12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Левашова Лариса Александровна646
Педагогический стаж 34 года, специалист высшей категории, учитель -методист. Горячий поклонник теории и практики величайшего из педагогов XX века - В.А. Сухомлинского.

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ

 

Название проектной задачи

«Приключения 2-Б в стране Чукоши»

Предмет

Литературное чтение

(Внеклассное чтение)

Внеурочная деятельность

Класс, время

2 класс, II четверть, декабрь

Тип задачи

метапредметная

рефлексивная

разновозрастная

основанная на моделировании

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Познакомить с биографией К.И. Чуковского.
  2. Расширять знания о его творчестве.
  3. Создавать условия для формирования читательской и проектной культуры.
  4. Прививать интерес к чтению.
  5. Развивать навыки самостоятельной работы с книгой и различными источниками информации, умения презентовать продукты своей деятельности, применять полученные знания на практике.
  6. Воспитывать интерес к личности писателя и его произведениям, эстетический и художественный вкус, способность к рефлексивной деятельности.

 

  1. Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

 

  1. Знания о жизни и творчестве К. И. Чуковского.
  2. Читательские компетенции.
  3. Умения решать творческие задачи в рамках художественной и декоративно-прикладной деятельности.
  4. Навыки художественного чтения и инсценизации.
  5. Работа с информацией.
  6. Коммуникативные компетентности.
  7. Планирование деятельности, организация рабочего пространства, рациональное использование времени, сотрудничество и координация действий с членами группы, взрослыми, детьми, коллективом, учителем.

Планируемый педагогический результат

  1. Закрепление навыков систематического выбора и чтения доступных детских книг в свободное время.
  2. Усвоение учебного материала по теме, создание портфолио по материалам проекта «К.И. Чуковский-детям».
  3. Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности, умений работать в группе и в паре.
  4. Формирование ключевых компетентностей средствами учебно-воспитательной деятельности и проектного обучения.
  5. Составление алгоритм-пирамиды о жизни и творчестве писателя, карты страны Чукоши.

Способ и формат оценивания результата работы

  1. Заполнение учащимися карты самооценки: рефлексия деятельности.
  2. Экспертная оценка работы в группах, парах.
  3. Встроенное наблюдение: оценка учителем работы групп.

Оборудование и материалы

  • портрет писателя, выставка его книг;
  • выставки: поделок «Мое чудо-дерево», аппликаций чудо-дерево «Времена года»;
  • костюмы для инсценизации отрывка из сказки «Муха-Цокотуха»;
  • телевизор, DVD-плеер, сказка «Мойдодыр».
  • набор текстовых заданий на карточках;
  • иллюстративный материал для создания карты;
  • бумага, карандаши, клей, ножницы.

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЗАМЫСЕЛ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ

I этап Мотивационно-деятельностный

Проект «К.И. Чуковский детям»

Все учащиеся класса читают произведения К.И. Чуковского, делают поделки «Мое чудо-дерево», чудо-дерево «Времена года», отвечают на вопросы викторины.

Заранее создаются творческие группы, которые работают в различных направлениях.

Биографы

План работы

1. Изучить биографию К.И. Чуковского и подготовить сообщение.

2. Подготовиться к участию в викторине о жизни и творчестве К.И. Чуковского по категориям:

  • имена;
  • род занятий;
  • города в жизни писателя;
  • творчество.

Исследователи

План работы

  1. История создания «Крокодила».
  2. Как появилась «Муха-Цокотуха»?
  3. Как были написаны загадки.
  4. История появления «Мойдодыра».
  5. Создать книжку-малышку «По следам книг К.И. Чуковского»

Затейники

План работы

  1. Презентовать несколько загадок К. И. Чуковского: выучить их, нарисовать рисунки-отгадки или подобрать предметы-отгадки.
  2. Подготовить танец по сюжету сказки «Путаница» для физкультминутки.

Литераторы

План работы

  1. Подготовить инсценировку отрывка из сказки «Муха-Цокотуха».
  2. Подготовить выставку книг К.И. Чуковского.

