Проектная задача к уроку чтения «Приключения 2Б в стране Чукоши» (2 класс)
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ
Название проектной задачи |
«Приключения 2-Б в стране Чукоши» |
Предмет |
Литературное чтение (Внеклассное чтение) Внеурочная деятельность |
Класс, время |
2 класс, II четверть, декабрь |
Тип задачи |
метапредметная рефлексивная разновозрастная основанная на моделировании |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) |
|
|
|
Планируемый педагогический результат |
|
Способ и формат оценивания результата работы |
|
Оборудование и материалы |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЗАМЫСЕЛ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ
I этап Мотивационно-деятельностный
Проект «К.И. Чуковский детям»
Все учащиеся класса читают произведения К.И. Чуковского, делают поделки «Мое чудо-дерево», чудо-дерево «Времена года», отвечают на вопросы викторины.
Заранее создаются творческие группы, которые работают в различных направлениях.
Биографы
План работы
1. Изучить биографию К.И. Чуковского и подготовить сообщение.
2. Подготовиться к участию в викторине о жизни и творчестве К.И. Чуковского по категориям:
- имена;
- род занятий;
- города в жизни писателя;
- творчество.
Исследователи
План работы
- История создания «Крокодила».
- Как появилась «Муха-Цокотуха»?
- Как были написаны загадки.
- История появления «Мойдодыра».
- Создать книжку-малышку «По следам книг К.И. Чуковского»
Затейники
План работы
- Презентовать несколько загадок К. И. Чуковского: выучить их, нарисовать рисунки-отгадки или подобрать предметы-отгадки.
- Подготовить танец по сюжету сказки «Путаница» для физкультминутки.
Литераторы
План работы
- Подготовить инсценировку отрывка из сказки «Муха-Цокотуха».
- Подготовить выставку книг К.И. Чуковского.
Языковеды
План работы
- Лексическое значение слов (в толковом словаре, Википедия): биография, писатель, псевдоним, литературовед, критик, опера).
- Составить толковый словарь из слов и имен, которые придумал писатель К. И. Чуковский. Например: Мура – дочь К.И. Чуковского. Зубауси – зубы.
Умелые ручки
План работы
- Оформляют выставки работ «Чудо-дерево», чудо-дерево «Времена года».
- Моделируют и создают костюмы и декорации для инсценизации.
Викторина по произведениям К. И. Чуковского
- Назови сказку и дай ответ на вопрос:
- Как-то раз ехали медведи на велосипеде. А за ними львы, волки, зайчики, раки и комарики. А кто ещё?
- Волки, раки, крокодилы, слоны, быки, носороги, обезьяны испугались таракана. А кто его проглотил?
- Однажды курочки закрякали, кошечки захрюкали, уточки заквакали, свинки замяукали. А что сделали воробышек и медведь?
- От мальчика убежали, улетели и ускакали простыня, свечка, книжка, утюги, сапоги, пироги, кочерга, кушак, брюки, чулки и башмаки. А что ещё?
- По приказу Великого Умывальника щётки и мыло стали тереть мальчика, чистить и мыть. Но что особенно не понравилась ему?
- В Таврическом саду мальчик повстречал Крокодила и Кокошу. Кого он ещё встретил?
- В гости к Мухе пришли букашки, блошки, козявочки, жуки-червяки, кузнечик, светляки, сороконожки, клоп, мотыльки, бабочки, муравьи. А кто ещё пришёл к ней в гости?
- Сражались паук и комар. Кто победил?
- От неряхи убежали сито, корыто, топоры, кастрюля, утюги, чайник, кофейник, блюдца, стаканы, сковорода, вилки, рюмки, бутылки, чашки, ложки, стол, самовар, труба, тарелки, таз, скалка. А что ещё убежало?
- Какое отчество у Федоры?
- По телефону звонили слон, зайчатки, мартышки, цапли, свинья, олень, тюлень, газели, носорог. Кто ещё позвонил?
- Доброму доктору помогли добраться до Африки волки и орлы. Кто ещё?
- Таня и Ваня убежали в Африку. К кому они попали в плен?
- У Котауси были злые глазауси. И злые-презлые... (Добавь нужное слово).
