Проектно-исследовательская работа "Экологический календарь"

14
0
Материал опубликован 1 August 2019 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22 города Ставрополя»














проект по теме:


«Экологический календарь»










Авторы: 6 А класс МБОУ СОШ №22

Гайдай Елизавета

Колядин Игорь

Смола Максим

Ткаченко София



Руководитель: Гаврилова Анна Сергеевна, учитель географии

МБОУ СОШ №22 г. Ставрополя



г. Ставрополь – 2019г.

Содержание проекта:

    Введение………………………………………………………..…………......... 3-4

    Основная часть………………………...………………………………………. 4-7

    Практическая часть…..…………..……………………………………..…… 7-10

    Заключение…………………………………………………………………...…. 10

    Список литературы……………………………………..........…………………. 13

    Приложения ..……………………………………………………………………14

































Введение

Календарь – одно из самых старых изобретений человека. И появился он, как только человек стал планировать свою жизнь наперед.

Современный человек не может обходиться без календаря. Глядя на него, он подводит итоги прошедшего, строит планы на будущее. С каждым годом календари становятся практичнее, разнообразнее и красивее. Чтобы улучшить удобство пользования, производители придумали настенные, настольные и карманные календари, а также календари-плакаты, домики, линейки, закладки, квартальные и перекидные. Любой из календарей может стать помощником человека.

Естественная среда обитания человека – природа. Сегодня человек своей хозяйственной деятельностью вторгается в природную среду. Причем с возрастанием масштабов этой деятельности усиливается ее отрицательное воздействие на многие природные процессы, необходимые для существования самой жизни.

Вот печальная статистика. По данным Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, в настоящие время ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га плодородных земель, вырубается и погибает от пожаров и вредных воздействий 111 млн. га лесов, что составит за три десятилетия площадь, занимаемую Индией.

Стремительно увеличивается число видов растений и животных, заносимых в Красную книгу. Изменяются веками складывавшиеся природные ландшафты, истощаются почвы, мелеют и погибают озера.

Можно ли приостановить возрастающий процесс загрязнения окружающей среды? Что для этого нужно сделать? Эти вопросы занимают сегодня умы не только ученых. От правильных ответов на них зависит судьба всей человеческой цивилизации. Необходимо найти выход из данной ситуации, привлечь как можно больше заинтересованных лиц для ее решения. Быть может, календарь как-то будет помогать нам в этом? Так как каждый день, чтобы узнать число, мы заглядываем в календарь, и заодно мы там можем найти какую- либо информацию. А если предположить, что эта информация будет об экологическом состоянии нашей природы, тогда быть может, большее число людей задумается об этой проблеме и начнет наконец-то что-то предпринимать. Отсюда следует нужно как можно быстрее создать такие календари.

Поэтому, актуальность проекта очень велика в современное время для развития экологического образования и воспитания школьников. В основу проекта легла рубрика «Календарь знаменательных событий и памятных дат»  с подборкой международных и российских праздников. Для реализации данного проекта были выбраны те праздники, которые непосредственно связаны с вопросами экологического образования детей.

Цель работы:

    ознакомится с историей календаря;

    исследовать значение календаря в жизни человека;

    создать макет собственного экологического календаря.

Задачи:

    изучить историю появления календаря;

    исследовать различные календари;

    исследовать разнообразие календарей и их использование в реальной жизни;

    выяснить, знают ли учащиеся нашей школы о календарях и используют ли они их в реальной жизни;

    проанализировать собранный материал и создать экологический календарь.

Объект исследования: экология.

Предмет исследования: экологический календарь.

Гипотеза: может ли существовать человек без календаря в современном мире.

Методы:

    Сбор и изучение информации.

    Анкетирование и опрос.

    Наблюдение в природе.

    Самостоятельная творческая деятельность.



Основная часть проекта

1. История появления календаря

Из словаря С. И. Ожегова мы узнали, что календарь - это перечень дней года, разбитый на недели и месяцы.

Само слово «календарь» пришло из Древнего Рима. Так назывались долговые книги, куда ростовщики ежемесячно заносили проценты. Это происходило в первый день месяца, который раньше называли «календ».

От них и произошло название всем известного календаря.

