Статья «Компетентностно - ориентированные задания по биологии как средство достижения планируемых результатов обучения»
Тема: компетентностно - ориентированные задания по биологии как средство достижения планируемых результатов обучения.
Человек, схвативший хотя бы
однажды кошку за хвост,
знает о котах значительно больше,
чем тот, кто лишь читал о них,
но никогда не видел.
Марк Твен
Цель КОЗ:
Для учащегося это не воспроизведение им информации или отдельных действий, а организация деятельности обучающегося.
Во-первых, целью обучения становится достижение учащимися определенного результата, а не сам процесс.
Во-вторых, формы и методы организации занятий меняются.
Признаки компетентностно - ориентированного задания:
- имитация различных жизненных ситуаций;
- обучающий характер работы;
- выход за рамки одной или нескольких образовательных областей;
- наличие большого, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишнее;
- часть необходимых данных отсутствует или требует поиска
Структура КОЗ:
Источник - содержит необходимую информацию для решения.
Источник информации - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания
Источник информации:
- Необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности
- Интересен
- Соответствует возрасту учащихся
На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий.
Учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания.
Инструмент проверки – определяет критерии проверки задания.
Инструментом проверки может быть:
- Ключ - используется для тестовых заданий закрытого типа.
- Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом.
- Аналитическая шкала - используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом.
- Бланк наблюдений за групповой работой – используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом.
Задачная формулировка – задает деятельность учащегося.
Задачная формулировка - понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом \ шкалой, соответствует возрасту учащегося, интересна учащемуся.
Задачная формулировка задает деятельность.
Задачная формулировка должна использовать личностное обращение.
Стимул – мотивирует на выполнение задания.
Стимул - мотивирует ученика на выполнение задания, [включает описание ситуации или другие условия задачи, которые играют роль источника информации].
Стимул - мотивирует ученика на выполнение задания, [включает описание ситуации или другие условия задачи, которые играют роль источника информации].
Стимул в КОЗ выполняет несколько функций:
мотивирует учащегося на выполнение задания;
моделирует практическую, жизненную ситуацию;
при необходимости может нести функцию источника информации.
Стимул должен:
быть кратким (не более трёх предложений);
НЕ отвлекать учащегося от содержания задания;
содержать личностное обращение
Требования к содержанию КОЗ
• Интеграция, сложность источника
• Различный характер взаимоотношений источников информации, заданный формулировкой задания
• Тип информации (прямая/косвенная)
Для успешной деятельности учащегося на современном этапе необходимы не только знания, но и умения применять эти знания в новых неожиданных для человека ситуациях. Именно этому мы пытаемся научить своих детей.
Автор публикации: Галкина Наталья Алексеевна (учитель биологии МОУ «СОШ №16»
газетапедагого https://gazetapedagogov.ru/utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=name_poluchite_besplatno_svidetelstvo_o_publikacii_v_smi&utm_term=2019-05-13