Проектно – исследовательская работа "Оптимизация построения школьной линейки"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Замишевская средняя общеобразовательная школа»
243003, РФ, Брянская область, Новозыбковский район,
село Замишево, пер. Первомайский, д.14.
ИНН 3222002734, КПП 322201001
тел.(48343)5-72-84, e-mail: zamishevo@yandex.ru
Проектно – исследовательская работа
Оптимизация построения школьной линейки
Авторы проекта: ученики 7«а» класса
Батуркина Екатерина
Кучко Алёна
Руководитель: учитель математики
Шупикова Марина Викторовна
Оглавление
Материал и методика исследования. 5
Список использованной литературы: 11
Приложение №3: Расчёт площадей помещений 14
Приложение №4: Расчёт площади для расстановки всех учеников школы. 14
Приложение №5. Расчёт свободной площади холлов 16
Приложение №6. Предполагаемые варианты расстановки учеников по классам. 16
Приложение №7. Наиболее удачный вариант размещения классов 18
На линейке школьной нас
Похвалили в пятый раз.
Вот линейки как нужны!
Знать вы это все должны.
И. Агеева
Приходя в школу в первый раз и прощаясь с ней навсегда мы выходим на торжественную линейку. А бывают рабочие линейки, проходящие в некоторых школах еженедельно с рапортами дежурных, вручением грамот активным ученикам.
С одной стороны, школьные линейки - это своеобразная рефлексия, подведение итогов, осмысление происходящего и радость. Это, если говорить о линейках торжественных, на которых чествуют наиболее отличившихся учеников. Они всегда с нетерпением ждут такие линейки. Приятно и радостно при всех получить свои заслуженные награды из рук директора и завуча. Мотивация хорошая для всех. Стимул стараться и улучшать свои результаты. Возможность собраться вместе.
Если линейки посвящены праздничным событиям, то это тоже хорошо. Ощущение праздника на весь день.
С другой стороны, не во всех учреждениях имеются подходящие помещения для сбора большого количества детей. И дети при тесном построении чувствуют себя не комфортно.
Актуальность данной работы заключается в том, что одной из традиций нашей школы является еженедельные общешкольные линейки, но на построении классов затрачивается существенное время и во время линейки среди школьников часто возникает недовольство из-за тесного размещения и закрытого обзора выступающих.
Важность подобной школьной традиции, как проведение рабочих линеек, трудно не оценить: это и приобщение учащихся к жизни школы, и информирование о памятных и интересное датах нашей страны, и оперативное оповещение о предстоящих делах, и торжественность при поощрении активных учеников. Поэтому оптимальное расположение классов на линейке позволит сделать такие мероприятия более комфортными как для всех учеников, так и для ведущих линейки.
Объектом исследования являются учащиеся школы и площадь помещения холлов, в которых проводятся школьные линейки.
Предмет исследования – расположение классов на линейке.
Цель исследования – найти оптимальное расположение классов при проведении школьной линейки.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
выяснить мнения учащихся об эффективности построения на школьную линейку и их мнения о размещении классов в построении;
рассчитать площадь помещений, в которых проводятся линейки;
рассчитать площадь, необходимую для расстановки всех учеников школы;
найти оптимальное построение школьной линейки;
предложить рекомендации по улучшению качества проведения школьных линеек за счёт оптимального построения учащихся.
Гипотеза: Если рассчитать оптимальное расположение учащихся на школьной линейке, будет ли комфортнее проведение такого мероприятия.
Методы исследования:
Теоретические:
анализ литературы по выбранной теме;
Практические:
визуальное обследование, опрос, математическое моделирование.
Интерпретационные:
количественный и качественный анализ результатов.
Место исследования: Брянская область, Новозыбковский район, МБОУ «Замишевская средняя общеобразовательная школа».
Время исследования: 2015 - 2016 учебный год.
1. Для выявления мнения учащихся об эффективности построения на школьную линейку и их мнения о размещении классов в построении мы использовали опрос. Ученикам было предложено ответить на ряд вопросов:
Устраивает ли Вас расстановка детей на школьной линейке?
Как бы Вы хотели, чтобы ученики стояли на линейках: по классам, по росту, по личным предпочтениям или другое?
