Статья «Особенности метода проектной деятельности в формировании личности школьника при обучении химии и биологии»
Зубарева Гузель Ядкаровна,
учитель химии и биологии,
МБОУ «Гимназия №5 Зеленодольского муниципального района
Республики Татарстан»
Республика Татарстан, город Зеленодольск
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ И БИОЛОГИИ
Тезисы: статья «Особенности метода проектной деятельности в формировании личности школьника при обучении химии и биологии» раскрывает перспективы использования метода проектов в современной школе.
Время предъявляет все более высокие требования к личности вчерашнего школьника, а ныне выпускника школы. Необходимо формировать личность, способную креативно мыслить и быстро действовать, личность цельную, способную принимать грамотные, верные решения и отвечать за них. В решении этой ответственной задачи огромная роль принадлежит школе, перед которой, в условиях огромного информационного потока последних десятилетий ставится актуальная задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем.
В современном обществе образованный человек – это не только человек, вооруженный знаниями, но и умеющий добывать, приобретать знания, применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен уметь адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть креативным, коммуникабельным в различных социальных группах. Необходимо формирование у учащихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной.
Одной из инновационных педагогических технологий, соответствующих перечисленным требованиям, является проектное обучение или обучение с использованием учебных проектов, реализуемое в мировой практике школьного образования для осуществления межпредметных связей и соединения теории с практикой при изучении биологии и химии.
Среди различных инновационных технологий проектное обучение обладает рядом преимуществ, так, как позволяет ученику самостоятельно (при консультативной поддержке учителя) добывать знания, работая с многочисленными источниками информации, приборами и лабораторным оборудованием, и, одновременно, в деловом общении со сверстниками, развивать коммуникативные умения и навыки. Кроме этого, оно достаточно «легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, которое определено образовательным стандартом».
Проектное обучение – вид обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения;
-развивают системное мышление.
Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению .
Проектное обучение личностно-ориентированно, использует множество дидактических подходов – обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях: от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле; приносит удовлетворение учащимся, видящим продукт своего собственного труда
Список литературы:
Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань. Издательство Казанского университета, 1988.-238с.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.-С.11-15
3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. – М. Дрофа.2004.-с.479.
4. Кичук Н.В. От творчества учителя к творчеству ученика. - Измаил, 1992. - 96 с.
5. Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. Начальная школа плюс До и После.- 2004.- №7.-С.5.