- Были зайки, сороки, журавли, волки, раки, воробей, медведь, бараны, медведица, медвежата, крокодил, белочки. Кто из них проглотил солнце? А кто освободил?
- Создай словарик слов и имен, придуманных К.И.Чуковским. Напиши, кто или что это. Например: Мура – дочь К.И. Чуковского. Зубауси – зубы. Храбрецы-…, скрюченные ножки-…, Барабек-…, Котауси и Мауси-…, курица-…, хвостауси, глазауси-…, Дженни-…, Федора-…, Федотка-…, Мойдодыр-…, Бебека, Мемека-…, сумасброд-…, Бармалей-….
II этап Организационно-деятельностный
Решение проектной задачи
Результат выполнения заданий – презентация ответов, подготовка к созданию продукта. Для выполнения проектной задачи рекомендуется выделить 1 урок учебного времени. Итоговое задание – синтез результатов, полученных во всех заданиях. Продукт – алгоритм-пирамида о жизни и творчестве писателя, карта страны Чукоши.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ
Две недели мы с вами работали над проектом «К.И. Чуковский-детям», и сегодня биографы, исследователи, знатоки языка, затейники, артисты расскажут о результатах своей работы.
Наконец настал момент:
Презентуем мы проект.
Всем расскажем о Чукоше
И его героях тоже.
Карту приключений составляем,
Славных гномов тут встречаем,
И всех нас солнце согревает.
– А происходит это потому, что говорить мы будем о жизни и творчестве Корнея Ивановича Чуковского, детского писателя и очень солнечного человека, человека излучающего радость, свет, тепло и добро, которые он всегда дарил своим читателям, а прежде всего детям. Чтобы не дать нашим друзьям – первоклашкам «утонуть» в огромном океане книг детского писателя, а вместе с нами с интересом путешествовать по страницам книг Чуковского! Как настоящие исследователи, мы составим, алгоритм-пирамиду о жизни и творчестве писателя и карту страны Чукоши. И это будет проектная задача, которую нам нужно решить сейчас.
МОДЕЛИРОВАНИЕ КАРТЫ СТРАНЫ ЧУКОШИ
У каждой группы есть конверт географических объектов страны Чукоши и их названий, вам необходимо установить соответствие между ними. Лучший, по мнению экспертов (наших гостей), мы возьмем за основу, когда будем создавать карту.
(Работа в группах, презентация продукта)
Остров «Биографический»
Море Загадок
Горы Стихотворений
Долина Сказок
Лес Переводов
Город Детства
Словарная работа: отчет знатоков языка.
– Во время работы над проектом вам встретились незнакомые слова, значение которых узнавала группа знатоков языка. Сейчас мы прочитаем эти слова, а ребята расскажут, что они узнали. (Дети выполняют задание)
Биография - это описание чьей-нибудь жизни. Например: биография Корнея Ивановича Чуковского или биография – это чья-нибудь жизнь. Например: моя биография.
Псевдоним – это условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящее имя или фамилию (либо то и другое). Например: Корней Иванович Чуковский – это псевдоним писателя, а в детстве его звали Николай Васильевич Корнейчуков.
Писатель – это человек, который пишет литературные произведения. Например: детский писатель, пишет для детей.
Критик изучает и оценивает в данном случае произведения писателей или Критик – это человек, который все и всех ругает, осуждает. Еще говорят – хулитель, порицатель.
Литературовед изучает литературные произведения. Например, Корней Иванович Чуковский больше всего любил и почти 46 лет изучал творчество поэта Некрасова.
Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра. Композитор Юрий Левитин написал оперу «Мойдодыр».
1. «Остров «Биографический»: отчет группы биографов.
– Начинается наше путешествие на острове «Биографическом», где гном Почемучка и ребята из группы биографов помогут нам узнать интересные факты о жизни и творчестве Корнея Ивановича Чуковского. Перед вами категории, по которым работали ребята, вы выбираете одну из них, а они рассказывают, что знают об этом из биографии писателя.
- имена;
- род занятий;
- города;
- виды творчества.
– Итак, назовите настоящее имя писателя. (Корнейчуков) Как вы думаете, почему псевдоним у писателя – Корней Чуковский? (Он части настоящей фамилии сделал писательским именем)
2. «Море загадок»: чтение затейниками загадок и отгадывание их по рисункам и предметам.