Стоит ли приглашать учащихся начальной школы на линейки?
Обработка результатов: полученные результаты были занесены в таблицу. На основании этих данных были сделаны выводы
2. На втором этапе исследования проводилось измерение линейных размеров помещений, где проводятся школьные линейки.
Обработка результатов: на основании полученных результатов были посчитаны площади помещений. Эти данные занесены в таблицу.
3. Для определения площади, необходимой для расстановки всех учеников школы, были взяты данные об общем количестве учащихся по школе и количестве учеников по классам. Нами была рассчитана средняя величина площади, занимаемой одним учеником, затем найдена площадь, занимаемая всеми учениками школы и учениками каждого класса в отдельности.
Обработка результатов: полученные результаты были занесены в таблицу.
4. При исследовании расположения учеников на линейке мы построили графические модели – схемы, на которых указали площади помещения, площади, занимаемые учениками и свободные площади для двух вариантов помещений (холлы первого и второго этажей). Затем на полученных схемах мы построили предполагаемые варианты расстановки учеников по классам.
Обработка результатов: полученные схемы расстановки мы проанализировали с точки зрения лаконичности и широты угла обзора. На основании этих данных были сделаны выводы
3. Пятой частью работы было изучение истории возникновения школьных линеек в литературе.
Результаты исследования1. Опрос учащихся школы об эффективности построения на линейку.
При выполнении этой работы было опрошено 63 учащихся 1 – 11-х классов Замишевской средней общеобразовательной школы, среди них 26 учеников начальной школы, 28 учеников среднего звена и 9 учеников старшего звена.
Подсчитали численное значение и процентное соотношение учащихся, давших одинаковые ответы по каждому вопросу анкеты отдельно для каждого звена школы и общий результат по школе, на основании чего нами сделаны выводы мнении учащихся об эффективности построения на школьную линейку и размещении классов в построении (приложение №1).
Вывод: Опрос и анализ данных показали, что большая часть учеников начальной школы при понимании необходимости их участия в общешкольном построении (85% учеников начальной школы считают, что нужно учитывать присутствие младших классов на школьной линейке) не довольна нынешним расположением классов на линейке (96%), вследствие чего дети теряют интерес к мероприятию и мешают окружающим. Об этом свидетельствует высокий процент учеников среднего звена, находящегося рядом с начальными классами при построении, которые считают, что еженедельные рабочие общешкольные линейки стоит проводить без начальных классов (39% учеников среднего звена считают, что присутствовать младшим классам на школьной линейке не нужно).
И большая часть учащихся (84% по школе) считают, что построение по классам на школьной линейке является самым удобным (приложение №2).
2. Расчёт площадей помещений, в которых проводятся линейки.
На втором этапе исследования проводилось измерение линейных размеров помещений, где проводятся школьные линейки. Размеры холла на первом этаже составили: ширина 5,35 метра, длина 13,65 метров; на втором этаже: ширина 5,35 метра, длина 22,15 метра.
Вывод: Подсчитав площадь прямоугольных холлов, у нас получилось 73м² и 118 м² (величина площади округлялась с недостатком до ближайшего целого числа) соответственно для I и II этажей (приложение №3).
3. Расчёт площади для расстановки всех учеников школы.
При выполнении этой работы сначала было определена средняя площадь, необходимая одному ученику. Она составила 0,2 м².
Выяснили, что в школе обучается 299 учеников, тогда для построения всех ребят школы требуется порядка 60м². Для каждого класса также были посчитаны требуемые площади (приложение №4).
Вывод: Таким образом, согласно расчёта свободная площадь холла первого этажа составила 13м², второго этажа – 58 м² (приложение №5).
4. Построение графические модели расположения учеников на линейке
В приложении №6 предложены предполагаемые варианты расстановки учеников по классам.
Вывод: Анализируя возможные модели и учитывая мнение большинства учащихся, которые считают, что построение по классам на школьной линейке является самым удобным, предлагаем на наш взгляд наиболее удачный вариант размещения классов (приложение №7). При этом угол обзора выступающих для всех зрителей является наиболее удачным.