Языковеды

План работы

  1. Лексическое значение слов (в толковом словаре, Википедия): биография, писатель, псевдоним, литературовед, критик, опера).
  2. Составить толковый словарь из слов и имен, которые придумал писатель К. И. Чуковский. Например: Мура – дочь К.И. Чуковского. Зубауси – зубы.

Умелые ручки

                                                         План работы

  1. Оформляют выставки работ «Чудо-дерево», чудо-дерево «Времена года».
  2. Моделируют и создают костюмы и декорации для инсценизации.

Викторина по произведениям К. И. Чуковского

  1. Назови сказку и дай ответ на вопрос:
  2. Как-то раз ехали медведи на велосипе­де. А за ними львы, волки, зайчики, раки и комарики. А кто ещё?
  3. Волки, раки, крокодилы, слоны, быки, носороги, обезьяны испугались таракана. А кто его проглотил?
  4. Однажды курочки закрякали, кошечки захрюкали, уточки заквакали, свинки замяу­кали. А что сделали воробышек и медведь?
  5. От мальчика убежали, улетели и уска­кали простыня, свечка, книжка, утюги, сапо­ги, пироги, кочерга, кушак, брюки, чулки и башмаки. А что ещё?
  6. По приказу Великого Умывальника щётки и мыло стали тереть мальчика, чис­тить и мыть. Но что особенно не понравилась ему?
  7. В Таврическом саду мальчик повстре­чал Крокодила и Кокошу. Кого он ещё встре­тил?
  8. В гости к Мухе пришли букашки, блош­ки, козявочки, жуки-червяки, кузнечик, светляки, сороконожки, клоп, мотыльки, бабоч­ки, муравьи. А кто ещё пришёл к ней в гости?
  9. Сражались паук и комар. Кто победил?
  10. От неряхи убежали сито, корыто, то­поры, кастрюля, утюги, чайник, кофейник, блюдца, стаканы, сковорода, вилки, рюмки, бутылки, чашки, ложки, стол, самовар, тру­ба, тарелки, таз, скалка. А что ещё убежало?
  11. Какое отчество у Федоры?
  12. По телефону звонили слон, зайчатки, мартышки, цапли, свинья, олень, тюлень, га­зели, носорог. Кто ещё позвонил?
  13. Доброму доктору помогли добраться до Африки волки и орлы. Кто ещё?
  14. Таня и Ваня убежали в Африку. К кому они попали в плен?
  15. У Котауси были злые глазауси. И злые-презлые... (Добавь нужное слово).
  16. Были зайки, сороки, журавли, волки, раки, воробей, медведь, бараны, медведица, медвежата, крокодил, белочки. Кто из них проглотил солнце? А кто освободил?
  17. Создай словарик слов и имен, придуманных К.И.Чуковским. Напиши, кто или что это. Например: Мура – дочь К.И. Чуковского. Зубауси – зубы. Храбрецы-…, скрюченные ножки-…, Барабек-…, Котауси и Мауси-…, курица-…, хвостауси, глазауси-…, Дженни-…, Федора-…, Федотка-…, Мойдодыр-…, Бебека, Мемека-…, сумасброд-…, Бармалей-….

II этап Организационно-деятельностный

Решение проектной задачи

Результат выполнения заданий – презентация ответов, подготовка к созданию продукта. Для выполнения проектной задачи рекомендуется выделить 1 урок учебного времени. Итоговое задание – синтез результатов, полученных во всех заданиях. Продукт – алгоритм-пирамида о жизни и творчестве писателя, карта страны Чукоши.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ

Две недели мы с вами работали над проектом «К.И. Чуковский-детям», и сегодня биографы, исследователи, знатоки языка, затейники, артисты расскажут о результатах своей работы.

Наконец настал момент:

Презентуем мы проект.

Всем расскажем о Чукоше

И его героях тоже.