– С острова «Биографический» мы попадаем в «Море загадок», где нас встречает гном Загадалка. А еще на нашей презентации работает справочное бюро, где от исследователей можно узнать много интересного.
Справочное бюро:
К.И. Чуковский о себе рассказывал: «Где бы я ни был - в трамвае, в очереди за хлебом, у зубного врача,- я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».
– Их он сочинил целых 25. Наши «Затейники» подготовили подборку этих загадок с отгадками. Послушайте некоторые из них и правильно выберите отгадку.
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец - глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху
Увидел лохматого. (Зеркало)
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! ( Крапива)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха
Как паутинку я тяну. ( Иголка)
Растёт она вниз головою.
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт. ( Сосулька)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, -
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое. ( Яйцо и цыпленок)
3. «Горы стихотворений»: работа по карточкам в парах.
– А теперь перед нами раскинулись «Горы стихотворений», хозяйничает здесь гном Забывалка. Он, конечно, со своими друзьями побывал в мастерской Чукоши, где у нас работают выставки
«Чудо-дерево «Времена года» и «Мое чудо-дерево». Гномам очень понравились ваши работы, а вот, что они написали об этом, мы узнаем, если выполним задание гнома Забывалки. На листьях этого чуда-дерева он написал только несколько первых букв из названий стихотворений К.Чуковского. Попробуйте ему помочь, отгадайте их (Дети отгадывают). А теперь вспомним эти стихотворения, работаем в парах по карточкам. Прочитайте стихотворения, установите соответствие: поставьте нужную цифру рядом с названием стихотворения.
(Работа по карточке А). Проверяем.
( Дети читают и отвечают на вопросы)
- « Бе…» (Почему смеялась лягушка? Все испугались хвастливого барашка.)
- «Еж…» ( Что и почему вызвало смех у ежиков? Козявки продавали ежикам булавки, а они, и так, колючие.)
- «Фед ...» ( Что мы узнали о Федотке? Какой он? Из чего это видно? Капризный. Все его нянчат.)
- « Ра…» ( Какие чудеса происходили из-за того, что все радоваллись?)
- « Пу…» (Кому из героев можно посоветовать: «Спички – это не игрушка»? Лисичкам.)
4. Физкультминутка «Путаница».
А сейчас физкультминутка,
И, конечно, место шутке.
Путаница в классе:
Стала все похожи на зверят,
Муху слушать не хотят.
5. «Долина сказок»: инсценировка отрывка из сказки « Муха-Цокотуха», викторина «Назови сказку».
игра «Помоги Путалке»;
– Мы путешествие продолжим, в «Долину сказок» попадаем и Путалке все вместе помогаем. В названиях сказок К. Чуковского гном перепутал одну из букв. Прочитайте правильно названия сказок.
«Фармалей» ( Б)
«Мокдодыр» (й)
«Тарабанище» (к)
«Федорино море» (г)
« Ойболит» (А)
« Крокожил» (д)
« Муза-Цокотуха» (х)
«Худо - дерево» ( Ч)
– Ребята, какой герой чаще других встречается в произведениях Чуковского? (Ответ детей)
Справочное бюро
Детским писателем Чуковский стал случайно. А вышло это так. Корней Иванович ехал в поезде с сыном. Мальчик заболел и капризничал. Чтобы успокоить его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил на свете крокодил,
Он по улицам ходил.
Сынишка затих и стал слушать, а на утро попросил повторить историю. Так родилась сказка «Крокодил».
– Посмотрите на выставку книг, которую составили наши исследователи, и назовите сказки, где нет крокодила? (Ответ детей)
– Отрывок одной из сказок инсценировали наши артисты, послушайте историю создания сказки и отгадайте ее название.
Справочное бюро:
Однажды у Корнея Ивановича было радостное настроение, хотелось вспорхнуть и полететь, взмахнув крыльями. Так в один день была написана веселая сказка о мухиных именинах и свадьбе, а в роли спасителя-жениха автор представлял себя.
2) инсценировка отрывка из сказки « Муха-Цокотуха»;
Вопросы:
Как называется сказка, отрывок из которой нам показали ребята?