5. Изучение истории возникновения школьных линеек
Толковый словарь даёт несколько определений слову «линейка». Вот, что говорится о линейке в Толковом словаре Ожегова:
«Линейка – … 4. Строй в шеренгу. Построиться в линейку. 5. Сбор, на котором участники выстроены шеренгами. Торжественная линейка. Прочитать приказ на линейке».
Линейка школьная – построение учащихся – одна из самых организационных форм воспитательной работы: на школьной линейке всех учащихся школы или нескольких классов информируют о важных решениях педагогического коллектива и ученического; школьные линейки могут проводиться также и в связи с важными событиями в жизни страны.
Линейка торжественная – построение учащихся для проведения какого-либо торжества, или награждения.
Линейка (торжественная церемония) - ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Функции участников: ведущий линейки (находится в центре внимания); выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания); зрители; исполнители ритуальных действий.
С.П.Афанасьев в своей работе «Первый звонок» связывает происхождение линейки с построением войск. «В древних армиях перед сражением и после них было принято выстраивать войска и обращаться к ним с призывами или благодарственными словами, так и в древней школе (где обучались практически только мальчики – будущие воины) учеников время от времени выводили на общее построение для поздравлений, для молитв и экзекуций». До сих пор в армии сохранились такие формы, как утренний осмотр, утренний развод, развод наряда для несения службы представляющие собой общие построения.
В линейке очень важны ритуалы. Напомним самые распространенные ритуалы: подъем государственного флага, исполнение гимна, вынос знамени и штандартов, перекличка, награждение, клятва, присяга, ритуальное приветствие, возложение цветов, вручение грамот, символов, амулетов.
Большой опыт использования ритуалов был накоплен в пионерской организации. Основываясь на достижениях недавнего прошлого, следует подчеркнуть следующее: ритуал должен обязательно проходить в центре внимания или быть сориентирован на доступность для общего наблюдения. Весьма показателен ритуал выноса знамени. Как правило, он предусматривал движение ритуальной группы по всему периметру строя и остановку в центре внимания. Здесь могла происходить передача знамени, смена почетного караула и т.п. Затем, после окончания церемонии ритуальная группа уже могла не обходить строй, чтобы избежать однообразия.
Заключение.
Невозможно представить школу без линейки, она стала одним из важных атрибутов школьной жизни. Учебный год начинается и заканчивается торжественными линейками. Линейки сплачивают коллектив, и эта традиция важна для воспитания и уважения к школе, педагогическому коллективу и одноклассникам.
И для качественной организации школьных линеек особое внимание стоит уделять размещению школьников в помещении.
Результаты проведенных мною исследований позволили сделать следующие выводы:
Большая часть учеников школы понимают необходимость их участия в общешкольном построении и считают, что построение по классам на школьной линейке является самым удобным.
Расчёт площади холлов двух этажей (73м² и 118 м² соответственно) и площади для расстановки всех учеников школы (60м²) показал, что при построении свободная площадь холла первого этажа составила 13м², второго этажа – 58 м².
На основании полученных данных мы построили схемы наиболее удачного расположения учащихся, полученные схемы расстановки мы проанализировали с точки зрения лаконичности и широты угла обзора и выбрали наиболее оптимальную.
Таким образом, считаем поставленную цель выполненной. Нам удалось подтвердить гипотезу о том, что если учащиеся будут построены на линейке оптимальным способом, то проведение такого мероприятия будет комфортнее.
Рекомендации.Для совершенствования работы, улучшения качества проведения общешкольных линеек с учётом оптимальной построения учащихся,
мы предлагаем следующие рекомендации.
Рекомендации организаторам школьных линеек:
на школьные линейки приглашать начальные классы;
в случае необходимости использования технических средств и музыкальной аппаратуры использовать холл первого этажа, где для этого есть технические возможности, все остальные линейки проводить в холле второго этажа, большая площадь которого позволяет свободнее размещать классы;
учитывать требования СанПина и проветривать помещения до линеек и после них;
для оптимального построения классов на линейке учитывать полученные в данной работе схемы.
Рекомендации классным руководителям и учителям, организующим построение классов:
учитывать рост учеников при размещении своих классов;
учитывать личные предпочтения, поскольку излишняя симпатия, как и неприязнь может быть причиной нарушения дисциплины.
Свою работу нам бы хотелось закончить словами английского писателя Ричардсона: «Берегите время - это ткань, из которой сделана жизнь».