Разные народы в разное время создали и пользовались тремя видами календарей: солнечным, лунным и солнечно-лунным. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положено движение Солнца, позволяющее согласовать сутки и год. В настоящее время жители большинства стран пользуются именно солнечным типом календаря. Первые календари появились много тысяч лет назад. Они создавались для того, чтобы облегчить людям жизнь: они сообщали, когда дожди сменяют засуху, когда изменится ветер, когда созреет урожай.

2. Виды календарей и их значение в нашей жизни

В каждом доме есть календарь. Он висит на стене, лежит на столе, есть в мобильном телефоне. Календарём мы пользуемся каждый день, он наш верный помощник.

Даже знаменитый Робинзон Крузо, когда оказался на необитаемом острове, очень боялся остаться без календаря. Вот что он говорил: « Вскоре после того, как я поселился на острове, мне вдруг пришло в голову, что я потеряю счёт времени и даже перестану отличать воскресенья от будней, если не заведу календаря. Календарь я устроил так: обтесал топором большое бревно и вбил его в песок на берегу, на том самом месте, куда меня выбросило бурей, и прибил к этому столбу перекладину, на которой вырезал крупными буквами такие слова:

«ЗДЕСЬ Я ВПЕРВЫЕ СТУПИЛ НА ЭТОТ ОСТРОВ 30 СЕНТЯБРЯ 1659 ГОДА».

«С тех пор я каждый день делал на своём столбе зарубку в виде короткой чёрточки. Через шесть чёрточек я делал одну длиннее – это означало воскресенье; зарубки же, обозначающие первое число каждого месяца, я делал ещё длиннее. Таким образом, я вёл мой календарь, отмечая дни, недели, месяцы и годы».

Календари можно увидеть повсюду: в магазине, на почте, в аптеке, в школе, в библиотеке, в парикмахерской, в поликлинике. Они есть в телефонах, в наручных часах. Каждый календарь имеет своё назначение.

Мы с одноклассниками принести свои календари в школу. Наши календари были разной формы и разные по теме: «Православный календарь», «Кулинарный календарь», «Лунный календарь», «Календарь-огородника и другие.

Анна Сергеевна показала нам «Календарь учителя», в котором отмечены учебные четверти и каникулы. Есть свои календари у астрономов, у министров.

Чтобы календари были удобны в использовании, производители придумали различные виды календарей. Они классифицируются по размеру: настенные; настольные; карманные; плакатные; перекидные; отрывные, табель-календари; электронные и другие.

По содержанию информации, как выяснилось, календари делятся на: календари знаменательных дат; календари рыболова; рекламные; календари народных примет и обычаев; православные; производственные; исторические; кулинарные; астрологические и другие.

3. Анкетирование учащихся

Нами был проведён опрос в 6-7 классах нашей школы (49 человек) по теме «Календарь». Были заданы следующие вопросы:

1. Что такое календарь?

2. Пользуетесь ли ВЫ календарем? Если ДА, то, каким?

3. Какой сегодня день, месяц, год и какой день недели?

4. В каком году вы пошли в школу?

5. Какой сейчас век?

6.Сколько дней в феврале 2018 года?

7. Как календарь помогает Вам в вашей жизни?

Исходя из анкетирования можно сказать, что учащиеся данных классов имеют представление, что такое календарь, но некоторые учащиеся (12 человек, что составляет 24%) затрудняются ответить на вопрос и не могут грамотно это объяснить. 46 (94%) учащихся верно назвали, какой сегодня день по календарю и день недели, а остальные 3(6%) путаются в днях недели. 39 (80%) ребят знают, в каком году они пошли в школу, а остальные 10 (20%) затрудняются ответить. 48 (98%) опрошенных верно ответили на вопрос какой сейчас век. 33 (67%) учащихся знают сколько дней было в феврале 2018 года, у 16 (33%) вопрос вызвал затруднения. 35(71%) ребят пользуются календарем, большинство использует календари на электронных носителях (телефон). Календарь им помогает планировать события жизни, не забывать важные даты, заполнять дневник и д.

Вывод: из полученных результатов анкетирования видно, что 37 (76%) ребят ориентируются в календарных датах, а остальные 12 учащихся (24%) затрудняются. (Приложение)

Практическая часть проекта.