Карту приключений составляем,

Славных гномов тут встречаем,

И всех нас солнце согревает.

– А происходит это потому, что говорить мы будем о жизни и творчестве Корнея Ивановича Чуковского, детского писателя и очень солнечного человека, человека излучающего радость, свет, тепло и добро, которые он всегда дарил своим читателям, а прежде всего детям. Чтобы не дать нашим друзьям – первоклашкам «утонуть» в огромном океане книг детского писателя, а вместе с нами с интересом путешествовать по страницам книг Чуковского! Как настоящие исследователи, мы составим, алгоритм-пирамиду о жизни и творчестве писателя и карту страны Чукоши. И это будет проектная задача, которую нам нужно решить сейчас.

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАРТЫ СТРАНЫ ЧУКОШИ

У каждой группы есть конверт географических объектов страны Чукоши и их названий, вам необходимо установить соответствие между ними. Лучший, по мнению экспертов (наших гостей), мы возьмем за основу, когда будем создавать карту.

(Работа в группах, презентация продукта)

Остров «Биографический»

Море Загадок

Горы Стихотворений

Долина Сказок

Лес Переводов

Город Детства

Словарная работа: отчет знатоков языка.

– Во время работы над проектом вам встретились незнакомые слова, значение которых узнавала группа знатоков языка. Сейчас мы прочитаем эти слова, а ребята расскажут, что они узнали. (Дети выполняют задание)

Биография - это описание  чьей-нибудь жизни. Например: биография Корнея Ивановича Чуковского или биография – это чья-нибудь жизнь. Например: моя биография.

Псевдоним – это условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящее имя или фамилию (либо то и другое). Например: Корней Иванович Чуковский – это псевдоним писателя, а в детстве его звали Николай Васильевич Корнейчуков.

Писатель – это человек, который пишет литературные произведения. Например: детский писатель, пишет для детей.

Критик изучает и оценивает в данном случае произведения писателей или Критик – это человек, который все и всех ругает, осуждает. Еще говорят – хулитель, порицатель.

Литературовед изучает литературные произведения. Например, Корней Иванович Чуковский больше всего любил и почти 46 лет изучал творчество поэта Некрасова.

Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра. Композитор Юрий Левитин написал оперу «Мойдодыр».

1. «Остров «Биографический»: отчет группы биографов.

– Начинается наше путешествие на острове «Биографическом», где гном Почемучка и ребята из группы биографов помогут нам узнать интересные факты о жизни и творчестве Корнея Ивановича Чуковского. Перед вами категории, по которым работали ребята, вы выбираете одну из них, а они рассказывают, что знают об этом из биографии писателя.

  • имена;
  • род занятий;
  • города;
  • виды творчества.

– Итак, назовите настоящее имя писателя. (Корнейчуков) Как вы думаете, почему псевдоним у писателя – Корней Чуковский? (Он части настоящей фамилии сделал писательским именем)

     2. «Море загадок»: чтение затейниками загадок и отгадывание их по рисункам и предметам.

– С острова «Биографический» мы попадаем в «Море загадок», где нас встречает гном Загадалка. А еще на нашей презентации работает справочное бюро, где от исследователей можно узнать много интересного.

Справочное бюро:

К.И. Чуковский о себе рассказывал: «Где бы я ни был - в трамвае, в очереди за хлебом, у зубного врача,- я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».

– Их он сочинил целых 25. Наши «Затейники» подготовили подборку этих загадок с отгадками. Послушайте некоторые из них и правильно выберите отгадку.

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец - глупца,

Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

И Федя неряху

Увидел лохматого. (Зеркало)

 

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! ( Крапива)

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха

Как паутинку я тяну. ( Иголка)

Растёт она вниз головою.

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт. ( Сосулька)

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо, -

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое. ( Яйцо и цыпленок)

3. «Горы стихотворений»: работа по карточкам в парах.

