. Практический: воспитатель по необходимости оказывает детям практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
3. Заключительный: представление зрителям (родителям и педагогам) продукта совместной деятельности.
Существуют разные выходы проектной деятельности: выставка, газета, журнал, игра, коллекция, макет, модель, оформление группы, пакет рекомендаций, праздник, серия иллюстраций, сказка, экскурсия, историческая лента времени, альбом, коллаж, драматизация, реклама, концерт и т. д.
Но одним из наиболее продуктивных результатов проектной деятельности является Мини-музей. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.