В мире много разных календарей, но нам захотелось создать свой календарь экологических дат.

Через такой календарь мы планировали показать актуальность экологических знаний, воздействие человека на окружающую среду в аспекте дат экологического календаря, загрязнение природной среды и необходимость её сохранения, снижение биологического разнообразия на планете, важность сохранения окружающей природы для будущих поколений.

Данный календарь поможет нам спланировать свою деятельность по проведению экологических классных часов и акций. Работа по данному календарю будет проходить под девизом: «От экологического праздника – к реальным природоохранным делам!»

Вместе с руководителем мы разработали дизайн календаря в программе «Дизайн календарей».

Мы выбрали следующие даты для экологического календаря:

1  января -  Всемирный день мира
11 января -  День заповедников и национальных парков  (с 1997г.)
29  января - День мобилизации против угрозы ядерной  войны (с 1985г.)

1 февраля -  Дни памяти погибших защитников животных (с 2009г.)
2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий (с 1971г.)
2 февраля - День сурка (с 1886г.)
19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита) (с 1986г.)

25 февраля - День рождения ассоциации заповедников (с 1995г.)

 1 марта   -  Всемирный день кошек (с 2004г.)
14 марта -  Международный день действий против плотин в защиту Рек, Воды и Жизни (с 1998г.)

15  марта -  Международный день защиты бельков (с 1986г.)
20 марта  -  День Земли (с 1971г.)
21 марта  -  Международный день леса (с 1971г.)
22 марта  -  Всемирный день Воды, или Всемирный день водных ресурсов (с 1993г.)

22 марта  -  Международный день Балтийского моря (с 1986г.)
23 марта  -   Всемирный день метеорологии (с 1961г.)
30  марта -  Час Земли

 1 апреля  -  День птиц (с 1994г.)
7  апреля -   Всемирный день охраны здоровья (с 1948г.)
15 апреля  - День экологических знаний
19 апреля  - День подснежника (с 1984г.)
22 апреля - Всемирный день Земли (международная экологическая акция) (с 1972г.)
24  апреля - Всемирный день защиты лабораторных животных (с 1979г.)

26  апреля - День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф (с 1986г.)

28  апреля - День борьбы за права человека от химической  опасности  (День химической безопасности) (с 1997г.)  

3 мая  -  День солнца (с 1994г.)
11  мая -  Всероссийский день посадки леса (с 2011г.)
12  мая - День экологического образования (с 1992г.)
15 мая  - Международный день климата (с 1992г.)
15 мая -15 июня - Единые дни действий в защиту малых рек и водоемов
20 мая  - День Волги (с 2006г.)
22  мая - Международный день сохранения биологического разнообразия (флоры и фауны Земли)

 24  мая - Европейский день парков (с 1999г.)
 25 мая  - День нерпёнка (Иркутская область) (с 2003г.)
 31  мая -  Всемирный день без табака (Всемирный день против курения) (с 1988г.)

2 июня -  Международный день очистки водоемов (с 1995г.)
5 июня  -  Всемирный день охраны окружающей среды (с 1972г.)
5 июня -  День эколога (с 2007г.)
6 июня -  Международный день очистки водоёмов
8  июня -  Всемирный день океанов (с 1992г.)
15 июня  - День создания юннатского движения в России
17  июня - Всемирный день борьбы с опустыниванием  и засухами (с 1995г.)

27 июня - Всемирный день рыболовства (с 1985г.)

4 июля -  Международный день дельфинов-пленников (с 2007г.)
11июля  -  Международный день народонаселения (с 1989г.)
14 июля  - День действий против рыбной ловли
23 июля  - Всемирный день китов и дельфинов (с 1986г.)

2  августа -  День оленя (с 1932г.)
6  августа -  Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия (День Хиросимы)

8  августа -  Всемирный день кошек
9  августа -  Всемирный день коренных малочисленных народов мира (с 1994г.)
16 августа  - Международный День бездомных животных (с 2000г.)
18 августа -  Лошадиный праздник
25 августа - День Байкала (с 1999г.)