– А теперь перед нами раскинулись «Горы стихотворений», хозяйничает здесь гном Забывалка. Он, конечно, со своими друзьями побывал в мастерской Чукоши, где у нас работают выставки

«Чудо-дерево «Времена года» и «Мое чудо-дерево». Гномам очень понравились ваши работы, а вот, что они написали об этом, мы узнаем, если выполним задание гнома Забывалки. На листьях этого чуда-дерева он написал только несколько первых букв из названий стихотворений К.Чуковского. Попробуйте ему помочь, отгадайте их (Дети отгадывают). А теперь вспомним эти стихотворения, работаем в парах по карточкам. Прочитайте стихотворения, установите соответствие: поставьте нужную цифру рядом с названием стихотворения.

(Работа по карточке А). Проверяем.

( Дети читают и отвечают на вопросы)

  1. « Бе…» (Почему смеялась лягушка? Все испугались хвастливого барашка.)
  2. «Еж…» ( Что и почему вызвало смех у ежиков? Козявки продавали ежикам булавки, а они, и так, колючие.)
  3. «Фед ...» ( Что мы узнали о Федотке? Какой он? Из чего это видно? Капризный. Все его нянчат.)
  4. « Ра…» ( Какие чудеса происходили из-за того, что все радоваллись?)
  5. « Пу…» (Кому из героев можно посоветовать: «Спички – это не игрушка»? Лисичкам.)

4. Физкультминутка «Путаница».

А сейчас физкультминутка,

И, конечно, место шутке.

Путаница в классе:

Стала все похожи на зверят,

Муху слушать не хотят.

5. «Долина сказок»: инсценировка отрывка из сказки « Муха-Цокотуха», викторина «Назови сказку».

игра «Помоги Путалке»;

– Мы путешествие продолжим, в «Долину сказок» попадаем и Путалке все вместе помогаем. В названиях сказок К. Чуковского гном перепутал одну из букв. Прочитайте правильно названия сказок.

«Фармалей» ( Б)

«Мокдодыр» (й)

«Тарабанище» (к)

«Федорино море» (г)

« Ойболит» (А)

« Крокожил» (д)

« Муза-Цокотуха» (х)

«Худо - дерево» ( Ч)

– Ребята, какой герой чаще других встречается в произведениях Чуковского? (Ответ детей)

Справочное бюро

Детским писателем Чуковский стал случайно. А вышло это так. Корней Иванович ехал в поезде с сыном. Мальчик заболел и капризничал. Чтобы успокоить его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил на свете крокодил,

Он по улицам ходил.

Сынишка затих и стал слушать, а на утро попросил повторить историю. Так родилась сказка «Крокодил».

– Посмотрите на выставку книг, которую составили наши исследователи, и назовите сказки, где нет крокодила? (Ответ детей)

– Отрывок одной из сказок инсценировали наши артисты, послушайте историю создания сказки и отгадайте ее название.

Справочное бюро:

Однажды у Корнея Ивановича было радостное настроение, хотелось вспорхнуть и полететь, взмахнув крыльями. Так в один день была написана веселая сказка о мухиных именинах и свадьбе, а в роли спасителя-жениха автор представлял себя.

2) инсценировка отрывка из сказки « Муха-Цокотуха»;

Вопросы:

Как называется сказка, отрывок из которой нам показали ребята?

Какая из пословиц отражает содержание сказки?

(Дети читают и отвечают)

Не имей сто рублей, имей сто друзей.

Друзья познаются в беде.

Старый друг лучше новых двух.

3) слушание финальной части оперы « Мойдодыр».

– И еще одна история от исследователей.

Справочное бюро:

Чуковский любил детей и всегда находил к ним подход. Как-то сидя в кабинете, он услышал плач своей младшей дочери, которая не хотела умываться и громко плакала. Отец вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

И вот уже около ста лет взрослые и дети с интересом читают сказку «Мойдодыр».

– Сейчас вы посмотрите отрывок из одноименного мультфильма, где звучит финал оперы Ю. Левитина.

  1. Какое настроение передают нам авторы сказки, музыки и мультфильма?
  2. Что прославляют они и почему?