Какая из пословиц отражает содержание сказки?
(Дети читают и отвечают)
Не имей сто рублей, имей сто друзей.
Друзья познаются в беде.
Старый друг лучше новых двух.
3) слушание финальной части оперы « Мойдодыр».
– И еще одна история от исследователей.
Справочное бюро:
Чуковский любил детей и всегда находил к ним подход. Как-то сидя в кабинете, он услышал плач своей младшей дочери, которая не хотела умываться и громко плакала. Отец вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
И вот уже около ста лет взрослые и дети с интересом читают сказку «Мойдодыр».
– Сейчас вы посмотрите отрывок из одноименного мультфильма, где звучит финал оперы Ю. Левитина.
- Какое настроение передают нам авторы сказки, музыки и мультфильма?
- Что прославляют они и почему?
6. «Лес переводов»: работа в группах.
– Гном Смекалка приглашает нас в «Лес переводов» и хочет узнать, что вы знаете о Чуковском- переводчике, какие народные детские песенки он перевел на русский язык? (Ответ детей)
А сейчас – работа в группах: нужно составить из букв название песенки, выставить в нужном порядке строки в песенке и прочитать ее нам.
(Дети работают и отвечают)
7. «Город детства»:
– Наше путешествие заканчивается в «Городе детства». И сейчас мы увидим, как работала группа «Родительская помощь», наши родители. В коллаже «Говорят наши дети» они рассказали свои истории о вас, ребята, как и что вы говорили, когда были маленькими, а теперь мы посоревнуемся, кто лучше понимает язык наших ребят: дети или взрослые. Я спрашиваю, а вы объясняйте. Замените слово, чтобы было понятно, о чем хотел сказать малыш (Проводится конкурс).
8. Рефлексия.
1. Составление и презентация алгоритм-пирамиды о жизни и творчестве писателя.
(см. Приложение 1)
2. Заполнение карты самооценки деятельности. (см. Приложение 2)
2. Метод « Микрофон».
– Закончились наши приключения в стране Чукоши, но хочется верить, что это ваши первые шаги в удивительном мире книг Корнея Чуковского. А теперь подумайте и скажите одним словом, почему его стихи интересны всем? Они…
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Алгоритм-пирамида «Жизнь и творчество К.И. Чуковского»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карта самооценки
Мне было интересно на уроке. Я работал (а) хорошо, у меня все получалось. |
Я старался (старалась), но не все получалось. |
Получалось мало. Легче было работать в группе. |
|||||||
Ф. И. ученика (цы) |
КАРТОЧКА А
Прочитай, допиши название.
Установи соответствие, поставив в квадратике нужную цифру.
1) Взял барашек карандашик,
Взял и написал:
« Я – Бебека, я – М емека,
Я медведя забодал!»
Испугалися зверюги,
Разбежалися в испуге.
А лягушка у болотца
Заливается, смеется:
«Вот так молодцы!»
2) У канавки две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Все не могут перестать:
«Эх вы глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы».
3) Бедный Федотка – сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тетка,
Только папа да дедушка
с бабушкой.
4) Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
5) Рады, рады, рады светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады темные осины,
И на них от радости
растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли
Сладким медом потекли.
Куры стали павами,
Лысые – кудрявыми.
Даже мельница – и та
Заплясала у моста.
Так бегите же за мною
На зеленые луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Мы на радугу
Вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!
ПУТАНИЦА
ЕЖИКИ СМЕЮТСЯ
РАДОСТЬ
ФЕДОТКА
БЕБЕКА
Карта наблюдения. Оценка выполнения итогового задания группой №
Эксперты
Учащиеся
Критерий |
Развернутые ответы и комментарии |
Оценка по 3-балльной шкале |
|
1. Соответствие результата поставленной цели |
|||
2. Базируется ли итоговый «продукт» на результатах выполнения отдельных заданий |
|||
3. Степень обоснованности результата |
|||
4. Качество готового «продукта» |
Текст |
||
Формы представления |
|||
Иллюстративный материал |
|||
Качество выступления |
|||
6. Иллюстративный материал |
|||
7. Ответы на вопросы |
|||
Итого |