8  сентября -  Всемирный день журавля
11 сентября  -  День рождения Всемирного фонда дикой  природы (WWF) (с 1961г.)
15 сентября  - День рождения Гринпис (с 1971г.)
15  сентября - День работников леса, Российский День леса (с 1980г.)
16 сентября - Международный день охраны озонового слоя (с 1994г.)
20 сентября - Международная ночь летучих мышей
22  сентября - День без автомобиля. Европейский день пешеходов  (с 1998г.)  27 сентября  - Всемирный день туризма (с 1979г. 27  сентября - Всемирный день моря (с 1978г.)

28 сентября  - Международный день кролика

1  октября -  Всемирный вегетарианский день (с 1977г.)
2  октября -  Всемирный день сельскохозяйственных  животных
4  октября -  Всемирный день защиты животных (в России с 2000г.)
5 октября - День образования Международного союза охраны природы
6 октября  -  Всемирный день охраны мест обитания (с 1979г.)
9  октября -  Международный день защиты от стихийных бедствий (с 1999г.)

14 октября -  День работников государственных природных заповедников (с 1999г.)
31 октября - Международный день Черного моря (с 1978г.)

1 ноября  -  День образования Российского экологического союза

6  ноября -  Международный день предотвращения эксплуатации  окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов

9 ноября  -  День антиядерных акций
11 ноября  -  Международный день энергосбережения (с 2008г.)
12 ноября -  Синичкин день (Исконно русский праздник - День встречи зимующих птиц)
15 ноября  - День вторичной переработки
16 ноября  - День образования ЮНЕСКО (1945г.)
17  ноября - День черного кота (Италия)
24 ноября - День моржа

29  ноября - День образования Всероссийского общества охраны природы (ВООП) (1924г.)
30 ноября - Всемирный день домашних животных

3  декабря -  Международный день борьбы с пестицидами (с 1984г.)
5 декабря  -  Международный день добровольца (волонтера) (с 1985г.)
10  декабря - Международный день акций за принятие Декларации прав животных
11декабря - Международный день гор (с 2003г.)
15 декабря - День образования организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) (1972 г.)
29 декабря - Международный день биологического  разнообразия  (с 1994г.)



 






Заключение

В результате работы мы выяснили, что все мои сверстники и взрослые идут в ногу со временем. Практически у каждого дома есть календарь, либо на стене, либо на письменном столе, либо в портфеле или сумочке, либо в мобильном телефоне. Каждый из нас с помощью календаря старается планировать, и тем самым, беречь своё время. Календарь заметно вошел в нашу жизнь, и обратно уже хода нет. Вот, казалось бы, маленькая вещь, а без нее нам невозможно прожить и несколько дней. Людям, у которых нет календаря, например жертвам кораблекрушений, выброшенным на необитаемый остров, трудно не потерять счет дням.

Работая над проектом, мы изучили историю календарей, рассмотрели разнообразие календарей, проанализировали несколько видов календарей. В результате мы с ребятами создали собственный экологический календарь, который, как мы думаю, на сегодняшний день очень актуален.

Проанализировав всю литературу и данные анкетирования, можем смело утверждать, что:

    календарь является хитроумным изобретением человечества;

    гениальность календаря заключается в периодичности повторения циклов движения небесных тел;

    календарь имеет важное значение в жизни современного человека.

Проект вызвал интерес, потому, что:

    в ходе исследования мы узнали, что пользоваться календарями люди начали много тысяч лет назад.

    первые календари очень отличались от современных календарей по дизайну, по содержанию. Но все календари отражали интересы людей своего времени.

    в них обязательно присутствует определённая система счёта продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

При создании календаря, нам помогала руководитель проекта Гаврилова Анна Сергеевна. Мы учились работать в группах, и эта работа сдружила нас ещё больше.


































Список источников информации


1. Володомонов Н. В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. - М.: Наука (ГРФМЛ), 1987.

2. Куликов С. Нить времён. Малая энциклопедия календаря с заметками на полях газет. - М.: Наука, 1991.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИЯ», 2003.

4. Тарабарина Т. И. Детям о времени: Попул. пособие для родителей и педагогов / Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова. - Ярославль: Акад. развития, 1996.

4http://ru.wikipedia.org/wiki/Календарь

5. http://kurspresent.ru/page/kalendar-i-lenta-vremeni

6. http://redbookrf.ru/zhivotnye
























Приложение























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.