Афанасьев С.П. Первый звонок: Что делать в школе 1 сентября: Методическое пособие. - Кострома: «Эврика-М», 1999.
Лопатин, В. В., Лопатина, Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993.
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений.СанПин 2.4.2. 1178 – 02
[Электронный ресурс]/ www.school.edu.ru // - 2009.- 10 октября.
Интернет – источники.
| Начальная школа | Средне звено | Старшее звено | Итого по школе | |||||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | ||||
1. Устраивает ли Вас расстановка детей на школьной линейке? | | | | | | | | | |||
да | 1 | 4% | 24 | 86% | 9 | 100% | 34 | 54% | |||
нет | 25 | 96% | 4 | 14% | 0 | - | 29 | 46% | |||
2. Как бы Вы хотели, чтобы ученики стояли на линейках? | | | | | | | | | |||
по классам, | 21 | 81% | 27 | 96% | 5 | 56% | 53 | 84% | |||
по росту, | 4 | 15% | 1 | 4% | 1 | 11% | 6 | 10% | |||
по личным предпочтениям | 1 | 4% | | | | | 1 | 1% | |||
другое | | | | | 3 | 33% | 3 | 5% | |||
3. Стоит ли приглашать учащихся начальной школы на линейки? | | | | | | | | | |||
да | 22 | 85% | 17 | 61% | 7 | 78% | 46 | 73% | |||
нет | 4 | 15% | 11 | 39% | 2 | 22% | 17 | 27% |
Приложение №3: Расчёт площадей помещений
S = 73,0275 м² 73м²
5,35 м
13,65 м
Холл второго этажа
S = 118,5025м² 118м²
5,35 м
22,15 м
Начальное звено
Класс | 1а | 1б | 2а | 2б | 3а | 3б | 4а | 4б |
Количество учеников | 18 | 14 | 17 | 16 | 17 | 18 | 17 | 18 |
Площадь размещения | 3,6 м² | 2,8 м² | 3,4 м² | 3,2 м² | 3,4 м² | 3,6 м² | 3,4 м² | 3,6 м² |
Среднее звено
Класс | 5а | 5б | 6а | 6б | 6в | 7 | 8 |
Количество учеников | 17 | 17 | 14 | 9 | 14 | 22 | 26 |
Площадь размещения | 3,4 м² | 3,4 м² | 2,8 м² | 1,8 м² | 2,8 м² | 4,4 м² | 5,2 м² |
Старшее звено
Класс | 9а | 9б | 10 | 11 |
Количество учеников | 14 | 14 | 7 | 10 |
Площадь размещения | 2,8 м² | 2,8 м² | 1,4 м² | 2 м² |
Площадь размещения всех учащихся школы
| Холл первого этажа | Холл второго этажа |
Площадь помещения | 73 м² | 118 м² |
Площадь размещения учащихся | 60 м² | 60 м² |
Свободная площадь | 13 м² | 58 м² |
Холл первого этажа
1 вариант:
9а
9б
10
11
1а 1б 2а 2б 3а 3б 4а 4б
5а 5б 6а 6б 6в 7 8
2 вариант:
11
10
9а
9б
8
1а
1б
2а
2б
3а
7 6в 6б 6а 5б 5а 4б 4а 3б
3 вариант
2а 1б 1а 11 10 9а 9б
2б 8
3а
3б
4а 4б 5а 5б 6а 6б 6в 7
Холл второго этажа
1 вариант:
11 10 9б 9а 8 7 6в 6б 6а 5б 5а 4б 4а 3б 3а 2б 2а 1б 1а
2 вариант:
1а
1б
2а
2б
11
10
9б
9а
8 7 6в 6б 6а 5б 5а 4б 4а 3б 3а
Холл первого этажа
Использовать при необходимости применения технических средств (микрофонов и музыкальной аппаратуры)
9а
9б
10
11
1а 1б 2а 2б 3а 3б 4а 4б
5а 5б 6а 6б 6в 7 8
Холл второго этажа
Использовать помещение для проведения большего количества рабочих линеек.
1а
1б
2а
2б
11
10
9б
9а
8 7 6в 6б 6а 5б 5а 4б 4а 3б 3а