6. «Лес переводов»: работа в группах.

– Гном Смекалка приглашает нас в «Лес переводов» и хочет узнать, что вы знаете о Чуковском- переводчике, какие народные детские песенки он перевел на русский язык? (Ответ детей)

А сейчас – работа в группах: нужно составить из букв название песенки, выставить в нужном порядке строки в песенке и прочитать ее нам.

(Дети работают и отвечают)

7. «Город детства»:

– Наше путешествие заканчивается в «Городе детства». И сейчас мы увидим, как работала группа «Родительская помощь», наши родители. В коллаже «Говорят наши дети» они рассказали свои истории о вас, ребята, как и что вы говорили, когда были маленькими, а теперь мы посоревнуемся, кто лучше понимает язык наших ребят: дети или взрослые. Я спрашиваю, а вы объясняйте. Замените слово, чтобы было понятно, о чем хотел сказать малыш (Проводится конкурс).

8. Рефлексия.

1. Составление и презентация алгоритм-пирамиды о жизни и творчестве писателя.

(см. Приложение 1)

2. Заполнение карты самооценки деятельности. (см. Приложение 2)

2. Метод « Микрофон».

– Закончились наши приключения в стране Чукоши, но хочется верить, что это ваши первые шаги в удивительном мире книг Корнея Чуковского. А теперь подумайте и скажите одним словом, почему его стихи интересны всем? Они…

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Алгоритм-пирамида «Жизнь и творчество К.И. Чуковского»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карта самооценки

                   

Мне было интересно на уроке.

Я работал (а) хорошо, у меня все получалось.

Я старался (старалась),

но не все получалось.

Получалось мало.

Легче было работать в группе.

Ф. И. ученика (цы)

КАРТОЧКА А

Прочитай, допиши название.

Установи соответствие, поставив в квадратике нужную цифру.

1) Взял барашек карандашик,

Взял и написал:

« Я – Бебека, я – М емека,

Я медведя забодал!»

Испугалися зверюги,

Разбежалися в испуге.

А лягушка у болотца

Заливается, смеется:

«Вот так молодцы!»

2) У канавки две козявки

Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!

Все не могут перестать:

«Эх вы глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы».

3) Бедный Федотка – сиротка.

Плачет несчастный Федотка:

Нет у него никого,

Кто пожалел бы его.

Только мама, да дядя, да тетка,

Только папа да дедушка

с бабушкой.

4) Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили.

А лисички взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

5) Рады, рады, рады светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады темные осины,

И на них от радости

растут апельсины.

То не дождь пошел из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли

Сладким медом потекли.

Куры стали павами,

Лысые – кудрявыми.

Даже мельница – и та

Заплясала у моста.

Так бегите же за мною

На зеленые луга,

Где над синею рекою

Встала радуга-дуга.

Мы на радугу

Вска-ра-б-каемся,

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках!

ПУТАНИЦА

Прямоугольник 7
 

ЕЖИКИ СМЕЮТСЯ

Прямоугольник 8
 

РАДОСТЬ

Прямоугольник 9
 

ФЕДОТКА

Прямоугольник 10
 

БЕБЕКА

Прямоугольник 10

Карта наблюдения. Оценка выполнения итогового задания группой

Эксперты

Учащиеся

Критерий

Развернутые ответы и

комментарии

Оценка

по 3-балльной шкале

1. Соответствие результата поставленной цели

   

2. Базируется ли итоговый «продукт» на

результатах выполнения отдельных заданий

   

3. Степень обоснованности результата

   

4. Качество готового

«продукта»

Текст

   

Формы

представления

   

Иллюстративный

материал

   

Качество

выступления

     

6. Иллюстративный материал

     

7. Ответы на вопросы

     

Итого

     
                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 3
 
                                                  ГНОМЫ
Гном Забывалка
Гном Загадалка
Гном Почемучка
Гном Смекалка
Гном Путалка
                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.